город Самара |
|
03 июня 2024 г. |
Дело N А55-23911/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Некрасовой Е.Н. и Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Богдановой Д.В.,
с участием:
от заявителя - Бредис С.Э., доверенность от 09 января 2024 года,
от инспекции - Уварова Г.В., доверенность от 22 июня 2021 года,
от третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Рынок-Агро" на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2024 года по делу N А55-23911/2023 (судья Медведев А.А.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Рынок-Агро" (ОГРН 1026302005058, ИНН 6321032132), город Тольятти Самарской области,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, город Самара,
с участием третьих лиц:
Васякина Сергея Викторовича, город Жигулевск Самарской области,
Акционерное общество "Тольяттинская энергосбытовая компания", город Тольятти Самарской области,
о признании предписания недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Рынок-Агро" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - инспекция), с привлечением в качестве третьих лиц Васякина Сергея Викторовича и Акционерного общества "Тольяттинская энергосбытовая компания", о признании недействительным предписания N 104821 от 02.06.2023 г.
Решением суда от 18.03.2024 г. в удовлетворении заявления обществу отказано.
Общество, не согласившись с указанным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленного требования, о чем в судебном заседании просил и представитель общества.
Представитель инспекции в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей общества и инспекции, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Рынок-Агро" осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: Самарская область, г. Тольятти, бульвар Приморский, д. 15.
Между ООО "Рынок-Агро" (принципал) и АО "Тольяттинская энергосбытовая компания" (агент) был заключен агентский договор N 90/21 от 01.09.2012 г., в соответствии с которым принципал передал агенту полномочия по начислению и сбору платежей за потребленную потребителями электроэнергию (п. 1.4.2, 1.4.5), учет поступающих платежей (1.4.6), учет дебиторской задолженности потребителей (п. 1.4.7) ведению лицевых счетов (п. 1.4.1), предъявление от своего имени квитанций (п. 1.4.3).
В соответствии с п.п. "б" и "в" п. 2.5.1 ООО "Рынок-Агро" обязано прекратить ведение и учет расчетов с потребителями (п.п. "б", прекратить вести учет потребления электроэнергии потребителями (п.п. "в").
В соответствии с п. 1.10 агентского договора непосредственные действия по полному или частичному ограничению режима потребления электроэнергии потребителей, имеющих задолженность по оплате электроэнергии, осуществляется силами принципала (ООО "Рынок-Агро") по письменной заявке агента (АО "ТЭК) в порядке, соответствующем действующему законодательству.
В силу вышеуказанного договора ООО "Рынок-Агро" не принимает от потребителей платежи за поставленную электроэнергию и не ведет учет и расчет задолженности потребителей, данную информацию ему предоставляет АО "ТЭК".
02.02.2023 г. в адрес ООО "Рынок-Агро" от АО "ТЭК" поступило письмо N 649 (вх. N 62 от 03.02.2023 г.), в котором оно сообщило, что задолженность квартиры N 38 по оплате за поставленную электроэнергию составляет 62 876,49 руб.
В этом же письме АО "ТЭК" просит ООО "Рынок-Агро" провести мероприятия по ограничению потребления электроэнергии в данной квартире.
09.02.2023 г. собственнику квартиры N 38 Васякину С.В. направлено письмо N 29, в котором ООО "Рынок-Агро" сообщило об имеющейся у него задолженности по оплате коммунальных услуг и предупредило его о том, что по истечении 20 дней со дня доставки данного уведомления в квартире будут приостановлены коммунальные услуги, а именно: электроэнергия и водоотведение.
28.02.2023 г. ООО "Рынок-Агро" направило собственнику квартиры N 38 Васякину С.В. письмо N 48 в котором уведомило его о том, что 01.03.2023 г. в 9:30 в квартире N 38 будут приостановлены коммунальные услуги: электроэнергия и водоотведение.
Уведомления были направлены Васякину С.В. путем направления сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на его пользовательское оборудование (по Вайберу и Ватсап), а также посредством телефонного звонка с записью разговора, предоставленной в материалы дела на СД-диске.
Направление уведомлений по Вайберу и Ватсап и устное сообщение по телефону не противоречит п. 119 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
Как указывал заявитель, поскольку собственник квартиры N 38 Васякин С.В. задолженность по оплате коммунальных услуг не погасил, то 01.03.2023 г. в квартире N 38 в порядке, предусмотренном п. 117-119 Правил N 354, было приостановлено предоставление коммунальных услуг, в том числе и поставка электроэнергии.
В соответствии с п. 120 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в п. 117 настоящих Правил, полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги.
02.03.2023 г. от АО "ТЭК" поступило письмо N 1217 (вх. N 120 от 02.03.2023 г.) в котором оно сообщило, что задолженность квартиры N 38 по оплате электроэнергии оплачена.
ООО "Рынок-Агро" считает, что так как информация о погашении задолженности по оплате коммунальной услуги поступила ООО "Рынок-Агро" 02.03.2023 г., т.е. после того как подачу электроэнергии приостановили 01.03.2023 г., то собственник квартиры N 38, в соответствии с п. 120 "Правил", обязан оплатить расходы исполнителя по приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги до ее (коммунальной услуги) возобновления.
Однако до настоящего времени расходы ООО "Рынок-Агро" по приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги собственником квартиры N 38 Васякиным С.В. не оплачены и, по мнению общества, основания для возобновления предоставления коммунальной услуги, предусмотренные п. 120 "Правил", отсутствуют.
По факту приостановления предоставления коммунальных услуг в квартире N 38 (по жалобе собственника квартиры Васякина С.В.) прокуратурой Автозаводского района г. Тольятти и Государственной жилищной инспекцией Самарской области проводились проверки. В ходе проверок каких-либо нарушений жилищного законодательства со стороны ООО "Рынок-Агро" не выявлено.
ГЖИ Самарской области в письме от 28.04.2023 г. N 012313 гис (в ответ на жалобы Васякина С.В.) указала, что информация о погашении задолженности за электроэнергию получена ООО "Рынок-Агро" 02.03.2023 г. (абз. 4 лист 3), собственник вправе обратиться к исполнителю письменно с целью возобновления коммунальной услуги по электроснабжению с документами, подтверждающими полное погашение образовавшейся задолженности и расходов исполнителя, связанных с приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги (абз. 3 лист 4).
По мнению заявителя, своим письмом от 28.04.2023 г. N 012313гис ГЖИ Самарской области подтвердила правомерность действий ООО "Рынок-Агро".
02.06.2023 г. ведущим специалистом ГЖИ Самарской области Александровой Е.Ю. выдано предписание N 104821 о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных нарушений обязательных требований, которым обязало ООО "Рынок-Агро" восстановить бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течении года кв. N 38, срок устранения выявленных нарушений 03.08.2023 г.
Основанием для выдачи предписания явилось нарушение ООО "Рынок-Агро" постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2023 г. приложения N 1, выявленное по результатам инспекционного визита, на основании акта от 02.06.2023 г. N 104821 (КНМ 63230946300006344667).
Не согласившись с предписанием N 104821 от 02.06.2023 г., ООО "Рынок-Агро" обратилось к руководителю ГЖИ Самарской области с жалобой N 177 от 04.07.2023 г.
Решением Заместителя руководителя - Руководителя Северо-Западного управления жилищного надзора ГЖИ Самарской области Еналеева И.Ф. N 2863589217 от 13.07.2023 г. жалоба ООО "Рынок-Агро" оставлена без удовлетворения.
ООО "Рынок-Агро" с предписанием N 104821 от 02.06.2023 г. не согласно по следующим основаниям.
Поскольку приостановление предоставления коммунальной услуги по поставке электроэнергии было проведено в строгом соответствии с п. 117 - 119 "Правил", а собственник квартиры N 38 расходы ООО "Рынок-Агро" по приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги не оплатил, то требование предписания о восстановлении бесперебойного электроснабжения квартиры N 38 является незаконным, так как противоречит п. 120 "Правил".
В силу п. 120 "Правил" возобновление предоставления коммунальных услуг возможно после полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги.
Требование предписания о восстановлении бесперебойного электроснабжения квартиры N 38 до полной оплаты расходов исполнителя по приостановлению и возобновлению электроснабжения квартиры нарушает права и законные интересы ООО "Рынок-Агро" в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
В предписании (графа 2 таблицы) указано на нарушение ООО "Рынок-Агро" постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2023 г. приложения N 1, в котором установлены требования к качеству коммунальных услуг и допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа.
