г. Чита |
|
20 октября 2023 г. |
Дело N А58-8789/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Будаевой Е.А., Подшиваловой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 июля 2023 года по делу N А58-8789/2022 по иску акционерного общества "Теплоэнергия" (ИНН 1435332211, ОГРН 1181447006069) к государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (ИНН 1435237430, ОГРН 1111435000819) о признании отсутствующей задолженности, по иску государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (ИНН 1435332211, ОГРН 1181447006069) к акционерному обществу "Теплоэнергия" (ИНН 1435237430, ОГРН 1111435000819) о взыскании 146 887 242,07 руб.,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435028645, ОГРН 1031402050074),
при участии в судебном заседании:
от АО "Теплоэнергия": Карпий Д.С.- представитель по доверенности от 09.12.2022, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Теплоэнергия" (далее - истец, АО "Теплоэнергия") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (далее - ответчик, Агентство) о признании отсутствующей задолженности в виде переплаты по соглашениям от 24.04.2020 N 135-я и от 26.05.2021 N 144-я в размере 148 940 774 руб. 42 коп., взыскании почтовых расходов в размере 59 руб., делу присвоен номер А58-8789/2022.
Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к акционерному обществу "Теплоэнергия" о взыскании 146 887 242,07 руб., делу присвоен номер А58-2671/2023.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28.04.2023 дело N А58-8789/2022 объединено с делом N А58-2671/2023 в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением номера дела N А58-8789/2022.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 июля 2023 года по делу N А58-8789/2022 исковые требования акционерного общества "Теплоэнергия" удовлетворены. Задолженность акционерного общества "Теплоэнергия" по соглашениям о предоставлении субсидии от 24.04.2020 N 135-я, от 26.05.2021 N 144-я в размере 148 940 774 руб. 42 коп. признана отсутствующей.
В удовлетворении исковых требований государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" к акционерному обществу "Теплоэнергия" о взыскании 146 887 242 руб. 07 коп. отказано.
Дополнительным решением от 24 августа 2023 года суд взыскал с государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" в пользу акционерного общества "Теплоэнергия" почтовые расходы в размере 59 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 июля 2023 года по делу N А58-8789/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, по результатам проверки в отношении получателя субсидии АО "Теплоэнергия", агентством установлено, что истцом по 33 адресам не были представлены документы, подтверждающие право собственности (пользования) по вспомогательным объектам; в отношении 5 объектов установлено, что они являются нежилыми, 1 объект снесен.
По мнению ответчика, выводы суда первой инстанции, что решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) пункт 4.1.5 Порядка N 118 - ОД признан недействительным, в связи с чем, не подлежал применению Агентством при проверке, распределение планового расхода топлива для отопления зданий по месяцам отопительного периода, являются неверными, так как, на момент проверки и утверждения акта данный пункт действовал и подлежал применению.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором АО "Теплоэнергия" выводы суда первой инстанции поддержало, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 13.09.2023.
ГКУ Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий", Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель истца в судебном заседании, возражая доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в 2020-2021 гг. АО "Теплоэнергия" являлось получателем субсидии из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Между истцом и ответчиком заключены соглашения о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги от 24.04.2020 N 135-я, от 26.05.2021 N 144-я, предметом которых являлось предоставление из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2020- 2021, 2021-2022 гг. субсидий в целях возмещения недополученных доходов АО "Теплоэнергия", связанных с поставкой льготной категории потребителей в январе-декабре 2020 г., январе-декабре 2021 г. следующих видов коммунальных ресурсов (услуг): отопление, горячее водоснабжение из закрытой системы теплоснабжения, горячее водоснабжение из открытой системы теплоснабжения, поставка тепловой энергии в целях подготовки горячего водоснабжения теплообменниками.
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения от 24.04.2020 N 135-я (в редакции дополнительного соглашения от 25.05.2021) субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Агентству как получателю средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в следующем размере:
в 2020 году 299 951 805 руб.
в 2021 году 298 510 856 руб.
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения от 26.05.2021 N 144-я (в редакции дополнительного соглашения от 08.04.2022) субсидия предоставляется в следующем размере: 620 202 501 руб., в том числе:
в 2021 году 540 480 418 руб.
в 2022 году 79 722 083 руб.
Во исполнение соглашений Агентством начислена субсидия в размере 1 200 543 877 руб.
Согласно приказу ГКУ РС (Я) "Агентство субсидий" от 20.05.2022 N 524/07-17/139 "О проведении плановой проверки АО "Теплоэнергия" Отделу ревизии приказано провести с 23.05.2022 по 30.06.2022 проверку в отношении АО "Теплоэнергия" на соблюдение условий, целей и порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги за 2020 - 2021 г.
Письмом от 29.07.2022 N 524/07-14/б/704 Агентство направило в АО "Теплоэнергия" Акт по итогам проверки.
АО "Теплоэнергия" в письме от 05.08.2022 N 4411 выразило несогласие с изложенными в акте доводами.
Письмом от 13.08.2022 N 524/07-14/б/795 Агентство направило в АО "Теплоэнергия" утвержденный Акт по итогам проверки.
В соответствии с утвержденным Актом проверки по итогам плановой проверки в части соблюдения условий, целей и порядка и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов от 13.08.2022 N 324- 12/27 (далее - Акт) сумма излишне выплаченной субсидии по услуге тепловой энергии составила 148 940 883 руб. 42 коп.
Из содержания Акта следует, что сумма излишне выплаченной субсидии по услуге тепловой энергии в размере 148 940 883 руб. 42 коп. состоит из следующего:
в нарушение п. 22 Постановления N 354, Закона РС (Я) о льготных тарифах в результате применения льготных тарифов по объектам без правоподтверждающих документов, относящих их в состав жилых объектов, сумма излишне перечисленной субсидии составила 1 298 640, 78 руб.;
в нарушение ст. 3 Закона РС (Я) о льготных тарифах, п. 5.3 Порядка N 450-п, в результате предоставления сведений о поставке коммунальных услуг в нежилые объекты сумма излишне перечисленной субсидии составила 1 230 924, 49 руб.;
по результатам распределения поставленной тепловой энергии по месяцам отопительного периода установлено, что в нарушение ст. 5 Закона РС (Я) о льготных тарифах, п. 1 Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27.09.2017 N 450-п сумма излишне перечисленной субсидии составила 2 793 064, 11 руб.;
по результатам корректировки объема поставки тепловой энергии и по фактической температуре наружного воздуха установлено, что в нарушение ст. 5 Закона РС (Я) о льготных тарифах, п. 1 Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27.09.2017 N 450-п сумма излишне перечисленной субсидии составила 143 618 254, 04 руб.
06.09.2022 в АО "Теплоэнергия" поступило требование Агентства от 29.08.2022 N 524/07-14/б/830 о возврате излишне выплаченной субсидии в размере 146 887 242, 07 руб.
АО "Теплоэнергия", не согласившись с требованием Агентства, обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском о признании отсутствующей задолженности в виде переплаты по соглашениям от 24.04.2020 N 135-я и от 26.05.2021 N 144-я в размере 148 940 774 руб. 42 коп.
Агентство, в свою очередь, обратилось с иском о взыскании с АО "Теплоэнергия" 146 887 242 руб. 07 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) требования АО "Теплоэнергия" удовлетворены, в удовлетворении требований Агентства отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права и правовыми позициями.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации.
К бюджетным правоотношениям в соответствии с п.1 ст.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Пунктом 1 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пп.2 п.2 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, в том числе должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (п.3 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Данное требование не действует лишь в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (пп.3 п.3 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Законом Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 1235-З N 25-V установлены льготные тарифы на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение, а также предусмотрено, что возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат исполнителям коммунальных услуг, заключившим договоры энергосбережения, и ресурсоснабжающим организациям в виде компенсации выпадающих доходов, возникших в связи с установлением льготных тарифов, осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном уполномоченным органом (статьи 1, 5).
