город Москва |
|
27 декабря 2023 г. |
Дело N А40-161869/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марковой Т.Т., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу ООО "Внуково-Карго"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2023 по делу N А40-161869/23
по заявлению ООО "Внуково-Карго"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора)
о признании незаконными и отмене постановления;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2023 в удовлетворении заявленных ООО "Внуково-Карго" требований о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора) N 723000153141 от 10.07.2023 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Заявитель не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда от административного органа поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора) вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 10.07.2023 N 723000153141.
Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте на основании информации Федеральной службы безопасности в ходе анализа исполнения требований транспортной безопасности в международном аэропорту Внуково, выявлены нарушения требований транспортной безопасности со стороны юридического лица ООО "Внуково Карго".
В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Закона о транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно п. 2 ст. 7.1 Воздушного кодекса Российской Федерации - к объектам инфраструктуры, в том числе относятся: аэровокзалы (терминалы) и иные объекты, в том числе объекты капитального строительства, необходимые для посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров, погрузки, разгрузки и хранения грузов, перевозимых воздушным судном, обслуживания и обеспечения безопасности пассажиров и грузов.
В соответствии с п. "з" ч. 5 ст. 1 Закона о транспортной безопасности объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя определяемые Правительством Российской Федерации обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, и (или) грузов повышенной опасности.
Подпунктом "г" п. 5 Перечня участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1442, установлено, что здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств воздушного транспорта, находящиеся на объектах транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, но не отнесенные к указанным объектам либо расположенные на земельных участках на расстоянии менее 200 м. от границ объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, являются объектами транспортной инфраструктуры.
В соответствии с п. 4 раздела 3 приложения к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 28.08.2020 N 331, здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств воздушного транспорта, находящиеся на объектах транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, но не отнесенные к указанным объектам либо расположенные на земельных участках на расстоянии менее 200 м. от границ объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, отнесены к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию по видам транспорта.
Пунктом 3 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 N 2090, установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: подп. "а" - представить в Федеральное агентство воздушного транспорта полную и достоверную информацию для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 6 Федерального закона; подп. "б" - провести обследование объекта транспортной инфраструктуры, а также изучение реализуемых на нем мер по предотвращению угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом положений настоящего документа; подп. "в" в соответствии с положениями ч.ч. 1.1, 1.3 и 1.4 ст. 9 Федерального закона разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство воздушного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, типовая форма которого приведена в приложении; подп. "е" - при переходе права собственности на объект транспортной инфраструктуры или переходе права его использования на ином законном основании: аннулировать ранее утвержденный паспорт и в течение 7 рабочих дней со дня перехода права на объект транспортной инфраструктуры направить в Федеральное агентство воздушного транспорта информацию об этом аннулировании с указанием причины и даты перехода права на объект транспортной инфраструктуры (для субъекта транспортной инфраструктуры, утвердившего указанный паспорт); разработать, утвердить и направить паспорт в Федеральное агентство воздушного транспорта в установленном порядке в течение одного месяца со дня перехода права (для субъекта транспортной инфраструктуры, к которому перешло право собственности на объект транспортной инфраструктуры).
Между тем, проверкой установлено, что здание почтово-грузового комплекса, находящееся по адресу Москва, аэропорт Внуково, дом 1, стр. 19, принадлежащее на праве собственности АО "Внуковская Инвестиционная Компания" до 01.04.2016, далее с 01.04.2016 - АО "Международный аэропорт "Внуково", передана в аренду ООО "Внуково Карго".
Указанное подтверждается договором аренды от 08.10.2009 N А-003, заключенным между ЗАО "Внуковская Инвестиционная Компания" и ООО "Внуково Карго".
В соответствии с Дополнительным соглашением N 7 от 01.04.2016 к договору, право собственности передано от ЗАО "Внуковская Инвестиционная Компания" к АО "Международный аэропорт "Внуково".
Дополнительным соглашением N 17 от 05.11.2019 к договору, срок действия договора продлен по 05.11.2029.
Кроме того, по результатам проверочных мероприятий, проведенных Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте совместно со специалистами Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, 11.05.2023 в отношении ООО "Внуково Карго" и АО "Международный аэропорт Внуково", установлено отсутствие паспорта обеспечения транспортной безопасности на объект транспортной инфраструктуры.
Отсутствие указанного паспорта дополнительно подтверждено письмом ООО "Внуково Карго" от 17.05.2023 N 01/200.
Письмом АО "Международный аэропорт "Внуково" N 66-07/198-23 от 23.05.2023 о наличии/отсутствии категорирования на здание, расположенное по адресу: Москва, Аэропорт Внуково, дом 1, стр. 19, сообщено о том, что почтово-грузовой комплекс не включен в реестр объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств в качестве самостоятельного ОТИ.
Однако, в План транспортной безопасности АО "Международный аэропорт "Внуково" включена часть помещений здания почтово-грузового комплекса.
Согласно п. 3 ст. 40 Воздушного кодекса Российской Федерации, аэропорт - это комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование.
Неотъемлемым элементом обслуживания воздушных судов является обработка и перевозка грузов и багажа на/с борт воздушного судна.
Таким образом, часть помещений почтово-грузового комплекса, где производятся указанные операции, относится к аэропорту, и в этой связи включена в границы зоны транспортной безопасности ОТИ Аэропорт Москва (Внуково).
Из письма Федеральной службы безопасности N 8/Т/7/440 от 20.03.2023 следует, что расположенное по адресу: Москва, территория аэропорта Внуково, дом 1, стр. 19 и используемое на правах аренды ООО "Внуково-Карго" здание почтово-грузового комплекса "Внуково", представляет собой 8-этажное офисное строение, помещения которого сданы в аренду либо субаренду коммерческим организациям, осуществляющим деятельность в аэропорту Внуково.
Здание почтово-грузового комплекса соединено пешеходным переходом с аэровокзальным комплексом аэропорта и имеет множество отдельных входов/выходов, в том числе в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности.
При этом, согласно плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры "Аэропорт Москва (Внуково)" зоной транспортной безопасности определена только часть 1-го и 2-го этажей здания почтово-грузового комплекса.
Сведений об определении зоной транспортной безопасности иных частей здания почтово-грузового комплекса, в том числе входов/выходов и пешеходного перехода, в плане ОТБ не имеется.
Таким образом, большая часть здания почтово-грузового комплекса, фактически являющегося объектом транспортной инфраструктуры, не защищается установленным порядком. Его конструктивные особенности позволяют посторонним лицам бесконтрольно проникать в сектор свободного доступа и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности, что в значительной степени снижает уровень антитеррористической и противодиверсионной защиты объекта транспортной инфраструктуры "Аэропорт Москва (Внуково)".
В соответствии с письмом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.12.2022 N Д11/34839-ИС, план обеспечения транспортной безопасности объекта должен содержать и отражать все меры, принимаемые в отношении зданий, строений, сооружения почтово-грузового комплекса, расположенных в границах территорий объекта, с учетом установления секторов транспортной безопасности. Кроме того, должен быть обеспечен контроль за перемещением физических лиц и материальных объектов в секторах зоны транспортной безопасности и между ними, организовано проведение всех досмотровых мероприятий, предусмотренных законодательством о транспортной безопасности.
Таким образом, ООО "Внуково Карго" в нарушение требований Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", а также требований постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 N 2090 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию", не обеспечивается надлежащим образом транспортную безопасность почтово-грузового комплекса, результаты проверки свидетельствуют о незащищенности почтово-грузового комплекса от актов незаконного вмешательства.
Частью 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
ООО "Внуково Карго" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выраженное в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене исходя из следующего.
В силу ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении установленного в данной статье срока давности со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса составляет два месяца 2 месяца (если дело рассмотрено судьей - 3 месяца).
Согласно положениям ч. 2 ст. 4.8 названного Кодекса, срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца.
Судом установлено, что датой обнаружения правонарушения является 11.05.2023.
Оспариваемое постановление вынесено 10.07.2023.
В рассматриваемом случае предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса 2-месячный срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с 11.05.2023 и истек 09.07.2021 (с учетом примечания ч. ч. 1.1 и 3.1 ст. 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 14.04.2023 N 122-ФЗ).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса, истечение срока давности исключает привлечение к административной ответственности.
В связи с этим обжалуемый судебный акт подлежит отмене, как принятый при неправильном применении норм права.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2023 по делу N А40-161869/23 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора) N 723000153141 от 10.07.2023 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-161869/2023
Истец: ООО "ВНУКОВО-КАРГО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВИАЦИОННОГО НАДЗОРА И НАЗДОРА ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