ООО "Рынок-Агро" требования к качеству коммунальных услуг не нарушало, приостановление предоставления коммунальной услуги по электроснабжению было проведено в порядке, предусмотренном п. 117 - 119 "Правил". Обжалуемое предписание не содержит указания на то, что ООО "Рынок-Агро" нарушило порядок приостановления или возобновления предоставления коммунальной услуги.
По мнению общества, требования предписания являются противоречивыми. Так в предписании (графа 3 таблицы) указано: Возобновить бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течении года, однако в графе 4 указано, что срок устранения нарушения 03.08.2023 г. В связи с чем обществу неясно, в какой срок ООО "Рынок-Агро" должно исполнить предписание: в течение года или до 03.08.2023 г.
По мнению общества, предписание N 104821 от 02.06.2023 г. не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 26.12.2008 г N 294-ФЗ, п. 120 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354) и нарушает права и законные интересы ООО "Рынок-Агро" в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с рассматриваемым требованием.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе обществу в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, предписание об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение проверки, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 4 ст. 3 ЖК РФ установлено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу положений ч. 1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил N 354 понятие "коммунальные услуги" определяется как деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме; "исполнителем" признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; под "ресурсоснабжающей организацией" понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
В соответствии с п.п. "а" п. 119 Правил N 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги, исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.
Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
На основании п.п. "б" п. 119 Правил N 354 при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги.
Подпунктом "в" п. 119 Правил N 354 предусмотрено, что при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с пп. "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении десяти дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Таким образом, из содержания п.п. "а" п. 119 Правил N 354 следует, что лицо, предоставляющее коммунальную услугу, вправе известить потребителя любыми из перечисленных способов, дающих возможность неопровержимо установить, что потребитель получил такое предупреждение (уведомление) и поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.
При этом, доведение информации об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги до потребителя имеет целью защиту потребителя от ущерба его здоровью и безопасности, а также защиту его экономических интересов, как экономически более слабой и зависимой стороны в гражданско-правовых отношениях с организацией-исполнителем коммунальной услуги, на что неоднократно указывал в своих судебных актах Конституционный Суд РФ (постановление от 20.12.2011 г. N 29-П, определение от 29.09.2011 г. N 1113-О-О), а также ВС РФ в решении от 25.09.2013 г. NАКПИ13-852).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что 09.02.2023 г. путем передачи сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи (на сотовый телефон через мессенджеры Вайбер и Ватсап) Васякину С.В. было направлено уведомление N 29, в котором ООО "Рынок-Агро" сообщило об имеющейся у него задолженности по квартире N 38 и предупредило его о том, что по истечении 20 дней со дня доставки данного уведомления в квартире будут приостановлены коммунальные услуги, а именно: электроэнергия и водоотведение. Кроме того, Васякину С.В. сообщили об имеющейся задолженности и об отключении коммунальных услуг посредством телефонного звонка (с записью разговора).
Факт передачи уведомления N 29 от 09.02.2023 г. на сотовый телефон Васякина С.В. 09.02.2023 г. подтверждается скриншотами с экрана телефона и аудиозаписью телефонного звонка.
Вышеуказанные документы, вместе с пояснениями N 66 от 17.03.2023 г. были направлены в ГЖИ Самарской области 17.03.2023 г. заказным письмом (РПО: 80088282205517) и по электронной почте. Кроме того, 20.03.2023 г. данные документы с сопроводительным письмом N 68 были вручены лично инспектору ГЖИ Кушенцовой И.В.
ООО "Рынок-Агро" обосновывает свои требования тем, что довод ГЖИ о противоречии отключения электроэнергии требованию п. 9 приложения N 1 Правил N 354 не состоятелен.
По мнению заявителя, электроснабжение в квартире N 38 было отключено в соответствии с п. 117-119 Правил N 354, в связи с задолженностью по оплате коммунальной услуги. Отключение электроэнергии в квартире N 38 не повлекло отключение сетей и оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе насосного оборудования, автоматических устройств технологической защиты и иного оборудования, обеспечивающего безаварийную работу внутридомовых инженерных систем и безопасные условия проживания граждан.
Суд правомерно посчитал довод общества необоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предписание N 104821 от 02.06.2023 г. выдано по результатам проведения выездной проверки КНМ 63230946300006344667.
