город Ростов-на-Дону |
|
22 октября 2023 г. |
дело N А32-938/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сороки Я.Л.,
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой М.Ю.,
при участии:
от Лобачева Н.Ф., Кулагина А.Г.: с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание): представитель Соколов В.А. по доверенности от 11.08.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2023 по делу N А32-938/2022
по иску индивидуального предпринимателя Кулагина Александра Геннадьевича (ИНН 236502429430 ОГРНИП 321237500395793), индивидуального предпринимателя Овчинникова Ильи Юрьевича (ИНН 231108659902 ОГРНИП 310231113800076), индивидуального предпринимателя Лобачева Николая Федоровича (ИНН 23118049199 ОГРНИП 312230810800082) к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
(ИНН 2308077553 ОГРН 1022301228399) об обязании произвести перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кулагин Александр Геннадьевич, индивидуальный предприниматель Овчинников Илья Юрьевич, индивидуальный предприниматель Лобачев Николай Федорович (далее - истцы) обратились в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - ответчик) со следующими требованиями:
- обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края произвести с 25.06.2020 перерасчет арендной платы по договору аренды от 11.07.2017 N 0000005064 за земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:4218 в размере 1,5% от кадастровой стоимости и осуществлять с 25.06.2020 расчет арендной платы по указанному договору, применяя данную ставку.
В ходатайстве от 06.09.2022 об уточнении исковых требований истцы просили считать исковые требования в следующей редакции:
"1) Обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края произвести для арендаторов Кулагина Л.Г., Лобачева Н.Ф. с 25.06.2020 перерасчет арендной платы по договору аренды от 11.07.2017 N 0000005064 за земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:4218 в размере 1,5% от кадастровой стоимости и осуществлять с 25.06.2020 расчет арендной платы по указанному договору применяя данную ставку.
2) Обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края произвести для арендаторов Кулагина А.Г., Лобачева Н.Ф., Овчинникова И.Ю. с 17.09.2020 перерасчет арендной платы по договору аренды от 11.07.2017 N 0000005064 за земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:4218 в размере 1,5% от кадастровой стоимости и осуществлять с 17.09.2020 расчет арендной платы по указанному договору применяя данную ставку".
Ходатайство об уточнении исковых требований от 06.09.2022 судом рассмотрено и удовлетворено в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2023 суд обязал департамент имущественных отношений Краснодарского края произвести для арендаторов индивидуального предпринимателя Кулагина Александра Геннадьевича, индивидуального предпринимателя Лобачева Николая Федоровича с 25.06.2020 перерасчет арендной платы по договору аренды от 11.07.2017 N 0000005064 за земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:4218 в размере 1,5% от кадастровой стоимости и осуществлять с 25.06.2020 расчет арендной платы по указанному договору, применяя данную ставку. Суд обязал департамент имущественных отношений Краснодарского края произвести для арендаторов индивидуального предпринимателя Кулагина Александра Геннадьевича, индивидуального предпринимателя Овчинникова Ильи Юрьевича, индивидуального предпринимателя Лобачева Николая Федоровича с 17.09.2020 перерасчет арендной платы по договору аренды от 11.07.2017 N 0000005064 за земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:4218 в размере 1,5% от кадастровой стоимости и осуществлять с 17.09.2020 расчет арендной платы по указанному договору, применяя данную ставку. С департамента имущественных отношений Краснодарского края в пользу индивидуального предпринимателя Кулагина Александра Геннадьевича, индивидуального предпринимателя Овчинникова Ильи Юрьевича, индивидуального предпринимателя Лобачева Николая Федоровича 6 тыс. рублей возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе апеллянт ссылается на то, что расчет арендной платы произведен на основании данных государственного кадастрового учета, арендаторы приняли на себя риски, положения договора не нарушают права истцов, предприниматели не приняли мер для изменения существенных условий договора.
В отзыве на апелляционную жалобу истцы просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции в порядке, установленном статьей 153.2 АПК РФ.
В судебном заседании представитель от Лобачева Н.Ф., Кулагина А.Г. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ИП Овчинников И.Ю., ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечили, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 06.07.2017 N 1347 "О заключении с обществом с ограниченной ответственностью "ГЕЛИОС" договоров аренды на земельные участки из земель особо охраняемых территорий и объектов с кадастровыми номерами 23:33:0000000:4218, 23:33:0000000:4220, 23:33:0108003:472, 23:33:0108003:476, 23:33:0108003:479, расположенные в муниципальном образовании Туапсинский район" Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и обществом с ограниченной ответственностью "ГЕЛИОС" заключены: договор от 11.07.2017 N 0000005064 аренды земельного участка из земель особо охраняемых территорий и объектов с кадастровым номером 23:33:0000000:4218 площадью 1 946 кв. м, имеющего адрес: Краснодарский край, Туапсинский район, Небугское сельское поселение, курорт Небуг, санаторий им. 1 Мая, предназначенный для строительства и эксплуатации курортного комплекса.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 15.08.2017, о чем в ЕГРН внесена регистрационная запись N 23:33:0000000:4218-23/013/2017-7.
03.06.2020 между ООО "ГЕЛИОС" (Сторона N 1) и Лобачевым Н.Ф. (Сторона N 2), Кулагиным А.Г. (Сторона N 3) заключено соглашение о передаче (уступке) прав и обязанностей по которому Сторона N 1 передала Сторонам N 2, N 3 права и обязанности по Договору аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения N 0000005064 от 11.07.2017.
07.09.2020 Лобачевым Н.Ф. (Сторона N 1), Кулагиным А.Г. (Сторона N 2) осуществлена уступка части принадлежащих им арендных прав Овчинникову И.Ю. (Сторона N 3), в том числе обязанность по оплате арендных прав, в соответствии с которым права и обязанности по Договору аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения N 0000005064 от 11.07.2017 будут распределяться между всеми сторонами.
Указанный земельный участок первоначально входил в состав земельного участка, принадлежавшего ТОО "Курорт "Небуг" на основании акта бессрочного пользования от 11.08.1976.
ООО КПО "ЮГ" является правопреемником ТОО "Курорт "Небуг".
На земельном участке располагались объекты недвижимого имущества Санатория "1 Мая". Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке указан в техническом плане санатория им. "1 Мая".
В дальнейшем ООО "КПО "ЮГ" реализовало объекты недвижимого имущества ООО "Виза". В связи с приобретением зданий и сооружений ООО "Виза", приказом ДИО КК N 6-з от 10.07.2002 прекращено право бессрочного пользования ООО "КПО "ЮГ" на земельный участок 16 га с кадастровым номером 23:33:0108003:1, земельный участок предоставлен ООО "Виза" по договору аренды N 83 от 18.07.2002.
Согласно п. 1.1 договора, земельный участок предоставлен арендатору для эксплуатации санатория для родителей с детьми.
В связи с реализацией остальной части объектов недвижимого имущества ООО КПО "ЮГ" ООО "Виза", приказом ДИО КК N 17-3 от 03.09.2002 "О предоставлении з/у ЭОО "Виза" для эксплуатации санатория для родителей с детьми", у ООО "КПО "ЮГ" прекращено право пользования земельным участком 61292 га, ООО "Виза" предоставлено 121292,0 га. (16 000 га. + 61292 га.) для эксплуатации санатория.
Пунктом 3.1 расторгнут договор аренды N 83 от 18.07.2002, заключенный ООО "Виза" и ДИО КК на 16 га. 03.10.2002 ООО "Виза" и ДИО КК заключен договор аренды N Ю9 на 121292,0 га.
В октябре 2002 г. ООО "Виза" продало объекты недвижимого имущества ООО МРГ "Курорт". В связи с переходом права собственности на объекты недвижимого имущества, приказом N 3-з от 21.01.2003, ДИО КК предоставил земельный участок ООО "МРГ Курорт", заключив договор аренды N 0000000136.
В дальнейшем ООО "Черноморье" - правопреемник ООО "МРГ "Курорт", что подтверждается уставом ООО "Черноморье", продало все объекты недвижимого имущества ООО "ГЕЛИОС", а также уступило право аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0108003:2, что подтверждается договором уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 12.02.2005.
В 2017 году земельный участок с кадастровым номером 23:33:0108003:2 был разделен, в результате раздела образован, в том числе земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:4218.
На земельном участке с кадастровым номером 23:33:0000000:4218 объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Все вышеуказанные обстоятельства установлены судом при рассмотрении дела N А32-35044/2018 с участием предыдущего арендатора ООО "ГЕЛИОС" и арендодателя - ДИО КК.
Земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:4218 расположен во второй зоне округа санитарной охраны курортов Туапсинского района.
Истцами было направлено заявление о перерасчете арендной платы исходя из ставки 1,5% за период с момента вступления во владение земельным участком по текущий период.
Вместе с тем, департаментом каких-либо мер направленных на осуществление перерасчета и направления его в адрес истцов не предпринято, напротив департаментом в адрес истцов были направлены претензии с актами сверок взаиморасчетов по состоянию на 13.12.2021, в соответствии с которыми суммы арендной платы начислены истцами по ставке 2,5%.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с исковыми требованиями.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что размер арендной платы подлежит изменению.
В силу статьи 606, пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; в свою очередь, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Размер арендной платы за пользование земельным участком, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды (статья 614 ГК РФ, пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ).
В то же время, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действующей до 01.03.2015, пункт 3 статьи 39.7 ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, пункт 1 статьи 424 ГК РФ).
Стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, независимо от воли на то сторон договора аренды и внесения в текст договора соответствующих изменений (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11).
При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды земельного участка (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09).
Таким образом, предпринимателями избран надлежащий способ защиты нарушенного права в виде изменения размера арендной платы.
Суд обоснованно установил, что спорные земельные участки отнесены к землям особо охраняемых природных территорий.
В статьях 31, 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) закреплено, что лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона N 33-ФЗ особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Первоначально статус курорта ряда местностей Туапсинского района получили с принятием Постановления Совета Министров РСФСР от 04.08.1972 NN 83 "О некоторых вопросах землепользования", которым был утвержден перечень курортных местностей Краснодарского края, куда вошли курорты Шепси, Гизель-Дере, Небуг, Новомихайловский, Джубга.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 27.09.1988 N 406 "Об установлении границ и режима курортов округа санитарной охраны курортов Туапсинского района (Джубга, Ново-Михайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси) в Краснодарского крае" утверждены границы и режим санитарной охраны курортов Туапсинского района.
К категории особо охраняемых природных территорий относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты (пункт 1 статьи 2 Закона N 33-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 2 Закона N 33-ФЗ территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
На основании пункта 4 статьи 31 Закона N 33-ФЗ отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ) признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
Согласно пункту 2 приведенной статьи территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 2 статьи 4 Закона Краснодарского края N 41-КЗ от 07.08.1996 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" и постановлением главы администрации Краснодарского края N 1098 от 06.12.2006 г. "О курортах краевого значения" курортам Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа в границах утвержденных округов санитарной охраны придан статус курортов краевого значения, находящихся в ведении органов государственной власти Краснодарского края.
Таким образом, указанным нормативным актом в соответствии с действующим законодательством подтвержден статус курорта Туапсинского района в ранее установленных границах, установлен региональный уровень данного курорта и предписано уточнить ранее установленные границы.
Согласно статье 6 указанного закона, к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края в сфере природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения относится решение вопросов землепользования на лечебно-оздоровительных местностях и курортах краевого значения.
Впоследствии постановлением главы администрации Краснодарского края от 10.12.2007 N 1136 утверждено Положение о курортах краевого значения Туапсинского района (Джубга, Новомихайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси), согласно пункту 1.2 которого курорты Туапсинского района расположены в Краснодарском крае и являются курортами краевого значения в границах и с режимом округа санитарной охраны курортов.
Отнесение спорного земельного участка к курортам краевого значения послужило основанием для возникновения права государственной собственности субъекта РФ - Краснодарского края на указанные земельные участки.
Пунктом 3 статьи 96 ЗК РФ, не претерпевшей изменений в связи с принятием Закона N 406-ФЗ, закреплено, что использование земельных участков в границах первой, второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях, в том числе статьей 58 Закона N 7-ФЗ.
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и действующее с 04.08.2009, далее - Постановление N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
На основании пункта 3.4.1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О правилах определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края" (далее - Постановление N 121) вступил в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на официальном сайте администрации Краснодарского края http: // admkrai.krasnodar.ru - 21.03.2016), регулирующего с 01.04.2016 вопросы расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, арендная плата рассчитывается в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, ограниченного в обороте, право аренды на который переоформлено с права постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Из вышеуказанных норм и разъяснений следует, что в том случае, если установленный компетентным органом в нормативном правовом акте размер арендной платы за указанные земли выше указанного в нормативном акте субъекта, то арендная плата подлежит исчислению с применением данного размера.
Размер арендной платы для земельного участка, ограниченного в обороте, составляет 1,5% от его кадастровой стоимости, что прямо следует из Постановления N 121.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.01.2023 по делу N А32-1988/2022.
Доводы апелляционной жалобы о том, что арендаторы, заключив договоры, приняли на себя риски и не имеют права на перерасчет арендной платы, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, так как противоречат выработанной правовой позиции высших судов о наличии у арендатора права на пересмотр размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и ограниченных в обороте.
Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в текст договоров подобных изменений. Внесение сторонами иных изменений в договор аренды не может препятствовать применению новых нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета.
Ссылка апеллянта на то, предприниматели за изменением условий договоров не обращались, является несостоятельной, поскольку арендаторами избран надлежащий способ защиты права.
Кроме того, регулирование арендной платы за земельные участки осуществляется в нормативном порядке, посредством принятия уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, которое влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Избранный истцами способ защиты соответствует содержанию и характеру нарушенного права и направлен на реальное восстановление указанного права, путем обязания департамента, уклоняющегося во внесудебном порядке, осуществить перерасчет размера арендной платы, на основании нормативно закрепленной органом исполнительной власти ставки.
Таким образом, суд первой инстанции правильно удовлетворил иск предпринимателей, а поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2023 по делу N А32-938/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Я.Л. Сорока |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-938/2022
Истец: Кулагин Александр Геннадьевич, Лобачев Николай Федорович, Овчинников Илья Юрьевич, Соколов В А
Ответчик: Департамент имущественных отношений, Департамент имущественных отношений Краснодарского края