г. Саратов |
|
31 октября 2023 г. |
Дело N А12-11743/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Землянниковой В.В., Пузиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Волжский судостроительно-судоремонтный завод" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 июня 2023 года по делу N А12-11743/2023 (судья Кострова Л.В.)
по заявлению акционерного общества "Волжский судостроительно-судоремонтный завод" (404120, Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Портовая, д.14, ОГРН 1073435003498, ИНН 3435086270)
к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (400001, г. Волгоград, ул. им. Калинина, д. 4, ОГРН 1043400443041, ИНН 3445071308), Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (400094, г. Волгоград, ул. Танкистов, д. 12), судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Фастову Станиславу Сергеевичу (400094, г. Волгоград, ул. Танкистов, д. 12), судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Бирюкову Сергею Геннадьевичу (400094, г. Волгоград, ул. Танкистов, д. 12), заместителю руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области - заместителю главного судебного пристава Волгоградской области Жегалиной Наталии Николаевне (400001, г. Волгоград, ул. им. Калинина, д. 4),
заинтересованное лицо: Министерство обороны Российской Федерации (119019, г. Москва, ул. Знаменко, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261),
об оспаривании постановлений,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось акционерное общество "Волжский судостроительно-судоремонтный завод" (далее - ООО "ВССРЗ", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконными:
- постановления начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (далее - МОСП по ОИП ГУФССП России по Волгоградской области) Бирюкова Сергея Геннадьевича (далее - начальник отдела Бирюков С.Г.) от 05.05.2023 N 34044/23/65087 об отмене постановления от 16.12.2022 об окончании исполнительного производства N 58856/22/34044-ИП и возобновлении исполнительного производства от 16.12.2022 N 58856/22/34044-ИП;
- постановления ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП ГУФССП России по Волгоградской области Фастова Станислава Сергеевича (далее - ведущий судебный пристав-исполнитель Фастов С.С.) от 05.05.2023 N 34044/23/66073 об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа от 18.10.2022 серии ФС N 040617917, выданного Арбитражным судом города Москвы по делу N А40-113982/21-110-771;
- постановления начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по ОИП ГУФССП России по Волгоградской области Бирюкова С.Г. от 05.05.2023 N 34044/23/65086 об отмене постановления от 15.11.2022 об окончании исполнительного производства N 58857/22/34044-ИП и возобновлении исполнительного производства от 15.11.2022 N 58857/22/34044-ИП;
- постановления ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП ГУФССП России по Волгоградской области Фастова С.С. от 05.05.2023 N 34044/23/66074 об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа от 14.09.2022 серии ФС N 040602461, выданного Арбитражным судом города Москвы по делу N А40-264666/20-65-2257;
- постановления заместителя руководителя Главного управления - заместителя главного судебного пристава Волгоградской области Жегалиной Наталии Николаевны от 24.03.2023 N 34918/23/22280 о признании жалобы Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) обоснованной.
Также общество просит признать требования по исполнительному листу от 01.03.2022 ФС N 039611992 по делу N А40-125698/21-11-819 исполненными в полном объёме; просит обязать МОСП по ОИП ГУФССП России по Волгоградской области окончить исполнительное производство N 19123/22/34044-ИП на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).
Решением суда первой инстанции от 19 июня 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ВССРЗ" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Обществом также представлены письменные пояснения в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), которые заявитель просит учесть при рассмотрении апелляционной жалобы
Министерство обороны Российской Федерации возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему, предоставленных в порядке статьи 262 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, а также в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 27 сентября 2023 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.11.2021 по делу N A40-125698/21-11-819 с АО "ВССРЗ" в пользу Минобороны России взыскана задолженность в размере 14 777 178,30 руб. На основании указанного решения выдан исполнительный лист от 01.03.2022 серии ФС N 039611992 (т.1 л.д.80-81).
15 апреля 2022 года на основании указанного исполнительного листа по заявлению взыскателя ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП Фастовым С.С. возбуждено исполнительное производство N 19123/22/34044-ИП (приложение 4 к заявлению АО "ВССРЗ" от 12.05.2023).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.06.2021 по делу N А40-264666/2020 с Минобороны России в пользу АО "ВССРЗ" взыскана задолженность в размере 215 677 752,60 коп., неустойка за период с 25.09.2020 по 27.01.2021 в размере 1 000 000 рублей, начисление неустойки производится с 30.12.2020 по день фактического исполнения обязательств из расчёта 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ от размера просроченного платежа.
Впоследствии вступившим в законную силу определением Арбитражного суда г. Москвы от 10.06.2022 о делу N А40-264666/2020 с Минобороны России в пользу АО "ВССРЗ" взысканы судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 190 236,50 руб. На основании указанного определения выдан исполнительный лист от 14.09.2022 серии ФС N 040602461 (т.1 л.д.66-67).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.06.2022 по делу N А40-113982/2021 с Минобороны России в пользу АО "ВССРЗ" взыскана задолженность в размере 10 603 687,74 руб., неустойка в размере 273 398,42 руб. и неустойка за период с 10.02.2022 по 31.03.2022, исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. На основании указанного решения выдан исполнительный лист от 18.10.2022 серии ФС N 040617917 (т.1 л.д.51-52).
28 и 30 сентября 2022 года АО "ВССРЗ" направило в адрес Минобороны России заявление о зачёте взаимных требований (от 26.09.2022 исх.N 145) и дополнение к нему (от 29.09.2022 исх.N 149) почтовыми отправлениями N 40413073755896 и N ED225198959RU (отправление EMS) (приложения 5 и 6 к заявлению АО "ВССРЗ" от 12.05.2023), полученными Минобороны России 30 сентября и 04 октября 2022 года (т.1 л.д.111-112).
Также 28 и 30 сентября 2022 года АО "ВССРЗ" направило в службу судебных приставов заявление (от 27.09.2022 исх.N 146) о произведении зачёта по исполнительному производству и дополнение к нему (от 29.09.2022 исх.N 150) с приложением копий судебных актов по делам N А40-264666/2020 и N А40-113982/2021, копии исполнительного листа ФС N 040602461 уведомлений о зачёте от 26.09.2022 исх.N145 (приложения 7 и 8 к заявлению АО "ВССРЗ" от 12.05.2023).
Согласно заявлениям АО "ВССРЗ" о произведении зачёта по исполнительному производству от 15.04.2022 N 19123/22/34044-ИП общество, ссылаясь на часть 1 статьи 88.1 и статью 64.1 Федерального закон N 229-ФЗ, просит провести зачёт встречных однородных требований на сумму 11 199 868,76 руб., в результате зачёта задолженность АО "ВССРЗ" перед Минобороны России составит 3 577 309,54 руб.
08 октября 2022 года МОСП по ОИП ГУФССП России по Волгоградской области направило в адрес общества письма, в которых сообщило что для произведения взаимозачётa по исполнительным производствам необходимо направить в адрес службы судебных приставов оригиналы исполнительных документов вместе с заявлениями о возбуждении ИП (приложения 9 и 10 к заявлению АО "ВССРЗ" от 12.05.2023).
03 ноября 2022 года общество представило в МОСП по ОИП ГУФССП России по Волгоградской области оригиналы исполнительных листов от 14.09.2022 серии ФС N 040602461 и от 18.10.2022 серии ФС N 040617917 (т.1 л.д.50-52, 65-67).
14 ноября 2022 года на основании представленных обществом вышеуказанных исполнительных листов ведущим судебным приставом-исполнителем Фастовым С.С. вынесены постановления о возбуждении в отношении должника Минобороны России исполнительного производства N 58857/22/34044-ИП на сумму 190 236,50 руб. и исполнительного производства N 58856/22/34044-ИП на сумму 10 841 086,16 руб. (т.1 л.д.47-49, 62-64)
15 ноября 2022 года ведущим судебным приставом-исполнителем Фастовым С.С. вынесены постановления о зачёте встречных обязательств, в соответствии с которыми произведён зачёт встречных однородных требований по исполнительным производствам от 15.04.2022 N 19123/22/34044-ИП и от 14.11.2022 N 58856/22/34044-ИП и N 58857/22/34044-ИП (т.1 л.д.43-44, 60-61).
Также 15 ноября 2022 года ведущим судебным приставом-исполнителем Фастовым С.С. вынесены постановления об окончании исполнительных производств от 14.11.2022 N 58856/22/34044-ИП и N 58857/22/34044-ИП (т.1 л.д.42, 59).
30 ноября 2022 года АО "ВССРЗ" обратилось к ведущему судебному приставу-исполнителю Фастову С.С. с заявлением (от 23.11.2022 исх.N 958) об исправлении арифметической ошибки, допущенной в тексте постановления от 14.11.2022 о возбуждении исполнительного производства N 58856/22/34044-ИП при указании суммы задолженности 10 841 086,16 руб. Правильной является сумма 11 009 632,26 руб. (приложение 13 к заявлению АО "ВССРЗ" от 12.05.2023, т.1 л.д.41).
16 декабря 2022 года ведущим судебным приставом-исполнителем Фастовым С.С. вынесено постановление о внесении изменений в ранее вынесенное постановление от 14.11.2022 о возбуждении исполнительного производства N 58856/22/34044-ИП. исправив сумму долга на 11 009 632,26 руб. (т.1 л.д.40).
16 декабря 2022 года ведущим судебным приставом-исполнителем Фастовым С.С. вынесено постановление о зачёте встречных однородных требований по исполнительным производствам от 15.04.2022 N 19123/22/34044-ИП и от 14.11.2022 N 58856/22/34044-ИП (т.1 л.д.38-39).
16 декабря 2022 года ведущим судебным приставом-исполнителем Фастовым С.С. вынесено постановление об окончании исполнительного производства N 58856/22/34044-ИП (т.1 л.д.37).
12 января 2023 года АО "ВССРЗ" перечислило на депозитный счёт МОСП по ОИП ГУФССП России по Волгоградской области денежные средства в размере 3 577 309,54 руб. в качестве погашения задолженности исполнительному производству от 15.04.2022 N 19123/22/34044-ИП, возбуждённому в отношении общества, что подтверждено платёжным поручением от 12.01.2023 N 23 (приложение 15 к заявлению АО "ВССРЗ" от 12.05.2023).
Впоследствии в ГУФССП России по Волгоградской области поступила жалоба Минобороны России от 16.02.2023 N 207/5/а/814 на все постановления, вынесенные в рамках исполнительных производств N 58856/22/34044-ИП и N 58857/22/34044-ИП.
24 марта 2023 года заместителем руководителя ГУФССП России по Волгоградской области Жегалиной Н.Н. вынесено постановление, которым жалоба Минобороны России признана обоснованной; признаны неправомерными и отменены: постановления от 14.11.2022 о возбуждении исполнительных производств N 58856/22/34044-ИП и N 58857/22/34044-ИП; постановление от 16.12.2022 о внесении изменений в постановление о возбуждении исполнительного производства N 58856/22/34044-ИП; постановления от 15.11.20222, от 16.12.2022 о зачёте встречных обязательств; постановления от 15.11.2022, от 16.12.2022 об окончании исполнительных производств (т.1 л.д.69-71).
05 мая 2023 года в связи с удовлетворением жалобы Минобороны России начальником отдела - старшим судебным приставом МОСП и ОИП ГУФССП России по Волгоградской области Бирюковым С.Г. вынесены постановления:
- N 34044/23/65087 об отмене постановления от 16.12.2022 об окончании исполнительного производства N 58856/22/34044-ИП и возобновлении исполнительного производства от 16.12.2022 N 58856/22/34044-ИП (т.1 л.д.34);
- N 34044/23/65086 об отмене постановления от 15.11.2022 об окончании исполнительного производства N 58857/22/34044-ИП и возобновлении исполнительного производства от 15.11.2022 N 58857/22/34044-ИП (т.1 л.д.54).
Также 05 мая 2023 года ведущим судебным приставом-исполнителем Фастовым С.С. вынесены постановления об отказе в возбуждении исполнительных производств по исполнительным листам от 18.10.2022 серии ФС N 040617917 и от 14.09.2022 серии ФС N 040602461 на основании пункта 8 части 1 статьи 31 Федерального закона N 229-ФЗ (т.1 л.д.33, 53).
Исполнительные листы направлены в адрес взыскателя АО "ВССРЗ".
Не согласившись с постановлениями от 24.03.2023 и 4 постановлениями от 05.05.2023, общество оспорило их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности оспариваемых постановлений ввиду отсутствия у судебного пристава-исполнителя оснований для возбуждения исполнительных производств в отношении должника Минобороны России с учётом особенностей обращения взыскания на средства должника - бюджетного учреждения.
Согласно доводам апелляционной жалобы возбуждённые в отношении Минобороны России исполнительные производства были направлены на совершение исполнительных действий исключительно в рамках исполнительного производства от 15.04.2022 N 19123/22/34044-ИП в порядке статьи 88.1 Федерального закона N 229-ФЗ. Также общество считает, что судом первой инстанции не были исследованы обстоятельства о наличии либо отсутствии фактического нарушения прав Минобороны России при совершении службой судебных приставов действий по возбуждению в отношении него исполнительных производств. Также судом не исследован вопрос о том, из каких взаимоотношений сторон возникли встречные требования АО "ВССРЗ" к должнику. Заявитель считает, что оспариваемыми постановлениями нарушено право общества на исполнение обязательства путём совершения зачёта.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Возникшие между заявителем и службой судебных приставов спорные правоотношения регулируются федеральным законодательством об исполнительном производстве с учётом требований бюджетного законодательства, учитывая правовое положение должника - бюджетного учреждения.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона N 229-ФЗ установлено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также средств, подлежащих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейскому сопровождению, устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Минобороны России является бюджетным учреждением.
Частью 1 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) установлено, что лицевые счета федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации, муниципальным бюджетным учреждениям для учёта операций со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации), открываются и ведутся соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, финансовых органах муниципальных образований.
В части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ установлен порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений.
Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений (далее в настоящей части - бюджетное учреждение - должник) осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) и решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов (далее - решение налогового органа) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (пункт 1 части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ).
Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 настоящей части, в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника (пункт 5 части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ).
В соответствии с пунктом 11 части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трёх месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трёхмесячного срока. В случае отзыва исполнительного документа взыскатель для обращения взыскания на имущество должника вправе направить исполнительный документ на исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. При отзыве исполнительного документа орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, делает отметку в исполнительном документе о его неисполнении либо частичном исполнении с указанием времени нахождения этого документа в органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов должника, и направляет учредителю бюджетного учреждения - должника уведомление по форме, установленной Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования), о возвращении исполнительного документа взыскателю для его исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Согласно пункту 12 части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ в случае, если счета бюджетному учреждению - должнику в соответствии с положениями части 1 настоящей статьи открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом N 229-ФЗ.
В силу части 3 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьёй 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трёхдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 13), Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 239 Кодекса.
Правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств.
При этом механизм принудительного исполнения, закреплённый Федеральным N 229-ФЗ, не используется, кроме случаев, установленных Кодексом. При поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 8 части 1 статьи 31 Федерального закона N 229-ФЗ.
Из совокупного анализа положений части 1 статьи 31 Федерального закона N 229-ФЗ и части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ следует, что при поступлении в Федеральную службу судебных приставов исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджетного учреждения, судебный пристав-исполнитель в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Федерального закона N 229-ФЗ выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в случае:
- непредставления взыскателем документа, подтверждающего возврат исполнительного документа органом Федерального казначейства ввиду отсутствия лицевого счёта бюджетного учреждения в органах Федерального казначейства;
- отсутствия отметки в исполнительном документе о полном или частичном неисполнении и сроке нахождения его в органах федерального казначейства.
В рассматриваемом случае представленные АО "ВССРЗ" в МОСП по ОИП ГУФССП России по Волгоградской области исполнительные листы от 14.09.2022 серии ФС N 040602461 и от 18.10.2022 серии ФС N 040617917 о взыскании денежных средств с Минобороны России в пользу общества, выданные Арбитражным судом г. Москвы по делам N А40-264666/2020 и N А40-113982/2021, не содержат сведений, подтверждающих возврат исполнительного документа органом Федерального казначейства ввиду отсутствия лицевого счёта бюджетного учреждения в органах Федерального казначейства либо о полном или частичном неисполнении и сроке нахождения его в органах федерального казначейства.
Следовательно, возбуждение судебным приставом-исполнителем исполнительных производств N 58856/22/34044-ИП и N 58857/22/34044-ИП по указанным исполнительным листам и совершение исполнительных действий по ним (произведение зачёта встречных однородных требований) являлось неправомерным, поскольку инициировало процедуру принудительного обращения взыскания на средства федерального бюджетного учреждения, которая должна осуществляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 83-ФЗ, а не Федеральным законом N 229-ФЗ.
В связи с этим постановлением заместителя руководителя ГУФССП России по Волгоградской области Жегалиной Н.Н от 24.03.2023 жалоба Минобороны России правильно была признана обоснованной, а все постановления, вынесенные в рамках исполнительных производств N 58856/22/34044-ИП и N 58857/22/34044-ИП, были отменены как незаконные.
Учитывая изложенное, являются правомерными и оспариваемые обществом постановления начальника отдела Бирюкова С.Г. от 05.05.2023 об отмене постановлений от 16.12.2022 об окончании и возобновлении данных исполнительных производств, а также постановления ведущего судебного пристава-исполнителя Фастова С.С. от 05.05.2023 об отказе в возбуждении исполнительных производств по исполнительным листам от 18.10.2022 серии ФС N 040617917 и от 14.09.2022 серии ФС N 040602461 на основании пункта 8 части 1 статьи 31 Федерального закона N 229-ФЗ.
Доводы общества о том, что возбуждённые в отношении Минобороны России исполнительные производства были направлены на совершение исполнительных действий исключительно в рамках исполнительного производства от 15.04.2022 N 19123/22/34044-ИП в порядке статьи 88.1 Федерального закона N 229-ФЗ, отклонены судебной коллегией как несостоятельные.
Действительно, в соответствии со статьёй 88.1 Федерального закона N 229-ФЗ по заявлению взыскателя или должника либо по собственной инициативе судебный пристав-исполнитель производит зачёт встречных однородных требований, подтверждённых исполнительными документами о взыскании денежных средств, на основании которых возбуждены исполнительные производства, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, зачёт требований является допустимым и после вступления в законную силу судебных актов, подтвердивших наличие и размер соответствующих обязательств сторон, но без возбуждения по одному или обоим судебным актам исполнительного производства, а также после вступления в законную силу судебного акта по одному требованию и при отсутствии возражений должника по другому требованию (пункт 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 N 6 "О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств").
При этом фактическое исполнение исполнительного документа (полностью или в части) может состояться при проведении судебным приставом-исполнителем зачёта встречных однородных требований, подтверждённых исполнительными документами о взыскании денежных средств, на основании которых возбуждены исполнительные производства (пункт 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
Между тем, обстоятельства произведения зачёта встречных требований АО "ВССРЗ" и Минобороны России, а также взаимоотношения сторон, из которых возникли такие встречные требования, не являются предметом рассмотрения по настоящему делу. В данном случае оценке подлежит факт правомерности вынесения оспариваемых обществом постановлений.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что право общества на исполнение обязательства путём совершения зачёта закреплено в статье 410 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако оно должно быть реализовано стороной обязательства в соответствии, в том числе с требованиями бюджетного законодательства, учитывая правовое положение должника по такому обязательству - бюджетного учреждения.
Как верно указал суд первой инстанции, общество не лишено возможности предъявить к Минобороны России требования об исполнении судебных актов в установленном законом порядке.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, к повторению утверждений исследованных и правомерно отклонённых арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений применённых судом первой инстанции норм права, а также иная оценка обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 июня 2023 года по делу N А12-11743/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-11743/2023
Истец: АО "ВОЛЖСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНО-СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Межрайонный отдел по особым исполнительным производстам УФССП по Волгоградской области
Третье лицо: Ведущий судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производстам УФССП по Волгоградской области СПИ Фастов Станислав Сергеевич, Заместитель начальника отдела, заместитель старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП по Волгоградской области Бирюков С.Г, Заместитель руководителя УФССП по Волгоградской области Жегалина Н.Н., МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