г. Москва |
|
24 октября 2023 г. |
Дело N А40-57502/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена: 17 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен: 24 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семёновой А.Б.,
судей: Кузнецовой Е.Е., Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саидмурадовым А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации,
на Решение Арбитражного суда города Москвы от 17.08.2023 по делу N А40-57502/23,
по иску Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284)
к ответчику: ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" (ОГРН: 1037739019438)
о взыскании 3 547 421,22 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Чернышов А.Н. по доверенности от 24.04.2023,
от ответчика: Тригубец О.К. по доверенности от 05.12.2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" (далее - ответчик) о взыскании 3 547 421,22 руб. неустойки за нарушение сроков выполнения работ по контракту N 2022187377892554164000000 от 14.12.2020.
Решением от 17.08.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении требований истца в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда истец поддержал апелляционную жалобу. Ответчик по доводам апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение без изменения.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (далее - государственный заказчик) и ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" (далее - генподрядчик) заключен государственный контракт от 14.12.2020 N 2022187377892554164000000 (далее - контракт) на выполнение полного комплекса работ по объекту: "Строительство кабельной волоконно-оптической линии связи мультисервисной транспортной сети связи МО РФ в направлении: УС 192-Т - объект 82716", Архангельская область (шифр объекта МТСС/ВМФ/192-Т). В соответствии с пунктом 3.1 цена контракта составляет 142 276 252 руб.
Согласно пункту 2.1 контракта генподрядчик осуществляет работы по инженерным изысканиям, обследованиям и обмерам для подготовки проектной документации, разработку проектной и рабочей документации, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями контракта, в том числе, раздела 23 контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями контракта (возведение объекта "под ключ").
Разделом 5 контракта установлены сроки выполнения обязательств: выполнение проектно-изыскательских работ - 30.09.2021; выполнение строительно-монтажных работ - 28.02.2022; подписание итогового акта приемки выполненных работ - 30.06.2022. Согласно доводам иска обязательства по контракту в полном объеме генподрядчиком не исполнены.
В соответствии с пунктом 18.4 контракта в случае нарушения сроков выполнения этапов работ, предусмотренных контрактом, государственный заказчик требует уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения генподрядчиком данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных генподрядчиком. Неустойка за нарушение сроков выполнения работ по контракту рассчитывается по формуле: (цена контракта - стоимость фактически выполненных работ) х размер установленной на дату уплаты неустойки ключевой ставки ЦБ РФ х 1/300 х количество дней просрочки.
По состоянию на 30.09.2021 работы к приемке генподрядчиком не предъявлялись, в связи с чем оснований для уменьшения цены контракта в целях расчета неустойки не имеется. Согласно расчету истца неустойка за просрочку выполнения работ по этапу "выполнение проектно-изыскательских работ" за период с 01.10.2021 по 27.12.2021 (88 дней) составила 3 547 421,22 руб. (142 276 252,00 - 0,00) х 1/300 х 8,50% х 88 (количество дней просрочки с 01.10.2021 по 27.12.2021).
В соответствии с разделом 21 контракта государственным заказчиком в адрес генподрядчика направлена претензия от 28.01.2022 N 153/6/1649дсп. Претензия оставлена без удовлетворения.
Отказывая в требованиях, суд первой инстанции руководствовался ст. 8, 10, 12, 309, 310, 330, 333, 404, 421, 431, 702, 708, 711, 720, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также указал следующее.
Согласно условиям контракта заказчик обеспечивает финансирование работ, до начала работ передает генподрядчику в установленном порядке исходные данные, в том числе, задание на проектирование, необходимые для выполнения проектно-изыскательских работ, строительную площадку, а также обязуется оказывать содействие генподрядчику в ходе выполнения работ, а также решению иных вопросов, находящихся в компетенции заказчика (пункты 7.1.10, 7.1.11, 7.1.13, 7.1.17 контракта). Аналогичные обязанности заказчика закреплены в положениях ст.ст. 718, 750, 59, 762 ГК РФ, в п.1, 2, 3 ч. 6 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В силу императивных норм на заказчике лежит обязанность по предоставлению исходных данных и подтверждение оформленных земельно-правовых отношений на земельный участок, на котором будет осуществлено проектирование и строительство объекта, а генподрядчик в силу своей правоспособности может получить лишь недостающие исходные данные и только в рамках предоставленных полномочий. Между тем, акт приема-передачи строительной площадки в адрес генподрядчика не поступал.
В связи с не предоставлением исходных данных генподрядчик запросил у заказчика технические условия на размещение волоконно-оптического кабеля в линейно-кабельных вооружениях ПАО "Ростелеком" (письмо от 01.04.2021 N 38/5309, от 08.06.2021 N 38/8739). Между тем, технические условия предоставлялись частично (письма Главного управления связи Вооруженных Сил Российской Федерации: от 07.04.2021 N 177/18/1674дсп, от 01.09.2021 N 177/18/3740дсп, от 02.09.2021 N 177/18/3739дсп), с просрочкой в 263 дня. Сведения о данных по IP-адресам представлены письмом от 06.10.2021 N 177/18/4177дсп-297 дня.
При этом в ходе производства обследовательских работ и направленного запроса о выдаче технических условий было выявлено, что технические условия от ПАО "Ростелеком" выданы быть не могут по причине отсутствия проектной документации на модульное здание ПАО "Ростелеком" (письмо от 29.04.2021 N АГ-0078). Данные обстоятельства до настоящего времени не устранены (письмо ПАО "Ростелеком" от 17.05.2022 N 01/05/42175/22/дсп).
Заказчиком принято решение о необходимости дополнительного согласования с органами военного управления проекта схемы организации связи - со службой связи ВМФ (письмо 29.09.2021 N 177/18/4072дсп), которая согласована 02.11.2021 (письмо N709/24/2796). Главным управлением связи Вооруженных Сил Российской Федерации схема организации связи по объекту с шифром МТСС/ВМФ/192-Т согласована письмом от 07.12.2021 N 177/18/5040дсп.
Документация по планировке территории разработана в полном объёме, передана заказчику для согласования с сопроводительным письмом от 27.12.2021 N 38/17861. Замечаний не поступало. При этом после направления на согласование проектной документации органами военного управления предложено внести изменения в проектную документацию в части внесения изменений в проектные решения по подключению программно-аппаратного комплекса Dionis к сети электропитания объекта ПАО "Ростелеком", (письмо от 14.02.2022 N 177/18/473-дсп), т.е. спустя 428 дней с даты заключения контракта.
Более того, государственным контрактом предусматривается выполнение работ на действующих объектах Минобороны России и ПАО "Ростелеком", допуск исполнителей работ и техники на объекты должен обеспечиваться государственным заказчиком.
Генподрядчиком в адрес государственного заказчика и органов военного управления направлялись соответствующие заявки на допуск исполнителей работ и техники письмом от 31.03.2021 N 38/5180-дсп. При этом земельно-правовые отношения оформлялись на протяжении всего срока производства работ письма от 27.07.2021 N 2107/02, от 30.11.2021 N ФКП/СФ/2698, от 27.01.2023 N ФКП/СФ/121.
Таким образом, просрочка исполнения заказчиком встречных обязательств по контракту по предоставлению исходных данных для выполнения проектно-изыскательских работ составила 428 календарных дней, для строительно-монтажных - 837 календарных дней (по состоянию на 30.03.2023).
Положениями п.п. 7.1.10 и 7.1.11 контракта установлено, что заказчик до начала работ передаёт генподрядчику исходные данные и документы, необходимые для выполнения им принятых по контракту обязательств, строительную площадку по акту приёма-передачи, а также всю необходимую документацию (проектную и рабочую документации, журнал производства работ, технические условия) для выполнения им принятых по контракту обязательств.
Общие требования и правила выполнения инженерных изысканий установлены в "СП 47.13330.2016. Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96". утвержденном приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1033/пр (далее - Свод правил).
Пунктом 4.12 Свода правил предусмотрено, что основанием для выполнения инженерных изысканий является заключаемый договор между техническим заказчиком и исполнителем. К договору должны прилагаться задание и программа выполнения инженерных изысканий. Инженерные изыскания должны быть обеспечены необходимыми исходно-разрешительными документами и материалами, которые являются исходными данными для выполнения работ. Пункт 4.13 Свода правил устанавливает, что задание на выполнение инженерных изысканий составляется и утверждается застройщиком или техническим заказчиком и согласовывается с исполнителем инженерных изысканий. Ответственность за полноту и достоверность данных в задании возлагается на технического заказчика, а при его отсутствии на застройщика. К тому же, пункт 4.15 Свода правил устанавливает перечень сведений, которые должно содержать задание на выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации, и именно в компетенции заказчика лежит их представление, так как указанные сведения в разделе 16 контракта отсутствуют, что ведет к невозможности выполнения инженерных изысканий генподрядчиком ввиду отсутствия необходимых исходных данных.
В Министерстве обороны РФ действует "Регламент подготовки и реализации организациями Министерства обороны Российской Федерации инвестиционных проектов по созданию (модернизации) объектов специального назначения" (далее - Регламент). Указанный документ описывает, в том числе, процедуру подготовки к заключению государственных контрактов на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства объектов специального назначения. Согласно п. 17 Регламента органы военного управления должны до заключения контракта предоставить государственному заказчику все необходимые исходные данные (в том числе ТУ на присоединение объекта к инженерным сетям).
В соответствии с ч. 6, 11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании: задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации); результатов инженерных изысканий; информации, указанной в градостроительном плане земельного участка; проекта планировки территории и проекта межевания территории (в случае подготовки проектной документации линейного объекта); технических регламентов; технических условий; правоустанавливающих документов на объект капитального строительства; разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с пп. 3 п. 6 ст. 48 ГрК РФ в случае, если подготовка проектной документации осуществляется юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения). В соответствии с п. 7 ст. 48 ГрК РФ технические условия, предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Согласно указанной норме технические условия должен был получить заказчик (ФКП "УЗКС МО РФ").
Согласно п. п. 5 - 8 "Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" утвержденных Постановлением Правительства РФ N 83 от 13.02.2006 г. сведения о технических условиях подключения реконструированного (построенного) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения выдается правообладателю земельного участка.
В силу ч. 6, 7 ст. 48 ГрК РФ, п. 10, п. 11 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию": задание на проектирование; утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства; правоустанавливающие документы на объект капитального строительства - в случае подготовки проектной документации для проведения реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства; технические условия, предусмотренные ч. 7 ст. 48 ГрК РФ и иными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования; являются частью исходных данных для проектирования, которые на основании ст. 759 ГК РФ заказчик должен предоставить генподрядчику.
Согласно положениям ст. 47 ГрК РФ к числу указанных исходных данных относится и земельный участок, для выполнения инженерных изысканий необходимо задание заказчика на проведение инженерных изысканий и наличие самого земельного участка, на котором будут проводиться инженерные изыскания.
Поскольку судом установлено встречное неисполнение истцом обязательств по контракту, оснований для взыскания с ответчика неустойки за нарушение сроков выполнения работ не имеется.
Доводы истца о нарушении ответчиком требований статей 716, 719 ГК РФ не соответствуют закону. Согласно статье 719 ГК РФ, подрядчик вправе не приступать к работе, начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязательств по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (ст. 328). Положения указанной статьи предполагает право, а не обязанность подрядчика приостановить выполнение работ в случае невыполнения заказчиком встречных обязательств.
В силу пунктов 1, 2 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных независящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок. Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в п. 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что она применяется в случае наступления обстоятельств, неизвестных заказчику, в связи с чем на подрядчика возлагается обязанность по направлению заказчику соответствующего уведомления.
Подрядчик обязан уведомить заказчика об обстоятельствах. препятствующих выполнению работ, а приостановление работ может быть обязанностью подрядчика только в случае, если продолжение работ может привести к неблагоприятным для заказчика последствиям или поставить под сомнение годность результатов работ. Однако доводы ответчика касались неисполнения истцом и заказчиком обязанностей по контракту, а также императивных норм законодательства. Наличие обязанностей по контракту не может быть признано неизвестными истцу.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основании доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17.08.2023 по делу N А40-57502/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Б. Семёнова |
Судьи |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-57502/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ"