г. Вологда |
|
29 мая 2024 г. |
Дело N А05-11112/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 29 мая 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Марковой Н.Г., судей Корюкаевой Т.Г. и Писаревой О.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саакян Ю.В.,
при участии от конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" Мешалкина С.Н. Воронова М.Б. по доверенности от 13.05.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" "Холмогорский Водоканал" Мешалкина Сергея Николаевича и Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на определение Арбитражного суда Архангельской области от 05 марта 2024 года по делу N А05-11112/2018,
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Архангельской области от 04.10.2018 принято к производству заявление муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" "Холмогорский Водоканал" (ОГРН 1152901006400; ИНН 2923007288; место нахождения: 164530, Архангельская обл., Холмогорский район, село Холмогоры, ул. Октябрьская, д.36; далее - должник, Предприятие) о признании его несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу о банкротстве должника.
Определением суда от 30.10.2018 в отношении должника введено наблюдение.
Решением суда от 26.04.2019 (резолютивная часть от 25.04.2019) должник признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство. Определением суда от 23.05.2019 конкурсным управляющим утвержден Мешалкин Сергей Николаевич.
Определением суда от 04.07.2022 удовлетворено заявление конкурсного управляющего должника о привлечении контролирующего лица к субсидиарной ответственности по долгам должника; с муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" (далее -Муниципальное образование) за счет казны указанного муниципального образования в пользу Предприятия взыскано в порядке субсидиарной ответственности 33 727 259 руб. 32 коп.
Конкурсный управляющий 06.02.2024 обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об установлении суммы процентов стимулирующего вознаграждения конкурсного управляющего в размере 329 008 руб. 46 коп. и взыскании с Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее - Министерство) в пользу арбитражного управляющего Мешалкина С.Н. 329 008 руб. 46 коп.
Определением суда от 05.03.2024 установлена сумма процентов по стимулирующему вознаграждению конкурсного управляющего, подлежащая взысканию с Министерства, в размере 109 669 руб. 49 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Конкурсный управляющий и Министерство не согласились с вынесенным определением, обратились с апелляционными жалобами.
Министерство просит отменить определение суда в части удовлетворения заявленных требований. По мнению кредитора, конкурсный управляющий не осуществлял какой-либо работы, которая требовала премирования или указывала на необходимость его поощрения. Перечисление денежных средств Министерству достигнуто не результате активных действий конкурсного управляющего по розыску активов контролирующих должника лиц, а направлением Министерством исполнительного листа в органы Федерального казначейства.
Конкурсный управляющий просит изменить определение в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме.
По мнению апеллянта, суд первой инстанции нарушил принцип равенства прав кредиторов и принял определение, противоречащее ранее вынесенному судебному акту по аналогичным обстоятельствам по настоящему делу. Вступившим в законную силу определением суда от 10.01.2024 по настоящему делу установлена сумма процентов по стимулирующему вознаграждению конкурсного управляющего в связи с удовлетворением в порядке субсидиарной ответственности требований мажоритарного конкурсного кредитора - индивидуального предпринимателя Богданковой Натальи Владимировны, в размере 4 855 798 руб. 65 коп., что составляет 30 % от суммы удовлетворенного требования (16 185 995 руб. 50 коп.). Установление различного процента стимулирующего вознаграждения в отношении требований разных кредиторов в одном деле о банкротстве является недопустимым.
В ходе рассмотрения спора о привлечении Администрации к субсидиарной ответственности конкурсный управляющий предоставлял доказательства и подробные пояснения, предоставил анализ судебной практики по всем судебным округам за последние 5 лет по вопросу определения размера компенсации изъятия из хозяйственного ведения Предприятия объектов водоснабжения и водоотведения, собрал доказательства возникновения у Предприятия права хозяйственного ведения на объекты теплоснабжения и водоотведения в отсутствие государственной регистрации такого права. Таким образом, привлечение контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности и, как следствие, полное погашение требований кредитора стало возможно в результате усилий конкурсного управляющего. Именно конкурсный управляющий осуществлял поиск доказательств по делу, в том числе скрываемых контролирующим должника лицом, представлял их в материалы дела, формировал позицию по делу, выявил созданную Администрацией схему по переводу бизнеса с одного подконтрольного ей юридического лица на другое в целях уклонения от погашения задолженности, участвовал в судебных заседаниях.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу конкурсного управляющего просит оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения.
Отзывов на апелляционную жалобу Министерства не поступало.
Представитель конкурсного управляющего в судебном заседании доводы своей апелляционной жалобы поддержал, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Министерства.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов".
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В рамках дела о банкротстве Предприятия конкурсный управляющий Мешалкин С.Н. обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлениями (с учетом уточнений), объединенных судом в одно производство для их совместного рассмотрения, о привлечении Администрации к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в размере 2 604 000 руб. и 33 043 840, 69 руб.
Конкурсный управляющий указывал, что изъятие Администрацией имущества должника привело к его банкротству.
Определением от 04.07.2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022, требования конкурсного управляющего о привлечении контролирующего лица к субсидиарной ответственности по обязательствам должника удовлетворены. С Муниципального образования за счет казны указанного муниципального образования в пользу должника в порядке субсидиарной ответственности взыскано 33 727 259,32 руб. (включая текущие требования, требования кредиторов, включенных в реестр и зареестровые требования).
Постановлениями Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022 и Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 06.12.2022 указанное определение суда оставлено без изменений.
Конкурсный управляющий Предприятия Мешалкин С.Н. направил в арбитражный суд отчет о результатах выбора кредиторами способа распоряжения правом требования о привлечении к ответственности.
Размер требований текущих кредиторов составил 7 796 789 руб. 02 коп., реестровых - 25 330 903 руб. 02 коп., а всего 33 127 692 руб. 04 коп.
Суд произвел замену должника по определению Арбитражного суда Архангельской области от 04.07.2022 по делу N А05-11112/2018 (о взыскании с муниципального образования 33 727 259 руб. 32 коп. в порядке субсидиарной ответственности) с Муниципального образования на его правопреемника - Холмогорский муниципальный округ Архангельской области в лице администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области (далее - Администрация) и произвел замену взыскателя Предприятия на кредиторов, выбравших способ распоряжения правом требования - уступка права требования частично на сумму 33 127 692 руб. 04 коп.
В том числе суд определением от 13.03.2023 суд заменил Предприятие на Министерство, постановил выдать исполнительный лист о взыскании с Администрации за счет казны Холмогорского муниципального округа Архангельской области в пользу Министерства 1 096 694 руб. 88 коп. долга третьей очереди реестра требований кредиторов.
Арбитражный суд 11.07.2023 выдал Министерству исполнительный лист серии ФС 041286146
Исполнительный лист ФС 041286146 предъявлен для исполнения 24.10.2023 и полностью исполнен 19.01.2024.
В обоснование заявления об установлении стимулирующего вознаграждения конкурсный управляющий указывает на то, что именно в результате его активной деятельности в качестве конкурсного управляющего должником произошло погашение требований кредиторов.
В этой связи, как полагает апеллянт, на основании пункта 66 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" (далее - постановление N 53) он вправе претендовать на выплату ему стимулирующего вознаграждения в заявленном размере 329 008 руб. 46 коп. (1 096 694 руб. 88 коп. * 30 %).
Суд первой инстанции пришел выводу о наличии оснований для снижения стимулирующего размера вознаграждения конкурсного управляющего до 10 % (109 669 руб. 49 коп.).
Между тем, такая позиция арбитражного суда сделана в отрыве от следующего.
Согласно пункту 3 статье 20.6 Закона о банкротстве вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов.
В пункте 3.1 (абзац третий) статьи 20.6 Закона о банкротстве предусмотрено, что сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего подлежит удержанию и выплате из денежных средств, поступивших в конкурсную массу в связи с исполнением судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности.
Исходя из пункта 63 постановления N 53, арбитражный управляющий согласно пункту 3.1 статьи 20.6 Закона о банкротстве имеет право на получение дополнительного стимулирующего вознаграждения в виде процентов в связи с привлечением к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника, размер которого зависит от результатов работы и реального вклада управляющего в конечный результат (стимулирующее вознаграждение).
Во втором и третьем абзацах пункта 3.1 статьи 20.6 Закона о банкротстве предусмотрено, что сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего, устанавливаемая от размера требований кредиторов, удовлетворенных за счет денежных средств, поступивших в результате привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.
Арбитражный управляющий имеет право на получение 30 процентов от суммы, поступившей в конкурсную массу. Данные средства включают компенсацию издержек арбитражного управляющего, возникших в связи с привлечением им иных лиц для оказания управляющему помощи в подготовке необходимых материалов и представления интересов при разрешении соответствующего спора в суде, а также на стадии исполнения судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности.
Право на получение стимулирующего вознаграждения возникает у арбитражного управляющего как в случае взыскания денежных средств в конкурсную массу в результате исполнения судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности, так и в случае поступления денежных средств в результате продажи требования к контролирующему должника лицу на торгах по правилам пункта 2 статьи 140 Закона о банкротстве.
В пункте 65 постановления N 53 закреплено право арбитражного управляющего на получение стимулирующего вознаграждения, если он докажет, что погашение требований кредиторов (уполномоченного органа) вызвано подачей им заявления о привлечении лица, контролирующего должника, к субсидиарной ответственности.
Как разъяснено в пункте 66 постановления N 53, в случае перечисления денежных средств контролирующим лицом, привлеченным к субсидиарной ответственности, непосредственно кредитору, получившему часть требования в результате уступки (подпункт 3 пункт 2 статьи 61.17 Закона о банкротстве), арбитражный управляющий вправе получить стимулирующее вознаграждение, если докажет, что удовлетворение требования кредитора, выбравшего уступку, вызвано действиями управляющего, связанными с подготовкой, подачей заявления о привлечении к субсидиарной ответственности и отстаиванием позиции по этому заявлению в суде (абзац четвертый пункта 3.1 статьи 20.6 Закона о банкротстве).
Определяя размер стимулирующего вознаграждения, суд учитывает, насколько действия управляющего способствовали восстановлению нарушенных прав кредитора (уполномоченного органа), выбравшего уступку, и компенсации его имущественных потерь.
Таким образом, возможность получения арбитражным управляющим стимулирующего вознаграждения поставлена в прямую зависимость от факта взыскания денежных средств с привлеченных к субсидиарной ответственности лиц и поступления денежных средств в конкурсную массу должника либо непосредственно кредитору, получившему часть требования в результате уступки. При этом, указанные разъяснения применимы в случае, если процедура банкротства должника не завершена, дело о банкротстве не прекращено. В таком случае стимулирующее вознаграждение подлежит выплате арбитражному управляющему из конкурсной массы должника, либо за счет получившего удовлетворение кредитора.
Как указано выше по результатам выбора кредиторами способа распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности Администрации Министерством и иными кредиторами в качестве распоряжения принято решения об уступке этого требования.
Судебный акт в отношении Министерства и иных кредиторов исполнен Администрацией полностью.
Апелляционным судом установлено, что заявление о привлечении Администрации к субсидиарной ответственности подано конкурсным управляющим. В суде первой инстанции проведено 13 судебных заседаний, в которых принимал участие конкурсный управляющий (28.04.2021, 18.05.2021, 25.05.2021, 08.06.2021, 02.09.2021, 30.09.2021, 24.11.2021, 21.12.2021, 19.01.2022, 22.02.2022, 17.03.2022, 19.04.2022, 27.06.2022).
По ходатайству конкурсного управляющего назначены две судебные экспертизы по определению рыночной стоимости объектов теплоснабжения, объектов водоснабжения и водоотведения изъятых у предприятия.
Конкурсный управляющий предоставлял подробные пояснения по делу, предоставил анализ судебной практики, собрал доказательства возникновения у предприятия права хозяйственного ведения на объекты теплоснабжения и водоотведения в отсутствие государственной регистрации такого права.
Таким образом, привлечение контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности и, как следствие, полное погашение требований кредитора стало возможно в результате усилий конкурсного управляющего (инициирование спора о привлечении к субсидиарной ответственности, заявлению ходатайств о проведении экспертиз, о проведении процессуального правопреемства вследствие выбора способа распоряжения правом о привлечении к субсидиарной ответственности).
Следовательно, с учетом выше приведенных разъяснений стимулирующее вознаграждение подлежит установлению в размере 30 процентов от суммы 1 096 694 руб. 88 коп. (суммы, поступившей Министерству), что составляет 329 008 руб. 46 коп.
Предусмотренный статьей 20.6 Закона о банкротстве 30-процентный размер стимулирующего вознаграждения является максимально возможным для установления по названному виду вознаграждения.
Вопреки позиции Министерства конкурсным управляющим совершены активные действия по привлечению контролирующего лица к субсидиарной ответственности, которое возражало и подавало апелляционные и кассационные жалобы на определение об удовлетворении заявления конкурсного управляющего о привлечении к субсидиарной ответственности.
Доводы Министерства о том, что конкурсный управляющий не осуществлял какой-либо работы, которая требовала премирования или указывала на необходимость его поощрения, не являются основанием для отказа или снижения стимулирующего вознаграждения конкурсному управляющему, действия которого обусловили удовлетворение Администрацией требований кредиторов.
Принудительное исполнение судебного акта при содействии самого кредитора не влияет на право управляющего на вознаграждение, поскольку действия по привлечению контролирующего должника лица к ответственности в деле о банкротстве осуществлены им самим.
При этом в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.04.2024 N 305-ЭС21-23741(6), законодательство не связывает выплату вознаграждения с необходимостью совершения управляющим "экстраординарных" действий, направленных на погашение требований кредиторов, а также не обусловливает эту выплату полным погашением этих требований.
Действия конкурсного управляющего Мешалкина С.Н. в данном случае полностью способствовали компенсации имущественных потерь кредиторов лицом, погасившим их требования.
В рассматриваемом случае Министерством не было представлено достоверных и допустимых доказательств того, что погашение требований кредиторов обусловлено иными причинами, а не подачей заявления о привлечении Администрации к субсидиарной ответственности.
Кроме того, суд первой инстанции в рамках данного дела в определении от 10.01.2024 установил сумму процентов по стимулирующему вознаграждению конкурсного управляющего в связи с удовлетворением в порядке субсидиарной ответственности конкурсного кредитора предпринимателя Богдановой Н.В. в размере 4 855 798 руб. 65 коп., что составляет 30 % от суммы удовлетворенного требования. При этом суд не нашел оснований для снижения вознаграждения.
В рассматриваемом случае принятие двух противоречивых судебных актов приведет к неравенству кредиторов. Обстоятельства спора о взыскании с предпринимателя Богдановой Н.В. стимулирующего вознаграждения (установление действий арбитражного управляющего в ходе рассмотрения спора о привлечении Администрации к субсидиарной ответственности) не отличны от обстоятельств рассматриваемого обособленного спора.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для снижения размера стимулирующего вознаграждения, в связи с чем апелляционная жалоба Мешалкина С.Н. подлежит удовлетворению.
Обжалуемый судебный акт подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявленных требований конкурсного управляющего с принятием судебного акта о взыскании стимулирующего вознаграждения в заявленной Мешалкиным С.Н. сумме 329 008 руб. 46 коп.
Руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
отменить определение Арбитражного суда Архангельской области от 05 марта 2024 года по делу N А05-11112/2018 в части отказа в удовлетворении заявленных требований, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
Взыскать с Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области 329 008 руб. 46 коп. в пользу Мешалкина Сергея Николаевича.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Г. Маркова |
Судьи |
Т.Г. Корюкаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11112/2018
Должник: МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ХОЛМОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН" "ХОЛМОГОРСКИЙ ВОДОКАНАЛ"
Кредитор: МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ХОЛМОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН" "ХОЛМОГОРСКИЙ ВОДОКАНАЛ"
Третье лицо: Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, Администрация МО "Холмогорский муниципальный район", Администрация муниципального образования "Холмогорский муниципальный район", Администрация муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" Архангельской области, ИФНС по г.Архангельску, Комитет по управлению имуществом Администрации МО "Холмогорский муниципальный район", конкурсный управляющий Чепурная Любовь Фридриховна, Мешалкин Сергей Николаевич, Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, Мировой судья судебного участка N 1 Октябрьского судебного района г. Архангельска, МИФНС России N3, МУП к/у " Холмогорский Водоканол "Мешалкин Сергей Николаевич, МУП муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" "Холмогорская водоочистка", НАО Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и, ООО "Агентство недвижимости "Троицкий дом", ООО "Агентство недвижимости "Троицкий дом"эксперту Дуникову К.В., ООО "Архангельский областной центр экспертизы", ООО "Архангельский Областной Центр Экспертизы" для Сметаниной А.А., ООО "Архангельское специализированное энергетическое предприятие", ООО ПК "ЭНЕРГИЯ СЕВЕРА", ООО "Ресурс", ООО "Северная Энергетическая Компания", ООО "Страховая компания "Арсеналъ", ООО "ТГК-2 Энергосбыт", ООО "ФАРВАТЕР", ООО "Холмогорское ЖКХ", ООО "Штиль", ОСП по Холмогорскому району Архангельской область, ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала "Архэнерго", Союз "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Стратегия", СРО Союз " арбитражных управляющих "Стратегия", Управление Федеральной антимонопольной службы России по Архангельской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области, Федеральная антимонопольная служба России, Холмогорский районный суд Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2025 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8212/2024
18.09.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2805/2024
18.09.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2804/2024
18.09.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2820/2024
18.09.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3123/2024
18.09.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2800/2024
17.09.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2824/2024
20.08.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10663/2024
29.05.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2768/2024
13.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12/2024
20.11.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7607/2023
16.10.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7607/2023
16.10.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7139/2023
23.06.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2768/2023
06.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17118/2022
01.09.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6433/2022
26.06.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4934/2021
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-11112/18
10.09.2019 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-11112/18
26.04.2019 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-11112/18
11.02.2019 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-11112/18
30.10.2018 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-11112/18