г. Чита |
|
31 мая 2024 г. |
Дело N А19-11927/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Подшиваловой Н.С.,
судей: Будаевой Е.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа апелляционную жалобу Правительства Иркутской области, Министерства имущественных отношений Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 марта 2024 года по делу N А19-11927/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дали Трейд" (ОГРН 1113850006247, ИНН 3849014256, 664019, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Каштаковская, д.52) к Правительству Иркутской области (ОГРН 1073808005534, ИНН 3808163259, 664027, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, д.1а) о признании незаконным бездействия,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613, 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, д.47), Областного государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости" (ОГРН 1173850021586, ИНН 3801142789, 665835, Иркутская область, г. Ангарск, пр-кт Карла Маркса, стр. 101)
при участии в судебном заседании представителя заявителя: Степановой Н.В. - по доверенности от 17.07.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дали Трейд" (далее - ООО "Дали Трейд", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Правительству Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным бездействия, выраженного в не включении нежилого здания с кадастровым номером 38:36:000021:23056, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск ул. Седова 16/2, общей площадью 555,8 кв.м., в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденный распоряжением Правительства Иркутской области от 21 декабря 2021 г. N 759-рп, а также об обязании Правительство Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем включения нежилого здания с кадастровым номером 38:36:000021:23056, расположенного: Иркутская область, г. Иркутск ул. Седова 16/2, общей площадью 555,8 кв.м. в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденный распоряжением Правительства Иркутской области от 21 декабря 2021 г. N 759-рп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 марта 2024 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Иркутской области, Министерство имущественных отношений Иркутской области обратились с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявители жалобы указывают, что спорный объект недвижимости, принадлежащий ООО "Дали Трейд" с кадастровым номером 38:36:000021:23056 имеет наименование: "нежилое здание". Согласно выписке из ЕГРН ни особые отметки, ни назначение, ни иные сведения не свидетельствуют, что данный объект подпадает под критерии, установленные пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ, в связи с чем, проведение мероприятий для включения спорного объекта в Перечень объектов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, являлось необходимым. Исходит из того, что на момент формирования Перечня на 2022 год нельзя было однозначно сделать вывод о том, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером 38:36:000021:23056 предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Обращают внимание суда на то, что пунктом 10 статьи 378.2 НК РФ установлено, что выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено пунктом 10 статьи 378.2 НК РФ, что в данном случае и было сделано. Обращают внимание на то, что ООО "Дали Трейд" пропущен процессуальный срок на обжалование оспариваемого бездействия Правительства Иркутской области.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель ООО "Дали Трейд" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя ООО "Дали Трейд" поддержала доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу, просила обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 АПК РФ, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителя заявителя, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Дали Трейд" является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Седова, 16/2, общая площадь 555,8 кв.м., кадастровый номер 38:36:000021:23056 (свидетельство о государственной регистрации прав от 01.03.2013 г.).
04.04.2023 в адрес ООО "Дали Трейд" из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области направлено уведомление N 1623 о вызове в налоговый орган налогоплательщика для дачи пояснений поводу неисполнения законодательства о налогах и сборах. Налоговым органом представитель общества поставлен в известность, что принадлежащее ему нежилое помещение по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Седова, 16/2, общая площадь 555,8 кв.м., кадастровый номер 38:36:000021:23056 не включено в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год (определен распоряжением Правительства Иркутской области от 21.12.2021 г. N 759-рп).
Обратившись 13.04.2023 в адрес Правительства Иркутской области с просьбой предоставить информацию о причинах не включения принадлежащего объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год, письмом от 27.04.2023N 03-51-5189/23, а в последующем и от 15.05.2023 г. N 03-51-5919/23 заявитель получил ответ о поступлении заключения об определении вида фактического использования здания (строения, сооружения), помещения для целей налогообложения в отношении налога на имущество организаций в феврале 2022 года, то есть позднее, чем был утвержден Перечень на 2022 год.
