г. Москва |
|
08 мая 2024 г. |
Дело N А40-175976/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Захаровой Т.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Логистика" на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2024, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-175976/23, по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Логистика" (ИНН 8905039538) к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727) о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Логистика" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ответчик) 89 354 руб. 14 коп. убытков.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 11 сентября 2023 года исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.01.2024 в иске отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение отменить, принять новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется на основании следующего.
Как следует из материалов дела, 04 июля 2022 года грузоотправителем ООО "ГПН-Логистика" предъявлен к перевозке по транспортной железнодорожной накладной ЭФ451245 вагон (цистерна) N 50090687, не принадлежащая перевозчику, с грузом Топливо дизельное, соответствующее стандарту EN 590:2009 (Топливо дизельное ЕВРО. Летнее сорта С. Экологического класса К5 (ДТ-Л-К5)), 3, АК 315, Паспорт качества: 22013234, отправлением со ст. Комбинатская Западно-Сибирской железной дороги (грузоотправитель ООО "ГПН-Логистика"), назначением на ст. Асфальтная Южно-Уральской железной дороги, грузополучатель ООО "ГПН-Логистика" (с подачей на подъездной путь Федоровской нефтебазы), что подтверждается транспортной железнодорожной накладной ЭФ451245.
Вагон (цистерна) N 50090687 принят к перевозке за запорно-пломбировочным устройством отправителя (ООО "ГПН-Логистика") Блок-Гарант-М РЖДЕ8429524.
Масса груза в вагонах по транспортной железнодорожной накладной ЭФ451245, в том числе в вагоне (цистерне) N 50090687, определена прямым методом статических изменений на весах в движении, что подтверждается отметками в графе 26. "Способ определения массы" в железнодорожной транспортной накладной N ЭФ451245: "На весах в движении +/-0,5%" и составляла на момент приема груза к перевозке 64 683 кг.
Как следует из акта общей формы N 21/4709 от 05.07.2022 г., составленном на ст.Петровавловск ЮУр ж.д., при коммерческом осмотре поезда по прибытию 05.07.2022, в состав которого был включен вагон (цистерна) N 50090687, у данного вагона (цистерны) обнаружена коммерческая неисправность - не просматривается запорно-пломбировочное устройство.
Согласно коммерческому акту N ЮУР2204197/59 от 07.07.2022 г., составленному на ст.Петропавловск ЮУр ж.д. по факту обнаружения вагона (цистерны) N 50090687 в коммерческом неисправном состоянии - с отсутствующим ЗПУ отправителя - при комиссионном замере груза в вагоне N 50090687 установлено, что согласно электронному документу значится: груз Топливо дизельное с температурой вспышки выше 61 С, плотность - 0,842, температура + 15, вес 64 683 кг. определен путем взвешивания на вагонных весах в движении +/- 0,5%.
Для замера высоты налива груза в вагоне (цистерне) N 50090687 было снято исправное ЗПУ перевозчика СПРУТ 777 РЖДХ 1176179.
В действительности оказалось: груз Топливо дизельное с температурой вспышки выше 61С плотность - 0,842, температура + 15, взлив - 264 см, масса груза согласно таблице калибровки без учета предельного отклонения массы составила 63 182 кг.
Недостача против электронной накладной составила 1 501 кг. Произведен расчет предельной погрешности весоизмерительных приборов в соответствии с Рекомендациями МИ-3115-2008. С учетом предельного расхождения в результатах измерения предельное отклонение массы недостача груза была определена в размере 828 кг.
После замера наложили ЗПУ СПРУТ 777 РЖДМ 0505950 за исправные пломбировочные пластины на рукоятки гайки откидного болта и на ригеле. Крышка воздушного клапана укреплена исправным хомутом.
По прибытию на станцию назначения Асфальтная Южно-Уральской железной дороги вагона (цистерны) N 50090687 составлен коммерческий акт N ЮУР2204400/2 от 14.07.2022, из которого следует, что при комиссионной выдаче груза на основании ст.41 УЖТ РФ установлено:
Согласно перевозочному документу груз - Топливо дизельное, брутто 90 983 кг, тара с бруса 26 300 кг, тара проверенная 26 020 кг, нетто 64 683 кг, масса груза определена грузоотправителем на вагонных весах в движении +/- 0,5 %, плотность 0,8415.
Для замера высоты налива снято исправное ЗПУ перевозчика СТРУТ 777 РЖДМ 050950, высота налива определена с помощью метрштока заводской N 412, дата поверки 13.04.2022 г., и составила 267,8 см, плотность определена плотномером Плот-3 заводской N 0117065, дата поверки 29.03.2022, и составила 0,8304, температура жидкости 30С0. Тип вагона-цистерны - 66.
Масса груза согласно таблице калибровки, без учета предельного отклонения массы, была определена в размере 63 169 кг.
Предельное отклонение согласно Рекомендациям МИ3115-2008 было определено по табл. А.1. в 0,95% в размере 614 кг, при данных: станция отправления - 0,5%, станция назначения (таб.Б.11) - 0,75%.
Недостача массы с учетом предельного отклонения против перевозочного документа составила: 64 683 - 63 169 - 614 = 900 кг.
Истец ссылается на то, что факт несанкционированного доступа к грузу, перевозимому в вагоне N 50090687, допущен в период нахождения данного вагона на территории Республики Казахстан.
В частности, при перевозке со станции отправления до станции назначения вагон N 50090687 следовал, в том числе, по территории Республики Казахстан.
Как следует из Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 07.08.2022, вынесенного следователем СУ Южно-Уральского ЛУ МВД России на транспорте младшим лейтенантом юстиции Нестеровой Д.В., по результатам рассмотрения материала КУСП N 4286 от 14.07.2022, на территорию Республики Казахстан вагон N 50090687 поступил в коммерчески исправном состоянии, запорно-пломбировочное устройство, находящееся на верхней заливной горловине, просматривалось.
Факт несанкционированного доступа к грузу, перевозимому в вагоне N 50090687, допущен в период нахождения данного вагона на территории Республики Казахстан, что подтверждается коммерческим актом, составленным на станции Петропавловск ЮУр ж.д., расположенной в Республике Казахстан.
Кроме того, то, что факт хищения груза - дизельное топливо из вагона N 50090687-произошел на ст. Кара-Гуга ЮУр ж.д. на территории Республики Казахстан также подтверждается в Постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 07.08.2022, согласно которому СО ЛОП на ст. Петропавловск возбуждено уголовное дело N 227846031000039, по п.1 ч.2 ст.188 УК РК по факту хищения груза - дизельное топливо из вагона-цистерны N 50090687 на ст. Кара-Гуга ЮУР ж.д.
Представителем потерпевшего признан юрисконсульт филиала ОАО "РЖД" Петропавловского отделения ЮУр ж,д. Гайсина Р.Т.
Истец ссылается на то, что стоимость груза "Топливо дизельное ЕВРО. Летнее сорта С. Экологического класса К5 (ДТ-Л-К5) за единицу товара (тонна) без учета НДС составляло 46 917,00 руб., что составляет 56 300,40 рублей за единицу товара (тонна) с НДС.
Стоимость утраченного груза составила 70 938,50 руб. без учета НДС или 85 126,21 руб. с учетом НДС согласно расчету истца.
Размер провозной платы за перевозку недостающего груза составил 3 523,13 руб. без учета НДС и 4 227,93 руб. с учетом НДС.
Истцом в адрес ОАО "РЖД" направлена претензия N б/н от 30.06.2023 г. с требованиями о возмещении ущерба, оставленная без удовлетворения.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора, инициированный и реализованный истцом, не принес положительного результата, истец обратился в суд с иском.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции признал исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалобы на основании следующего.
Перевозчик не несет ответственность за утрату груза при перевозке с сопровождением представителя грузоотправителя (абз. 3 ст. 118 УЖТ РФ).
Согласно ст. 1 УЖТ РФ, устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг
На основании абз. 3 статьи 118 УЖТ РФ перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, грузобагажа (при повагонной отправке) в случае, если перевозка груза, грузобагажа осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя).
Перевозки грузов с сопровождением осуществляются в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (статья 17 УЖТ РФ).
В силу пункта 4 раздела 2 Перечня грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования, утвержденных приказом Министерства транспорта России от 04.03.2019 N 70, топливо дизельное относится к грузам, в отношении которых осуществляется обязательное сменное сопровождение в пути следования от пункта погрузки до пункта выгрузки.
Согласно пункту 5.1 договора охрана грузов на железнодорожных путях (местах) общего пользования станции назначения осуществляется охраной до момента передачи установленным порядком заказчику (уполномоченному лицу заказчика) или до подачи вагонов, контейнеров с грузами на железнодорожные пути (места) необщего пользования.
В порядке пункта 3.21 приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта от 21.09.2010 N 400 "Об утверждении Порядка организации деятельности ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта" постоянное сопровождение грузов осуществляется непрерывно одними и теми же работниками ФГП ВО ЖДТ России от момента приема груза от грузоотправителя (перевозчика) до момента сдачи его грузополучателю (перевозчику) или уполномоченному лицу, согласно условиям договора и организационно-распорядительным документам ФГП ВО ЖДТ России.
Приказом Минтранса России от 04.03.2019 N 70 утверждены "Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением" (далее - Правила N 70) и Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования.
В соответствии с пунктом 4 указанного Перечня перевозка дизельного топлива должна осуществляться с обязательным сменным сопровождением и охраной в пути следования.
Согласно пункту 2 Правил N 70, сопровождение грузов осуществляется лицами, уполномоченными грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору.
При перевозке грузов между станциями отправления и назначения в пределах Российской Федерации сменное сопровождение осуществляется на всем пути следования, от момента приема груза к перевозке до момента их выдачи грузополучателю.
Недостача груза, возникшая в процессе его перевозки, подтверждена документально. Доказательств того, что ненадлежащее исполнение обязанностей по охране груза зависело не от него, ответчиком не представлено. Таким образом, ответчик не предпринял всех зависящих от него мер по охране вверенного ему груза, что подтверждено совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.
Таким образом, при разрешении настоящего спора подлежит применению абзац 3 статьи 118 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, согласно которой перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, следующего в сопровождении представителя грузоотправителя (грузополучателя), а также Правила N 70 перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением
Указанный вывод изложен в постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2021 по делу N А40-69703/2021, от 22.06.2021 по делу N А40-229579/2020, от 24.02.2021 по делу N А40-140059/2020, от 04.06.2020 по делу N А40-344081/2019 от 28.09.2017 по делу N А40-173098/16 по спорам между АО "Тулачермет" и ФГП ВО ЖДТ России, ОАО "РЖД".
Определением Верховного суда РФ от 13.12.2017 N 305-ЭС17-18878 постановление апелляционного суда от 28.09.2017 оставлено без изменения, кассационная жалоба АО "Тулачермет" - без удовлетворения. Фактические обстоятельства по указанным делам идентичны фактическим обстоятельствам по настоящему спору.
Следование вагона с сопровождением грузоотправителя (под охраной) подтверждается отметками в железнодорожной транспортной накладной N ЭФ451245.
В силу пункта 140 Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, утвержденных Приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256, сведения о перевозки груза с сопровождением работниками (нарядами) ведомственной охраны указываются сведения о сопровождении перевозки груза ведомственной охраной и о номере договора с ведомственной охраной в накладной заполняются грузоотправителем.
Грузоотправитель ООО "Газпромнефть-Логистика" в железнодорожной транспортной накладной ЭФ451245 указал, что груз со станции отправления до станции назначения следует под охраной, указал номер и дату договора.
Таким образом, в случае сопровождения груза представителями грузоотправителя и выявления недостачи груза в период такого сопровождения, ответственность за ущерб, причиненный вследствие несохранной перевозки, на перевозчика возложена быть не может.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2024 по делу N А40-175976/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175976/2023
Истец: ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ЛОГИСТИКА"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"