г. Ессентуки |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А77-637/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сулейманова З.М., судей Сомова Е.Г., и Егорченко И.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем Красса Л.П., при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Смарт Констракшн" - Смертина Д.Н. (доверенность от 08.09.2023), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чеченской Республике на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 20.07.2023 по делу N А77-637/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СМАРТ КОНСТРАКШН" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чеченской Республике (далее - ответчик, фонд) о признании недействительным решения фонда от 26.12.2022 N 020S19220010308 (далее - решение N 020S19220010308) в части размера финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, превышающем 8500 рублей.
Фонд обратился с встречным иском к обществу о взыскании финансовых санкций в размере 275 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 20.07.2023 признано недействительным решение фонда от 26.12.2022 N 020S19220010308, как не соответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - закон N 27-ФЗ). В удовлетворении заявления фонда о взыскании финансовых санкций отказано.
Суд пришел к выводу о том, что нарушенный фондом порядок привлечения к ответственности является существенным (общество не имело возможности реализовать предоставленные ему законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью, а также иными процессуальными правами, предусмотренными Законом N 27-ФЗ).
Не согласившись с принятым судебным актом, фондом подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявления общества и удовлетворить встречное заявление фонда. Апеллянт полагает, что общество было надлежащим образом извещено о выявленных нарушениях. Акт от 28.11.2022 N 020S18220009727 был направлен обществу.
От общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика дела высказали свои позиции по рассматриваемой апелляционной жалобе, одновременно дал пояснения по обстоятельствам спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя общества, проверив законность обжалуемого решения в апелляционном порядке в соответствии с нормами главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, заявителем 16.11.2022 с нарушением установленного законом срока представлены в адрес фонда сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) за октябрь 2022 года.
28.11.2022 должностным лицом фонда составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 020S18220009727.
26.12.2022 должностным лицом фонда вынесено решение N 020S19220010308, которым общество привлечено к ответственности в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 275 000 руб.
Не согласившись с решением N 020S19220010308 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Общество, полагая, что санкции должны отвечать требованиям справедливости, соразмерности выявленного нарушения, степени вины заявителя, просит признать незаконным решение в части размера финансовых санкций, превышающем 8 500 рублей.
Признавая решение N 020S19220010308 незаконным суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьей 198 АПК РФ, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции до 01.01.2023) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд, а также представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 5 Федерального закона 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в редакции до 01.01.2023 (далее - Закон N 27-ФЗ) предусмотрено, что органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 указанного Федерального закона органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определённых названным Федеральным законом, в том числе по их учётным данным.
Статьей 1 Закона N 27-ФЗ также дано понятие "отчетного периода", под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Отчетными периодами признаются первый квартал, девять месяцев и календарный год.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с пунктом 7 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании" при представлении абонентами-страхователями индивидуальных сведений о застрахованных лицах абонент соблюдает следующий порядок: формирует файлы со сведениями о застрахованных лицах и иными необходимыми сведениями для отправки в орган ПФР; проверяет правильность подготовки отчета проверочной программой Пенсионного фонда РФ; обеспечивает достоверность передаваемых документов; после подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате подписывает их ЭЦП и в зашифрованном виде отправляет в орган ПФР, при этом отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, состоит в нарушении срока представления "Сведений о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, установленного законом.
Несоблюдение заявителем вышеизложенных норм Закона N 27-ФЗ по своевременному предоставлению сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, подтверждается материалами дела и фактически не опровергается заявителем, в связи с чем у пенсионного органа имелись правовые основания для привлечения заявителя к ответственности по части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Согласно абзацу 10 статьи 17 Закона N 27-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
Из смысла абзаца 10 статьи 17 Закона N 27-ФЗ следует, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Рассмотрение материалов проверки и принятие фондом решения по результатам проверки осуществляется в том месте и в то время, о которых извещен страхователь или его представитель, в присутствии страхователя или его представителя, или, при наличии достаточных доказательств надлежащего уведомления страхователя о месте и времени рассмотрения материалов проверки, в его отсутствие.
Как видно из материалов дела, акт проверки направлен через орган почтовой связи (номер идентификатора для отслеживания 80106878073057) и возвращен отправителю по иным обстоятельствам 03.12.2022.
Заявитель утверждает, что согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Почты России почтовое отправление N 80106878073057 прибыло в место вручения 02.12.2022 в 15:48, попытка вручения состоялась в этот же день в 18:29, в период, когда рабочее время в организации закончилось и на следующий день - 03.12.2022 в 12:24 осуществлен возврат почтового отправления "по иным обстоятельствам" - без непосредственного указания причин, послуживших основанием для возвращения почтового отправления.
Вместе с тем, при наличии указанных сведений, размещенных на официальном сайте Почты России, в отсутствие иных документальных доказательств надлежащего извещения общества о дате, времени и месте рассмотрения акта проверки, должностным лицом фонда 26.12.2022 вынесено решение N 020S19220010308.
Представленное фондом в материалы дела письмо Управления ФПС Чеченской Республики от 22.06.2023 N 46 фактически подтверждает факт невручения почтового отправления адресату, доставленного в нерабочее время. При этом, суд относится критически к обоснованию невручения доставки в связи с "отсутствием адресата" по установленному адресу, принимая во внимание, что решение N 020S19220010308 направленное через орган почтовой связи (номер идентификатора для отслеживания 80105779363045) вручено адресату 29.01.2023, что не опровергается обществом, а направленное требование об уплате санкций возвращено 26.01.2023 отправителю по аналогичным формулировкам "по иным обстоятельствам" (номер идентификатора для отслеживания 80096180950217) без указания непосредственных причин.
Согласно пунктам 40 и 41 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в силу пункта 14 статьи 101 и пункта 12 статьи 101.4 Кодекса неизвещение либо ненадлежащее извещение лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа соответствующих материалов является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения и, следовательно, основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения, вынесенного в отсутствие этого лица по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля, если только в ходе судебного разбирательства не будет установлено, что указанное лицо фактически приняло участие в рассмотрении соответствующих материалов.
С учетом изложенного суд первой инстанции верно пришел к выводу о грубом нарушении фондом порядка привлечения общества к ответственности.
Довод апелляционной жалобы о надлежащем направлении акта от 28.11.2022 N 020S18220009727 подлежит отклонению судом апелляционной инстанции в виду следующего.
Из идентификатора с сайта почты России 80106878073057 усматривается следующее:
- 02 дек. 2022 письмо прибыло в место вручения в 15-48.
- 02 дек. 2022 неудачная попытка вручения в 18-29.
- На следующий день в субботу 03 декабря 2022 письмо отсылается обратно отправителю.
- Отправитель при отправке указал "отправления возврату не подлежат" (имеется оттиск на Списке внутренних почтовых отправлений).
- 08 декабря 2022 письмо поступает на временное хранение в другое почтовое отделение.
- 03 января 2023 произведено уничтожение письма вне места возврата.
Процедура доставки почтовых отправлений (включая заказные письма разряда "Судебное") прописана в Правилах оказания услуг почтовой связи, утвержденной Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила), а также в Порядке приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (редакция N 2), утвержденном Приказом ФГУП "Почта России" от 07.03.2019 N 98-п (далее - Приказ N 98-п).
Почтовые отправления разряда "Судебное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней (пункт 11.1 Приказа N 98-п).
При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда "Судебное" день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются (пункт 34 Правил, абзац 5 пункт 11.1 Приказа N 98-п).
На основании абзаца 6 пункта 11.1 Порядка срок хранения почтовых отправлений исчисляется со следующего рабочего дня ОПС после поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения.
Помимо сведений о направлении ответчику извещений на почтовом конверте арбитражные суды принимают во внимание аналогичную информацию, размещенную на официальном сайте АО "Почта России" (https://www.pochta.ru/)
Таким образом, неполучение почтового отправления, содержащего акт о выявлении правонарушения, не обусловлено действиями предприятия или его фактическим отсутствием по месту регистрации, а обусловлено действиями почты.
Вследствие указанных обстоятельств общество нельзя признать извещенным надлежащим образом.
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ в совокупности с постановлением Правления ПФ РФ от 23.11.2016 N 1058п "Об утверждении форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности" позволяет сделать вывод о том, что страхователь, привлекаемый к ответственности, должен быть извещен о времени и месте рассмотрения акта, чтобы представить свои возражения по акту.
Данный правовой подход отражен в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-54914/2020 от 14.12.2020, в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 03.03.2021, по делу N А40-18394/2020.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Иной подход к интерпретации примененных судом нормативных положений и установленных обстоятельств не свидетельствует об ошибочном толковании и применении норм права непосредственно к установленным фактическим обстоятельствам, не подтверждает нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход спора, и не является достаточным основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 20.07.2023 по делу N А77-637/2023 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 20.07.2023 по делу N А77- 637/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-637/2023
Истец: ООО "Смарт Констракшн", ООО "Смарт Констракшн" "Смарт Констракшн", Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
Ответчик: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чеченской Республике