ООО "Дали Трейд" полагая, что Правительство Иркутской области должно было до конца 2022 года провести все необходимые организационные мероприятия по включению нежилого здания заявителя в вышеуказанный Перечень обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, определенным ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконном бездействии Правительства Иркутской области, выразившемся в невнесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год, что нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку возлагает на заявителя бремя дополнительной налоговой ответственности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В части 2 статьи 375 НК РФ указано, что если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Статьей 378.2 НК РФ, а также статьей 1.1. Закона Иркутской области от 08.10.2007 " 75-ОЗ "О налоге на имущество организаций" определены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Так, в числе прочего, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих объектов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно положения частей 3-5 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 10 статьи 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17.09.2015 г. N 476-пп утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Порядок от 17.09.2015 г. N 476-пп).
Главой 2 Порядка от 17.09.2015 г. N 476-пп установлен порядок проведения мероприятий по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения (далее - объект недвижимости) для целей налогообложения в отношении налога на отдельные объекты недвижимости согласно которому, проведение мероприятия осуществляется на основании распоряжения уполномоченного органа о проведении мероприятия, содержащего указание на объект недвижимости, в отношении которого планируется осуществление мероприятия, адрес его места нахождения, кадастровый номер, дату начала и окончания мероприятия, сведения о работниках государственного учреждения, сотрудниках уполномоченного органа, представителях органов местного самоуправления, специалистах, экспертах, привлекаемых к участию в мероприятии (должность, фамилия, имя, отчество), сроки проведения мероприятия.
Мероприятие проводится в форме запросов сведений, информации и (или) документов, и (или) визуального осмотра объектов недвижимости, осуществления измерений, в том числе с использованием измерительных приборов, утвержденных в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющих соответствующие сертификаты и прошедших поверку в целях подтверждения их соответствия установленным метрологическим требованиям (далее - измерительные приборы)
Проведение визуального осмотра объекта недвижимости обеспечивается государственным учреждением с соблюдением требований, предусмотренных действующим законодательством.
В ходе визуального осмотра объекта недвижимости осуществляются фото - и (или) видеосъемка, при необходимости измерения, в том числе с использованием измерительных приборов.
Результаты визуального осмотра объекта недвижимости оформляются актом визуального осмотра объекта недвижимости, подготовка которого обеспечивается государственным учреждением.
Акт визуального осмотра объекта недвижимости подписывается работниками государственного учреждения, правообладателем или его представителем, участвовавшими в проведении визуального осмотра объекта недвижимости, и в течение 10 календарных дней направляется в уполномоченный орган.
По результатам проведения мероприятия в течение 30 рабочих дней с даты получения уполномоченным органом акта визуального осмотра и (или) собранных в рамках проведения мероприятия сведений, информации, документов руководителем уполномоченного органа утверждается заключение об определении вида фактического использования объекта недвижимости (далее - заключение).
Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня утверждения заключения:
1) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о результатах проведения мероприятий по определению вида фактического использования объекта недвижимости;
2) вручает копию заключения лично правообладателю объекта недвижимости (либо его представителю) либо направляет заказным письмом с уведомлением о вручении либо факсимильной связью.
В ходе рассмотрения дела установлено, что принадлежащее ООО "Дали Трейд" нежилое здание по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Седова, 16/2, общей площадью 555,8 кв.м., кадастровый номер 38:36:000021:23056 не включено в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год (определен распоряжением Правительства Иркутской области от 21.12.2021 N 759-рп).
При этом, ни Правительством Иркутской области, ни Министерством имущественных отношений Иркутской области не оспаривается тот факт, что объект недвижимости заявителя в спорном периоде соответствовал требованиям, предъявляемым к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Так, в ходе рассмотрения дела установлено, что 12.04.2021 г. Министерством имущественных отношений Иркутской области издано распоряжение N 353-з "О проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений".
Пунктом 1, 2 распоряжения определено провести мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей определенных п.п.1,2 п.1 ст. 378.2 НК РФ в период с 19 апреля 2021 года по 31 декабря 2021 года.
Мероприятия указано провести посредством осуществления запросов сведений, информации и (или) документов и (или) визуального осмотра объекта недвижимости, осуществления измерений, в том числе с использованием измерительных приборов.
Таким образом, все мероприятия по определению вида фактического использования зданий, включая проведение визуального осмотра, должны были быть проведены уполномоченным органом в установленный срок, но не позднее 1-го числа очередного налогового периода, то есть в не позднее 1 января 2022 года.
Нежилое здание с кадастровым номером 38:36:000021:23056 площадью 555,8 кв. метров, расположенное по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, Городской округ город Иркутск, город Иркутск, улица Седова, строение 16/2 указано в п.83 Списка объектов недвижимости Приложения N 1 к распоряжению Министерства имущественных отношений Иркутской области N 353-з.
В этой связи определение вида фактического использования здания заявителя в целях включения в Перечень объектов на 2022 год должны были быть завершены не позднее 1 января 2022 года.
Из материалов дела следует, что визуальный осмотр здания с кадастровым номером 38:36:000021:23056 проведен специалистом Учреждения 13 декабря 2021 года, 16 декабря 2021 года был оформлен Акт визуального осмотра объекта недвижимости, который направлен в Министерство имущественных отношений Иркутской области, с сопроводительным письмом от 21.12.2021 г. N 35538/21.
Согласно акта ОГБУ "Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости" от 16.12.2021 здание используется в целях размещения объекта общественного питания, то есть по назначению, в соответствии с п.п.1,2 п.1 ст. 378.2 НК РФ.
Вместе с тем, заключение Министерства имущественных отношений Иркутской области об определении вида фактического использования здания по результатам проведенного осмотра утверждено только 07.02.2022, то есть после утверждения Перечня объектов недвижимого имущества на 2022 год.
Из приведенного следует, что вид фактического использования объекта недвижимого имущества, принадлежащего заявителю, был определен до утверждения распоряжения Правительства Иркутской области N 759-рп 21.12.2021.
При этом каких-либо препятствий для своевременного проведения мероприятий и включению объекта в Перечень на 2022 год у органов осуществляющих публичные полномочия не было, в ходе рассмотрения дела названо не было.
По смыслу п.7.1 статьи 378.2 НК РФ возможность внесения изменений в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в п.п.1,2 п.1 ст. 378.2 НК РФ допускается.
Вместе с тем, каких-либо мер по внесению изменений в данный Перечень спорного объекта Правительством Иркутской области предпринято не было.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что Правительством Иркутской области допущено бездействие, выразившееся в неисполнении п. 7.1, 10 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что безусловно нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, поскольку при наличии оснований для включения спорного здания в Перечень на 2022 г. повлекло увеличение налогового бремени.
В статье 3 НК РФ закреплены принципы всеобщности и равенства налогообложения, недопустимости дискриминационного характера налогов и сборов, установления дифференцированных ставок. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Из положений главы 30 НК РФ не следует, что уполномоченный орган по своему усмотрению избирательно формирует перечень объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организации определяется как их кадастровая стоимость.
Обязанность по формированию и утверждению соответствующего Перечня объектов возлагается на уполномоченный орган и не зависит от волеизъявления собственника.
Поскольку спорный объект мог быть и должен был быть выявлен для соответствующий целей в 2021 году, то есть до утверждения Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости на 2022 год, однако не был включен в указанный Перечень, суд первой инстанции правомерно признал такое бездействие уполномоченного органа незаконным.
Не включение в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, отвечающих критериям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 378.2 НК РФ, создает условия неравенства налогообложения, что может привести к ограничению конкуренции.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2017 N 303-КГ17-11821, от 06.06.2018 N 309-КГ18-6552, постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.05.2017 по делу N А51-18780/2016, от 14.02.2017 по делу N А51-13146/2016, постановлениях Арбитражного суда Уральского округа от 09.07.2018 по делу N А76-12591/2017, от 21.02.2018 по делу N А76-25449/2016, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.06.2016 по делу N А52-2601/2015.
Судом верно отмечено, что нежилое здание ранее было включено в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденном распоряжением Правительства Иркутской области от 21.12.2020 г. N 1095-рп (п. 6838) и Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Иркутской области от 11.12.2019 г. N 990-рп. Юридическое и фактическое назначение нежилого здания в 2022 году не менялось, в связи с чем, уполномоченный орган владел информацией относительно возможного включения здания в Перечень на 2022 г., вместе с тем, каких-либо мер для недопущения нарушения прав заявителя не предпринял.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции об обоснованности заявленных требований заявителя основаны на полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, подтверждены материалами дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы об обратном правильность выводов суда в указанной части не опровергают.
То обстоятельство, что к моменту окончания мероприятий по определению вида фактического использования зданий, налоговый период (2022 год) уже наступил, в силу вышеприведенного не свидетельствует о том, что права заявителя не могли быть восстановлены.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся пропуска ООО "Дали Трейд" срока обращения в суд, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ подлежат отклонению.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 02.12.2013 N 1908-О отметил, что согласно буквальному смыслу части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления процессуального срока следует исходить не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 N 8148/10 по делу N А41-16045/07 указано, что АПК РФ связывает начало течения срока на подачу заявления о признании ненормативного акта недействительным с моментом, когда лицо узнало о нарушении своих прав и законных интересов, а не с моментом, когда оно могло или должно было узнать о таком нарушении.
В апелляционной жалобе приведено суждение о том, что Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в п.п. 1 и 2 п.1 ст. 378.2 НК РФ в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденный распоряжением Правительства Иркутской области от 21.12.2021, опубликована в общественно-политической газете "Областная" (номера от 25.12.2021, 31.01.2022, 04.02.2022).
Вместе с тем по материалам дела установлено, что заявитель узнал об обстоятельстве не включения принадлежащего ему здания в Перечень на 2022 год после получения уведомления N 1623 о вызове в налоговый орган от 04.04.2023 и уведомления о неисполнении обязанности по представлению налоговой декларации (расчета) от 04.04.2023.
Ранее, то есть в 2020 и 2021 годах объект включался в аналогичные Перечни, что при отсутствии изменений в фактическом использовании здания, обоснованно позволяло заявителю считать что в 2022 году здание также будет включено в Перечень.
Заявитель обращался в адрес Правительства Иркутской области с просьбой предоставить информацию о причинах не включения объекта в Перечень объектов на 2022 году и в случае ошибочного исключения из Перечня, восстановлении его прав путем аннулирования ошибки.
Письмами от 27.04.2023, 15.05.2023 Министерство имущественных отношений Иркутской области информировало заявителя о том, что на момент формирования Перечня на 2022 год, сведения о том, что спорный объект недвижимости отвечает критериям, приведенным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ не имелось.
При этом, каких-либо иных обстоятельств, из которых следовало, что заявитель был осведомлен о нарушении своих прав в более ранние сроки в деле не имеется.
Таким образом, о не включении объекта недвижимости в Перечень объектов на 2022 год заявителю стало известно не ранее чем из приведенных писем Министерства.
Настоящее заявление в суд заявителем подано 02.06.2023, таким образом, срок обращения в суд, предусмотренный часть. 4 статьи 198 АПК РФ не был пропущен.
Исходя из изложенного, решение суда об удовлетворении требований заявителя о признании незаконным бездействия Правительства Иркутской области, выраженного в невключении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 38:36:000021:23056 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, понуждении Правительства Иркутской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Дали Трейд" путем включения объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 38:36:000021:23056 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденный распоряжением Правительства Иркутской области от 21 декабря 2021 года N 759-рп подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных "Картотека арбитражных дел" по электронному адресу: www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 марта 2024 года по делу N А19- 11927/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.С. Подшивалова |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-11927/2023
Истец: ООО "Дали Трейд"
Ответчик: Правительство Иркутской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Иркутской области, ОГБУ "Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости", Четвертый арбитражный апелляционный суд