г. Москва |
|
15 мая 2024 г. |
Дело N А40-231917/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кухаренко Ю.Н., рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.01.2024 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-231917/23 по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295ИНН: 7708503727) к акционерному обществу "ОМК Стальной Путь" (ОГРН: 1117746294115, ИНН: 7708737500), о взыскании,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к акционерному обществу "ОМК Стальной путь" о взыскании 4 214 руб. 63 коп.
Решением суда от 16.01.2024 в иске отказано.
ОАО "Российские железные дороги", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что представленный в дело акт рекламации от 12 октября 2022 г. N 613 подтверждает факт неисправности вагона, в результате некачественно выполненного ремонта.
Полагает, что вывод суда о том, что выплаты работникам не являются ущербом Истца, сделан без учета норм права, подлежащих применению.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (по веб-адресу: https://9aas.arbitr.ru/) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: https://kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Как усматривается из материалов дела, 9 октября 2022 г. на 4 приемоотправочном пути станции Жихарево Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" остановлен грузовой поезд N 3218, следовавший со станции Колпино Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" назначением на станцию Приобье Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Грузовой поезд остановлен по показаниям аппаратуры КТСМ-02, расположенной на 72 км 2 ПК, у 20 вагона с головы состава N 54981345 нагрев буксы левой стороны (ось N 0029-235443-1988) с уровнем сигнализации "Тревога - 1" (температура нагрева 69°С).
Вагон N 54981345 отцеплен в текущий отцепочный ремонт по коду классификатора неисправностей грузовых вагонов КЖА 2005 157 (нагрев подшипника в корпусе буксы/под адаптером выше нормы по показаниям средств автоматизированного контроля) и 912 (претензии к качеству выполнения деповского ремонта), что подтверждается ВУ-23-М, ВУ-36-М.
Порядок расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы установлен Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утв. 18 марта 2020 г. Президентом НП "ОПЖТ" В.А. Гапановичем.
Согласно Регламенту результаты расследования оформляются рекламационным актом, в котором отражается характер дефекта, причина появления дефекта и определяется виновное предприятие.
Пунктом 2.7. Регламента предусматривается, что для расследования причин отцепок и составления рекламационного акта вагонное эксплуатационное депо создает комиссию под председательством начальника или его заместителя, в состав которой входят руководитель производственного участка и специалист, ответственный за ведение рекламационно-претензионной работы данного вагонного эксплуатационного депо. В состав комиссии по собственной инициативе могут войти представители вагоноремонтного предприятия, производившего ремонт данного вагона, представители ВСЗ, если вагон отцеплен до первого планового вида ремонта, а также иные, определенные владельцем вагона, заинтересованные лица.
В соответствии с п. 2.2 Регламента владелец вагона, а также ВРП, ВСЗ и ПЗК могут самостоятельно контролировать внеплановые отцепки вагона в ремонт в период его эксплуатации до истечения срока гарантии на вагон.
Телеграммой N 1936 от 10 октября 2022 г., АО "ОМК Стальной путь", было уведомлено о необходимости командирования представителей для проведения совместного расследования по факту отцепки вагона N 54981345. Представитель АО "ОМК Стальной путь" явился для проведения совместного расследования, акт-рекламацию подписал, возражения не представил. Таким образом, представитель согласился с заключением комиссии.
При комиссионном рекламационном расследовании установлено, что основной причиной выявленной неисправности вагона N 54981345, явилось нарушение АО "ОМК Стальной путь" п. 25.2.1., 25.2.2 "Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм" N РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 (утв. на 67-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от 19-20.10.2017) в части выявления механических повреждений на лабиринтном кольце и лабиринтной части корпуса буксы (а именно задиры, забоины на лабиринтном кольце и лабиринтной части корпуса буксы, шелушение дорожек качения наружного, внутреннего колец и роликов заднего подшипника).
Вагону N 54981345 проведен текущий отцепочный ремонт в эксплуатационном вагонном депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский Октябрьской дирекции инфраструктуры, что подтверждается ВУ-23-М, ВУ-36-М.
Согласно справке ИВЦ ЖА 2653 (п. 33) деповской ремонт вагона N 54981345 был проведен в марте 2022 г. в ВЧДР Сосногорск АО "ВРК-3" (код предприятия 735). В 2021 г. АО "Вагонная ремонтная компания - 3" (АО "ВРК-3") получило новое название -АО "ОМК Стальной путь".
Выполнение деповского ремонта предназначено для восстановления эксплуатационного ресурса вагона, близкого к первоначальному с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые. Условие о возможном ограничении ответственности подрядчика ввиду проведения текущего ремонта между плановыми ремонтами в заключенном между сторонами договоре отсутствует.
Осуществление деповского ремонта вагонов производится на основании "РД 32 ЦВ 587-2009. Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту" (утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 21 мая 2010 г. N 1078р).
В п. 16.6 Руководства по деповскому ремонту грузовых вагонов указаны узлы вагона, оборудование, детали и приборы, подвергающиеся испытаниям и проверкам. Контролю подвергаются: буксовый узел, колесные пары, тележки, автосцепное устройство, тормозное оборудование, рама, кузов, в том числе крыша вагона, двери, каркас кузова, котел цистерны, крышки люков полувагонов и другие загрузочные, разгрузочные устройства вагонов, наружное и внутреннее оборудование специальных вагонов, приспособления для навешивания запорно-пломбированных устройств.
В соответствии с п. 16.9 Руководства по деповскому ремонту грузовых вагонов на каждый отремонтированный вагон составляют уведомление формы ВУ-36-М, который подписывают начальник депо (заместитель или старший мастер) и приемщик вагонов. При этом, согласно п. 16.10 Руководства начальники вагоноремонтных предприятий, их заместители, несут ответственность за качество ремонта вагонов, а, следовательно, ответственность несет соответствующее вагоноремонтное депо и непосредственно - ответчик, чье подразделение производило деповской ремонт грузовых вагонов.
Следовательно, АО "ОМК Стальной путь" несет ответственность в рамках обнаруженной неисправности при отцепке вагона N 54981345.
По результатам проведенного расследования и в соответствии с п. 2.8 Регламента составлен акт-рекламация ВУ-41 N 613 от 12 октября 2022 г., согласно которому установлена вина АО "ОМК Стальной путь" (код предприятия 735).
В результате инцидента, вызванного отказом в работе технического средства вагона N 54981345, произошла задержка грузовых поездов: N3218 на 2 часа 12 минут, что подтверждается справкой о задержанных поездах, представленной в материалы дела, следовательно, соответствующий отказ технических средств относится ко 2-ой категории (п.2.1. Положения об учете, расследовании и анализе отказов в работе технических средств на инфраструктуре ОАО "РЖД" с использованием автоматизированной системы КАС АНТ и Положения об учете, расследовании и анализе технологических нарушений в перевозочном процессе на инфраструктуре ОАО "РЖД" с использованием автоматизированной системы КАСАТ".)
Размер ущерба, выразившегося в сверхнормативных затратах на топливно-энергетические ресурсы, вызванные простоем локомотива, определен ОАО "РЖД" с учетом Методики анализа результатов расхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на тягу поездов, утв. первым заместителем Министра путей сообщения РФ В.И. Ковалевым от 20 июня 1997 г., в соответствии с которыми устанавливается расход электрической энергии и дизельного топлива на тягу поездов, а также позволяют выполнять анализ изменения удельных расходов ТЭР на тягу поездов в грузовом, пассажирском и других видах движения с выявлением факторов, вызывающих перерасход и экономию ТЭР. Размер расходов на дополнительную оплату работы локомотивной бригады за время вынужденного простоя подтвержден соответствующим расчетом к настоящему исковому заявлению.
По смыслу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель выплачивает заработную плату как вознаграждение за труд, который совершает работник в процессе своей трудовой деятельности. При этом работодатель, выплачивая заработную плату (расходы), приобретает результаты труда своего работника (доходы).
