г. Хабаровск |
|
02 мая 2024 г. |
А04-9461/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 мая 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Мильчиной И.А., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пинегиной В. А.
при участии в заседании:
от Некоммерческого партнерства "Лечебно-диагностический комплекс "Белая Роза": представителя Набоевой Т.В. по доверенности от 09.01.2023;
от Управления Федерального казначейства по Амурской области: представителя Филатовой Е.В. по доверенности от 27.12.2023;
от АС "Страховая компания "СогазМед" в лице Амурского филиала: не явились;
от ТФОМС Амурской области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании в режиме видеоконференц-связи апелляционные жалобы Управления Федерального казначейства по Амурской области, Некоммерческого партнерство "Лечебно-диагностический комплекс "Белая Роза"
на решение от 28.12.2023 по делу N А04-9461/2022
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Некоммерческого партнерства "Лечебно-диагностический комплекс "Белая Роза"
к Управлению Федерального казначейства по Амурской области
о признании недействительным представления
третьи лица: Акционерное общество "Страховая компания "СогазМед" в лице Амурского филиала, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческое партнерство "Лечебно-диагностический комплекс "Белая Роза" (далее - НП "ЛДК "Белая Роза", некоммерческое партнерство) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением
о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Амурской области (далее - УФК по Амурской области, управление) от 24.10.2022 N 23-13-47/23-5638 в части пунктов 1 - 6, 7, 9, 10, 12;
отменить требование представления в части возврата сумм 8 612 296,60 руб., 657 000 руб., 10 000 руб., 313 502,64 руб. и 1 265 000 руб. в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области с последующим перечислением в доход Федерального фонда обязательного медицинского страхования до 30.05.2023;
отменить требование представления в части принятия мер по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1 - 6, 7, 9, 10, 12 представления;
обязать УФК по Амурской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов НП "Лечебно-диагностический Комплекс "Белая Роза".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Акционерное общество "Страховая компания "СогазМед" в лице Амурского филиала, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области (далее - ТФОМС по Амурской области).
Производство по делу приостанавливалось в связи с назначением судебной экспертизы, повторной экспертизы и до вступления в законную силу судебного акта по делу N А04-9789/2022.
Решением суда от 28.12.2023 (с учетом определения об исправлении описки от 26.01.2024) заявленное требование удовлетворено частично: представление управления в части принятия мер по устранению причин и условий нарушений, принятия мер по устранению нарушений, путем обеспечения возврата денежных средств в части: пункта 1 в сумме 2 504 090 руб., пункта 2 в сумме 273 346,50 руб., пункта 3, пункта 5, пункта 7 в части 37 500 руб., пункта 12 признано недействительным; в остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФК по Амурской области и НП "ЛДК "Белая Роза" обратились с апелляционными жалобами.
УФК по Амурской области в апелляционной жалобе просит решение суда изменить, отказав в удовлетворении требований заявителя в части признания недействительным пунктов 7 (в части 37 500 руб.) и 12 представления.
В свою очередь, НП "ЛДК "Белая Роза" в своей жалобе настаивает на отмене судебного решения, удовлетворении требования заявителя в полном объеме.
В судебном заседании второй инстанции представители апеллянтов на своих доводах настаивали, отклоняя позиции друг друга.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, выслушав пояснения участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что управлением в отношении НП "ЛДК "Белая Роза" проведена выездная проверка осуществления расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и федерального бюджета за период с 01.01.2020 по 31.12.2021.
По результатам проверочных мероприятий некоммерческому партнерству выдано представление от 24.10.2022 N 23-13-47/23-5638, согласно которому необходимо принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1 - 18 настоящего представления, в срок до 30.05.2023; принять меры по устранению нарушений, указанных в пунктах 1 - 11 настоящего представления, обеспечив возврат средств в суммах: 3 078 650 рублей, 956 058,6 руб., 3 797 000 руб., 172 420 руб., 608 168 руб., 10 000 руб., 657 000 руб., 12 078,11 руб., 313 502,64 руб., 1 265 000 руб., 41 900 руб. в ТФОМС Амурской области с последующим перечислением в доход Федерального ФОМС в срок до 30.05.2023; принять меры по устранению нарушения, указанного в пункте 12 настоящего представления, обеспечив предоставление решения соответствующего администратора внебюджетных средств об использовании в 2021 году возвращенных за периоды прошлых лет целевых средств в сумме 5 250 519,3 руб., в случае отсутствия такого решения, обеспечить возврат средств в сумме 5 250 519,3 руб. в ТОФМС Амурской области с последующим перечислением в доход ФОМС в срок до 30.05.2023; информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в управление не позднее 02.06.2023.
Не согласившись с данным ненормативным актом в части пунктов 1-6, 7, 9, 10, 12, некоммерческое партнерство обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, разрешая спор, пришел к выводу о совокупности этих условий в отношении только пункта 1 представления в сумме 2 504 090 руб., пункта 2 - в сумме 273 346,50 руб., пункта 3, пункта 5, пункта 7 в части 37 500 руб., пункта 12, и удовлетворил требования заявителя; в остальном отказал, что явились основанием для подачи апелляционных жалоб.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В соответствии со статьей 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
В соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство осуществляет, в том числе функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).