Решением о проведении выездной проверки от 31.05.2023 г. N 104821, не требующим согласования с органами прокуратуры в силу требований п.п. "б" п. 3 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в редакции постановления Правительства РФ от 17.08.2022 г. N 1431 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в связи с поступлением жалобы граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав вх. N 15475-гис от 05.05.2023 г. установлен срок проведения проверки со 02 по 16.06.2023 г., срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом согласно текста решения составляет не более 70 час. В соответствии с решением при проведении выездной проверки совершаются следующие контрольные (надзорные) действия: получение письменных объяснений, истребование документов, осмотр.
Согласно акту выездной проверки N 104821 от 02.06.2023 г., составленному в 12:00 час, срок проведения проверки составил один час с 11:00 до 12:00 час; из предусмотренных решением о проведении проверки совершено только одно контрольное действие - осмотр, что подтверждается протоколом осмотра от 02.06.2023 г. Отметка об ознакомлении представителя контролируемого лица проставлена.
Решение N 104821 от 31.05.2023 г. размещено в ЕРКНМ 31.05.2023 г. в 12:00 час.
Уведомление о проведении проверки 02.06.2023 с 11:00 час N 104821 от 31.05.2023 г. вручено ООО "Рынок-Агро", что подтверждает штамп организации в нижнем правом углу с вх. N 292 от 01.06.2023 г. (без указания времени).
Решение N 104821 от 31.05.2023 г. вручено ООО "Рынок-Агро", что подтверждает штамп организации в нижнем правом углу с вх. N 292 от 01.06.2023 г. (без указания времени).
Сканы уведомления и решения с отметками ООО "Рынок-Агро" направлены инспектором Александровой Е.Ю. инспектору Кузнецовой Е.И. по электронной почте 01.06.2023 г. в 10:14 час., что подтверждает уведомление ООО "Рынок-Агро" о начале проведения проверки не менее, чем за 24 часа.
Предметом контрольного (надзорного) мероприятия согласно решению и акту является проверка обязательных требований, установленных разделом XI постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и ст. 161 ЖК РФ, содержащие обязательные требования и проверка исполнения которых относится к предмету ведения ГЖИ Самарской области.
Инспекцией в ходе внеплановой выездной проверки при осмотре электрощитовой квартиры по адресу: г. Тольятти, Приморский бульвар, д. 15, кв. N 38, установлено, что электросчётчик квартиры отключен, откинуты подходящие провода, предоставление услуги электроснабжения приостановлено, что противоречит требованию п. 9 приложения N 1 к Правилам N 354.
В связи с этим на основании акта выездной проверки от 02.06.2023 г. ООО "Рынок-Агро" выдано предписание от 02.06.2023 г. N 104821 с требованием восстановить бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года кв. N 38, предписание N104821 от 02.06.2023 г. направлено в адрес ООО "Рынок-Агро" заказной корреспонденцией ШПИ 80094185441433, вручено адресату 23.06.2023 г.
В соответствии с п. 9 приложения N 1 к Правилам N 354 электроснабжение осуществляется бесперебойно в течение года, допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 час. - при наличии 2 независимых взаимно резервирующих источников питания; 24 час. - при наличии 1 источника питания.
Превышение периода перерыва электроснабжения, указанного п. 9 приложения N 1 к Правилам N 354, предусмотрено при соблюдении порядка, определенного пунктом 119 Правил N 354, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги.
Согласно п. 40 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги. Действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.
Между тем, инспекцией обоснованно было установлено, что требования как п. 9 приложения N 1 к Правилам N 354, так и п. 119 Правил N 354 были нарушены ООО "Рынок-Агро".
ООО "Рынок-Агро" считает довод ГЖИ со ссылкой на ст. 194 ГК РФ, о том, что задолженность была погашена 28.02.2023 г., т.е. до установленного в уведомлении срока отключения 01.03.2023 г., необоснованным.
В соответствии с п. 1 ст. 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого- либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
По информации АО "ТЭК", которую оно предоставило в ходе рассмотрения жалобы собственника квартиры N 38 в ГЖИ, задолженность была погашена на расчетный счет АО "ТЭК" через банкомат 28.02.2023 г. в 23:40 час., т.е. после окончания рабочего дня. ООО "Рынок-Агро" не ведет расчеты с потребителями электроэнергии (п. 2.5.1 агентского договора), а сведения о задолженности или ее отсутствии (погашении) получает от АО "ТЭК". АО "ТЭК" сообщило о погашении задолженности 02.03.2023 г., т.е. после того как электроэнергия была отключена.
По мнению заявителя, поскольку задолженность была погашена в АО "ТЭК" после окончания рабочего дня, то довод ГЖИ, что задолженность была погашена 28.02.2023 г. противоречит положениям ст. 194 ГК РФ.
С учетом вышеизложенного суд пришел к правильному выводу, что довод заявителя основан на ошибочном понимании ст. 194 ГК РФ.
В силу абз. 2 п. 1 ст.194 ГК РФ, если какое-либо действие должно быть совершено в организации, то срок для его совершения истекает в тот час последнего дня срока, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Положения п. 117 - 119 Правил N 354 устанавливают в качестве основания для приостановления предоставления коммунальной услуги непогашение образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока, а не отсутствие уведомления должником об оплате задолженности.
При таких обстоятельствах действие (оплата задолженности) должно быть совершено в организации, принимающей коммунальные платежи, то есть в банке, а не в управляющей компании, поскольку обязанность должника сообщать о произведенном платеже отсутствует.
Поскольку банкомат 28.02.2023 г. в 23:40 час. работал и банк принял платеж от третьего лица, то окончание рабочего дня в ООО "Рынок-Агро" не имеет значения для настоящего спора.
Кроме того, п.п. "а" п. 119 Правил N 354 установлен срок погашения задолженности по оплате коммунальной услуги - в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления).
09.02.2023 г. собственнику квартиры N 38 Васякину С.В. направлено письмо N 29, в котором ООО "Рынок-Агро" сообщило об имеющейся у него задолженности по оплате коммунальных услуг и предупредило его о том, что по истечении 20 дней со дня доставки данного уведомления в квартире будут приостановлены коммунальные услуги, а именно: электроэнергия и водоотведение.
Исчисляя указанный срок с 10.02.2023 г. (включительно), 20 дней со дня доставки уведомления истекли 01.03.2023 г. (включительно).
Таким образом, ООО "Рынок-Агро" мог приступить к приостановлению предоставления коммунальной услуги не ранее 02.03.2023 г.
Принимая во внимание, что приостановление предоставления коммунальной услуги было произведено 01.03.2023 г., то есть до истечения срока, предоставляемого потребителю для добровольной оплаты образовавшейся задолженности, суд пришли к правильному выводу о нарушении ООО "Рынок-Агро" п. 119 Правил N 354.
ООО "Рынок-Агро" обосновывает свои требования тем, что собственник квартиры N 38 Васякин С.В. задолженность по оплате электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) не погасил, и на 01.03.2023 г. задолженность составляла 5 605,07 руб., а на 23.10.2023 г. задолженность по оплате электроэнергии на общедомовые нужды составляет 6 678,55 руб. Таким образом, задолженность по оплате электроэнергии полностью не погашена.
Суд признал указанный довод необоснованным по следующим мотивам.
Как указывало в отзыве АО "ТЭК", исполнителем коммунальных услуг для многоквартирного дома по адресу: г. Тольятти, Приморский бульвар, д. 15 является ООО "Рынок-Агро", с которым заключен договор энергоснабжения многоквартирного дома. Как исполнитель коммунальных услуг ООО "Рынок-Агро" в соответствии с п. 32 постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г. имеет право привлекать на основании соответствующего договора организацию (представителя) для начисления платы за коммунальные ресурсы, доставку платежных документов потребителям.
В соответствии со ст. 1005 ГК РФ между ООО "Рынок- Агро" и АО "ТЭК" заключен агентский договор N 90 от 01.09.2012 г.
В рамках агентского договора АО "ТЭК", является Агентом и по поручению ООО "РынокАгро", который выступает Принципалом, от своего имени, за счет Принципала, производит расчеты и прием платежей за потребленную электроэнергию в жилых помещениях и иные действия, предусмотренные п. 1.4. договора.
В соответствии с п. 1.10 агентского договора непосредственные действия по введению ограничения оказания услуги электроснабжения потребителей, имеющих задолженность по оплате электроэнергии, осуществляет ООО "Рынок-Агро" по письменному уведомлению АО "ТЭК".
02.02.2023 г. АО "ТЭК" направило в ООО "Рынок-Агро" письмо о наличии задолженности у жителей дома по адресу: Приморский бульвар 15, в том числе по квартире N 38, задолженность по которой на 01.02.2023 г. составляла 62 876,49 руб., а также о проведении ООО "РынокАрго" мероприятий по введению ограничения/возобновления поставки электроэнергии в соответствии с действующим жилищным законодательством и предоставлением в адрес АО "ТЭК" актов о выполнении соответствующих мероприятий.
Со стороны ООО "Рынок-Агро" в адрес АО "ТЭК" никаких документов о введении ограничения поставки электроэнергии квартиры N 38 не поступало.
28.02.2023 г. потребитель Васякин С.В. полностью оплатил задолженность через Сбербанк РФ. По условиям договора о переводе платежей, денежные средства и реестр платежей за 28.02.2023 г. поступили в АО "ТЭК" 01.03.2023 г.
После загрузки платежей АО "ТЭК" направило письмо о необходимости возобновления поставки электроэнергии в квартиру N 38, но ответа со стороны ООО "Рынок-Агро" в адрес АО "ТЭК" не поступило.
Со своей стороны, специалисты АО "ТЭК" связывались по телефону с работниками ООО "Рынок-Агро" по вопросу подключения электроэнергии в указанную квартиру, но никаких действий со стороны исполнителя коммунальных услуг, которым является ООО "Рынок-Агро", не последовало.
Многоквартирный дом по адресу: г. Тольятти, Приморский бульвар 15, имеет закрытую территорию, а допуск специалистов АО "ТЭК" осуществляется только по письменному запросу в ООО "Рынок-Агро".
15.05.2023 г. АО "ТЭК" повторно уведомило ООО "Рынок-Агро" о необходимости возобновления поставки электроэнергии в квартиру N 38 и допуске специалистов АО "ТЭК" для выполнения мероприятий по подключению указанной квартиры. Допуск со стороны управляющей компании не предоставлен, о чем составлен акт и получен ответ от ООО "РынокАгро" об отказе в возобновлении поставки электроэнергии.
В данной ситуации АО "ТЭК", в соответствии со ст. ст. 1005 ГК РФ, являясь Агентом, со своей стороны предприняло все необходимые действия по возобновлению поставки электрической энергии по адресу: г. Тольятти, Приморский бульвар, д. 15 кв. N 38. Действия ООО "Рынок-Агро", связанные с отказом возобновить энергопотребление квартиры при наличии полной оплаты задолженности за фактически поставленную электроэнергию, пояснить третье лицо не может.
Таким образом, по квартире N 38 на 01.02.2023 г. имелась задолженность в размере 62 876,49 руб. за электроэнергию, поставленную АО "ТЭК" непосредственно в квартиру N 38, а не на общедомовые нужды (ОДН), задолженность по которым составляла на 01.03.2023 г. задолженность составляла 5 605,07 руб.
По смыслу п.п. "а" п. 119 Правил N 354 допускается приостановление предоставления такой коммунальной услуги, которая не полностью оплачена потребителем.
Приостановление предоставления коммунальной услуги, по которой задолженность отсутствует, взамен иной коммунальной услуги, Правилами N 354 не установлено.
Следовательно, ООО "Рынок-Агро" было вправе решить вопрос о приостановлении предоставления коммунальной услуги на общедомовые нужды (ОДН) в порядке, предусмотренном п. 117 - 119 Правил N 354, при наличии технической возможности введения ограничения.
Фактически ООО "Рынок-Агро" приостановил подачу электроэнергии, поставленной АО "ТЭК", непосредственно в квартиру N 38, а не на общедомовые нужды, что противоречит п. 119 Правил N 354.
На основании вышеизложенного ООО "Рынок-Агро", являясь исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению спорного дома, допустило нарушение требований раздела XI Правил N 354, ч. 1 ст. 161 ЖК РФ.
Доводы заявителя о неясности и неисполнимости предписания суд правомерно отклонил как необоснованные.
При таких обстоятельствах, судом сделан правильный вывод, что предписание ГЖИ Самарской области N 104821 от 02.06.2023 г. соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела, а также вышеприведенные нормы закона, суд в соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ пришел к правильному выводу об отказе обществу в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2024 года по делу N А55-23911/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23911/2023
Истец: ООО "Рынок-Агро"
Ответчик: Государственной жилищной инспекции Самарской области
Третье лицо: Васякин С.В., ООО "ТЭК"