город Омск |
|
28 декабря 2023 г. |
Дело N А46-15604/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13048/2023) индивидуального предпринимателя Родина Павла Анатольевича на решение Арбитражного суда Омской области от 16.10.2023 по делу N А46-15604/2022 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Родина Павла Анатольевича (ИНН 550519004980, ОГРНИП 307550507800045) к Омской таможне (ИНН 5504030483, ОГРН 1025500973090, адрес: 644024, город Омск, улица Лермонтова, дом 27) о признании недействительным решения по результатам таможенного контроля N 10610000/210/120722/Т000166/001 от 12.07.2022, постановления об изъятии товаров от 12.07.2022,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Родина Павла Анатольевича - лично (по паспорту); Сиволап Юрий Леонидович по доверенности от 03.06.2022 N 55 АА 2786995, сроком действия 3 года;
от Омской таможни - Агафонова Елена Анатольевна по доверенности от 29.11.2023 N 05-30/38 сроком действия по 29.11.2024; Колодина Татьяна Александровна по доверенности от 09.01.2023 N 05-30/03 сроком действия по 31.12.2023;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Родин Павел Анатольевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Родин П.А.) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Омской таможне (далее - заинтересованное лицо, Таможня, таможенный орган) о признании недействительным решения по результатам таможенного контроля от 12.07.2022 N 10610000/210/120722/Т000166/001, постановления об изъятии товаров от 12.07.2022,
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.10.2023 по делу N А46-15604/2022 в удовлетворении заявления предпринимателя отказано.
Не согласившись с принятым решением, ИП Родин П.А. обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы ИП Родин П.А. указывает, что таможенный орган в ходе внеплановой выездной таможенной проверки проверяет информационный ресурс 3-х лиц, которые никогда не являлись официальными интернет-площадками ИП Родина П.А. ("http://@asia_import55.ru"), указывает недостоверные сведения о размещенных в социальных сетях о руководстве компанией Родиной Екатериной и номерах офисов. Информация, хранящаяся на электронном носителе информации - ноутбуке ASUS, model: 9560 NGW, S/N: JCNRCXOOP68350B, является незаконной, недопустимой, поскольку ноутбук изъят и осмотрен в нарушении абзаца 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон N 144-ФЗ), части 2 статьи 164.1 Уголовно-процессуального кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ).
ИП Родин П.А. оспаривает выводы, изложенные в заключениях N 13-08/220 от 06.08.2021, N 09-08/20 от 06.08.2021, N 01-08/20 от 06.08.2021, N 07-08/20 от 06.08.2021, проведенных ООО "Центр экспертизы и оценки "Альтернатива", ссылаясь на то, что в материалах таможенной проверки отсутствуют сведения о дате назначения и кем вынесены определения об исследовании; лица, проводившие исследование и экспертизу, об уголовной ответственности за дачу ложного заключения не предупреждались, в связи с чем, выводы, отраженные в их заключениях, нельзя считать достоверными. ИП Родин П.А. полагает, что выводы эксперта опровергаются фотоснимками запасных частей, инвойсами и таможенным декларациям, проводимыми таможенными процедурами таможенным органом на Владивостокском таможенном посту Владивостокской таможни, заключением эксперта ИП Немеровец Д.А. от 14.07.2023 N 035/2023. Обращает внимание на то, что постановка запасных частей: Toyota Crown Majesta, кузов N UZS186-0020130, двигатель N 3UZ0442642; Toyota Alphard, кузов N MNH10-0116083, двигатель N 1MZ1917200; Toyota Estima, кузов N ACR40-0069487, двигатель N 2AZ- В058322; Toyota Estima, кузов N ACR40-0087302, двигатель N 2AZ 1887770 на учет в подразделениях ГИБДД фактически невозможна.
Таможня представила отзыв на жалобу ИП Родина П.А.
В судебном заседании апелляционной инстанции ИП Родин П.А. и его представитель поддержали доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители Таможни поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав ИП Родина П.А., его представителя и представителей Таможни, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в период с 29.10.2021 по 20.05.2022 на основании решения о проведении выездной таможенной проверки от 28.12.2021 N 10610000/210/281021/Р000166 проведена внеплановая выездная таможенная проверка в отношении ИП Родина П.А. по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях NN 10702070/241220/0320028, 10702070/220121/0016046, 702070/230121/0016390, 10702070/301220/0326795 в отношении контролируемых товаров, выпуск которых произведён на Владивостокском таможенном посту (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни, в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (ИМ40).
В ходе проведения таможенного контроля проведён анализ сведений, содержащихся в базе данных информационно - автоматизированной системы "Мониторинг Анализ" по вопросу факта помещения контролируемых транспортных средств под таможенную процедуру.
По результатам проведённого анализа таможенного декларирования транспортных средств, страной происхождения которых является Япония, факта помещения под таможенную процедуру автомобилей: "Toyota Crown Majesta", кузов N UZS 186-0020130, двигатель N 3UZ 0442642; "Toyota Estima", кузов N ACR40-0069487, двигатель N 2AZB058322; "Toyota Estima, кузов N ACR40-0087302, двигатель N 2AZ 1887770; "Toyota Alphard", кузов N MNH10-0116083, двигатель N 1MZ1917200, не установлено.
В ходе проведения плановой выездной таможенной проверки установлено, что товары, являющиеся объектами таможенного контроля - транспортные средства: "Toyota Crown Majesta. кузов N UZS186-0020130, двигатель N 3UZ 0442642; "Toyota Alphard, кузов N MNH 10-0116083, двигатель N 1MZ191720; "Toyota Estima. кузов N ACR40-0069487, двигатель N 2AZ-B058322; "Toyota Estima. кузов N ACR40-0087302, двигатель N 2AZ 1887770, ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического Союза и продекларированы под видом запасных частей (отдельно кузов и двигатель), с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, что является незаконным перемещением через таможенную границу ЕАЭС.
Результаты проверки отражены в акте выездной таможенной проверки от 20.05.2022 N 10610000/210/200522/А000166.
В связи с выявлением в рамках выездной таможенной проверки товаров, незаконно перемещённых через таможенную границу ЕАЭС, Омской таможней в соответствии со статьёй 218 и частью 2 статьи 226 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) принято решение по результатам таможенного контроля от 12.07.2022 N 10610000/210/Т000166/001.
Неуплаченная сумма таможенных платежей в отношении контролируемых товаров, являющихся объектом таможенного контроля, составила 3 402 338 руб. 49 коп., сумма утилизационного сбора - 2 140 800 руб.
12.07.2022 Таможней в соответствии с частью 4 статьи 318 Закона N 289-ФЗ вынесено постановления об изъятии товаров.
18.07.2022 Таможней произведено изъятие транспортных средств: "Toyota Crown Majesta. кузов N UZS186-0020130, двигатель N 3UZ 0442642; "Toyota Alphard, кузов N MNH 10-0116083, двигатель N 1MZ191720; "Toyota Estima. кузов N ACR40-0069487, двигатель N 2AZ-B058322; "Toyota Estima. кузов N ACR40-0087302, двигатель N 2AZ 1887770, о чём составлен акт изъятия; товары по акту приёма-передачи от 18.07.2022 переданы на ответственное хранение на СВХ ООО "ОМАС".
Не согласившись с решениями, принятыми Таможней по результатам таможенного контроля после выпуска товаров, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
16.10.2023 Арбитражным судом Омской области принято решение, обжалуемое декларантом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В подпункте 35 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) предусмотрено, что таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (статья 50 ТК ЕАЭС).
Товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, в частности, относятся (пункт 1 статьи 108 ТК ЕАЭС):
- документы, подтверждающие совершение сделки с товарами, а в случае отсутствия такой сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также иные коммерческие документы (к которым также относят договор, инвойс (подпункт 15 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС), имеющиеся в распоряжении декларанта;
- транспортные (перевозочные) документы.
Решением комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 утверждён "Порядок заполнения декларации на товары" (далее - Порядок N 257).
Сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ, подтверждающие заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" ДТ, указываются в графе 44 "Дополнительная информация-Представленные документы" ДТ (подпункт 42 пункта 15 Порядка N 257).
Сведения о каждом документе указываются с новой строки с проставлением его кода в соответствии с Классификатором видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании, утверждённом Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378:
-под кодом 02011 - коносамент;
- под кодом 03011 - договор (контракт), заключённый при совершении внешнеэкономической сделки:
- под кодом 03014 - документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами при отсутствии какой-либо сделки;
- под кодом 03031 - документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля: номер паспорта сделки по внешнеторговому договору (контракту) для Российской Федерации:
- под кодом 04021 - счёт-фактура (инвойс) к договору.
Частью 4 статьи 214 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, что в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на территории Российской Федерации, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию ЕАЭС и (или) находятся на территории Российской Федерации с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.
В соответствии с ТК ЕАЭС под таможенным контролем понимается совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
Статьёй 322 ТК ЕАЭС определены формы таможенного контроля, к которым, в частности, относится таможенная проверка.
Согласно положениям статьи 331 ТК ЕАЭС таможенная проверка - форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных ТК ЕАЭС, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учёта и отчётности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов.
В силу подпункта 2 пункта 6 статьи 333 ТК ЕАЭС основанием для назначения внеплановых выездных таможенных проверок может являться, в том числе информация, свидетельствующая о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов.
По правилам пунктов 1, 2 статьи 335 ТК ЕАЭС при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право, в том числе: требовать от проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, документы бухгалтерского учёта и отчётности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам, включая информацию, касающуюся дальнейших сделок проверяемого лица в отношении этих товаров; требовать от лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка, представления копий документов и иной информации по операциям и расчётам, проводимым с проверяемым лицом или с третьими лицами, имеющими отношение к сделкам (операциям) с такими товарами; требовать от банков, небанковских кредитных (кредитно-финансовых) организаций и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, государств-членов и получать от них документы и сведения о наличии и номерах банковских счетов организаций и индивидуальных предпринимателей государств-членов, а также документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств-членов; назначать таможенную экспертизу; требовать от проверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка; изымать у проверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия; получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных информационных систем проверяемого лица; требовать и получать от проверяемого лица в рамках вопросов, подлежащих проверке, необходимые документы (их копии), иную информацию, в том числе в электронной форме, касающуюся его деятельности и имущества. Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством государств-членов не должны находиться в месте проведения выездной таможенной проверки, должностное лицо таможенного органа устанавливает срок, достаточный для их представления, но не менее 3 рабочих дней; использовать технические средства (в том числе аппаратуру, осуществляющую аудио- и видеозапись, фотосъёмку), а также программные продукты, предназначенные для обработки информации, представленной проверяемым лицом в электронной форме; осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством государств-членов.
Как следует из материалов настоящего дела, по таможенным декларациям N N 10702070/241220/0320028, 10702070/220121/0016046, 702070/230121/0016390, 10702070/301220/0326795 в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (ИМ40) был произведен выпуск контролируемых товаров на Владивостокском таможенном посту (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни.
Товары, являющиеся объектами таможенного контроля, задекларированы по таможенным декларациям как запасные части (отдельно кузов и двигатель).
Так, транспортное средство Toyota Crown Majesta, кузов N UZS186-0020130, двигатель N 3UZ0442642 задекларировано по ДТ:
- N 10702070/241220/0320028 (тов. 1) - кузов первой комплектности б/у без ДВС и ходовой части, TOYOTA CROWN MAJESTA, UZS186-0020130,2006 г.в.;
- N 10702070/241220/0319883 (тов. 3) - ДВС а/м б/у TOYOTA в сборе с АКП, ходовой частью, двигателя 3UZ-0442642.
Транспортное средство Toyota Alphard, кузов N MNH10-0116083, двигатель N 1MZ1917200 задекларировано по ДТ:
- N 10702070/230121/0016390 (тов. 1) - кузов первой комплектности а/м б/у без ДВС и ходовой части, TOYOTA ALPHARD N кузова/рамы MNH10-0116083;
- N 10702070/220121/0016046 (тов. 1) - ДВС а/м б/у TOYOTA в сборе с АКП, ходовой частью, колесами N двигателя 1 MZ-1917200;
Транспортное средство Toyota Estima, кузов N ACR40-0069487, двигатель N 2AZ- В058322 задекларировано по ДТ:
- N 10702070/301220/0326904 (тов. 1) - кузов первой комплектности, а/м б/у без ДВС и ходовой части, TOYOTA ESTIMA N кузова/рамы ACR40-0069487;
- N 10702070/301220/0326795 (тов. 1) - ДВС а/м б/у TOYOTA в сборе с АКП, ходовой частью, колесами N двигателя 2AZ-B058322.
Транспортное средство Toyota Estima, кузов N ACR40-0087302, двигатель N 2AZ 1887770 задекларировано по ДТ:
- N 10702070/060121/0002750 (тов. 2) - кузов первой комплектности а/м б/у без ДВС и ходовой части, TOYOTA ESTIMA N кузова/рамы ACR40- 0087302;
- N 10702070/060121/0002833 (тов. 5) - ДВС а/м б/у TOYOTA в сборе с АКП. ходовой частью. колесами N двигателя 2AZ-1887770.
Таможенное декларирование ввезённых товаров произведено декларантом в электронной форме с использованием таможенной декларации.
Пунктом 6 статьи 13 Закона N 144-ФЗ право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставлено оперативным подразделениям таможенных органов Российской Федерации.
Оперативно-розыскным отделом (далее - ОРО) Омской таможни в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), направленных на проверку соблюдения требований таможенного законодательства при ввозе на территорию Российской Федерации автомобилей иностранного производства, были выявлены признаки возможного нарушении таможенного законодательства, выразившегося в уклонении от уплаты таможенных платежей, совершенного в крупном размере, то есть совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
В ходе проведения ОРМ 4 отделом Экспертно - криминалистического центра Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области (далее - 4 отдел ЭКЦ УМВД России по Омской области) в отношении транспортных средств были проведены исследования по вопросу установления подлинности маркировочных обозначений кузова и двигателя автомобилей.
Согласно результатам, отраженным в справках об исследовании, представленным 4 отделом ЭКЦ УМВД России по Омской области, на транспортных средствах маркировочные обозначения frame номера и маркировочные обозначения номера двигателя являются подлинными, в процессе эксплуатации автомобилей изменению не подвергались.
В ходе проведения ОРМ в отношении изъятых транспортных средств были назначены и проведены ООО "Центр экспертизы и оценки "Альтернатива" автотехнические экспертизы N 13-08/220 от 06.08.2021, N 09-08/20 от 06.08.2021, N 01-08/20 от 06.08.2021, N 07-08/20 от 06.08.2021.
По результатам проведенных экспертиз было установлено, что транспортные средства, представленные на экспертизу: "Toyota Crown Majesta", кузов N UZS186-0020130, двигатель N 3UZ 0442642; "Toyota Alphard", кузов N MNH10-0116083, двигатель N 1MZ1917200; "Toyota Estima" кузов N ACR40-0069487, двигатель N 2AZ-B058322; "Toyota Estima", кузов N ACR40-0087302, двигатель N 2AZ 1887770:
- не разукомплектовывались, конструктивные изменения в исследуемые транспортные средства не вносились;
- предъявленные транспортные средства находятся в работоспособном состоянии и подлежат эксплуатации;
- транспортные средства полностью соответствуют комплектации исследованных транспортных средств, указанной на номере кузова.
27.02.2021 при проведении ОРМ обследования (осмотра) помещения, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 282, каб. 316, используемого ИП Родиным П.А., произведено изъятие агентских договоров, ноутбука марки ASUS (model: 9560NGW, SN: JCNRCXOOP68350B), деклараций на товары, иных документов.
01.03.2021 сотрудниками Омской таможни при обследовании участка местности автостоянки, расположенной возле строения по адресу: г. Омск, ул. 4-я Чередовая, д. 68/1, у ИП Родина П.А. (пользователя автостоянки) были изъяты 17 транспортных средств, в том числе спорные автомобили (протокол изъятия от 01.03.2021 без номера).
В дальнейшем копии справок об исследовании контролируемых транспортных средств также были представлены в 4 отдел ЭКЦ УМВД России по Омской области для проведения таможенного контроля.
Кроме того, в рамках ОРМ был проведён опрос ИП Родина П.А.Э, который пояснил, что занимается поставками автомобилей из Японии, приобретая их на аукционах посредством интернет-сайта, для чего был заключён агентский договор с компанией ООО "Джапен Авто Лайме". Спорные транспортные средства были приобретены в Японии как целые транспортные средства, однако фактически и юридически спорные объекты, именуемые как транспортные средства, не являются полноценными транспортными средствами после прохождения таможенного оформления в г. Владивостоке - по документам это запчасти (кузов и двигатель), так как целью является ввезти именно запчасти. Когда и где осуществляется разборка транспортных средств ему неизвестно. В дальнейшем после проведения таможенного оформления, автомобили в разобранном виде забирались с территории СВХ. Во Владивостоке осуществлялась сборка транспортных средств в той же комплектации, в какой данные транспортные средства были приобретены в Японии. В целях доставки данных транспортных средств в г. Омск после их сборки в г. Владивостоке, была организована их доставка через транспортные компании автовозами либо железнодорожными вагонами.
По итогам таможенного контроля Таможня пришла к выводу о том, что декларантом незаконно ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического Союза и продекларированы под видом запасных частей (отдельно кузов и двигатель) вышеперечисленные транспортные средства, в то время как их следовало декларировать как полнокомплектные транспортные средства.
В апелляционной жалобе ИП Родин П.А. оспаривает выводы, изложенные в заключениях N 13-08/220 от 06.08.2021, N 09-08/20 от 06.08.2021, N 01-08/20 от 06.08.2021, N 07-08/20 от 06.08.2021, проведенных ООО "Центр экспертизы и оценки "Альтернатива", ссылаясь на то, что в материалах таможенной проверки отсутствуют сведения о дате назначения и кем вынесены определения об исследовании.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания обоснованными выводов заявителя, поскольку автотехнические экспертизы проведены ООО "Центр экспертизы и оценки "Альтернатива" по поручению 4 отдела ЭКЦ УМВД России по Омской области в рамках ОРМ.
Доводы ИП Родин П.А. о том, что лица, проводившие исследование и экспертизу, об уголовной ответственности за дачу ложного заключения не предупреждались, в связи с чем, выводы, отраженные в их заключениях, нельзя считать достоверными, отклоняются судом.
Согласно пункту 15 статьи 335 Федерального закона N 289-ФЗ от 03.08.2018 "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уполномоченным таможенным органом могут проводиться иные исследования и испытания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также исследования, порядок проведения которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
В соответствии с приказом Федеральной таможенной службы от 25.08.2008 N 1043 "Об утверждении инструкции о порядке направления на исследование предметов и документов в рамках рассмотрения сообщения о преступлении или осуществления оперативно-розыскной деятельности" в целях совершенствования процедур проведения экспертных исследований предметов и документов, направляемых таможенными органами в Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление и экспертно-криминалистические службы - региональные филиалы Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления в рамках рассмотрения сообщения о преступлении или осуществления оперативно-розыскной деятельности, утвержден порядок действий таможенных органов в случае возникновения при проведении оперативно-розыскных мероприятий необходимости исследования специалистами ЦЭКТУ ФТС России предметов и документов.
В соответствии с данным порядком осуществляется исследование, по результатам которого оформляется заключение специалиста, содержащее основания для проведения исследования, фамилию, имя, отчество лица, проводившего исследование, занимаемую им должность, место, время, дату проведения исследования, описание объектов исследования, ответы на поставленные вопросы или причины, по которым ответ не может быть дан.
Таможенный орган вправе самостоятельно решать формы проведения исследований перемещаемых через границу товаров. В случае проведения оперативно-розыскной деятельности при таможенном контроле таможенный орган вправе назначить проведение исследования по письму для получения заключения специалиста.
Форма заключения специалиста, как и правовая основа производства исследований в рамках ОРД не предусматривает расписку об ответственности лица, проводившего исследование.
Таким образом, поскольку исследование специалиста проведено в рамках ОРД, оно соответствуют вышеприведенным требованиям, и является допустимым доказательством по делу наряду со всеми иными, представленными в материалы дела.
Более того, в рамках рассмотрения судебного дела в суде первой инстанции по ходатайству ИП Родина П.А. судом была назначена к проведению судебная экспертиза, её проведение поручено индивидуальному предпринимателю Немеровцу Д.А. эксперту-технику, включенному в государственный реестр экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств.
В рамках рассмотрения дела ИП Немеровцом Д.А. предоставлено заключение эксперта от 14.07.2023 N 035/2023, согласно которому исследуемые объекты являются комплектными и соответствуют заводской комплектации.
Указанные выводы эксперта, аналогичны выводам, изложенным в экспертных заключениях ООО "Центр экспертизы и оценки "Альтернатива" N 13-08/220, 09-08/20, N 01-08/20, N 07-08/20.
Факт разбора указанных транспортных средств таможенным органом не оспаривается, в связи с тем, что транспортные средства выпущены с 2003 по 2005 годы, находились в эксплуатации на территории Японии, следовательно, транспортные средства могли подвергаться как частичному, так и полному разбору, в том числе и при проведении ремонтных работ. Транспортные средства возможно подвергались разбору, как на территории Японии, так и на территории Российской Федерации.
Экспертом установлено, что все объекты исследования находятся в комплектности, следовательно, объекты исследования обладают свойствами завершённого товара (транспортного средства).
Кроме того, обстоятельства того, что фактически на территорию ЕАЭС ввозились именно транспортные средства, а не запасные части, подтверждаются сведениями, указанными в коносаментах, представленных ИП Родиным П.А., из которых следует, что в Японии на морское судно для перевозки в г. Владивосток фактически были помещены полностью укомплектованные транспортные средства, что противоречит, сведениям заявленным декларантами в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" в ДТ.
При этом представленные в ходе проверки коносаменты, не были представлены при таможенном декларировании, сведения о них не были заявлены в графе под кодом 02011 в графе 44 "Дополнительная информация" ДТ.
Контролируемые транспортные средства ИП Родиным П.А. были приобретены на аукционе в Японии в полной комплектации, что подтверждается "скриншотами" аукционных лотов, экспортными сертификатами, заключениями ООО "Центр экспертизы и оценки "Альтернатива" и заявителем по существу не оспаривается.
Согласно результатам, отражённым в справках об исследовании, представленными 4 отделом ЭКЦ УМВД России по Омской области, комплектация каждого контролируемых транспортного средства соответствует эталонным образцам предприятия-изготовителя.
При анализе экспортных сертификатов, выданных транспортным бюро Канагавы, представленных предпринимателем, подтверждается прекращение временной регистрации транспортных средств в Японии в связи с экспортом.
При сопоставлении сведений содержащихся в инвойсах компании "Autocom Japan Inc", коносаментах компании "Autocom Japan Inc", аукционных листах, со сведениями экспортного сертификата, подтверждается, что фактически в Японии были приобретены товары: транспортные средства в сборе: вес транспортного средства, указанный с сопроводительных документах (коносаменте, приложении к коносаменту, экспортном сертификате) соответствует снаряжённой массе автомобиля в полной комплектации; инвойсы выставлены на компанию "ASIA IMPORT" (г. Омск) на полную стоимость транспортных средств с учётом доставки.
Более того, выводы таможенного органа подтверждаются содержанием агентских договоров на оказание услуг по приобретению транспортных средств, заключенных ИП Родиным П.А. с физическими лицами.
Так, в соответствии с разделом 1 агентских договоров, предметом договора является обязательство ИП Родина П.А. (далее - поставщик) за вознаграждение совершать по поручению физического лица (далее - заказчика), юридические и иные действия от своего имени по приобретению автотранспортного средства, но за счёт заказчика, либо от имени и за счёт заказчика. Поставщик приобретает права и становится обязанным по сделке приобретения автотранспортного средства, совершённой с третьим лицом от своего имени за счёт заказчика. По сделке приобретения автотранспортного средства, совершённой поставщиком с третьими лицом от имени и за счёт заказчика, права и обязанности возникают у заказчика. В соответствии с настоящим договором поставщик обязуется по поручению заказчика организовать покупку транспортного средства (далее по тексту - ТС) на автомобильных аукционах в Японии и доставку указанного ТС до места получения в г. Омске в соответствии с заявкой (получением).
Для исполнения поручения заказчика поставщик обязуется совершить следующие действия:
- совершить покупку указанного заказчиком ТС на аукционе Японии;
- осуществить доставку приобретённого ТС в порт погрузки в Японии;
- осуществить доставку приобретённого ТС морским транспортом до порта г. Владивосток;
- осуществить действия по таможенной очистке ТС в г. Владивосток, в том числе, произвести обязательные таможенные платежи и оформить таможенные документы;
-осуществить передачу приобретённого ТС грузоотправителю в техническом состоянии согласно аукционному листу.
Для осуществления вышеуказанных действий поставщик заключает от своего имени необходимые договоры, в том числе агентские, подписывает необходимые документы, а также производит необходимые платежи. Поставщик обязуется по поручению заказчика от своего времени и за счёт заказчика производить подбор, анализ и покупку интересующих вариантов автомобилей на аукционах Японии по характеристикам, указанным заказчиком.
В соответствии с пунктом 5 агентского договора вознаграждение поставщика и расходы на приобретение и доставку ТС, приобретаемого в пользу заказчика, осуществляются заказчиком поставщику наличными денежными средствами и/или перечислением на банковский счёт.
Таким образом, сведениями, содержащимися в агентских договорах, подтверждается, что на автомобильных аукционах Японии фактически были приобретены транспортные средства в полной комплектации, что соответствует сведениям, содержащимся в аукционных листах, инвойсах, коносаментах, экспортных сертификатах, представленных ИП Родиным П.А. в ходе проведения таможенного контроля.
Доводы подателя жалобы о том, что постановка указанных объектов декларирования на учет в подразделениях ГИБДД фактически невозможна, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку указывают на недобросовестность ИП Родина П.А., а не на недействительность решения таможенного органа.
Декларирование спорных объектов в качестве запасных частей, а не транспортных средств фактически направлена на неуплату таможенных платежей, в том числе сумм утилизационного сбора, уплата которого предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", а также Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Ссылки подателя жалобы на то, что таможенный орган указал информационный ресурс 3-х лиц, которые никогда не являлись официальными интернет-площадками ИП Родина П.А. ("http://@asia_import55.ru"), судом апелляционной инстанции не принимаются, так как допущение Таможней опечатки и ошибочного указания http://@asia_import55.ru вместо http://asia-import55.ru/ существа обстоятельств дела не изменяет.
ИП Родин П.А., осуществляет свою предпринимательскую деятельность под торговой маркой "Азия Импорт".
Интернет-сайт компании "Азия Импорт" существует с адресом http://asia-import55.ru/, где указана информация о деятельности данной компании.
Также размещены сведения о местонахождении компании "Азия Импорт" (г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 282, каб. 316, тел. 7 (905) 921-21-94, +7 (3812) 63- 81 18). Кроме того, на указанном интернет ресурсе была размещена ссылка на аккаунты в социальных сетях: "ВКонтакте" (/Азия Импорт Омск / Авто из Японии/), "Instagram", "Youtube".
Ссылки подателя жалобы на то, что ноутбук ASUS, model: 9560 NGW, S/N: JCNRCXOOP68350B был изъят и осмотрен незаконно, судом также не принимаются, поскольку, как было выше сказано, право осуществления ОРД предоставлено оперативным подразделениям таможенных органов Российской Федерации пунктом 6 статьи 13 Закона N 144-ФЗ.
Совокупность собранных Таможней доказательств подтверждает, что транспортные средства: "Toyota Crown Majesta. кузов N UZS186-0020130, двигатель N 3UZ 0442642; "Toyota Alphard, кузов N MNH 10-0116083, двигатель N 1MZ191720 -"Toyota Estima. кузов N ACR40-0069487, двигатель N 2AZ-B058322; "Toyota Estima. кузов N ACR40-0087302, двигатель N 2AZ 1887770 ввезены на территорию ЕАЭС под видом отдельных компонентов и частей транспортных средств с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, что является незаконным перемещением через таможенную границу ЕАЭС.
В соответствии с частью 1 статьи 318 Закона N 289-ФЗ товары, которые незаконно перемещены через таможенную границу ЕАЭС либо выпуск которых не произведён таможенными органами в соответствии ТК ЕАЭС, подлежат изъятию таможенными органами.
В силу части 2 статьи 318 Закона N 289-ФЗ указанные в части 1 настоящей статьи товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.
Товары, изъятые в соответствии с частью 1 настоящей статьи, размещаются на складах временного хранения, складах временного хранения таможенных органов в соответствии со статьей 94 настоящего Федерального закона или в других местах по правилам, установленным частью 4 статьи 317 настоящего Федерального закона. Срок хранения изъятых товаров составляет один месяц (часть 7 статьи 318 Закона N 289-ФЗ).
При это часть 8 и 9 статьи 318 Закона N 289-ФЗ предусматривает, что лица, которые указаны в части 1 настоящей статьи и у которых обнаружены товары, указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи, вправе осуществить таможенное декларирование товаров в соответствии со статьей 104 настоящего Федерального закона, уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в соответствии с частью 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и представить документы, подтверждающие соблюдение ограничений. Пени на указанные суммы таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не начисляются.
Лица, которые указаны в части 1 настоящей статьи и у которых обнаружены товары, указанные в пункте 2 части 1 настоящей статьи, вправе уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в соответствии с частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона. Пени на указанные суммы таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не начисляются.
Товары, изъятые в соответствии с частью 1 настоящей статьи, возвращаются лицу, реализовавшему право, предусмотренное частью 8 или 9 настоящей статьи, до истечения срока хранения изъятых товаров, установленного частью 7 настоящей статьи. Возврат таких товаров осуществляется в течение трех рабочих дней со дня уплаты таможенных пошлин, налогов и (или) принятия таможенным органом решения о выпуске задекларированных товаров. При этом составляется акт в трех экземплярах, который подписывается должностными лицами таможенного органа, осуществлявшего изъятие товаров, лицом, которому возвращаются изъятые товары, либо его представителем, а также лицом, осуществлявшим хранение изъятых товаров, либо его представителем. Первый экземпляр указанного акта остается в таможенном органе, второй экземпляр вручается лицу, которому возвращены изъятые товары, либо его представителю, третий экземпляр - лицу, осуществлявшему хранение изъятых товаров, либо его представителю.
Поскольку материалами дела подтверждается незаконность перемещения транспортных средств: "Toyota Crown Majesta. кузов N UZS186-0020130, двигатель N 3UZ 0442642; "Toyota Alphard, кузов N MNH 10-0116083, двигатель N 1MZ191720; "Toyota Estima. кузов N ACR40-0069487, двигатель N 2AZ-B058322; "Toyota Estima. кузов N ACR40-0087302, двигатель N 2AZ 1887770 через таможенную границу ЕАЭС, то постановление об изъятии товаров от 12.07.2022 является законным.
13.07.2022 в адрес ИП Родина П.А. направлено уведомление (исх. N 10-02-16/07479) о вынесении постановления об изъятии товара, а также праве присутствовать при изъятии товаров, праве провести таможенное декларирование, уплату таможенных пошлин, налогов.
Неуплаченная сумма таможенных платежей в отношении контролируемых товаров, являющихся объектом таможенного контроля, составила 3 402 338 руб. 49 коп., сумма утилизационного сбора - 2 140 800 руб.
18.07.2022 Таможней произведено изъятие вышеуказанных товаров, о чём составлен акт изъятия, товары по акту приема-передачи от 18.07.2022 переданы на ответственное хранение на СВХ ООО "ОМАС".
18.07.2022 в адрес ИП Родина П.А. направлена копия акта изъятия вышеуказанных товаров.
Следовательно, у ИП Родина П.А. имелась возможность уплатить таможенные пошлины в отношении изъятых транспортных средств (товаров), о чем ему было разъяснено в письме Омской таможни от 13.07.2022 N 10-02-16/07479 "Об изъятии незаконно ввезенных товаров".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее подателя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 150 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Родина Павла Анатольевича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 16.10.2023 по делу N А46-15604/2022 - без изменения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Родину Павлу Анатольевичу из федерального бюджета 150 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 13.11.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-15604/2022
Истец: ИП РОДИН ПАВЕЛ АНАТОЛЬЕВИЧ
Ответчик: ОМСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ИП НЕМЕРОВЕЦ ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ, ООО "ОМАС", ООО "СудЭкспертиза", ФБУ "Омская лаборатория судебной экспертизы Министерства Юстиции Российской Федерации"