г. Москва |
|
03 июня 2024 г. |
Дело N А41-24147/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2024 года.
Судья Десятого арбитражного апелляционного суда Бархатова Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алешкевич В.М.,
при участии в заседании:
от администрации городского округа Егорьевск Московской области - Воронин А.К. по доверенности от 28.12.2023, паспорт, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Егорьевск Московской области на определение Арбитражного суда Московской области от 29.03.2024 по делу N А41-24147/23,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Егорьевск Московской области (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области, ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз", Министерству сельского хозяйства Российской Федерации об установлении факта отсутствия мелиоративной системы на земельном участке с кадастровым номером 50:30:0020103:694 и факта отсутствия оснований для отнесения указанного земельного участка к мелиорируемым землям, указании, что решение является основанием для внесения соответствующих изменений.
Определением Арбитражного суда Московской области от 29.03.2024 производство по делу N А41-24147/23 прекращено.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции, за исключением случаев, предусмотренных абз. 2 ч. 3 ст. 223 АПК РФ, рассматриваются судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз", Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, а также на сайте арбитражных судов www.arbitr.ru).
В судебном заседании представитель администрации поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил определение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого определения в связи со следующим.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на территории муниципального образования "Городской округ Егорьевск Московской области" расположен земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 50:30:0020103:694, общей площадью 75 564 +/- 2 405 кв.м. категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - растениеводство, расположенный по адресу: Московская область, городской округ Егорьевск, близи деревни Хохлево.
В силу ст. 2 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" администрация осуществляет распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Как указывает администрация в своем заявлении, согласно сведениям региональной географической информационной системы Московской области настоящий земельный участок расположен на землях с мелиоративной системой, что подтверждается сводной информацией Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области СИ-РГИС-7959691901 от 25.10.2022.
По данным Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление по мелиорации земель, водному хозяйству, и безопасности гидротехнических сооружений "Спецмелиоводхоз" от 15.02.2023 N 307, земельный участок с кадастровым номером 50:30:0020103:694 расположен на ранее мелиорированных землях совхоза "Клеменовский", осушительная система построена в 1976-78 г.
В соответствии с общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 срок полезного использования мелиоративной системы (без проведения реконструкции) составляет 30 лет со дня ввода в эксплуатацию и постановки на балансовый учет.
Согласно уведомлению Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области об отсутствии информации в реестре муниципального имущества городского округа Егорьевск от 07.02.2023 N 113-01- 003Исх328, мелиоративная система, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 50:30:0020103:694, по состоянию на 06.02.2023 не значится в реестре муниципального имущества городского округа Егорьевск.
В материалы дела от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области поступил отзыв на заявление, в котором указано, что на основании п. 4 Порядка формирования и ведения перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области от 17.10.2017 N 872/38, земельный участок с кадастровым номером 50:30:0020103:694 не включен в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых в несельскохозяйственных целях не допускается, утвержденный распоряжением Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 12.10.2019 N 20РВ-349.
Также ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз" представил отзыв в материалы дела, в котором указано, что объекты государственных мелиоративных систем и мелиорированные земли федеральной собственности, переданные в оперативное управление учреждению, на земельном участке с кадастровым номером 50:30:0020103:694 отсутствуют.
Заявитель просит установить факт, имеющий юридическое значение - факт отсутствия на земельном участке мелиоративных систем и отсутствия основания для отнесения участка к мелиорируемым, в порядке главы 27 АПК РФ для исключения спорных земельных участков из состава мелиорированных земель.
В соответствии со ст. 218 АПК РФ арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражный суд рассматривает дела об установлении: 1) факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным; 2) факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте; 3) факта принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении; 4) других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 219 АПК РФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.
В соответствии с ч. 3 ст. 221 АПК РФ при рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве.
Правовые основы деятельности в области мелиорации земель определены Федеральным законом от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (далее - Закон о мелиорации земель, Закон N 4-ФЗ), который также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель.
В статье 2 Закона N 4-ФЗ определены основные понятия, в частности установлено, что под мелиорацией земель следует понимать коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий; мелиоративные мероприятия подразумевают проектирование, строительство, эксплуатацию и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ; мелиоративные системы представляют собой комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
Мелиорация земель - коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, афолесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. Мелиорируемые земли - земли, недостаточное плодородие которых улучшается с помощью осуществления мелиоративных мероприятий.
Мелиорированные земли - земли, на которых проведены мелиоративные мероприятия.
Мелиоративная система не имеет самостоятельного функционального назначения, создана исключительно в целях улучшения качества земель, обслуживания земельных участков, на которых она располагается, поэтому является его неотъемлемой частью, и должна следовать судьбе этого земельного участка.
В случае, когда объект создан исключительно в целях улучшения качества и обслуживания земельного участка и не обладает самостоятельным функциональным назначением, он является неотъемлемой частью земельного участка и не может быть признан объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации ("Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2016)", утвержденный Президиумом Верховного суда Российской Федерации 06 июля 2016).
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно п. 1 ст. 8 ЗК РФ, порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Согласно п. 4 порядка формирования и ведения перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается, утв. постановлением Правительства Московской области от 17.10.2017 N 872/38 в перечень включаются земельные участки, искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушаемые земли со стационарными оросительными и закрытыми осушительными системами (далее - мелиоративные системы).
Согласно ст. 20 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель", мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения подлежат паспортизации. При проведении паспортизации на мелиоративную систему и на каждое гидротехническое сооружение, входящее или не входящее в мелиоративную систему, составляется паспорт, в котором содержатся сведения о технических характеристиках и состоянии соответственно мелиоративной системы и гидротехнического сооружения.
Порядок проведения паспортизации мелиоративных систем и гидротехнических сооружений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
Приказом Минсельхоза России от 30.06.2020 N 364 утвержден административный регламент Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по паспортизации государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
Приказом Минсельхоза России от 09.04.2020 N 182 утвержден порядок проведения паспортизации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
Как следует из материалов дела, при визуальном обследовании на указанном участке отсутствует мелиоративная система.
Спора о праве в отношении спорной мелиоративной системы не имеется, право собственности, иное право на мелиоративную систему не зарегистрировано.
Следовательно, факт отсутствия мелиоративных систем на земельных участках либо их наличия подлежит установлению в ином порядке, а сведения о том является земельный участок мелиорированным либо нет, как это определено в ст. 2 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель", является юридической характеристикой земельного участка.
В соответствии с ч. 3 ст. 221 АПК РФ при рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве.
В пункте 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение" приведена правовая позиция, согласно которой, юридическая характеристика вида имущества не является фактом, влекущим возникновение, изменение и прекращение прав лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем, в рассматриваемом случае, заявитель просит установить не наличие юридического факта как такового (по смыслу ч. 1 ст. 219 АПК РФ), а предлагает арбитражному суду признать, что на спорном земельном участке отсутствуют мелиоративные системы, а также отсутствуют основания для отнесения данного земельного участка к мелиорируемым земельным участкам, то есть установить юридическую характеристику (правовой режим) имущества, которые, в силу вышеуказанных разъяснений, сами по себе не порождают возникновение, изменение и прекращение каких-либо правоотношений.
Юридическая характеристика вида имущества в силу ст. 30 АПК РФ не является фактом, имеющим юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и не подлежит установлению в арбитражном суде в порядке особого производства.
При таких обстоятельствах, поскольку в рамках особого производства установление юридической характеристики вида имущества не предусмотрено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что производство по делу подлежит прекращению применительно к п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции учитывает сложившуюся судебную практику, в том числе позицию, изложенную в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 21.04.2022 N Ф05-8830/2022 по делу N А40-193616/2021, постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 по делу N А41-67231/23.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права является несостоятельным, поскольку определение законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении дела, является прерогативой суда, разрешающего спор (ч. 1 ст. 168 АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное определение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 29.03.2024 по делу N А41-24147/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в месячный срок со дня его принятия.
Судья |
Е.А. Бархатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-24147/2023
Истец: Администрация городского округа Егорьевск МО
Ответчик: ГУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ, ВОДНОМУ ХОЗЯЙСТВУ И БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ СПЕЦМЕЛИОВОДХОЗ, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