город Омск |
|
27 октября 2023 г. |
Дело N А75-5718/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Брежневой О.Ю., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10153/2023) общества с ограниченной ответственностью "Севертранссервис" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.08.2023 по делу N А75-5718/2023 (судья Заболотин А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Севертранссервис" (ОГРН 1068619005509; ИНН 8612012977; адрес: 628386, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, город Пыть-Ях, улица Советская, здание 35А) к Департаменту управления государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1038600002275, ИНН 8601003917, адрес: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Ленина, дом 54, корпус 1) о признании незаконным отказа от 30.12.2022 исх.N 13-ИСХ11407 в предоставлении в собственность за плату земельного участка,
при участии в судебном заседании посредством системы веб-конференции представителя:
от общества с ограниченной ответственностью "Севертранссервис" - Губенков Анатолий Викторович по доверенности от 01.01.2023 N 1ю сроком действия до 31.12.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Севертранссервис" (далее - заявитель, ООО "Севертранссервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Департаменту управления государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - департамент, заинтересованное лицо) об оспаривании решения об отказе от 30.12.2022 исх.N 13-ИСХ-11407 в предоставлении в собственность за плату земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.08.2023 по делу N А75-5718/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что вывод суда первой инстанции о недоказанности заявителем необходимости ему земельного участка площадью 57 650 кв. м для размещения его подкрановых путей протяженностью 117,1 м не соответствует представленному в материалы дела заключению N 46Ю/08-2022. Недвижимость заявителя в виде подкранового пути Крана ЛТ-62 и Железнодорожного пути N2, расположенная на спорном земельном участке, может быть использована по своему назначению только в комплексе осуществляемых на ней погрузо-разгрузочных работ. По мнению подателя жалобы, ответчик не обосновал необходимость земельного участка с кадастровым номером 86:15:0101019:243, как в полной объеме, так и в части. Ссылки Департамента на факт расположения на земельном участке недвижимости Департамента не могут ограничивать право третьих лиц, чье имущество расположено на этом участке до его межевания, на получение в собственность полностью или в части спорного участка.
Апеллянт отмечает, что спорный земельный участок имеет вклинивания, вкрапливания, изломанность границ, чересполосицы со смежными участками с кадастровыми номерами 86:15:0101019:240, 86:15:0101019:75, 86:15:0101019:239, принадлежащими заявителю. Судом первой инстанции не разрешено требование заявителя об оспаривании отказа Департамента в перераспределении земельных участков. Оспариваемый отказ Департамента нарушает права заявителя на пользование площадью спорного земельного участка необходимой для эксплуатации и обслуживания (реконструкции, ремонта) его имущества, являющегося опасными объектами производства.
В апелляционной жалобе обществом заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения названного ходатайства, поскольку в силу части 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правила о привлечении к участию в деле третьих лиц в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются. Привлечение третьих лиц на стадии апелляционного обжалования возможно только при наличии оснований для рассмотрения дела по правилам суда первой инстанции.
Основания для рассмотрения апелляционным судом дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, приведены в части 6.1 статьи 268 АПК РФ, пунктах 30 - 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
В настоящем случае такие основания апелляционным судом не установлены.
Возражая против доводов апеллянта, Департамент в отзыве просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 в связи с отсутствием судьи Котлярова Н.Е. в день рассмотрения апелляционной жалобы ввиду болезни на основании статьи 18 АПК РФ в составе суда произведена замена председательствующего судьи на судью Лотова А.Н., для рассмотрения дела сформирован следующий состав: председательствующий судья Лотов А.Н., судьи Брежнева О.Ю., Шиндлер Н.А.
Представитель общества в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Департамент, участвующий в деле, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, Департаментом заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие неявившегося участника процесса.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
По адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Пыть-Ях, промзона "Восточная", зарегистрирован земельный участок кадастровый номер N 86:15:0101019:243, площадью - 57 650 +/- 84 кв.м. Право собственности на данный земельный участок с 20.10.2020 зарегистрировано за Департаментом.
На данном земельном участке частично находится недвижимое имущество, принадлежащее ООО "Севертранссервис", а именно - подкрановый путь Крана ЛТ-62 500 метров пути (кадастровый номер 86:15:0000000:734), о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 18.02.2022.
ООО "Севертранссервис" обратилось к Департаменту с заявлением исх.N 72 от 24.03.2022 о выкупе земельного участка с кадастровым номером 86:15:0101019:243. Из его содержания следует, что требование о предоставлении земельного участка основано на части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В письме N 13-Исх-859 от 19.04.2022 Департамент отказал в предоставлении земельного участка ввиду отсутствия обоснования соразмерности объектов недвижимости, принадлежащих заявителю и находящихся на запрашиваемом участке, к площади самого земельного участка.
Общество повторно обратилось к Департаменту с заявлением исх. N 335 от 30.11.2022 о выкупе земельного участка с кадастровым номером 86:15:0101019:243 и о проведении работ по перераспределению земельного участка ввиду неправильной формы запрашиваемого земельного участка, его вклинивания и врезания в смежные земельные участки, принадлежащие заявителю, с приложение в качестве обоснования площади испрашиваемого земельного участка заключения общества с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирский "Геотоп" N 46Ю/08-2022.
В письме от 30.12.2022 N 13-Исх-11407 Департамент отказал обществу в предоставлении земельного участка на основании пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ в связи с нахождением на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, учтенных в реестре государственного имущества Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Названный отказ оспорен обществом в судебном порядке.
08.08.2023 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, обжалуемое заявителем в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду, на котором расположены данные объекты и необходимого для их обслуживания.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования частью земельного участка, необходимой для эксплуатации этого здания.
В соответствии с правовым подходом, сформулированным в пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, предоставление уполномоченным органом государственной власти в собственность хозяйствующему субъекту земельного участка, на котором расположен объект недвижимости данного субъекта, площадью большей, чем это обусловлено объективными потребностями, без проведения публичных торгов является нарушением законодательства о защите конкуренции.
Следовательно, заявитель в рамках настоящего спора должен доказать, что весь земельный участок заявленной площадью, на котором расположены принадлежащие обществу объекты недвижимого имущества, необходим для их эксплуатации или сформировать и испрашивать без торгов такую часть спорного участка, на которой эти объекты располагаются и которая необходима для их обслуживания.
Из представленного обществом заключения ООО "Западно-Сибирский "Геотоп" N 46Ю/08-2022 следует, что на испрашиваемом участке расположены принадлежащие заявителю подкрановые пути козлового крана ЛТ-62 длиной 117,1 м, тогда как площадь испрашиваемого участка для такого имущества составляет 57 650 кв.м.
Вопреки доводам апеллянта указанное заключение обоснованно не принято судом первой инстанции в качестве обоснования площади земельного участка, так как названным заключением определена необходимость земельного участка в целях использования иного имущества общества в комплексе в качестве транспортно-складского предприятия. Каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность использования подкрановых путей козлового крана отдельно от иного имущества, из материалов дела не усматривается, заявителем не предоставлено.
Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов подразумевает, что определение границ и площади соответствующего земельного участка должно производиться исходя из необходимости обеспечить функциональное использование расположенного на этом участке здания или сооружения, при том что размер земельного участка, предоставленного для строительства объектов недвижимости, может не совпадать с размером земельного участка, необходимого для эксплуатации этих объектов, ввиду различия поскольку данные цели различны.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о несоразмерности площади истребуемого обществом земельного участка по отношению к объекту недвижимости, принадлежащему заявителю и расположенному на данном земельном участке.
Кроме того, из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 16.07.2019 N 13-Р-1196 "О принятии имущества в казну Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Департамент принял от государственного предприятия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Исполнительная дирекция Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" движимое и недвижимое имущество: склад отгрузки хлыстов расположенный по адресу:г. Пыть-Ях, ул. Промышленная, стоимостью 252 542,37 рублей; подъездные пути расположенные по адресу: г. Пыть-Ях, ул. Промышленная, стоимостью 175 423,73 рубля; подкрановые пути к ЛТ - 62 расположенные по адресу: г. Пыть- Ях, ул. Промышленная, стоимостью 1 028 813,56 рублей.
Указанные объекты включены в реестр государственного имущества Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (выписка из реестра государственного имущества от 17.05.2023 N 13-Исх-4130).
Право собственности субъекта Российской Федерации на сооружение производственного назначения "Склад отгрузки хлыстов" с кадастровым номером 86:15:0101019:254 зарегистрировано 07.07.2022, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 05.06.2023 N КУВИ-001/2023-129999906.
Право собственности субъекта Российской Федерации на сооружение производственного назначения "Подъездные пути" с кадастровым номером 86:15:0000000:3396 зарегистрировано 07.07.2022, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 22.07.2023 N КУВИ-001/2023-168096597.
При этом сооружение "Склад отгрузки хлыстов", принадлежащее на праве собственности Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, расположено на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 86:15:0101019:243.
В соответствии со статьей 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления в собственность обществу земельного участка с кадастровым номером 86:15:0101019:243, ввиду чего обжалуемый отказ Департамента от 30.12.2022 является законным и обоснованным.
В отношении изложенного в заявлении требования общества о проведении работ по перераспределению земельного участка ввиду неправильной формы запрашиваемого земельного участка, его вклинивания и врезания в смежные земельные участки, принадлежащие заявителю, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно статье 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 названного Кодекса.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.27 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в случае, если границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
При этом в случае, указанном в подпункте 4 пункта 1 статьи 39.27 ЗК РФ, перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами и лицами, которым предоставлены такие земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, при наличии утвержденного проекта межевания территории (пункт 2.1 статьи 39.27 ЗК РФ).
Статьей 39.29 ЗК РФ установлено, что в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.
В заявлении о перераспределении земельных участков указываются: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить; 4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом; 5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются: 1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в ЕГРН; 2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков; 3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя; 4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
Как следует из материалов дела, с заявлением в порядке статьи 39.29 ЗК РФ общество не обращалось, план межевания не представляло.
Таким образом, процедура обращения с заявлением о перераспределении земельных участков, предусмотренная положениями главы V.4 ЗК РФ обществом не соблюдена.
В связи с чем, основания полагать, что ООО "Севертранссервис" обращалось к Департаменту с заявлением о перераспределении земельных участков, отсутствуют.
Соответственно, у департамента отсутствовали законные основания для рассмотрения вопроса о заключении с обществом соглашения о перераспределении земельных участков.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Поскольку при обжаловании судебных актов в апелляционном порядке по делам о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 500 руб., на основании статьи 104 АПК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату ее плательщику.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севертранссервис" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.08.2023 по делу N А75-5718/2023 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Севертранссервис" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 686 от 08.08.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Брежнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-5718/2023
Истец: ООО "СЕВЕРТРАНССЕРВИС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