Пунктом 7 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095, предусмотрено, что на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля, принятого по результатам рассмотрения акта проверки (ревизии), а также иных материалов проверки (ревизии), результатов повторной проверки (ревизии), о наличии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля и (или) о наличии оснований для направления информации в правоохранительные органы, органы прокуратуры и иные государственные (муниципальные) органы должностные лица органа контроля, ответственные за проведение контрольного мероприятия, при отсутствии оснований для назначения повторной проверки (ревизии) обеспечивают подготовку и направление представления и (или) предписания объекту контроля.
Должностные лица органа контроля обязаны направлять представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации, что следует из положений федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 N 100.
Как следует из материалов дела, управлением в отношении заявителя проведена выездная проверка, по итогам которой выдано оспариваемое представление об устранении нарушений бюджетного законодательства, в том числе по возврату средств в соответствующий бюджет.
Таким образом, вывод арбитражного суда, что управление действовало в рамках предоставленных полномочий, признается обоснованным.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования
Согласно пункту 1 статьи 147 БК РФ расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (статья 306.4 БК РФ).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Законом N 326-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 этого Закона медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
При этом указанные средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, медицинские организации обязаны использовать в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 3 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования представляет собой составную часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющую права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающую единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования; под территориальной программой обязательного медицинского страхования понимается составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.
Частью 2 статьи 35 вышепоименованного Закона установлено, что базовая программа обязательного медицинского страхования определяет, в том числе структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Согласно части 7 названной статьи структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Территориальная программа формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования, и включает в себя, в том числе, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо (часть 2 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
В силу положений части 3 статьи 36 норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.
Финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в случаях, указанных в части 3 названной статьи, осуществляется за счет платежей субъектов Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориального фонда, в размере разницы между нормативом финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования и нормативом финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования с учетом численности застрахованных лиц на территории субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 36).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования согласно части 6 статьи 36 Закона N 326-ФЗ в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации, в том числе структуру тарифа на оплату медицинской помощи, и должна соответствовать требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.
Таким образом, из анализа приведенных выше норм права следует, что структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется как базовой программой обязательного медицинского страхования, так и территориальной программой обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации и, соответственно, расходование средств обязательного медицинского страхования должно осуществляться на условиях данной территориальной программы и быть строго целевым.
Методика расчета тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС установлена в Правилах обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н).
Согласно пункту 185 Правил тарифы рассчитываются в соответствии с настоящей главой Правил и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой.
Тариф на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона (пункт 186 Правил N 108н).
Согласно пункту 192 Правил в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Пунктом 193 Правил N 108н установлено, что в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат: 1) затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); 2) затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); 3) затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); 4) иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги). Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.
Согласно пункту 194 к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 195 Правил N 108н в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат: 1) затраты на коммунальные услуги; 2) затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества); 3) затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества); 4) затраты на приобретение услуг связи; 5) затраты на приобретение транспортных услуг; 6) затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); 7) затраты на амортизацию основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря), оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); 8) прочие затраты на общехозяйственные нужды. Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.
Из положений части 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ следует, что тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями.
Тарифным соглашением в сфере ОМС от 28.12.2019 установлены тарифы на оплату медицинской помощи на 2020 год, Тарифным соглашением в сфере ОМС от 22.01.2021 установлены тарифы на оплату медицинской помощи на 2021 год.
Согласно пункту 3.8 Тарифных соглашений от 28.12.2019 на 2020 год и от 22.01.2021 на 2021 год структура тарифов на оплату медицинской помощи установлена в соответствии с Территориальной программой ОМС, в том числе в части базовой программы ОМС, по следующим направлениям расходования средств: а) расходы на заработную плату, начисления на оплату труда и прочие выплаты; б) приобретение лекарственных средств и расходных материалов; в) приобретение продуктов питания; г) прочие статьи расходования средств: затраты на приобретение мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества (за исключением капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения), расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Как следует из материалов проверки, в проверенном периоде полученные средства ОМС необоснованно использованы НП "ЛДК "Белая Роза" на оплату работ, относящихся к капитальному ремонту (пункты 1 - 5 представления).
Некоммерческим партнерством заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в том числе с АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" Амурский филиал АО "Страховая компания "Согаз-Мед" от 01.01.2019 N ДГ-334/19/Р-28 (далее - Договор от 01.01.2019 N ДГ-334/19/Р-28), ТОФМС Амурской области от 25.01.2021 N 86 (далее - Договор от 25.01.2021 N 86).
Пунктом 5.10 Договора от 01.01.2019 N ДГ-334/19/Р-28, пунктом 8.11 Договора от 25.01.2021 N 86 установлена обязанность использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой ОМС.
Выборочной проверкой использования средств ОМС, предоставленных НП "ЛДК "Белая Роза" на оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, на цели, включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи установлено, что последним за 2020-2021 годы были заключены гражданско-правовые Договоры на текущий ремонт здания, на оказание услуг по производству демонтажных, монтажных, санитарно-технических и сварочных работ от 03.02.2020 N 03/СМР-2020, от 01.07.2020 N СМР05-2020, от 15.07.2020 N 06/СМР, от 20.08.2021 N МСГЭ-01/2021, от 05.02.2021 N 04/2021.
Работы по Договору от 03.02.2020 N 03/СМР-2020 на оказание услуг по производству демонтажных, монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ, помещений расположенных по адресу: г. Благовещенск, пер. Уралова, 1, заключенному между НП "ЛДК "Белая Роза" и ИП Шутько Д.А., на сумму 5 165 000 рублей, в том числе работы относящиеся к видам капитального ремонта на сумму 3 078 650 рублей: демонтаж межкомнатных дверных блоков - 19 шт. на сумму 117 800,00 рублей; демонтаж радиаторов отопления -19 шт. на сумму 104 000,00 рублей; демонтаж электропроводки - 475 м на сумму 299 250,00 рублей; демонтаж пожарной сигнализации - 240 м на сумму 151 200,00 рублей; демонтаж деревянных оконных блоков - 21 шт. на сумму 183 540,00 рублей; демонтаж вентиляционных коробов - 136 п. м на сумму 319 600,00 рублей; демонтаж санитарно-технического оборудования: водопровода, внутренней канализационной системы, унитазов, раковин, моек, смесителей - 8 комплекс на сумму 51 600,00 рублей; монтаж пластиковых окон - 21 шт. на сумму 391 020,00 рублей; монтаж электропроводки - 1360 м на сумму 1 460 640,00 рублей.
Работы по Договору от 01.07.2020 N СМР05-2020 о производстве текущего ремонта помещений, расположенных по адресу: г. Благовещенск, пер. Уралова, 1, заключенному между НП "ЛДК "Белая Роза" и ООО "Медпоставка", на сумму 14 895 208,13 рублей, в том числе работы, относящиеся к видам капитального ремонта на сумму 956 058,60 рублей: демонтаж кабеля - 1250 м на сумму 174 562,50 рублей; демонтаж санитарно-технического оборудования: водопровода, внутренней канализационной системы, унитазов, раковин, моек, смесителей - 14 шт. на сумму 98 784,00 рублей; замена воздушной линии, СИП с креплением по фасаду - 257 м на сумму 574 780,50 рублей; замена радиаторов отопления - 12 шт. на сумму 107 931,60 рублей.
Работы по Договору от 20.08.2021 N МСГЭ-01/2021 монтаж системы гарантированного электроснабжения, помещений расположенных по адресу: г. Благовещенск, пер. Уралова, 1, заключенный между НП "ЛДК "Белая Роза" и ИП Шутько Д.А. на сумму 1 663 000,00 рублей, в том числе работы, относящиеся к видам капитального ремонта на сумму 172 420,00 рублей: монтаж воздушной линии СИП 4x120 - 144 м на сумму 118 080,00 рублей; монтаж воздушной линии СИП 4x70 - 76 м на сумму 54 340,00 рублей.
Работы по Договору от 15.07.2020 N 06/СМР на оказание услуг по производству демонтажных и монтажных строительных работ помещений, расположенных по адресу: г. Благовещенск, пер. Уралова, 1, заключенному между НП "ЛДК "Белая Роза" и ИП Шутько Д.А., составили на общую сумму 3 797 000,00 рублей, в том числе работы, относящиеся к видам капитального ремонта на сумму 3 797 000,00 рублей, из которых: демонтаж старой крыши: (кровля, обрешетка, утеплители, несущие элементы), (площадь крыши 894,61 кв. м = 73,40*12,18) на сумму 458 728,00 рублей; монтаж пароизоляции TECHNOHAUT D-90 - 894 кв. м, на сумму 536 400,00 рублей; монтаж теплоизоляции Izovol Ст-50 1000x600x100 - 894 кв. м, на сумму 581 100,00 рублей; монтаж несущих деревянных конструкций (лаг) м - 1462 м на сумму 731 000,00 рублей; монтаж гидроизоляции Изоспан 1,2*40 м - 894 кв. м, на сумму 581 100,00 рублей; монтаж пола из досок - 894 кв. м, на сумму 268 200,00 рублей; монтаж стропил со стойками и подкосами из брусьев и бревен - 89,4 м на сумму 44 700,00 рублей; монтаж обрешетки с прозорами из досок толщиной до 30 мм - 200 м на сумму 80 000,00 рублей; монтаж изоляции вентиляционных шахт - 6 шт. на сумму 1 152,00 рубля; монтаж изоляции слуховых окон прямоугольных односкатных - 8 шт. на сумму 1 600,00 рублей; монтаж стальных воротников вокруг вентиляционных шахт и слуховых окон - 14 шт. на сумму 2 800,00 рублей; монтаж покрытий кровель из волнистых и полуволнистых асбестоцементных листов - 450 кв. м, на сумму 256 500,00 рублей; монтаж ограждения кровли - 1492 м на сумму 119 360,00 рублей; монтаж желобов подвесных - 1492 м на сумму 119 360,00 рублей; монтаж коньковых деталей - 300 шт. на сумму 15 000,00 рублей.
Работы по Договору от 05.02.2021 N 04/2021 о производстве демонтажно-монтажных работ помещений, расположенных по адресу: г. Благовещенск, пер. Уралова, 1, заключенный между НП ЛДК "Белая Роза" и ИП Золотухина Н.В. на сумму 8 246 207,47 рублей, в том числе работы, относящиеся к видам капитального ремонта на сумму 608 168,00 рублей: демонтаж кирпичных стен толщиной до 150 мм - 326 кв. м, на сумму 531 380,00 рублей; демонтаж кирпичных стен толщиной до 300 мм - 27 кв. м, на сумму 76 788,00 рублей.
В письме Минстроя России от 27.02.2018 N 7026-АС/08 "Об определении видов ремонта" указано, что, как правило, к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.
В силу требований пункта 4.1 ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально - культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, (далее по тексту ВСН 58-88 (р)), текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта.
Согласно части 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса РФ техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводится в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Пункт 5.2 ВСН 58-88 (р) допускает, что при необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а не всего здания или объекта полностью в связи с чем довод заявителя о том, что эксплуатация здания не приостанавливалась, что подтверждает отнесение проведенных работ к текущему ремонту судом не принимается.
Согласно пункту 3.11 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).
При капитальном ремонте могут улучшаться эксплуатационные показатели отдельных конструкций или их элементов, но основные технико-экономические характеристики объекта в целом остаются неизменными (письма Минстроя России от 10.12.2018 N 49277-ОД/08, от 27.02.2018 N 7026-АС/08).
Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р) устанавливают состав и порядок функционирования системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения по перечню согласно СНиП 2.08.02-85 независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Эти нормы являются обязательными для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий (пункты 1.1, 1.2 ВСН 58-88 (р)).
Согласно пункту 5.1 Положения ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт включает оснащение здания или сооружения недостающими видами инженерного оборудования.
Таким образом, в рамках капитального или текущего ремонта могут выполняться одни и те же виды работ, однако, для квалификации проведенных работ имеют значение не их виды (наименования), а цель проведения, общий объем работ и последствия для объекта.
Из содержания норм Федерального закона N 326-ФЗ, Правил N 108н следует, что затраты на капитальный ремонт не указаны в качестве составляющей тарифа на медицинские услуги, оказываемые в рамках ОМС. Расходы на оплату капитального ремонта подлежат оплате за счет иных средств, а не за счет средств ОМС.
Кроме того, пунктом 208 Правил N 108н установлен принцип пропорционального распределения затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам) и определены способы такого распределения.
Таким образом, расходы на капитальный ремонт не включены в тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, тарифные соглашения, следовательно, они не могли быть оплачены за счет средств ОМС.
В целях определения вида произведенного ремонта (капитальный или текущий) арбитражным судом назначались экспертизы и согласно заключению эксперта Бочкарева В.С. от 28.02.2023 все выполненные работы в соответствии с ВСН 58-88 (р) относятся к текущему ремонту и к техническому обслуживанию объекта, а согласно заключению эксперта Больбот А.В. N 16-0523 от 16.06.2023 часть проведенных работ отнесена к работам по капитальному ремонту, часть работ отнесена к работам по текущему ремонту.
Суд признал выводы последнего эксперта обоснованными и соответствующими нормам действующего законодательства, определяющим различие между работами, относимыми к капитальному или текущему ремонту, в связи с чем принял в качестве доказательства экспертное заключение N 16-0523 от 16.06.2023.
Довод некоммерческого партнерства, приведенный в апелляционной жалобе, о том, что у суда не было необходимости назначать повторную судебную экспертизу, подлежит отклонению, поскольку арбитражный суд обоснованно руководствовался положениями статьи 87 АПК РФ при установлении возникших сомнений и противоречивости выводов экспертного заключения от 28.02.2023.
В отношении пункта 1 представления установлено следующее.
Согласно заключению эксперта Больбот А.В. N 16-0523 все работы по договору от 03.02.2020 N 03/СМР-2020, заключенному между НП "ЛДК "Белая Роза" и ИП Шутько Д.А., относятся к текущему ремонту, за исключением работ по демонтажу деревянных оконных блоков - 21 шт. на сумму 183 540 руб., монтажу пластиковых окон 21. шт. на сумму 391 020 руб..
Вывод об отнесении работ по этому договору к текущему ремонту мотивирован ссылкой на пункт 5.1, приложение 7 ВСН 58-88 (р), пункты 3.7, 3.9 ГОСТ 475-2016 "Блоки дверные деревянные и комбинированные. Общие технические условия".
Согласно пункту 5.1 ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий.
Суд первой инстанции согласился с выводом эксперта, поскольку установил их соответствие приведенным нормам.
При этом по выводу эксперта (страница 22 заключения экспертизы) в данном случае речь идет о замене на окна с улучшенными эксплуатационными показателями в связи с чем допустимо применение пункта 5.1 ВСН 58-88 (р) и пункта 14.2 статьи 1 ГрК РФ.
Таким образом, пункт 1 представления обосновано признан недействительным только в сумме 2 504 090 рублей (3 078 650 - 183540 - 391020).
Относительно пункта 2 представления.
По договору от 01.07.2020 N СМР 05-2020, заключенному между НП ЛДК "Белая Роза" и ООО "Медпоставка", работы по демонтажу кабеля 1250 м и по демонтажу санитарно-технического оборудования: водопровода, внутренней канализационной системы, унитазов, раковин, моек, смесителей 14 штук относятся к текущему ремонту, а к работам по капитальному ремонту относятся работы по замене воздушной линии СИП с креплением по фасаду 257 м на сумму 574 780,5 руб. и по замене радиаторов отопления в количестве 12 шт. на сумму 107 931,6 руб..
Вывод эксперта об отнесении работ по этому договору к текущему ремонту мотивирован ссылкой на приложение 7 ВСН 58-88 (р). Суд первой инстанции признал выводы эксперта обоснованными и соответствующими приведенным нормам, в связи с чем в данной части представление признал недействительным.
В соответствии с прил. 7 ВСН 58-88 (р) раздел "Электротехнические и слаботочные устройства" замена неисправных участков электрической сети здания, а также устройство новых относится к текущему ремонту.
Поскольку воздушная линия СИП (самонесущий изолированный провод) является наружной сетью инженерно-технического обеспечения исследованного здания допустимо применение пункта 14.2 статьи 1 ГрК РФ, следовательно, в данном случае работу по замене воздушной линии СИП с креплением по фасаду - 257 м возможно отнести к капитальному ремонту.
В ходе натурного осмотра отремонтированных помещений исследуемого здания установлено, что часть чугунных радиаторов заменена на алюминиевые, то есть на отопительные приборы с улучшенными эксплуатационными показателями, смотреть фото 24 в приложении к настоящему заключению в связи с чем допустимо применение пункта 5.1 ВСН 58-88 (р) и пункта 14.2 статьи 1 ГрК РФ.
Таким образом, выводы о неправомерности пункта 2 представления в сумме 273 346,50 руб. (956 058,6 - 574780,5 - 107931,6), являются обоснованными.
В отношении пункта 3 представления установлено следующее.
По договору от 15.07.2020 N 06/СМР, заключенному между НП ЛДК "Белая Роза" и ИП Шутько Д.А., все работы относятся к текущему ремонту.
Натурный осмотр конструкции крыши показал, что при ремонте кровли использовались старые асбестоцементные листы, хранящиеся в штабелях на чердаке исследованного здания (смотреть фото 30 в приложении к настоящему заключению), то есть в данном случае не идет речь о замене ветхих (дефектных) участков покрытия кровли на более современные и долговечные материалы. Новый пиломатериал, использованный при ремонте стропильной системы (стропил и обрешетки), составляет менее 10% от общего объема указанных элементов, смотреть фото 27-29 в приложении к настоящему заключению.
Технология по монтажу кровли из асбестоцементных волнистых листов (шифер) предполагает укладку шифера полными рядами внахлест со смещением от карнизного свеса в верх к коньку, таким образом, для замены одного листа шифера может понадобиться произвести демонтаж до 4-6 листов, в зависимости от способа укладки (пункт 6 СП 17.13330.2017 "Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76", ТТК Шифр 1012/80 "Типовая технологическая карта на устройство шиферной кровли с водостоком и ограждением").
Вывод об отнесении работ по договору N 06/СМР к текущему ремонту мотивирован ссылкой на приложения 4, 6, 7 ВСН 58-88 (р), пункт 2.1.18 ГОСТ 27715-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований". Суд признал выводы эксперта обоснованными и соответствующими приведенным нормам, в связи с чем в данной части представление также признал недействительным.
Таким образом, вывод суда о недействительности пункта 3 представления в полном объеме в сумме 3 797 000 руб. является обоснованным.
Относительно пункта 4 представления управления установлено, что все работы по договору от 20.08.2021 N МСГЭ-01/2021 (монтаж системы гарантированного электроснабжения) относятся к капитальному ремонту.
В соответствии с прил. 7 ВСН 58-88 (р) раздел "Электротехнические и слаботочные устройства" замена неисправных участков электрической сети здания, а также устройство новых относится к текущему ремонту.
Поскольку воздушная линия СИП (самонесущий изолированный провод) является наружной сетью инженерно-технического обеспечения исследованного здания допустимо применение пункта 14.2 статьи 1 ГрК РФ, следовательно, в данном случае работу по монтажу воздушной линии СИП 4Х120 - 144 м, по монтажу воздушной линии СИП 4Х70 - 76 м возможно отнести к капитальному ремонту.
Следовательно, монтаж на суммы 118 080 руб. и на 54 340 руб., а всего 172 420 руб., как отнесенный на капитальный ремонт, указывает на правомерность пункта 4 оспариваемого предписания.
В отношении пункта 5 представления установлено следующее.
По договору от 05.02.2021 N 04/2021 о производстве демонтажно-монтажных работ, заключенному между НП ЛДК "Белая Роза" и ИП Золотухиной Н.В., все работы относятся к текущему ремонту, за исключением работ по смене входной группы (позиция 2.5 в спецификации на проведение демонтажно-монтажных работ - Приложение 1 к договору от 05.02.2021 N 04/2021) в количестве 2 штук на сумму 72 000 руб. и работ по восстановлению и работ по замене дверей алюминиевых (позиция 2.8 в спецификации на проведение демонтажно-монтажных работ - Приложение 1 к договору от 05.02.2021 N 04/2021) в количестве 21 штуки на сумму 627 186 руб., которые относятся к капитальному ремонту.
Согласно материалам проверки к работам по капитальному ремонту отнесены работы на общую сумму 608 168 руб., в том числе: демонтаж кирпичных сен толщиной до 150 мм - 326 кв. м на сумму 531 380 руб., демонтаж кирпичных сен толщиной до 300 мм - 27 кв. м на сумму 76 788 руб..
Согласно экспертному заключению от 16.06.2023 экспертом работы на общую сумму 608 168 руб. отнесены к работам по текущему ремонту, а также установлено наличие работ по капитальному ремонту на сумму 699 186 руб. (72 000 + 627186).
При разрешении спора по данному требованию, арбитражный суд указал, что он не вправе выходить за пределы заявленных требований, законность ненормативного правового акта должна оцениваться исходя из его содержания.
Поскольку те виды работ, которые отнесены проверкой к работам по капитальному ремонту экспертом отнесены к работам по текущему ремонту, а другие виды работ по договору экспертом отнесены к работам по капитальному ремонту, но эти виды работ отсутствуют в оспариваемом представлении, суд оценивает законность представления по видам работ указанных в пункте 5 представления.
Вывод об отнесении работ по договору от 05.02.2021 N 04/2021 к текущему ремонту мотивирован ссылкой на приложение 7 ВСН 58-88 (р) раздел "Стены", согласно которому заделка трещин, расшивка швов, восстановление, облицовка и перекладка отдельных участков кирпичных стен площадью до 2 кв. м, пробивка (заделка) отверстий, гнезд, борозд и постановка на раствор отдельных выпавших камней относится к текущему ремонту. На вопрос суда эксперт пояснил, что общая площадь указанных работ по договору складывается из отдельных работ, каждая из которых не превышает 2 кв.м в связи с чем нарушение установленного ограничения отсутствует.
Исходя из этого, арбитражный суд обоснованно заключил, что пункт 5 представления подлежит признанию недействительным в полном объеме в сумме 608 168 руб.
В отношении пункта 6 представления.
По договору на оказание образовательных услуг по вопросам охраны труда и пожарной безопасности от 17.09.2020 N 185, согласно представленному удостоверению N637 от 01.10.2020, N 640 от 02.10.2020, обучение по охране труда и пожарной безопасности проходил главный врач Дедкова О.А.
По договору на оказание образовательных услуг по вопросам пожарной безопасности от 19.10.2020 N 193, согласно представленному удостоверению N 642 от 30.10.2020, обучение по пожарной безопасности проходил начальник службы ОТ и ТБ Савин Д.Ф., который не является медицинским работником.
Также по договору на оказание услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда от 02.11.2021 N 137 обучение проходил начальник службы ОТ и ТБ Савин Д.Ф. Вместе с тем удостоверение, подлежащее выдаче Частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Учебный информационно-методический центр труда", начальнику службы ОТ и ТБ Савину Д.Ф., который не является медицинским работником, не представлено.
По указанным договорам произведена оплата оказанных услуг на общую сумму 10 000 руб., что, по мнению проверяющих, повлекло направление средств ОМС на цели, не предусмотренные целям их предоставления.
Согласно пункту 2 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила N 580н) действовавшему до 14.07.2021, а с указанной даты пункту 2 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 N 467н (далее - Правила N 467н), финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год. Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на обучение по охране труда и (или) обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе руководителей и специалистов служб охраны труда организаций (подпункт "в" пункта 3 Правил N 580н и Правила N 467н).
В соответствии с подпунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
Указанные расходы на обучение по охране труда, пожарной безопасности сотрудников НП "ЛДК "Белая Роза" не включены в тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС и тарифные соглашения, следовательно, не могли быть оплачена за счет средств ОМС.
Необходимость получения работниками медицинской организации по окончании прохождения обучения пожарно-техническому минимуму знаний в области пожарной безопасности не связана с системой обязательного медицинского страхования, наличие либо отсутствие данного обучения у ответственных за пожарную безопасность работников медицинской организации не влияет на качество выполнения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и не может затруднить бесплатное предоставление медицинской помощи застрахованным лицам.
В соответствии с частью 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Права и обязанности руководителя в области пожарной безопасности закреплены в статье 37 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в соответствии с которой руководитель организации имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые он содержит за счет собственных средств, проводить пожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.
Из буквального толкования вышеизложенных положений следует, что реализация исполнения возложенных на руководителя медицинской организации обязанностей в области пожарной безопасности должна осуществляться им самостоятельно, за счет собственных средств работодателя, а не целевых средств, выделенных медицинской организации на оказание бесплатной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.
Следовательно, выводы о правомерности пункта 6 представления являются обоснованными.
Относительно пункта 9 представления.
НП "ЛДК "Белая Роза" за счет средств ОМС на основании договора сопровождение экземпляров Систем Консультант Плюс от 01.02.2018 N 1685 произведена оплата расходов на установку и обслуживание справочной правовой системы в общей сумме 313 502,64 руб. при фактической оплате за этот же период услуг по договору от 01.06.2020 N 15 возмездного оказания комплексной услуги по сопровождению деятельности Заказчика в состав которой входили: бухгалтерский и налоговый учет и составление бухгалтерской и налоговой отчетности, финансово-экономическое сопровождение деятельности, юридическое сопровождение деятельности, кадровая работа и иные, что повлекло направление средств ОМС на цели, не предусмотренные целям их предоставления.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Указанные расходы не включены в тариф на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, предусмотренный Федеральным законом N 326-ФЗ, Правилами N 108н, Тарифными соглашениями на 2020, 2021 годы.
В соответствии с пунктом 3.12 Тарифных соглашений на 2020 год, на 2021 год использование медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования на финансирование видов медицинской помощи, не включенных в территориальную программу обязательного медицинского страхования, а также на - оплату видов расходов, не включенных в структуру тарифов, является нецелевым.
Правила N 108н, определяя виды расходов, подлежащие включению в тарифы, закрепляют основной принцип таких расходов - учитываются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинских организаций в целом, раскрывают содержание названных затрат, относя к иным (прочим) затратам непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) затраты на общехозяйственные нужды, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
Указанные затраты не являются ни затратами, непосредственно связанными с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемыми в процессе ее предоставления, ни затратами, необходимыми для обеспечения деятельности в целом, но не потребляемыми непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), а, следовательно, не могли быть оплачены за счет средств ОМС. Указанная справочная программа не влияет на оказание медицинской помощи прямо или косвенно и не может быть оплачена в рамках территориальной программы ОМС. НП "ЛДК "Белая Роза" может осуществлять свою основную деятельность по оказанию медицинских услуг населению без использования указанной программы.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.10.2013 N 1648-О в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
Средства ОМС не могут являться источником возмещения всех затрат медицинской организации, а служат источником финансового обеспечения расходов медицинских организаций в пределах и на условиях, установленных законодательством.
Следовательно, в удовлетворении требований о признании недействительным пункта 9 представления отказано арбитражным судом правомерно.
Ссылка некоммерческого партнерства на наличие письма ТФОМС Амурской области не принимается во внимание апелляционного суда, поскольку данные разъяснения не могут отменять действующее законодательство, регулирующее спорные отношения.
В отношении пункта 10 представления.
НП "ЛДК "Белая Роза" за счет средств ОМС на основании договоров от 01.08.2013 N 1 беспроцентного денежного займа, от 14.07.2020 б/н денежного беспроцентного займа, от 25.02.2021 б/н денежного займа, от 26.03.2021 б/н краткосрочного денежного займа, от 30.03.2021 б/н краткосрочного денежного займа, произведены расходы по возврату займов в общей сумме 1 265 000 руб. (в 2020 году - 760 000 руб., в 2021 году - 505 000,00 руб.), что повлекло направление средств ОМС на цели, не предусмотренные целям их предоставления.
В силу пункта 1 статьи 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Законодательством об обязательном медицинском страховании не предусмотрена возможность финансового обеспечения медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам по договорам и в рамках программ обязательного медицинского страхования, за счет заемных средств юридических или физических лиц. Расходы в виде оплаты задолженности по договорам займа, не предусмотрены структурой тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не подлежат возмещению за счет средств территориальной программы ОМС.
Принятие решения о привлечение заемных средств, для обеспечения деятельности организации является неоспоримым правом субъекта предпринимательской деятельности. При этом реализация указанного права не может осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.
На основании изложенного в удовлетворении требований НП "ЛДК "Белая Роза" о признании недействительным пункта 10 представления отказано обосновано.
Доводы апеллянта в данной части повторяют утверждения, приведенные в первой инстанции, но не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении настоящего спора в этой части. Новых доводов, влияющих на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта по этому эпизоду, не приведено.
При таких обстоятельствах у суда второй инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы некоммерческого партнерства.
Рассмотрев жалобу управления, касающуюся пунктов 7 (частично) и 12, судебная коллегия приходит к следующему.
В отношении пункта 7 представления установлено следующее.
НП "ЛДК "Белая Роза" за счет средств ОМС на основании договоров от 21.04.2021 N 146 на разработку, монтаж и пуско-наладку СОПС, СОУЭ, от 12.05.2021 N 201 на выполнение работ по разработке и монтажу и пуско-наладке систем охранно-пожарной сигнализации, от 04.06.2021 N 227 на монтаж эвакуационного освещения (43500), от 04.06.2021 N 229 на монтаж СПС, СОУЭ, от 28.06.2021 N 228 на монтаж видеонаблюдения, от 28.06.2021 N 254 на монтаж СПС, СОУЭ, от 17.09.2021 N 363 на огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачного помещения (стропил и обрешетки) здания, а также счетов от 02.02.2021 N 23, от 21.04.2021 N 145, от 25.08.2020 N 338, от 13.07.2021 N262 произведена оплата выполненных работ по монтажу системы противопожарной и охранной безопасности на общую сумму 657 000 рублей, что повлекло направление средств ОМС на цели, не предусмотренные целям их предоставления.
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы, в том числе, на оплату работ и услуг по содержанию имущества.
Вместе с тем, расходы на капитальный ремонт не включены в тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, тарифные соглашения (определение Верховного Суда РФ от 18.01.2016 N 303-КГ15-17611).
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень, которым установлены виды работ, которые выполняются исключительно при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов. Перечнем к работам капитального строительства, отнесены, в том числе следующие работы: устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений, пусконаладочные работы автоматики в электроснабжении, пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств.
Следовательно, работы по монтажу системы противопожарной и охранной безопасности относятся к капитальному ремонту, указанные расходы не включены в тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, тарифные соглашения, следовательно, они не могли быть оплачены за счет средств ОМС.
По обоснованным доводам заявителя со ссылкой на пункт 203 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения от 28.02.2019 N 108н затраты на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности включены в расчет тарифа по затратам на содержание объектов недвижимого имущества, поскольку затраты на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности включены в затраты на содержание объектов недвижимого имущества в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, и подлежат оплате за счет средств ОМС.
Также обоснованы доводы об отнесении ВСН 58-88 (р) затрат по огнезащитной обработке к перечню работ по текущему ремонту зданий и объектов.
Следовательно, выводы о неправомерности пункта 7 представления в части 37 500 руб. (24 000 руб. оплата за техническое обслуживание пожарной сигнализации (автоматики) и 13 500 руб. оплата за огнезащитную обработку элементов чердачного покрытия), являются обоснованными.
Убедительных доводов заявленная апелляционная жалоба не содержит, а лишь повторяются утверждения, приводимые в суде первой инстанции и обоснованно отклоненные судом.
Относительно пункта 12 представления.
Согласно акту проверки, НП "ЛДК "Белая Роза" средства ОМС, полученные от ИФНС России N 1 по Амурской области в 2021 году в качестве возврата за периоды прошлых лет в сумме 5 250 519,30 руб., не возвращены в ТФОМС Амурской области, а использованы в 2021 году без решения об их использовании соответствующим администратором внебюджетных средств, которым ранее были предоставлены целевые средства.
В качестве нарушенной нормы права в представлении указан пункт 5 статьи 242 БК РФ, согласно которой не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Согласно письменным пояснениям заявителя, спорная сумма это возврат разницы перечисленных страховых взносов, начисляемых на заработную плату сотрудников НП "ЛДК "Белая Роза" в период с 2017-2019 годов.
Согласно статье 6 БК РФ межбюджетные трансферты это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В рассматриваемом случае средства, полученные НП "ЛДК "Белая Роза" не подпадают под указанное понятие, в связи с чем не признаются межбюджетным трансфертом. Следовательно, по спорному эпизоду нарушение пункта 5 статьи 242 БК РФ отсутствует.
В представлении в отношении данного нарушения указано на принятие мер по устранению нарушений, обеспечив предоставление решения соответствующего администратора внебюджетных средств об использовании в 2021 году возвращенных за периоды прошлых лет целевых средств в сумме 5 250 519,3 руб., в случае отсутствия такого решения, обеспечить возврат данных средств в ТФОМС Амурской области с последующим перечисление в доход ФОМС в срок до 30.05.2023.
Согласно сведениям о поступлении и расходовании средств ОМС медицинскими организациями за январь - декабрь 2021 года некоммерческого партнерства "по строке 12 отражено поступление средств из других источников в размере 5 834,1 тыс.руб.. Из раздела 3 "Расходование средств ОМС" усматривается, что практически все поступившие средства были израсходованы медицинской организацией. Указанные данные подтверждают, что поступившие от налогового органа денежные средства в качестве возврата излишне уплаченных страховых взносов были израсходованы на цели основной деятельности, что исключает возможность вывода о нецелевом расходовании средств.
Статья 14 Закона N 326-ФЗ предусматривает, что страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, это страховая организация, имеющая лицензию, выданную в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
НП "ЛДК "Белая Роза" не является страховой медицинской организацией, в связи с чем ссылка ответчика на пункты 130, 131, 135 Правил N 108н не относится к рассматриваемым правоотношениям.
Следовательно, выводы арбитражного суда о неправомерности пункта 12 представления являются обоснованными.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеет
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 28.12.2023 по делу N А04-9461/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить Некоммерческому партнерству "Лечебно-диагностический комплекс "Белая Роза" излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину в сумме 1500 руб., оплаченную платежным поручением от 24.01.2024N 12.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-9461/2022
Истец: НП "Лечебно-диагностический комплекс "Белая Роза"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Амурской области
Третье лицо: АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области, ООО "Амурский областной союз экспертов", ООО "Амурский проектный институт "Колизей", Шестой арбитражный апелляционный суд(9461/22 2т, 6725/23 1т, 11633/23 1т, 11785/23 1т, 8867/23 1т, 9069/23 1т, 11034/23 1т)