г. Пермь |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А60-61408/2023 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Якушева В.Н.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и
Курганской области,
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 25 января 2024 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-61408/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Имени Калинина"
(ИНН 4508008695, ОГРН 1094508000366)
к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области (ИНН 6670446810, ОГРН 1169658148220)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 239/203-45 от 01.06.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Имени Калинина" (далее заявитель, общество, ООО Имени Калинина") обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением Управлению Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 239/203-45 от 01.06.2023.
Решением Арбитражного суда Свердловской области, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 16.01.2024, мотивированное решение изготовлено 25.01.2024), заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Управления по делу об административном правонарушении N 239/203-45 от 01.06.2023 о привлечении ООО "Имени Калинина" к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить обжалуемое решение.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции не учтено, что дело об административном правонарушении возбуждено и рассмотрено в отношении ООО "Имени Калинина" как юридического лица, а не в отношении его конкурсного управляющего, как должностного лица. В связи с этим административный орган извещал юридическое лицо, а не его законного представителя.
Также указал, что направление Свердловскстатом извещения о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела по юридическому адресу ООО "Имени Калинина", указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, соответствует требованиям части 3 статьи 25.15 КоАП РФ и принятию административным органом необходимых мер по надлежащему извещению заявителя о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения административного дела.
В дополнениях к жалобе Управление указало, что осуществление конкурсным управляющим полномочий руководителя должника не свидетельствует об обязанности его извещения по адресу нахождения конкурсного управляющего.
Конкурсный управляющий ООО "Имени Калинина" Лапузин А.В. представил возражения, в которых возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением выявлено нарушение ООО "Имени Калинина" требований действующего законодательства о предоставлении первичных статистических данных субъектам официального статистического учета, необходимых для проведения федеральных статистических наблюдений, а именно: общество не представило первичные статистические данные по форме N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" за первый квартал 2023 года.
Усмотрев в действиях (бездействии) ООО "Имени Калинина" признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), 17.05.2023 должностное лицо Управления составило в отношении общества протокол об административном правонарушении.
По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Управлением 01.06.2023 вынесено постановление N 239/203-45 о привлечении ООО "Имени Калинина" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии надлежащего извещения законного представителя общества о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении со стороны административного органа, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции на основании следующего.
В пункте 2.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О указано, что право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное статьей 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности.
Применительно к производству по делам об административных правонарушениях действующее законодательство предусматривает для лиц, привлекаемых к административной ответственности, ряд гарантий реализации права на защиту.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Таким образом, положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Несоблюдение такого порядка органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушит право привлекаемого лица на защиту.
Протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, в силу статьи 64 АПК РФ, статьи 26.2 КоАП РФ не может быть признан доказательством по делу.
В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (пункт 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ).
Указанные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении, уполномоченные должностные лица административного органа обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, в частности, заблаговременно известить это лицо о времени и месте совершения административных процедур.
Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные статьей 24.1 КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.
Порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, установлен статьей 25.15 КоАП РФ, согласно части 1 которой лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В обоснование заявленного требования о признании и отмене постановления административного органа о назначении административного наказания конкурсный управляющий ООО "Имени Калинина" в суде первой инстанции ссылался на то, что извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, направленное по юридическому адресу общества не получено, а конкурсный управляющий о времени и месте совершения данных процессуальных действий вообще не извещался, что является нарушением ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ.
Между тем, в силу требований части 3 статьи 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. То есть вся корреспонденция юридическому лицу подлежит направлению по месту его нахождения.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что извещение о времени и месте рассмотрения дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью).
Кроме того в абзаце 2 пункта 6 Пленума N 5 разъяснено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу, либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
Такая позиция направлена на пресечение возможности уклонения от административной ответственности путем неполучения корреспонденции и последующей неявки на рассмотрение дела об административном правонарушении.
В соответствии с данными единого государственного реестра юридических лиц адресом места нахождения ООО "Имени Калинина" является: 641913, Курганская область, Каргапольский р-н, с. Осиновское, ул. Центральная, 1Б.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 07.07.2021 (резолютивная часть от 01.07.2021) по делу N А34-14940/2020 ООО "Имени Калинина" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыта процедура конкурсного производства, исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на Бакину О.А.
Определением Арбитражного суда Курганской области от 28.09.2021 (резолютивная часть) удовлетворено ходатайство и.о. конкурсного управляющего ООО "имени Калинина" Бакиной О.А. об освобождении ее от исполнения обязанностей по делу N А34-14940/2020 конкурсного управляющего ООО "имени Калинина".
Определением Арбитражного суда Курганской области от 28.09.2021 (резолютивная часть) конкурсным управляющим ООО "Имени Калинина" утвержден Лапузин А.В.
С учетом вышеизложенного на момент рассмотрения Управлением дела об административном правонарушении законным представителем ООО "Имени Калинина" являлся Лапузин А.В.
При этом информация о введении в отношении юридического лица процедуры конкурсного производства является открытой и опубликована в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, а также в газете "Коммерсантъ".
В указанных открытых источниках для направления корреспонденции конкурсному управляющему ООО "Имени Калинина" Лапузину А.В. указан адрес: 640002, г. Курган, ул. М.Горького, д. 158 кв. 22.
Протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Имени Калинина" составлен, а оспариваемое постановление вынесено Управлением в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.
Между тем, судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, извещения о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении направлялись почтой России по юридическому адресу ООО "Имени Калинина", указанному в Едином государственном реестре юридических лиц: 641913, Курганская область, Каргапольский р-н, с. Осиновское, ул. Центральная, 1Б.
ООО "Имени Калинина" было вызвано на составление протокола об административном правонарушении 17.05.2023 к 09 часам 45 минутам.
Извещение о вызове ООО "Имени Калинина" на составление протокола об административном правонарушении направлено 20.04.2023 и согласно отчету об отслеживании почтового отправления 03.05.2023 возвращено из-за истечения срока хранения.
Рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 01.06.2023 в 15 часов 20 минут.
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вместе с протоколом об административном правонарушении направлено 17.05.2023 и согласно отчету об отслеживании почтового отправления 31.05.2023 возвращены из-за истечения срока хранения.
Извещения направлены заблаговременно, что свидетельствует о принятии административным органом необходимых мер по надлежащему извещению заявителя о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения административного дела.
Факт извещения ООО "Имени Калинина" о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заявитель отрицает, указав, что ООО "Имени Калинина" признано несостоятельным должником (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, о чем в выписке из ЕГРЮЛ размещены соответствующие сведения, в связи с чем юридически значимые сообщения, адресованные обществу, должны были быть направлены конкурсному управляющему.
Данный довод суд апелляционной инстанции отклоняет на основании следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Такую же обязанность несут члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.).
В соответствии с пунктом 2 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условии предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
Исходя из того, что Законом о банкротстве на конкурсного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника (статья 20.2 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 8 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях (пункт 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 94 и пункт 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и т.п.), а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменения места нахождения юридического лица.
В рассматриваем случае установлено, что на момент совершения правонарушения, а также направления копии обжалуемого постановления, ООО "Имени Калинина", в результате объявления банкротом, не прекратило свою деятельность, а в ЕГРЮЛ не внесена запись о ликвидации общества.
Таким образом, именно конкурсный управляющий обязан обеспечить получение почтовой корреспонденции, направляемой по месту регистрации и нахождения юридического лица, в отношении которого введена процедура банкротства и не прекратившего свою деятельность.
Ненадлежащая организация деятельности по своевременному получению и обработке входящей корреспонденции, поступающей по адресу нахождения общества, относится к рискам юридического лица и его руководителя, которым является конкурсный управляющий.
При этом осуществление конкурсным управляющим полномочий руководителя должника не свидетельствует об обязанности административного органа направлять извещения по адресу нахождения конкурсного управляющего. Направление административным органом извещения о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела по юридическому адресу ООО "Имени Калинина", указанному в ЕГРЮЛ, в рассматриваемом случае соответствует требованиям части 3 статьи 25.15 КоАП РФ и принятию административным органом необходимых мер по надлежащему извещению общества дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения административного дела.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о наличии со стороны административного органа, нарушений процедуры привлечения ответчика к административной ответственности.
Доводы конкурсного управляющего об отсутствии события административного правонарушения в связи с тем, что общество является субъектом малого предпринимательства и не обязано представлять сведения по форме N П-4, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Как разъяснено в ответе на 6 вопрос Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 03.07.2013, из анализа юридического состава административного правонарушения, сформулированного в диспозиции статьи 13.19 КоАП РФ, следует, что объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета и составляющие предмет регулирования Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации". С объективной стороны это административное правонарушение выражается в несоблюдении порядка предоставления информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее предоставления, а равно в предоставлении недостоверной статистической информации.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, могут выступать как должностные, так и юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием у субъекта вины, которая заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, урегулированы Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона N 282-ФЗ федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.
Частью 1 статьи 8 Закона N 282-ФЗ установлено, что респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, иных данных, передача которых предусмотрена положениями настоящего Федерального закона, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление первичных статистических данных (лица, уполномоченного предоставлять первичные статистические данные от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и иных данных и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки первичных статистических данных (часть 3 статьи 6 Закона N 282-ФЗ).
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4 статьи 6 Закона N 282-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение N 620).
В силу пункта 3 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
На основании пункта 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4 статьи 6 Закона N 282-ФЗ).
Непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 14 Положения N 620).
Приказом N 532 утвержден Статистический инструментарий для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, в том числе, форма федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников".
Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" утверждены Приказом Росстата от 22.12.2023 N 678 (Указания).
В соответствии с Указаниями первичные статистические данные (далее - данные) по форме федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" (далее - форма) предоставляют юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (кроме субъектов малого предпринимательства), а также некоммерческие организации всех форм собственности, осуществляющие все виды экономической деятельности:
2) ежеквартально (данные заполняют по всем графам за период с начала года):
юридические лица - коммерческие организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, и некоммерческие организации, средняя численность работников которых в течение двух предыдущих лет не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и годовой оборот организации в течение двух предыдущих лет не превышает 800 млн. рублей.
Юридические лица предоставляют данные по форме федерального статистического наблюдения в территориальный орган Росстата по месту фактического осуществления деятельности.
Срок сдачи формы N П-4 с 1-го рабочего дня по 15-е число после отчетного месяца (квартала).
В случае отсутствия наблюдаемого явления респондент должен направить подписанный в установленном порядке отчет по форме за отчетный период, не заполненный значениями показателей ("пустой" отчет по форме).
Во всех представляемых отчетах такого вида должен заполняться исключительно титульный раздел формы, а в остальных разделах не должно указываться никаких значений данных, в том числе нулевых и прочерков.
Организации, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве, предоставляют данные по указанным формам до завершения согласно статье 140 конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
Поскольку общество в отчетный период субъектом малого предпринимательства не являлось (сведения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении общества внесены 10.07.2023), сведения о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц не внесены, общество было обязано представить данные по форме федерального статистического наблюдения в территориальный орган Росстата по месту фактического осуществления деятельности.
Вместе с тем отчет по форме N П-4 за 1 квартал 2023 года в адрес Управления к установленному сроку не предоставлен.
Факт нарушения заявителем изложенных выше требований действующего законодательства подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 17.05.2023 и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения установленной обязанности.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено, в связи с чем вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
При установленных по делу обстоятельствах следует признать доказанным наличие в деяниях ООО "Имени Калинина" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение рассматриваемого административного правонарушения соблюден.
Основания для квалификации совершенного административного правонарушения в качестве малозначительного (статья 2.9 КоАП РФ), замены административного штрафа на предупреждение (часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ) судом апелляционной инстанции не установлены.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено обществу в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 13.19 КоАП РФ. По убеждению суда апелляционной инстанции, назначенное административное наказание в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести.
Поскольку суд апелляционной инстанции находит неподтвержденными, изложенные в решении суда выводы о наличии со стороны Управления, нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности, при этом факт наличия в деянии общества состава вменяемого правонарушения доказан, следует признать, что суд первой инстанции необоснованно удовлетворил требования ООО "Имени Калинина".
При установленных выше обстоятельствах апелляционная жалоба заинтересованного лица подлежит удовлетворению, решение Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-61408/2023 - отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ), с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований общества.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области (резолютивная часть решения вынесена 16.01.2024, мотивированное решение изготовлено 25.01.2024) по делу N А60-61408/2023, принятое в порядке упрощенного производства, отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
В.Н. Якушев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-61408/2023
Истец: ООО "ИМЕНИ КАЛИНИНА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