город Омск |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А70-22779/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Сафронова М.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тихоновой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3703/2024) Администрации Нижневартовского района на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.02.2024 по делу N А70-22779/2023 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению Администрации Нижневартовского района (ОГРН 1028601870967, ИНН 8620008290, адрес: 628616, город Нижневартовск, улица Ленина, дом 6) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042, адрес: 625000, город Тюмень, улица Володарского, дом 10, офис 210), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600513061, ИНН 8601001187, адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27), о признании недействительными распоряжений от 06.09.2023 N 72-388-р, N 72-389-р, N 72-390-р, N 72-391-р, N 72-392-р, о признании отсутствующим права собственности муниципального образования Нижневартовский район на объекты недвижимого имущества,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Нижневартовского района - Агеева Светлана Александровна по доверенности от 14.08.2023 N 1-130Д сроком действия один год;
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе - Ткачук Алёна Андреевна по доверенности от 19.02.2024 N 72-01/2415 сроком действия один год;
УСТАНОВИЛ:
Администрация Нижневартовского района (далее - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - заинтересованное лицо, МТУ Росимущества, Росимущество) о признании недействительными распоряжений от 06.09.2023 N 72-388-р, N 72-389-р, N 72-390-р, N 72-391-р, N 72-392-р, о признании отсутствующим права собственности муниципального образования Нижневартовский район на объекты недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Росреестр, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 26.02.2024 по делу N А70-22779/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционными жалобами в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на грубое нарушение МТУ Росимущества процедуры передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, предусмотренной статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), указывая на нарушение трехдневного срока направления актов о передаче имущества органу местного самоуправления (решения от 06.09.2023, направлены 26.09.2023). Трехнедельный срок на подписание акта уполномоченным лицом органа местного самоуправления не соблюден. Передаточные акты были направлены в Администрацию с нарушением срока их направления и после того как управление Росимущества утвердило их в одностороннем порядке. Судом не учтены правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П, определении от 07.12.2006 N 542-0, определении от 04.12.2007 N 828-О-П, о недопустимости принятия соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке.
Администрация утверждает о том, что использование спорных помещений в качестве жилых не является возможным, так как из технических паспортов (представленных не в полном объеме) следует, что их ориентировочное месторасположение в районе застройки 3.3 км (4 объекта), на Северо-Восток от КСП-6 Самотлорского месторождения (1 объект), в районе вахтового посёлок КС- 3 "Аганская" (1 объект). Указывает, что ни одно муниципальное образование или населенный пункт Нижневартовского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не расположен на территории Самотлорского месторождения нефти, равно как и вахтовый посёлок КС-3 "Аганская" не расположен в границах ни одного муниципального образования или населенного пункта Нижневартовского муниципального района. Кроме того, экспликациями технических паспортов подтверждается фактическое отсутствие жилых помещений в зданиях.
МТУ Росимущества представило отзыв на апелляционную жалобу.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции, проводимом с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель МТУ Росимущества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя подателя жалобы и МТУ Росимущества, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Во исполнение поручений Президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Хуснуллина М.Ш., в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации, Росимуществом в адрес Территориальных органов Росимущества направлены информационные письма по порядку передачи федерального имущества на иной уровень собственности.
В этой связи, Территориальным органам Росимущества было поручено до конца 2023 года завершить работу по минимизации объектов жилищного фонда путем передачи их на иной уровень публичной собственности на основании распорядительного акта территориального органа, в том числе в одностороннем порядке.
Письмом от 30.08.2023 N 72-06/12326 (зарегистрировано 05.09.2023 N 01-06-8030/3) (документ доступен для ознакомления в электронном виде в системе "Мой арбитр", приложение к заявлению Администрации от 25.10.2023 с наименованием файла "3. Копия письма росимущества от 05.09.2023 N 72-0612326") МТУ Росимущества обратилось в главе Нижневартовского района с предложением рассмотреть вопрос о принятии в собственность муниципального образования Нижневартовского района жилых помещений:
- здание арочное кадастровый номер 86:04:0000001:81556 по адресу: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск (УНИМО), площадью 646,6 кв.м.;
- жилой комплекс "СЖ-16" кадастровый номер 86:04:0000001:66680 по адресу: ХМАО-Югра, Нижневартовский район, 3,3 км на Северо-Восток от КСП-6 Самотлорского месторождения, площадью 319,5 кв.м.;
- общежитие "Вахта-80" кадастровый номер 86:04:0000001:47863 по адресу: ХМАО-Югра, р-н Нижневартовский, Вахтовый посёлок КС-3 "Аганская", общежитие "Вахта-80", площадью 921,6 кв.м.;
- жилой комплекс УНИМО-40 кадастровый номер 86:04:0000001:66678 по адресу: ХМАО-Югра, Нижневартовский район, 3,3 км на Северо-Восток от КСП-6 Самотлорского месторождения, площадью 421,5 кв.м.;
- жилой комплекс "ОК-16" кадастровый номер 86:04:0000001:66675 по адресу: ХМАО-Югра, Нижневартовский район, 3,3 км на Северо-Восток от КСП-6 Самотлорского месторождения, площадью 320,7 кв.м.;
- жилой комплекс УНИМО-40 кадастровый номер 86:04:0000001:83088 по адресу: ХМАО-Югра, р-н. Нижневартовский, 3,3 км на северо-восток от КСП- 6 Самотлорского месторождения, площадью 421,6 кв.м.;
- дом вахтовых рабочих кадастровый номер 86:11:0000000:70401 по адресу: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Ленина, 3/П, строение 1, Западный промышленный узел, панель 18, площадью 344 кв.м.;
- УНИМО-40 (лит. А) по адресу: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, Тюменская компрессорная станция (УНИМО-40), площадью 421,2 кв.м.
В ответ на письмо от 30.08.2023 N 72-06/12326 письмом от 14.09.2023 N 01-15-5136/3 (документ доступен для ознакомления в электронном виде в системе "Мой арбитр", приложение к заявлению Администрации от 25.10.2023 с наименованием файла "4. Копия письма главы района от 14.09.2023 01-15-513") Администрация запросила техническую документацию на данные объекты с указанием их фактического состояния, а также фотографии каждого объекта недвижимости и правоудостоверяющие документы. Кроме того, Администрация просила направить информацию о земельных участках, на которых расположены вышеуказанные объекты недвижимости.
06.09.2023 МТУ Росимущества приняло распоряжения N 72-388-р, N 72-389-р, N 72-390-р, N 72-391-р, N 72-392-р о безвозмездной передаче имущества, являющегося собственностью РФ, в собственность муниципального образования Нижневартовского района.
Письмом от 08.09.2023 N 72-06/13214 МТУ Росимущества направило Администрации акты о приеме-передаче объектов.
Согласно сведениям ЕГРН в период с 07.09.2023 по 11.09.2023 было зарегистрировано право муниципальной собственности муниципального образования Нижневартовский район на объекты: жилой комплекс "ОК-16" (кадастровый номер объекта 86:04:0000001:66680); жилой комплекс "Унимо-40" (кадастровый номер объекта 86:04:0000001:66678); жилой комплекс "Унимо-40" (кадастровый номер объекта 86:04:0000001:83088); жилой комплекс "ОК-16" (кадастровый номер объекта 86:04:0000001:66675).
Письмом от 25.09.2023 N 01-15-5330/3 (в ответ на письмо от 08.09.2023 N 72-06/13214) Администрация указала на то, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) объекты, предлагаемые к передаче, не относятся к имуществу, необходимому для осуществления полномочий органов местного самоуправления Нижневартовского района, не подлежат передаче в муниципальную собственность. Принятие решения о передаче объектов из федеральной собственности в муниципальную без учета волеизъявления органа местного самоуправления и объективной необходимости такой передачи для осуществления органом местного самоуправления своих полномочий противоречит определению Конституционного суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П. Администрация предложила рассмотреть вопрос об отмене распоряжений о безвозмездной передаче имущества.
Полагая распоряжения от 06.09.2023 N 72-388-р, N 72-389-р, N 72-390-р, N 72-391-р, N 72-392-р недействительными, а права собственности муниципального образования Нижневартовский район на спорные объекты недвижимого имущества отсутствующим, Администрация обратилась в суд с соответствующими требованиями.
26.02.2024 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (пункта 1 статьи 215 ГК РФ).
Порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления предусмотрен Законом N 122-ФЗ.
Частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ установлено, что в федеральной собственности может находиться:
- имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
- имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
- имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Установлено, что передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации осуществляется в следующем порядке.
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Закона N 131-ФЗ.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу пункта 6 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к названному постановлению, в том числе жилищный фонд, отнесены к муниципальной собственности и подлежат передаче в муниципальную собственность, независимо от того, на чьем балансе они находятся.
Исходя из содержания пункта 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1, объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
При этом в силу правовой позиции, изложенной в пункте 5 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 " 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, названные в приложении N 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
В соответствии с пунктом 5.12 Приказа Росимущества от 23.06.2023 N 131 "Об утверждении положений о территориальных органах Федерального агентства по управлению государственным имуществом" территориальный орган Росимущества осуществляет действия по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность в отношении защитных сооружений гражданской обороны, объектов жилищного фонда, за исключением объектов специализированного жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения эксплуатации объектов жилищного фонда, а также движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества.
Действительно, в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П, определении от 07.12.2006 N 542-0, определении от 04.12.2007 N 828-О-П недопустимо принятия соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке.
Арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 234-О-Р).
Как следует из материалов настоящего дела, оспариваемыми распоряжениями МТУ Росимущества предусматривается передача имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность муниципального образования Нижневартовского района объектов:
- общежитие "Вахта - 80", назначение: жилое, площадью 921,6 кв.м., количество этажей - 2, кадастровый номер 86:04:0000001:47863, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, Нижневартовский район, Вахтовый посёлок КС-3 "Аганская", общежитие "Вахта-80", право собственности Российской Федерации было зарегистрировано 06.11.2012, номер государственной регистрации 86-8602/058/2012-133;
- жилой комплекс "ОК-16", назначение: жилое, площадью 319,5 кв.м., количество этажей - 1, кадастровый номер 86:04:0000001:66680, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Нижневартовский район, Самотлорское месторождение нефти, 3,3 км на Северо-Восток от КСП-6, право собственности Российской Федерации было зарегистрировано 04.09.2007, номер государственной регистрации 86-72-16/030/2007-769;
- жилой комплекс "УНИМО-40", назначение: жилое, площадью 421,6 кв.м., количество этажей - 1, кадастровый номер 86:04:0000001:83088, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Нижневартовский район, Самотлорское месторождение нефти, 3,3 км на Северо-Восток от КСП-6, жилой комплекс "УНИМО40", право собственности Российской Федерации было зарегистрировано 04.09.2007, номер государственной регистрации 86-72-16/030/2007-771;
- жилой комплекс "УНИМО-40", назначение: жилое, площадью 421,5 кв.м., количество этажей - 1, кадастровый номер 86:04:0000001:66678, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Нижневартовский район, Самотлорское месторождение нефти, 3,3 км на Северо-Восток от КСП-6, право собственности Российской Федерации было зарегистрировано 04.09.2007, номер государственной регистрации 86-72-16/030/2007-772;
- жилой комплекс "ОК-16", назначение: жилое, площадью 320,7 кв.м., количество этажей -1, кадастровый номер 86:04:0000001:66675, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Нижневартовский район, Самотлорское месторождение нефти, 3,3 км на Северо-Восток от КСП-6.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о переходе прав на объект недвижимости (документы доступны для ознакомления в электронном виде в системе "Мой арбитр", приложение к ходатайству Росимущества о приобщении от 09.02.2024) данные объекты недвижимости имеют назначение "жилое", соответственно, входят в жилищный фонд и в силу правовой позиции, изложенной в пункте 5 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Оспаривая действительность распоряжений, Администрация настаивает на том, что использование спорных помещений в качестве жилых не является возможным, так как из технических паспортов следует, что их ориентировочное месторасположение в районе застройки 3.3 км, на Северо-Восток от КСП-6 Самотлорского месторождения, в в районе вахтового посёлок КС- 3 "Аганская", в то время как ни одно муниципальное образование или населенный пункт Нижневартовского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не расположен на территории Самотлорского месторождения нефти, равно как и вахтовый посёлок КС-3 "Аганская" не расположен в границах ни одного муниципального образования или населенного пункта Нижневартовского муниципального района.
Суд апелляционной оценивает приведенный довод Администрации в качестве ошибочного, поскольку выписками из ЕГРН подтверждается, что все объекты находятся на территории Нижневартовского района, соответственно, на территории муниципального образования.
Уставом Нижневартовского района прямо предусмотрено, что в границы территории Нижневартовского района в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.11.2004 N 63-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" входят как территории городских поселений: Излучинск, Новоаганск, территории сельских поселений: Аган, Вата, Ваховск, Зайцева Речка, Ларьяк, Покур, так и межселенные территории, находящиеся в пределах границ Нижневартовского района (пункт 6).
Доводы Администрации о том, что экспликациями технических паспортов подтверждается фактическое отсутствие жилых помещений в зданиях, являются необоснованными, так как в технических паспортах (документы доступны для ознакомления в электронном виде в системе "Мой арбитр", приложение к ходатайству Росимущества о приобщении от 09.02.2024) следует, что назначение объекта - жилое. Аналогичное назначение объектов отражено в ЕГРН.
При этом условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение предусмотрены нормами жилищного законодательства, которые предусматривают установленную процедуру.
Так, в силу статьи 23 ЖК РФ предусматривает, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (часть 1).
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений (часть 4 статьи 23 ЖК РФ).
Основания для вывода о том, что спорные объекты являются нежилыми, в рамках настоящего дела у суда отсутствуют.
Обстоятельства того, что ряд объектов имеет существенный процент износа, сами по себе не свидетельствуют о недействительности распоряжений, так как не исключают возможность проведения ремонта с целью использования по назначению или реализации имущества.
Доводы Администрации о том, что МТУ Росимущества допущено нарушение процедуры передачи имущества, а именно нарушен трехдневный срок направления актов о передаче имущества органу местного самоуправления, трехнедельный срок на подписание актом уполномоченным лицом органа местного самоуправления не соблюден, отклоняются судом апелляционной инстанции по причине того, что жилищный фонд напрямую отнесен к муниципальной собственности, а также с учетом того, что положения части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ предусматривают, что в случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Обстоятельства того, что акты были направлены позднее чем в трехдневный срок, а регистрации объектов проведена до истечения трехнедельного срока на подписание, сами по себе не влекут недействительность оспариваемых распоряжений.
Относительно требования заявителя о признания права отсутствующим на объекты недвижимого имущества судом установлено следующее.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Правом на иск об устранении препятствий, не связанных с лишением владения в силу статей 304, 305 ГК РФ обладает собственник, либо иной законный владелец, который владеет вещью, но лишен возможности пользоваться и (или) распоряжаться ею. Ответчиком является лицо, которое своим противоправным поведением создает препятствие, мешающее осуществлению правомочий по пользованию и распоряжению вещью.
Пунктами 52 - 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) предусмотрен такой способ защиты собственником своего права, как оспаривание зарегистрированного за другим лицом права или обременения путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими, в том числе, в случае, когда право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Из приведенных норм права следует, что целью заявления иска о признании права отсутствующим является защита прав собственника, прекращение нарушения его прав иными лицами (негаторный иск).
Однако в рамках настоящего дела Администрация, заявляя требования о признании права отсутствующим, фактически оспаривает регистрацию прав в отношении спорных объектов за муниципальным образованием, то есть за собой, в силу чего указанный механизм (подача иска о признании права отсутствующим) в данном случае применен не может быть, так как не связан с защитой прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не распределяются ввиду освобождения Администрации от обязанности по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации Нижневартовского района оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.02.2024 по делу N А70-22779/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-22779/2023
Истец: Нижневартовский район, действующий через администрацию Нижневартовского района
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ, ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре