г. Москва |
|
21 декабря 2023 г. |
Дело N А40-156394/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой
судей: |
В.И. Попова, Л.Г. Яковлевой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Межрегионального Управления Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками по Центральному Федеральному округу, на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2023 по делу N А40-156394/23,
по заявлению Департамента торговли и услуг г.Москвы (ОГРН: 1117746024076, ИНН: 7710881420) к ИП Карапетяну Саркису Петросовичу (ОГРНИП: 320237500155507, ИНН: 233003546013)
третье лицо: 1) Межрегиональное Управление Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками по Центральному Федеральному округу; 2) Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками (ОГРН: 1097746136124, ИНН: 7710747640) о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: от третьего лица |
не явился, извещен; не явились, извещены |
УСТАНОВИЛ:
Департамент торговли и услуг г.Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении Индивидуального предпринимателя Карапетяна Саркиса Петросовича (далее - ответчик) к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.
Определением Арбитражного суда г.Москвы от 11.09.23 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками.
Решением от 19.10.2023 Арбитражный суд города Москвы привлек Предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей с направлением изъятой алкогольной продукции на уничтожение в установленном порядке.
Заявленное Федеральной службой по контролю за алкогольным и табачным рынками требование о взыскании издержек по делу оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками, далее Служба, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части оставления требования о взыскании издержек по делу без рассмотрения со ссылкой на нормы ст. 24.7 КоАП РФ, просит в указанной части принять по делу новый судебный акт, взыскав с предпринимателя заявленные издержки.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Из материалов дела следует, 27 июня 2023 года должностные лица Департамента провели проверочные мероприятия по пресечению незаконного оборота алкогольной продукции по адресу: г. Москва, ул. Большая Серпуховская, д.31, корп. 1.
В ходе проведения мероприятия было установлено, что в магазине по указанному адресу свою деятельность осуществляет ИП Карапетян СП., что подтверждается следующими доказательствами: информационное письмо ФНС об установленном кассовом аппарате по адресу: г. Москва, ул. Большая Серпуховская, д.31, корп. 1; протокол осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 27.04.2023; объяснения понятых, участвовавших при проведении осмотра. Протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу/индивидуальномупредпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 27.04.2023, установлено, что в помещениях, принадлежащих ИП Карапетян СП.. выявлен оборот алкогольной продукции (пиво и напитки на его основе) без товаросопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства.
В целях пресечения административного правонарушения и в связи с возможностью обеспечить сохранность алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, на основании п. 4 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ, должностным лицом Департамента была изъята алкогольной продукция, согласно протоколу изъятия.
Также была составлена Опись алкогольной продукции к протоколу изъятия вещей на 1 листах (128 ед. продукции). Изъятая алкогольная продукция, опечатана ж находится по адресу г. Москва, ул. Рябиновая, д. 43, к. 2.
23.06.2023 составлен протокол об административном правонарушении Ш, М-146/23/БЛ в отсутствии надлежаще уведомленного ИП Карапетян СП., согласно которому ИП Карапетян СП. осуществлял оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства, чем нарушены требования п.1, ст.10.2, пп.12 п.2 ст.16, абз. 8 п. 1 ст. 26 ЗаконаN 171-ФЗ,
Судом первой инстанции обосновано сделан вывод о том, что при составлении протокола от 23.06.2023 года об административном правонарушении нормы ст. 28.1, 28.2 КоАП РФ заявителем были соблюдены.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно ч.ч.1-2 ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.
Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа алкогольной продукции.
Согласно ч. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено статьей 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ:
товарно-транспортная накладная;
справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции).
заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
Согласно ч. 2 указанной статьи этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Федерального закона от 1.11.1995 N 171-ФЗ, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Статьей 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ запрещен оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, а также оборот этиилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования;
Таким образом, оборот алкогольной продукции должен сопровождаться документами, предусмотренными п. 1 ст. 10.2 и ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ. Товаросопроводительные документы на алкогольную продукцию являются первичными документами бухгалтерского учета, служащими для фиксирования факта совершения хозяйственной операции и осуществления бухгалтерских записей.
Пунктом 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" определены сроки хранения организациями первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Указанные сроки устанавливаются в соответствии с правилами организации государственного архивного дела и не могут составлять менее пяти лет.
Статьей 362 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утверждённого приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 установлено, что первичные документы бухгалтерского учета и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей, хранятся пять лет.
Таким образом, товаросопроводительные документы на продукцию, поскольку они являются первичными документами бухгалтерского учета, служащими для фиксирования факта совершения хозяйственной операции и осуществления бухгалтерских записей, должны храниться не менее пяти лет.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 171 -ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 18 января 2011 г. N 9-ПП "Об утверждении положения о Департаменте торговли и услуг города Москвы" Департамент торговли и услуг города Москвы осуществляет функции по предоставлению государственных услуг в сфере оборота алкогольной продукции, а также функции по региональному государственному контролю за соблюдением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно абз. 6 подл. 1 п. 1 ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
В нарушение требований законодательства, на указанную выше алкогольную продукцию необходимые сопроводительные документы в момент проверки не представлены.
Факт реализации ответчиком алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность её оборота, а, следовательно, и событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ, подтверждается протоколом осмотра, принадлежащих юридическому лицу/ индивидуальному помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, объяснениями свидетелей и продавца и др. материалами административного дела.
Доказательств того, что заинтересованным лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено (ст. 2.1 КоАП).
Таким образом, материалами дела доказано в действиях заинтересованного лица наличие состава вменяемого административного правонарушения.
Учитывая, что ИП Карапетян Саркис Петросович привлекается к ответственности на основании ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ впервые, суд считает возможным наложить на него административный штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ, а именно - в размере 10 000 (десять тысяч) рублей с конфискацией алкогольной продукции, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д.43, к.2.
Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками заявило требование о взыскании с предпринимателя издержек, понесенных по делу об административном правонарушении в размере 1101 руб. 74 коп.(расходы по хранению изъятой алкогольной продукции).
Суд первой инстанции оставил указанное требование без рассмотрения со ссылкой на объем предоставленных процессуальных прав третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора, а также, указав на возможность с обращением с самостоятельным иском в суд.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если установит наличие оснований, предусмотренных настоящей статьей Кодекса. Перечень таковых оснований является исчерпывающим, соответственно, в данном случае суд первой инстанции не имел правовых оснований для оставления требования о взыскании издержек, понесенных по делу об административном правонарушении в размере 1101 руб. 74 коп.(расходы по хранению изъятой алкогольной продукции) без рассмотрения.
Содержание и состав издержек по делу об административном правонарушении установлены статьей 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Издержки по делу об административном правонарушении состоят, помимо прочего, сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения. (пункт 1 части 1 статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении (часть 4 статьи 24.7 КоАП РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5), при вынесении постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении судье следует иметь в виду, что в соответствии с частью 4 статьи 24.7 КоАП РФ в постановлении должно быть отражено принятое решение об издержках по делу. Размер издержек по делу об административном правонарушении должен определяться на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка указывает, что во исполнение п.п. 3.1 - 3.6 государственного контракта от 29.12.2022 N К-227/05-04 оплачены услуги АО "Росспиртпром" в рамках протокола об административном правонарушении от 23.06.2023 N М-146/23/БЛ на сумму 1 101 руб. 74 коп., что подтверждается справкой-расчет о затратах по оказанию услуг по перевозке и хранению изъятых (конфискованных) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции представленной АО "Росспиртпром".
Между тем согласно ч. 2 ст. 24.7 КоАП РФ издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном настоящим кодексом, относятся на счет федерального бюджета.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований о взыскании с предпринимателя издержек по настоящему административному делу не имеется.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.10.2023 по делу N А40-156394/23 отменить в части оставления без рассмотрения требования о взыскании издержек по делу об административном правонарушении.
В удовлетворении требований о взыскании с ИП Карапетяна Саркиса Петросовича (ОГРНИП: 320237500155507, ИНН: 233003546013) в доход казны Российской Федерации в лице Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками издержек в размере 1101 руб. 74 коп.отказать.
В оставшейся части оставить решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.10.2023 по делу N А40-156394/23 оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-156394/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Карапетян Саркис Петросович
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО КОНТРОЛЮ ЗА АЛКОГОЛЬНЫМ И ТАБАЧНЫМ РЫНКАМИ