г. Владивосток |
|
27 мая 2024 г. |
Дело N А59-61/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Столповской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Мерси Агро Сахалин",
апелляционное производство N 05АП-2158/2024
на решение от 23.02.2024
судьи Александровской Е.М.
по делу N А59-61/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению акционерного общества "Мерси Агро Сахалин" (ИНН 6501256318, ОГРН 1136501003968)
к Дальневосточному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2540106044, ОГРН 1042504366288)
о признании незаконным предписания N АТ-20-38/2021 от 30.08.2021 (с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 АПК РФ),
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу" (ФГБУ "ЦЛАТИ ПО ДФО", ИНН 2721111198, ОГРН 1042700130692),
при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мерси Агро Сахалин" (далее - заявитель, общество, АО "Мерси Агро Сахалин") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Дальневосточному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - административный орган, управление, Росприроднадзор) о признании незаконными и отмене акта проверки N 20/57-АТ от 30.08.2021 и предписания N АТ-20-38/2021 от 30.08.2021.
В ходе рассмотрения дела общество уточнило заявленные требования и просило признать незаконным и отменить предписание N АТ-20-38/2021 от 30.08.2021, заявив отказ от требования о признании незаконным и отмене акта проверки N 20/57-АТ от 30.08.2021. Уточненные требования в порядке статьи 49 АПК РФ приняты судом.
Решением от 23 февраля 2024 года суд принял отказ от требований в части признания незаконным и отмене акта проверки N 20/57-АТ от 30.08.2021. Производство по делу в указанной части прекратил.
Суд признал незаконным пункт 10 предписания Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N АТ-20-38/2021 от 30.08.2021. В удовлетворении остальной части требований отказал.
Не согласившись с судебным актом, АО "Мерси Агро Сахалин" обжаловало его в апелляционном порядке, просит отменить решение Арбитражного суда Сахалинской области от 23 февраля 2024 в части отказа в удовлетворении требований АО "Мерси Агро Сахалин" о признании незаконными пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15 предписания Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N АТ-20-38/2021 от 30.08.2021 и принять новый судебный акт об удовлетворении требований АО "Мерси Агро Сахалин" в полном объеме.
Общество считает, что Управлением в нарушение п. 5 ст. 200 АПК РФ не доказан факт сброса сточных вод, в том числе с превышением концентрации загрязняющих веществ, поскольку из представленных материалов установлено, что отбор проб сточной воды не осуществлялся, согласно данным из открытых источников (общедоступные картографические сервисы), фактическое место отбора проб (природной воды) находится на значительном удалении от места выпуска сточных вод, указанного в протоколе осмотра территории от 05.08.2021, соответственно не представляется возможным убедиться в том, что именно общество привносит какие-либо вещества в водный объект.
Общество указывает на нарушение ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" требований к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств, определенные ГОСТом 31861-2012, в связи с чем результаты анализа проб не могут быть признаны достоверными, в связи с чем пункты 1-6 обжалуемого предписания вынесены при отсутствии доказанности факта нарушений.
Заявитель не согласен с выводом административного органа, поддержанным судом, о том, что общество осуществляет размещение, утилизацию, обезвреживание отходов III-IV классов опасности (согласно заключению ФГБУ ЦЛАТИ по ДФО N 152/2021 от 20.08.2021), относящихся к подтипу отходов - навоз свиней.
Ссылаясь на СанПиН 2.1.3684-21, указывает, что обезвреживание навоза является обязательным технологическим процессом при содержании и разведении животных, в результате которого образующийся продукт жизнедеятельности свиней общество применяет в качестве продукции (органическое удобрение) в соответствии с ТУ 01.49.28.000-002-12280217-2017 "Органическое удобрение "Агромир" с соблюдением природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства. Данное органическое удобрение уже не является отходами - навозом свиным, которые относятся к III-IV классу опасности.
Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования своё отношение к жалобе не выразило, отзыв не представило.
Поскольку обществом в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, лица, участвующие в деле не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (п.5 ст.168 АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Основным видом экономической деятельности акционерного общества "Мерси Агро Сахалин" по данным ЕГРЮЛ является разведение свиней (код ОКВЭД 01.46).
Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка в отношении объектов негативного воздействия на окружающую среду - свиноводческий комплекс по производству до 62000 голов в год, расположенный по адресу: Сахалинская область, Анивский район, территория опережающего социально-экономического развития "Южная", с. Таранай, контролируемое лицо - АО "Мерси Агро Сахалин".
В ходе проверки выявлены нарушения требований частей 2,3 статьи 11, пунктов 1, 3 статьи 23, части 1 статьи 44, части 4 статьи 35, пункта 5 части 6 статьи 56, пункта 1 части 6 статьи 60, пункта 7 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ; статей 16, 16.1, части 3 статьи 16.4, части 1 статьи 22, частей 1,4 статьи 23, статьи 30 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", части 7 статьи 12, статей 14, 18, 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Результаты проверки зафиксированы в Акте N 20/57-АТ от 30 августа 2021 года.
Должностным лицом управления 30 августа 2021 года обществу выдано предписание N АТ-20-38/2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований:
1. Осуществление сброса сточных вод с очистных сооружений - установки очистки навозных и сточных вод свиноводческого комплекса New Logic Research ЖЛ^_-30-001-ТП с наличием превышения концентраций загрязняющих веществ (сульфат-анион, нитрит-ион, аммоний-анион, фосфат-ион) в водный объект р. Селезневка (согласно заключению ФГБУ ЦЛАТИ по ДФО N 124/2021 от 20.08.2021), которое может повлечь его загрязнение, засорение и (или) истощение.
2. Осуществление сброса сточных вод с очистных сооружений -установки очистки навозных и сточных вод свиноводческого комплекса New Logic Research N Л^_-30-001-ТП в границах водоохранной зоны р. Селезневка.
3. Осуществление сброса сточных вод с очистных сооружений -установки очистки навозных и сточных вод свиноводческого комплекса New Logic Research ЖЛ^_-30-001-ТП в водный объект р. Селезневка в отсутствие разрешения на пользование водным объектом.
4. Пользование водными объектам р. Селезневка в отсутствие установленных нормативов сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
5. Отсутствует плата за негативное воздействие на окружающую среду в части сброса сточных вод в водный объект р. Селезневка за 2020 год.
6. В декларации о плате за HBOC за 2020 год недостоверно представлены сведения, в части отсутствия указания информации о выпуске сточных вод в водный объект р. Селезневка.
7. Осуществляется обезвреживание отходов III-IV класса опасности (согласно заключению ФГБУ Щ1АТИ по ДФО N 125/2021 от 20.08.2021), относящихся к подтипу отходов - навоз свиней (код по ФККО-11251000000) в отсутствие положительного заключения экологической экспертизы на очистное сооружение - установка очистки навозных и сточных вод свиноводческого комплекса.
8. Размещение отходов III-IV класса опасности (согласно заключению ФГБУ по ДФО N 12 20.08.2021), относящихся к подтипу отходов - навоз свиней (код по ФККО 510 00 00 0) - на объекте (территория опережающего экономического развития "Южная") не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов (согласно протоколу лабораторных испытаний 8348, 8349, 8350 от 06.08.2019, проведенных ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области", АО "Мерси Агро Сахалин" в 2019, осуществлялся сброс сточных вод после очистки, образованных от свиноводческого комплекса в 3-х км от с. Таранай, Анивский район Сахалинская область, что указывает на осуществление работ в указанном комплексе с 2019 года, а, следовательно, осуществлялось образование отходов подтипа - навоз свиней (код по ФККО - I 12 510 00 00 0), к которому в свою очередь относятся виды отходов III-IV класса опасности).
9. Не осуществляется в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных (протоколы лабораторных испытаний N N 8348, 8349, 8350 от 06.08.2019, проведенные ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области") отходов III-IV класса опасности (согласно заключению ФГБУ ЦЛАТИ по ДФО N 125/2021 от 20.08.2021), относящихся к подтипу отходов - навоз свиней (код по ФККО - 1 12 510 00 00 0).
10. Отсутствует лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов III-IV класса опасности (согласно заключению ФГБУ ЦЛАТИ по ДФО N 125/2021 от 20.08.2021), относящихся к подтипу отходов - навоз свиней (код по ФККО - 1 12 510 00 00 0).
11. Отсутствует паспорт на образующиеся отходы III-IV классов опасности (согласно заключению ФГБУ ЦЛАТИ по ДФО N 125/2021 от 20.08.2021), относящихся к подтипу отходов - навоз свиней (код по ФККО - 1 12 510 00 00 0).
12. Не осуществляется плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещение отходов III-IV класса опасности (согласно заключению ФГБУ ЦЛАТИ по ДФО N 125/2021 от 20.08.2021), относящихся к подтипу отходов - навоз свиней (код по ФККО - 1 12 510 00 00 0) за 2020 год.
13. В декларации о плате за HBOC за 2020 год недостоверно представлены сведения, в части отсутствия указания информации об образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов III-IV класса опасности (согласно заключению ФГБУ ЦЛАТИ по ДФО N 125/2021 от 20.08.2021), относящихся к подтипу отходов - навоз свиней (код по ФККО - 1 12 510 00 00 0).
14. В статистической отчетности по форме N 2-ТП (отходы) за 2020 год представлены недостоверные сведения в части отсутствия информации об образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов III-IV класса опасности (согласно заключению ФГБУ ЦЛАТИ по ДФО N I25/2021 от 20.08.2021), относящихся к подтипу отходов - навоз свиней (код по ФККО - 1 12 510 00 00 0).
15. В отчетности производственного экологического контроля за 2020 год по объекту (код объекта N 64-0165-000517-П) представлены недостоверные сведения, в части отсутствия информации об образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов III-IV класса опасности (согласно заключению ФГБУ ЦЛАТИ по ДФО N 125/2021 от 20.08.2021), относящихся к подтипу отходов - навоз свиней (код по ФККО - 1 12 510 00 00 0).
Срок устранения нарушений установлен до 30.11.2021 (пункты 1,4,5,6,9,11,12,13,15), до 02.02.2022 (пункт 14) и до 28.02.2022 (пункты 2,3,7,8,10).
Не согласившись с предписанием управления, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Как следует из материалов дела, пунктами 1-6 Предписания обществу вменены нарушения, связанные с осуществлением сброса сточных вод с очистных сооружений в р. Селезневка (наличие превышения концентраций загрязняющих веществ, в границах водоохранной зоны, в отсутствие разрешения на пользование водным объектом, в отсутствие установленных нормативов сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, в отсутствие платы за негативное воздействие), что повлекло нарушение пункта 1, 3 статьи 23, части 1 статьи 44, части 4 статьи 35, пункта 5 части 6 статьи 56, пункта 1 части 6 статьи 60, пункта 5 части 15 статьи 65, частей 2, 3 статьи 11 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ); нарушение части 1 статьи 22, части 1, 4 статьи 23, части 1 статьи 16.1, части 3 статьи 16.4, статьи 16, статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Как установлено судом, АО "Мерси Агро Сахалин" осуществляет пользование водным объектом р. Сиговка (в предписании имеется ошибка в части указания "р. Селезневка") путем сброса сточных вод в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и с превышением установленных нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки N 20/57-АТ от 30.08.2021, заключением ФГБУ ЦЛАТИ по ДФО N 124/2021 от 20.08.2021.
Как следует из заключения ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" от 20 августа 2021 года N 124/2021, по результатам проведения лабораторных исследований проб природной воды водного объекта р. Сиговка, отобранных в месте смешения сточной воды в дренажной канаве (пробы NN 1. 4. 5), ниже смешения сточной воды с природной (проба N 2), выше смешения сточной воды с природной (фон) (проба N 3) установлено наличие превышений содержания загрязняющих веществ (сульфат-анион, нитрит-ион, аммоний-анион, фосфат-ион).
Таким образом, обществом осуществляется сброс загрязняющих веществ в водный объект, в связи с чем, доводы о том, что в соответствии с проектной документацией сброс производится на рельеф, суд обоснованно отклонил ввиду несостоятельности.
Доводы общества о том, что специалистами испытательного центра пробы сточной воды не отбирались, а также о нарушении ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" требований к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды также обоснованно были отклонены судом первой инстанции.
Из пояснений экспертной организации следует, что заявка Дальневосточного Росприроднадзора от 30.07.2021 исх. N 20-13/11831 содержит сведения об объектах контроля, в том числе и о сточных водах. Однако это не свидетельствует о том, что пробы по указанным объектам должны быть отобраны в любом случае. При направлении заявки в ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" предполагалось, что на территории контролируемого лица сбрасываются сточные воды. При обследовании территории было установлено, что сброс сточных вод в момент проведения контрольных мероприятий не осуществляется, соответственно пробы сточных вод специалистами испытательного центра не отбирались.
Вместе с тем, специалисты испытательной лаборатории в соответствии с ГОСТ 31861-2012 произвели отбор проб природной воды, которые свидетельствуют о наличии факта загрязнения обществом водного объекта вредными веществами.
При этом суд не установил при заборе проб существенных нарушений нормативных документов, регламентирующих отбор проб.
Не указание времени начала проведения исследования не является существенным нарушением, поскольку согласно подпункту h пункта 7.8.2 ГОСТ 1SO/IEC 17025-2019, отчет об отборе образцов, испытаниях должен содержать дату получения образцов для испытаний/отбора образцов. То есть указание на фиксацию времени в отчете отбора/испытаний (протоколе или акте отбора проб/испытаний) указанный ГОСТ не содержит.
В материалы дела представлены рабочие листы к протоколам испытаний, в которых отражается дата окончания проведения испытаний с соблюдением ГОСТ Р 58973-2020 "Правила к оформлению протоколов испытаний", утвержденных приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 августа 2020 г. N593.
В виду того, что материалами дела установлен факт загрязнения обществом водного объекта путем сброса сточных вод в р. Сиговка, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что предписание N АТ-20-38/2021 от 30.08.2021 в указанной части (пункты 1 -6) соответствует правовым нормам, содержащимся в приведенных выше нормативных правовых актах, является законным и обоснованным, соответственно, не нарушает права заявителя.
Оценивая доводы общества о незаконности пунктов 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15 оспариваемого предписания, суд приходит к следующему.
Возражения заявителя относительно нарушений, поименованных в указанных пунктах предписания, обусловлены несогласием общества с отнесением образующегося в результате деятельности свиного навоза к отходам, а не к побочному продукту, используемому в качестве удобрения, и как следствие, отсутствием необходимости по соблюдению положений федерального законодательства в части обращения с отходами производства.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки контрольным органом установлено осуществление АО "Мерси Агро Сахалин" деятельности по разведению свиней, в результате которой образуются отходы (навоз свиной), которые внесены в ФККО с присвоением кода (1 12 510 00 00 0), для данного вида отходов установлен IV класс опасности для окружающей среды.
В соответствии с положениями статьи 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Перечень образующихся в Российской Федерации отходов содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО), утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, который формируется на основании общности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.
ФККО включает в себя, в том числе, Блок 1 "Отходы сельского, лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства", в который входит подтип "Отходы животноводства (включая деятельность по содержанию животных)" (код ФККО 1 12 000 00 00 0), который включает в себя отходы III-V класса опасности, и данные виды отходов подлежат регулированию Федеральным законом N 89-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), в которой определяются основные понятия, использованные в названном законе, под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом;
под обращением с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
под сбором отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
под транспортированием отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
под утилизацией отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 названного Закона (в редакции Закона N 89-ФЗ, действовавшей в период проверки).
Также, согласно пункту 5.52 ГОСТ 30772-2001 под обезвреживанием понимается обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения.
Исходя из смысла понятия "обезвреживание отходов", установленного статьей 1 Закона N 89-ФЗ, а также понятия "обезвреживание", установленного ГОСТом 30772-2001, целью обезвреживания является снижение негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, уменьшение массы отходов, а не повторное использование.
Положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 "Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 N 36, определено, что навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.
Также в соответствии с пунктом 5.8 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 31.12.1987 N 4542-87, обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного (в течение 12 месяцев) выдерживания. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов свиноводческих предприятий 12 месяцев.
Навоз и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, могут быть использованы как органические удобрения.
Таким образом, в любом случае процесс образования такого продукта как "навоз" сопряжен с процессом его обезвреживания и обеззараживания, что в соответствии с положениями Федерального закона N 89-ФЗ относится к обращению с отходами.
Пунктом 7 Предписания обществу вменено: "осуществление обезвреживания отходов III-IV класса опасности, относящихся к подтипу отходов - навоз свиней (код по ФККО - 11251000000) в отсутствие положительного заключения экологической экспертизы на очистное сооружение - установка очистки навозных и сточных вод свиноводческого комплекса".
В соответствии с пунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.
По правилам пункта 7 статьи 30 Закона об экологической экспертизе осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами.
Общество, оспаривая законность указанного пункта предписания, обращает внимание, помимо отсутствия необходимости в целом выполнения предписанных действий, на то обстоятельство, что заключение экологической экспертизы выдается не на установку, а проектную документацию.
Однако, анализ вышеприведенных норм права, позволяет сделать вывод, что деятельность объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, возможна только при положительном заключении экологической экспертизы проекта такого объекта.
Как установлено судом, АО "Мерси Агро Сахалин" осуществляет производственную деятельность на территории свиноводческого комплекса по производству 62 000 голов в год, код объекта 64-0165-000520-П, II категории негативного воздействия на окружающую среду.
В ходе производственной деятельности общества образуется отход - навоз свиней.
На свинокомплексе используется система навозоудаления, которая предусматривает транспортировку стоков из навозных ям до очистных сооружений с последующим выпуском очищенных сточных вод в дренажную канаву, жидкая фракция поступает на очистное сооружение навозных стоков "New Logic Research)).
АО "Мерси Агро Сахалин" из плотной фракции навоза получает органическое удобрение "Агромир", на который имеются технические условия ТУ 01.49.28-002-12280217-2017.
Согласно пункту 4.1 Раздела 4 технологического регламента по производству органического удобрения "Агромир" (т.д.3, л.д.75), подготовка навозных стоков к использованию в качестве органического удобрения состоит из следующих операций:
- сбор навозных стоков в бетонные (герметичные) ванны навозоудаления, находящиеся непосредственно под производственными помещениями;
- перекачивание навоза по трубопроводу в открытые навозохранилища (лагуны);
- выдерживание в навозохранилище в течение 1 месяца;
- перекачка навозных стоков на установку очистки навозных стоков и сточных вод "New Logic Research";
- перемешивание твердой пластилинообразной фракции и концентрата фильтрата обратного осмоса;
- фасовка, складирование и внесение на поля.
При этом, в лагунах происходит выдерживание в течение 1 месяца и далее стоки перекачиваются на установку очистки навозных стоков и сточных вод "New Logic Research". После установки, твердая пластилинообразная фракция и концентрат фильтрата обратного осмоса перемешиваются в миксере и отправляются на площадку хранения, откуда вывозятся на поля или продаются местному населению.
В пункте 4.3 Раздела 4 технологического регламента по производству органического удобрения "Агромир" приведено описание работы установки очистки навозных стоков и сточных вод "New Logic Research", содержание которого, позволяет прийти к выводу, что в результате работы установки происходит обезвреживание отхода - свиного навоза.
Таким образом, объектом экологической экспертизы в рассматриваемом случае является проектная документация на очистное сооружение навозных стоков "New Logic Research", технологический процесс на котором заканчивается обезвреживанием отхода.
Таким образом, АО "Мерси Агро Сахалин", осуществляя хозяйственную деятельность по выращиванию и разведению свиней на территории свиноводческого комплекса по производству 62 000 голов в год, относящийся к объектам II категории негативного воздействия на окружающую среду, используя в процессе обращения с отходами производства объекты обезвреживания отходов производства, обязано было провести государственную экологическую экспертизу на указанные объекты.
Между тем, положительное заключение экологической экспертизы проектной документации у общества на момент контрольных мероприятий и выдачи предписания отсутствовало, что последним не оспаривается.
Учитывая, что данное обстоятельство свидетельствует о нарушении заявителем положений пункта 7.2 статьи 11 Закона N 174-ФЗ, коллегия соглашается с выводом первой инстанции, что у Управления имелись правовые основания для включения выявленного нарушения в оспариваемое предписание.
Пунктом 8 Предписания обществу вменено нарушение, выразившееся в размещение отходов III-IV класса опасности, относящихся к подтипу отходов - навоз свиней (код по ФККО 510 00 00 0) - на объекте (территория опережающего экономического развития "Южная") не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов".
В силу статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ размещением отходов является хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; накопление отходов -складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Возражая в указанной части, общество, со ссылкой на положения Технологического регламента по производству органического удобрения "Агромир", утвержденного генеральным директором в 2017 году, отмечает, что доказательства, подтверждающие хранение отходов сроком более чем 11 месяцев, не представлены, следовательно, размещение отходов не осуществлялось.
Однако общество не представило доказательств этому доводу. Напротив, представленные в материалы дела Технические условия 01.49.28.000-002-12280217-2017, Технологический регламент по производству органического удобрения "Агромир" свидетельствуют о том, что у общества имеются специальные площадки для хранения навоза.
Согласно Технологическому регламенту, при производстве операций по производству органического удобрения, рабочая документация включает в себя, в том числе, перечень образующихся отходов, протоколы аналитического контроля химического, биологического, радиоактивного загрязнения отходов и почв территории размещения отходов, справки, накладные, квитанции, и прочие документы о количестве и виде отходов, направленных на размещение, переработку, обезвреживание, журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристики.
Между тем, в ходе проведения контрольных мероприятий соответствующие доказательства у общества отсутствовали, на неоднократные предложения суда представить документы, подтверждающие наличие учета движения навозных стоков до их преобразования в удобрение, в том числе, выдерживание в навозохранилище в течение 1 -го месяца, срок хранения после смешения твердых и жидких фракций, наличие специально оборудованных мест для хранения готового продукта в виде удобрения, как предусмотрено в Технических условиях, представителем общества заявлено, что указанные документы отсутствуют, учет не велся.
Между тем, учитывая технологический процесс производства органического удобрения, наличие в нем последовательных действий с соблюдением установленных сроков (процесс переработки от 1 до 2 месяцев (твердая фаза), до 6-9 месяцев (жидкая)), предполагает наличие учета с целью соблюдения схемы преобразования сырья в органическое удобрение.
Отсутствие журнала производства работ, журналов утилизации, переработки отходов в побочный продукт, учета полученного удобрения, не позволяет установить соблюдение технических условий, и как следствие, признать обоснованным довод общества о хранении отходов мене 11 месяцев.
С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу, что предписание в указанной части является законным и обоснованным.
Пунктом 9 Предписания обществу вменено неосуществление в установленном порядке учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных (протоколы лабораторных испытаний N N 8348, 8349, 8350 от 06.08.2019, проведенные ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области") отходов III-IV класса опасности (согласно заключению ФГБУ ЦЛАТИ по ДФО N 125/2021 от 20.08.2021), относящихся к подтипу отходов - навоз свиней (код по ФККО - 1 12 510 00 00 0).
Обязанность по ведению такого учета установлена частью 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ. Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду.
Учету в области обращения с отходами подлежат все виды отходов IV классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели (пункт 4 Порядка).
Поскольку в материалы дела представлены доказательства отнесения отходов, образующихся в результате деятельности общества к подтипу отходов - навоз свиней (код по ФКО-1 12 510 00 00 0), общество было обязано в установленном порядке вести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов III-IV класса опасности.
Пунктом 11 обществу вменено нарушение статьи 14 закона N 89-ФЗ, выразившееся в отсутствие паспорта на образующиеся отходы III-IV классов опасности (согласно заключению ФГБУ ЦЛАТИ по ДФО N 125/2021 от 20.08.2021), относящихся к подтипу отходов - навоз свиней (код по ФККО - 1 12 510 00 00 0).
В силу статьи 14 закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (пункт 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ).
Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами.
Согласно пункту 3 Порядка учета N 1028 учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I - IV категории (далее -объекты НВОС), и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.
В силу пункта 4 названного Порядка учету в области обращения с отходами подлежат все виды отходов I-V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели.
При организации учета образующихся отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами проводятся паспортизация отходов и отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, установленном Минприроды России.
Организация учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов обеспечивается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц (пункт 6 Порядка N 1028).
В силу пункта 3 "Порядка паспортизации отходов I - IV классов опасности", утвержденных Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026, предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности, осуществляется паспортизация отходов I - IV классов опасности.
При паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, и паспорта отходов, не включенных в ФККО.
Для отходов, включенных в ФККО, паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, включенных в ФККО, согласно приложению N 2 к настоящему приказу (пункт 6 Порядка N 1026).
Поскольку в отношении предприятий, осуществляющих деятельность в сфере животноводства и птицеводства не установлено исключение, в виде освобождения от разработки и утверждения паспортов отходов, а также наличия проектов образования отходов производства и потребления и установления лимитов на их размещение, апелляционный суд соглашается с первой инстанцией, что оспариваемый пункт предписания является законным и обоснованным.
Пунктами 12-13 Предписания установлено, что в нарушение части 1 статьи 16.1, части 3 статьи 16.4, статьи 16, 16.1 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектом контроля не осуществляется плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) в части размещения отходов III-IV класса опасности (согласно заключению ФГБУ ЦЛАТИ по ДФО N 125/2021 от 20.08.2021), относящихся к подтипу отходов - навоз свиней (код по ФККО - 1 12 510 00 00 0) за 2020 год; в декларации об оплате НВОС за 2020 год недостоверно представлены сведения, в части отсутствия указания информации об образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов III-IV класса опасности.
Статьей 3, частью 1 статьи 16, частью 1 статьи 16.1, положениями 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ установлена обязанность и порядок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Поскольку общество в своей деятельности имеет объекты размещения отходов производства, требования Росприроднадзора о необходимости осуществления платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) в части размещения отходов III-IV класса опасности являются обоснованными.
Пунктами 14-15 Предписания установлено, что в нарушение статьи 18, 19 Закона N 89-ФЗ в статистической отчетности форме N2-ТП (отходы) за 2020 год представлены недостоверные сведения в части отсутствия информации об образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов III - IV класса опасности, относящихся к подтипу отходов - навоз свиней (код по ФККО- 1 12 510 00 00 0); в отчетности производственного экологического контроля за 2020 год по объекту (код объекта N 64-0165-000517-П) представлены недостоверные сведения, в части отсутствия информации об образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов III - IV класса опасности, относящихся к подтипу отходов - навоз свиней.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами -федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами.
Как следует из материалов дела, соответствующие сведения, поименованные в вышеприведенных положениях Закона N 89-ФЗ, обществом в отчетности не указывались, что было обусловлено позицией общества о том, что образующиеся отходы являются побочным продуктом, который используется для производства органического удобрения.
Однако, вопреки доводам общества, навоз свиней, являясь, в том числе, сырьем для органического удобрения, не перестает быть отходом, поскольку входит в Федеральный классификационный каталог отходов и является отходом IV класса опасности в соответствии с законодательством, действующем в проверяемом периоде.
То обстоятельство, что навоз свиней является сырьем для получения органического удобрения в соответствии с Техническими условиями, не опровергает факт образования в процессе деятельности хозяйствующего субъекта спорного отхода и не освобождает хозяйствующих субъект от исполнения установленных действующим законодательством обязанностей.
Схожая правовая позиция сформулирована в определении Верховного Суда РФ от 27.05.2020 N 309-ЭС20-6698 по делу N А60-13545/2019.
Между тем, как правильно отметил суд, учитывая, что в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие, что образующиеся в хозяйственной деятельности отходы III - IV класса опасности, относятся к подтипу отходов - навоз свиней (код по ФККО- 1 12 510 00 00 0), в том числе на основании заключения ФГБУ ЦЛАТИ по ДФО N 125/2021 от 20.08.2021, коллегия считает требование предписания в указанной части законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание N АТ-20-38/2021 от 30.08.2021 Дальневосточного межрегионального управлениям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15 является законным и обоснованным, выданным в соответствии с нормами действующего законодательства, в рамках предоставленных полномочий.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая, что при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 1 500 рублей, излишне уплаченная АО "Мерси Агро Сахалин" государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 23.02.2024 по делу N А59-61/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета акционерному обществу "Мерси Агро Сахалин" излишне уплаченную платежным поручением N 580 от 22.03.2024 государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-61/2022
Истец: АО "МЕРСИ АГРО САХАЛИН"
Ответчик: ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Третье лицо: Сахалинская межрайонная природоохранная прокуратура, ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических имерений по Дальневосточному Федеральному округу"