г. Самара |
|
24 октября 2023 г. |
Дело N А55-22667/2022 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 октября 2023 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2023 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 октября 2023 года в помещении суда апелляционную жалобу Администрации городского округа Жигулевск Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 июля 2023 года по делу N А55-22667/2022 (судья Кулешова Л.В.),
по заявлению Администрации городского округа Жигулевск Самарской области г. Жигулевск, Самарская область, ИНН:6345003980
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области ИНН:6315856460
о признании незаконным ненормативного акта,
с участием третьих лиц:
- Теплякова Олега Федоровича,
- ФГБУ "Национальный Парк Самарская Лука" ИНН 6345003910,
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
- ППК "Роскадастр" по Самарской области,
- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации,
- Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,
- Федеральное Агентство Лесного Хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Жигулевск Самарской области обратилась в арбитражный суд с заявлением в котором просит признать незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, изложенной в письме от 03.06.2022 N 63/4759 об отказе в безвозмездной передаче в муниципальную собственность городского округа Жигулевск Самарской области земельного участка с кадастровым номером 63:02:0405005:2 площадь. 1 203 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, с. Ширяево, ул. Рабочая, д. 30.
В порядке устранения нарушения прав и законных интересов заявитель просит возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области обязанность по передаче указанного земельного участка в муниципальную собственность городского округа Жигулевск Самарской области на основании заявления от 29.03.2022 N 2721.
Определениями Арбитражного суда Самарской области к участию в деле привлечены: Тепляков Олег Федорович, ФГБУ "Национальный Парк Самарская Лука" ИНН 6345003910, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ППК "Роскадастр" по Самарской области, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Федеральное Агентство Лесного Хозяйства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 июля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация городского округа Жигулевск Самарской области обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что нарушение прав заявителя выражается в том, что он законом наделен правом на распоряжение земельными участками, расположенными в границах городского округа Жигулевск Самарской области, а требования Главы V.5 ЗК РФ являются императивными и предусматривают обязанность заинтересованного по делу лица передать находящиеся в федеральной собственности земельные участки в муниципальную собственность. Заявитель указывает, что отсутствие законных оснований для отказа в безвозмездной передаче земельного участка в муниципальную собственность, у ТУ Росимущества в Самарской области возникает обязанность по передаче испрашиваемого земельного участка, который тем самым вовлекается в оборот.
В судебное заседание 18.09.2023 лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, своих представителей в суд не направили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 18.09.2023 судебное заседание отложено на 18.10.2023 на 10 час. 10 мин.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, своих представителей в суд не направили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Администрация городского округа Жигулевск обратилась в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением от 29.03.2022 N 2721, подписанным Главой городского округа Жигулевск, о безвозмездной передаче в собственность муниципального образования городской округ Жигулевск находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 63:02:0405005:2 площадь. 1 203 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, с. Ширяево, ул. Рабочая, д. 30.
ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 03.06.2022 N 63/4759, поступившим в администрацию городского округа Жигулевск 10.06.2022 (вх. N 6564), в безвозмездной передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность городского округа Жигулевск отказано.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8, оспариваемое решение органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть признано судом незаконным, при наличии одновременно двух условий: оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие); обязанность по доказыванию наличия нарушенного права вследствие принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее Постановление N 21) обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Если иное не предусмотрено законом, суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении.
Суд также не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 5 статьи 3 АПК РФ), то есть независимо от доводов административного иска (заявления) суд, в том числе по своей инициативе, выясняет следующие имеющие значение для дела обстоятельства: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе и основания для принятия оспариваемого решения.
Кроме того в силу пункта 24 Постановления N 21 при разрешении споров, рассматриваемых по правилам главы 24 АПК РФ, суд применяет нормы материального права, которые действовали во время возникновения правоотношения с участием административного истца (заявителя), если из федерального закона не вытекает иное (часть 1 статьи 13 АПК РФ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39.30 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц: 1) в собственность поселений, городских округов, утвердивших генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов; 2) в собственность муниципальных районов, утвердивших схемы территориального планирования муниципальных районов, если такие земельные участки расположены на межселенных территориях соответствующих муниципальных районов; 3) в собственность субъектов Российской Федерации, если такие земельные участки в соответствии с утвержденными документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, проектами планировки и межевания территории предназначены для размещения объектов регионального значения; 4) в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, если такие земельные участки расположены на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.30 ЗК РФ установлено, что земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
Согласно п.6 ст.95 ЗК РФ земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. Не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, в том числе, земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Села Ширяево, Бахилова Поляна г.о. Жигулевск входят в состав Национального парка "Самарская Лука" на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 N 161 "О создании национального парка "Самарская Лука", решения исполкома Куйбышевского областного Совета народных депутатов "О создании государственного природного Национального парка "Самарская Лука" N 333 от 10.08.1984, решения Исполнительного комитета Куйбышевского областного совета народных депутатов от 21.06.1989 "Об утверждении проекта районной планировки Государственного природного национального парка "Самарская Лука".
