г. Чита |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А10-4355/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 мая 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луценко О.А.
судей Жегаловой Н.В., Корзовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Горлачевой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Ронжина Александра Максимовича на определение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 февраля 2024 года по делу N А10-4355/2016
по результатам рассмотрения заявления в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) должника - общества с ограниченной ответственностью "Максим и К" (ОГРН 1020300986023, ИНН 0323016223, адрес регистрации: 670045, г. Улан-Удэ, ул. Кумысская, 11 "а") Ронжина Александра Максимовича о пересмотре по новым обстоятельствам определения суда от 07.12.2023
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14.06.2017 (резолютивная часть оглашена 06.06.2017) должник - общество с ограниченной ответственностью "Максим и К" признан несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утвержден Ербанов Руслан Романович.
Конкурсный управляющий Ербанов Р.Р. обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении бывшего руководителя должника - ООО "Максим и К" Ронжина Александра Максимовича к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.
Также конкурсный управляющий Ербанов Р.Р. обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с бывшего руководителя должника Ронжина Александра Максимовича убытков в размере 12 322 306 руб. 56 коп.
Определением суда от 29.01.2019 заявления конкурсного управляющего должником - обществом с ограниченной ответственностью "Максим и К" Ербанова Руслана Романовича о привлечении бывшего руководителя должника Ронжина Александра Максимовича к субсидиарной ответственности по обязательствам должника и о взыскании с Ронжина А.М. убытков объединены в одно производство для совместного их рассмотрения.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 07.12.2022, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2023, Ронжин Александр Максимович привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам должника - общества с ограниченной ответственностью "Максим и К". Размер субсидиарной ответственности Ронжина А.М. определен по пункту 2 статьи 10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в сумме 1 803 497 руб. 38 коп., с Ронжина А.М. в конкурсную массу должника взыскано 1 803 497 руб. 38 коп.
Названным определением размер субсидиарной ответственности Ронжина А.М. определен по пункту 4 статьи 10, статье 61.11 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в сумме 9 579 191 руб. 68 коп, с Ронжина А.М. в конкурсную массу должника взыскано 9 579 191 руб. 68 коп.
30.11.2023 Ронжин Александр Максимович обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о пересмотре определения Арбитражного суда Республики Бурятия от 07.12.2022 о привлечении бывшего руководителя должника - общества с ограниченной ответственностью "Максим и К" к субсидиарной ответственности по обязательствам должника по новым обстоятельствам.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия (резолютивная часть объявлена 09.02.2024 г.) в удовлетворении заявления Ронжина Александра Максимовича о пересмотре по новым обстоятельствам определения Арбитражного суда Республики Бурятия от 07.12.2022 по делу N А10-4355/2016 о привлечении к субсидиарной ответственности бывшего руководителя должника отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом по делу, Ронжин А.М. обжаловал его в апелляционном порядке, просит отменить определение, рассмотреть вопрос по существу, направить обособленный спор для рассмотрения по существу в Арбитражный суд Республики Бурятия.
В своей апелляционной жалобе заявитель считает, что определение суда подлежит отмене, поскольку при привлечении к субсидиарной ответственности была учтена сумма штрафа в размере 2 000 руб., на основании положений ст.333 АПК РФ определение суда подлежит пересмотру по новым обстоятельствам.
Бородина М.А. в отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы Ронжина А.М. отказать, определение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09.02.2024 по делу N А10-4355/2016 оставить без изменения.
В судебное заседание в Четвертый арбитражный апелляционный суд лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Кроме того, они извещались о судебных заседаниях по данному делу судом первой инстанции, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 123, частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в обоснование заявления Ронжин А.М. указал, что в размер субсидиарной ответственности включена сумма штрафа по обязательным платежам. Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2023 N 50-П "По делу о проверке конституционности пунктов 9 и 11 статьи 61.11 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданки Л.В. Ваулиной" был признан пункт 11 статьи 61.11 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не противоречащим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он не предполагает взыскания с контролирующих должника лиц суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию-налогоплательщика.
В рамках обособленного спора о привлечении к субсидиарной ответственности по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО "Максим и К" при привлечении Ронжина А.М. к субсидиарной ответственности и взыскании с него денежных средств было учтено включенное в реестр требований кредиторов требование Федеральной налоговой службы в сумме 198 121 руб. 21 коп., в составе которого была сумма штрафа в размере 2 000 руб. При вынесении определения о привлечении Ронжина А.М. к субсидиарной ответственности Арбитражным судом Республики Бурятия применены положения Закона о банкротстве в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом РФ в названном постановлении толковании.
Взыскание с Ронжина А.М. суммы штрафа не соответствует выявленному Конституционным Судом РФ конституционно-правовому смыслу пункта 11 статьи 61.11 Закона о банкротстве.
Суд первой инстанции, исследовав представленные документы, в удовлетворении заявления Ронжина Александра Максимовича о пересмотре по новым обстоятельствам определения Арбитражного суда Республики Бурятия от 07.12.2022 по делу N А10-4355/2016 о привлечении к субсидиарной ответственности бывшего руководителя должника отказал.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены определения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)") дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В силу части 1 статьи 310 АПК РФ вступившие в законную силу решение, судебный приказ, определение, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти решение, судебный приказ, определение.
Частью 1 статьи 311 АПК РФ установлено, что основаниями пересмотра судебных актов по правилам настоящей главы являются:
1) вновь открывшиеся обстоятельства - указанные в части 2 настоящей статьи и существовавшие на момент принятия судебного акта обстоятельства по делу;
2) новые обстоятельства - указанные в части 3 настоящей статьи, возникшие после принятия судебного акта, но имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства.
Заявитель в обоснование заявления о пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам ссылается на пункт 3 части 3 статьи 311 АПК РФ, согласно которому новыми обстоятельствами являются признание постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации или применение в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении истолкованием, примененного арбитражным судом в судебном акте нормативного акта либо его отдельного положения в связи с обращением заявителя, а в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", в связи с обращением иного лица независимо от обращения заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.10.2023 N 50-П "По делу о проверке конституционности пунктов 9 и 11 статьи 61.11 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданки Л.В. Ваулиной" постановлено следующее
1. Признать пункт 11 статьи 61.11 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не противоречащим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он не предполагает взыскания с контролирующих должника лиц суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию-налогоплательщика.
2. Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл пункта 11 статьи 61.11 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
3. Прекратить производство по настоящему делу в части, касающейся проверки конституционности пункта 9 статьи 61.11 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
4. Судебные акты, вынесенные в отношении гражданки Ваулиной Людмилы Владимировны на основании пункта 11 статьи 61.11 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке.
Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по этому делу явился пункт 11 статьи 61.11 Закона о банкротстве в той мере, в какой на его основании в системе действующего правового регулирования решается вопрос о включении в состав субсидиарной ответственности контролирующего должника лица налоговых штрафов, наложенных на организацию-должника за совершение налоговых правонарушений.
Конституционный суд указал, что по смыслу пункта 11 статьи 61.11 Закона о банкротстве размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включая требования кредиторов по обязательным платежам, оставшиеся не погашенными по причине недостаточности имущества должника. Таким образом, объем ответственности субсидиарного должника совпадает с объемом ответственности основного должника или не может превышать этого объема, если иное не установлено законом.
К обязательным платежам, согласно статье 2 Закона о банкротстве, относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы, в том числе штрафы и пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации или государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и штрафы, введенные уголовным законом. Как гласит пункт 2 его статьи 11, органы исполнительной власти и организации, наделенные в соответствии с законодательством Российской Федерации правом взыскания задолженности по обязательным платежам, вправе участвовать в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по этим платежам и оснований для включения этих требований в реестр требований кредиторов. В силу же статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных обязанным лицом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных данным Кодексом.
В налоговом праве (статья 114 Налогового кодекса Российской Федерации) штраф - это налоговая санкция, являющаяся мерой финансовой ответственности за совершение налогового правонарушения. Штраф, будучи формой денежного взыскания, означает дополнительное имущественное обременение правонарушителя карательного характера для обеспечения охраны установленного порядка исполнения обязанностей. В связи с этим любые штрафы за налоговые правонарушения подлежат включению - наряду с налогами, сборами и пенями - в реестр требований кредиторов.
Правоприменительная практика, во многом опираясь на буквальный смысл действующих норм, исходит из того, что если невозможность исполнения обязанности должника по уплате штрафа наступила в связи с виновными действиями контролирующих лиц (в том числе теми, которые привели к формированию данной задолженности), то указанные лица несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в части соответствующих штрафов.
Правовое регулирование, предусматривающее включение штрафов в состав налоговой задолженности, было предметом оценки Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении от 8 декабря 2017 года N 39-П он признал не противоречащими Конституции Российской Федерации статью 15, пункт 1 статьи 1064 ГК Российской Федерации и подпункт 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой по своему конституционно-правовому смыслу эти положения в том числе не могут использоваться для взыскания с физических лиц штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию-налогоплательщика, поскольку понимание подлежащего возмещению вреда как включающего в себя не только недоимку и пени, но и штрафы, не уплаченные организацией, не может быть распространено на случаи возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе лицами, подвергшимися уголовному преследованию за налоговые преступления и вследствие этого привлеченными к деликтной ответственности. При этом Конституционный Суд Российской Федерации основывался на своей правовой позиции, сформулированной в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, о том, что взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) и различного рода штрафов по своему существу выходит за рамки налогового обязательства как такового, носит не восстановительный, а карательный характер и является наказанием за налоговое правонарушение, т.е. за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. Воспроизведя эту позицию, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что вред, причиняемый налоговыми правонарушениями, заключается в непоступлении в бюджет соответствующего уровня неуплаченных налогов (недоимки) и пеней.
Конституционный Суд Российской Федерации вынес Постановление от 8 декабря 2017 года N 39-П по жалобам граждан, которые были руководителями и бухгалтером организаций, имевших задолженность по уплате налогов, и денежные суммы с которых взыскивались в порядке возмещения ущерба, причиненного бюджету в результате совершения налогового преступления. Тем не менее деликтный характер субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника, позволяет распространить правовую позицию, выраженную в названном Постановлении, и на правоотношения, ставшие предметом исследования по настоящему делу.
Различие в порядке привлечения к гражданско-правовой ответственности при взыскании сумм налоговой задолженности организаций с физических лиц, контролирующих деятельность этих организаций, не является столь существенным, чтобы оно обусловливало разницу в подходе к определению размера взыскиваемых денежных средств: в одном случае - с учетом выводов Конституционного Суда Российской Федерации без суммы штрафов, а в другом - с учетом суммы штрафов. В обоих случаях ответственность носит деликтный характер и требуется установить все элементы состава гражданского правонарушения. При этом субъективное усмотрение государственных органов (будь то органы прокуратуры или налоговые органы) в выборе конкретного механизма защиты интересов бюджета не должно приводить к столь значительным последствиям для имущественного положения физического лица, виновного в невозможности полного погашения требований кредиторов организации налогоплательщика.
Принципам справедливости и соразмерности во всяком случае не отвечала бы ситуация, когда лица, чьи действия по уклонению от уплаты налогов, подлежащих уплате организацией, получили негативную уголовно-правовую оценку, не несут бремя уплаты штрафа за налоговое правонарушение, наложенного на эту организацию (в том числе при ее прекращении или при установлении, что она является фактически недействующей), а контролирующие должника лица, чьи действия такую оценку не получили, данное бремя в порядке субсидиарной ответственности за действия организации-должника при ее банкротстве несут.
Таким образом, пункт 11 статьи 61.11 Закона о банкротстве не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может использоваться для взыскания с лица, контролирующего должника, в составе субсидиарной ответственности суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию налогоплательщика.
В силу статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не приобретают юридическую силу. Признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными либо примененных в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении истолкованием, должны быть пересмотрены (а до пересмотра не подлежат исполнению) в случаях:
1) предусмотренных частями второй и пятой статьи 100 настоящего Федерального конституционного закона;
2) если решение не вступило в силу при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции;
3) пересмотра дела в суде кассационной инстанции или в порядке надзора в связи с кассационными и надзорными жалобами, представлениями, поданными по иным основаниям, в соответствии с требованиями части пятой настоящей статьи;
4) если вступившее в силу решение, которое было принято по спору между органом государственной власти или органом местного самоуправления, с одной стороны, и гражданином или юридическим лицом, с другой стороны, и влечет за собой передачу гражданином или юридическим лицом имущества или выплату ими денежных средств публичному образованию, не исполнено и при исполнении такого решения не имело место злоупотребление со стороны гражданина или юридического лица;
5) если положения, признанные постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, послужили основанием для привлечения гражданина к уголовной ответственности;
6) если положения, признанные постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, послужили основанием для привлечения гражданина или юридического лица к административной ответственности, при этом срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не прошел либо прошел, но факт привлечения к административной ответственности продолжает порождать для гражданина или юридического лица негативные последствия;
7) если в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, принятом по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод, прямо указано на такой пересмотр в отношении иных лиц помимо заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба.
Учитывая вышеуказанное правовое регулирование, суд первой инстанции не установил в настоящем случае оснований для пересмотра ранее состоявшихся судебных актов, указав о применении положений на обособленные споры о привлечении к субсидиарной ответственности, возникшие после вынесения этого постановления, в связи с чем не может быть учтено в качестве основания для пересмотра ранее вынесенного и вступившего в законную силу определения.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 февраля 2024 года по делу N А10-4355/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Луценко |
Судьи |
Н.В. Жегалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4355/2016
Должник: ООО МАКСИМ и К
Кредитор: Алиева Татьяна Викторовна, Беляев Николай Николаевич, Муниципальное бюджетное учреждение Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ, ООО Акцент, ООО АМСТЕЛЛА, ООО Бурятмяспром, ООО МАГНИТ, ООО МАКСИМ И К, ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ТРАСТ, ООО ФРЕГАТ, ПАО РОСБАНК, ФНС России МРИ N 2 по РБ, Ходзинская Евгения Геннадьевна
Третье лицо: Дамбаева Ольга Николаевна, Ербанов Руслан Романович, Ларионов Андрей Анатольевич, МРУ Росфинмониторинга по СФО, ООО Шамбала, Суетин Максим Максимович, Альтудов Сергей Гумарбиевич, Ассоциация Межрегиональная саморегулируемая организации профессиональных арбитражных управляющих, Казанцева Надежда Алексеевна, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия, Ронжин Александр Максимович, Управление федеральной наловой службы России по Республике Бурятия, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Филиал Межрегиональная Саморегулируемая рганизация профессиональных арбитражных управляющих ПАУ Байкальская лига г. Иркутск
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3186/2024
30.05.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4652/19
05.05.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4652/19
02.12.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6706/2021
20.09.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4652/19
19.02.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6326/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6326/19
18.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-4355/16
08.10.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4652/19
12.03.2019 Определение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-4355/16
14.06.2017 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-4355/16
20.03.2017 Определение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-4355/16