23 октября 2023 г. |
Дело N А84-11302/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.10.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.10.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей Евдокимова И.В., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Кучиной А.В.,
при участии в судебном заседании:
от Садового товарищества "Яхта": - Писарчук Е.Н., председатель правления, Подтоптаная Н.В., представитель на основании доверенности от 28.03.2023 б/н,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Садового товарищества "Яхта" на решение Арбитражного суда города Севастополя 28 июля 2023 года по делу N А84-11302/2022 (судья Архипенко А.М.),
по иску Садового товарищества "Яхта"
к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департаменту природных ресурсов и экологии города Севастополя,
при участии в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственного казенного учреждения города Севастополя "Севастопольское лесничество", Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, Законодательного Собрания города Севастополя, товарищества собственников недвижимости "Садовое товарищество "Яхта", Аспидовой Людмилы Юрьевны, Балясного Никиты Валерьевича, Гонтарева Александра Геннадиевича, Журавлевой Татьяны Николаевны, Затрубченко Татьяны Михайловны, Карачуна Дмитрия Васильевича, Клыкова Ефима Сергеевича, Клыкова Сергея Александровича, Куликовой Галины Владимировны, Макарова Олега Михайловича, Макаровой Марины Дмитриевны, Панкеева Николая Сергеевича, Панковой Ольги Сергеевны, Писарчука Евгения Николаевича, Писарчука Игоря Евгеньевича, Подтоптаного Сергея Леонидовича, Проскуриной Оксаны Дмитриевны, Прудниковой Людмилы Анатольевны, Романовой Татьяны Ивановны, Сенника Максима Васильевича, Сергеева Сергея Викторовича, Топорковой Елены Юрьевны, Ушакова Игоря Георгиевича, Чубука Павла Сергеевича, Шаповалова Александра Анатольевича, Шаповаловой Ольги Никитичны,
о признании реестровой ошибки, установлении границ земельного участка и внесении исправлений в сведения Единого государственного реестра недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Садовое товарищество "Яхта" (далее - истец, товарищество, СТ "Яхта") обратилось к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - ДИЗО), Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Севреестр), Департаменту природных ресурсов и экологии города Севастополя (далее - Севприроднадзор) (далее - ответчики):
- установить границы земельного участка с кадастровым номером 91:01:005014:279 по адресу: г. Севастополь, земли Севастопольского лесхоззага квадрат 76-Б, согласно Генеральному плану, утвержденному председателем Балаклавского райисполкома от 03.07.1989, в соответствующих координатах;
- исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о части земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:23 по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, квартал 11 Севастопольского участкового лесничества в месте пересечения данного земельного участка с земельным участком с кадастровым номером 91:01:005014:279 по адресу: г. Севастополь, земли Севастопольского лесхоззага, квадрат 76-Б, в соответствующих координатах;
- принять решение о необходимости исправления реестровой ошибки путем восстановления сведений о земельном участке, площадью 30 000 кв. м, с кадастровым номером 91:01:005014:279, расположенном по адресу: Балаклавский район, балка Бермана, с учетом ранее указанных координат в государственном кадастре недвижимости;
- обязать ДИЗО произвести учет изменений земельного участка СТ "Яхта" с кадастровым номером 91:01:005014:279 и согласовать данный земельный участок, расположенный в Балаклавском районе города Севастополя, в соответствии с материалами представленного СТ "Яхта" межевого плана.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является законным владельцем спорного земельного участка, при этом ответчики нарушают его права, образовав земельный участок границы которого накладываются на границы земельного участка истца.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 28.07.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, товарищество обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивированы несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, а также неправильным применением судом первой инстанции норм материального права. Апеллянт указывает на то, что истребуемые границы спорного земельного участка соответствуют представленным в дело доказательствам.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2023 апелляционная жалоба принята к производству суда.
В судебном заседании представители истца просили решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить в полном объёме.
