г. Саратов |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А06-11689/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Борисовой Т.С., Котляровой А.Ф.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свистуновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Ахтубинск-Водоканал" муниципального образования "Город Ахтубинск" в лице конкурсного управляющего Павлова Алексея Вячеславовича на решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 февраля 2024 года по делу N А06-11689/2021,
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Ахтубинск-Водоканал" муниципального образования "Город Ахтубинск" в лице конкурсного управляющего Павлова А.В.
к Министерству финансов Астраханской области, службе по тарифам Астраханской области
о взыскании убытков, в размере 60 703 954 рублей.
при участии в судебном заседании:
представителя муниципального унитарного предприятия "Ахтубинск-Водоканал" муниципального образования "Город Ахтубинск" в лице конкурсного управляющего Павлова Алексея Вячеславовича - Угрюмовой Е.Г., действующей на основании доверенности от 06.07.2023;
представителя службы по тарифам Астраханской области - Коротенко С.Г., действующей на основании доверенности от 08.05.2024,
в отсутствие представителя Министерства финансов Астраханской области,
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия "Ахтубинск-Водоканал" Муниципального образования "Город Ахтубинск" Павлов Алексей Вячеславович обратился в Арбитражный суд Астраханской области с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Министерству финансов Астраханской области и Службе по тарифам Астраханской области о взыскании убытков в размере 60 703 954 рублей.00 копеек.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 28 февраля 2024 года, с учетом дополнительного решения от 06 марта 2024 года, по делу N А06-11689/2021 принят отказ муниципального унитарного предприятия "Ахтубинск-Водоканал" муниципального образования "Город Ахтубинск" в лице конкурсного управляющего Павлова А.В. от заявленных исковых требований к Министерству финансов Астраханской области и службе по тарифам Астраханской области о взыскании убытков в размере 63 146 436 рублей 00 копеек, из них: за 2018год- 28 297 597 рублей 00 копеек и за 2019 год - 34 848 842 рубля 00 копеек.
Производство по делу N А06-11689/2021 в указанной части прекращено.
В удовлетворении исковых требований муниципального унитарного предприятия "Ахтубинск-Водоканал" муниципального образования "Город Ахтубинск" в лице конкурсного управляющего Павлова А.В. отказано.
Муниципальному унитарному предприятию "Ахтубинск-Водоканал" Муниципального образования "Город Ахтубинск" в лице конкурсного управляющего Павлова А.В. с депозитного счета Арбитражного суда Астраханской области возвращены денежные средства за оплату экспертизы в размере 790 000 рублей 00 копеек по платежным поручениям от 13.11.2023 N 1063, от 13.09.2022 N 1625 (платежные ордера от 14.09.2022 N 1625).
Муниципальное унитарное предприятие "Ахтубинск-Водоканал" муниципального образования "Город Ахтубинск" в лице конкурсного управляющего Павлова Алексея Вячеславовича обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от службы по тарифам Астраханской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали позицию по делу.
Представители Министерства финансов Астраханской области в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы Министерство финансов Астраханской области извещено надлежащим образом в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
В 2017 году Муниципальным образованием "Город Ахтубинск" (концедент), и МУП "Ахтубинск-Водоканал" (концессионер) и Правительство Астраханской области (третья сторона) заключено концессионное соглашение.
По условиям Соглашения МУП "Ахтубинск-Водоканал" обязуется спроектировать, создать, реконструировать и ввести в эксплуатацию недвижимое имущество, предназначенное для снабжения потребителей тепловой энергией и входящего в объект соглашения, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать; осуществлять теплоснабжение и технологическое подключение к централизованной системе теплоснабжения с использованием Объекта Соглашения и иного имущества в соответствии с действующим законодательством РФ.
Согласно пункта 2.1. объект Соглашения централизованные системы теплоснабжения МО "Город Ахтубинск", предназначенные для осуществления деятельности указанной в пункте 1.1. настоящего Соглашения, подлежащие созданию или реконструкции.
Концендент предоставляет Концессионеру во временное владение и пользование имущество в составе Объекта Соглашения и имущество, предназначенное для использование по общему назначению в Объектом Соглашения, в целях осуществления Концессионером деятельности, указанной в пункте 1.1. настоящего Соглашения (далее -иное имущество), на срок с даты, определенной пунктом 7.4 настоящего Соглашения, и по дату его возврата Конценденту, определяемому в соответствии с пунктами 8.5 или 8.6 настоящего Соглашения (п. 3 Соглашения).
Согласно пункту 5.1 Концессионер обязан за свой счет и за счет привлеченных средств создать новое и реконструировать переданное Концендентом имущество в составе Объекта Соглашения в соответствии с основными мероприятиями Концессионера и заданиями Концендента.
Основные мероприятия с описанием основных характеристик таких мероприятий и сроков их проведения приведены в приложении N 5 к настоящему Соглашению. Предельный размер расходов на создание и реконструкцию объекта соглашения, осуществляемых в течение всего срока действия соглашения Концессионером, составляет 21700 тысяч рублей (без НДС), приведенных в приложении N 7.
Согласно пункту 2.1 Устава МУП "Ахтубинск-Водоканал", утвержденного постановлением Главы администрации МО "Город Ахтубинск" 15.09.2011 N 417, создано в целях обеспечения коммунальными услугами населения (водоснабжение и канализация) и получения прибыли.
Основной вид деятельности предприятия забор, очистка и распределение воды (ОКВЭД 36.0)".
Дополнительный вид деятельности производство пара и горячей воды (тепловой энергии котельными (ОКВЭД 35.30.14), забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд (ОКВЭД 36.00.1), сбор и обработка сточных вод (ОКВЭД 37.0), строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения (ОКВЭД 42.21) и др.
В соответствии с пунктами 7.8 и 7.9 концессионного соглашения регулирование тарифов на производимые и реализуемые Концессионером товары, оказываемые услуги осуществляется Службой по тарифам Астраханской области.
При выявлении у Концессионера после реализации мероприятий, предусмотренных положением N 5 к настоящему Соглашению, иного вида деятельности - поставка потребителям тепловой энергии, орган регулирования утверждает тариф на тепловую энергию в соответствии с действующим законодательством с методом индексации.
Согласно пункта 12.1 настоящее соглашение вступает в силу с 01.01.2018 года, действует в течение пяти лет с даты начала использования/эксплуатации объекта Соглашения.
Постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 27 декабря 2017 г. N 210 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям МУП "Ахтубинск-Водоканал" установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, согласно приложению N 1.
Тарифы действовали с 01.01.2018 по 31.12.2022 с календарной разбивкой (пункты 1, 2 настоящего постановления) с учетом корректировки тарифов от 19.12.2018 N 124.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 28.05.2022 года по делу N А06-2967/2019 конкурсным управляющим МУП "Ахтубинск-Водоканал" утверждена кандидатура Павлова Алексея Вячеславовича.
В процедуре конкурсного производства конкурсным управляющим установлено, что в период с 01.01.2017 по 31.12.2019 МУП "Ахтубинск-Водоканал" осуществляло убыточную деятельность.
Иск конкурсного управляющего о взыскании убытков мотивирован тем, что убыточная деятельность Предприятия явилась следствием установления Службой по тарифам Астраханской области заниженных тарифов на отопление.
В обоснование иска представлено представлено экспертное заключение ООО АФ Информ-Аудит" (т 4 л.д.121).
Отказывая в удовлетворении иска Арбитражный суд Астраханской области исходил из того, что необходимые для наступления ответственности публично-правового образования признаки убытков (противоправность поведения нарушителя, выражающаяся в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти, установление факта причинения вреда, причинно-следственная связь между таким поведением и наступившим вредом, размер понесенных убытков) истцом не доказаны.
Вывод суда является правильным и переоценке по доводам апелляционной жалобы не подлежит в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Кодекса).
На основании статьи 16 Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Кодекса).
Таким образом, из приведенных норм следует, что убытки являются мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, заявившее требование об их взыскании, с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно доказать наличие совокупности следующих обстоятельств: наступление вреда, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками, а также размер убытков. Недоказанность хотя бы одного из перечисленных обстоятельств исключает возможность удовлетворения требования о взыскании убытков.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию осуществляется в порядке и на основании принципов, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания).
Пунктом 1 статьи 424 Кодекса установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу статьи 2 Закона о теплоснабжении оказание услуг по передаче тепловой энергии относится к регулируемому виду деятельности, то есть виду деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
Теплоснабжение осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Астраханской области в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области 06.04.2005 N 49-П "О службе по тарифам Астраханской области" является служба по тарифам Астраханской области.
В соответствии с действующим законодательством в сфере теплоснабжения муниципальное унитарное предприятие "Ахтубинск-Водоканал" Муниципального образования "Город Ахтубинск" осуществлял поставку тепловой энергии в спорный период по тарифам, утвержденным Службой по тарифам Астраханской области.
Все тарифные решения, принимаемые Службой, в том числе об установлении тарифов в сфере теплоснабжения, издаются в виде нормативных правовых актов.
В соответствии с Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения принятию решения об установлении тарифов предшествует экспертиза экономического обоснования предложений об установлении цен (тарифов) регулируемой организации.
Названными правилами, а также Регламентом открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам России от 07.06.2013 N 163, определен порядок принятия решений по утверждению тарифов на тепловую энергию: приказом назначается уполномоченное лицо, открывается дело по рассмотрению представленных к экспертизе документов на период регулирования, о чем организация уведомляется в письменном виде. Далее, решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии).
Так согласно письма МУП "Ахтубинск-Водоканал" ОТ 08.12.2017 года (Т. 4 л.д.25- 26) истец обратился за установлением тарифов на 2018-2020 года, по результатам рассмотрения которого Службой подготовлено экспертное заключение по материалам, представленным истцом (т. 4 л.д.27 -44), постановление от 27.12.20217 N 210 "О тарифах на тепловую энергию (мощность) поставляемую потребителям МУП "Ахтубинск-Водоканал".
Экспертное заключение Службы от 19.12.2017, по запросу МУП "Ахтубинск-Водоканал" от 16.01.2029 N 81, направлено письмом Службы от 16.02.2018 (Т. 4 л.д.47).
26.04.2018 письмом N 1044 МУП "Ахтубинск-Водоканал" (т. 4 л.д. 49) истец обратился за установлением (корректировкой) тарифов на 2019 года, по результатам рассмотрения которого Службой подготовлено экспертное заключение по материалам, представленным истцом (т. 4 л.д. 52-74) и вынесено постановление от 19.12.2018 N 124 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 27.12.2017 N 210".
Тарифы установленные постановлением службы от 27.12.2017 N 210 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям МУП "Ахтубинск-Водоканал" (ОГРН 1113022000574)" (с учетом корректировки тарифов постановлением службы от 19.12.2018 N 124 "О внесении изменения в постановление службы по тарифам Астраханской области от 27.12.2017 N210") в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации истцом не оспорены.
Довод Общества о неправомерном отказе судов в удовлетворении заявленного им ходатайства о проведении экономической экспертизы утвержденного тарифа отклоняется.
Назначение проведения экспертизы является правом, а не обязанностью суда.
При этом экспертиза назначается судом для разъяснения вопросов, требующих специальных знаний. При рассмотрении данного спора вопросы, подлежащие исследованию экспертом, у судов не возникли.
Экономическая обоснованность тарифов, утвержденных истцу, подтверждена представленными в материалы дела доказательствами, которые были предметом исследования и оценки судов по правилам статей 71, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являются достаточными для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения данного спора.
В рамках требований действующего законодательства Службой в тарифах учтены долгосрочные параметры регулирования в сфере теплоснабжения в соответствии с концессионным соглашением, которые формировались и предлагались к установлению МУП "Ахтубинск-Водоканал" при заключении концессионного соглашения.
МУП "Ахтубинск-Водоканал" осуществляет регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения и эксплуатацию объектов теплоснабжения на основании концессионного соглашения.
Законодательством в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предусмотрен ряд особенностей при установлении тарифов для организаций, у которых имеются концессионные соглашения.
В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, согласование значений долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера).
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" предложение о заключении концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водо-отведения, отдельные объекты таких систем, без проведения конкурса с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьями 10 и 42 Федерального закона (в том числе о значениях долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов), и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, направляется арендатором в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный данным предложением.
Таким образом, исходя из вышеназванной нормы именно МУП "Ахтубинск-Водоканал" формировались и предлагались к установлению долгосрочные параметры регулирования в сфере теплоснабжения в рамках концессионного соглашения.
Разделом IX (1) постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" регламентирован порядок согласования органом регулирования значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, представленном лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения.
Письмами от 21.08.2017 N 7584, от 18.09.2017 N 8431 администрацией МО "Город Ахтубинск" в адрес Службы был направлен проект концессионного соглашения в целях согласования значений долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера) и метода регулирования тарифов.
Письмами Службы от 04.09.2017 N СТ/03-12-2365, от 20.09.2017 N СТ/03-12-2558 вышеназванные параметры согласованы.
Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона N 115-ФЗ концессионное соглашение должно содержать, в том числе, значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера. В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относится, в том числе базовый уровень операционных расходов, которые включают в себя: вспомогательные материалы (для ХВО, материалы на ремонт и ТО, материальные расходы, оплату труда, спецодежду и ТО,ГСМ, услуги сторонних организаций, канцелярские, почтово-телеграфные расходы, услуги связи, содержание вычислительной техники, командировочные расходы, услуги охраны и противопожарной безопасности, прочие расходы).
Таким образом, долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, указанные в концессионном соглашении, были предложены концессионером МУП "Ахтубинск-Водоканал" и, в последующем, согласованы Службой в рамках действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1) части 4 статьи 40 Федерального закона N 115-ФЗ субъект Российской Федерации, участвующий в концессионном соглашении, обязан устанавливать тарифы в соответствии с долгосрочными параметрами регулирования деятельности концессионера и методом регулирования тарифов, установленных концессионным соглашением.
Так, тарифы на тепловую энергию (мощность) МУП "Ахтубинск-Водоканал" Службой установлены на период 2018-2022 годы с применением долгосрочных параметров, определенных Концессионным соглашением.
В соответствии с частью 4 статьи 20 Федерального закона N 115-ФЗ в случае если в течение срока действия концессионного соглашения, в соответствии с которым концессионер предоставляет потребителям товары, работы, услуги по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом регулируемых надбавок к ценам (тарифам), регулируемые цены (тарифы), надбавки к ценам (тарифам) устанавливаются с применением долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, которые не соответствуют таким параметрам, предусмотренным концессионным соглашением, условия этого концессионного соглашения должны быть изменены по требованию концессионера.
В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), в случае если стороны концессионного соглашения договорились об изменении долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, долгосрочные тарифы устанавливаются с применением новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера при условии, что эти значения были предварительно согласованы органом регулирования.
Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что изменение долгосрочных параметров регулирования при наличии концессионного соглашения возможно только при условии волеизъявления сторон этого соглашения и при наличии согласования органа регулирования тарифов.
Концессионное соглашение вступило в силу с 01.01.2018 и действует в течение пяти лет. Тарифы, установленные Службой, действовали до 30.11.2022 года.
Как установлено судом первой инстанции за указанный период в Службу ни разу не поступало обращение от сторон указанного концессионного соглашения с целью согласования изменений его долгосрочных параметров регулирования.
МУП "Ахтубинск-Водоканал" ежегодно представлял в Службу предложения об установлении тарифов в сфере теплоснабжения, но в указанных предложениях не заявляло и не представляло сведений о понесших экономически обоснованных расходах, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов.
В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), то такие расходы, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности.
Согласно представленным МУП "Ахтубинск-Водоканал" тарифным заявкам на 2020 и 2021 годы корректировка необходимой валовой выручки, учитывающая отклонение фактических расходов от расходов, учтенных в тарифах на 2018 и 2019 годы, составила отрицательное значение и исключена организацией из расчета необходимой валовой выручки на соответствующие периоды.
Таким образом, своим предложением об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2020 и 2021 годы организация заявила о достаточности заложенных Службой расходов на 2018 и 2019 годы.
Для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: наличие убытков, противоправность действий (бездействия) причинителя, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, вину причинителя и размер убытков. Недоказанность одного из указанных обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков.
Арбитражный суд Астраханской области обоснованно отметил, что условием взыскания с публично-правового образования вреда, причиненного нормативным правовым актом, является признание такого акта недействующим судебным решением, в противном случае возникает правовая неопределенность в вопросе его применения (пункт 6 Информационного письма от 31.05.2011 N 145, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 14489/11).
Данный подход согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.01.2016 N 302- ЭС15-11950, согласно которой при утверждении регулируемой организации тарифа как цены, рассчитанной с применением метода экономически обоснованных затрат, предполагается, что применение такого тарифа не должно приводить к возникновению убытков на стороне субъекта регулирования, а фактический дисбаланс доходов и расходов последнего выравнивается мерами последующего тарифного регулирования.
В этом случае возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные убытки возможно лишь при условии, что нормативный правовой акт об утверждении тарифа признан недействующим по решению суда.
Пунктом 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" разъяснено, что требование о возмещении вреда, причиненного в результате издания нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть удовлетворено в случае, если такой нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда.
Нормативный характер правового акта предполагает его общеобязательность, неоднократность применения и действие в отношении неопределенного круга лиц. В связи с этим процессуальное законодательство предусматривает специальный порядок и правовые последствия установления несоответствия такого акта требованиям действующего законодательства.
В силу позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в Постановлении N 19-П от 16.06.1998, нормативный характер правового акта предопределяет невозможность прекращения действия любых его положений, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан без официального опубликования для всеобщего сведения судебных решений, аннулирующих такие нормы.
Как правильно сделал вывод суд, истец в исковом заявлении не заявляет каких-либо доводов о незаконности постановлений Службы и несоответствия их действующему законодательству.
В рамках правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.02.2012 N 14489/11 по делу N А26-5295/2010 указано, что возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные организацией убытки без исследования вопроса о соответствии закону или иному правовому акту акта государственного органа этого публично-правового образования, утвердившего спорные тарифы, не соответствует условиям, при наличии которых допускается возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов по правилам статей 16 и 1069 ГК РФ.
Необходимые для наступления ответственности публично-правового образования признаки убытков (противоправность поведения нарушителя, выражающаяся в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти, установление факта причинения вреда, причинно-следственная связь между таким поведением и наступившим вредом, размер понесенных убытков) истцом фактически не доказаны.
Согласно действующего в сфере тарифообразования законодательства понятия "фактические расходы предприятия" и "экономически обоснованные расходы" тождественными не являются.
Из материалов дела следует, что МУП "Ахтубинск-Водоканал" в своей деятельности применяло экономически обоснованные тарифы. Доказательств обратного истцом не представлено (статьи 9 и 65 АПК РФ).
Постановления Службы об установлении тарифов МУП "Ахтубинск-Водоканал" не обжаловались в предусмотренном законом порядке и недействующими судебными решениями не признавались. Данное обстоятельство подтвердил представитель истца в судебных заседаниях суда первой и апелляционной инстанций..
В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, в случае если стороны концессионного соглашения договорились об изменении долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, долгосрочные тарифы устанавливаются с применением новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера при условии, что эти значения были предварительно согласованы органом регулирования.
Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что изменение долгосрочных параметров регулирования при наличии концессионного соглашения возможно только при условии волеизъявления сторон этого соглашения и при наличии согласования органа регулирования тарифов.
Концессионное соглашение вступило в силу с 01.01.2018 и действует в течение пяти лет, вместе с тем, судом установлено, и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что за указанный период в службу ни разу не поступало обращение от сторон указанного концессионного соглашения с целью согласования изменений его долгосрочных параметров регулирования.
Таким образом, Арбитражным судом Астраханской области установлено, что истец принял утвержденные Службой тарифы на 2018 год и проведенную корректировку на 2019 года, доказательств направления разногласия по расчетам и проектам постановлений Службы МУП "Ахтубинск-Водоканал" не заявлялись, в порядке статей 9, 65 АПК РФ истец не предоставил доказательств иных обращений в Службу с заявлением о корректировке тарифов с приложением всех необходимых документов, предусмотренных пунктами 15, 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения N 1075, в порядке предусмотренном пунктом 13 данных Правил.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что недополученный истцом доход от регулируемой деятельности не может быть отнесен к убыткам по смыслу статьи 15 ГК РФ, совокупность необходимых элементов для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков истцом не доказана.
В рассматриваемом споре истец, является профессиональным участником в сфере энергоснабжения, что предполагает достаточную степень осведомленности об особенностях нормативно-правового порядка тарифного регулирования.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.06.2007 N 366-О-П со ссылкой на постановление от 24.02.2004 N 3-П, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов. Выявление сторонами деловых просчетов, которые не были учтены на стадии заключения договора, при его исполнении на определенных в нем условиях, являются рисками предпринимательской деятельности.
МУП "Ахтубинск-Водоканал", являясь профессиональным участником рассматриваемых правоотношений, для которого действующим законодательством установлен повышенный стандарт осмотрительности, при должной степени заботливости несет риск негативных последствий своего делового просчета. Разумные ожидания теплоснабжающих организаций в условиях добросовестного исполнения ими своей деятельности сводятся к получению той необходимой валовой выручки и тем способом, которые запланированы при утверждении тарифа, к принятию мер по своевременному обращению в орган тарифного регулирования по его корректировке с надлежащим документальным обоснованием такой необходимости. Обратное может свидетельствовать о деловых просчетах МУП "Ахтубинск-Водоканал" в предпринимательской деятельности.
Сам по себе недополученный истцом доход от регулируемой деятельности не может быть отнесен к убыткам по смыслу статьи 15 ГК РФ, так как является последствием предпринимательского риска (абзац 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ) и поскольку истцом не доказана совокупность обстоятельств, необходимых для возмещения убытков, в связи с чем, суд считает, что требования истца удовлетворению не подлежат.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 02.02.2021 г. по делу N А57-7038/2020, от 05.06.2023 г. по делу N А49-11674/2021 и Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.02.2023 по делу N А24-37/2022, оставленного без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации N 303-ЭС23-8851 от 07.07.2023.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу; применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения; дана оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам с соблюдением требований части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 февраля 2024 года по делу N А06-11689/2021 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба муниципального унитарного предприятия "Ахтубинск-Водоканал" муниципального образования "Город Ахтубинск" в лице конкурсного управляющего Павлова Алексея Вячеславовича - без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции относит на проигравшую сторону.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 февраля 2024 года по делу N А06-11689/2021 с учётом дополнительного решения Арбитражного суда Астраханской области от 06 марта 2024 года по делу N А06-11689/2021, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-11689/2021
Истец: МУП "Ахтубинск-Водоканал" МО "Город Ахтубинск"
Ответчик: Министерства финансов Астраханской области, Служба по тарифам Астраханской области
Третье лицо: Арбитражный Астраханской области, МУП Конкурсный управляющий "Ахтубинск-Водоканал" МО "Город Ахтубинск" Павлов А.В., Двенадцатый Арбитражный апелляционный суд, К/У Павлов Алексей Вячеславович, МУП Водоканал МО Город Нариманов
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7414/2024
24.05.2024 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2844/2024
28.02.2024 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-11689/2021
01.11.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9981/2022