Согласно статье 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 г. 1235-З N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение", пункту 1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 февраля 2016 г. N 58 "Об определении исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) уполномоченными на принятие актов, утверждающих порядки предоставления субсидий по статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации" Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) является одним из органов, уполномоченных на принятие актов об утверждении порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в частности юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Во исполнение приведенных положений нормативных правовых актов Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) приказом от 27 сентября 2017 г. N 450-п утвердило Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, которым среди прочего предусмотрены формулы определения размера субсидии по каждому виду коммунальных ресурсов (услуг) (далее - Порядок N 450-п).
В соответствии с пунктами 5.1 Порядка N 450-п Агентство проводит обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Согласно пункту 5.4 Порядка N 450-п мерой ответственности в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного, в том числе по фактам проверок, проведенных Агентством, Министерством и органом государственного финансового контроля, а также в случае недостижения значений результатов предоставления субсидий, является возврат средств субсидий в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном пунктом 3.9 настоящего Приказа, предусматривающим в том числе порядок и сроки возврата субсидий.
Приказом от 01.03.2022 N 118-ОД Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) утвержден Порядок проведения проверок соблюдения организациями условий предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат, в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (далее Порядок N 118-ОД).
Согласно пункту 1.1.2 Порядка N 118-ОД главный распорядитель бюджетных средств в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) передал полномочия по проведению проверок соблюдения организациями условий предоставления субсидии в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий".
Согласно решению Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2022 г. по делу N 3а-118/2022 Порядок N 118-ОД принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, опубликован в установленном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Теплоэнергия" и Агентством заключены соглашения о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги от 24.04.2020 N 135-я, от 26.05.2021 N 144-я, предметом которых являлось предоставление из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2020-2021, 2021-2022 гг. субсидий в целях возмещения недополученных доходов АО "Теплоэнергия", связанных с поставкой льготной категории потребителей в январе-декабре 2020 г., январе-декабре 2021 г. следующих видов коммунальных ресурсов (услуг): отопление, горячее водоснабжение из закрытой системы теплоснабжения, горячее водоснабжение из открытой системы теплоснабжения, поставка тепловой энергии в целях подготовки горячего водоснабжения теплообменниками.
По итогам проведенной Агентством проверки установлено, что сумма излишне выплаченной субсидии по услуге тепловой энергии составила 148 940 883 руб. 42 коп., в том числе:
в нарушение п. 22 Постановления N 354, Закона РС (Я) о льготных тарифах в результате применения льготных тарифов по объектам без правоподтверждающих документов, относящих их в состав жилых объектов, сумма излишне перечисленной субсидии составила 1 298 640, 78 руб.;
в нарушение ст. 3 Закона РС (Я) о льготных тарифах, п. 5.3 Порядка N 450-п, в результате предоставления сведений о поставке коммунальных услуг в нежилые объекты сумма излишне перечисленной субсидии составила 1 230 924, 49 руб.;
по результатам распределения поставленной тепловой энергии по месяцам отопительного периода установлено, что в нарушение ст. 5 Закона РС (Я) о льготных тарифах, п. 1 Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27.09.2017 N 450-п сумма излишне перечисленной субсидии составила 2 793 064, 11 руб.;
по результатам корректировки объема поставки тепловой энергии и по фактической температуре наружного воздуха установлено, что в нарушение ст. 5 Закона РС (Я) о льготных тарифах, п. 1 Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27.09.2017 N 450-п сумма излишне перечисленной субсидии составила 143 618 254, 04 руб.
Относительно установленного Агентством нарушения применения льготных тарифов по объектам без правоподтверждающих документов и по нежилым объектам судом первой инстанции установлено следующее.
Из Акта следует, что по вспомогательным объектам (бани), по которым предоставляется услуга ТЭ, договоры с потребителями заключены на основании актов о присоединении теплопотребляющих устройств и сетей без правоподтверждающих документов (адреса указаны в таблице 8 Акта), в связи с чем, применение льготных тарифов неправомерно.
Кроме того, в нарушение ст. 3 Закона РС (Я) о льготных тарифах, п. 5.3 Порядка N 450-п, в результате предоставления сведений о поставке коммунальных услуг в нежилые объекты сумма излишне перечисленной субсидии составила 1 230 924, 49 руб.
Из Акта следует, что пять установленных объектов (дачи) не относятся к жилым помещениям, объект по адресу: с. Табага, ул. Строительная 12/3 снесен.
Давая оценку указанным обстоятельствам, изложенным в Акте, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с абзацем 15 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) потребителем признается собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В соответствии с абзацем 5 пункта 2 Правил N 354 "домовладением" признается жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании (ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений действующего законодательства критерием отнесения потребителя к категории "население" является использование ресурса в жилом помещении на коммунально-бытовые нужды.
Пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" относит баню к хозяйственным постройкам, предназначенным для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.
Согласно ГОСТ P 57137-2016 "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения" потребность бытовая - это потребность, связанная с проведением ремонтных и профилактических услуг и работ, услуг и работ по изготовлению предметов, вещей, объектов по индивидуальным заказам, услуг и работ, связанных с личной гигиеной, оздоровлением и формированием индивидуального образа человека, а также удовлетворением иных потребностей, возникающих в бытовой среде обитания человека.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, баня по своему функциональному назначению необходима для удовлетворения повседневных бытовых потребностей граждан.
В данном случае, теплоснабжение оказывалось АО "Теплоэнергия" физическим лицам, проживающим в жилых домах и баням, относящимся к домовладениям.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 15.08.2018 N 307-ЭС16-13020 (3) по делу N А56-13243/2013 вспомогательные хозяйственные постройки являются принадлежностью жилого здания как главной вещи.
На основании изложенного правового регулирования, с учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Агентство, настаивая на применении иного тарифа в отношении бань в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств, подтверждающих, что в спорный период тепловая энергия использовалась для коммерческих целей, а спорные хозяйственные постройки не являются домовладением в соответствии с приведенным положениями законодательства.
Установление различных тарифов для одной группы недопустимо в силу того, что это ставит потребителей коммунальной услуги в неравное положение применительно к исполнению обязанности по оплате ресурсов, что не согласуется с общеправовыми принципами равенства и справедливости (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 9 июня 2021 г. N 304-ЭС20-16768 по делу N А81-1744/2019).
С учетом изложенного, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что поставленные в спорный период коммунальные ресурсы использовались в жилых помещениях на коммунально-бытовые нужды, а АО "Теплоэнергия" в силу действующего законодательства обоснованно применяло в отношении стоимости указанных ресурсов тариф для группы потребителей "население".
В отношении пяти объектов (дач) суд первой инстанции исходил из следующего.
АО "Теплоэнергия" представило копии договоров теплоснабжения: от 01.01.2016 N 58354Т с Федоровым П.К., от 01.01.2016 N 54302Т с Ниморицыной Е.Т., от 03.03.2022 N 59746Т с Киселевым Е.П., от 01.01.2017 N 59262Т с Эверстовой Т.Е., от 01.01.2016 N 54284Т с Скрябиным И.В., а также акты о присоединении жилых домов, свидетельства о государственной регистрации права собственности (приложения к возражениям на отзыв (л.д. 67-71 т. 2).
Из представленных документов судом первой инстанции установлено, что договоры теплоснабжения были заключены АО "Теплоэнергия" в отношении жилых домов, а собственники дач, заключивших договоры, являются физическими лицами.
Доказательства того, что спорные объекты используются в коммерческой деятельности, а не в целях проживания в них граждан и использования коммунальных ресурсов и услуг для личных бытовых нужд граждан либо того, что фактическое целевое назначение помещений, исходя из вида деятельности, осуществляемой собственниками помещений, связано с предоставлением коммерческих услуг, не представлено.
В подтверждение того, что объект по адресу: с. Табага, ул. Строительная 12/3 снесен, Агентством представлена копия распоряжения и.о. Главы ГО "Город Якутск" от 16.07.2018 (л.д. 125 т. 2), согласно которому жилой дом по адресу: с. Табага, ул. Строительная 12/3 признан аварийным и подлежащим сносу.
Между тем, как верно отмечено судом первой инстанции, признание дома аварийным и подлежащим сносу не свидетельствует об отсутствии физической возможности проживания в нем граждан и теплопотребления в помещениях дома. Факт признания дома аварийным не означает, что в такой дом не поступает коммунальный ресурс. Доказательств прекращения поставки коммунального ресурса в указанный жилой дом не представлено, акты отключения аварийного жилого дома от сетей теплоснабжения отсутствуют. Агентством не представлены доказательства отключения указанного дома от централизованной системы теплоснабжения.
Судом первой инстанции также установлено, что акт осмотра N 1 от 08.06.2022 (л.д. 110 т.2) согласно которому дом по адресу: с. Табага, ул. Строительная 12/3 снесен, не свидетельствует о наличии каких-либо нарушений, поскольку составлен за пределами проверяемого периода (2020-2021).
Согласно материалам дела из Акта проверки в отношении АО "Теплоэнергия" также следует, что по результатам распределения поставленной тепловой энергии по месяцам отопительного периода Агентством установлено, что в нарушение ст. 5 Закона РС (Я) о льготных тарифах, п. 1 Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27.09.2017 N 450-п сумма излишне перечисленной субсидии составила 2 793 064, 11 руб.
Как следует из содержания Акта, согласно пункту 4.1.5 Приказа Министерства ЖКХиЭ от 01.03.2022 N 118-ОД при проверке коммунальной услуги по отоплению учитывается распределение планового расхода топлива для отопления зданий по месяцам отопительного периода (в % к общему расходу), утвержденное постановлением Совета Министров Якутской АССР от 22.04.1986 N 186. Объем поставленной тепловой энергии в соответствии с плановым расходом топлива для отопления зданий по месяцам отопительного периода за 2020-2021 гг. согласно Постановлению N 186 для расчета субсидий составил 751 340, 42 Гкал. Объем реализации тепловой энергии населению с учетом выявленных нарушений определен в размере 748 757, 51 Гкал. Таким образом, сумма излишне перечисленной субсидии составила 2 793 064, 11 руб.
Давая оценку указанным обстоятельствам, изложенным в Акте, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
В соответствии с постановлением Правительства РС (Я) от 26.09.2016 N 337 "О способе оплаты коммунальной услуги за отопление на территории Республики Саха (Якутия)" установлено, что плата коммунальной услуги за отопление осуществляется ежемесячно равными долями в течение календарного года в отношении всех муниципальных образований, расположенных на территории Республики Саха (Якутия).
Таким образом, в период оказания услуг по подаче тепловой энергии на территории всех муниципальных образований Республики Саха (Якутия) был выбран способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Пунктом 4.1.5 Порядка N 118-ОД предусматривалось, что при проверке коммунальной услуги по отоплению учитываются распределение планового расхода топлива для отопления зданий по месяцам отопительного периода (в % к общему расходу) утвержденное постановлением Совета Министров Якутской АССР от 22.04.1986 N 186 "О нормировании расхода тепла и топлива на отопление и горячее водоснабжение зданий в Якутской АССР".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал, что применение постановления Совета Министров Якутской АССР от 22.04.1986 N 186 "О нормировании расхода тепла и топлива на отопление и горячее водоснабжение зданий в Якутской АССР", которым предусмотрен порядок распределения планового расхода топлива по отдельным месяцам отопительного периода, к регулируемым отношениям по предоставлению субсидии в целях возмещения недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов является необоснованным.
Кроме того, решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2022 г. по делу N 3а-118/2022 пункт 4.1.5 Порядка проведения проверок соблюдения организациями условий предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат, в связи с установлением льготных тарифов, утвержденный Приказом от 01.03.2022 г. N118-ОД Министерства жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) признан недействующим с момента вступления решения в законную силу полностью.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал требование Агентства о взыскании излишне перечисленной субсидии в размере 2 793 064, 11 руб. необоснованным.
Согласно материалам дела из Акта проверки в отношении АО "Теплоэнергия" также следует, что по результатам корректировки объема поставки тепловой энергии и по фактической температуре наружного воздуха Агентством установлено, что в нарушение ст. 5 Закона РС (Я) о льготных тарифах, п. 1 Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27.09.2017 N 450-п сумма излишне перечисленной субсидии составила 143 618 254, 04 руб.
Из пояснений Агентства следует, что корректировка объема поставки тепловой энергии и по фактической температуре наружного воздуха произведена на основании пунктов 67, 70 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, утвержденная приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика 99/пр).
Давая оценку указанным обстоятельствам, изложенным в Акте, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 данного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Из пункта 1 статьи 539, пункта 1 статьи 541, статьи 544 Гражданского кодекса РФ следует, что абонент (потребитель) по договору энергоснабжения обязан оплачивать фактически принятое количество энергии в соответствии с данными ее учета (если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон).
В пункте 111 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 указано, что в отношении граждан - потребителей коммунальных услуг, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок определения объема потребленной тепловой энергии, теплоносителя устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.
Как правильно указал суд первой инстанции, в настоящем деле спор касается поставки тепловой энергии гражданам в жилые дома и, следовательно, должен рассматриваться с учетом правовых норм, регулирующих жилищное законодательство.
В силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В спорный период отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам жилых домов, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулировались Правилами N 354.
Правилами N 354 не предусмотрена возможность корректировки объема тепловой энергии в зависимости от фактической температуры наружного воздуха.
Актами жилищного законодательства исключается возможность определения объема подлежащего оплате гражданами - потребителями коммунального ресурса иными способом, чем на основании показаний регистрирующего фактическое потребление прибора учета, а при его отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22.05.2018 N 309-ЭС18-545.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, ссылка Агентства на корректировку расчетов в зависимости от фактической температуры наружного воздуха согласно пунктам 67, 70 Методики N 99/пр является ошибочной, поскольку названная Методика не подлежит применению при расчете поставляемого ресурса при расчетах за коммунальную услугу гражданам.
С учетом установленных обстоятельств и изложенном правовом регулировании, апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции об обоснованности требования АО "Теплоэнергия" о признании задолженности по соглашениям о предоставлении субсидии от 24.04.2020 N 135-я, от 26.05.2021 N 144-я в размере 148 940 774 руб. 42 коп. отсутствующей, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования АО "Теплоэнергия".
Соответственно, принимая во внимание выводы суда относительно исковых требований АО "Теплоэнергия", судом обоснованно отказано в удовлетворении требования Агентства о взыскании с АО "Теплоэнергия" переплаты субсидии в размере 146 887 242,07 руб.
Апелляционный суд, поддерживая выводы суда первой инстанции, и отклоняя доводы апелляционной жалобы, отмечает, что доводы жалобы повторяют доводы, заявленные ответчиком в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 июля 2023 года по делу N А58-8789/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-8789/2022
Истец: АО "Теплоэнергия", Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий"
Ответчик: АО "Теплоэнергия", Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий"
Третье лицо: Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я)
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-63/2024
20.10.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4562/2023
24.08.2023 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-8789/2022
25.07.2023 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-8789/2022