г. Челябинск |
|
30 октября 2023 г. |
Дело N А07-31990/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Томилиной В.А.,
судей Жернакова А.С., Лукьяновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.07.2023 по делу N А07-31990/2020.
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент, истец) обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан (далее - Администрация, ответчик) о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером: 02:18:100501:40; об исключении сведений о земельном участке с кадастровым номером 02:46:180306:121 из Единого государственного реестра недвижимости (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан, публично-правовая компания "Роскадастр", Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, ФГБУ "Рослесинфорг".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.07.2023 (резолютивная часть от 03.07.2023) исковые требования удовлетворены: суд признал недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером: 02:18:100501:40. Исключил сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:18:100501:40 из Единого государственного реестра недвижимости.
С вынесенным решением не согласился ответчик, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Податель жалобы указал, что сведения о границах лесничеств, лесопарков, расположенных на территории Бурзянского района Республики Башкортостан не внесены в реестр границ ЕГРН. Исходя из имеющейся информации кадастре недвижимости ЕГРН определить, имелось ли ранее и имеется ли в настоящее время пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 02:18:100501:40 с границами земельных участков лесничеств, расположенных на территории Бурзянского района, было невозможно ни в при постановке на кадастровый учет данного земельного участка, ни в настоящее время. Управление Росреестра по Республике Башкортостан в отзыве на исковое заявление также подтвердило, что на момент постановки на кадастровый учет земельного участка при обработке заявления от 18.04.2014 N 02-0-1-263/3002/2014-6807 пересечения границ образуемого земельного участка с границами смежных земельных участков, в том числе, с границами земельного участка с кадастровым номером 02:18:000000:12, при пространственном анализе не было выявлено.
Апеллянт отметил, что сведения государственного лесного реестра не указывали и не указывают в настоящее время на принадлежность земельного участка к категории земель лесного фонда.
По мнению апеллянта, земельный участок с кадастровым номером 02:18:100501:40 с момента образования находился в границах населенного пункта с. Старосубхангулово муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, стоял на кадастровом учете с определением координат границ внесенных в ЕГРН, был зарегистрирован на праве муниципальной собственности, и следовательно, имеет приоритетные сведения над сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре.
От Департамента посредством системы "МойАрбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес иных лиц, участвующих в деле и с приложенными к нему документами, а именно: выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 06.09.2023, данными публичной кадастровой карты (вх. N 57551 от 19.09.2023). Отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес иных лиц, участвующих в деле и все приложенные к нему документы, приобщены к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в адрес Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу за исх. N 091-790 от 18.12.2020 от Башкирского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" "Башкирский филиал" поступило письменное уведомление с приложением заключения N 1 от 14.12.2020, о выявленных пересечениях (наложениях) земельных участков иной категории земель на земли лесного фонда, для осуществления Департаментом судебной защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
Из заключения N 1 от 14.12.2020 следует, что на территории Бетеринского участкового лесничества Бурзянского лесничества Республики Башкортостан (выделы N 16, 19, 22, 23, 28, 29, 31, 33, 38-40, 45, 52, 53, 55, 61-63 квартала N 4; выделы N 1, 5-7, 10, 11, 52, 53 квартала N 14; выделы N 3, 4, 6, 7-12, 16, 17, 56, 57 квартала N 19) расположен земельный участок с кадастровым номером: 02:18:100501:40, площадью 1 003 023 кв.м, пересечение с которым составляет - 901 179, 74 кв.м.
Как указывает истец, ФГБУ "Рослесинфорг" "Башкирский филиал" обладает всеми правовыми основами для выполнения кадастровых работ, в том числе и по материалам лесоустройства по установлению координат характерных точек границ спорных земельных участков Бетеринского участкового лесничества Бурзянского лесничества Республики Башкортостан
Истец заявленные исковые требования мотивировал тем, что на землях лесного фонда сформирован земельный участок с кадастровым номером 02:18:100501:40 без соблюдения требований предусмотренных законодательством Российской Федерации: не соблюден порядок перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов и не осуществлено согласование границ собственником смежного земельного участка - Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 09.08.2018 за N 02/101/007/2018-1574 земельный участок с кадастровым номером: 02:18:100501:40 расположен по адресу: Республика Башкортостан, р-н. Бурзянский, с/с. Старосубхангуловский, с. Старосубхангулово, правообладатель Администрация сельского поселения Старосубхангуловский сельсовет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, вид права - постоянное (бессрочное) пользование, дата государственной регистрации права - 27.10.2014 N 02-04-68/012/2014-620. Государственная регистрация перехода права - 28.01.2016 N 02-04/101-04/368/001/2016-164/1 на основании Постановления Администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан.
Согласно выписке из ЕГРН от 15.07.2020 за N КУВИ 002/2020-7223548 земельный участок с кадастровым номером: 02:18:100501:40 поставлен на кадастровый учет 14.03.2014.
Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир населенный пункт. Участок находится примерно в 150 м по направлению на восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, р-н. Бурзянский, с/с. Старосубхангуловский, с. Старосубхангулово. Площадь 1 003 023 кв.м категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования под объекты общего пользования.
Из представленных, по запросу Департамента Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан за исх. N 04/5627 от 20.08.2018, правоустанавливающих документов и материалов лесоустройства на Бетеринское участковое лесничество Бурзянского лесничества Республики Башкортостан (включая выдела N 16, 19, 22, 23, 28, 29, 31, 33, 38-40, 45, 52, 53, 55, 61-63 квартала N 4; выделы N 1, 5-7, 10, 11, 52, 53 квартала N 14; выделы N 3, 4, 6, 7-12, 16, 17, 56, 57 квартала N 19), видно, что:
- на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 04 А-В N 902202 от 09 декабря 2010 года объектом права собственности Российской Федерации является земельный участок с кадастровым номером: 02:18:000000:12, площадью 3 251 290 000 кв.м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Бурзянский р-н, земли ГЛФ.
- на основании выписки из государственного лесного реестра (далее - ГЛР) N 230 от 20.08.2018 земельный участок с кадастровым номером: 02:18:000000:12 является лесным участком с адресом его местоположения Республика Башкортостан, Бурзянский р-н, на котором расположено Бетеринское участковое лесничество Бурзянского лесничества Республики Башкортостан (выдела N 16, 19, 22, 23, 28, 29, 31, 33, 38-40, 45, 52, 53, 55, 61-63 квартала N 4; выдела N 1, 5-7, 10, 11, 52, 53 квартала N 14; выдела N 3, 4, 6, 7-12, 16, 17, 56, 57 квартала N 19). Целевое назначение - защитные леса (нерестоохранные полосы лесов), площадь 147,5 га - на основании Карты-схемы от 20.08.2020 расположения и границ лесного участка земельный участок с кадастровым номером: 02:18:100501:40 почти полностью находится в пределах земельного участка с кадастровым номером: 02:18:000000:12 (выдела N 16, 19, 22, 23, 28, 29, 31, 33, 38-40, 45, 52, 53, 55, 61-63 квартала N 4; выдела N 1, 5-7, 10, 11, 52, 53 квартала N 14; выдела N 3, 4, 6, 7-12, 16, 17, 56, 57 квартала N 19 Бетеринского участкового лесничества Бурзянского лесничества Республики Башкортостан).
- на основании выписки из Таксационного описания от 20.08.2020 возраст лесных насаждений расположенных в выделах N N 16, 19, 22, 23, 28, 29, 31, 33, 38-40, 45, 52, 53, 55, 61-63 квартала N 4; выделах N 1, 5-7, 10, 11, 52, 53 квартала N 14; выделах N 3, 4, 6, 7-12, 16, 17, 56, 57 квартала N 19 Бетеринского участкового лесничества Бурзянского лесничества Республики Башкортостан варьируется в пределах от 20 до 100 лет.
Из представленных материалов не усматривается, что лесной участок с кадастровым номером: 02:18:000000:12 исправно содержится лесничеством со времени его постановки на государственный учет с выполнением на нем в полном объеме всех регламентных работ.
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу полагает, что в 2014 году Администрация сельского поселения Старосубхангуловский сельсовет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан осуществлял самостоятельные действия, под видом образования нового земельного участка из земель государственная собственность на которые не зарегистрирована, незаконно, превышая свои полномочия сформировала на землях лесного фонда относящихся к Бетеринскому участковому лесничеству Бурзянского лесничества Республики Башкортостан и поставила на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером: 02:18:100501:40 с измененными категорией и видом разрешенного использования, совершенно отличными от характеристик лесных земель.
Впоследствии, реализуя свою правопреемственность, Администрацией муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан на основании Постановления Администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан за N 02-04/101-04/368/001/2016-164/1 от 28.01.2016 был незаконно зарегистрирован переход права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером: 02:18:100501:40. Чем были нарушены права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером: 02:18:000000:12, поскольку ответчиками были произведены действия по незаконному отчуждению имущества принадлежащего Российской Федерации на праве собственности (Свидетельство о государственной регистрации права серия 04 АВ 902202 от 09 декабря 2010 года)
Истец, обратившись в суд с заявленным иском полагает, что ответчиком необоснованно и незаконно были произведены действия по отчуждению имущества принадлежащего Российской Федерации на праве собственности. Тем самым были нарушены не только права и законные интересы Российской Федерации, но и правовой режим земель лесного фонда как федеральной собственности, которые должны быть, безусловно восстановлены в полном объеме.
ФГБУ "Рослесинфорг" "Башкирский филиал", как указывает истец, обладает всеми правовыми основаниями для выполнения кадастровых работ по установлению координат характерных точек по материалам лесоустройства Бетеринское участковое лесничество Бурзянского лесничества Республики Башкортостан, а именно:
Во исполнение запроса Департамента ФГБУ "Рослесинфорг" "Башкирский филиал" были проведены кадастровые работы и выполнен сопряженный пространственный анализ данных расположения границ земельного участка с кадастровым номером: 02:18:000000:12 (Единое землепользование) относящегося к землям лесного фонда и земельного участка иной категории с кадастровым номером: 02:18:100501:40 с соблюдением требований предъявляемых к проведению изыскательских работ по определению координат характерных точек пересечений границ таких земельных участков, установленных Федеральным законом от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
В соответствии с полученным заданием, используя вышеуказанные методы ФГБУ "Рослесинфорг" "Башкирский филиал", получило результаты, данные о которых отражены им в заключение от 14.12.2020.
Заключение N 1 от 14.12.2020, выполненное ФГБУ "Рослесинфорг" "Башкирский филиал", соответствует требованиям ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации и требованиям приказа Министерства природы и экологии Российской Федерации от 30.10.2013 N 464 "Об утверждении Перечня видов информации, содержащейся в государственном лесном реестре, предоставляемой в обязательном порядке, и условий ее предоставления" документированной информации о составе и границах земель лесного фонда. При этих условиях, проведенный, с соблюдением требований предъявляемых к проведению изыскательских работ по определению координат характерных точек пересечений границ земельных участков, установленных Федеральным законом от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" и требований к установлению точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, утвержденных приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 01.03.2016 за N 9, ФГБУ "Рослесинфорг" "Башкирский филиал" анализ пространственного сопряжения данных о расположении границ земельных участков с кадастровыми номерами: 02:18:100501:40 и 02:18:000000:12 содержит сведения об установленных координатах поворотных точек в местах пересечения областей их границ и может являться допустимым письменным доказательством по данному делу. Площадь наложения составляет - 901 179, 74 кв.м.
Поскольку спорный земельный участок полностью находится на лесном участке, являющимся территорией Бетеринского участкового лесничества Бурзянского лесничества Республики Башкортостан, истец полагает, что ответчиком наравне с лесным законодательством было нарушено и земельное законодательство, что подтверждается материалами лесоустройства и сведениями, указанными в выписке ЕГРН на лесной участок.
Ссылаясь на то, что образованием спорного участка с кадастровым номером 02:18:000000:12 были нарушены права Российской Федерации, земельный участок с кадастровым номером 02:18:100501:40 был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда, таким образом, выбыл из собственности Российской Федерации помимо ее воли, заявитель обратился в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 02:18:100501:40 был неправомерно сформирован и поставлен на кадастровый учет, поскольку территория Бетеринского участкового лесничества Бурзянского лесничества Республики Башкортостан не являлись муниципальной собственностью, спорный лесной участок, к таким объектам не относился. Суд пришел к выводу, что Администрация не обладала полномочиями по образованию новых земельных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, что образованный земельный участок расположен непосредственно на землях лесного фонда.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании частей 3 и 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце четвертом пункта 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск о признании права отсутствующими имеет узкую сферу применения и не может заменять собой виндикационный, негаторный или иные иски, поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными способами.
Таким образом, выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2019 N 1307-О, от 25.09.2014 N 2109-О, от 28.01.2016 N 140-О, от 07.07.2016 N 1421-О, требование о признании зарегистрированного права (обременения) отсутствующим в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой предъявляется, когда запись в реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (пункт 52 Постановления N 10/22). Данный способ защиты обеспечивает достоверность, непротиворечивость публичных сведений о существовании, принадлежности и правовом режиме объектов недвижимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения", такой способ защиты нарушенного права, как признание права отсутствующим, может быть реализован только в случае, если он заявлен владеющим лицом. Удовлетворение требований лица, не владеющего спорным имуществом, не способно повлечь реальное восстановление его прав, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования о признании права отсутствующим.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
По смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 N 5-О).
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса, которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации.
К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.
По смыслу статей 6 и 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Исходя из положений статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, а также пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закона о приватизации) отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда, общего пользования, в том числе лесопарки.
Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии с положениями статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации, наряду с другими работами включает в себя проектирование лесничеств, лесных участков, таксацию лесов.
В соответствии со статьей 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 68.1, 68.2 названного Кодекса при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
Статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр, при этом на основании ст. 83 данного Кодекса полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах.
Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
До 01.01.2021 действовал Порядок ведения государственного лесного реестра, утвержденный приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.05.2011 N 194.
Перечень документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" (далее - Перечень).
В соответствии с частью 2.2.2 Перечня основанием для внесения документированной информации в Акты, являющиеся основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения (далее - Акты) являются решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе об установлении границ лесничеств (лесопарков), а также определении их границ.
Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ) определено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1).
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, в соответствии с которой участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Нормами действующего лесного законодательства срок действия лесоустроительной документации и последствия его истечения не предусмотрены.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 09.08.2018 за N 02/101/007/2018-1574 земельный участок с кадастровым номером: 02:18:100501:40 расположен по адресу: Республика Башкортостан, р-н. Бурзянский, с/с. Старосубхангуловский, с. Старосубхангулово, правообладатель Администрация сельского поселения Старосубхангуловский сельсовет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, вид права - постоянное (бессрочное) пользование, дата государственной регистрации права - 27.10.2014 N 02-04- 68/012/2014-620. Государственная регистрация перехода права - 28.01.2016 N 02-04/101-04/368/001/2016-164/1 на основании Постановления Администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан.
Согласно выписке из ЕГРН от 15.07.2020 за N КУВИ 002/2020-7223548 земельный участок с кадастровым номером: 02:18:100501:40 поставлен на кадастровый учет 14.03.2014.
Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир населенный пункт. Участок находится примерно в 150 м по направлению на восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, р-н. Бурзянский, с/с. Старосубхангуловский, с. Старосубхангулово. Площадь 1 003 023 кв.м. категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования под объекты общего пользования.
Администрацией муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан на основании Постановления Администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан за N 02-04/101- 04/368/001/2016-164/1 от 28.01.2016 был зарегистрирован переход права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером: 02:18:100501:40.
При этом, на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 04 А-В N 902202 от 09 декабря 2010 года объектом права собственности Российской Федерации является земельный участок с кадастровым номером: 02:18:000000:12, площадью 3 251 290 000 кв.м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Бурзянский р-н, земли ГЛФ.
На основании выписки из государственного лесного реестра (далее - ГЛР) N 230 от 20.08.2018 земельный участок с кадастровым номером: 02:18:000000:12 является лесным участком с адресом его местоположения Республика Башкортостан, Бурзянский р-н, на котором расположено Бетеринское участковое лесничество Бурзянского лесничества Республики Башкортостан (выдела N 16, 19, 22, 23, 28, 29, 31, 33, 38-40, 45, 52, 53, 55, 61-63 квартала N 4; выдела N 1, 5-7, 10, 11, 52, 53 квартала N 14; выдела N 3, 4, 6, 7-12, 16, 17, 56, 57 квартала N 19). Целевое назначение - защитные леса (нерестоохранные полосы лесов), площадь 147,5 га - на основании Карты-схемы от 20.08.2020 расположения и границ лесного участка земельный участок с кадастровым номером: 02:18:100501:40 почти полностью находится в пределах земельного участка с кадастровым номером: 02:18:000000:12 (выдела N 16, 19, 22, 23, 28, 29, 31, 33, 38-40, 45, 52, 53, 55, 61-63 квартала N 4; выдела N 1, 5-7, 10, 11, 52, 53 квартала N 14; выдела N 3, 4, 6, 7-12, 16, 17, 56, 57 квартала N 19 Бетеринского участкового лесничества Бурзянского лесничества Республики Башкортостан).
На основании выписки из Таксационного описания от 20.08.2020 возраст лесных насаждений расположенных в выделах N N 16, 19, 22, 23, 28, 29, 31, 33, 38-40, 45, 52, 53, 55, 61-63 квартала N 4; выделах N 1, 5-7, 10, 11, 52, 53 квартала N 14; выделах N 3, 4, 6, 7-12, 16, 17, 56, 57 квартала N 19 Бетеринского участкового лесничества Бурзянского лесничества Республики Башкортостан варьируется в пределах от 20 до 100 лет.
Из представленных материалов не усматривается, что лесной участок с кадастровым номером: 02:18:000000:12 исправно содержится лесничеством со времени его постановки на государственный учет с выполнением на нем в полном объеме всех регламентных работ.
Из предмета иска следует, что регистрацией земельного участка с кадастровым номером: 02:18:100501:40 были нарушены права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером: 02:18:000000:12, поскольку ответчиками были произведены действия по незаконному отчуждению имущества, принадлежащего Российской Федерации на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права серия 04 АВ 902202 от 09.12.2010).
Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда, то есть представленная истцом лесоустроительная документация является подтверждением наличия права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 02:18:000000:12 как ранее учтенный участок лесного фонда.
Положениями статей 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации закреплены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Исходя из пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушение установленного Земельного кодекса Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Согласно пункту 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Вместе с тем в силу положений пункта 8 статьи 24, подпункта 2 пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом.
Проведение кадастровых работ в отношении лесоустроенных участков без учета лесоустроительной документации, в том числе в отношении лесных участков, границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, недопустимо.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ.
В части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается Федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции Федерального закона N 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи.
Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Федеральный закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Федерального закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21.09.2017 N 1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24.02.2022 N 423-О).
Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Из изложенного следует, что положения Федерального закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям Единого государственного реестра недвижимости, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения Единого государственного реестра недвижимости (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Так, не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.
Из материалов дела следует, что на территории Бетеринского участкового лесничества Бурзянского лесничества Республики Башкортостан (выделы N 16, 19, 22, 23, 28, 29, 31, 33, 38-40, 45, 52, 53, 55, 61-63 квартала N 4; выделы N 1, 5-7, 10, 11, 52, 53 квартала N 14; выделы N 3, 4, 6, 7-12, 16, 17, 56, 57 квартала N 19) расположен земельный участок с кадастровым номером: 02:18:100501:40, площадью 1 003 023 кв.м, пересечение с которым составляет - 901 179, 74 кв.м.
Во исполнение запроса Департамента ФГБУ "Рослесинфорг" "Башкирский филиал" были проведены кадастровые работы и выполнен сопряженный пространственный анализ данных расположения границ земельного участка с кадастровым номером: 02:18:000000:12 (Единое землепользование) относящегося к землям лесного фонда и земельного участка иной категории с кадастровым номером: 02:18:100501:40 с соблюдением требований предъявляемых к проведению изыскательских работ по определению координат характерных точек пересечений границ таких земельных участков, установленных Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
Заключению N 1 от 14.12.2020, выполненное ФГБУ "Рослесинфорг" "Башкирский филиал", соответствует требованиям ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации и требованиям приказа Министерства природы и экологии Российской Федерации от 30.10.2013 N 464 "Об утверждении Перечня видов информации, содержащейся в государственном лесном реестре, предоставляемой в обязательном порядке, и условий ее предоставления" документированной информации о составе и границах земель лесного фонда. При этих условиях, проведенный, с соблюдением требований предъявляемых к проведению изыскательских работ по определению координат характерных точек пересечений границ земельных участков, установленных Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" и требований к установлению точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, утвержденных приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 01.03.2016 за N 9, ФГБУ "Рослесинфорг" "Башкирский филиал" анализ пространственного сопряжения данных о расположении границ земельных участков с кадастровыми номерами: 02:18:100501:40 и 02:18:000000:12 содержит сведения об установленных координатах поворотных точек в местах пересечения областей их границ и может являться допустимым письменным доказательством по данному делу. Площадь наложения составляет - 901 179, 74 кв.м.
Данное обстоятельство формирования спорного земельного участка подтверждается также материалами публичной кадастровой карты, а также отзывом на иск, из которого следует, что на землях лесного фонда сформирован земельный участок с кадастровым номером 02:18:100501:40 без соблюдения требований предусмотренных законодательством Российской Федерации: не соблюден порядок перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов и не осуществлено согласование границ собственником смежного земельного участка - Российской Федерации.
Исходя из представленных суду первой инстанции документов следует, что поскольку спорный земельный участок общей площадью 1073696 кв.м с кадастровым номером 02:18:100501:40, находится на землях лесного фонда Российской Федерации с кадастровым номером 02:18:000000:12, на который право собственности Российской Федерации зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выписками из ЕГРН, то права Российской Федерации нарушены постановкой спорного земельного участка на государственный кадастровый учет и размещением сведений о нем в Едином государственном реестре недвижимости.
Доказательств того, что Администрация обладала полномочиями по выделению и формированию из земель лесного фонда спорного земельного участка, судом первой инстанции добыто не было.
Как следует из материалов дела, новый земельный участок был сформирован Администрацией на землях лесного фонда в 2014 году.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Администрация не обладала полномочиями по образованию новых земельных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, образованный земельный участок расположен непосредственно на землях лесного фонда. При этом государственная собственность на земли лесного фонда ко времени образования спорного земельного участка уже была разграничена в пользу Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании пунктов 6, 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном указанным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 данного закона, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.
Поскольку требования указанных правовых норм Администрацией при формировании спорного земельного участка не были соблюдены, допущен выдел земельного участка из состава земель лесного фонда без согласия его собственника - Российской Федерации, нарушена процедура перевода земель из одно категории в другу, суд первой инстанции правомерно признал недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером: 02:18:100501:40
Доводы апелляционной жалобы Администрации о том, что, как на момент утверждения схемы расположения спорного земельного участка, земельный участок был свободным от прав третьих лиц, в ЕГРН каких-либо зарегистрированных прав, границ земель лесного фонда так же как информации об отнесении земельного участка к землям лесного фонда установлено не было, каких-либо ограничений по распоряжению органом местного самоуправления не имелось, признаны судебной коллегией не состоятельными, поскольку Администрацией не было представлено доказательств обращения к Минлесхозу РБ за получением сведений об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда по данным лестного реестра, несмотря на то, что согласно имеющемуся в деле фотоматериалу спорный земельный участок граничит с землями, покрытыми лесной растительностью.
Поскольку часть земель лесного фонда площадью 901 179, 74 кв.м, находящаяся в собственности Российской Федерации, была незаконно без разрешения собственника - Российской Федерации отчуждена и переведена в иную категорию земель, после чего спорный земельный участок перешел в муниципальную собственность, указанное повлекло нарушение имущественных прав и законных интересов Российской Федерации.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 02:18:100501:40 располагается на землях лесного фонда, при формировании земельного участка с кадастровым номером 02:18:100501:40 ответчик в нарушение норм действующего законодательства не согласовал его границы со смежным землепользователем, поставив на кадастровый учет земельный участок без учета материалов лесоустройства, по сути, ответчик при межевании земельного участка, распорядился лесным участком, относящимся к федеральной собственности в отсутствие соответствующих полномочий, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых фактических оснований для удовлетворения заявленных исковых требовании об исключении сведений о земельном участке с кадастровым номером 02:18:100501:40 из Единого государственного реестра недвижимости.
Доводы подателя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат указаний и доказательств неверного применения судом первой инстанции норм материального права или неверной оценки фактических обстоятельств дела, а лишь представляют собой несогласие с выводами суда первой инстанции и с результатами оценки имеющихся в деле доказательств, что по смыслу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Решение суда первой инстанции является правильным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.07.2023 по делу N А07-31990/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Томилина |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-31990/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БУРЗЯНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, ОСП УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Министерство лесного хозяйства РБ, Публично-правовая компания "Роскадастр", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГУП Башкирский филиал Рослесинфорг