г. Вологда |
|
20 октября 2023 г. |
Дело N А52-53/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 октября 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селецкой С.В., судей Кузнецова К.А. и Марковой Н.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
при участии от муниципального образования "Псковский район" в лице администрации Псковского района Псковской области представителя Матвеева А.В. по доверенности от 12.10.2023 N 5290, от конкурсного управляющего муниципального предприятия Псковского района "Коммунальные услуги" Вишневой О.С. представителя Юрченко П.В. по доверенности от 10.07.2023 N 4,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционные жалобы муниципального образования "Псковский район" в лице администрации Псковского района и конкурсного управляющего муниципального предприятия Псковского района "Коммунальные услуги" Вишневой Ольги Сергеевны на определение Арбитражного суда Псковской области от 02 августа 2023 года по делу N А52-53/2017,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Псковской области от 16.01.2020 муниципальное предприятие Псковского района "Коммунальные услуги" (место нахождения: 180552, Псковская обл., Псковский р-н, дер. Котово, Ваулиногорское шос., д. 1; ОГРН 1146027007125, ИНН 6037006747; далее - Должник, Предприятие) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Вишнева Ольга Сергеевна
Конкурсный управляющий Вишнева О.С. обратилась в суд с заявлением о взыскании с муниципального образования "Псковский район" в лице администрации Псковского района (далее - Администрация) стоимости 5 323 500 руб. компенсации за переданные объекты централизованного холодного водоснабжения и водоотведения, расположенные в деревнях Загорицы и Писковичи Псковского района Псковской области.
Определением суда от 02.08.2023 заявленные требования частично удовлетворены; с Администрации в пользу Должника взыскано 1 000 000 руб. компенсации; в удовлетворении остальной части заявления отказано.
Администрация и конкурсный управляющий Вишнева О.С. обратились в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просили отменить определение суда от 02.08.2023.
В обоснование апелляционной жалобы конкурсный управляющий изложил аргументы, аналогичные по смыслу и содержанию доводам, приведенным суду первой инстанции, также указал на неверную, по его мнению, оценку данных доводов судом предыдущей инстанции. Апеллянт возражает против определенного судом размера компенсации. Полагает, что компенсация в заявленном размере соответствует отчету об оценке от 04.10.2022 N 487/СП-2022, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "ИКБ "Эксперт" (далее - ООО "ИКБ "Эксперт"), является обоснованной и справедливой.
Администрация в обоснование апелляционной жалобы также изложила аргументы, аналогичные по смыслу и содержанию доводам, приведенным суду первой инстанции, указав на неверную, по ее мнению, оценку данных доводов судом предыдущей инстанции. Полагает, что установленный судом размер компенсации 1 000 000 руб. является завышенным, тогда как разумным, реальным является 532 332 руб. (10 % от заявленного требования).
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего Вишневой О.С. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме; возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Администрации по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Администрации поддержал доводы жалобы; возражал против удовлетворения апелляционной жалобы конкурсного управляющего Вишневой О.С.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили. Прокуратура Псковской области в отзыве возражала против удовлетворения апелляционной жалобы Администрации. Дело рассмотрено при имеющейся явке в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов".
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-272 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб ввиду следующего.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Предприятие создано на основании решения Собрания депутатов Псковского района от 06.11.2014 N 134.
Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации от 08.12.2014 N 27 за Предприятием на праве хозяйственного ведения закреплено имущество балансовой стоимостью 100 477 005 руб. 99 коп. для осуществления им деятельности по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования "Псковский район".
В соответствии с актом приема-передачи муниципального имущества от 08.12.2014 на праве хозяйственного ведения Предприятию переданы объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в деревнях Загорицы и Писковичи Псковского района.
Указанные объекты включены в конкурсную массу; соответствующее сообщение об инвентаризации имущества 18.03.2020 опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.
Собранием кредиторов Должника 27.11.2020 принято решение об исключении из конкурсной массы объектов имущества, входящих в систему водоснабжения и водоотведения, путем их передачи в муниципальную собственность с возмещением компенсации.
Ликвидационная стоимость инженерных сооружений, являющихся недвижимым имуществом, оценена экспертом в размере 5 005 433 руб., оборудование, входящее в состав систем водоснабжения и водоотведения и обеспечивающего их функционирование, - 441 754 руб. (отчет ООО "ИКБ "Эксперт" от 04.10.2022 N 487/СП-2022).
В актах от 01.11.2022 усматривается, что в муниципальную собственность передано 34 объекта, входящих в системы водоснабжения и водоотведения в деревнях Загорицы и Писковичи Псковского района, в том числе инженерные сооружения: 3 артезианских скважины в д. Писковичи, 2 артезианских скважины в д. Загорицы, водопроводно-насосная станция, водопроводные сети чугунные протяженностью 2570 м, полиэтиленовые протяженностью 200 м, стальные протяженностью 260 м в д. Писковичи, водопроводные сети чугунные протяженностью 150 м, полиэтиленовые протяженностью 690 м, стальные протяженностью 396 м и 251-м в д.Загорицы, канализационные сети керамические 1 890 м, бетонные 230 м, а также оборудование: 2 станции управления, насосы ЭЦв6-16-140 (3 единицы), насос ЭЦВ 6-10-110, насос КМ, 4 манометра, 2 счетчика холодной воды, счетчик электроэнергии, 2 СуиЗ "Лоцман", ШУПР.
Системы водоснабжения и водоотведения после их получения переданы Администрацией для эксплуатации муниципальному предприятию "Колхоз им. "Залита", используются предприятием в настоящее время в целях оказания коммунальных услуг населению, проживающему в указанных деревнях.
Также материалами дела подтверждается, что балансовая стоимость инженерных сооружений составляет 1 322 621 руб., их остаточная стоимость равна нулю в связи с полной амортизацией. Балансовая стоимость оборудования, переданного в составе системы водоснабжения и водоотведения, составляет 580 580 руб. 46 коп.
Суд установил, что имущество, за исключением одной скважины, передано Администрации в рабочем состоянии, в настоящее время используется по назначению, обеспечивая бесперебойное водоснабжение населения. При этом, до передачи имущества обязанности по текущему ремонту и поддержанию в рабочем состоянии исполнялись Должником; на данные цели Администрацией безвозмездно предоставлены Должнику субсидии на сумму более 4,5 млн. руб.
Вместе с тем, как усматривается в материалах дела, в том числе в акте обследования (период с 12.12.2022 по 16.12.2022), объекты водоснабжения и водоотведения с учетом их износа, технического состояния, года постройки (ввода в эксплуатацию) нуждаются в капитальном ремонте; степень износа оборудования составляет не менее 50 %; отсутствует поверка манометров, что является препятствием для их эксплуатации.
Поскольку требование конкурсного управляющего о возмещении компенсации не выполнено Администрацией, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 названного Федерального закона.
Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
Согласно пункту 5 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 данной статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 статьи 132 Закона о банкротстве, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением (пункт 6 статьи 132 Закона о банкротстве).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики N 3 (2019), 27.11.2019 утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (далее - Обзор), Закон о водоснабжении и водоотведении является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость.
Споры о возврате названных объектов в публичную собственность и (или) споры, связанные с выплатой компенсации за такой возврат, рассматриваются арбитражным судом в рамках дела о банкротстве должника.
Правовая позиция относительно порядка передачи объектов коммунальной инфраструктуры в собственность соответствующего публично-правового образования с выплатой соразмерной компенсации в конкурсную массу за указанное имущество сформулирована в Обзоре (вопрос 2) в отношении имущества, ограниченного в обороте, в частности в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, которые, в силу положений статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении, не могут быть выставлены на торги в деле о банкротстве.
Указанная правовая позиция основана на выводах относительно конституционно-правового смысла правоотношений, возникающих при передаче социально значимого имущества несостоятельного предприятия органам государственной власти и местного самоуправления, которые сделаны в Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П (далее - Постановление N 8-П).
Суд принял во внимание, что решение собрания кредиторов в установленном Законом порядке не оспорено, недействительным не признано. В соответствии со статьями 64, 67, 68 АПК РФ отчет ООО "ИКБ "Эксперт" от 04.10.2022 N 487/СП-2022 принят судом как допустимое и относимое доказательство по делу.
С учетом того, что спорные объекты водоснабжения фактически находились в ведении Предприятия, использовались им для осуществления деятельности - оказания социально значимых услуг по водоснабжению и водоотведению, суд объективно учел, что права Должника, вытекающие из владения названными объектами на праве хозяйственного ведения, в том числе право на получение компенсации, подлежат защите.
Следует признать, что социальное предназначение оспариваемых объектов является обременением, снижающим их рыночную стоимость.
Апелляционная коллегия соглашается с правомерным выводом об отсутствии оснований для установления компенсации в размере остаточной стоимости данных объектов; таковое не соответствует целям процедуры банкротства.
При этом, определенная судом компенсация в размере 1 000 000 руб. является разумной, справедливой, обеспечивающей необходимый баланс и учитывающей интересы участников дела о банкротстве, объективно рассчитывающих на удовлетворение своих требований.
Доводы Администрации, касающиеся реальной остаточной стоимости, степени износа, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой коллегия судей не имеет оснований.
Необходимо отметить, что контррасчет, приведенный Администрацией, определившей размер компенсации, документально не обоснован, носит предположительный характер.
Доводы конкурсного управляющего о необходимости расчета компенсационной стоимости исходя из результатов оценки также правомерно не приняты судом. Определение рыночной стоимости спорного имущества не соответствует правовой природе компенсации.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует признать законным и обоснованным, выводы суда соответствуют сложившимся правовым подходам при разрешении подобных споров.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что аргументы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не проверены и учтены арбитражным судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Иное толкование апеллянтами положений законодательства о банкротстве, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционных жалобах не содержится.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены определения суда апелляционная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Псковской области от 02 августа 2023 года по делу N А52-53/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы муниципального образования "Псковский район" в лице администрации Псковского района и конкурсного управляющего муниципального предприятия Псковского района "Коммунальные услуги" Вишневой Ольги Сергеевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий |
С.В. Селецкая |
Судьи |
К.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-53/2017
Должник: Муниципальное предприятие Псковского района "Коммунальные услуги"
Кредитор: ФНС России Управление по Псковской области
Третье лицо: ООО "ХАЙПЕР", "Псковский район" в лице Администрации Псковского района, Администрация Псковского района, АО "Псковэнергосбыт", Арбитражйный управляющий Тринев Владимир Владимирович, Ассоциация "Евросибирская саморегулируемая организация арбитражных управляющих", в/у Вишнева Ольга Сергеевна, Вишнева Ольга Сергеевна, внешний управляющий Вишнева Ольга Сергеевна, Внешний управляющий МП Псковского района "Коммунальные услуги" Вишнева Ольга Сергеевна, временный управляющий Вишнева Ольга Сергеевна, Галкин Андрей Викторович, Государственный комитет Псковской области по тарифам и энергетике, ЗАО "Гранит", ИП Михайлов Дмитрий Сергеевич, Комитет по тарифам и энергетике Псковской области, Конкурсный управляющий МП Псковского района "Коммунальные услуги" Вишнева Ольга Сергеевна, КУ МП "Комуслуги" Вишнева О.С., МО "Псковский район" в лице Администрации Псковского района, Муниципальное предприятие г. Пскова "Горводоканал", ООО "Гранит", ООО "Профкадастр", ООО "РайКомХоз", ООО "Регионгаз", ООО "ТЕХНОТЕСТ", ООО "Торговая Компания "СибирьЭнергоРесурс", ООО "УК ЖКХ Псковского района", ООО "Управляющая компания "Жилуслуги", Саморегулируемая организация "Ассоциация арбитражных управляющих "Паритет", Саморегулируемая организация Ассоциация арбитражных управляющих "Паритет", СРО "Ассоциация арбитражных управляющих "Паритет", СРО Ассоциация "Евросибирская арбитражных управляющих", СРО Ассоциация арбитражных управляющих "Паритет", Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области, ФГБУ по водному хозяйству "Псковводхоз", Федеральное государственное бюджетное водохозяйственное учреждение "Центррегионводхоз", Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области", Филиал Федерального государственного бюджетного водохозяйственного учреждения "Центррегионводхоз" "Псковводхоз"
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-19765/2023
25.01.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10043/2023
27.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-18953/2023
27.11.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7642/2023
31.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14880/2023
20.10.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6913/2023
10.10.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6915/2023
10.08.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4844/2023
04.06.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3357/2021
06.03.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-995/20
16.01.2020 Решение Арбитражного суда Псковской области N А52-53/17
21.07.2017 Определение Арбитражного суда Псковской области N А52-53/17
24.04.2017 Определение Арбитражного суда Псковской области N А52-53/17