город Ростов-на-Дону |
|
13 июня 2024 г. |
дело N А32-42776/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Глазуновой И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от ОСФР по Краснодарскому краю посредством веб-конференции:
Воробьевой Л.А. по доверенности от 24.05.2024,
от МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" посредством веб-конференции: Злобина С.Е. по доверенности от 28.12.2023 (подключился во время объявления резолютивной части решения суда),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочиавтотранс"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.03.2024 по делу N А32-42776/2023
по заявлению муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочиавтотранс" (ИНН 2320051015, ОГРН 1022302952495)
к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю
о признании незаконными решения,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Сочиавтотранс" (далее заявитель, МУП г. Сочи "Сочиавтотранс", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, ОСФР по Краснодарскому краю, отделение фонда), о признании незаконными следующих решений:
1.1. о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 13.07.2023 N 23162380000068 в сумме 113 568,61 руб.;
1.2. о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 13.07.2023 N 23162380000069 в виде штрафа в размере 5 000 руб.;
1.3. о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 13.07.2023 N 23162350000187, по которому МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" по уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС РФ в сумме 16 815,63 руб., оплате пени в размере 12 818,42 руб. и оплате штрафа в размере 3 363,13 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что судом первой инстанции неверно была произведена оценка представленных в суд доказательств, суд не обосновал причины отклонения доводов МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" и в полном объеме не мотивировал свои выводы. Своим решением суд первой инстанции фактически установил, что работодатель должен был оказать в приеме на работу Белоусовой В.В. в связи с беременностью, то есть узаконил запрет на прием беременных женщин, что напрямую противоречит статье 64 Трудового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, заявитель указывает, что Белоусова В.В. соответствовала требованиям, предъявляемым к специалисту контрольно-ревизорного отдела МУП г. Сочи "Сочиавтотранс". Денежные средства были получены Белоусовой В.В. от ГУ-Краснодарское РО ФСС РФ, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела платежные поручения. Заявитель также указывает, что привлечение к ответственности, установленной статей 15.2 Федерального закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" не обоснованно и противоречит действующему законодательству. Для привлечения к ответственности по указанной статье ГУ-Краснодарское РО ФСС РФ необходимо доказать то обстоятельство, что МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" предоставил недостоверные сведения и документы или сокрыло их; суд первой инстанции в своем решении не приводит доводов и не обосновывает указанное обстоятельство. Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, фактически принимает решение о необходимости возмещения денежных средств, при этом судом первой инстанции не учтены обстоятельства того, что МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" по запросу фонда предоставило все необходимые сведения в отношении Белоусовой В.В., все сведения и документы носили полный и исчерпывающий характер, никакие из документов не содержали ложных данных, не были поддельными. Судом первой инстанции не был рассмотрен доводов заявителя об отмене акта N 2 и решения от 13.07.2023 N 23162350000187 в связи с ошибочностью выводов о неправомерности начисления страховых взносов сотруднику Ковалевой А.Н. в июле 2021 года при выплате материальной помощи в размере 10 000 руб., что подтверждается мотивированной частью решения суда первой инстанции. Согласно статье 5.1 коллективного договора МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" на 2021-2024 годы работодатель вправе предоставлять социальные гарантии работнику, в том числе производить разовую материальную помощь в размере 10 000 руб. при смерти близких родственников. Таким образом, предприятие правомерно произвело начисление страховых взносов при рассмотрении данного случая. Заявитель жалобы также не согласно решением суда первой инстанции в части взыскания государственной пошлины, поскольку она была оплачена.
ОСФР по Краснодарскому краю в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).
Протокольным определением суд удовлетворил ходатайство МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" и ОСФР по Краснодарскому краю о проведении веб-конференции.
В судебном заседании представитель отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в период с 01.03.2023 по 24.04.2023 на основании решений начальника отдела проверок N 14 ОСФР по Краснодарскому краю от 01.03.2023, главным специалистом - ревизором в отношении МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" были проведены проверки:
- выездная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения за период с 01.01.2021 по 31.12.2022;
- выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования РФ за период с 01.01.2021 по 31.12.2022.
В ходе проведения выездной проверки полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения было установлено, что территориальным органом Фонда социального страхования РФ излишне понесены расходы на выплату страхового обеспечения застрахованному лицу - Белоусовой В.В. в виде пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком на общую сумму всего на общую сумму 113 568,61 руб., вследствие создания страхователем искусственной ситуации, связанной с формальным трудоустройством Белоусовой В.В. в целях неправомерного получения средств из бюджета Фонда.
В ходе проведения выездной проверки, контролирующим органом установлено, что в проверяемом периоде предприятием была занижена облагаемая база при исчислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общей сумме 2 095 954,95 руб.
В облагаемую базу не были учтены выплаты в пользу физических лиц по договорам гражданско-правового характера, имеющим признаки трудовых договоров. Основным видом деятельности МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" в проверяемом периоде являлось "Регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении", ОКВЭД 49.31.21.
В соответствии с пунктами 8,9 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713, МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" был установлен 7-ый класс профессионального риска. В проверяемом периоде предприятие применяло страховой тариф для уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,8%. Скидки или надбавки не установлены.
Сумма неуплаченных страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составила 16 815,63 руб.
Не согласившись с выводами, сделанными контролирующим органом, 13.07.2023 МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" представило в ОСФР по Краснодарскому краю свои возражения на акты выездной проверки от 07.06.2023 N 23162350000184, от 07.06.2023 N 23162380000064.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки и возражений предприятия комиссия пришла к выводу, что МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" необоснованно произвело занижение облагаемой базы и не уплатило страховые взносы в Фонд социального страхования РФ с выплат, произведенных им в пользу физических лиц по договорам гражданско-правового характера, так как указанные договоры имеют признаки трудовых договоров.
Начальник отдела проверок N 14 ОСФР по Краснодарскому краю принял решение от 13.07.2023 N 23162350000187 "О привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которому МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" было привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в размере 3 363,13 руб.
В этом же решении предприятию было предложено уплатить недоимку в сумме 16 815,63 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 12 818,42 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Также, 13.07.2023, начальником отдела проверок N 14 было принято решение N 23162380000068 "О возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения", в котором МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" предложено в добровольном порядке уплатить излишне понесенные расходы фонда на выплату страхового обеспечения Белоусовой В.В. в размере 113 568,61 руб.
Кроме того, вынесено решение от 13.07.2023 N 23162380000069 "О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", согласно которому МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" привлечено к ответственности предусмотренной пунктом 2 статьи 15.2 Закона N225-ФЗ в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с вынесенными решениями, МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными указанных выше решений.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие, в том числе беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
На основании пункта 1 части 1 статьи 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255 - ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно статье 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат застрахованные лица, то есть лица, работающие по трудовым договорам, государственные гражданские, муниципальные служащие; лица, замещающие государственные должности, члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности, и другие лица, указанные в части 1 статьи 2 настоящего Закона.
Подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают:у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, если иное не установлено федеральными законами.
Частью 1 статьи 1.3. Закона N 255-ФЗ определено, что страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Статьей 22 Закона N 165-ФЗ установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Страховыми случаями признаются временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет(часть 2 статьи 1.3 Закона N255-ФЗ).
Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию являются: пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком (статья 1.4 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется, в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (далее - заболевание или травма).
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи (часть 1 статьи 6 Закона N 255-ФЗ).
Для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, справку о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, пункт 16 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.09.2020 N 668н (далее - Порядок N 668н)).
Право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (статья 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", далее - Закон N 81-ФЗ).
Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов (пункт 1 статьи 10 Закона N 255-ФЗ).
Основанием для назначения и выплаты пособия по беременности и родам является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с пунктом 25 Порядка N 668н право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.
Лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (пункт 27 Порядка N 668н).
Единовременное пособие при рождении ребенка выплачиваетсялицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (с 01.01.2023 - за счет средств Фонда пенсионного и социального страхования РФ.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (часть 1 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2023).
В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.
Таким образом, совокупный анализ приведенных положений законодательства, действующего в сфере обязательного социального страхования, свидетельствует о том, что пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнствомявляются компенсацией утраченного заработкаи поэтому предоставляются застрахованнымлицам (работающим гражданам) в связи с наступлением страхового случая.
Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, до 01.01.2023 г. - Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ).
Фонд социального страхования Российской Федерации являлся специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью. Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении, в том числе на выплату застрахованным лицам страхового обеспечения (п.п. 2 и 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101).
На основании части 1 статьи 10 Закона N 236-ФЗ бюджет Фонда пенсионного и социального страхования РФ относится к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации. Средства бюджета Фонда являются собственностью Российской Федерации, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
В соответствии с частью 8 статьи 13 Закона N 255-ФЗ страхователи не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом листке нетрудоспособности, сформированном в форме электронного документа, передают в информационную систему страховщика в составе сведений для формирования электронного листка нетрудоспособности сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, подписанные с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, если иное не установлено настоящей статьей.
Единовременное пособие при рождении ребенка застрахованному лицу назначается и выплачивается страховщиком на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений, запрашиваемых страховщиком в соответствии с частью 1 статьи 4.2 настоящего Федерального закона (часть 9 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Страхователи представляют сведения, необходимые для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в территориальный орган страховщика по месту их регистрации в срок не позднее трех рабочих дней со дня подачи застрахованным лицом заявления о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (часть 11 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Назначение и выплата страхового обеспечения осуществляются страховщиком на основании сведений и документов, представляемых страхователем, сведений, имеющихся в распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых страховщиком у государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (часть 16 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Страховщик назначает и выплачивает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня представления страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а единовременное пособие при рождении ребенка - в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления сведений о государственной регистрации рождения, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (часть 1 статьи 15 Закона N 255-ФЗ).
Выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется страховщиком через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию, указанную в сведениях о застрахованном лице (часть 25 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Соответственно указанные сведения в отношении застрахованных лиц являются основанием для назначения и выплаты пособий из средств Фонда.
В соответствии со статьей 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения.В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, нормами действующего законодательства именно на страхователя возложена обязанность по своевременному и достоверному предоставлению в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации сведений, необходимых для назначения и выплаты страховщиком страхового обеспечения.
Судом установлено, что МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" в 2022 году представило в ГУ-Краснодарское РО ФСС РФ сведения, необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения работнику Белоусовой Виктории Владимировне:
- пособие по временной нетрудоспособности за период с 23.05.2022 по 07.06.2022 на основании электронного листка нетрудоспособности N 910124492937, выданного 23.05.2022 (электронный реестр N Е_2316524997_2022_06_10_0001:1 от 10.06.2022).
На основании предоставленных страхователем сведений ГУ-Краснодарское РО ФСС РФ назначило Белоусовой В.В. пособие по временной нетрудоспособности в размере 5 929,39 руб., в том числе НДФЛ - 771,00 руб. Пособие выплачено в размере 5158,39 руб. Данный факт подтверждается скриншотами информации из программы ПВСО ЕИИС "Соцстрах", а также платежным поручением от 15.06.2022 N 36580.
- пособие по беременности и родам за период с 08.06.2022 по 25.10.2022 на основании электронного листка нетрудоспособности N 910126342971, выданного 08.06.2022 (электронный реестр N Е_2316524997_2022_06_10_0001:2 от 10.06.2022).
На основании предоставленных страхователем сведений ГУ-Краснодарское РО ФСС РФ назначило и выплатило Белоусовой В.В. пособие по беременности и родам за период с 08.06.2022 по 25.10.2022 в сумме 70 324,80 руб. Данный факт подтверждается скриншотами информации из программы ПВСО ЕИИС "Соцстрах", а также платежным поручением от 17.06.2022 N 72868.
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком за период с 26.10.2022 по 24.02.2024 (электронный реестр N Р_2316524997_2022_11_30_148625533_0:1 от 30.11.2022).
На основании предоставленных страхователем сведений ГУ-Краснодарское РО ФСС РФ назначило и выплатило Белоусовой В.В. пособие по уходу за ребенком за период с 26.10.2022 по 31.12.2022 в общей сумме 16 841,65 руб. Данный факт подтверждается скриншотами информации из программы ПВСО ЕИИС "Соцстрах" и платежными поручениями от 05.12.2022 N 382201 на сумму 1 486,03 руб., от 05.12.2022 N 382202 на сумму 7 677,81 руб., от 21.12.2022 N 674469 на сумму 7 677,81 руб.
- единовременное пособие при рождении ребенка(электронный реестр N Р_2316524997_2022_12_07_53546248_0:1 от 07.12.2022).
На основании предоставленных страхователем сведений ГУ-Краснодарское РО ФСС РФ назначило и выплатило Белоусовой В.В.единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 20 472,77 руб. Данный факт подтверждается скриншотами информации из программы ПВСО ЕИИС "Соцстрах" и платежным поручением от 12.12.2022 N 501705.
Возможность проверить первичные документы страхователя и застрахованного лица, послужившие основанием к назначению соответствующих пособий, а также правильность произведенных расходов на выплату страхового обеспечения у Фонда возникает лишь после фактического осуществления соответствующих выплат в рамках камеральных и выездных проверок страхователей.
В соответствии с частью 1 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения в порядке, аналогичном порядку, установленному Законом N 125-ФЗ.
В ходе проверки страхователем были представлены следующие документы: копия трудового договора N 0047 от 17.05.2022 заключенного между МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" и Белоусовой В.В.; копия должностной инструкции специалиста контрольно-ревизорского отдела, утвержденная директором МУП г. Сочи "Сочиавтотранс"; копия трудовой книжки Белоусовой В.В. TK-V N 7420011; копия приказа от 10.06.2022,. о предоставлении Белоусовой В.В. отпуска по беременного и родам с 08.06.2022 по 25.10.2022 сроком на 140 дней; копия приказа от 26.10.2022 о предоставлении Белоусовой В.В. отпуска по уходу за ребенком с 26.10.2022 по 24.02.2024; копия свидетельства о рождении Белоусовой З.В. 24.08.2022 рождения; копия справки на имя Белоусова В.В. выданная ОПФР по Краснодарскому краю о том, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком ему не выплачивалось; карточка учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов Белоусовой В.В. за 2022 год; табели учета рабочего времени контрольно-ревизорского отдела МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" за период с 01.05.2022 по 31.12.2022; расчетные листки Белоусовой В.В. за период с мая 2022 года по декабрь 2022 года.
Однако, страхователем в ходе выездной проверки не было представлено ни одного документа, подтверждающего фактическое выполнение застрахованным лицом должностных обязанностей. Именно фактическое выполнение застрахованным лицом своих трудовых функций является одним из обязательных условий для назначения и выплаты ему страхового обеспечения.
Делая вывод о создании МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" искусственной ситуации, направленной на неправомерное получение средств из Фонда социального страхования РФ на выплату пособий в связи с материнством Белоусовой В.В., ОСФР по Краснодарскому краю исходило из следующего.
Белоусова Виктория Владимировна принята на работу в МУП г. Сочи "Сочиавтотранс", расположенный по адресу г. Сочи, ул. Горького 56-а, на должность специалиста контрольно-ревизорского отдела (далее - КРО) 10 разряда с 17 мая 2022 года с окладом 32 608 руб. С ней был заключен трудовой договор от 17.05.2022 N 0047. Согласно пункту 1.3 трудового договора настоящий трудовой договор заключен на неопределенный срок. Пунктом 1.2 трудового договора предусмотрено, что работа по настоящему договору является для работника основным местом работы.
Согласно пункту 2.10 трудового договора работник обязан добросовестно выполнять свои трудовые обязанности специалиста контрольно-ревизорского отдела, предусмотренные действующим законодательством, данным трудовым договором, должностной инструкцией, другими локальными нормативными актами и распорядительными документами работодателя.
Согласно трудовой книжке ТК-V N 7420011 перед поступлением в МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" Белоусова В.В. работала в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования городская детско-юношеская спортивная школа муниципального образования город Краснодар (далее - МБОУ ДО ГДЮСШ) с 01.09.2018 по 28.01.2021 в должности тренера-преподавателя, инструктора-методиста.
Следовательно, Белоусова В.В. до поступления на работу в МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" не работала более 1 года 3 месяцев.
С 08 июня 2022 года на основании электронного листка нетрудоспособности N 910126342971, выданного 08.06.2022 ГБУЗ "Родильный дом города Краснодара женская консультация N 2", Белоусовой В.В. предоставлен отпуск по беременности и родам на 140 календарных дней с 08.06.2022 по 25.10.2022 (приказ от 10.06.2022 N 003К-000388/1).
Следовательно, прием на работу Белоусовой В.В. был осуществлен за 22 календарных дня до наступления отпуска по беременности и родам.
Фактически Белоусова В.В. проработала в МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" 4 рабочих дня, так как в период с 23.05.2022 по 07.06.2022 у нее была временная нетрудоспособность на основании листка нетрудоспособности N 910124492937, выданного 23.05.2022 ГБУЗ "Туапсинская центральная районная больница N1".
Кроме того, согласно разделу 6 трудового договора от 17.05.2022 N 0047, Белоусова В.В. зарегистрирована по адресу: г. Краснодар, ул. Московская, д. 2/1, кв. 84. Супруг Белоусовой В.В. - Белоусов Вячеслав Владимирович также зарегистрирован в г. Краснодар, ул. Путевая, д. 37. По данным информационных систем ОСФР по Краснодарскому краю Белоусова В.В. поставлена на учет в ГБУЗ "Родильный дом города Краснодара женская консультация N 2" 04.02.2022 в связи с беременностью. На момент трудоустройства в МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" она находилась на 7 месяце беременности. Свидетельство о рождении ребенка - Белоусовой З.В., 24.08.2022 г.р., выдано в г. Краснодар.
По данным ГБУЗ "Родильный дом города Краснодара женская консультация N 2" Белоусова В.В. регулярно посещала врача в женской консультации N 2, в том числе 18.05.2022 (во время работы в МУП г. Сочи "Сочиавтотранс"). Вместе с тем, согласно табеля учета рабочего времени за май 2022 года, предоставленного страхователем, Белоусова В.В. 18.05.2022 работала полный рабочий день - 8,2 часа.
Таким образом, данные обстоятельства дают основания полагать, что Белоусова В.В. не находилась в г. Сочи, следовательно, не могла физически осуществлять свои трудовые обязанности специалиста контрольно-ревизорского отдела МУП г. Сочи "Сочиавтотранс".
Доводы страхователя о том, что Белоусова В.В. 18.05.2022 отпросилась с работы в связи с плохим самочувствием и необходимостью посещения врача, а часть работы была ею выполнены дистанционно, судом первой инстанции оценены критично, поскольку согласно трудовому договору рабочее место Белоусовой В.В. определено в г. Сочи ул. Горького 56-а, изменения в трудовой договор о дистанционном характере работы не вносились. Согласно должностной инструкции выполнить дистанционно обязанности специалиста КРО невозможно.
Согласно Раздела IIдолжностной инструкции специалиста контрольно-ревизорского отдела МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" квалификационными требованиями по занимаемой должности являются:
п.2.1 на должность специалиста КРО назначаются граждане РФ, имеющие не ниже среднего профессионального образования;
п.2.2 специалист КРО должен знать:
- правила пассажирских перевозок,
- порядок работы КРО;
- тарифы на перевозки пассажиров;
- формы и порядок оформления первичных документов по учету работы подвижного состава;
- порядок учета и хранения выручки;
- правила и схему опломбирования спидометров, таксометров и тахографов.
Согласно Разделу IVдолжностной инструкции специалист КРО исполняет следующие обязанности:
п.4.1. Осуществляет контроль за выполнением установленного порядка учета объемов перевозок, достоверностью отчетности о выполнении плана.
п.4.2.Проверяет состояние и правильность опломбирования спидометрового, таксометрового и тахографового оборудования автомобилей, опломбирование и работоспособности видеокамер и их фиксации углов обзора, а также соответствие показаний этих приборов учетным данным.
п.4.3. производит проверку (визуальный осмотр автомобилей (автобусов) на линии и в случае обнаружения нарушений составляет акт, делает записи в путевых листах.
п. 4.4.Контролирует соблюдение тарифов, а также правильность взимания сборов за работы и услуги, выполняемые предприятием.
п. 4.5. Контролирует правильность выполнения путевых и других первичных документов по учету работы автотранспорта.
п. 4.6. Проверяет на пассажирском транспорте наличие у пассажиров документов на право проезда и провоза багажа, своевременного обилечивания, соблюдения расписания движения маршрута, а также выполнение водителями плана доходов и соблюдения наполняемости автобуса.
п. 4.7. Проверяет у водителей наличие путевой документации и оформление билетно-учетных листов, производит соответствующие записи о проведенной проверке в путевом листе.
п.4.8.Ежедневно получает задания от начальника отдела и отчитывается перед ним об их выполнении в устной и письменной форме.
п.4.10. Осуществляет ведение статистической отчетности по своей деятельности, готовит и предоставляет непосредственному руководителю письменные отчеты о выполнении своей трудовой функции не реже чем один раз в месяц (не позднее пятого числа каждого месяца).
Очевидно, что на должность специалиста КРО может претендовать соискатель, который имеет профильное образование в области деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, минимум знающий Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", Приказ Минтранса России от 26.10.2020 N 438 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами" и др.
Вместе с тем, согласно записей в трудовой книжке ТК-V N 7420011, трудовая деятельность Белоусовой В.В. начата в МБОУ ДО ГДЮСШ, куда она была принята 01.09.2018 на должность тренера-преподавателя; 01.01.2021 переведена на должность инструктора-методиста; 28.01.2021 трудовой договор расторгнут.
Далее, вплоть до 17.05.2022 (дата приема в МУП г. Сочи "Сочиавтотранс") Белоусова В.В. нигде не работала.
Следовательно, до приема на работу в МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" Белоусова В.В. не имела опыта работы в должности специалиста контрольно-ревизорского отдела, как и в области деятельности по перевозкам пассажиров автотранспортом. Кроме того, Белоусова В.В. не имела профильного образования.
МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" не представило документы об образовании Белоусовой В.В., подтверждающие обоснованность принятия ее на должность специалиста контрольно-ревизорского отдела. Также Предприятие не представило ни одного документа, подтверждающего факт выполнения Белоусовой В.В. работы в должности специалиста контрольно-ревизорского отдела за период с 17.05.2022 по 22.05.2022.
Суд первой инстанции отклонил доводы страхователя о том, что основанием для приема на работу Белоусовой В.В., находящейся на 7-ом месяце беременности, не имеющей ни опыта работы специалистом КРО, ни профильного образования, было лишь наличие вакантной должности специалиста КРО в МУП г. Сочи "Сочиавтотранс". Поскольку наличие трудовых отношений между работником и работодателем предполагает не только заключение трудового договора (соглашения), но и фактическое выполнение работником предусмотренной трудовым договором трудовой функции, наличие объективной возможности и способности выполнения соответствующей трудовой функции (образование, стаж работы).
Таким образом, действия страхователя по принятию на должность специалиста КРО работника, не имеющего профессиональных навыков и опыта работы для выполнения обязанностей согласно должностной инструкции, находящегося на седьмом месяце беременности, свидетельствуют об отсутствии у работодателя фактической заинтересованности в создании трудовых отношений.
В соответствии со статьей 15 Трудового Кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статье 56 Трудового Кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Характерным признаком трудовых отношений, независимо от их юридического оформления, является личное выполнение работником трудовой функции. Согласно статьям 15 и 56 ТК РФ трудовой договор считается заключенным при фактическом допущении работника к работе.
С учетом изложенных норм, наличие трудовых отношений между работником и работодателем предполагает не только заключение трудового договора (соглашения), но и фактическое выполнение работником предусмотренной трудовым договором трудовой функции, наличие объективной возможности и способности выполнения соответствующей трудовой функции (образование, стаж работы), выплата заработной платы за фактическое выполнение трудовой функции.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 15) суды должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в статьях 15 и 56 ТК РФ, был ли фактически осуществлен допуск работника к выполнению трудовой функции.
О наличии трудовых отношений может свидетельствовать устойчивый и стабильный характер этих отношений, подчиненность и зависимость труда, выполнение работником работы только по определенной специальности, квалификации или должности_ К признакам существования трудового правоотношения также относятся, в частности, выполнение работником работы в соответствии с указаниями работодателя; интегрированность работника в организационную структуру работодателя_ (Рекомендация N 198 о трудовом правоотношении, принятая Генеральной конференцией Международной организации труда 15.06.2006, п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 15).
Примерный перечень доказательств фактического наличия трудовых правоотношений приведен в абзаце 2 пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 15 согласно которому к ним, в числе прочего, могут быть отнесены, документы хозяйственной деятельности работодателя: заполняемые или подписываемые работником товарные накладные, счета-фактуры, копии кассовых книг о полученной выручке, путевые листы, заявки на перевозку груза, акты о выполненных работах, журнал посетителей, переписка сторон спора, в том числе по электронной почте.
Таким образом, на формальный характер трудовых отношений с Белоусовой В.В. в совокупности указывают следующие факты:
- трудовые отношения оформлены незадолго до наступления страхового случая - за 22 календарных дня до предоставления отпуска по беременности и родам, фактически Белоусова В.В. проработала 4 рабочих дня;
- до поступления на работу в МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" Белоусова В.В. не работала более 1 года 3 месяцев;
- Белоусова В.В. не находилась в г. Сочи и не могла физически осуществлять свои трудовые обязанностиспециалиста контрольно-ревизорского отдела МУП г. Сочи "Сочиавтотранс": место жительства - г. Краснодар; листок нетрудоспособности по временной нетрудоспособности выдан медицинским учреждением г. Туапсе; листок нетрудоспособности по беременности и родам выдан медицинским учреждением г. Краснодара; на учете по беременности состояла в г. Краснодаре и регулярно посещала там врача;
- дистанционно Белоусова В.В. не работала: согласно трудовому договору рабочее место определено в г. Сочи ул. Горького 56-а, изменения в трудовой договор о дистанционном характере работы не вносились. Согласно должностной инструкции выполнить дистанционно обязанности специалиста КРО невозможно;
- документы об образовании Белоусовой В.В., подтверждающие обоснованность принятия ее на должность специалиста контрольно-ревизорского отдела, не представлены;
- документы, подтверждающие фактическое исполнение Белоусовой В.В. трудовых обязанностей в качестве специалиста контрольно-ревизорского отдела, не предоставлены.
Проведя анализ всех представленных к проверке документов, административным органом было обоснованно установлено отсутствие фактических трудовых отношений между работником и работодателем, трудовые отношения с Белоусовой В.В. имели номинальный характер; отсутствие объективной кадровой необходимости в принятии Белоусовой В.В. на работу. Действия работодателя по трудоустройству работника незадолго до наступления страхового случая (отпуск по беременности и родам) были направлены на создание искусственной ситуации, позволяющей неправомерно получить пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком из средств Фонда социального страхования Российской Федерации. При данных обстоятельствах выплата пособия не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительной материальной выгоды Белоусовой В.В. Сотрудник Белоусова В.В. принимался исключительно с целью получения пособий по социальному страхованию.
Формальное соблюдение процедуры оформления трудовых отношений (оформление трудового договора, приказа о приеме на работу, табелей учета рабочего времени, запись в трудовой книжке) не является доказательством фактического исполнения трудовых обязанностей. Предприятие не доказало фактическое выполнение Белоусовой В.В. трудовой функции специалиста контрольно-ревизорского отдела.
Представленные к проверке внутренние документы: штатное расписание, трудовой договор, приказ о приеме на работу, табели учета рабочего времени, расчетные листки не могут свидетельствовать о фактическом выполнении Белоусовой В.В. трудовых обязанностей, поскольку составлены самим страхователем, хранятся у него, следовательно, их содержание может быть изменено в любое время.
Учитывая изложенное, ОСФР по Краснодарскому краю правомерно был установлен факт формального трудоустройства Белоусовой В.В. незадолго до оформления отпуска по беременности и родам с целью необоснованного получения средств Фонда социального страхования РФ.
Формальный прием на работу сотрудников с целью получения пособий за счет средств бюджета фонда наносит ущерб фонду, так как влечет за собой значительный расход средств бюджета фонда, не подкрепленный поступлениями от уплаты страховых взносов.
Подобные действия ухудшают финансовое состояние фонда и, как следствие, причиняют ущерб другим участникам обязательного социального страхования, в том числе другим застрахованным лицам, а значит, являются злоупотреблением предоставленным законодательством правом на получение пособий за счет средств Фонда, что идет вразрез с положениями пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, принцип недопустимости злоупотребления правом закреплен в части 3 статьи 17 Конституции РФ, которая гласит: "Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц".
Право на получение страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования РФ (до 01.01.2023 - Фонда социального страхования РФ) имеют только застрахованные лица, т.е. лица, работающие по трудовым договорам (выполняющие трудовые функции), а не только подписавшие трудовые договоры (соглашения). Женщинам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплата пособий в связи с материнством за счет средств Фонда не производится.
Соответственно, фактическое выполнение застрахованным лицом своих трудовых обязанностей является одним из обязательных условий для назначения и выплаты ему страхового обеспечения.
Таким образом, суд первой инстанции, проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу фактическими обстоятельствами, пришел к правомерному выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения от 13.07.2023 N 23162380000068 "О возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения".
Статьей 15.2 Закона N 255-ФЗ предусмотрена ответственность за совершение нарушения законодательства об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В частности, частью 2 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ предусмотрена ответственность за представление страхователем недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, или их сокрытие, повлекшие излишне понесенные расходы на выплату страхового обеспечения, влечет взыскание со страхователя штрафа в размере 20 процентов от суммы излишне понесенных расходов, но не более 5 000 руб. и не менее 1 000 руб.
Поскольку выплаты пособий Белоусовой В.В. в размере 113 568,61 руб., произведены фондом на основании представления страхователем недостоверных сведений, выразившихся в создании искусственной ситуации, связанной с формальным трудоустройством Белоусовой В.В., данные выплаты являются излишне понесенными расходами фонда.
Представление недостоверных сведений с целью получения пособий за счет средств бюджета фонда наносит ущерб фонду, так как влечет за собой значительный расход средств бюджета фонда, не подкрепленный поступлениями от уплаты страховых взносов.
Таким образом, в связи с предоставлением недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, фонд правомерно начислен штраф на основании пункта 2 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ в размере 5 000 руб.
В соответствии со статьей 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Пунктом 1 статьи 5 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в том числе:
- физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;
- физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В соответствии со статьей 4 Закона N 125-ФЗ одним из основных принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обязательность уплаты страхователями страховых взносов.
Именно от правовой природы взаимоотношений между страхователем и физическим лицом зависят наступающие в связи с этим последствия, в частности, возникновение обязанности по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как следует из приведенных выше нормативных положений страховщик, обладая контрольными полномочиями, не только вправе, но и обязан проверять содержание заключенных страхователем гражданско-правовых договоров на наличие признаков трудового договора. В противном случае Фонд лишен возможности препятствовать уклонению от уплаты страхователями страховых взносов путем заключения трудовых соглашений под видом гражданско-правовых договоров.
Согласно статье 431 Гражданского Кодекса Российской Федерации при толковании условий договора принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Таким образом, наименование договора не может рассматриваться в качестве достаточного основания для безусловного отнесения заключенного договора к гражданско-правовому или трудовому договору. Определяющее значение для квалификации заключенного сторонами договора имеет анализ его содержания на предмет наличия или отсутствия признаков гражданско-правового или трудового договоров.
Согласно ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 56 Трудового Кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
Статьями 702 и 779 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрены существенные признаки договоров подряда и возмездного оказания услуг.
Так, в соответствии со статьей 702 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно статье 779 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Договор возмездного оказания услуг содержит некоторые похожие условия с трудовым договором, поскольку предметом договора возмездного оказания услуг является совершение исполнителем определенных действий или осуществление им иной определенной деятельности, которая, как правило, не сопровождается созданием овеществленного результата. Кроме того, согласно статье 780 Гражданского Кодекса Российской Федерации исполнитель по общему правилу обязан оказать услуги лично.
Однако существуют признаки, позволяющие разграничить трудовой договор от гражданско-правовых договоров.
Так, выполнение работ по трудовому договору предполагает, что работник выполняет работы определенного рода, а не разовые задания, работник включен в производственную деятельность организации, выполняет обязанности в соответствии со штатным расписанием либо по определенной профессии или специальности, в процессе труда работник выполняет распоряжения работодателя.
В статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации установлены обязательные для включения в трудовой договор условия, в частности, место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Из анализа статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации и статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющих основные элементы (признаки) трудового договора и договора подряда, позволяющие отличить трудовой договор от гражданско-правовых договоров, связанных с применением труда, в том числе договора подряда, следует, что при осуществлении работ по трудовому договору правовой регламентации подлежит сам процесс труда и условия, в которых этот процесс осуществляется. При этом достижение того или иного конкретного результата в процессе выполнения трудовой функции не является целью трудового договора и не прекращает его действие в связи с достижением этого результата.
Как установлено судом, в ходе проведения выездной проверки главным специалистом-ревизором выборочным методом были проверены следующие представленные МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" документы за период 2020-2022 гг.: положения об оплате труда за 2020 год, 2021 год, 2022 год; приказы о назначении на должность директора и гл. бухгалтера, действующие в период 2020-2022 гг; сводные ведомости: своды начислений и удержаний за 2020-2022 гг; авансовые отчеты (командировочные расходы, хозяйственные расходы) за 2020-2022 гг; штатные расписания (штатная расстановка) за 2020-2022 гг; табели учета рабочего времени; договоры гражданско-правового характера; акты о приеме выполненных работ (оказанных услуг); трудовые договоры, трудовые книжки; карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов, другие документы.
В период проведения проверки страхователю было вручено требование о представлении документов: от 01.03.2023 N 23162350000182,
В ходе проверки было установлено, что МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" нарушило законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выразившееся в занижении базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации за период 2020-2022 гг на общую сумму 2 101 954,95 руб.,из них:
- на сумму выплат в пользу физических лиц по договорам на оказание услуг в размере 2 095 954,95 руб.;
- на сумму материальной помощи в размере 6 000 руб.
В 2020, 2021, 2022 гг. выплаты по договорам гражданско-правового характера не включались в базу для начисления страховых взносов, и с них не уплачивались страховые взносы в Фонд социального страхования РФ.
Для проверки было представлено 3 (три) штатных расписаний предприятия:
- штатное расписание с 22.12.2020;
- штатное расписание с 11.10.2021;
- штатное расписание с 15.12.2022.
В штатном расписании от 22.12.2020 в МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" предусмотрен отдел по сбору выручки, в который входят штатные единицы: начальник отдела по сбору выручки - 1 штатная единица, ведущий специалист - 3 штатные единицы, кассир по сбору выручки 4 разряда - 4 штатные единицы, старший кассир билетный 4 разряда - 2 штатные единицы, кассир 4 разряда - 7 штатных единиц, кассир 4 разряда - 2 штатные единицы (с доплатой 4% за вредные условия труда), кассир (билетный) 4 разряда - 1 штатная единица. Итого - 20 штатных единиц.
В штатном расписании от 11.10.2021 в МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" в отдел по сбору выручки входят штатные единицы: начальник отдела по сбору выручки - 1 штатная единица, ведущий специалист - 3 штатные единицы, старший кассир 5 разряда - 2 штатные единицы, кассир 4 разряда - 12 штатные единицы, старший кассир 5 разряда - 1 штатная единица (с доплатой 4% за вредные условия труда), кассир 4 разряда - 6 штатные единицы (с доплатой 4% за вредные условия труда). Итого по отделу - 25 штатных единиц.
В штатном расписании от 15.12.2022 в МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" в отдел по сбору выручки входят следующие штатные единицы: начальник отдела по сбору выручки - 1 штатная единица, ведущий специалист - 3 штатные единицы, старший кассир 5 разряда - 2 штатные единицы, кассир 4 разряда -11 штатных единиц, старший кассир 5 разряда - 1 штатная единица (с доплатой 4% за вредные условия труда), кассир 4 разряда - 4 штатные единицы (с доплатой 4% за вредные условия труда). Итого по отделу - 22 штатные единицы.
Несмотря на наличие в штате предприятия кассиров, для выполнения работ по реализации проездных билетов, МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" заключало с физическими лицами не только трудовые договоры, но и договоры гражданско-правового характера.
Проанализировав представленные к проверке договоры гражданско-правового характера, заключенные МУП г. Сочи "Сочиавтотранс с физическими лицами, фонд определил, что указанные договоры гражданско-правового характера имеют признаки трудовых договоров, срочных трудовых договоров.
Исполнителями выполнялись одни и те же работы длительное время (более 2-х месяцев в течение года). Договоры об оказании услуг носят длительный характер, к договорам составляются дополнительные соглашения о продлении срока действия договора, заключаются новые договоры возмездного оказания услуг.
Так, например, Кансузян Н.А.: договор N 22/10-2020 от 22.10.2020 заключен на период с 22.10.2020 по 31.03.2021; договор Nб/н от 21.01.2021 заключен на период с 21.01.2021 по 20.01.2022 (договор расторгнут с 16.02.2021);
20.02.2021 заключен договор N б/н на период с 20.02.2021 по 15.03.2021;
20.03.2021 заключен договор N 16/03/ГПХ-2021 на период с 20.03.2021 по 15.04.2021; 30.03.2021 заключен договор N 30/03/ГПХ-2021 на период с 20.04.2021 по 14.05.2021.
Кансузян М.Р.: договор N 22/06-2020 от 22.06.2020 заключен на период с 22.06.2020 по 31.10.2020; договор N01/10-2020 от 01.10.2020 на период с 01.10.2020 по 07.10.2020; договор Nб/н от 20.01.2022 на период с 20.01.2022 по 15.02.2022; договор N15/02/ГПХ-2022 от 21.02.2022 на период с 21.02.2022 по 15.03.2022; договор N 17/03/ФЛ-2022 от 21.03.2022 на период с 21.03.2022 по 15.04.2022; договор N19/04/ФЛ-2022 от 20.04.2022 на период с 21.04.2022 по 15.07.2022; договор N21/07/ФЛ-2022 от 20.07.2022 на период с 21.07.2022 по 15.09.2022.
Матюшкова Н.А.: договор N 25/06-2020 от 22.06.2020 на период с 22.06.2020 по 30.09.2020; договор N25/10-2020 от 22.10.2020 на период с 22.10.2020 по 31.01,2021; договор Nб/н от 21.01.2021 на период с 21.01.2021 по 20.01.2022; договор Nб/н от 20.01.2022 на период с 20.01.2022 по 15.04.2022;
Аведян А.О.: договор N б/н от 21.01.2021 на период с 21.01.2021 по 20.01.2022.
Супрунец Е.П: договор N 24/06-2020 от 22.06.2020 на период с 22.06.2020 по 31.12.2020; дополнительным соглашением N 1 от 31.12.2020 срок действия договора продлен до 20.01.2021; договор N б/н от 21.01.2021 на период с 21.01.2021 по 20.01.2022 (договор расторгнут с 16.10.2021 г.), фактически работала по апрель 2022 года.
Бузанова О.М.: договор N б/н от 21.01.2021 заключен на период с 21.01.2021 по 20.01.2022 (договор расторгнут с 16.10.2021). Вместе с тем, имеются акты оказанных услуг за ноябрь 2021 года, декабрь 2021 года, январь 2022 года, февраль 2022 года, март 2022 года, апрель 2022 года к договору от 20.10.2021;
Сетая Е.В.: договор N 26/06-2020 от 22.06.2020 на период с 22.06.2020 по 31.12.2020;
Найда В.Ю.: договор N 27/06-2020 от 22.06.2020 на период с 22.06.2020 по 31.12.2020 г.;
Мусаева Г.Н.: договор N 23/06-2020 от 22.06.2020 на период с 22.06.2020 по 31.12.2020.
Обстоятельства, указанные в пункте 1 свидетельствует о систематической потребности МУП г. Сочи "Сочиавтотранс в выполняемой по договорам работе исполнителями.
Следовательно, фонд правомерно пришел к выводу о том, что для предприятия был важен не конечный результат по определенному договору, а сам процесс труда; работники включены в производственную деятельность организации; выполняют работу по определенной трудовой функции, а не разовые задания аказчика; отношения между МУП г.Сочи "Сочиавтотранс" и исполнителями являются длящимися и существуют независимо от наличия или отсутствия результата работы работника, что соответствует ст. 57,58 Трудового кодекса РФ.
Так, виды работ, поручаемые заказчиком исполнителю, соответствуют видам работ, предусмотренным должностными инструкциями штатных работников МУП г. Сочи "Сочиавтотранс". Из договоров гражданско-правового характера следует, что выполнение физическими лицами указанных в них работ - реализация проездных билетов (льготные, городские, пригородные) относится к прямой деятельности предприятия, для осуществления которой имеется штат соответствующих работников, предусмотренных существующим штатным расписанием.
Например, исполнители по договорам Кансузян Н.А., Кансузян М.Р., Матюшкова Н.А., Бузанова О.М., Аведян А.О., Супрунец Е.П., Бузанова О.М., Сетая Е.В., Найда В.Ю., Сусаева Е.Н. осуществляли деятельность, соответствующую функциональным обязанностям кассира отдела по сбору выручки МУП г. Сочи "Сочиавтотранс".
МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" содействовало исполнителю в выполнении договора гражданско-правового характера, обеспечивало исполнителя необходимым техническим оборудованием - контрольно-кассовой техникой для выполнения заданий (пункты 2.3.2.).
Это договоры с Матюшковой Н.А. (договор б/н от 21.01.2021, договор б/н от 20.01.2022), Аведян А.О. (договор б/н от 21.01.2021), Супрунец Е.П. (договор б/н от 21.01.2021), Бузановой О.М. (договор б/н от 21.01.2021), Кансузян М.Р. (договор б/н от 20.01.2022, договор N 15/02/ГПХ-2022 от 21.02.2022, договор N 17/03/ФЛ-2022 от 21.03.2022, договор N 19/04/ФЛ-2022 от 20.04.2022, договор N 21/07/ФЛ-2022 от 20.07.2022), Кансузян Н.А. (договор б/н от 21.01.2021, договор б/н от 20.02.2021, договор N 16/03/ГПХ-2021 от 20.03.2021, договор N 30/03/ГПХ-2021 от 30.03.2021).
Следовательно, общество обеспечивало исполнителю условия труда, что предусмотрено статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации.
В договорах гражданско-правового характера, заключенных в 2022 году, предусмотрена полная материальная ответственность исполнителя перед заказчиком.
Так, в соответствии с пунктом 2.1.5 договоров "Исполнитель несет полную материальную ответственность за сохранность контрольно-кассовой техники".
Это договоры с Матюшковой Н.А. (договор б/н от 20.01.2022), Кансузян М.Р. (договор б/н от 20.01.2022, договор N 15/02/ГПХ-2022 от 21.02.2022, договор N 17/03/ФЛ-2022 от 21.03.2022, договор N 19/04/ФЛ-2022 от 20.04.2022, договор N 21/07/ФЛ-2022 от 20.07.2022).
Кроме того, во всех договорах предусмотрена обязанность исполнителя принять все необходимые меры для сохранности от утраты, недостачи и повреждения проездных билетов, переданных заказчиком на реализацию, а также переданной контрольно-кассовой техники. Указанная обязанность исполнителя, по своей сути также является материальной ответственностью.
Полная материальная ответственность работника предусмотрена статьями 242, 243, 244 Трудового кодекса Российской Федерации. Договор о полной материальной ответственности можно заключить только с сотрудником организации, то есть лицом, состоящим в ее штате.
Включение предприятием в договоры гражданско-правового характера условия о полной материальной ответственности свидетельствует о фактически сложившихся между сторонами трудовых отношениях.
В договорах гражданско-правового характера установлена ежемесячная оплата труда. Во всех договорах, согласно п.4.5 предусмотрено, что оплата осуществляется ежемесячно, не позднее 2-х дней с момента подписания акта оказанных услуг Сторонами без замечаний.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что представленные МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" договоры гражданско-правового характера имеют признаки трудовых договоров, в том числе, срочных, отношения между Предприятием и физическими лицами носили характер не гражданско-правовых, а трудовых.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться выводами ОСФР по Краснодарскому краю о том, что договоры гражданско-правового характера лишь формально соответствовали требованиям, предъявляемым к ним нормами гражданского законодательства, а по правовой природе являлись трудовыми договорами.
Спорные гражданско-правовые договоры фактически регулировали трудовые отношения, поскольку имели систематический характер (заключались периодически с одними и теми же лицами в течение длительного периода времени), закрепляли в предмете договора трудовую функцию (выполнение исполнителем (работником) работ определенного рода, а не разового задания заказчика); в договорах отсутствовал конкретный объем работ (значение для сторон имел сам процесс труда, а не достигнутый в результате этого результат); работник ежемесячно получал оплату труда; работнику обеспечивались работодателем условия труда и осуществлялся контроль.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что лица, выполняющие спорные виды услуг и работ, не могут не взаимодействовать с иными работниками Предприятия, в том числе на условиях субординации; соблюдать условия труда и режим, принятые в организации; исполнять указанные услуги в помещениях организации с использованием его техники, оборудования, что подтверждает отсутствие самостоятельности в их деятельности и фактически выполнении ими трудовых функций. Спорная деятельность физических лиц в рамках деятельности Предприятия не обладает признаками равенства, автономии воли и самостоятельности, характерными для гражданско-правовых отношений, и, следовательно, является трудовой.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 19.05.2009 N 597-0-0, согласно которой в целях предотвращения злоупотреблений со стороны работодателей и фактов заключения гражданско-правовых договоров вопреки намерению работника заключить трудовой договор, а также достижения соответствия между фактически складывающимися отношениями и их юридическим оформлением, федеральный законодатель предусмотрел в части четвертой статьи 11 ТК РФ возможность признания в судебном порядке наличия трудовых отношений между сторонами, формально связанными договором гражданско-правового характера, и установил, что к таким случаям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Указанное положение закреплено и в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", согласно которому если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части 4 статьи 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Пунктом 5 Закона N 125-ФЗ предусмотрено право на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний физических лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Однако это условие не было включено Предприятием в договоры гражданско-правового характера, тем самым, оно нарушило право граждан на социальное обеспечение в случае получения травмы в результате несчастного случая на производстве, а также право их семей на получение страховой выплаты в результате смертельного несчастного случая на производстве. Данные выплаты были бы получены гражданами из средств Фонда социального страхования РФ с 01.01.2023 года - Фонда пенсионного и социального страхования РФ) в размерах, предусмотренных Законом N 125-ФЗ.
Целью обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является компенсация гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая. Заключение договоров гражданско-правового характера, регулирующих трудовые отношения, лишает работников Предприятия права на получение различных видов пособий, страховых выплат, предусмотренных системой обязательного социального страхования.
Занижение облагаемой базы составило 2 095 954,95 руб.; доначислено страховых взносов 16 767,64 руб.
Также при проведении проверки установлено, что в июле 2021 года сотруднику Ковалевой А.Н. была выплачена материальная помощь в размере 10 000 руб. в связи со смертью брата Семенова С.Н.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 части 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не облагаются страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой страхователями работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.
Пунктом 12 части 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период.
Согласно статье 2 Семейного кодекса РФ членами семьи признаются супруги, родители, дети, усыновители и усыновленные. Брат не является членом семьи. На основании статьи 14 Семейного кодекса РФ брат является близким родственником.
Следовательно, сумма материальной помощи в адрес Ковалевой А.Н. подпадает под пункт 12 части 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ и не облагается страховыми взносами только в сумме, не превышающей 4 000,00 руб. на одного работника за расчетный период.
Занижение облагаемой базы составило 6 000,00 руб., сумма доначисленных страховых взносов - 48,00 руб.
В апелляционной жалобе МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" указывает, что "согласно статьи 5.1 Коллективного договора МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" на 2021-2024 гг. работодатель вправе предоставлять социальные гарантии работнику, в том числе производить разовую материальную помощь в размере 10 000 руб. при смерти близких родственников работника. Согласно пункта 3 статьи 37 Гражданского Кодекса Российской Федерации к числу близких родственников относятся родители и дети, дедушка, бабушка и внуки, а также полнородные и неполнородные братья и сестры. Таким образом, предприятие правомерно произвело начисление страховых взносов при рассмотрении данного случая".
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции признает указанные доводы несостоятельными, поскольку страхователь (работодатель) может предусмотреть различные виды выплат своим работникам в любом размере. Однако вопрос об обложении страховыми взносами выплат в пользу работников, произведенных страхователями, относится исключительно к компетенции законодателя. Порядок начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен Законом N 125-ФЗ.
Следовательно, фонд правомерно назначил страховые взносы на сумму материальной помощи в размере, превышающем 4 000,00 руб.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции о том, что МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" неправомерно была занижена облагаемая база при исчислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи с чем у фонда имелись все основания для привлечения страхователя к ответственности за неуплату страховых взносов, начисления пени и штрафа.
Следовательно, оспариваемого решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 23162350000187 от 13.07.2023, правомерно признано судом первой инстанции законным и обоснованным.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
В целом доводы заявителя, не опровергают выводы суда первой инстанций, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2024 по делу N А32-42776/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42776/2023
Истец: МУП г. Сочи "Сочиавтотранс"
Ответчик: ОСФР по КК, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю