г. Саратов |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А12-4977/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов Администрации Волгограда на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июля 2023 года по делу N А12-4977/2023 (судья Двоянова Т.В.)
по заявлению Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (400001, г. Волгоград, ул. Калинина, д. 4, ОГРН 1043400443041, ИНН 3445071308)
к Департаменту финансов Администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, пр-кт Ленина, д. 15, ОГРН 1023403440675, ИНН 3444056709),
заинтересованные лица: Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (400094, г. Волгоград, ул. Танкистов, д. 12), Администрация Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 34440591390), Департамент городского хозяйства Администрации Волгограда (400001, г. Волгоград, ул. Ковровская, д. 16А, ОГРН 1023403444790, ИНН 3444080557), Администрация Ворошиловского района Волгограда (400074, г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 19, ОГРН 1023403856497, ИНН 3445922164), Администрация Краснооктябрьского района Волгограда (400105, г. Волгоград, пр-кт Ленина, д. 119, ОГРН 1033400170286, ИНН 3442026353), Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, наб. 62-й Армии, д. 5, ОГРН 1023403430082, ИНН 3444069673), Администрация Советского района Волгограда (400011, г. Волгоград, пр-кт Университетский, д. 45, ОГРН 1023404241332, ИНН 3446500831), Комитет юстиции Волгоградской области (400001, г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 16, оф. 602, ОГРН 1023403842890, ИНН 3445053806), Комитет по строительству Администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, пр-кт Ленина, д. 25, ОГРН 1053444086266, ИНН 3444126000),
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (далее - ГУФССП России по Волгоградской области, Управление, заявитель) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Департамента финансов администрации Волгограда (далее - Департамент, финансовый орган, уполномоченный орган), выразившегося в непринятии мер по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных в отношении администрации Волгограда и её структурных подразделений, в том числе, путём приостановления осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника до момента устранения нарушения, согласно письмам ГУФССП России по Волгоградской области от 28.07.2022 N 34901/22/46653-НЖ, от 01.09.2022 N 34901/22/55847-НЖ, от 22.12.2022 N 34901/22/86652-ГК, от 28.06.2022 N 34901/22/38900-ГК, от 19.10.2022 N 34901/22/67905-ГК, исключив из числа постановлений подлежащих исполнению, постановление по делу об административном правонарушении от 11.07.2022 N 1043/21/34044-АП, вынесенного в рамках исполнительного производства N 16210/22/34044-ИП.
Кроме того, заявитель просит обязать Департамент финансов администрации Волгограда выполнить требования, предусмотренные статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных в отношении администрации Волгограда и её структурных подразделений, согласно писем Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области от 28.07.2022 N 34901/22/46653-НЖ, от 01.09.2022 N 34901/22/55847-НЖ, от 22.12.2022 N 34901/22/86652-ГК, от 28.06.2022 N 34901/22/38900-ГК, от 19.10.2022 N 34901/22/67905-ГК, исключив из числа постановлений подлежащих исполнению, постановление по делу об административном правонарушении от 11.07.2022 N 1043/21/34044-АП, вынесенного в рамках исполнительного производства N 16210/22/34044-ИП.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июля 2023 года признано незаконным бездействие Департамента финансов администрации Волгограда, выразившееся в не принятии мер по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных в отношении Администрации Волгограда и её структурных подразделений, в том числе, путём приостановления осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника до момента устранения нарушения, согласно письмам Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области от 28.07.2022 N 34901/22/46653-НЖ, от 01.09.2022 N 34901/22/55847-НЖ, от 22.12.2022 N 34901/22/86652-ГК, от 28.06.2022 N 34901/22/38900-ГК, от 19.10.2022 N 34901/22/67905-ГК, исключив из числа постановлений подлежащих исполнению: постановление по делу об административном правонарушении от 11.07.2022 N 1043/21/34044-АП, вынесенное в рамках исполнительного производства N 16210/22/34044-ИП, постановление по делу об административном правонарушении от 29.03.2021 N 310/21/34044-АП, вынесенное в рамках исполнительного производства N 11957/16/34044-ИП, постановление по делу об административном правонарушении от 29.03.2021 N 291/21/34044-АП, вынесенное в рамках исполнительного производства N 2474/17/34044-ИП, постановление по делу об административном правонарушении от 29.03.2021 N 290/21/34044-АП, вынесенное в рамках исполнительного производства N 4034/17/34044-ИП.
Кроме того, суд обязал Департамент финансов администрации Волгограда выполнить требования, предусмотренные статьёй 242.5 БК РФ по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных в отношении администрации Волгограда и её структурных подразделений, направленных на исполнение согласно писем Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области от 28.07.2022 N 34901/22/46653-НЖ, от 01.09.2022 N 34901/22/55847-НЖ, от 22.12.2022 N 34901/22/86652-ГК, от 28.06.2022 N 34901/22/38900-ГК, от 19.10.2022 N 34901/22/67905-ГК, исключив из числа постановлений, подлежащих исполнению: постановление по делу об административном правонарушении от 11.07.2022 N 1043/21/34044-АП, вынесенное в рамках исполнительного производства N 16210/22/34044-ИП, постановление по делу об административном правонарушении от 29.03.2021 N 310/21/34044-АП, вынесенное в рамках исполнительного производства N 11957/16/34044-ИП, постановление по делу об административном правонарушении от 29.03.2021 N 291/21/34044-АП, вынесенное в рамках исполнительного производства N 2474/17/34044-ИП, постановление по делу об административном правонарушении от 29.03.2021 N 290/21/34044-АП, вынесенное в рамках исполнительного производства N 4034/17/34044-ИП.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, выражающих несогласие с решением суда первой инстанции в части исключения из числа подлежащих исполнению постановлений, указанных в решении суда.
Отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела в порядке статьи 262 АПК РФ не представлены. Каких-либо возражений о пересмотре судебного акта только в обжалуемой части от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Апелляционный суд, с учётом отсутствия возражений сторон, в соответствии с положениями части 5 статьи 268 АПК РФ пересматривает решение суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 21 сентября 2023 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что письмами от 28.07.2022 N 34901/22/46653-НЖ, от 01.09.2022 N 34901/22/55847-НЖ, от 22.12.2022 N 34901/22/86652-ГК, от 28.06.2022 N 34901/22/38900-ГК, от 19.10.2022 N 34901/22/67905-ГК УФССП России по Волгоградской области направило в Департамент финансов администрации Волгограда в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ, неисполненные постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.15 и 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынесенные в отношении администрации Волгограда и её структурных подразделений (т.1 л.д.49, 52-55, т.2 л.д.101-106, т.5 л.д.1-4, т.6 л.д.1-5).
Указанные постановления не были исполнены, суммы денежных средств по данным исполнительным документам на депозитный счёт УФССП России по Волгоградской области не поступили.
Письмами от 04.07.2022 N 12-08/1165, от 04.07.2022 N 12-08/1166, от 04.07.2022 N 12-08/1168, от 08.08.2022 N 12-08/1404/1, от 12.09.2022 N 12-08/1564, от 26.10.2022 N 12-08/1855, от 18.01.2023 N 12-08/144, от 18.01.2023 N 12-08/145, от 18.01.2023 N 12-08/147, от 18.01.2023 N 12-08/149, от 23.01.2023 N 12-08/216 Департамент финансов администрации Волгограда сообщил должникам о поступлении постановлений и направил в их адрес ксерокопии постановлений и сопроводительных писем УФССП России по Волгоградской области, а также уведомил должника о необходимости исполнить указанные постановления (т.7 л.д.64-70, 72-73, 75-76, 80-85, 91-98).
Однако суммы денежных средств по указанным исполнительным документам на депозитный счёт не поступили.
Решением Волгоградской городской Думы от 24.06.2015 N 31/971 утверждено Положение о Департаменте финансов администрации Волгограда, который в свою очередь, открывает лицевые счета главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств Волгограда, главным администраторам, администраторам источников.
Не согласившись с бездействием Департамента финансов администрации Волгограда по неисполнению в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ, вышеуказанных постановлений, вынесенных в отношении администрации Волгограда и её структурных подразделений, ГУФССП России по Волгоградской области оспорило такое бездействие в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое бездействие не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя. При этом суд исключил из перечня постановлений, подлежащих исполнению 4 постановления, срок давности исполнения которых, предусмотренный частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ, истёк на момент вынесения судом решения.
Согласно доводам апелляционной жалобы Департамент финансов не допустил незаконного бездействия, поскольку документы были своевременно направлены в адрес администрации Волгограда и её структурных подразделений, где указано на необходимость их исполнения. Также, по мнению Департамента, КоАП РФ не устанавливает способа исполнения постановлений о привлечении к административной ответственности через финансовые органы муниципального образования. Такие постановления исполняются самим лицом, привлечённым к административной ответственности, или судебным приставом-исполнителем. Глава 24.1 БК РФ не устанавливает постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях, в качестве документов, на основании которых осуществляется обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы. К правоотношениям по взысканию с бюджета муниципального образования денежных средств на основании постановлений судебного пристава-исполнителя по делам об административных правонарушениях, не подлежат применению нормы Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ). По мнению Департамента, ГУФССП России по Волгоградской области является ненадлежащим заявителем; надлежащим заявителем является Комитет юстиции Волгоградской области, осуществляющий полномочия главного администратора доходов бюджета Волгоградской области.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций установлена указанная совокупность условий.
Судами обеих инстанций установлено, что допущенное Департаментом бездействие нарушает требования статей 239, 242.1, 242.3-242.5 БК РФ. В федеральный бюджет своевременно не поступила значительная сумма штрафов, наложенных на администрацию Волгограда и её структурные подразделения за неисполнение исполнительных документов обязывающего характера.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона N 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и её территориальные органы.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона N 229-ФЗ и пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 118-ФЗ) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных Федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7 Федерального закона N 229-ФЗ).
Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 2 статьи 7 Федерального закона N 229-ФЗ).
К числу исполнительных документов отнесены судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; постановления судебного пристава-исполнителя (пункты 6, 7 части 1 статьи 12 Федерального закона N 229-ФЗ).
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы о том, что к правоотношениям по взысканию с бюджета муниципального образования денежных средств на основании постановлений судебного пристава-исполнителя и мирового судьи по делам об административных правонарушениях, не подлежат применению нормы Федерального закона N 229-ФЗ, а также о том, что глава 24.1 БК РФ не устанавливает постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях, в качестве документов, на основании которых осуществляется обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы, отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
Исходя из положений главы 23 КоАП РФ, относящих наложение административных взысканий не только к полномочиям судов, но и административных органов, а также пункта 5 статьи 32.2 КоАП РФ, предусматривающего бесспорный порядок исполнения решений административных органов, статьи 12 Федерального закона N 229-ФЗ, относящей постановления административных органов к исполнительным документам, суд пришёл к выводу, что перечисленные нормы являются специальными по отношению к главе 24.1 БК РФ.
Таким образом, положения статей 239, 242.1, 242.5 БК РФ не могут рассматриваться как устанавливающие исключительно судебный порядок взыскания с казённых учреждений штрафов за совершение правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.
Исполнение требований исполнительных документов осуществляется посредством применения судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения в виде обращения взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства (статья 68 Федерального закона N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
Процедура обращения взыскания на средства местного бюджета установлена требованиями статей 242.1-242.5 БК РФ.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 13) функции по организации исполнения исполнительных документов в порядке, установленном статьями 242.4, 242.5 БК РФ, в отношении казённых учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных казённых учреждений и, соответственно, по ведению их лицевых счетов для учёта операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета могут быть возложены как на органы Федерального казначейства, так и на финансовые органы субъекта Российской Федерации, муниципального образования исходя из соглашений, заключённых органом Федерального казначейства и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, администрацией муниципального образования (пункты 1, 2 статьи 166.1, статья 215.1 БК РФ).
Правила статьи 161 БК РФ, регламентирующие правовое положение казённых учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы) с учётом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ (абзац 3 пункта 19 постановления Пленума N 13).
В силу статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" администрация Волгограда является органом местного самоуправления, наделённым правами юридического лица, и муниципальным казённым учреждением.
Статьёй 242.5 БК РФ определено, что при неисполнении казёнными учреждениями в добровольном порядке постановлений судебных приставов о наложении штрафов по делам об административных правонарушениях направляет исполнительные документы в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 27.01.2022 по делу N А12-6397/2021 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2022 N 306-ЭС22-6167 по делу N А12-6397/2021 в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано).
Решением Волгоградской городской Думы от 24.06.2015 N 31/971 утверждено Положение о Департаменте финансов администрации Волгограда.
В силу пункта 2.1.11 указанного Положения Департамент финансов администрации Волгограда открывает лицевые счета главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств Волгограда, главным администраторам, администраторам источников.
Следовательно, учитывая факт финансирования администрации исключительно за счёт бюджетных средств и отсутствия у последней открытых расчётных счетов в учреждении Центрального банка Российской Федерации и иных кредитных организациях, постановления судебного пристава-исполнителя о привлечении к административной ответственности подлежат исполнению Департаментом в порядке и сроки, указанные в статье 242.5 БК РФ.
Учитывая изложенное, доводы Департамента о том, что к правоотношениям по взысканию с бюджета муниципального образования денежных средств на основании постановлений судебного пристава-исполнителя по делам об административных правонарушениях, не подлежат применению нормы Федерального закона; 229-ФЗ, а также о том, что глава 24.1 БК РФ не устанавливает постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях, в качестве документов, на основании которых осуществляется обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы, отклонены судом как несостоятельные.
Судом установлено, что УФССП России по Волгоградской области направило в Департамент согласно письмам от 28.07.2022 N 34901/22/46653-НЖ, от 01.09.2022 N 34901/22/55847-НЖ, от 22.12.2022 N 34901/22/86652-ГК, от 28.06.2022 N 34901/22/38900-ГК, от 19.10.2022 N 34901/22/67905-ГК на исполнение постановления о наложении на администрацию Волгограда и её структурные подразделения административных штрафов за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 17.15 и 20.25 КоАП РФ.
Указанные постановления вынесены службой судебных приставов в ходе исполнения исполнительных производств, возбуждённых на основании исполнительных документов обязывающего характера, а также мировым судьёй в результате рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе Департамент финансов администрации Волгограда указывает на то, что им не допущено незаконное бездействие, поскольку документы направлены в адрес администрации Волгограда и её структурных подразделений, где указано на необходимость их исполнения.
В соответствии с пунктами 5-7 статьи 242.5 БК РФ орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трёхмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объёмов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трёх месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казённых учреждений субъекта Российской Федерации, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Департамент финансов администрации Волгограда обязан принять меры для надлежащего исполнения исполнительного документа в соответствии с требованиями главы 24.1. БК РФ.
Вопреки изложенным требованиям БК РФ Департамент, получив исполнительные документы службы судебных приставов, ограничился направлением их копий должникам, указав на необходимость представить платёжные документы для их исполнения. Иных действий Департаментом не производилось.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что допущенное Департаментом финансов администрации Волгограда бездействие в отношении постановлений о наложении административных штрафов за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 17.15 и 20.25 КоАП РФ (за исключением постановления по делу об административном правонарушении от 11.07.2022 N 1043/21/34044-АП, вынесенного в рамках исполнительного производства N 16210/22/34044-ИП) противоречит требованиям статьи 242.5 БК РФ.
Доводы Департамента о том, что ГУФССП России по Волгоградской области является ненадлежащем заявителем по требованиям о признании незаконным бездействия финансового органа, выразившегося в не принятии мер по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных мировым судьёй судебного участка г. Волгограда Волгоградской области, что является основанием для отказа в удовлетворении требований, отклонены судебной коллегией как несостоятельные.
Частью 1 статьи 5 Закона Волгоградской области от 21.11.2019 N 97-ОД "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" утверждён Перечень главных администраторов доходов областного бюджета (приложение N 5 к настоящему закону), согласно которому главным администратором доходов бюджета Волгоградской области на 2020 год по строке КБК 803 1 16 01203 01 9000 140 (где 803 - код главного администратора доходов бюджета - Комитета юстиции Волгоградской области) - Административные штрафы, установленные главой 20 КоАП РФ, за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, налагаемые мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (иные штрафы), является Комитет юстиции Волгоградской области.
Частью 1 статьи 5 Закона Волгоградской области от 11.12.2020 N 113-ОД "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" утверждён Перечень главных администраторов доходов областного бюджета (приложение N 5 к настоящему закону), согласно которому, главным администратором доходов бюджета Волгоградской области на 2020 год по строке КБК 803 1 16 01203 01 9000 140 (где 803 - код главного администратора доходов бюджета - Комитета юстиции Волгоградской области) - Административные штрафы, установленные главой 20 КоАП РФ, за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, налагаемые мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (иные штрафы), является Комитет юстиции Волгоградской области.
Согласно пункту 2.11 Положения о Комитете юстиции Волгоградской области, утверждённого Постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.12.2016 N 968, Комитет юстиции Волгоградской области осуществляет полномочия главного администратора (администратора) доходов областного бюджета.
В соответствии со статьёй 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении указанного срока, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1,4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено направление постановления о наложении административного штрафа в адрес взыскателя, а предусмотрено прямое направление судебному приставу-исполнителю.
Согласно Федеральному закону N 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов (в том числе постановлений об административных правонарушениях), возложено на Федеральную службу судебных приставов и её территориальные органы. Судебные приставы-исполнители действуют в рамках предоставленных полномочий, в соответствии с вышеуказанным федеральным законом.
Статьёй 30 Федерального закона N 229-ФЗ установлено, что исполнительное производство возбуждается без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 6 настоящей статьи, а также в случаях, если суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с Федеральным законом направляет исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.
Таким образом, учитывая, что Комитет юстиции Волгоградской области не является органом, составляющим протокол об административном правонарушении, то по вынесенным мировыми судьями постановлениям о наложении штрафов, в случае если они не оплачены должником в течение 60 дней, получает информацию от службы судебных приставов (при направлении в адрес Комитета юстиции Волгоградской области постановлений о возбуждении исполнительных производств, постановлений об окончании исполнительных производств, постановлений об отказе в возбуждении исполнительных производств и иных документов).
При этом Комитет юстиции Волгоградской области, являясь администратором доходов областного бюджета, в рамках исполнительного производства обладает только теми правами и обязанностями, которые установлены в Федеральном законе N 229-ФЗ для взыскателя.
Вынесенные мировым судьёй судебного участка N 117 Центрального района г. Волгограда Волгоградской области постановления по делам об административных правонарушениях явились следствием исполнительных действий, проводимых судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП ГУФССП России по Волгоградской области в рамках исполнительных производств, находящихся на исполнении.
В соответствии со статьёй 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным Кодексом.
В рамках исполнительных производств, указанных в заявлении Управления по настоящему делу, в отношении администрации Волгограда судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП ГУФССП России по Волгоградской области составлены протоколы об административном правонарушении, из содержания которых следует, что Администрация Волгограда, будучи привлечённой постановлениями судебного пристава-исполнителя по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ и подвергнутой административному наказанию в виде штрафа, в установленный срок указанные штрафы не оплатила.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, характеризуется неуплатой административного штрафа в срок, установленный законодательством Российской Федерации.
Назначенные постановлениями судебного пристава-исполнителя административные штрафы администрацией Волгограда не оплачены, в связи с чем, мировой судья судебного участка N 117 Центрального района г. Волгограда Волгоградской области признал администрацию Волгограда виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, и назначил ей административные наказания в виде штрафов.
Указанные обстоятельства установлены мировым судьёй судебного участка N 117 Центрального района г. Волгограда Волгоградской области на основании протоколов об административном правонарушении, составленных уполномоченным должностным лицом службы судебных приставов, а именно судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП ГУФССП России по Волгоградской области.
Материалы дела не содержат доказательств исполнения администрацией Волгограда требований исполнительных документов, в связи с чем, постановления по делам об административных правонарушениях по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, вынесенные мировым судьёй судебного участка N 117 Центрального района г. Волгограда Волгоградской области, не являются окончательными по исполнительным производствам, указанным в заявлении по настоящему делу.
Согласно статье 6.5 Федерального закона N 118-ФЗ на органы принудительного исполнения возлагаются, в том числе задачи по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом N 229-ФЗ актов других органов и должностных лиц.
Применение к должнику административных санкций направлено на побуждение последнего исполнить судебные акты, послужившие основанием для возбуждения исполнительных производств, которые находятся на исполнении.
С учётом изложенного, ГУФССП России по Волгоградской области прямо заинтересовано в том, чтобы должник исполнил требования исполнительных документов.
Таким образом, служба судебных приставов действует в рамках предоставленных полномочий в соответствии с действующим законодательством.
При указанных обстоятельствах, ГУФССП России по Волгоградской области вправе обратиться в суд с заявленными требованиями и является надлежащим заявителем по делу.
По смыслу главы 24 АПК РФ определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по делу.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в случае признания в судебном порядке незаконным бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, суд устанавливает обязанность этого органа совершить определённые действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Из буквального толкования указанной нормы права следует, что допущенные нарушения подлежат устранению в установленный судом срок на будущее время после вступления решения суда в законную силу. При этом принятый по делу судебный акт должен быть исполнимым, иное означало бы отсутствие возможности восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для возможности исполнения Департаментом судебного акта необходимо, чтобы на момент вынесения судом решения не была утрачена возможность исполнения спорных постановлений. Следовательно, на момент вынесения судом решения должен быть соблюдён срок приведения постановлений в исполнение, предусмотренный частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ.
Принимая решения и выбирая способ восстановления нарушенного права ГУФССП России по Волгоградской области, суд первой инстанции принял во внимание, что на момент вынесения судом решения истёк предусмотренный частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ срок приведения в исполнение постановления по делу об административном правонарушении от 11.07.2022 N 1043/21/34044-АП, вынесенного в рамках исполнительного производства N 16210/22/34044-ИП, постановления по делу об административном правонарушении от 29.03.2021 N 310/21/34044-АП, вынесенного в рамках исполнительного производства N 11957/16/34044-ИП, постановления по делу об административном правонарушении от 29.03.2021 N 291/21/34044-АП, вынесенного в рамках исполнительного производства N 2474/17/34044-ИП, постановления по делу об административном правонарушении от 29.03.2021 N 290/21/34044-АП, вынесенного в рамках исполнительного производства N 4034/17/34044-ИП (т.8 л.д.24-26), в связи с чем, указанные постановления исключены судом из перечня постановлений, подлежащих исполнению в качестве способа восстановления нарушенного права ГУФССП России по Волгоградской области.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, к повторению утверждений исследованных и правомерно отклонённых арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, в законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июля 2023 года по делу N А12-4977/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-4977/2023
Истец: ГУ УФССП по Волгоградской области
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, Департамент жилищно-коммунального хазяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, Межрайонный отдел по особым исполнительным производстам УФССП по Волгоградской области, АДМИНИСТРАЦИЯ ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА, АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНООКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА, АДМИНИСТРАЦИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, КОМИТЕТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, КОМИТЕТ ЮСТИЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