г. Москва |
|
03 мая 2024 г. |
Дело N А40-272669/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: В.А.Яцевой,
судей: |
И.В.Бекетовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Кутузова А.В.
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.02.2024 по делу N А40-272669/23-99- 3649,
по заявлению индивидуального предпринимателя Кутузова Андрея Вадимовича (ОГРНИП: 317410100015245, ИНН 410107255256)
к 1) Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве (ОГРН: 1047729038224, ИНН: 7729150007), 2) Департаменту экономической политики и развития города Москвы (ОГРН: 1027739830161, ИНН: 7710168515)
об обязании,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Кузнецов А.В. - по дов. от 10.05.2024; |
от заинтересованных лиц: |
1) Баринова А.И. - по дов. от 14.04.2024; 2) Макеева И.А. - по дов. от 19.12.2023 |
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кутузов Андрей Вадимович (далее также - заявитель, предприниматель, ИП Кутузов А.В.) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве (далее также - Инспекция), к Департаменту экономической политики и развития города Москвы (далее также - Департамент, ДЭПиР) с требованиями (с учетом изменения исковых требований, принятых судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее также - АПК РФ):
- обязать Инспекцию возвратить излишне взысканную сумму налога/штрафов/пени в размере 372 308 руб. 36 коп.;
- обязать Инспекцию начислить и уплатить проценты, начисленные на излишне уплаченную сумму налога, в размере 16 825 руб. 27 коп.;
- обязать Департамент исключить объект предпринимателя, расположенный по адресу: 119607, г. Москва, Мичуринский пр-т, д. 27 из Списка объектов осуществления торговли, осуществления торговли, подлежащих обложению торговым сбором.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
До начала судебного заседания в суд апелляционной инстанции поступил отзыв Департамента и Инспекции на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Представители сторон, явившиеся в судебное заседание апелляционного суда, поддержали свои доводы и возражения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьями 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и возражений на них, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департаментом выявлен объект обложения сбором, расположенный по адресу: г. Москва, Мичуринский пр-кт д, 27, дата возникновения объекта с 07.06.2022, о чем составлен Акт N 43869 от 17.08.2022 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором. Данный Акт направлен ДЭПиР в Инспекцию в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
На основании акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, предприниматель поставлен на учет как плательщик торгового сбора.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что является лицом, оказывающим услуги общественного питания, соответственно не является плательщиком торгового сбора.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 410 НК РФ торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городе федерального значения Москве сбор устанавливается настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации.
В городе федерального значения Москве торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору установлены Законом о торговом сборе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 411 НК РФ плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории города Москвы, в отношении которых нормативным правовым актом установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории города Москвы.
Пунктом 1 статьи 412 НК РФ определено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 413 Кодекса торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
При этом к торговой деятельности относится, в частности, такой вид торговли как: торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями) (пп. 1 п. 2 ст. 413 НК РФ).
Статьей 2 Закона о торговом сборе, в том числе, установлена ставка торгового сбора для торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (п. 1 ст. 2 Закона).
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 413 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях главы 33 "Торговый сбор" Кодекса, в том числе, используются следующие понятия: 1) объект осуществления торговли в отношении видов торговли, указанных в пункте 2 статьи 413 Кодекса, - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор; 2) торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
Согласно пункту 1 статьи 418 НК РФ полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей, осуществляются органами государственной власти города федерального значения Москвы.
В силу пункта 2 статьи 418 НК РФ орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 настоящей статьи, определяется законом города федерального значения Москвы.
В пункте 3 статьи 418 НК РФ указано, что уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
Согласно статье 4 Закона о торговом сборе полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 г. N 210-ПП, определено, что Департамент осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
В пункте 1.1 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 г. N 401-ПП, указано, что он устанавливает порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором, порядок выявления объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в отношении которых в налоговый орган не представлены уведомления или в отношении которых в уведомлениях указаны недостоверные сведения, а также порядок передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором.
Пунктом 1.2. Порядка также определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития города Москвы.
Согласно пункту 2.1. Порядка под сбором сведений об объектах обложения торговым сбором понимается получение Департаментом сведений из источников, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.
В целях сбора Департаментом сведений об объектах обложения торговым сбором Департамент торговли и услуг города Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, иные органы исполнительной власти города Москвы, Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Центр налоговых доходов", Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее по тексту - ГБУ "МКМЦН"), Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации, иные организации, подведомственные органам исполнительной власти города Москвы, осуществляют межведомственное взаимодействие, связанное со сбором и направлением информации об объектах осуществления торговли, размещенных на территории города Москвы, в Департамент в соответствии с регламентом, утвержденным Департаментом.
Пунктом 2.2 Порядка к числу источников сведений об объектах обложения торговым сбором отнесены, в частности:
- подведомственные федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти города Москвы государственные предприятия и государственные учреждения, в том числе Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Центр налоговых доходов", Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости", Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации (п. 2.2.3.).
В силу пункта 2.3 Порядка, обработка сведений осуществляется путем анализа и сопоставления полученной информации об объектах осуществления торговли.
Приказом Департамента от 14.06.2019 N 64-ПР утвержден Порядок осуществления Департаментом полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором (далее по тексту - Порядок передачи сведений).
Пунктом 2.1. Порядка передачи сведений установлено, что Объект осуществления торговли, размещенный на территории города Москвы, включается в Список объектов при одновременном соблюдении следующих условий:
2.1.1. Информация об объекте осуществления торговли получена Департаментом из источников, указанных в пунктах 2.2, 2.2 (1) Порядка, утвержденного постановлением N 401-ПГТ, а также в соответствии с Регламентом;
2.1.2. Полученная Департаментом информация об объекте осуществления торговли достоверна, актуальна и достаточна для составления акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акта о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором.
Согласно пункту 3.1. Порядка по результатам обработки информации Департамент составляет список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения (далее по тексту - Список объектов).
Список объектов подлежит опубликованию на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном Департаментом (п. 3.3. Порядка), и подлежит поддержанию в актуальном состоянии путем систематического обновления Департаментом не реже одного раза в месяц (п. 3.4. Порядка).
Во исполнение вышеназванных положений Департамент, получив от ГБУ "МКМЦН" информацию об объекте осуществления торговли, а именно: Информационную карту (дата получения информации о торговой деятельности на объекте - 07.06.2022) с приложением фотографий объекта, находящегося по адресу: г. Москва, Мичуринский пр-т, д. 27, комн.-, в котором Заявитель осуществляет торговую деятельность (далее по тексту - Объект), включил названный Объект в Список объектов.
Список объектов опубликован на официальном сайте Департамента (https://www.mos.ru/depr/) 27.07.2022, о чем Индивидуальному предпринимателю сообщено письмом от 27.07.2022 N ДПР-31-2854/22.. При этом вид торговли, осуществляемой через Объект, был определен как "торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов".
В соответствии с положениями пункта 4.1. Порядка организация или индивидуальный предприниматель, указанные в Списке объектов, вправе в срок не позднее 20 календарных дней со дня опубликования сведений об объекте осуществления торговли, включенном в Список объектов, на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет направить в Департамент обращение об исключении такого объекта из Списка объектов (далее по тексту - Обращение).
Судом первой инстанции установлено, что заявитель не воспользовался правом на подачу обращения об исключении объекта из Списка, размещенном на официальном сайте Департамента.
Пунктом 5.1. Порядка предусмотрено, что Департамент при выявлении объектов обложения торговым сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, составляет один из актов, указанных в пункте 5.2 настоящего Порядка. Указанные акты составляются в двух экземплярах: один для Уполномоченного органа, второй - для плательщика торгового сбора.
В качестве одного из видов актов, составляемых Департаментом, в п. 5.2 Порядка указан акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором (в случае выявления объекта обложения торговым сбором, в отношении которого в налоговый орган не представлено уведомление).
Согласно пункту 5.4. Порядка акты, указанные в пункте 5.2 настоящего Порядка, в случаях когда в срок, указанный в пункте 4.1 настоящего Порядка, в Департамент не поступило Обращение Заявителя составляются Департаментом в срок не позднее 5 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для направления Обращения, если вопрос об исключении объектов осуществления торговли из Списка объектов не вынесен Уполномоченным органом на рассмотрение Комиссии в соответствии с пунктом 4.4 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 8.1. Порядка организация или индивидуальный предприниматель, указанный в составленном Департаменте акте о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акте о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, вправе подать в Департамент жалобу об отмене соответствующего акта в срок не позднее 180 календарных дней со дня направления ему Департаментом информации.
Постановлением Правительства Москвы от 30.06,2015 г. N 402-ПП "О Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве" утверждено Положение о МВК (далее по тексту- Положение).
Согласно пункту 4.2 названного Положения, Комиссия осуществляет свою деятельность в форме заседаний. По итогам рассмотрения вопросов, указанных в пунктах 2.1.1. - 2.1.3. Положения, Комиссия принимает решения (п. 4.5 Положения).
Комиссия рассматривает, в частности, передаваемые Департаментом обращения организаций, индивидуальных предпринимателей, сведения о которых внесены в Список объектов, касающиеся исключения объектов осуществления торговли из Списка объектов (п. 2.1.2. Положения), а также передаваемые Департаментом жалобы организаций, индивидуальных предпринимателей, указанных в акте о выявлении нового объекта обложения торговым сбором или акте о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, касающиеся отмены акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акта о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором.
В соответствии с пунктом 4.8 Положения, решения Комиссии оформляются протоколом заседания МВК, который утверждается председателем Комиссии, а в его отсутствие -председательствующим на заседании заместителем председателя Комиссии.
Как следует из фактических обстоятельств дела, 17.08.2022 Департаментом был составлен Акт N 43869 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором (далее также - Акт N 43869), который с сопроводительным письмом от 19.08.2022 N ДПР-30-2633/22 был направлен в адрес заявителя.
Дополнительно ДЭПиР в материалы дела был представлен реестр на отправку почтовой корреспонденции, подтверждающий факт направления Акта в адрес заявителя 22.08.2022
Из материалов дела следует, что предприниматель воспользовался правом на подачу обращения от 09.10.2023 N 55364436 (вх. от 10.10.2023 N ДПР-30-2633/22(1)) по вопросу отмены Акта.
В связи с пропуском предпринимателем установленного срока для подачи в Департамент жалобы об отмене акта указанная жалоба не подлежала передаче на рассмотрение Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве. Информация об этом доведена до сведения заявителя письмом от 19.10.2023 N ДПР-30-2633/22(2).
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что Акт N 43869составлен Департаментом в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, а Объект используется для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, исходя из следующего.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции правомерно установлено, что торговая деятельность, осуществляемая предпринимателем через Объект, является объектом обложения торговым сбором.
К объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов, согласно пункту 1.6. Порядка, относятся объекты:
Расположенные в коридорах, холлах, вестибюлях отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также нежилых помещений в многоквартирных домах объекты осуществления торговли, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.6.1. Порядка);
Расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов, в том числе через окно выдачи товаров, без доступа покупателей в помещение (п. 1.6.2. Порядка);
Расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые двумя и более организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.6.3. Порядка).
Понятие "торгового объекта" для целей торгового сбора прямо в налоговом законодательстве не определено. В соответствии со статьей 11 НК РФ в данном случае подлежат применению нормы отраслевого законодательства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения сбора сведений об объекте установлено, что заявитель осуществляет торговую деятельность по адресу: г. Москва, Мичуринский пр-т, д. 27, комн. - (первый этаж).
Указанный объект с наименованием "CINNABON" оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями, что также подтверждается фотографиями, сделанными в ходе проведения сбора сведений.
По фотографиям, сделанным в ходе проведения сбора сведений видно, что объект был оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей, на объекте помимо расфасованной кулинарной продукции в заводской упаковке осуществлялась торговля прохладительными и газированными напитками, зерновым кофе. Данный товар был представлен на витринах также в заводской упаковке и не предназначался для употребления на месте. Товары были готовы к продаже, снабжены ценниками, присутствовал продавец.
Выкладка и демонстрация товара на Объекте по состоянию на 07.06.2022 подтверждена фотоматериалами, включенными в раздел 6 "Фотографии объекта осуществления торговли" Акта. Производство (изготовление) продукции общественного питания на объекте не осуществлялось.
В соответствии с п. 12 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 исполнитель услуги общественного питания обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация должна содержать, в том числе, фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов; сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов).
Согласно п. 8.5 "ГОСТ 30390-2013. Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населением. Общие технические условия" холодные блюда, закуски и напитки должны быть выставлены в порционированном виде в охлаждаемые прилавки-витрины, "салат-бары", которые пополняют продукцией по мере ее реализации в течение не более одного часа.
Согласно "ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (вместе с "Минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов")
- на предприятиях (объектах) общественного питания должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, а также хорошо заметные информационные указатели, обеспечивающие свободную ориентацию потребителей как в обычной, так и в чрезвычайной ситуации (п. 5.6);
- предприятия (объекты) общественного питания всех типов обязаны в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе: фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип предприятия и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске и/или в других местах, удобных для ознакомления потребителей в соответствии с нормативными правовыми документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт (п. 5.9);
- предприятия (объекты) общественного питания оснащаются мебелью (столами, стульями, креслами, барными и буфетными стойками), столовой посудой и приборами, столовым бельем, предметами декора, соответствующими интерьеру помещений и тематической направленности предприятия; предприятия (объекты) питания должны иметь меню различного дизайна на государственном языке и винную карту (и/или чайную, кофейную, десертную карты), по оформлению соответствующие специализации. Меню оформляется типографским или компьютерным способом. Допускается использование альтернативных форматов меню (грифельных досок, стендов, световых табло, сенсорных мониторов и дисплеев и др.) (п. 5.14).
В Приложении Б.1 к ГОСТу 30389-2013 предусмотрены минимальные требования к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов. К числу таковых для всех предприятий общественного питания относятся наличие вывески, отдельного входа для персонала и гостей, водоснабжение (горячее, холодное), канализация.
Исходя из фотографий, приложенных к Информационной карте, объект не отвечает требованиям предприятия общественного питания: не указаны сведения о пищевой ценности продукции общественного питания, не обеспечена порционность всех реализуемых товаров, отсутствует аварийный выход, а также объект не обеспечен водоснабжением (горячим, холодным), канализацией (отсутствует туалет).
Кроме того, объект заявителя не отвечает требованиям, предъявляемым к предприятиям общественного питания, содержащимся в санитарно-эпидемиологические правилах и нормах СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 N 32 (вступившие в силу с 1 января 2021 года), а также СанПиН 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001.
В соответствии с п. 3.14 СанПиН 2.3.6.1079-01 все стационарные организации оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук посетителей. Совмещение туалетов для персонала и посетителей не допускается.
В соответствии с п. 3.7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в целях исключения контактного микробиологического и паразитарного загрязнения пищевой продукции для посетителей и работников предприятий общественного питания должны быть оборудованы отдельные туалеты с раковинами для мытья рук. Для предприятий общественного питания, имеющих менее 25 посадочных мест, допускается наличие одного туалета для посетителей и персонала с входом, изолированным от производственных и складских помещений.
Однако, фотографии объекта подтверждают, что соответствующие требования предприятиям общественного питания на объекте не выполнены.
Также фотографиями подтвержден факт использования объекта для реализации уже изготовленной заявителем вне объекта продукцией, а, следовательно, подтверждается то обстоятельство, что изготовление (производство) продукции общественного питания на объекте не осуществляется. Поставка продукции на объект осуществляется заявителем в инициативном порядке без заказа потребителя услуги, товары (хлебобулочные, кондитерские изделия и пр.) продаются вне заказа по договору купли-продажи.
Производство и реализация продукции общественного питания подчиняется требованиям, определенным в Правилах оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N N1515, а именно:
Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг (п. 10 Правил);
Исполнитель обязан довести до сведения потребителя также следующую информацию об оказываемых услугах: перечень услуг и условия их оказания; наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов; сведения об объеме (весе) порций готовых блюд продукции общественного питания; сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (п. 9 Правил).
Однако фотографии, приобщенные к материалам дела Департаментом, подтверждают, в частности, что сведения о перечне услуг общественного питания и условия их оказания, пищевой ценности изделий, до потребителя на объекте не доведены. Информационная доска, размещенная на кассе, ценники на изделиях, сведения о весе, потребительских свойствах реализуемой продукции не содержат.
Представленные доказательства в своей совокупности и взаимосвязи опровергают довод заявителя о том, что торговая деятельность им не осуществляется, а на объекте оказываются услуги общественного питания.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о правомерности действий Департамента экономической политики и развития города Москвы по составлению Акта N 43869.
Как установлено п. 5.2. Постановления Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП, единственными ненормативными правовыми актами, которые составляются Департаментом при выявлении объектов обложения торговым сбором, в отношении которых в налоговый орган не, представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, являются Акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором (п. 5.2.1.) или Акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором (п. 5.2.2.).
Следовательно, именно составленный Департаментом Акт о выявлении объекта обложения торговым сбором, в отношении которого в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которого в уведомлении указаны недостоверные сведения, может как-либо влиять на права и законные интересы того или иного лица, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что Список Объектов не является ненормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указанные обстоятельства исключают возможность удовлетворение заявленных предпринимателем требований в части возложения обязанности на Департамент исключить объект предпринимателя, расположенный по адресу: г. Москва, Мичуринский пр-т, д. 27, из Списка объектов осуществления торговли, осуществления торговли, подлежащих обложению торговым сбором.
При выявлении объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, уполномоченный орган в течение пяти дней составляет акт о выявлении нового объекта обложения сбором или акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором и направляет указанную информацию в налоговый орган по форме (формату) и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Судом первой инстанции установлено, что Департаментом в соответствии с пунктом 4 статьи 418 НК РФ Акт N 43869 от 17.08.2022 о выявлении нового объекта обложения сбором направлен в Инспекцию.
Пунктом 2 статьи 116 НК РФ предусмотрена ответственность за ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком-организацией в налоговые органы по месту учета документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет ответственность, установленную пунктом 1 статья 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 200 руб.
Лицо, привлекаемое к ответственности надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки извещено.
Акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях от 17.10.2022 N 28557 и N 28558, направлены по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщику 19.10.2022 и получены 21.10.2022.
Возражения на акты проверок в Инспекцию не поступали, на рассмотрение материалов проверки 13.12.2022 г. предприниматель не явился.
Постановка на учёт в качестве плательщика торгового сбора была осуществлена на основании акта N 43869 от 17.08.2022 Департамента о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, находящегося по адресу: г. Москва, Мичуринский пр-т, д. 27, комн. -, (первый этаж), с датой постановки на учёт 07.06.2022.
В результате Инспекцией 19.12.2022 вынесены решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации N 3387 о привлечении лица к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 Кодекса, в виде взыскания штрафных санкций, с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность в размере 20 000 рублей и N 3386 о привлечении лица к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Кодекса, в виде взыскания штрафных санкций, с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность в размере 100 руб., которые направлены по телекоммуникационным каналам связи 26.12.2022 и получены налогоплательщиком 30.12.2022.
При расчёте налоговых санкций налоговым органом учтены обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность, в связи с чем начисленные суммы штрафов уменьшены в 2 раза.
В связи с правомерным составлением Департаментом акта N 43869 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, направленного в Инспекцию для принятия мер к уплате предпринимателем торгового сбора, оснований для возложения на Инспекцию обязанности аннулировать начисленные (выявленные) недоимки (задолженности) по торговому сбору, тем более начислить и уплатить проценты, начисленные на излишне уплаченную сумму налога, не имеется.
Судом первой инстанции принято во внимание, что конкретные ненормативные акты Инспекции, принятые в ходе процедуры принудительного взыскания торгового сбора, как и ее действия в целом, по настоящему делу предпринимателем не оспариваются.
Вместе с тем, заявитель полагает, что торговый сбор был взыскан дважды за один и тот же объект общественного питания, начиная с 2023 года.
Судом первой инстанции установлено, и заявителем не оспаривается, что по состоянию на 17.08.2022, когда был составлен Акт N 43869 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, истец осуществлял деятельность по адресу объекта: 119607, г. Москва, Мичуринский проспект, д. 27, ТЦ "ТИАРА", на первом этаже.
Согласно соглашению о расторжении от 30.12.2022 к договору аренды нежилого помещения N 1/1.1 от 03.08.2020 - договор расторгнуть соглашением сторон.
Согласно договору аренды нежилого помещения N 10/1.4 от 15.11.2022, акта приема передачи помещения от 01.01.2023, предприниматель арендует нежилое помещение N 2, расположенное на четвертом этаже здания по адресу: 119607, г. Москва, Мичуринский проспект, д. 27.
Согласно пункту 1 статьи 416 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в пункте 2 статьи 418 НК РФ уполномоченным органом в налоговый орган.
На основании пункта 2 статьи 416 НК РФ плательщик сбора представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.
Обязанность по уплате торгового сбора возникает у налогоплательщика с даты возникновения объекта обложения торговым сбором, указанная в уведомлении.
Плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.
Согласно с п. 4 ст. 416 НК РФ в случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности, с использованием объекта осуществления торговли плательщик торгового сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган.
Датой снятия с учета организации в качестве плательщика торгового сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении. Плательщик сбора представляет указанное уведомление не позднее пяти дней с даты прекращения осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой установлен сбор.
Судом первой инстанции установлено, что предприниматель поставлен на учет в качестве плательщика торгового сбора на основании Акта Департамента от 17.08.2022 N 43869 по адресу: 119607, Москва, Мичуринский проспект,27 (первый этаж).
24.01.2023 предпринимателем направлено уведомление по форме ТС-1 о постановке на учет в налоговый орган по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, по адресу объекта: 119607, г. Москва, Мичуринский проспект, д. 27, ТЦ "ТИАРА" (четвертый этаж).
Вместе с тем, 04.10.2023 налогоплательщиком представлено два уведомления (по первому и четвёртому этажу) о снятии с учета организации в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, в соответствии с которым деятельность прекращена 04.10.2023.
В соответствии с п. 8 статьи 416 НК РФ при нарушении плательщиком сбора срока подачи уведомления о прекращении использования объекта осуществления торговли (уведомления о прекращении осуществления деятельности, в отношении которой установлен сбор), датой прекращения использования объекта осуществления торговли (датой снятия с учета организации в качестве плательщика сбора) является дата представления в налоговый орган соответствующего уведомления.
То есть до тех пор, пока объект не был снят с учета плательщиком сбора самостоятельно, обязанность по уплате торгового сбора сохранялась за налогоплательщиком.
Учитывая, что до указанной даты заявителем не представлено уведомление о прекращении осуществления деятельности, в отношении которой установлен сбор, действия должностных лиц Инспекции, выразившееся во взыскании денежных средств, правомерны.
Несмотря на довод налогоплательщика об ошибочном направлении уведомления по форме ТС-1, налоговый орган не мог обладать информацией о месте и дате начала ведения деятельности, связанной с обложением торговым сбором, а руководствовался данными, представленными непосредственно заявителем и уполномоченным органом.
Заявителем не оспаривается, что до 04.10.2023 им не было представлено именно уведомление о прекращении осуществления деятельности, в отношении которой установлен сбор.
Факт осуществления или отсутствие осуществления через этот объект торговой деятельности не имеет значения для целей налогообложения, поскольку при самостоятельной постановке индивидуальным предпринимателем на учет объекта торговли, уплата торгового сбора производится в обязательном порядке с даты постановки его на учет до даты снятия с учета.
На основании изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что действия Инспекции в рассматриваемом случае не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит выводу, что нарушения законных прав и интересов заявителя, которые могут быть восстановлены с учетом предмета заявленных требований отсутствуют, что в силу статьи 198 АПК РФ исключает возможность удовлетворения заявленных требований при рассмотрении спора по существу.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку указанная совокупность оснований установлена не была, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Применительно к части 1 статьи 268 АПК РФ у апелляционного суда отсутствуют правовые основания для переоценки выводов суда первой инстанции
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.02.2024 по делу N А40-272669/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А.Яцева |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-272669/2023
Истец: Кутузов Андрей Вадимович
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 29 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