Согласно п. 1 Состава сведений, содержащихся в кадастровых картах, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 17.03.2016 N 145, общедоступные сведения ЕГРН, в т.ч. границы особо охраняемых природных территорий, воспроизводятся на публичных кадастровых картах.
Публичная кадастровая карта содержит сведения о том, что села Ширяево, Бахилова Поляна, и в частности, земельные участки, указанные в заявлении, расположены в границах Национального парка "Самарская Лука".
Конкретные особенности, зонирование и режим каждого национального природного парка определяются в Положении о нем, утверждаемом государственным органом управления Российской Федерации, в ведении которого находится парк.
Положением о Национальном парке "Самарская Лука", утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2015 N 69, Схемой функционального зонирования Национального парка "Самарская Лука" документально зафиксированы границы национального парка с указанием функциональных зон, разработанные в соответствии с решением исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов N 333 от 10.08.1984 и уточненные корректировкой технико-экономического обоснования организации государственного природного национального парка "Самарская Лука", выполненной ВГПИИ "Союзгипролесхоз" в 1990 году.
Согласно указанному Положению, вышеуказанные земельные участки располагаются в зоне хозяйственного назначения.
Согласно п.1 ст.15 Закона об особо охраняемых природных территориях разделу 3 п.11 Положения о Национальном парке "Самарская Лука" на территории Национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны, с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены зоны, в том числе:
- зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования Учреждения и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории Национального парка.
В соответствии со ст.3.1 Закона об особо охраняемых природных территориях оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством. Использование земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой особо охраняемой природной территории. Градостроительный регламент применительно к территории такого населенного пункта устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и настоящим Федеральным законом. Положением об особо охраняемой природной территории могут устанавливаться требования к градостроительному регламенту.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2020 N 505-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения статьи 3.1 Закона об особо охраняемых природных территориях и статей 27 и 95 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно п. 13.1 Положения о Федеральном государственном учреждении Национальный парк "Самарская Лука" (в редакции Приказа МНР России от 17.03.2005 N 66 и Приказов Минприроды России от 27.02.2009 N 48 и от 26.03.2009 N 72) Национальный парк "Самарская Лука", как особо охраняемая природная территория федерального значения, относится исключительно к объектам федеральной собственности, при этом изъятие земель и других природных ресурсов Национального парка запрещается.
В соответствии с пунктом 10 статьи 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94-100 ЗК РФ.
Национальный парк образован постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 N 161, постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 990 национальный парк отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в Национальный парк "Самарская Лука".
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 г. N 2013/12, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдиция служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2023 по делу N А55-33732/2021, в котором участвовали те лица, за исключением физических лиц, и предметом оспаривания было решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области об отказе в безвозмездной передаче в муниципальную собственность городского округа Жигулевск Самарской области земельных участков при аналогичных обстоятельствах, установлено, что сёла Ширяево, Бахилова Поляна городского округа Жигулевск, и, в частности, спорные земельные участки расположены в границах Национального парка "Самарская Лука" в зоне хозяйственного назначения, предназначенной для осуществления деятельности, направленной на обеспечения функционирования Учреждения и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, что сам заявитель указывал как в своем заявлении в суд, так и в ходе судебного разбирательства, и никем не оспаривается.
30.12.2020 принят Федеральный закон N 505-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Внесенными изменениями в законодательство исключена ранее предусмотренная презумпция исключительно федеральной собственности на земельные участки в составе особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Закон об особо охраняемых природных территориях Федеральным законом от 30.12.2020 N 505-ФЗ был дополнен статьей 3.1, в соответствии с п.2 которой оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с пп.1 п.4 ст.27 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 505-ФЗ) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности, государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
В соответствии с п.2 ст.95 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.
На основании ст.6 Федерального закон от 30.12.2020 N 505-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения статьи 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статей 27 и 95 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, законодательством установлены критерий, при которых возможна реализация п.2 ст.3.1 Закона об особо охраняемых природных территориях:
- земельный участок должен быть расположен в составе функциональной зоны национального парка, режим которой допускает осуществление хозяйственной деятельности (п.1 ст.3.1 Закона об особо охраняемых природных территориях);
- земельный участок должен находиться в границах населенного пункта, сведения о границах которого внесены в ЕГРН (ст.6 Федерального закона от 30.12.2020 N 505-ФЗ);
- земельные участки не предоставлены федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения либо на них не расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности (п.1 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Также, введенная в Закон об особо охраняемых природных территориях ст.3.1 имеет п.4, устанавливающий, что ограничения оборотоспособности земельных участков сохраняются в случае, если земли особо охраняемых природных территорий расположены в границах населенного пункта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что законодатель предусмотрел два разных случаях:
- когда населенный пункт расположен в границах особо охраняемых природных территорий (п.2 ст.3.1 Закона об особо охраняемых природных территориях)
- когда особо охраняемая природная территория расположена в границах населенного пункта (п.4 ст.3.1 Закона об особо охраняемых природных территориях).
При этом в первом случае оборот земельных участков не ограничен, а во втором случае ограничения оборотоспособности сохраняются.
В соответствии с п.п.2,3,4 Положения о Национальном парке "Самарская Лука", утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2015 N 69 Национальный парк создан постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 N 161 "О создании государственного природного национального парка "Самарская Лука".
Национальный парк расположен на территориях следующих административных образований Самарской области: муниципального района Ставропольский; муниципального района Волжский; муниципального района Сызранский; в черте городского округа Жигулевск; в черте городского округа Самара.
В границы национального парка включены также земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Границы национального парка в приложении N 11 к решению Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 10.08.1984 N 333 "О создании государственного природного национального парка "Самарская Лука" описаны следующим образом: сохранения цельности природного комплекса "Самарской национального парка должны соответствовать естественным границам, а именно: от села Переволоки - на западе, по правому берегу Усинского залива, с севера, востока юга по берегам Куйбышевского и Саратовского водохранилищ до села Переволоки с исключением территории собственно города Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг.
Таким образом, именно населенный пункт включен в состав особо охраняемой природной территории, что в силу положений п.2 ст.3.1 Закона об особо охраняемых природных территориях не исключает возможность нахождения земельных участков в собственности муниципального образования, помимо нахождения этих участков в федеральной собственности.
Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Как следует из материалов дела, спорные земельные участки находятся в пользовании физических лиц.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, Администрацией г.о.Жигулевск не представлено каких-либо доказательств того, что отказ ТУ Росимущества в Самарской области в безвозмездной передаче спорных земельных участков, принадлежащих гражданам, в муниципальную собственность, каким-либо образом нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в данном случае отсутствуют основания для признания незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в безвозмездной передаче в муниципальную собственность городского округа Жигулевск Самарской области спорных земельных участков.
Рассматривая настоящий спор по существу, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что обстоятельства, установленные постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2023, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25.05.2023 по делу N А55-33732/2021, не доказываются вновь.
Как верно отмечено судом первой инстанции, материалы дела не содержат обоснования и доказательств нарушения прав муниципалитета нахождением указанных земельный участков в федеральной собственности.
Довод заявителя о том, что в настоящем деле владеющее спорным земельным участком физическое лицо самостоятельно обращалось к собственнику земельного участка по вопросу его предоставления без проведения торгов, однако ТУ Росимущества в Самарской области своим решением от 10.12.2022 отказало Теплякову О.Ф. в предоставлении в собственность земельного участка по основаниям, что содержатся в оспариваемом в настоящем деле ненормативном правом акте, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку ненормативный акт, на который ссылается заявитель, не обжаловался и является законным и обоснованным, в рамках настоящего дела не оспаривается и не может являться основанием для признания недействительным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, изложенного в письме от 03.06.2022 N 63/4759. Третье лицо вправе самостоятельно обжаловать ненормативный акт, ущемляющий его права и законные интересы.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что Верховный Суд Российской Федерации определением от 26.09.2023 отказал Администрации г.о. Жигулевск в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана по правилам статей 64, 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований признать иное и переоценить данные выводы суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу в пределах, изложенных в них доводов, арбитражный апелляционный суд полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 июля 2023 года по делу N А55-22667/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-22667/2022
Истец: Администрация городского округа Жигулевск
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Министерство природных ресурсов и экологии российской федерации, Тепляков Олег Федорович, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГБУ "Национальный парк Самарская Лука", ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Самарской области, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, Филиал ППК "Роскадастр"