В судебное заседание иные лица явку представителей не обеспечили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционных жалоб в отсутствие представителей иных лиц, участвующие в деле.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Решением Исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от 07.03.1989 N 5/287 (далее - Решение N 5/287) предприятиям, учреждениям и организациям города Севастополя предоставлены земельные участки под коллективные сады, согласно приложению (пункт 1), а также указано на необходимость оформления отводов предоставленных земельных участков в установленном законом порядке (пункт 2).
В приложении "Список предприятий, учреждений и организаций, которым предоставляются земельные участки для коллективного садоводства" к Решению N 5/287 в строке N 51 указано: "Филиал ЦНИИ им. Крылова; площадь предоставляемого участка - 3,0; из чьих земель выделяются участки и номер квадрата по схеме - земли Севастопольского лесхоззага квадрат 76-Б; условия предоставления земельных участков - в бессрочное пользование".
03.06.1989 председателем Балаклавского райисполкома утвержден "Проект организации и застройки территории коллективного сада кв. 76Б. Генплан. Разбивочный чертеж", которым предусмотрена организация 44 садовых участков и территории общего пользования на земельном участке общей площадью 2,21 га.
Решением Исполнительного комитета Балаклавского районного Совета народных депутатов от 25.07.1989 N 8/260 зарегистрирован устав садоводческого товарищества "Яхта" Черноморского филиала ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова (далее - Устав СТ "Яхта"), согласно пункту 1 которого рабочие и служащие Черноморского филиала ЦНИИ им. Академика А.Н.Крылова и другие граждане добровольно объединились в садоводческое товарищество "Яхта" для организации коллективного сада на земельном участке, предоставленном в бессрочное пользование филиалу решением Севгорисполкома от 07.03.1989 N 5/287, общей площадью 3,0 га по адресу: Квадрат 76Б.
Письмом от 01.02.1993 N 2202-86, за подписью директора Подбельцева В.И. и председателя профкома Писарчука Е.Н., Черноморский научно-исследовательский институт судостроения на основании статьи 27 Земельного кодекса Украины добровольно отказался от земельного участка, предоставленного Решением N 5/287 для ведения коллективного садоводства площадью 3,0 га в квадрате 76-Б в бессрочное пользование СТ "Яхта".
Решением Севастопольского городского Совета народных депутатов от 02.12.1993 N 403 "Об утверждении схемы освоения земель в г. Севастополе под коллективные сады и огороды" (далее - Решение N 403) утверждена схема освоения земель в г. Севастополе под коллективные сады и огороды (пункт 1), а также подтверждено для существующих садово-огороднических товариществ в пределах городской черты право пользования землей в соответствии с ранее принятыми решениями горисполкома и городского Совета (подпункт 2.1 пункта 2.1). В приложении N 1 "Генеральный план. Схема размещения садов и огородов" к Решению N 403 в разделе "Экспликация. Балаклавский район" (строка N 80) содержится указание на СТ "Яхта", его учредителя - ЧФ ЦНИИ им. Крылова и место расположения земельного участка - б. Бермана, квадрат 76Б, площадь 3,0 га.
04.07.1997 в соответствии с законодательством Украины осуществлена регистрация юридического лица - СТ "Яхта", а 28.04.2012 сведения о товариществе внесены в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины под номером 25125398.
С момента принятия в 1993 году Решения N 403 и в период действия на территории города Севастополя украинского законодательства (до 18.03.2014) какие-либо документы (в том числе государственный акт на право постоянного пользования земельным участком), которые бы удостоверяли право СТ "Яхта" пользование земельным участком площадью 3,0 га, расположенным в б. Бермана, квадрат 76Б, - уполномоченными органами не выдавались, товарищество за ними не обращалось.
Распоряжением ДИЗО от 26.10.2015 N 61-РДЗ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 1 043 258 кв.м, с видами разрешенного использования "Отдых (рекреация)" (код 5.0), "Лесная" код (10.0), расположенного по адресу: Севастополь, Балаклавский район, квартал 11 Севастопольского участкового лесничества.
На основании указанного распорядительного документа 10.11.2015 осуществлен государственный кадастровый учет соответствующего лесного участка под кадастровым номером 91:01:000000:23 и в дальнейшем 04.12.2017 зарегистрировано право собственности города Севастополя на этот земельный участок.
18.04.2018 сведения о земельном участке площадью 3,0 га, расположенном по адресу: г. Севастополь, земли Севастопольского лесхоззага, квадрат 76-Б, с разрешенным видом использования "для коллективного садоводства", как о ранее учтенном объекте недвижимости, были внесены в государственный кадастр недвижимости под кадастровым номером 91:01:005014:279, без указания координат характерных точек границ данного земельного участка.
Указанные действия по государственному кадастровому учету земельного участка с кадастровым номером 91:01:005014:279 осуществлены по заявлению третьего лица по делу - ТСН "СТ "Яхта" и на основании представленного им Решения N 5/287.
20.07.2018 Писарчук Е.Н. обратился в Севреестр с заявлением о государственном кадастровом учете изменений описания местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 91:01:005014:279 на основании межевого плана от 10.07.2018.
Исходя из содержания указанного межевого плана, земельный участок с кадастровым номером 91:01:005014:279 является многоконтурным земельным участком общей площадью 24 798 кв.м (контур 1 - 7 439,74 кв.м; контур 2 - 17 358 кв.м). В границах уточняемого земельного участка отсутствуют объекты капитального строительства, а также отсутствуют сведения об объектах капитального строительства в границах этого участка в ЕГРН и на публичной кадастровой карте.
Решением Севреестра от 29.10.2018 N 91/18-33967 отказано Писарчуку Е.Н. в осуществлении государственного кадастрового учета изменений описания местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 91:01:005014:279, в том числе по той причине, что граница уточняемого земельного участка пересекает границу земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:23.
Решением ДИЗО, оформленным письмом от 01.04.2022 N ГУ-исх-2957/22, отказано СТ "Яхта" в согласовании акта согласования местоположения земельного участка с кадастровым номером 91:01:005014:279, по причине выявленного пересечения данного объекта земельных отношений с земельным участком под кадастровым номером 91:01:000000:23.
Письмом от 12.05.2022 Севприроднадзор оставил без удовлетворения обращение Писарчука Е.Н. об устранении реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:23, указав, что такие требования могут быть рассмотрены только в судебном порядке. В этом же письме ответчика 3 рекомендовано обратиться в суд с исковым заявлением об исключении характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 91:01:005014:279 из описания границ местоположения земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:23.
Согласно заключению кадастрового инженера от 25.05.2022 N 2162/1-А границы земельного участка с кадастровым номером 91:01:005014:279 (согласно Генеральному плану, утвержденному председателем Балаклавского райисполкома от 03.07.1989) накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:23 (согласно сведениям ЕГРН) в соответствующих координатах. Площадь наложения составляет 7 424 кв.м (контур 1; по контуру 2 - наложения отсутствуют).
Ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 91:01:000000:23, в нарушение требований земельного законодательства, был образован с наложением (пересечением) на границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 91:01:005014:279, и данная ошибка была впоследствии воспроизведена в ЕГРН, товарищество обратилось в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 4 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
По правилу пункта 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке: осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости; внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке; внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (пункт 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке (часть 9 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество.
Требование об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2017 N 310-ЭС16-10203).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, действующее законодательство предусматривает как возможность устранения ошибок в сведениях соответствующих государственных информационных ресурсов по решению суда, так и установления границ смежных земельных участков в случае возникновения спора о праве.
Вместе с тем, заявитель, обращающийся с такими требованиями, должен доказать, что его права нарушены.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования корпоративных отношений в части порядка принятия решений о внесении изменений в учредительные документы юридических лиц или иных решений, являющихся основанием для внесения данных изменений, в целях приведения юридическими лицами, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации (при условии гарантирования прав всех участников (акционеров) таких юридических лиц) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя, которые действуют до 1 января 2015 года.
Юридические лица, имущество которых находится в собственности публично-правового образования или участником которых является публично-правовое образование и которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года.
В силу абзаца первого пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 52-ФЗ), в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года, если иной срок не установлен Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федеральным законом "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или настоящим пунктом.
Исходя из пункта 7 статьи 19 Закона N 52-ФЗ, обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и которые не обратились с заявлением в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, имеют право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 19 Закона N 52-ФЗ юридические лица, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц и не приобрели статус филиала (представительства) иностранного юридического лица в срок, установленный настоящей статьей, Федеральным законом "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", по истечении этого срока не имеют права осуществлять деятельность на территории Российской Федерации (за исключением деятельности, направленной на исполнение обязательств указанных юридических лиц, возникших до истечения этого срока, в объеме, необходимом для исполнения данных обязательств и прекращения деятельности указанных юридических лиц) и подлежат ликвидации.
Таким образом, согласно указанным нормам, юридическое лицо созданное в соответствии с законодательством Украины обязано было прекратить осуществлять хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации с 01.03.2015 и подлежит ликвидации, если не обратилось с заявлением о внесении сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц в срок до 01.03.2015.
Как правильно установлено судом первой инстанции, СТ "Яхта" является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Украины, и в порядке статьи 19 Закона N 52-ФЗ свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации не привело, с заявлением о внесении сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года не обратилось. 09.07.2015 было создано новое юридическое лицо - ТСН "СТ "Яхта". Доказательства того, что ТСН "СТ "Яхта" является правопреемником СТ "Яхта" материалы дела не содержат.
В связи с чем, как правильно указал суд первой инстанции СТ "Яхта" не вправе осуществлять деятельность на территории Российской Федерации (за исключением деятельности, направленной на исполнение обязательств, возникших до 01.03.2015, в объеме, необходимом для исполнения данных обязательств и прекращения деятельности), в том числе не вправе приобретать права на землю и подлежит ликвидации.
Такая правовая позиция соответствует сложившейся судебной практике (определение Верховного Суда РФ от 14.02.2018 N 310-ЭС17-23640, постановления Арбитражного суда Центрального округа от 26.04.2021 N Ф10-1099/2021 по делу N А83-4359/2020, от 18.06.2020 N Ф10-1957/2020 по делу N А83-1540/2019, от 29.11.2017 по делу N А84-392/2017).
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2025 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС) сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), вносятся в соответствующие разделы Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном Законом о регистрации недвижимости и настоящей частью.
Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ (далее - Порядок N 227), утвержден постановлением Правительства Севастополя от 22.08.2014 N 227 "Об утверждении Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости".
Согласно пункту 3 Порядка N 227 включение в ЕГРН сведений и содержащие такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется по инициативе органа регистрации прав (далее - массовый порядок) или заинтересованных лиц при их обращении в орган регистрации прав с соответствующими заявлениями (далее - заявительный порядок).
Исходя из пункта 4 Порядка N 227, источниками для включения в ЕГРН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ требованиями: документы, подтверждающие государственную регистрацию земельных участков, техническую инвентаризацию объектов технического учета, государственную регистрацию прав на ранее учтенные объекты недвижимости, осуществленные до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ (в том числе государственные акты, поземельные книги, технические паспорта объектов технического учета, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа регистрации прав, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) - хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций) (далее - учетные документы); документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, права на ранее учтенные объекты недвижимости (далее - правоустанавливающие документы).
Частью 1 статьи 6.1 Закона N 46-ЗС установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих наличие прав, возникших до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости.
