г. Санкт-Петербург |
|
14 мая 2024 г. |
Дело N А21-7921/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Геворкян Д.С., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Хариной И.С.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4205/2024) конкурсного управляющего ООО "БалтПромСтрой" Гуляренко Е.С. на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.12.2023 по делу N А21-7921/2023, принятое
по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области
к ООО "БалтПромСтрой"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области (далее - Отделение, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью Балтпромстрой", ОГРН 1063906150384, ИНН 3906163240 (далее - Общество, Страхователь) финансовых санкций в сумме 34 000 руб. за не представление в установленный срок сведений за ноябрь, декабрь 2019, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2020, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2022.
Решением суда первой инстанции от 25.12.2023 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и отказать Фонду в удовлетворении требований.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Решением Арбитражного суда Калининградской области по делу А21-6823/2021 от 08.07.2022 в отношении ООО
БАЛТПРОМСТРОЙ
введена процедура банкротства конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Сап
рова Ирина Александровна член САМРО
Ассоциация антикризисных управляющих
.
Как следует из материалов дела Страхователем 16.09.2022 были представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за отчетные периоды "Ноябрь 2019", "Декабрь 2019", "Январь 2020", "Февраль 2020", "Март 2020", "Апрель 2020", "Май 2020", "Июнь 2020", "Июль 2020", "Август 2020", "Сентябрь 2020", "Октябрь 2020", "Ноябрь 2020", "Декабрь 2020", "Январь 2021", "Февраль 2021", "Март 2021", "Апрель 2021", "Май 2021", "Июнь 2021", "Июль 2021", "Август 2021", "Сентябрь 2021", "Октябрь 2021", "Ноябрь 2021", "Декабрь 2021", "Январь 2022", "Февраль 2022", "Март 2022", "Апрель 2022", "Май 2022", "Июнь 2022", "Июль 2022", "Август 2022".
По результатам камеральной проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении застрахованных лиц ООО "Балтпромстрой", выразившееся в нарушении срока, предусмотренного подпунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.10.2022 N 049S18220011434, N 049S18220011435, N 049S18220011438, N 049S18220011439, N 049S18220011440, N 049S18220011441, N 049S18220011442, N 049S18220011443, N 049S18220011444, N 049S18220011445, N 049S18220011446, N 049S18220011447, N 049S18220011448, N 049S18220011449, N 049S18220011452, 3 N 049S18220011453, N 049S18220011454, N 049S18220011455, N 049S18220011456, N 049S18220011457, N 049S18220011458, N 049S18220011459, N 049S18220011460, N 049S18220011461, N 049S18220011462, N 049S18220011463, N 049S18220011484, N 049S18220011485, N 049S18220011486, N 049S18220011487, N 049S18220011488, N 049S18220011489, N 049S18220011490, N 049S18220011491.
21.11.2022 вынесены Решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 049S19220013236, N 049S19220013237, N 049S19220013238, N 049S19220013239, N 049S19220013240, N 049S19220013241, N 049S19220013242, N 049S19220013243, N 049S19220013244, N 049S19220013245, N 049S19220013246, N 049S19220013247, N 049S19220013248, N 049S19220013249, N 049S19220013250, N 049S19220013251, N 049S19220013252, N 049S19220013253, N 049S19220013254, N 049S19220013255, N 049S19220013256, N 049S19220013257, N 049S19220013258, N 049S19220013259, N 049S19220013260, N 049S19220013261, N 049S19220013262, N 049S19220013263, N 049S19220013264, N 049S19220013265, N 049S19220013266, N 049S19220013267, N 049S19220013268, N 049S19220013269, в виде штрафа в общей сумме 34 000,00 рублей.
В связи с неуплатой штрафа, 16.12.2022 выставлены требования об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 049S01220011044, N 049S01220011045, N 049S01220011046, N 049S01220011047, N 049S01220011048, N 049S01220011049, N 049S01220011050, N 049S01220011051, N 049S01220011052, N 049S01220011053, N 049S01220011054, N 049S01220011055, N 049S01220011056, N 049S01220011057, N 049S01220011058, N 049S01220011059, N 049S01220011060, N 049S01220011061, N 049S01220011062, N 049S01220011063, N 049S01220011064, N 049S01220011065, N 049S01220011066, N 049S01220011067, N 049S01220011068, N 049S01220011069, N 049S01220011070, N 049S01220011071, N 049S01220011072, N 049S01220011073, N 049S01220011074, N 049S01220011075, N 049S01220011076, N 049S01220011077.
Поскольку требования об уплате финансовых санкций Обществом исполнены не были, Фонд 03.05.2023 обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
04.05.2023 Арбитражным судом Калининградской области в рамках дела N А21-5206/2023 вынесен судебный приказ о взыскании с ООО "Балтпромстрой" финансовых санкции в сумме 34 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 05.06.2023 по делу N А21-5206/2023 судебный приказ Арбитражного суда Калининградской области от 04.05.2023 отменен в связи с поступлением возражений.
30.06.2023 Отделение обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании финансовых санкций.
Возражая против удовлетворения заявленных требований Общество не оспаривая факта нарушения срока предоставления сведений по форме СЗВ-М (исходная) за спорные периоды, указало на пропуск Фондом срока на обращение в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал на соблюдение Фондом требований действующего законодательства, в том числе в части предельных сроков для взыскания в судебном порядке.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Факт нарушения обществом срока представления расчета по форме СЗВ-М за спорные периоды с нарушением установленного срока, подтверждается материалами дела и Обществом не оспаривается.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, о наличии у Фонда правовых оснований для принятия решений от 21.11.2022 о привлечении Общества к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 34 000 рублей.
Нарушений порядка привлечения Общества к ответственности фондом не допущено.
Доводы Страхователя о пропуске Фондом срока на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовой санкции правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с частью 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате, взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлена ответственность страхователей, включая организации и индивидуальных предпринимателей, в виде финансовых санкций за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов.
После разъяснений, данных в ответе на вопрос 1 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, в Закон N 27-ФЗ, Федеральным законом от 20.07.2020 N 237-ФЗ внесены изменения и дополнения, регулирующие порядок и сроки обращения в суд за взысканием финансовых санкций.
Так, согласно части 18 статьи 17 Закона N 27-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного частью 20 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб. (часть 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 20.07.2020 N 237-ФЗ).
Таким образом, с учетом положений специального законодательства и разъяснений, приведенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, заявления территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании предусмотренных Законом N 27-ФЗ финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть предъявлены в арбитражный суд в течении шести месяцев со дня истечения срока на добровольное исполнение требования об уплате финансовых санкций, размер которых превышает 3000 руб.
Пропуск Фондом сроков принятия решений, направления требований об уплате финансовых санкций, не влечет изменения порядка исчисления пресекательного шестимесячного срока на принудительное взыскание штрафа.
При этом предельный срок обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций представляет собой совокупность последовательного сложения следующих сроков:
10 дней со дня выявления нарушения для составления акта (ст. 101.4 НК РФ);
5 дней с даты подписания акта, акт должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается 6 день считая с даты отправления заказного письма (часть 7 статьи 17 Закона N 27-ФЗ);
15 дней со дня получения акта на представление письменных возражений по акту в целом или по его отдельным положениям (часть 8 статьи 17 Закона N 27-ФЗ);
10 дней на вынесение решения (1 месяц в случае отложения) (абзац 9 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ);
5 дней на направление (вручение) решения, 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте) (абзац 12 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ);
10 дней на вступление в силу решения по проверке (абзац 13 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ);
10 дней на направление требования (абзац 15 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ), 6 дней на получение требования в случае направления по почте (абзац 15 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ);
10 дней на исполнение требования (если более продолжительный период времени для уплаты не указан в требовании) (абзац 16 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ);
6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке.
Аналогичный порядок расчета совокупного срока следует из Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960 по делу N А40-22593/2018.
Принимая во внимание, что сведения по форме СЗВ-М за спорные периоды предоставлены 16.09.2022, а в суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание финансовой санкции Фонд обратился 03.05.2023, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что предельный срок на взыскание штрафа в судебном порядке Фондом пропущен не был.
Таким образом, срок на обращение в суд по требованиям от 16.12.2022 об уплате финансовых санкций не пропущен.
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. Положениями Закона N 27-ФЗ не предусмотрены ни порядок, ни срок взыскания задолженности. В то же время согласно абзацу 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статьей 115 НК РФ, регламентирующей срок давности взыскания штрафов, предусмотрено, что налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 названного кодекса. Статья 46 НК РФ, устанавливающая порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств с организаций и индивидуальный предпринимателей, не содержит правил исчисления срока взыскания задолженности в случае отмены судебного приказа.
Между тем, для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц, в пункте 3 статьи 48 НК РФ указано, что такие требования могут быть предъявлены не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Кроме того, в пунктах 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что заявление о выдаче судебного приказа подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Если задолженность не превышает 3 000 рублей, данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3 000 рублей, но не позднее трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате задолженности.
Частью 5 статьи 3 АПК РФ установлено, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства в арбитражных судах, арбитражные суды применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Поскольку статьями 46, 115 НК РФ не урегулирован срок на обращение в суд пенсионного фонда с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций в случае отмены ранее выданного судебного приказа, суд считает возможным применить к спорной ситуации положения статьи 48 НК РФ.
Данный правовой подход согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 21.01.2019 N 306-КГ18-16966 по делу N А12-7584/2018, от 22.01.2019 N 305-КГ18-17885 по делу N А40-250765/2017, от 23.01.2019 N 306-КГ18-17376 по делу N А12-7582/2018, в которых разъяснено о том, что, основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации), а также универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм задолженности после отмены судебного приказа, следует признать допустимым применение пункта 3 статьи 48 НК РФ по аналогии закона и к рассматриваемой по настоящему делу ситуации.
Данная правовая позиция по вопросу исчисления сроков обращения в суд по правилам статьи 48 НК РФ при отсутствии должной законодательной регламентации в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ранее высказывалась в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Правовая позиция о допустимости применения положений статьи 48 НК РФ при взыскании страховых взносов с иных субъектов, не являющихся физическими лицами, также изложена в пункте 14 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79), сохраняющем свою актуальность.
В этой связи, на основании статьи 2 Закона N 167-ФЗ применительно к пункту 3 статьи 48 НК РФ по требованиям органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, заявление о взыскании спорной суммы может быть подано в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.
В настоящем деле, определением Арбитражного суда Калининградской области от 05.06.2023 по делу N А21-5206/2023 судебный приказ от 04.05.2023 отменен в связи с поступлением возражений.
30.06.2023 Отделение обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании финансовых санкций.
Следовательно, установленный 6 месячный срок с даты отмены судебного приказа (05.06.2023), фондом не пропущен.
Доводы Общества о том, что срок подлежит исчислению с установленного п. 2.2. ст. 11 Закона N 27-ФЗ срока предоставления страхователем сведений по форме СЗВ-М за соответствующий отчетный период, отклоняются апелляционным судом как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.12.2023 по делу N А21-7921/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
Д.С. Геворкян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7921/2023
Истец: ОСФР по Калининградской области
Ответчик: ООО "Балтпромстрой"
Третье лицо: к/у Гуляренко Е.С.