г. Челябинск |
|
05 июня 2024 г. |
Дело N А47-21566/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Аникина И.А., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Татариновой А.И, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Оренбург" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.04.2024 по делу N А47-21566/2023.
В судебном заседании посредством сервиса веб-конференции приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Оренбург" Истомин Антон Викторович, (доверенность N Д-123 от 27.03.2024 срок действия до 31.12.2026, паспорт, диплом), Сотникова Татьяна Вячеславовна (доверенность N Д-557 от 28.05.2024 срок действия до 23.05.2027, паспорт, диплом).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Общество с ограниченной ответственностью "ГазпромнефтьОренбург" (далее - истец, ООО "ГазпромнефтьОренбург") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - ответчик, Министерство) о понуждении заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка лесного участка от 11.03.2009 г. N 11/09, которым будут изменены требования по противопожарным мероприятиям, указанным в Приложении N6 к Договору, а именно:
- объем создания дорог противопожарного назначения и ремонт таких дорог составит 252 м;
- объем устройства минерализованных полос и уход за ними составит 531 м;
- объем тропиночной сети составит 1 км.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.04.2024 (резолютивная часть от 01.04.2024) в удовлетворении иска общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть- Оренбург" к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о понуждении к заключению дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка отказано.
С принятым решением не согласился истец (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение об отказе в удовлетворении исковых требований о понуждении к заключению дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка полностью и принять новый судебный акт, которым требования ООО "Газпромнефть-Оренбург" к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области удовлетворить в полном объеме.
Апеллянт указал, что суд установил, между Департаментом по управлению лесами Оренбургской области (арендодатель) и ЗАО "Вильрам" (арендатор) 11.03.2009 заключен договор аренды лесного участка.
Дополнительным соглашением N 1 от 12.09.2012 изменено наименование арендатора с "ЗАО "ВильРам" на "ЗАО "Вильрам". Дополнительным соглашением N 2 от 11.01.2015 изменено наименование арендодателя на Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области.
Соглашением от 01.02.2016 права и обязанности по договору аренды лесного участка от 11.03.2009 N 11/09 переданы от ЗАО "Вильрам" к ООО "Вильрам Лес". Соглашением от 29.06.2019 права и обязанности по договору аренды переданы от ООО "Вильрам Лес" к ИП Зиганшину Хакимуллу Хазиевичу. Далее, соглашением от 18.08.2017 права и обязанности по договору аренды лесного участка от 11.03.2009 N 11/09 переданы от ИП Зиганшина Х.Х. к ООО "Газпромнефтъ - Оренбург".
Соглашение о передачи прав и обязанностей прошло государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 06.09.2017.
Между ООО "Газпромнефтъ - Оренбург" и Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области 26.05.2022 заключено дополнительное соглашение N 3 к договору аренды лесного участка от 11.03.2009 N 11/09, которым утверждена новая схема расположения и границы лесного участка, характеристики лесного участка и его насаждений.
Истец в исковом заявление указывает, что подпунктом "и" пункта 11 договора установлено, что в обязанности арендатора входит противопожарное обустройство лесов на лесном участке. Приложение N 6 к договору аренды содержит мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в лесах.
Апеллянт пояснил, что предыдущим арендатором (ЗАО "Вильрам") в 2013 г. разработан проект освоения лесов на срок действия лесохозяйственного регламента ГБУ "Оренбургское лесничество". Согласно проекту запроектированы объемы мероприятий. В проекте освоения лесов от 01.12.2013 противопожарные мероприятия запроектированы вне арендованного участка, он получил положительное заключение государственной экспертной комиссии.
Апеллянт указал, что после перехода прав аренды к ООО "Газпромнефтъ - Оренбург" в указанный проект освоения лесов внесены изменения в связи с планируемым изменением количества и размещения объектов для осуществления рекреационной деятельности, которые получили положительное заключение государственной экспертизы на основании Приказа Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 18.12.2017 N 450.
ООО "Газпромнефть-Оренбург" 26.01.2023 получено извещение от Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области N ВГ-12-19/1752 о необходимости корректировки проекта освоения лесов в связи изменениями лесного законодательства, а также в связи с проведенными лесоустроительными работами в Оренбургском лесничестве, на территории которого расположен арендуемый лесной участок.
ООО "Газпромнефть-Оренбург" 17.04.2023 для прохождения государственной экспертизы направлен проект освоения лесов, который подготовлен в соответствии с условиями договора, содержит объемы мероприятий.
ООО "Газпромнефть-Оренбург" 28.04.2023 получено отрицательное заключение государственной экспертной комиссии проекта освоения лесов (Приказ Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 28.04.2023 N 183).
ООО "Газпромнефть-Оренбург" 26.07.2023 для прохождения экспертизы направлен новый проект освоения лесов, которым предусматривались объемы противопожарных мероприятий.
ООО "Газпромнефть-Оренбург" 08.08.2023 получено отрицательное заключение государственной экспертной комиссии (Приказ Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 08.08.2023 N 336), по результатам которой установлено, что запроектированный объем мероприятий также не соответствует договору аренды от 11.03.2009 N 11/09).
ООО "Газпромнефть-Оренбург" 20.09.2023 в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области направлен проект освоения лесов, в который включено мероприятие по благоустройству зон отдыха граждан, прибывающих в лесах (обустроенное место для разведения костра и отдыха в количестве 5 шт), а также:
- эксплуатация лесной дороги, предназначенные для охраны лесов от пожаров -1.12 км ежегодно (в границах арендуемого лесного участка);
- прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос -1,2 км ежегодно (в границах арендуемого лесного участка).
ООО "Газпромнефть-Оренбург" 28.09.2023 от Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области получено отрицательное заключение государственной экспертизы (Приказ Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 29.09.2023 N 409), согласно которому, объем мероприятий не соответствует договору аренды от 11.03.2009 N 11/09.
ООО "Газпромнефть-Оренбург" 27.10.2023 направлено письмо N 01/11.3/005737 в адрес Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области с предложением внести следующие изменения в договор аренды от 11.03.2009 N 11/09:
-создать дороги противопожарного назначения, протяженностью 1,12 км;
-ремонтировать дороги противопожарного назначения, протяженностью 1,12 км;
- устроить минерализованную полосу, протяженностью 1,2 км;
- производить уход за минерализованными полосами, протяженностью 1,2 км дважды в год;
- создать тропиночную сеть протяженностью 1 км.
Истцом 24.11.2023 получен ответ от Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, в котором указано, что внесение изменений в договор не представляется возможным ввиду положений ч. 2 ст. 74.1 ЛК РФ, а также пункта 15 договора от 11.03.2009 N 11/09.
Государственным лесным инспектором ГКУ "Оренбургское лесничество" Долгановым Д.Г. совместно с участковым лесничим Капустиным В.В. 14.12.2023 осуществлен выезд на лесной участок с кадастровым номером 56:21:1415001:23 для составления натурного акта осмотра, по результатам которого установлено, что в границах лесного участка, с местоположением: Оренбургское лесничество, Нежинское участковое лесничество, квартал 21 части выделов 3,8,22,30,32,53 выдел 29, возможно проведение противопожарных мероприятий в следующих объемах:
- создание и ремонт дорог противопожарного назначения - 252 м (квартал 21, часть выдела 32);
- устройство минерализованных полос - 531 м (квартал 21, часть выдела 8,32). Дополнительно обществом проведены расчеты объема тропиночной сети, которую возможно разместить на территории арендованного лесного участка, по итогам расчетов возможный объем тропиночной сети составляет 1 км.
Податель жалобы отметил, что пунктом 16 договора от 11.03.2009 N 11/09 предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством.
Апеллянт отметил, что суд отказал в удовлетворении исковых требований ООО "Газпромнефть-Оренбург" ввиду отсутствия условий о внесении изменений в договор аренды.
Апеллянт полагает, что размещение противопожарных мероприятий в объеме, указанном в договоре аренды, повлечет за собой нерациональную рубку лесных насаждений.
Требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов установлены разделом 3 Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" (далее - Правила).
Леса, произрастающие на лесном участке с кадастровым номером 56:21:1415001:23 имеют целевое значение - защитные, что также отражено в Приложении N 3 к Договору аренды лесного участка от 11.03.2009 (далее - Договор).
Податель жалобы указал, что в случае осуществления мероприятий по противопожарной безопасности на территории лесного участка в объеме, указанном в Договоре (дороги противопожарного назначения, протяженностью 1 км; минерализованная полоса, протяженностью 2,5 км) необходимо будет произвести вырубку значительной части лесных насаждений.
Суд не принял во внимание, что Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 N 174 утверждены нормативы противопожарного обустройства лесов, которые позволяют привести размеры противопожарных мероприятий в соответствие с действующим законодательством, что позволит сохранить большую часть лесных насаждений.
В исковом заявлении истец просит установить объем противопожарных мероприятий для лесной дороги и минерализованной полосы в следующих размерах:
- для дорог противопожарного назначения и ремонт таких дорог - 252 м;
- для устройства минерализованных полос и уход за ними - 531 м.
Объемы противопожарных мероприятий, предложенные истцом, не нарушают требований, установленных Приказом, по минимальному размеру противопожарных мероприятий, которые возможно разместить на лесном участке площадью 7 га.
Возможность размещения указанных объемов подтверждается Актом натурного осмотра участка лесного фонда от 14.03.2023.
Нормативы, утвержденные Приказом, вступили в силу 09.09.2012, а Договор был заключен 11.03.2009.
Проект освоения лесов 2013 был разработан на срок действия лесохозяйственного регламента ГБУ "Оренбургское лесничество".
Новый лесохозяйственный регламент Оренбургского лесничества Оренбургской области вступил в силу в 2020 г.
Апеллянт указал, что необходимость приведения проекта освоения лесов в соответствии с действующими нормами возникла еще в 2020 г.
Кроме того, Нормативы, установленные Приказом в 2012 г., существенно влияют на объемы подлежащих выполнению арендатором работ по охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренных договором, что объективно влечет необходимость внесения изменений в договор аренды лесного участка.
Податель жалобы отметил, что судебная практика исходит из того, что приведение договора аренды в соответствие с требованиями действующего законодательства (Нормативам) ввиду изменения видов и объемов мер по использованию лесного участка в части обеспечения пожарной безопасности, не противоречит положениям статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации и статьям 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Осуществление на лесном участке противопожарных мероприятий в том объеме, который предусмотрен договором аренды, противоречит принципам лесного законодательства.
Осуществление на территории лесного участка тех объемов противопожарных мероприятий, которые в настоящий момент предусмотрены действующим Договором (дороги противопожарного назначения, протяженностью 1 км; минерализованная полоса, протяженностью 2,5 км) повлекут за собой нарушение основных принципов лесного законодательства и нерациональное использование защитных лесов, которое выразиться в излишней рубке лесных насаждений, при том, что Нормативы позволяют осуществить гораздо меньший объем мероприятий.
Апеллянт считает, что выводы суда о том, что наличие отрицательных заключений государственной экспертной комиссии Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области не могут являться основанием для удовлетворения иска, поскольку истцом указанные заключения не оспаривались, неверны.
Обжалование отрицательных заключений государственной экспертной комиссии нецелесообразно ввиду невозможности включения в проект освоения лесов иных сведений отличных от договора аренды.
Определением от 08.05.2024 апелляционная жалоба принята к производству суда, судебное заседание назначено на 04.06.2024.
От Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области потупило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии стороны. Ходатайство удовлетворено.
От Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами направления в адрес лиц участвующих в деле. Отзыв приобщен.
От общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Оренбург" поступило ходатайство о приобщении к материалам дела фото-таблицы.
Ходатайство судом рассмотрено, в удовлетворении отказано.
Возможность представления в суд апелляционной инстанции дополнительных доказательств ограничена нормами статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Согласно части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; наличие в материалах дела протокола, аудиозаписи судебного заседания, оспариваемых лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в них сведений о ходатайствах или об иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Причин, объективно препятствующих представить в суд первой инстанции данные фототаблицы, подателем апелляционной жалобы не приведено.
Более того, коллегия полагает, что представленные фототаблицы не могут обладать признаками относимости и достоверности, допустимости доказательств, из них невозможно безусловно установить на какой местности произведена съемка
В связи с изложенным, дополнительные документы не приобщаются к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Департаментом по управлению лесами Оренбургской области (арендодатель) и ЗАО "Вильрам" (арендатор) 11.03.2009 г. заключен договор аренды лесного участка N 11/09 (далее договор аренды, т.1 л.д.18-30).
Согласно п.1 договора аренды арендодатель, действует в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании Протокола N 6 от 25 февраля 2009 года о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящейся в государственной собственности Российской Федерации, определенный в пункте 2 настоящего Договора (далее - лесной участок).
Из п.2. договора аренды следует, что лесной участок площадью, 7,0 га, представляемый в аренду по договору, имеет местоположение, согласно материалам Лесоустройства 1998 года: квартал N 21выдела 7,8 Нежинского лесничества Оренбургского лесхоза, номер учетной записи в лесном реестре 41-2009-03, условный номер лесного участка 53:234:16:0041 и закреплен приказом Рослесхоза от 09:07.2007 N 338 "О внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 26.06.2007 г. N 260 "Об определении количества лесничеств на территории Оренбургской области и установления их границ" за государственным учреждением - "Оренбургское лесничество".
Согласно п. 11 договора аренды арендатор обязан:
г) в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в течение 1 года;
ж) соблюдать утвержденные нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования;
и) осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке. Обеспечить создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование снаряжение другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период, высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоений лесов.
Дополнительным соглашением N 1 от 12.09.2012 к договору аренды лесного участка от 11 марта 2009 г. N11/09 изменено наименование арендатора с "ЗАО "ВильРам" на "ЗАО "Вильрам" (т.1 л.д.31).
Дополнительным соглашением N 2 от 11.01.2015 к договору аренды лесного участка от 11 марта 2009 г. N11/09 изменено наименование арендодателя на Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области (т.1 л.д.37-39).
Соглашением от 01.02.2016 права и обязанности по договору аренды лесного участка от 11.03.2009 N 11/09 переданы от ЗАО "Вильрам" к ООО "Вильрам Лес" (т.1 л.д.40-41).
Соглашением от 29.06.2019 права и обязанности по договору аренды лесного участка от 11.03.2009 N 11/09 переданы от ООО "Вильрам Лес" к ИП Зиганшину Хакимуллу Хазиевичу (т.1 л.д.43-45).
Соглашением от 18.08.2017 права и обязанности по договору аренды лесного участка от 11.03.2009 N 11/09 переданы от ИП Зиганшина Х.Х. к ООО "Газпромнефтъ - Оренбург" (т.1 л.д.46-48).
Соглашение о передачи прав и обязанностей прошло государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 06.09.2017, регистрационная запись 56:21:1415001:23-56/001/2017-4.
Между ООО "Газпромнефтъ - Оренбург" и Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области 26.05.2022 заключено дополнительное соглашение N 3 к договору аренды лесного участка от 11.03.2009 г. N 11/09, которым утверждена новая схема расположения и границы лесного участка, характеристики лесного участка и его насаждений (т. 1 л.д.48).
Истец в исковом заявление указывает, что подпунктом "и" пункта 11 договора аренды от 11.03.2009 г. N 11/09 установлено, что в обязанности арендатора входит противопожарное обустройство лесов на лесном участке.
Приложение N 6 к договору аренды содержит мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в лесах, так арендатору необходимо:
-создать дороги противопожарного назначения, протяженностью 1 км;
-ремонтировать дороги противопожарного назначения, протяженностью 1,5 км;
-устроить минерализованную полосу, протяженностью 2,5 км;
-производить уход за минерализованными полосами, протяженностью 5 км;
-создать тропиночную сеть, протяженностью 1,5 км.
На основании ч. 1 ст. 89 ЛК РФ, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3 раздела 2 Приказа Минприроды России от 16.11.2021 N 864 "Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа" в состав проекта освоения лесов входят, в том числе, мероприятия по охране, защите лесов, которые, в свою очередь, включают в себя и меры противопожарного обустройства лесов.
Предыдущим арендатором (ЗАО "Вильрам") в 2013 разработан проект освоения лесов на срок действия лесохозяйственного регламента ГБУ "Оренбургское лесничество".
Лесной участок, в отношении которого разработан проект освоения лесов, имеет следующие характеристики: категория земель - земли лесного фонда; целевое назначение лесов - защитные леса; виды целевого назначения лесов - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в лесопарковых зонах); разрешенное использование лесов - для осуществления рекреационной деятельности; распределение площади лесного участка на лесные и нелесные земли: лесные земли - 4,3 га, нелесные земли - 2,7 га; особо охраняемые природные территории и объекты в границах арендованного лесного участка отсутствуют.
Согласно проекту освоению лесов от 01.02.2013 запроектированы следующие объемы мероприятий:
- создание дорог противопожарного назначения -1,2 км,
- ремонт дорог противопожарного назначения - 1,2 км,
- устройство минерализованных полос - 2,5 км,
- уход за минерализованными полосами - 0,5 км.
В проекте освоения лесов от 01.12.2013 противопожарные мероприятия запроектированы вне арендованного участка, он получил положительное заключение государственной экспертной комиссии.
После перехода прав аренды к ООО "Газпромнефтъ - Оренбург" в указанный проект освоения лесов внесены изменения в связи с планируемым изменением количества и размещения объектов для осуществления рекреационной деятельности, которые получили положительное заключение государственной экспертизы на основании Приказа Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 18.12.2017 N 450.
ООО "Газпромнефть-Оренбург" 26.01.2023 получено извещение от Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области N ВГ-12-19/1752 о необходимости корректировки проекта освоения лесов в связи изменениями лесного законодательства, а также в связи с проведенными лесоустроительными работами в Оренбургском лесничестве, на территории которого расположен арендуемый лесной участок (т.1 л.д.109-110).
ООО "Газпромнефть-Оренбург" 17.04.2023 для прохождения государственной экспертизы направлен проект освоения лесов, который подготовлен в соответствии с условиями договора, содержит следующие объемы мероприятий:
- эксплуатация лесной дороги, предназначенная для охраны лесов от пожаров -1.5 км ежегодно (частично в границах арендуемого лесного участка);
- прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос - 5 км ежегодно (за границами арендуемого лесного участка);
ООО "Газпромнефть-Оренбург" 28.04.2023 получено отрицательное заключение государственной экспертной комиссии проекта освоения лесов (Приказ Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 28.04.2023 N 183), в котором указано, что мероприятия по противопожарному обустройству лесов (эксплуатация лесной дороги, прочистка обновление минерализованных полос) запланированы вне арендованного участка (т.1 л.д.111-115).
ООО "Газпромнефть-Оренбург" 26.07.2023 для прохождения экспертизы направлен новый проект освоения лесов, которым предусматривались следующие объемы противопожарных мероприятий:
- эксплуатация лесной дороги, предназначенные для охраны лесов от пожаров -1.12 км ежегодно (в границах арендуемого лесного участка);
- прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос - 1,2 км ежегодно (в границах арендуемого лесного участка);
ООО "Газпромнефть-Оренбург" 08.08.2023 получено отрицательное заключение государственной экспертной комиссии (Приказ Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 08.08.2023 N 336), по результатам которой установлено, что запроектированный объем мероприятий также не соответствует договору арены от 11.03.2009 г. N 11/09 (т.1 л.д.116-119).
ООО "Газпромнефть-Оренбург" 20.09.2023 в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области направлен проект освоения лесов, в который включено мероприятие по благоустройству зон отдыха граждан, прибывающих в лесах (обустроенное место для разведения костра и отдыха в количестве 5 шт), а также:
- эксплуатация лесной дороги, предназначенные для охраны лесов от пожаров -1.12 км ежегодно (в границах арендуемого лесного участка);
- прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос -1,2 км ежегодно (в границах арендуемого лесного участка).
ООО "Газпромнефть-Оренбург" 28.09.2023 от Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области получено отрицательное заключение государственной экспертизы (Приказ Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 29.09.2023 N 409), согласно которому, объем мероприятий не соответствует договору арены от 11.03.2009 N 11/09 (т.1 л.д.120- 123).
Указанные отрицательные заключения истцом не оспаривались.
Истец в обосновании исковых требований ссылается на то, что подготовка проекта освоения лесов с получением положительного заключения по результатам государственной экспертизы стала невозможной ввиду того, что:
- общая площадь лесного участка 7 га, из которых 4 га - лесные насаждения, 3 га - прогалина (галечник), который используется в рекреационных целях для размещения спортивно-оздоровительной базы;
- 2,31 га - общая площадь противопожарных мероприятий по условиям заключенного договора;
- 1,6 га - общая площадь противопожарных мероприятий, которые возможно разместить на арендуемом лесном участке без вырубки лесных насаждений.
Учитывая указанные обстоятельства для размещения договорного объема противопожарных мероприятий в границах арендуемого участка необходима рубка существующих лесных насаждений, что противоречит целям использования лесного участка (размещение спортивно-оздоровительной базы в экологически чистой зоне).
ООО "Газпромнефть-Оренбург" 27.10.2023 направлено письмо N 01/11.3/005737 в адрес Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области с предложением внести следующие изменения в договор арены от 11.03.2009 N 11/09:
-создать дороги противопожарного назначения, протяженностью 1,12 км;
-ремонтировать дороги противопожарного назначения, протяженностью 1,12 км;
- устроить минерализованную полосу, протяженностью 1,2 км;
- производить уход за минерализованными полосами, протяженностью 1,2 км дважды в год;
- создать тропиночную сеть протяженностью 1 км.
Истцом 24.11.2023 получен ответ от Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области N ВМ2-19/31072, в котором указано, что внесение изменений в договор не представляется возможным ввиду положений ч. 2 ст. 74.1 ЛК РФ, а также пункта 15 договора от 11.03.2009 N 11/09.
Государственным лесным инспектором ГКУ "Оренбургское лесничество" Долгановым Д.Г. совместно с участковым лесничим Капустиным В.В. 14.12.2023 осуществлен выезд на лесной участок с кадастровым номером 56:21:1415001:23 для составления натурного акта осмотра (т.1 л.д.124-125).
По результатам осмотра установлено, что в границах лесного участка, с местоположением: Оренбургское лесничество, Нежинское участковое лесничество, квартал 21 части выделов 3,8,22,30,32,53 выдел 29, возможно проведение противопожарных мероприятий в следующих объемах:
- создание и ремонт дорог противопожарного назначения - 252 м (квартал 21, часть выдела 32);
- устройство минерализованных полос - 531 м (квартал 21, часть выдела 8,32).
Дополнительно обществом проведены расчеты объема тропиночной сети, которую возможно разместить на территории арендованного лесного участка, по итогам расчетов возможный объем тропиночной сети составляет 1 км.
Пунктом 16 договора от 11.03.2009 N 11/09 предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством.
Кроме того, истец ссылается на то, что лесной участок с кадастровым номером 56:21:1415001:23 расположен в водоохраной зоне р. Урал Оренбургского района, что подтверждается данными из публичной кадастровой карты, на которой отображается зона с особыми условиями использования территории.
Леса, произрастающие на лесном участке с кадастровым номером 56:21:1415001:23, имеют целевое значение - защитные, что отражено в приложении N 3 к договору аренды лесного участка от 11.03.2009.
По мнению истца, в случае осуществлении мероприятий по противопожарной безопасности на территории лесного участка в объеме, указанном в договоре аренды лесного участка от 11.03.2009 (дороги противопожарного назначения, протяженностью 1 км; минерализованная полоса, протяженностью 2,5 км) необходимо будет произвести вырубку значительной части лесных насаждений.
Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 N 174 (далее - Приказ, Нормативы) утверждены нормативы противопожарного обустройства лесов.
Нормативы противопожарного обустройства лесов рассчитываются на 1000 га общей площади лесов.
В соответствии с частью 3 Приказа в лесостепном районе европейской части Российской Федерации в защитных лесах на 1000 га минимальные меры по противопожарному обустройству лесов должны составлять:
- лесные дороги: строительство - 0,5 км, реконструкция - 0,6 км, эксплуатация - суммарная протяженность созданных, реконструируемых и эксплуатируемых лесных дорог;
- устройство противопожарных минерализованных полос-4,2 км.
Исходя из расчетов, на лесном участке площадью 7 га, минимальный объем противопожарных мероприятий составляет:
- для лесных дорог:
0,6 км = 1000 га 0,6 х 1 /1000 = 0,0006 км - минимальный объем на 1 га 0,0006 км х 7 = 0,0042 км 0,0042 км = 4,2 м - минимальный объем на 7 га по реконструкции
-для минерализованных полос:
4,2 км = 1000 га 4,2 км х 1 /1000 = 0,0042 км - минимальный объем на 1 га 0,0042 км х 7 = 0,0294 км 0,0294 км = 29,4 м - минимальный объем на 7 га для устройства.
В исковом заявлении истец просит установить объем противопожарных мероприятий для лесной дороги и минерализованной полосы в следующих размерах:
- для дорог противопожарного назначения и ремонт таких дорог - 252 м;
- для устройства минерализованных полос и уход за ними - 531 м.
По мнению истца, объемы противопожарных мероприятий, указанных в иске, не нарушает требований, установленных Приказом, по минимальному размеру противопожарных мероприятий, которые возможно разместить на лесном участке площадью 7 га.
Таким образом, как указывает истец, предложенные изменения в приложение N 6 к договору в части противопожарного обустройства лесов соответствуют обязательным требованиям законодательства. Кроме того, с точки зрения истца, осуществление на территории лесного участка с кадастровым номером 56:21:1415001:23 тех объемов противопожарных мероприятий, которые в настоящий момент предусмотрены действующим договором аренды лесного участка от 11.03.2009 (дороги противопожарного назначения, протяженностью 1 км; минерализованная полоса, протяженностью 2,5 км) повлекут за собой нарушение основных принципов лесного законодательства и нерациональное использование защитных лесов, которое выразиться в излишней рубке лесных насаждений, при том, что Нормативы позволяют осуществить гораздо меньший объем мероприятий.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что условия о внесении изменений в договор аренды, предусмотренные ст. ст. 450, 451 Гражданского Кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
При этом коллегией установлено, что доводы апелляционной жалобы по сути повторяют доводы изложенные истцом в исковом заявлении и в дополнении к нему, а потому являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана соответствующая оценка.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 415-ФЗ).
Право аренды лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами (часть 1 статьи 9 Лесного кодекса).
Частью 1 статьи 71 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды.
Как следует из части 4 статьи 71 Лесного кодекса, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом. Таким образом, нормы лесного законодательства являются специальными, имеют приоритет перед нормами Гражданского кодекса и Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
По правилам части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определениях от 30.06.2020 N 1540-О, от 29.05.2014 N 1021-О, следует, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора (пункт 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положения статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающие лишь в установленных в них случаях и только по указанным в них основаниям возможность изменения условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, создают, наряду с другими законоположениями, необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлены на обеспечение стабильности гражданского оборота, справедливого баланса интересов сторон договора, баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По общему правилу, установленному частью 2 статьи 73.1, частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий торгов на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон, а также условий договора не допускается.
Исключение составляют случаи изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр (часть 2 статьи 74.1 ЛК РФ).
Кроме того, частью 3 статьи 74.1 ЛК РФ предусмотрена возможность изменения договора аренды лесного участка по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, суд первой инстанции верно отметил, что Лесным кодексом Российской Федерации установлен запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, по волеизъявлению его участников. Такое изменение может быть осуществлено только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.
При этом в соответствии с пунктом 15 договора аренды от 11.03.2009 N 11/09 внесение изменений в договор, заключенный по результатам аукциона, по соглашению сторон допускается только в случаях изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами).
Исходя из буквального толкования части 3 статьи 74.1 ЛК РФ в ее взаимосвязи с частью 2 этой статьи, изменение количественно-качественных характеристик лесного участка должно носить объективный характер и иметь место в период действия договора аренды, то есть после его заключения. По общему правилу действующее законодательство не предусматривает возможности изменения договора аренды лесного участка в целях приведения его условий в соответствие с характеристиками лесного участка, фактически имевшими место на момент заключения договора аренды, но не отраженными в аукционной документации при проведении торгов на право заключения договора аренды.
Таким образом, если речь идет не о возникновении в период действия договора аренды обстоятельств, послуживших причиной существенного изменения характеристик лесного участка, а о несоответствии сведений, из которых стороны исходили при заключении договора, фактическим количественным и качественным характеристикам лесного участка на этот момент (например, нахождение на арендуемом лесном участке ресурса в объеме большем/меньшем, чем выставленный на торги), то оснований для изменения договора аренды лесного участка не имеется.
С учетом изложенного требование о внесении в судебном порядке в договор аренды предложенных истцом изменений не соответствует положениям лесного законодательства.
Суд первой инстанции верно указал, что условия о внесении изменений в договор аренды, предусмотренные ст. ст. 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Более того, правомерно отметил, что доводы истца о наличии 28.04.2023, 26.07.2023, 08.08.2023 отрицательных заключений государственной экспертной комиссии Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области не могут являться основанием для удовлетворения иска, поскольку истцом указанные заключения не оспаривались.
Таким образом, пришел к выводу, что в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.
Довод апеллянта со ссылкой на судебную практику подлежит отклонению, поскольку податель жалобы делает ссылки на практику, где содержались требования в сторону увеличения объема обязательств арендодателя.
В рассматриваемом случае апеллянт просит об уменьшении объема обязательств, являющихся существенными условиями по договору, заключенному на аукционе.
С учетом изложенного коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку договор аренды лесного участка от 11.03.2009 N 11/09 заключен по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, объемы работ по обеспечению пожарной безопасности, установленные в приложении N 6 к Договору аренды лесного участка, являлись существенными условиями аукциона, внесение изменений в договор аренды лесного участка в части уменьшения объемов противопожарных мероприятий недопустимо.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, фактически дублируют исковое заявление и являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции и сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.04.2024 по делу N А47-21566/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Оренбург" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-21566/2023
Истец: ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ОРЕНБУРГ"
Ответчик: Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области