При включении в ЕГРН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости положения частей 5 - 9 статьи 69 Закона о регистрации применяются с учетом установленных настоящим Порядком особенностей (пункт 7 Порядка N 227).
Пунктом 29 Порядка N 227 предусмотрено, что сведения о ранее учтенном земельном участке и содержащие такие сведения документы включаются в ЕГРН также при обращении в орган регистрации прав заинтересованного лица с соответствующим заявлением на основании представленного таким лицом правоустанавливающего документа в отношении соответствующего земельного участка и (или) извлечения из государственного земельного кадастра о таком земельном участке, выданного до вступления в силу Федерального конституционного закона территориальным органом Государственного комитета по земельным ресурсам Украины или Государственного агентства земельных ресурсов Украины, при отсутствии оснований, указанных в части 8 статьи 69 Закона о регистрации.
Как правильно указал суд первой инстанции, из совокупного толкования вышеприведенных норм права следует, что государственная регистрация земельных участков или государственный технический учет иных объектов недвижимости, осуществленные до дня вступления в силу Закона N 6-ФКЗ в соответствии с ранее действовавшими на территории города Севастополя актами, признаются юридически действительными, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимости в соответствии со статьей 69 Закона N 218-ФЗ. Орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, обеспечивает включение сведений о таких объектах недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в массовом порядке либо на основании заявления заинтересованного лица в сроки и в порядке, которые установлены Порядком N 227.
Как следует из материалов дела, 18.04.2018 сведения о земельном участке площадью 3,0 га, расположенном по адресу: г. Севастополь, земли Севастопольского лесхоззага, квадрат 76-Б, с разрешенным видом использования "для коллективного садоводства", как о ранее учтенном объекте недвижимости, были внесены в государственный кадастр недвижимости под кадастровым номером 91:01:005014:279. Указанные сведения были внесены в ЕГРН на основании заявления третьего лица по делу- ТСН "СТ "Яхта", которое правопреемником заявителя не является.
В обоснование своего субъективного права на обращение в суд с рассматриваемым иском, со ссылкой на статью 12.1 Закона N 46-ЗС и Порядок предоставления собственность гражданам Российской Федерации, садоводческого, огороднического или дачного обслуживающего кооператива, созданного до дня принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, в городе Севастополе, утвержденный постановлением Правительства Севастополя от 16.02.2017 N 129-ПП, СТ "Яхта", указывает на наличие у его членов права на завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона N6-ФКЗ. При этом, процессу реализации членами СТ "Яхта" вышеуказанного права препятствует отсутствие в ЕГРН характерных точек границ предоставленного товариществу земельного участка, что возможно устранить только после исключения из границ лесного участка характерных точек границ участка для коллективного садоводства. Обращение же в суд с рассматриваемым иском направлено на исполнение возникших до 18.03.2014 обязательств товарищества перед членами СТ "Яхта".
Статьей 12.1 Закона N 46-ЗС предусмотрено, что до 1 января 2023 года члены садоводческого, огороднического либо дачного товарищества (далее - товарищество) или обслуживающего кооператива, зарегистрированных по состоянию на 18 марта 2014 года в установленном законодательством Украины порядке, имеют право приобрести земельный участок, находящийся у них в пользовании, без проведения торгов в собственность бесплатно при наличии совокупности следующих условий:
1) земельный участок был предоставлен для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства товариществу или обслуживающему кооперативу в соответствии с законодательством Украины в постоянное пользование;
2) товарищество или обслуживающий кооператив в срок, установленный федеральным законодательством, не привели свои учредительные документы в соответствие с федеральным законодательством и законодательством города Севастополя;
3) заявитель являлся членом товарищества или обслуживающего кооператива по состоянию на 1 марта 2015 года, и по решению общего собрания членов товарищества или обслуживающего кооператива о распределении земельных участков либо на другом законном основании земельный участок распределен ему;
4) земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о его резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из содержания данной статьи, она предусматривает права граждан - членов товарищества, которое в срок, установленный федеральным законодательством, не привели свои учредительные документы в соответствие с федеральным законодательством и законодательством города Севастополя, приобрести соответствующий земельный участок в установленном порядке. Данная норма не предусматривает право такого товарищества на получение либо переоформление находящегося в пользовании земельного участка.
