г. Тула |
|
06 июня 2024 г. |
Дело N А62-703/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2024 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мосиной Е.В., судей Грошева И.П., Лазарева М.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тютюма К.Д.,
при участии в судебном заседании:
от администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области - Слончаковой Е.В. (удостоверение, диплом, доверенность от 09.01.2024),
от общества с ограниченной ответственностью "ЗемСервис" - Ильинской Н.В. (паспорт, диплом, доверенность от 01.10.2023),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.03.2024 по делу N А62-703/2024,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЗемСервис" (ОГРН 1124028003219; ИНН 4028051210) к Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области (ОГРН 1026701452997; ИНН 6714003858) об оспаривании изложенного в письме N 600 от 19.01.2024 решения об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, возложении обязанности по выдаче разрешения на использование земель или земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЗемСервис" (далее - заявитель, общество, ООО "ЗемСервис") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области (далее - ответчик, администрация) о признании незаконным изложенного в письме N 600 от 19.01.2024 решения Администрации об отказе в выдаче разрешения на использование участка земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, площадью 7 кв.м, сроком использования 49 лет, расположенного по адресу: Российская Федерация, Смоленская область, Смоленский район, с. Пригорское, в границах кадастрового квартала 67:18:3100101, для размещения сооружения связи (антенно-мачтовое сооружение) высотой до 41,8 метров, технологическим заглублением 4,0 метра, и возложении на Администрацию обязанности в течение десяти дней со дня вступления в силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи разрешения на использование участка земель в соответствии с поданным им заявлением N 01/24 от 10.01.2024 (вх. N 600 от 17.01.2024).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.03.2024 заявление ООО "ЗемСервис" удовлетворено: признано незаконным изложенное в письме N 600 от 19.01.2024 администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области решение об отказе в выдаче разрешения на использование участка земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, площадью 7 кв.м, сроком использования 49 лет, расположенного по адресу: Российская Федерация, Смоленская область, Смоленский район, с. Пригорское, в границах кадастрового квартала 67:18:3100101, для размещения сооружения связи (антенно-мачтовое сооружение) высотой до 41,8 метров, технологическим заглублением 4,0 метра.
На администрацию муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "ЗемСервис" и в течение десяти дней после вступления настоящего решения в законную силу выдать обществу разрешение на использование участка земель в соответствии с поданным им заявлением N 01/24 от 10.01.2024 (вх. N 600 от 17.01.2024;
Не согласившись с решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.03.2024, администрация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что письмом N 600 от 19.01.2024 администрацией отказано в выдаче разрешения на использование земель, поскольку согласно представленной Схеме границы испрашиваемого обществом участка земли пересекают незаконно занятую им же территорию, на которой размещено антенно-мачтовое сооружение, а также с указанием на то, что в настоящее время на рассмотрении Арбитражного суда Смоленской области находится дело N А62-10171/2023 по иску Администрации к ООО "ЗемСервис" об освобождении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 7 кв.м, путем демонтажа антенно-мачтового сооружения, расположенного по адресу: Смоленская область, Смоленский район, Пригорское сельское поселение, с. Пригорское, и до вынесения судом решения по делу N А62-10171/2023, в связи с чем администрация считает невозможным распоряжение указанной территорией. Считает, что общество самовольно разместило антенно-мачтовое сооружение на земле, государственная собственность которой не разграничена, после чего уже обратилось с заявлением на предоставление такого права, что не предусмотрено законом. Отмечает, что в адрес администрации поступают жалобы населения села Пригорское и д. Цыбульники Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области по вопросу установки антенно-мачтового сооружения в непосредственной близости от жилой застройки (менее 50 метров).
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
ООО "ЗемСервис" представило отзыв, поддержанный представителем в судебном заседании, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ЗемСервис" в период с 13.08.2023 по 01.09.2023 разместило на земельном участке площадью 7 кв.м в кадастровом квартале 67:18:3100101, расположенном по адресу: Российская Федерация, Смоленская область, Смоленский район, с. Пригорское, объект связи - антенно-мачтовое сооружение высотой 41,8 метров (металлическую опору из трубы разного сортамента диаметром 377 - 533 мм, фундамент закладки опоры - глубина 4,0 метра).
В ходе обследования, проведенного 05.09.2023, должностными лицами Администрации установлено, что указанный объект связи находится на землях, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляет Администрация. При этом разрешение Администрации на использование земельного участка отсутствует.
В связи с выявленными нарушениями Администрация обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с иском к ООО "ЗемСервис" об освобождении самовольно занятого земельного участка от размещенного на нем объекта связи. Исковое заявление принято судом, возбуждено дело N А62-10171/2023. Производство по указанному делу приостановлено до рассмотрения настоящего дела.
В целях оформления правоустанавливающих документов общество направило в Администрацию заявление исх. N 176/23 от 25.12.2023 о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, по адресу: Смоленская область, Смоленский район, с. Пригорское, в кадастровом квартале 67:18:3100101, общей площадью 7 кв.м, сроком использования земель: 49 лет (срок использования земель не превышает срок размещения объекта), для размещения антенно-мачтового сооружения высотой до 41,8 метров.
К заявлению о выдаче разрешения на использование земель приложены Схема границ, предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, с чертежом размещения объекта и каталогом координат характерных точек границ территории, и схематичное изображение объекта.
Письмом N 21910 от 09.01.2024 администрация сообщила ООО "ЗемСервис" об отказе в выдаче разрешения на использование земель, указав, что в нарушение требований подпункта "б" пункта 5 Положения N 302 приложенная к заявлению Схема границ, предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, не содержит сведения о характерных точках границ территории.
Не согласившись с отказом, общество повторно обратилось в Администрацию за получением соответствующего разрешения, приложив к заявлению N 01/24 от 10.01.2024 (вх. N 600 от 17.01.2024) ту же Схему.
Письмом N 600 от 19.01.2024 администрация вновь сообщила ООО "ЗемСервис" об отказе в выдаче разрешения на использование земель, сославшись на то, что согласно представленной Схеме границы испрашиваемого обществом участка земли пересекают незаконно занятую им же территорию, на которой размещено антенно-мачтовое сооружение, а также указав на то, что в настоящее время на рассмотрении Арбитражного суда Смоленской области находится дело N А62-10171/2023 по иску Администрации к ООО "ЗемСервис" об освобождении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 7 кв.м, путем демонтажа антенно-мачтового сооружения, расположенного по адресу: Смоленская область, Смоленский район, Пригорское сельское поселение, с. Пригорское, и до вынесения судом решения по делу NА62-10171/2023 администрация считает невозможным распоряжение указанной территорией.
В рассматриваемом заявлении ООО "ЗемСервис" считает, что отказ в выдаче разрешения на использование земель, содержащийся в письме N 600 от 19.01.2024, не основан на нормах Положения N 302. Указывает, что действующее законодательство не запрещает оформление лицом правоустанавливающих документов на земельный участок, занятый этим же лицом, и что размещение антенно-мачтового сооружения допускается на землях и/или земельных участках с любым видом разрешенного использования. Отмечает, что отказ в выдаче разрешения нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией в нарушение требований части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено доказательств того, что размещение антенно-мачтового сооружения в границах кадастрового квартала 67:18:3100101 нарушает право жителей близлежащих населенных пунктов на благоприятную окружающую среду, препятствует освоению земель, образованию (формированию) и использованию земельных участков.
При этом суд области правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).
В целях единообразного применения арбитражными судами положений главы 4 АПК РФ к иной экономической деятельности следует относить в том числе деятельность хозяйствующих и иных субъектов (статья 23 ГК РФ, пункты 1 и 3 статьи 50 ГК РФ), связанную с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице (часть 1 статьи 225.1 АПК РФ), осуществлением указанными субъектами своих имущественных и неимущественных прав в сфере производства, распределения, обмена, промышленного потребления ресурсов и благ, восстановлением и поддержанием на надлежащем уровне функционирования юридического лица, необходимого для достижения его уставных целей (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции").
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1).
Использование земель или земельных участков в указанных целях осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа (пункт 2).
В разрешении указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка (пункт 3).
Пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ определено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 этой статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень N 1300).
Согласно пункту 11 Перечня N 1300 к видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, относятся линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановлением Администрации Смоленской области от 28.05.2015 N 302 утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (далее - Положение N 302).
Положение N 302, в частности, предусматривает, что для получения права на размещение объекта на землях государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с соответствующим заявлением (указанное заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В заявлении среди прочего указываются:
- адрес или описание местоположения земель или земельного участка;
- кадастровый номер земельного участка (при наличии);
- вид размещаемого объекта в соответствии с перечнем;
- предполагаемый срок использования земель или земельного участка (срок использования земель или земельного участка не может превышать срок размещения и эксплуатации объекта);
- номер кадастрового квартала (кварталов) (в случае если планируется размещение объекта на землях, кадастровый учет которых в установленном порядке не произведен);
- сведения о параметрах размещаемого объекта, подтверждающие, что для размещения данного объекта не требуется разрешение на строительство.
К заявлению в обязательном порядке прилагается схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории по форме согласно приложению к данному Положению с указанием координат характерных точек границ территории в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости на территории Смоленской области, подготовленная на основе материалов инженерно-геодезических изысканий в масштабе 1:2000 - 1:500 или на картографической основе государственного кадастра недвижимости с учетом сведений государственного кадастра недвижимости.
Размещаемый объект должен соответствовать правилам землепользования и застройки соответствующего муниципального образования Смоленской области.
Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления и прилагаемых к нему документов принимает решение об использовании земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заинтересованным лицом без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута для размещения объекта либо об отказе в использовании земель или земельного участка.
Согласно пункту 9 Положения N 302 решение об отказе в использовании земель или земельного участка принимается в случаях, если:
а) заявление подано с нарушением требований, установленных в пунктах 5, 6 данного Положения;
б) в заявлении указаны предполагаемые к размещению объекты, не предусмотренные перечнем;
в) размещение объектов приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
г) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен иному юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину, либо в отношении испрашиваемого земельного участка принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, срок действия которого не истек, либо решение о проведении работ по образованию земельного участка, либо решение о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, либо решение о проведении аукциона по продаже испрашиваемого земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка;
д) размещение объекта (объектов) нарушает установленный в соответствии с федеральным законодательством режим зоны с особыми условиями использования территории;
е) границы испрашиваемого земельного участка, на котором планируется размещение объекта, попадают в границы:
- защитных зон объектов культурного наследия, за исключением строительства и реконструкции линейных объектов;
- территорий объектов культурного наследия, режимы использования которых запрещают размещение объектов, указанных в заявлении;
- зон охраны объектов культурного наследия, особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам которых запрещают размещение объектов, указанных в заявлении.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных частью 17 указанной статьи.
Выдача разрешения на строительство не требуется, в частности, в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи (пункт 4.5 части 17 статьи 51 ГрК РФ).
Кроме того, на основании пункта 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 1816 утвержден перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство.
Так, выдача разрешения на строительство не требуется для строительства (реконструкции) линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи.
Согласно статья 48.1 ГрК РФ, к особо опасным и технически сложным объектам относятся сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи.
В силу пункта 14.1 статьи 2 Федерального закона от 07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) под особо опасными, технически сложными сооружениями связи понимаются сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обязательства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд первой инстанции установил, что материалами дела (акт N 116 от 01.09.2023 приемки законченного строительством объекта (ф. N КС-11), акт обследования от 05.09.2023, справка исх. N 13 от 24.01.2024 о балансовой принадлежности) подтверждается, что размещенное в границах кадастрового квартала 67:18:3100101 антенно-мачтовое сооружение, находящееся на балансе ООО "ЗемСервис", представляет собой металлическую трубчатую опору высотой 41,8 метра, заглубление подземной части - 4,0 метра. Опора размещена на участке площадью 7 кв.м, имеющем координаты: 1. х 449403,00 у 1227688,16; 2. х 449403,96 у 1227690,09; 3. х 449400,51 у 1227692,02; 4. х 449399,50 у 1227690,14. Опора может быть демонтирована и перенесена на новое место без несоразмерного ущерба ее назначению.
Исходя из указанных технических характеристик, данная опора не относится к объектам недвижимости, не является особо опасным и технически сложным сооружением, для ее возведения не требуется получение разрешения на строительство. Соответственно, размещение опоры на земельном участке (землях) осуществляется без его предоставления и установления сервитута (подпункт 6 пункта 1 статьи 33.39 ЗК РФ, пункт 11 Перечня N 1300).
В силу статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются применительно к каждой территориальной зоне в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
В части 2 статьи 36 ГрК РФ закреплено правило, согласно которому установление градостроительных регламентов осуществляется с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, а также планируемого развития территориальных зон, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; допускается сочетание в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Что касается антенно-мачтовых сооружений, то они не являются объектами капитального строительства и, таким образом, могут размещаться на земельных участках с любыми видами разрешенного использования, если федеральным законом не установлено иное (примечание N 2 (ред. от 23.06.2022) к Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412).
Соответствующий подход подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 12.05.2017 N 31-АД17-5, от 29.06.2018 N 41-АД18-14, от 21.02.2018 N 41-АД18-5, Определении от 14.06.2018 N 127-КГ18-13).
Размещение антенно-мачтовых сооружений на земельных участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение таких объектов, обусловлено тем, что они не являются объектами недвижимости, и их установка носит временный характер. Размещение указанных объектов не приводит к нецелевому использованию земельных участков, поскольку осуществляется в случаях, когда не требуется образование земельного участка, использование такого участка допускается на условиях сервитута, публичного сервитута, использования земельного участка или земель на основании разрешения, аренды части земельного участка, при наличии согласия правообладателя земельного участка. Установление соответствующего вида разрешенного использования земельного участка (за исключением случаев, установленных федеральным законом) является необходимым лишь в тех случаях, когда для размещения антенно-мачтовых сооружений требуется образование земельного участка (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2022 N АКПИ22-335).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 06.11.2003 N 387-О, от 15.07.2010 N 931-О-О, от 19.12.2017 N 3076-О и др.).
Наделение органов местного самоуправления полномочием по принятию решения об использовании земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заинтересованным лицом без предоставления земельного участка и установления сервитута обусловлено конституционной природой местного самоуправления (являющегося формой осуществления народом своей власти) как наиболее приближенного к населению уровня публичной власти, предназначенного для решения именно вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных локальных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Вместе с тем, осуществляя указанные полномочия, орган местного самоуправления не вправе действовать произвольно, а должен принимать решения в соответствии с законом (часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации).
Действующее законодательство разделяет сооружения связи и средства связи.
Так, согласно статье 2 Закона N 126-ФЗ сооружения связи - это объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи. В свою очередь, к средствам связи относятся технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.
Само по себе размещение антенно-мачтового сооружения связи не требует дополнительного согласования, в том числе на соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.
Раздел III СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов" устанавливает гигиенические требования непосредственно к передающим радиотехническим объектам, создающим электромагнитные поля радиочастотного диапазона, то есть к самим средствам связи, а не сооружениям связи (антенным опорам), на которых они размещаются.
При этом как пояснили в судебном заседании представители общества, передающее оборудование на антенной опоре устанавливается оператором на основании договора и технических условий на размещение оборудования базовой станции.
Согласно указанным техническим условиям оператор связи самостоятельно разрабатывает проектную документацию на размещение оборудования на антенной опоре, а также получает все предусмотренные законодательством согласования и разрешения.
Пунктом 3.7 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 установлено, что утверждение проектной документации по строительству, реконструкции, техническому перевооружению, расширению и ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных ПРТО допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их данным Санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические заключения выдаются Территориальными управлениями Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы (пункт 3.8 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03).
При размещении на территории (опоре, крыше здания) ПРТО антенн нескольких передатчиков проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза на ПРТО в целом. Санитарно-эпидемиологическое заключение также выдается на ПРТО в целом (пункт 3.11 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03).
В письме Роспотребнадзора от 05.08.2020 "О безопасности базовых сотовых станций" разъяснено, что работа по размещению и вводу в эксплуатацию передающих радиотехнических объектов осуществляется в два этапа, а именно: сначала владелец базовой станции сотовой связи обязан получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию; вторым этапом владелец базовой станции представляет в экспертную организацию помимо проектных материалов и результаты (протоколы) измерений уровней электромагнитных полей на прилегающей территории к базовой станции и внутри зданий.
По результатам экспертизы проектных материалов базовых станций выдается санитарно-эпидемиологическое заключение, что является основанием для установления станции сотовой связи.
В ходе эксплуатации базовых станций сотовой связи уровни ЭМП должны контролироваться владельцами базовых станций сотовой связи в рамках производственного контроля не реже одного раза в 3 года в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 и СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03.
Таким образом, соблюдение обязательных санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований при эксплуатации средств связи возлагается на операторов связи, к числу которых ООО "ЗемСервис" не относится.
Суд отмечает, что Положение N 302 содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Положение N 302 не предусматривает такое основание для отказа в выдаче разрешения как наличие на земельном участке некапитального объекта.
Судом области установлено, что антенно-мачтовое сооружение, находящееся на земельном участке площадью 7 кв.м, имеющем координаты: 1. х 449403,00 у 1227688,16; 2. х 449403,96 у 1227690,09; 3. х 449400,51 у 1227692,02; 4. х 449399,50 у 1227690,14, принадлежит ООО "ЗемСервис", которое обратилось за оформлением разрешительной документации на размещение указанного объекта.
Действующее законодательство в его истолковании, данном Конституционным и Верховным Судами Российской Федерации, исходит из того, что устранение последствий допущенного нарушения должно быть соразмерно самому нарушению, не должно создавать дисбаланс между публичным и частным интересом, приводящий к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков. В связи с указанным самовольный захват земельного участка обществом, обратившимся впоследствии за получением разрешения на его использование, не является достаточным основанием для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения. Такой отказ может быть обусловлен лишь наличием обстоятельств, объективно препятствующих использованию участка, например: вследствие размещения на нем объекта, не соответствующего требованиям безопасности, и/или нарушения прав третьих лиц.
Администрацией в нарушение требований части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не предоставлено доказательств того, что размещение антенно-мачтового сооружения в границах кадастрового квартала 67:18:3100101 нарушает право жителей близлежащих населенных пунктов на благоприятную окружающую среду, препятствует освоению земель, образованию (формированию) и использованию земельных участков.
Возведение некапитального сооружения, размещение которого осуществляется без формирования земельного участка (без постановки участка на государственный кадастровый учет), не требует отражения в проекте планировки и межевания территории, а также не приводит к какому-либо ограничению (обременению) в использовании земель (земельных участков), образуемых в соответствии с проектом планировки территории, поэтому суд отклоняет доводы Администрации о несоответствии места размещения объекта документам территориального планирования муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области.
Ответчиком не оспариваются доводы общества о том, что к заявлению о выдаче разрешения на использование земель (земельного участка) приложены все необходимые в соответствии с Положением N 302 документы.
При таких обстоятельствах, суд области правомерно признал решение Администрации, содержащееся в письме N 600 от 19.01.2024, об отказе в выдаче обществу разрешения на использование испрашиваемого участка земель незаконным. Указанный отказ неблагоприятно отражается на производственно-хозяйственной деятельности заявителя и, как следствие этого, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что письмом N 600 от 19.01.2024 администрацией отказано в выдаче разрешения на использование земель, поскольку согласно представленной Схеме границы испрашиваемого обществом участка земли пересекают незаконно занятую им же территорию, на которой размещено антенно-мачтовое сооружение, а также с указанием на то, что в настоящее время на рассмотрении Арбитражного суда Смоленской области находится дело N А62-10171/2023 по иску Администрации к ООО "ЗемСервис" об освобождении земельного участка, государственная собственность на который нет разграничена, площадью 7 кв.м, путем демонтажа антенно-мачтового сооружения, расположенного по адресу: Смоленская область, Смоленский район, Пригорское сельское поселение, с. Пригорское, и до вынесения судом решения по делу N А62-10171/2023, в связи с чем администрация считает невозможным распоряжение указанной территорией, отклоняются апелляционным судом, поскольку разрешение на использование земель предоставлено Администрацией в отношении другого участка, имеющего иные координаты и было отменено Администрацией.
Спор об отмене указанного постановления является предметом рассмотрения по делу N А62-11289/2023 по заявлению ООО "ЗемСервис" к Администрации (в настоящее время находится на рассмотрении в Арбитражном суде Центрального округа).
Доводы апелляционной жалобы о том, что в адрес администрации поступают жалобы населения села Пригорское и д. Цыбульники Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области по вопросу установки антенно-мачтового сооружения в непосредственной близости от жилой застройки (менее 50 метров), отклоняются апелляционным судом, поскольку материалами дела подтверждается факт того, что исходя из технических характеристик размещенная опора не относится в объектам недвижимости, не является особо опасным и технически сложным сооружением, для ее возведения не требуется получение разрешение на строительство, соответственно размещение опоры на земельном участке (земля) осуществляется без его предоставления и установления сервитута, что соответствуют подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ, пункту 11 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ N 1300 от 03.12.2014.
Следовательно, размещенная опора связи не может представлять опасности для населения ближайшей жилой застройки.
Кроме того, Администрацией не подтвержден и не обоснован нормативными актами довод о том, что размещение антенно-мачтового сооружения в заявленном месте может повлечь нарушение прав и законных интересов других лиц.
Исходя положений пункта 27 статьи 2 Закона N 126-ФЗ от 07.07.2003 "О связи", под сооружениями связи понимаются объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи.
К средствам связи относятся технически и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечения функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.
Антенно-мачтовое сооружение связи, само по себе, не требует дополнительного согласования, в том числе на соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, поскольку представляет собой составную металлическую опору из трубы разного сортамента диаметром 377-533 мм, высотой до 41,8 метра с фундаментом закладки опоры на глубину 4,0 м.
Объекты связи, как правило, оборудуются базовыми станциями с эффективной излучаемой мощностью до 10 Вт (включительно) в диапазоне частот 30 МГц-300 ГГц, для которых согласно пункту 3.13 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 не требуется санитарно- эпидемиологического заключения (установление санитарно-защитной зоны) при условии размещения антенны (вышки) вне здания.
Оператор связи, с которым заявитель заключает договор на размещение оборудования и выдает технические условия для размещения, при размещении оборудования базовых станций обязан самостоятельно разработать проектную документацию на размещение оборудования и получить предусмотренные законодательством согласования и разрешения.
Объекты связи, как правило, оборудуются базовыми станциями с эффективной излучаемой мощностью до 10 Вт (включительно) в диапазоне частот 30 МГц-300 ГГц, для которых, согласно пункту 3.13 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 не требуется санитарно- эпидемиологического заключения (установление санитарно-защитной зоны) при условии размещения антенны (вышки) вне здания.
Операторы связи, с которыми заявитель заключает договор на размещение оборудования, при размещении базовых станций обязаны предоставить санитарно- эпидемиологическое заключение.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор, Приказ N П/0412).
Примечанием N 2 к указанному Классификатору установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в нем размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, элементов благоустройства, если федеральным законом не установлено иное.
Касательно антенно-мачтовых сооружений - они не являются объектами капитального строительства, и таким образом, согласно Примечанию N 2 к указанному выше Классификатору могут размещаться на земельных участках с любыми видами разрешенного использования, если федеральным законом не установлено иное.
Таким образом, размещение указанных в примечании 2 к Классификатору (Приказ N П/0412) антенно-мачтовых сооружений, допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка. Данное положение применимо ко всем категориям земель, за исключением случаев, когда размещение некоторых видов линейных объектов запрещено правовым режимом определенной категории земель.
Приведенный подход подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 12.05.2017 N 31-АД17-5, от 29.06.2018 N 41- АД18-14, от 21.02.2018 N41-АД18-5, от 08.05.2019 N 46-АД19-7, от 01.07.2019 N 46-АД19-10, в определении от 14.06.2018 N 127-КГ18-13.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 27.11.2014 N 1244 утвердило Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые устанавливают порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Правила N 1244).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1244 заявление о выдаче разрешения подается физическим или юридическим лицом (далее - заявитель) либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Таким образом, ООО "ЗемСервис" правомерно обратилось Администрацию Смоленского района Смоленской области с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка.
Судом установлено и не оспаривается Администрацией, что антенно-мачтовое сооружение, находящееся на земельном участке площадью 7 кв.м, имеющем координаты:
1. х 449403,00 у 1227688,16; 2. 449403,96 у 1227690,09; 3. х 449400,51 у 1227692,02; 4. х 449399,50 у 1227690,14, принадлежит ООО "ЗемСервис", которое обратилось за оформлением разрешительной документации на размещение указанного объекта.
Таким образом, обратиться с заявлением для получения правоустанавливающего документа на использование земель является правом ООО "ЗемСервис", а доводы администрации, содержащиеся в письме N 600 от 19.01.2024 об отказе в выдаче разрешения на использование земель - неправомерными ввиду отсутствия таких оснований в исчерпывающем перечне, установленном пунктом 9 Положения о порядке и условиях размещения объектов N 302, и в иных нормативных актах.
Кроме того, наличие установленного объекта, принадлежащего заявителю, не является препятствием для оформления правоустанавливающих документов на испрашиваемый земельный участок, на котором расположен объект заявителя, в целях приведения в соответствие с действующим законодательством с одной стороны - права на использование земельного участка для антенно-мачтового сооружения (опоры), с другой стороны - права на нахождение антенно-мачтового сооружения (опоры) на испрашиваемом земельном участке.
Действующее законодательство не содержит и не предусматривает невозможность предоставления для использования земельного участка, на котором размещен объект заявителя, и оснований для отказа в предоставлении права на использование земельного участка, тем более, что антенно-мачтовое сооружение (опора) принадлежит лицу, испрашивающему разрешение на использование земельного участка, т.е. ООО "ЗемСервис", что подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, а именно: Актом приемки N 116 от 01.09.2023 (ф. N КС-11), справкой о балансовой принадлежности объекта от 24.01.2024 исх. N 13, оборотно-сальдовой ведомостью по счету 01 за январь 2024 г.
В обжалуемом решении суд области правомерно отметил, что действующее законодательство в его истолковании, данном Конституционным и Верховным судами, исходит из того, что устранение последствий допущенного нарушения должно быть соразмерно самому нарушению, не должно создавать дисбаланс между публичным и частным интересом, приводящим к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков. В связи с указанным, самовольный захват земельного участка Обществом, впоследствии обратившимся за получением разрешения на его использование, не является достаточным основанием для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения. Такой отказ может быть обусловлен лишь наличием обстоятельств, объективно препятствующих использованию земельного участка, например размещения на нем объекта несоответствующего требованиям безопасности, и/или нарушения прав третьих лиц.
Доказательств того, что размещение антенно-матового сооружения в границах кадастрового квартала 67:18:3100101 нарушает право жителей близлежащих населенных пунктов на благоприятную окружающую среду, препятствует освоению земель, образованию (формированию) и использованию земельных участков, администрацией в материалы дела не представлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при их рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.03.2024 по делу N А62-703/2024 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мосина |
Судьи |
И.П. Грошев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-703/2024
Истец: ООО "ЗЕМСЕРВИС", ООО "ЗемСервис"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СМОЛЕНСКИЙ РАЙОН" СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Ильинская Наталья Владимировна