Согласно должностным инструкциям машиниста локомотива, помощника машиниста локомотива, утвержденным Распоряжением ОАО "РЖД" от 22 июня 2009 г. N 1296 "О введении в действие типовых должностных инструкций работников эксплуатационных локомотивных депо ОАО "РЖД" (Вместе с Типовыми должностными инструкциями) (действующим в спорный период), работникам локомотивных бригад запрещено во время работы покидать локомотив. Помощник машиниста обязан не покидать кабину управления электровоза при следовании на запрещающий сигнал светофора, по станции и во всех других случаях, определенных нормативными документами. Во время вынужденной остановки поезда в пути следования локомотивная бригада обязана контролировать в установленном порядке работу устройств безопасности, радиосвязи.
Таким образом, работники локомотивных бригад, работающие на локомотивах, поезда которых задержаны в пути следования, простаивали, не выполняя свои трудовые обязанности из-за неисправности вагона N 54981345 по вине Ответчика.
С учетом времени задержки поездов N 3218 на 2 часа 12 минут, сумма ущерба ОАО "РЖД" составляет 4 214,63 руб., из них убытки в виде оплаты труда локомотивных бригад, которые в период вынужденного простоя не исполняли своей основной трудовой функции, отчислений на социальные нужды в размере 1 810,59 руб. (расчет убытков произведен из нормо-часа тарифной ставки машиниста и помощника машиниста локомотива на фактическое время задержки), а также затраты сверхнормативные траты на топливно-энергетические ресурсы, вызванные простоем локомотива - 2 404,04 руб.
Задержка поезда в пути следования повлекла за собой дополнительную (сверхнормативную, сверхурочную) работу, как самого локомотива, так и локомотивной бригады, поскольку во время задержки поезда локомотив продолжает работу для обеспечения работоспособности систем контроля за состоянием поезда. Локомотивная бригада также продолжает работу по обнаружению неисправности, вызову соответствующих специалистов, поддержанию работы всех систем локомотива и поезда. Время задержки поезда не является временем отдыха для локомотивной бригады, машинист и помощник машиниста не имеют возможности использовать данное время по своему усмотрению.
Таким образом, Истец нес расходы на оплату труда работников (локомотивной бригады), которые в период вынужденного простоя не исполняли своей основной трудовой функции, определенной в соответствии с уставными целями. В данном случае взыскиваемая сумма заработной платы выступает эквивалентом стоимости простоя и составляет 1 810,59 руб.
Размер ущерба в виде сверхнормативных трат на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР), вызванных простоем локомотивов, определен Истцом с учетом положений Методики анализа результатов расхода ТЭР на тягу поездов и составляет 2 404,04 руб..
Прейскурант N 10-01 Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами, утвержденный Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5 содержит исчерпывающий перечень включенных в тарифы работ и услуг, в который не включены услуги, связанные с простоем принятых к перевозке вагонов грузополучателя, грузового поезда в пути следования, с отцепкой вагонов и перегоном их в ремонт и обратно.
В адрес АО "ОМК Стальной путь" была направлена претензия от 1 июня 2023 г. N РНЮ-3/18пр-83, которая оставлена без удовлетворения.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права. Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии определенных условий гражданско-правовой ответственности.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
По мнению истца, совокупность вышеуказанных обстоятельств позволила сделать вывод о правомерности заявленных требований.
Однако, суд первой инстанции не смог согласился с позицией истца ввиду следующего.
ОАО "РЖД", ссылаясь на акт-рекламацию, составленный им в одностороннем порядке, заявлены требования о возмещении затрат ФОТ локомотивных бригад и затраты ТЭР.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" не является экспертной организацией и не вправе устанавливать виновность юридического лица, поэтому рекламации не могут являться безусловным доказательством вины ответчика.
В материалах дела отсутствуют доказательства причинно-следственной связи между выходом из строя конкретной детали и некачественно выполненными работами.
Данные обстоятельства должны выясняться в делах по спорам между заказчиком и подрядчиком, вина АО "ОМК Стальной путь" в причинении убытков истцу не доказана.
Согласно представленной истцом калькуляции ущерба, связанным с задержкой поезда, ОАО "РЖД" предъявлены ко взысканию также расходы по оплате труда локомотивных бригад (машиниста локомотива и помощника машиниста локомотива, в том числе: надбавки, премии, доплаты за работу с вредными условиями труда, выплаты по районным коэффициентам, зональная надбавка; отчисления на социальные нужды и расходы на энергоресурсы.
Общее понятие простоя приведено в статье 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из которой простой - это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.
В силу статей 2, 22 и 36 Трудового кодекса Российской Федерации выплата заработной платы является обязанностью работодателя, возникающей в результате заключения трудового договора между работником и работодателем.
То есть работники получают заработную плату независимо от неправомерных действий работодателя или иных лиц.
И выплаты таким работникам являются для организации как субъекта гражданских правоотношений не убытками, а его законодательно установленными расходами как работодателя.
В соответствии со статьей 155 ТК РФ при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по причинам, не зависящим от работодателя и работника, за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально фактически отработанному времени.
Кроме того, статьей 72.2 ТК РФ предусмотрена возможность перевода работников на необусловленную трудовым договором работу в случае простоя.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих достоверность отсутствия у истца, как работодателя, такой работы и невозможности обеспечить трудозанятость работников, материалы дела не содержат.
Выплаты работникам являются не ущербом, а условно-постоянными расходами. Работники истца числились как его постоянные работники и получали заработную плату независимо от действий ответчика.
В соответствии с пунктами 40 и 26 приказа Минтранса Российской Федерации от 09.03.2016 N 44, статьями 2, 22, 129, 135, 136 ТК РФ машинисты работают в сменах по 12 часов, а время ожидания отправления включается в рабочее время и подлежит оплате непосредственным работодателем - ОАО "РЖД".
На основании пункта 6.4 Типовой должностной инструкции машиниста тепловоза эксплуатационного локомотивного депо ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 22.06.2009 N 1296р, в должностные обязанности машиниста входит: "при выявлении неисправности на локомотиве или в составе поезда принимать все необходимые меры к быстрейшему ее устранению, а при невозможности устранения в установленное время - к освобождению перегона, не допуская сбоя графика движения поездов".
Время выявления и устранения неисправности, входит в основное рабочее время локомотивной бригады и оплачивается ОАО "РЖД" за выполнение основных функций.
Следовательно, расходы на оплату труда машиниста, помощника машиниста по устранению неисправностей подлежат оплате непосредственным работодателем - ОАО "РЖД", поскольку являются заработной платой, в связи с выполнением ими своих должностных обязанностей.
ОАО "РЖД" не представлены первичные документы, подтверждающие реально понесенные расходы, заявленные им в качестве убытков (платежные поручения, документы, подтверждающие размер и факт выплаты заработной платы, размер и факт оплаты электроэнергии и т.д.).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" сводный график движения поездов утверждается в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, на основании предложенных владельцами инфраструктур графиков движения поездов в пределах инфраструктур.
Согласно подпункту 10 пункта 4 Приложения N 10 к ПТЭ диспетчер поезда (ДНЦ) ведет график исполненного движения, на котором отмечает данные о движении поездов, а также все нарушения нормальной работы на участке.
Таким образом, расходы истца, в том числе, заработная плата машиниста локомотива и помощника машиниста, отчисления на социальные нужды, расходы на электроэнергию, не могут признаваться для него убытками, которые подлежат возмещению за счет ответчиков.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, Арбитражный суд Москвы пришел к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат, а в связи с чем, отказывает в иске.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
ОАО "РЖД", ссылаясь на акт-рекламацию, составленный им в одностороннем порядке, заявляет требования о возмещении затрат ФОТ локомотивных бригад и затраты ТЭР.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства причинно-следственной связи между выходом из строя конкретной детали и некачественно выполненными работами.
Данные обстоятельства должны выясняться в делах по спорам между заказчиком и подрядчиком, вина АО "ОМК Стальной путь" в причинении убытков истцу не доказана.
Согласно представленной истцом калькуляции ущерба, связанным с задержкой поезда, ОАО "РЖД" предъявлены ко взысканию также расходы по оплате труда локомотивных бригад (машиниста локомотива и помощника машиниста локомотива, в том числе: надбавки, премии, доплаты за работу с вредными условиями труда, выплаты по районным коэффициентам, зональная надбавка; отчисления на социальные нужды и расходы на энергоресурсы.
Вместе с тем оплата труда работников является не убытками истца, как субъекта гражданских правоотношений, а его законодательно установленными расходами как работодателя (статья 22, 157 Трудового кодекса Российской Федерации).
Вопрос, касающийся простоя и оплаты времени простоя, относится к сфере трудовых отношений и регулируется нормами трудового законодательства.
Общее понятие простоя приведено в статье 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), исходя из которой простой - это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.
В силу статей 2, 22 и 36 Трудового кодекса Российской Федерации выплата заработной платы является обязанностью работодателя, возникающей в результате заключения трудового договора между работником и работодателем.
То есть работники получают заработную плату независимо от неправомерных действий работодателя или иных лиц.
И выплаты таким работникам являются для организации как субъекта гражданских правоотношений не убытками, а его законодательно установленными расходами как работодателя.
В соответствии со статьей 155 ТК РФ при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по причинам, не зависящим от работодателя и работника, за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально фактически отработанному времени.
Кроме того, статьей 72.2 ТК РФ предусмотрена возможность перевода работников на необусловленную трудовым договором работу в случае простоя.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих достоверность отсутствия у истца, как работодателя, такой работы и невозможности обеспечить трудозанятость работников, материалы дела не содержат.
Выплаты работникам являются не ущербом, а условно-постоянными расходами. Работники истца числились как его постоянные работники и получали заработную плату независимо от действий ответчика.
Кроме того, убытки носят компенсационный характер и представляют собой санкцию за нарушение права конкретного лица, а не возмещение за выполнение данным лицом обязанности, возложенной на него законом.
Переложение на контрагентов текущих расходов, в том числе по оплате труда работников, противоречит понятию убытков как дополнительных расходов, которые лицо должно производить при его нарушенном праве в период восстановления этого нарушенного права.
Обязанность по выявлению и устранению неисправностей (вне зависимости от причин их возникновения - по вине третьих лиц, или иным причинам) является одной из функций локомотивной бригады.
Во время остановки поезда локомотивная бригада выполняла свои трудовые обязанности (функции).
В соответствии с пунктами 40 и 26 приказа Минтранса Российской Федерации от 09.03.2016 N 44, статьями 2, 22, 129, 135, 136 ТК РФ машинисты работают в сменах по 12 часов, а время ожидания отправления включается в рабочее время и подлежит оплате непосредственным работодателем - ОАО "РЖД".
Истец, с одной стороны, получал прибыль за перевозки поездов/осуществлял хозяйственную деятельность (то есть доставлял поезд в своих интересах и не понес дополнительных расходов), а с другой стороны - весь расход топлива за время перемещения всего поезда (а не только неисправного локомотива), а также расходы по оплате труда локомотивной бригады перекладывает на ответчика.
Переложение на контрагента текущих расходов противоречит понятию убытков, как дополнительных расходов, которые лицо должно производить при его нарушенном праве в период восстановления этого нарушенного права.
На основании пункта 6.4 Типовой должностной инструкции машиниста тепловоза эксплуатационного локомотивного депо ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 22.06.2009 N 1296р, в должностные обязанности машиниста входит: "при выявлении неисправности на локомотиве или в составе поезда принимать все необходимые меры к быстрейшему ее устранению, а при невозможности устранения в установленное время - к освобождению перегона, не допуская сбоя графика движения поездов".
Время выявления и устранения неисправности, входит в основное рабочее время локомотивной бригады и оплачивается ОАО "РЖД" за выполнение основных функций.
Следовательно, расходы на оплату труда машиниста, помощника машиниста по устранению неисправностей подлежат оплате непосредственным работодателем - ОАО "РЖД", поскольку являются заработной платой, в связи с выполнением ими своих должностных обязанностей.
Исходя из вышесказанного обязательства ОАО "РЖД" по оплате труда локомотивной бригады, а вследствие чего и отчисления на социальные нужды, возникают вне зависимости от выявления либо не выявления каких-либо недостатков в вагоне.
Доказательств несения дополнительных расходов в виде повышенного размера заработной платы своим работникам в материалах дела истцом не представлено.
Стоимость и количество электроэнергии/топлива, затраченных истцом, в связи с задержкой поездов, определена истцом расчетным путем, исходя из общих усредненных показателей за отдельно взятый период, без документального или иного достоверного подтверждения фактического количества и стоимости затраченных энергоресурсов.
Согласно распоряжению OAO "РЖД" от 03.11.2004 N 3517p "Об утверждении внутренних форм статистической отчетности по топливу, теплоэнергии, электроэнергии и смазочным материалам в локомотивном хозяйстве OAO РЖД" фактический расход электроэнергии определяется по показаниям электросчетчиков на электровозах и электросекциях; топлива - путем его замера в баке тепловоза, дизель-поезда, автомотрисы до и после поездки или простое в горячем состоянии (Раздел 2 приложений к указанному Распоряжению: Инструктивные указания о порядке составления внутренней формы статистической отчетности Txo-1 "Отчет о расходе топлива или электроэнергии на локомотивы и матор-вагонный подвижной состав бригадами депо").
Использованная истцом "Методика анализа результатов расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу" не может применяться для расчета расходов во время простоя в принципе, поскольку применяется для расчета расходов во время выполнения тяги.
В качестве единственного доказательства самого факта наличия убытка и его размера истец представил только расчет дополнительных расходов, связанных с задержкой поездов.
Таким образом, представленные ОАО "РЖД" справки и расчеты сами по себе, в отсутствие документов фактического несения ОАО "РЖД" затрат (расходов) и отвечающих требованиям первичного учтенного документа, не могут быть приняты в качестве надлежащих и допустимых доказательств по делу, подтверждающих факт причинения ущерба и/или размер ущерба.
ОАО "РЖД" не представлены первичные документы, подтверждающие реально понесенные расходы, заявленные им в качестве убытков (платежные поручения, документы, подтверждающие размер и факт выплаты заработной платы, размер и факт оплаты электроэнергии и т.д.).
Представленные истцом в дело: "Расчет фонда оплаты труда работников локомотивной бригады по инциденту", "Расчет дополнительного расхода ТЭР при задержке поездов по причине отказов технических средств" - носят односторонний справочно-информационный характер, а содержащиеся в них сведения не подкреплены какими-либо документами (доказательствами), отвечающими требованиям первичного учетного документа.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты экономического субъекта (в том числе организации), подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 252 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, представленные ОАО "РЖД" вместе с исковым заявлением справки и расчеты сами по себе, в отсутствие документов фактического несения ОАО "РЖД" затрат (расходов) и отвечающих требованиям первичного учтенного документа, не могут быть приняты в качестве надлежащих и допустимых доказательств по делу, подтверждающих факт причинения ущерба и/или размер ущерба.
Согласно пункту 1 Приложения N 6 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286 (далее -ПТЭ), основой организации движения поездов по инфраструктуре является сводный график движения поездов, который объединяет деятельность всех подразделений, выражает заданный объем эксплуатационной работы подразделений владельцев инфраструктур.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" сводный график движения поездов утверждается в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, на основании предложенных владельцами инфраструктур графиков движения поездов в пределах инфраструктур.
Согласно подпункту 10 пункта 4 Приложения N 10 к ПТЭ диспетчер поезда (ДНЦ) ведет график исполненного движения, на котором отмечает данные о движении поездов, а также все нарушения нормальной работы на участке.
На графике исполненного движения указываются задержки поездов и нарушения графика движения поездов, с указанием причин, их вызвавших.
Надлежащим доказательством, подтверждающим факт допущения задержек поездов, является график исполненного движения поездов.
Таким образом, расходы истца, в том числе, заработная плата машиниста локомотива и помощника машиниста, отчисления на социальные нужды, расходы на электроэнергию, не могут признаваться для него убытками, которые подлежит возмещению за счет ответчика.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.01.2024 по делу N А40-231917/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-231917/2023
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "ОМК СТАЛЬНОЙ ПУТЬ"