город Омск |
|
27 октября 2023 г. |
Дело N А46-6819/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Горбуновой Е.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мироновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9503/2023) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 28.07.2023 по делу N А46-6819/2023 (судья Малявина Е.Д.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирский строитель" (ИНН 7203377326, ОГРН 1167232060160, адрес: 625028, город Тюмень, улица Возрождения, дом 6а, кабинет 5) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142, адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Сибирский строитель" - Кабиров Александр Фиргатович (по доверенности от 23.10.2023 сроком действия 1 год);
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Кажкаримова Айна Казбековна (по доверенности от 29.08.2023 N 02-02/8480 сроком действия 1 год);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирский строитель" (далее - заявитель, Общество, ООО "Сибирский строитель") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в непринятии мер по проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
В качестве способа восстановления права Общество просило суд обязать Департамент в 10-дневный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение по заявлению Общества о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:169046.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.07.2023 по делу N А46-6819/2023 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Департамента, выразившееся в непринятии мер по проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:169046, площадью 6 537 кв.м., местоположение: Российская Федерация, Омская область, город Омск, Кировский административный округ, ул. 1-я Енисейская, вид разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (код 2.6) по заявлению ООО "Сибирский строитель", незаконным как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Этим же судебным актом взысканы с Департамента в пользу Общества 3 000 руб. судебных расходов.
Департамент, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование жалобы Департамент указывает на то, что законодательство не содержит прямого указания по обязанию подготовки и проведения аукциона уполномоченного на его проведение органа. Ссылается на то, что им проводилось обследование земельного участка, мероприятия, предусмотренные подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ, мероприятия по определению начальной цены аукциона, направлялись запросы в ресурсоснабжающие организации в целях получения сведений о технологическом присоединении к сетям инженерно-технического обеспечения, проводились мероприятия по определению начальной цены предмета аукциона, проводилась процедура согласования со структурными подразделениями Администрации города Омска, в связи с чем бездействия со стороны Департамента не допущено.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Сибирский строитель" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Обществом по своей инициативе разработан проект межевания территории, который был утвержден Постановлением Администрации города Омска N 910-п от 18.11.2022.
В результате кадастровых работ в соответствии с проектом межевания был сформирован земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:169046, площадью 6 537 кв.м., разрешенное использование - многоэтажная жилая застройка, кадастровая стоимость 32 030 188 руб. 71 коп.
08.12.2022 заявитель направил в Департамент межевой план для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и просил Департамент выставить вновь образованный земельный участок площадью 6 537 кв.м. вид разрешенного использования "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (код 2.6)" на аукцион.
29.12.2022 Департамент сообщил о том, что обращение Общества от 08.12.2022 направлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области для постановки земельных участков на кадастровый учет с одновременной регистрацией прав.
12.01.2023 Общество обратилось в Департамент с заявлением, которым просило отозвать заявление о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет в связи с необходимостью корректировки и исправления замечаний в межевой плане.
На основании заявления Общества осуществление государственного кадастрового учета было прекращено, о чем Департамент уведомил Общество.
16.01.2023 Общество вновь направило в Департамент межевой план для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и просил Департамент выставить вновь образованный земельный участок площадью 6 537 кв.м. вид разрешенного использования "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (код 2.6)" на аукцион.
Письмом от 09.02.2023 N 06-02/1275 Департамент уведомил заявителя о том, земельный участок поставлен на кадастровый учет, зарегистрировано право муниципальной собственности и осуществляются мероприятия по подготовке необходимой документации в целях организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:19046.
Ссылаясь на то, что решение о проведении аукциона в отношении указанного земельного участка Департаментом в установленный срок принято не было, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением 18.04.2023 о признании бездействия Департамента незаконным.
28.07.2023 Арбитражным судом Омской области принято решение, обжалуемое Департаментом в апелляционном порядке.
Проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установлен главой V.1 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ)
Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц (пункт 1 статьи 39.11 ЗК РФ).
Пунктом 3 статьи 39.11 ЗК РФ определен порядок образования земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
8) получение информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Исчерпывающий перечень оснований, по которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, предусмотрен пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в настоящем случае Обществом было подготовлен и утвержден заинтересованным лицом проект межевания территории, на основании которого сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:169046, площадью 6 537 кв.м., вид разрешенного использования "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (код 2.6.)"
16.01.2023 Общество просило Департамент выставить вновь образованный земельный участок на аукцион под строительство в соответствии с целевым назначением земельного участка. Департамент 09.02.2023 подтвердил постановку земельного участка на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 55:36:000000:169046 и одновременной регистрацией права муниципальной собственности.
Таким образом, для принятия решения о проведения аукциона заинтересованным лицом требовалось получение информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (подпункт 8 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ), а также проверка наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи (подпункт 8 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ).
Как было выше сказано, положения подпункта 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ предусматривают срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления на принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона.
Между тем, из материалов дела следует, что распоряжение N 152-р о проведении аукциона было принято Департаментом только 13.06.2023, то есть со значительным нарушением установленного срока в период, когда дело уже рассматривалось в суде первой инстанции.
Ссылаясь на нарушение предусмотренного законом срока, заявитель указал на то, что после 16.03.2023 Департамент незаконно бездействовал.
Вопреки ссылке подателя апелляционной жалобы на необходимость направления запросов в ресурсоснабжающие организации в целях получения сведений о технологическом присоединении к сетям инженерно-технического обеспечения, суд апелляционной инстанции исходит из того, что на запросы Департамента АО "ОмскВодоканал", в АО "Омскэлектро", в ПАО "Россесети Сибирь" - "Омскэнерго", АО "Омск РТС", АО "Омскгоргаз" получены ответы 01.03.2023, 09.03.2023, 13.03.2023, 14.03.2023.
Следовательно, требуемая информация была получена в марте 2023 года.
В апелляционной жалобе Департамент оспаривает факт незаконности бездействия уполномоченного органа, ссылаясь на то, что в спорный период им проводилось обследование земельного участка; мероприятия, предусмотренные пунктом 21 статьи 39.11 ЗК РФ; мероприятия по определению начальной цены аукциона.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания доводов Департамента обоснованными, исходя из следующих обстоятельств дела.
Действительно, в силу пункта 11 статьи 39.11 ЗК РФ организатором аукциона вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом.
Начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона (пункт 12 статьи 39.11 ЗК РФ).
Начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона (пункт 14 статьи 39.11 ЗК РФ).
Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (пункт 20 статьи 39.11 ЗК РФ).
Извещение о проведении аукциона должно содержать ряд сведений, в том числе, о предмете аукциона и начальной цене предмета аукциона (пункт 21 статьи 39.11 ЗК РФ).
Однако, в силу приведенной выше статьи, все указанные мероприятия подлежат проведению после принятия решения о проведении аукциона, и являются уже действиями непосредственно касающимися подготовке к проведению аукциона.
При этом, суд апелляционной инстанции учитывает, что отчет об оценке, на продолжительность подготовки которого ссылается административный орган, был уже составлен 17.03.2023.
Податель жалобы утверждает о том, что в период с 17.03.2023 по 13.06.2023 Департаментом проводились мероприятия по подготовке проектов правовых актов Администрации города Омска о проведении аукционов по продаже земельных участков, на право заключения договоров аренды земельных участков, а также мероприятия по определению начальной цены предметов аукционов в отношении 32 земельных участков, проводились мероприятия по организации и проведению 11 аукционов по продаже земельных участков и на право заключения договоров аренды земельных участков, с 23.05.2023 по 12.06.2023 проект распоряжения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка проходил процедуру согласования со структурными подразделениями Администрации города Омска.
Между тем, суд апелляционной инстанции полагает, что сами по себе обстоятельства значительного количества земельных участков, предполагаемых к выставлению на аукцион, не являются основанием для нарушения срока принятия решения о проведении аукциона по заявлению Общества.
ООО "Сибирский строитель" обращалось с заявлением о выставлении на аукцион одного земельного участка площадью 6 537 кв.м., соответственно, необходимость проведения аукционов по иным земельным участкам не может обуславливать продление срока рассмотрения данного заявления.
Кроме того, податель жалобы, ссылаясь на указанные обстоятельства, каких-либо документов в их подтверждение не представляет, в силу чего суд оценивает их в качестве неподтвержденных.
Поскольку в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих принятие Департаментом надлежащих мер по рассмотрению заявления Общества о проведении аукциона с период с марта по июнь 2023 года, то судом первой инстанции сделаны правомерные выводы о бездействии со стороны уполномоченного органа.
В целом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с решением суда, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не распределяются по причине освобождения подателя жалобы от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 28.07.2023 по делу N А46-6819/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Е.А. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6819/2023
Истец: ООО "СИБИРСКИЙ СТРОИТЕЛЬ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3581/2024
04.06.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3150/2024
27.10.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9503/2023
28.07.2023 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-6819/2023