город Ростов-на-Дону |
|
29 ноября 2023 г. |
дело N А32-29955/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулименко О.А.,
судей Абраменко Р.А., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросьян Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2023 по делу N А32-29955/2022
по иску акционерного общества фирма "Агрокомплекс" Н.И. Ткачева (ОГРН: 1022303554635, ИНН: 2328000083)
к ответчикам Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН 1022301228399, ИНН: 2308077553), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю,
при участии третьего лица: администрация Выселковского района (ИНН 2328009030, ОГРН 1022303557209),
об исправлении реестровой ошибки,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество фирма "Агрокомплекс" Н.И. Ткачева (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Росреестр) с исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым просит:
1. Признать сведения содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости о местоположении границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 23:05:0501000:9, 23:05:0501000:181 реестровой ошибкой;
2. Признать сведения содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:8, в части пересечения с границей земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:181, реестровой ошибкой;
3. Исправить реестровую ошибку путем осуществления учета изменений местоположения границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 23:05:0501000:9, 23:05:0501000:181, 23:05:0501000:8 в соответствии со следующим каталогом координат поворотных точек:
Каталог координат поворотных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:05:0501000:9, 23:05:0501000:8, 23:05:0501000:181, входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:05:0501000:210 для исправления реестровых ошибок
Каталог координат поворотных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:05:0501000:9,23:05:0501000:8, 23:05:0501000:181, входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:05:0501000:210 для исправления реестровых ошибок | ||||
1. Система координат МСК-23. зона 2 | ||||
|
|
|
|
|
2. Сведения о |
характерных точках границ объекта |
|
|
|
Обозначение характерных |
Координаты, м |
Метод определения координат характерной точки |
Средняя квадратнческая погрешность |
|
точек границ |
X |
Y |
положения характерной точки (Mt), м |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Площадь земельного участка с КН 23:05:0501000:9 - 51 352 кв.м. | ||||
1 |
550 945,49 |
2 231 109.38 |
|
0.5 |
2 |
550 944,44 |
2 231 150,35 |
|
0,5 |
3 |
550 944,32 |
2 231 156,14 |
|
0,5 |
4 |
550 932.28 |
2 231 155.67 |
|
2.5 |
5 |
550 932,89 |
2 231 135,64 |
|
2,5 |
6 |
549 510.29 |
2 231 108,14 |
|
2,5 |
7 |
549 510,85 |
2231 128,16 |
Метод г 1 1Т* 1 I 1 Л "fX Ш 1 V* |
2.5 |
8 |
549 486,10 |
2 231 127,97 |
спутниковых геодезических измерений |
2,5 |
9 |
549 486,12 |
2 231 121,60 |
2.5 |
|
10 |
549 484,87 |
2231 107,53 |
|
2,5 |
11 |
549 484.87 |
2 231 104,37 |
|
2.5 |
12 |
549 485.02 |
2 231 064,84 |
|
2,5 |
1 |
550 945.49 |
2 231 109.38 |
|
0.5 |
Площадь земельного участка с КН 23:05:0501000:181-28 484 кв.м. | ||||
5 |
550 932,89 |
2 231 135,64 |
|
2,5 |
4 |
550 932,28 |
2 231 155,67 |
Метод спутниковых геодезических измерений |
2.5 |
7 |
549 510.85 |
2 231 128.16 |
|
2.5 |
6 |
549 510,29 |
2 231 108,14 |
|
2,5 |
5 |
550 932,89 |
2 231 135,64 |
|
2.5 |
Площадь земельного участка с КН 23:05:0501000:8-944 135 кв.м. | ||||
3 |
550 944,32 |
2 231 156,14 |
Метод спутниковых геодезических измерений |
0.5 |
13 |
550 930,47 |
2 231 798,92 |
0,5 |
|
14 |
549 484,24 |
2 231 784,71 |
2.5 |
|
8 |
549 486.10 |
2 231 127,97 |
2.5 |
|
7 |
549 510.85 |
2 231 128.16 |
2,5 |
|
4 |
550 932.28 |
2 231 155,67 |
2.5 |
|
3 |
550 944,32 |
2 231 156.14 |
0,5 |
4. Аннулировать сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:312 входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:05:0000000:204.
Исковые требования мотивированны тем, что в ходе проведения кадастровых работ в отношении земельных участков обнаружены пересечения земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:9 с земельными участками с кадастровыми номерами; 23:05:0501000:181 (ЕЗП 23:05:0501000:210), 23:05:0501000:13 (ЕЗП 23:05:0501000:10). Для устранения пересечений необходимо исправить реестровую ошибку в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:9.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2023 сведения содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости о местоположении границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 23:05:0501000:9, 23:05:0501000:181 признаны реестровой ошибкой. Сведения содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:8, в части пересечения с границей земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:181 признаны реестровой ошибкой. Суд указал на необходимость исправления реестровой ошибки путем осуществления учета изменений местоположения границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 23:05:0501000:9, 23:05:0501000:181, 23:05:0501000:8 в соответствии с каталогом координат поворотных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:05:0501000:9, 23:05:0501000:8, 23:05:0501000:181, входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:05:0501000:210 для исправления реестровых ошибок. Также суд аннулировал сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:312 входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:05:0000000:204.
Судебный акт мотивирован тем, что существующее местоположение границ в государственном кадастре недвижимости влечет нарушение требований земельного законодательства. Проведенной по делу судебной экспертизой, установлено нахождение в государственном кадастре сведений о неверно определенных границах, что противоречит нормам действующего законодательства, принципам достоверности ведения кадастрового учета. При таких обстоятельствах суд пришёл к выводу о том, что в сведения ЕГРН в отношении спорного земельного участка имеется реестровая ошибка.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда первой инстанции отменить, по делу принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции. Департамент полагает, что в сведениях ЕГРН была допущена техническая ошибка, которая не может быть квалифицирована как реестровая. Однако, по мнению эксперта, устранить её невозможно, поскольку возникнут пересечения с земельными участками с кадастровыми номерами 23:05:0501000:312, 23:05:0501000:181. Вместе с тем, департамент полагает, что реестровую ошибку имеют границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:05:0501000:312, 23:05:0501000:181 и установлены без учёта данных о земельном участке с кадастровым номером 23:05:0501000:9.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
При названных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края находится земельный участок с кадастровым номером 23:05:0501000:9, площадью 61 100 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, р-н Выселковский, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения); запись государственной регистрации права от 24.05.2004 N 23-01/00-111/2004-319/0.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:9 зарегистрировано право аренды в пользу истца на основании договора аренды земельного участка от 28.09.2010 N 8805000172 (запись государственной регистрации права от 11.11.2010 N 23-23-41/041/2010-256).
На основании постановления администрации муниципального образования Выселковский район от 01.07.2010 N 1164, Законом Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края", между отделом по управлению муниципальным имуществом и земельным вопросам администрации муниципального образования Выселковский район (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения от 28.09.2010 N 8805000172 (далее - договор аренды).
Согласно пункту 1.1 договора аренды арендодатель обязуется предоставить в аренду, а арендатор принять на условиях настоящего договора земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:05:0501000:9, площадью 61 100 кв. м, для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения).
Пунктом 7.2 договора аренды установлено, что договор действует до 29.06.2020.
Истец обратился в департамент с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 25.05.2020 N 52-32-15-16453/20 департамент отказал в предоставлении земельного участка в аренду. Отказ мотивирован тем, что по информации филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю граница земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:9 пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:05:0501000:13, 23:05:0501000:181.
В целях устранения препятствий в предоставлении спорного земельного участка истец обратился к кадастровому инженеру.
Согласно заключению кадастрового инженера от 02.06.2020 в ходе проведения кадастровых работ обнаружены пересечения земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:9 с земельными участками с кадастровыми номерами; 23:05:0501000:181 (ЕЗП 23:05:0501000:210), 23:05:0501000:13 (ЕЗП 23:05:0501000:10). Указанные пересечения являются препятствием для раздела земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:9. Для устранения пересечений необходимо исправить реестровую ошибку в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:9. В результате исправления ошибки изменится конфигурация и площадь земельного участка с 61 100.0 кв. м на 52 873.0 кв. м, в результате его площадь уменьшится на 8 227 кв. м
Указанные обстоятельства явились основанием истцу для обращения в арбитражный суд с иском.
При принятии решения, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и предоставлением предусмотренных законодательством сведений, содержащихся в ЕГРН регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации, Закон 218-ФЗ).
При исправлении выявленной ошибки в местоположении границ соответствующих земельных участков следует руководствоваться нормами Закона о государственной регистрации недвижимости.
Существующее местоположение границ в государственном кадастре недвижимости влечет нарушение требований земельного законодательства.
Согласно части 3 статьи 61 Закона о регистрации воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Частью 4 статьи 61 Закона о регистрации установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
Целью исправления кадастровой (реестровой) ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН, в соответствие с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности.
Из анализа приведенных норм следует, что разрешение требований об исправлении реестровой ошибки является, по сути, установление ошибочности сведений, содержащихся в документе, на основании которого ошибочные сведения внесены ЕГРН.
Целью исправления кадастровой (реестровой) ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН, в соответствие с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности.
Из анализа приведенных норм следует, что разрешение требований об исправлении реестровой ошибки является, по сути, установление ошибочности сведений, содержащихся в документе, на основании которого ошибочные сведения внесены ЕГРН.
Пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. В силу статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для создания защитных лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве, относятся к государственной собственности субъектов Российской Федерации.
Защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения представляют собой искусственно созданные посадкой насаждения (деревья, кустарники), не входящие в лесной фонд, функционально предназначенные для защиты земель сельскохозяйственного назначения от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения посредством использования их почвозащитных, водорегулирующих и иных защитных свойств.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" агромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих сохранение, улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. К этому типу мелиорации земель относятся, в частности, противоэрозионная - защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и др. территориях; полезащитная - защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения; пастбищезащитная - предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений.
Защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения, ранее созданные в качестве единой системы защиты в процессе осуществления мероприятий по охране земель не за счет землепользователя, не могут считаться принадлежностью конкретного земельного участка (в массиве земель сельскохозяйственного назначения).
Также согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу вытекающего из сути недвижимых вещей принципа единства правовой судьбы земельного участка и расположенного на нем здания, строения исключительное право землепользования должно принадлежать тому лицу, чей объект ранее возведен на участке, а не тому, кто впоследствии приобрел титул на участок с размещенным на нем чужим объектом недвижимости.
Кроме того, согласно правовой позиции Минэкономразвития России, выраженной в письме от 17.10.2014 года N 22780-ИМ/Д23, если на земельном участке располагаются принадлежащие третьим лицам объекты недвижимости при выполнении кадастровых работ по уточнению границы такого земельного участка необходимо исключать из состава указанного земельного участка части, занятые соответствующими объектами недвижимости.
Таким образом, включение в границы земельного участка защитных лесных насаждений, а также формирование участка за счет границ автодороги можно признать реестровой ошибкой, подлежащей исправлению путем уточнения границ земельного участка.
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество (пункт 2 постановления Пленумом Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество"). Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.09.2013 N 6002/2013 сформулировал правовой подход, согласно которому при квалификации заявленного требования как требования об исправлении реестровой ошибки суд должен обеспечить исправление выявленной ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости. В постановлении от 22.03.2011 N 14765/10 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил, что внесение в кадастр сведений об изменении площади земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ требует изменения соответствующих сведений о площади земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости у всех его зарегистрированных правообладателей. Ответчиками по делу об исправлении реестровой ошибки является - орган, осуществляющий кадастровый учет, и правообладатель земельного участка, в сведениях о границах которого содержится ошибка.
Таким образом, Росреестр и департамент как правообладатель спорного земельного участка являются надлежащими ответчиками по делу.
В силу части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
По смыслу части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Из положений указанных норм следует, что формирование предмета доказывания в ходе рассмотрения конкретного спора, а также определение источников, методов и способов собирания объективных доказательств, посредством которых устанавливаются фактические обстоятельства дела, являются исключительной прерогативой суда, рассматривающего спор по существу.
Таким образом, в тех случаях, когда у арбитражного суда имеется необходимость в получении компетентного заключения по вопросам, подлежащим разрешению исходя из предмета заявленных требований и конкретных обстоятельств дела, суд вправе назначить проведение по делу судебной экспертизы.
В силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2022 по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Госземкадастрсъемка-ВИСХАГИ".
Перед экспертом поставлены вопросы:
1. Имеется ли реестровая ошибка в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:9, площадью 61 100 кв. м, категория "земли сельскохозяйственного назначения" вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир п. Первомайский, участок находится примерно в 1.8 км, по направлению на юго-восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Выселковский район.
2. В случае наличия реестровой ошибки указать причины и способы ее устранения.
По итогам судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение от 09.03.2023 N 101.
Согласно выводам судебной экспертизы:
Реестровая ошибка в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:9, площадью 61 100 кв. м, категория "земли сельскохозяйственного назначения" вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир п. Первомайский, участок находится примерно в 1.8 км, по направлению на юго-восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Выселковский район имеется.
Причиной реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:9 является определение местоположения границ земельного участка без учета фактической границы земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:181, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:05:0501000:210, являющийся земельным участком, занятый полезащитной лесной полосой, кроме того выявлена техническая ошибка, которая была допущена органом кадастрового учета при внесении сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:9 в государственный кадастр недвижимости не в соответствии со сведениями о местоположении границ земельного участка, содержащихся в документе о межевании - описании земельного участка от 05.03.2004, в связи с чем, между границами земельных участков с кадастровым номером 23:05:0501000:9 и 23:05:0501000:13 возникли пересечения, тогда как документами о межевании земельных участков подтверждается соответствия координат поворотных точек указанных земельных участков, являющихся смежными.
Для устранения реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:9, с целью устранения пересечений с другими земельными участками, являющимися смежными по отношению к земельному участку с кадастровым номером 23:05:0501000:9 и с целью устранения пересечений между другими смежными земельными участками, необходимо:
- аннулировать сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:312 входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:05:0000000:204, границы земельного участка пересекаются и фактически дублируются с разными конфигурациями и границами земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:2 входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:05:0000000:3, учитывая, что объекты автодороги с кадастровыми номерами 23:05:0501000:312 и 23:05:0501000:2 являются одним и тем же объектом недвижимости и сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:2 соответствуют фактическим границам, для приведения в соответствие сведений ЕГРН и исключения пересечений между земельными участками в ЕГРН необходимо аннулировать сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:312 входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:05:0000000:204.
- в отношении смежного земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:181, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:05:0501000:210 исправить реестровую ошибку.
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:8 по смежеству с земельным участком с кадастровым номером 23:05:0501000:181 исправить реестровую ошибку.
Экспертом предоставлен каталог координат поворотных точек исправляемых границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:05:0501000:9, 23:05:0501000:8, 23:05:0501000:181, входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:05:0501000:210 (в соответствии с которым истец уточнил исковые требования).
Согласно сведений ЕГРН, площадь земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:9 - 61 100 кв. м, в результате исправления реестровой ошибки площадь земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:9 составит 51 352 кв. м, уменьшение площади составляет - 9 748 кв. м, исправить реестровую ошибку с сохранением исходной площади земельного участка - 61 100 кв. м, не возможно в связи с ограничением ее границ со стороны смежного земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:13, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:05:0501000:10, сведения о котором содержатся в ЕГРН, со стороны смежного земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:2 входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:05:0000000:3, являющегося автодорогой, его фактические границы соответствуют сведениям ЕГРН, со стороны смежного земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:181, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:05:0501000:210, являющегося земельным участком, занятым лесополосой, в отношении которого также исправляется реестровая ошибка.
Согласно сведениям ЕГРН, площадь земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:181, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:05:0501000:210 - 29 000 кв. м (площадь единого землепользования - 1 725 900 кв. м), в результате исправления реестровой ошибки площадь земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:181, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:05:0501000:210 составит 28 484 кв. м, уменьшение площади составит- 516 кв. м, площадь единого землепользования с кадастровым номером 23:05:0501000:210 составит - 1 725 384 кв. м.
Согласно сведениям ЕГРН, площадь земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:8 - 938 900 кв. м, в результате исправления реестровой ошибки площадь земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:8 составит 944 135 кв. м, увеличение площади составит 5 235 кв. м.
Экспертное заключение оформлено в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в нем отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сведения, экспертное заключение основано на материалах дела, имеющихся в распоряжении эксперта на момент проведения экспертизы, является ясным и полным, противоречий в выводах эксперта отсутствуют. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В экспертном заключении содержатся ответы на поставленные судом вопросы, заключение мотивировано, выводы эксперта предельно ясны, обоснованы исследованными им обстоятельствами.
Каких-либо доказательств того, что представленное в материалы дела заключение эксперта по результатам судебной экспертизы является недостаточно ясным и полным, сторонами не представлено, ходатайств о назначении по делу дополнительной или повторной судебной экспертизы не заявлено.
Учитывая изложенное, обеспечение принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного в части 1 статьи 7 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", является необходимым условием не только стабильности, но и самой возможности оборота недвижимости как особой категории вещей.
Исковые требования направлены на исключение из ЕГРН недостоверных сведений об объектах недвижимости, не отвечающим частям 1 и 7 статьи 1 и статьи 8 Закона N 218-ФЗ.
С учетом выводов судебной экспертизы, нахождение в государственном кадастре сведений о неверно определенных границах противоречит нормам действующего законодательства, принципам достоверности ведения кадастрового учета.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что в сведения ЕГРН в отношении спорного земельного участка имеется реестровая ошибка.
Ссылка органа государственной регистрации на положения письма Росреестра от 14.08.2020 N 14-10223/20@, которым решение суда, содержащее сведения о новых значениях координат характерных точек земельного участка, в соответствии с требованиями действующего законодательства, является основанием для подготовки межевого плана, необходимого для осуществления государственного кадастрового учета изменения описания местоположения границ этого земельного участка подлежит отклонению ввиду следующего.
Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 58 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" дополнена пунктом 4, в силу которого в случае, если необходимость осуществления государственного кадастрового учета установлена решением суда и такое решение суда либо решение суда, разрешившее спор о границах земельных участков и (или) контурах расположенных на них объектов недвижимости, не обязывающее орган регистрации прав осуществить государственный кадастровый учет, содержит необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости основные сведения об объекте недвижимости, в том числе сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, координатах характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также соответствует методам их определения, установленным органом нормативно-правового регулирования, представление вместе с этим решением суда в орган регистрации прав межевого плана или технического плана либо акта обследования, подготовленных в результате выполнения кадастровых работ, не требуется.
С учетом требований пункта 4 статьи 58 Закона N 218-ФЗ, для исправления реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:9, суд первой инстанции при вынесении решения указал перечень координат исправляемых границ земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:9 по представленному варианту исправления реестровой ошибки, при этом представление в орган регистрации прав, межевого плана не требуется.
Также в решении суда указано об аннулировании (исключении) границ земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:312 входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:05:0000000:204 из сведений ЕГРН, так как в результате исправления реестровой ошибки по представленному варианту, возникнут пересечения с границами земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:312, являющийся объектом недвижимости автодороги земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:2 входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:05:0000000:3.
Кроме того, в решении суда указано на необходимость исправления реестровых ошибок в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:8, границы которого пересекаются с границей земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:181, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:05:0501000:210 и необходимо указать о необходимости исправления реестровых ошибок в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:05:0501000:181, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:05:0501000:210.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Поскольку ответчик на основании статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, оплата государственной пошлины в соответствии с нормами 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на департамент не возлагается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2023 по делу N А32-29955/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29955/2022
Истец: АО ФИРМА "АГРОКОМПЛЕКС" ИМ.Н.И.ТКАЧЕВА, АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрацию Выселковского района, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН, Управление Росреестра по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю