г. Санкт-Петербург |
|
29 мая 2024 г. |
Дело N А56-104046/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Горбачевой О.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К.,
при участии:
от заявителя: Мишенина А.В., по доверенности от 25.09.2023;
от заинтересованного лица: Бахтина Е.В., по доверенности от 09.01.2024;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7989/2024) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2024 по делу N А56-104046/2023 (судья Петрова Т.Ю.), принятое
по заявлению Государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
3-е лицо: индивидуальный предприниматель Блинова Надежда Алексеевна
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, УФАС) от 07.08.2023 по жалобе ИП Блиновой Н.А. N ИМ/7003/23.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Блинова Н.А. (далее - Предприниматель).
Решением суда первой инстанции от 30.01.2024 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Предприятием требований, полагая, что выводы антимонопольного органа, изложенные в оспариваемом ненормативном правовом акте, основаны на верном толковании норм права.
По мнению подателя жалобы, установление Заказчиком рассматриваемых критериев конкурса, в конечном итоге не приводит к выявлению победителя, который предлагает именно лучшие условия исполнения договора одновременно и по цене и опыту работы, поскольку отсутствует недостаточность опыта выполнения работ по аналогичному предмету закупки (за период с 01.01.2021 по дату окончания подачи заявок) не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам конкурса. Установленный Заказчиком порядок оценки по спорному критерию не позволяет вывить лучшее предложение об условиях выполнения договора и объективно оценить заявки участников конкурса, что не соответствует части 16 статьи 3.2 Закона о закупках.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Предприятия просил в удовлетворении жалобы отказать, по мотивам, изложенным в представленном отзыве.
Третье лицо извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своего представителя не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru Предприятие разместило извещение N 32312515881 о проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту ограждения Варваросинских источников по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, лит. Г4.
В Управление поступила жалоба Блиновой Н.А. на действия (бездействие) Заказчика при проведении конкурса в электронной форме.
По мнению подателя жалобы, установленные заказчиком требования к подтверждению опыта участников, сужают круг потенциальных участников закупки и, соответственно, ограничивают конкуренцию.
По результатам рассмотрения жалобы Управление 07.08.2023 приняло решение N ИМ/7003/23, которым признало жалобу Блиновой Н.А. обоснованной, в действиях Заказчика установило нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Не согласившись с данным решением, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Предприятия нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, в связи с чем требования заявителя удовлетворены.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и, в случае если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ одним из принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, является равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки.
Частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 названного Закона.
Согласно части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
Для оценки заявок участников закупки заказчик в конкурсной документации в пункте 13.2 раздела 13 части 2 документации установил следующие критерии оценки заявок: квалификация участника конкурса: опыт успешного выполнения работ, связанный с предметом договора (количество успешно исполненных участником договоров/контрактов за период с 01.01.2021 по настоящее время на производство работ по ремонту и(или) реконструкции ограждений объектов производственного назначения, оборудованных специальными средствами защиты от проникновения).
При оценке заявок по данному критерию при расчете баллов комиссия заказчика не учитывает договоры (контракты), заключенные до 01.01.2021, договоры (контракты), не исполненные до даты окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, договоры (контракты), не подтвержденные копиями документов (копиями договоров (контрактов), дополнительных соглашений к таким договорам (контрактам) (при наличии) и копиями подписанных актов выполненных работ.
Как следует из материалов дела, антимонопольным органом было установлено, что установление Заказчиком таких критериев конкурса в итоге не приводит к выявлению победителя, который предлагает именно лучшие условия исполнения договора одновременно и по цене, и по опыту работы, поскольку отсутствие или недостаточность опыта выполнения работ по аналогичному предмету закупки (за период с 01.01.2021 по дату окончания подачи заявок) не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам конкурса в электронной форме. Установленный заказчиком порядок оценки по спорному показателю не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения договора и объективно оценить заявки участников конкурса.
Управление посчитало, что Заказчик неправомерно установил требование, выражающееся в приеме к оценке контрактов/договоров, исполненных за период с 01.01.2021 по предмету закупки и необоснованно ограничил доступ к участию в закупке лицам, имеющим опыт и возможность проведения работ согласно предмету закупки, но имеющим исполненные договоры/контракты ранее установленного в конкурсной документации срока, что может привести к уменьшению круга потенциальных участников закупки и ограничению конкуренции.
Признавая решение Управления недействительным, суд первой инстанции, верно, указал, что заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2021 N 305-ЭС21-5801, от 27.04.2021 N 305-ЭС20-24221, от 23.04.2021 N 307-ЭС20-21065, от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, от 20.07.2017 N 305-КГ17-3423, от 10.03.2022 N 305-ЭС21-21513).
Толкование содержания принципа равенства, закрепленного в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, дано Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018), а именно принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
При этом целесообразность введения повышенных требований к участникам, включая требования к опыту и квалификации, не может выступать в качестве самостоятельного предмета оценки в отрыве от названных выше обстоятельств, если только антимонопольным органом не будет доказано, что проведение закупки на таких условиях влечет за собой наступление несоизмеримых неблагоприятных последствий для конкуренции на том или ином рынке, либо в конкретном случае цели обеспечения неравноправного участия хозяйствующих субъектов в закупке превалировали над целями эффективной хозяйственной деятельности заказчика.
Поскольку при вынесении оспариваемого решения антимонопольным органом не было установлено фактов неравного подхода к участникам или создание преимущественных условий участия отдельным претендентам (условия закупочной документации применялись ко всем равным образом), то вменяя нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, антимонопольный орган делает выводы, противоречащие данным определениям, разъясняющим, что подобные суждения не свидетельствуют о нарушении требований названной статьи Закона о закупках.
Суд первой инстанции, верно, указал, что антимонопольным органом не доказано и судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что при формировании названных положений закупочной документации заказчиком созданы условия, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, либо что рассматриваемые условия были включены в документацию о закупке в интересах определенного хозяйствующего субъекта, в связи, с чем законно и обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
Кроме того, Предприниматель фактически участия в закупках не принимала, доказательств того, что она способна выполнить работы не представила, а также не указала на наличие у нее опыта выполнения подобного рода работ.
Блинова Н.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 27.10.2022, в связи, с чем она не имела возможности для представления договоров/контрактов, исполненных ею ранее 2021 года.
Таким образом действиями Заказчика ее права не могли быть затронуты.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2024 по делу N А56-104046/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-104046/2023
Истец: ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Третье лицо: ИП Блинова Надежда Алексеевна