С учётом изложенного, члены товарищества, как лица, чьё право на получение соответствующих земельных участков предусмотрено законом, вправе самостоятельно обращается в суд с соответствующими исками, в том числе путём подачи коллективного иска.
С учётом изложенного, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, что обстоятельства образования 26.10.2015 земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:23, который частично накладывается (пересекает) на границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 91:01:005014:279, не нарушает прав и законных интересов СТ "Яхта", прекратившего с 01.03.2015 свою деятельность на территории Российской Федерации в силу закона, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных им исковых требований. При этом, участие СТ "Яхта" в настоящем деле в качестве истца не подпадает под понятие "деятельность, направленная на исполнение обязательств, возникших до 01.03.2015, в объеме, необходимом для исполнения данных обязательств и прекращения деятельности юридического лица".
При этом судом первой инстанции обоснованно отмечено, что об отсутствии нарушенных прав и законных интересов СТ "Яхта" свидетельствует письмо от 01.02.1993 N 2202-86, за подписью директора Подбельцева В.И. и председателя профкома Писарчука Е.Н., которым Черноморский научно-исследовательский институт судостроения на основании статьи 27 Земельного кодекса Украины добровольно отказался от земельного участка, предоставленного Решением N 5/287 для ведения коллективного садоводства площадью 3,0 га в квадрате 76-Б в бессрочное пользование СТ "Яхта". Об этом также свидетельствует то обстоятельство, что истцом не было оформлено право пользование спорным земельным участком в период действия законодательства Украины.
В материалах дела также отсутствуют доказательства фактического владения и пользования СТ "Яхта" и его членами указанным земельным участком после направления Черноморским научно-исследовательским институтом судостроения в адрес Севастопольского городского Совета народных депутатов письма от 01.02.1993 N 2202-86 о добровольном отказе от земельного участка, предоставленного Решением N 5/287 в бессрочное пользование СТ "Яхта".
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований товарищества.
Иные доводы апеллянта отклоняются апелляционным судом ввиду их необоснованности и неверного толкования ответчиком норм права.
Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права. Приведенным доводам судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
Обжалуемое решение принято законно и обоснованно с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренные статьей 270 АПК РФ основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.07.2023 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 АПК РФ подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.07.2023 по делу N А84-11302/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Садового товарищества "Яхта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ю.В. Колупаева |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-11302/2022
Истец: Садовое товарищество "Яхта" в лице председателя правления Писарчук Евгения Николаевича
Третье лицо: Аспирова Людмила Юрьевна, Балясный Никита Валерьевич, Гонтарев Александр Геннадиевич, Государственное казённое учреждение Севастополя "Севастопольское лесничество", ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, Журавлева Татьяна Николаевна, Законодательное собрание города Севастополя, Затрубченко Татьяна Михайловна, Карачун Дмитрий Васильевич, Клыков Сергей Александрович, Куликова Галина Владимировна, Макаров Олег Михайлович, Макарова Марина Дмитриевна, Панкеев Николай Сергеевич, Панкова Ольга Сергеевна, Писарчук Евгений Николаевич, Писарчук Игорь Евгеньевич, Подтопный Сергей Леонидович, Прудникова Людмила Анатольевна, Романова Татьяна Ивановна, Сенник Максим Васильевич, Сергеев Сергей Викторович, ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "САДОВОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ЯХТА", Топоркова Елена Юрьевна, Ушаков Игорь Георгиевич, Чубук Павел Сергеевич, Шаповалов Александр Анатольевич, Шаповалова Ольга Никитична, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя, ООО "Институт судебной экспертизы и земельного аудита", Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя