город Воронеж |
|
03 июня 2024 г. |
Дело N А14-1452/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Козлова Евгения Николаевича
на определение Арбитражного суда Воронежской области от 01.04.2024
о передаче дела на рассмотрение другого суда по делу N А14-1452/2023,
по заявлению индивидуального предпринимателя Козлова Евгения Николаевича (ОГРНИП 313366813300245, ИНН 366102536694)
к Министерству природных ресурсов и экологии Воронежской области (ОГРН 1123668030232, ИНН 3664120043)
о признании недействительным Приказа от 07.02.2020 N 51 "Об утверждении описания местоположения береговых линий (границ водного объекта) р. Усмань на территории Воронежской области" в части,
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ОГРН 1093668037220, ИНН 3664099440), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360), Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (ОГРН 1026103169608, ИНН 6163029857),
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Козлов Евгений Николаевич (далее - ИП Козлов Е.Н., заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Воронежской области ( далее - заинтересованное лицо, Минимущество ВО) о признании недействительным Приказа от 07.02.2020 N 51 "Об утверждении описания местоположения береговых линий (границ водного объекта) р. Усмань на территории Воронежской области" в части:
- признания объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 36:16:5400002:1372, расположенного по адресу: Воронежская обл., Новоусманский р-н, п. Отрадное, северо-западная часть кадастрового квартала 36:16:5400002,
- водным объектом: р. Усмань на территории Воронежской области; - описания местоположения береговых линий (границ водного объекта) р. Усмань на территории Воронежской области в границах земельного участка с кадастровым номером 36:16:5400002:1372, расположенного по адресу: Воронежская обл., Новоусманский р-н, п. Отрадное, северо-западная часть кадастрового квартала 36:16:5400002.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.
Арбитражным судом Воронежской области 01.04.2024 вынесено определение о передаче настоящего дела в Воронежский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Не согласившись с указанным определением, ИП Козлов Е.Н. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит определение суда первой инстанции отменить, оставить дело на рассмотрении в арбитражном суде.
В апелляционной жалобе указывает, что спариваемый приказ Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области не является нормативно-правовым актом, так как затрагивает права собственников земельных участков и не распространяется на неопределенный круг лиц. Ссылается, что приказ описывает местоположение береговых линий и содержит нормы, правила и является техническим документом.
К материалам дела приобщено дополнение к апелляционной жалобе, поступившее от ИП Козлова Е.Н..
Дело рассматривалось без вызова лиц, участвующих в деле, в порядке ст. 117, 259 АПК РФ.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы судом установлено следующее.
Козлову Е.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 36:16:5400002:1372, площадью 11955+/-38 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуальной жилищной застройки, расположенный по адресу: Воронежская обл., Новоусманский район, п. Отрадное, северозападная часть кадастрового квартала 36:16:5400002.
Указанный земельный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером 36:16:54:00002:558, который в свою очередь был образован из земельного участка с кадастровым номером 36:16:5400002:363, образованного из земельного участка с кадастровым номером 36:16:5400002:102, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 36-АГ N 690993 от 08.06.2012, от 22.10.2013, кадастровой выпиской о земельном участке.
Заявителем, в целях снижения и аккумулирования гидравлической нагрузки на искусственно обвалованную территорию проектируемого коттеджного поселка "Серебряный остров" со стороны временно подтопляемой территории низинных нарушенных земель сельхозугодий, были выполнены работы по устройству дренажной канавы на земельном участке с кадастровым номером 36:16:5400002:1372. Работы по обустройству дренажной канавы осуществлялись в 2012 году.
07.02.2020 Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области был издан приказ N 51 от 07.02.2020 "Об утверждении описания местоположения береговых линий (границ водного объекта) р. Усмань на территории Воронежской области".
Указанным приказом заинтересованного лица утверждено описание местоположения границ береговой линии реки Усмань на территории Воронежской области. При этом согласно листу 4 плана границ объекта, следует, что земельный участок с кадастровым номером 36:16:5400002:1372, принадлежащий заявителю на праве собственности, входит в границы водного объекта (характерные точки границы: 33340, 33330, 33310, 33300, 33420, 33410, 33400).
ИП Козлов Е.Н., полагая, что приказ Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области N 51 от 07.02.2020 в части признания объекта, расположенного на спорном земельном участке водным объектом: р. Усмань на территории Воронежской области, а также в части описания местоположения береговых линий (границ водного объекта) р. Усмань на территории Воронежской области в границах спорного земельного участка, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с требованиями о признании его недействительным в оспариваемой части.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений пункта 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды, за исключением Суда по интеллектуальным правам, не рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов.
В соответствии со статьей 2 Водного кодекса Российской Федерации (далее также - ВК РФ) водное законодательство состоит из данного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (часть 1).
На основании и во исполнение ВК РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения (часть 6 статьи 2 ВК РФ).
Согласно статье 26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 79, предусмотрено, что мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
К мероприятиям по охране поверхностных водных объектов отнесено в том числе установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, закрепление их на местности специальными информационными знаками в соответствии с Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".
Согласно пункту 3 утвержденных указанным постановлением Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (далее - Правила N 17) установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации.
Согласно Положению о департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области (в настоящее время - Министерство природных ресурсов и экологии Воронежской области), утвержденному постановлением Правительства Воронежской области от 10.05.2012 N 382, Департамент является органом, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 ВК РФ).
Порядок установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков, определен в Правилах N 17.
Пунктом 4 указанных правил предусмотрено, что в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 данных правил, обеспечивают: а) определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 ВК РФ; б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек осуществляется с точностью определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 4 статьи 5 ВК РФ береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.
Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4.1 статьи 5 ВК РФ).
Аналогичные выводы были сделаны в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.02.2019 N 18-АПГ18-62.
Оспариваемый в рамках настоящего дела приказ Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области N 51 от 07.02.2020 принят заинтересованным лицом в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения", с учетом предоставленных сведений о местоположении береговых линий (границ водных объектов), в целях внесения соответствующих сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос на р. Усмань в Воронежской области в Единый государственный реестр недвижимости.
Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС РФ, главы 23 АПК РФ.
Признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.
Решая вопрос о полномочиях судов по рассмотрению заявления об оспаривании нормативного правового акта, необходимо учитывать вид оспариваемого нормативного правового акта и вид нормативного правового акта, о проверке на соответствие которому ставится вопрос в заявлении.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ принят исполнительным органом Воронежской области, в пределах предоставленной ему компетенции, не может рассматриваться в отрыве от акта, который им утвержден. Данным актом на соответствующей территории фактически вводятся ограничения хозяйственной и иной деятельности, то есть правила поведения (правовые нормы), обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитан на неоднократное применение.
Рассмотрение судом по существу заявления индивидуального предпринимателя, в настоящем случае, противоречит принципам судебного устройства, является вмешательством в деятельность судов общей юрисдикции, нарушает положения части 1 статьи 47 Конституции РФ, согласно которому никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно части 4 статьи 39 АПК РФ, если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Установив, что акт, оспариваемый в порядке главы 24 АПК РФ, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, суд правомерно передал принятое к производству с нарушением компетенции дело, в Воронежский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены определения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 39, 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Воронежской области от 01.04.2024 о передаче дела на рассмотрение другого суда по делу N А14-1452/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.
Судья |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-1452/2023
Истец: ИП Козлов Евгений Николаевич
Ответчик: Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области
Третье лицо: Донское бассейновое водное управление ФАВР, ТУ ФАУГИ в Воронежской области, Управление Росреестра по Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2024 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2476/2024