6 июня 2024 г. |
Дело N А83-18096/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 июня 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Марусина В.А., |
|
|
|
Яковлева А.С., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каримовым А.А.,
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Крым Шуз" - Лилякова А.В., представитель по доверенности от 17.10.2023 N 17
в отсутствие представителей надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания: Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым, Берездецкого Михаила Васильевича, Общества с ограниченной ответственностью Группа компаний "Ланс-Трейд",
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.03.2024 по делу N А83-18096/2023 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Крым Шуз" к Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым об оспаривании решения налогового органа об исключении общества из Единого государственный реестр юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Крым Шуз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республики Крым (далее - Инспекция, налоговый орган) об исключении ООО "Крымстройресурс" из Единого государственного реестра юридических лиц, на основании которого в ЕГРЮЛ 16.01.2023 г. внесена запись за государственным регистрационным номером 2239100011555; и об обязании устранить допущенное нарушение ООО "Крым Шуз" путем исключения из ЕГРЮЛ записи от 16.01.2023 за государственным регистрационным номером 2239100011555 о прекращении деятельности ООО "Крымстройресурс" (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.03.2024 требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республики Крым от 16.01.2023 об исключении Общества "Крымстройресурс" из Единого государственного реестра юридических лиц (государственный регистрационный номер записи 2239100011555).
Суд обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности Общества "Крымстройресурс".
Не согласившись с указанным решением, Инспекция обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что в связи с непредставлением в установленные законодательством сроки достоверных сведений в отношении адреса места нахождения юридического лица, Инспекция в ЕГРЮЛ была внесена запись о недостоверности сведений об адресе места нахождения Общества, а затем в порядке статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с соблюдением всей установленной процедуры, в отсутствие своевременно направленных возражений заинтересованных лиц, которые должны быть поданы в течение трех месяцев со дня публикации решения о предстоящем исключении юридического лица, недействующее юридическое лицо Общество "Крымстройресурс" было исключено из ЕГРЮЛ, о чем внесена соответствующая запись. Таким образом, регистрирующим органом соблюдена процедура исключения Общества из ЕГРЮЛ.
Кроме того, апеллянт указывает, что решение суда первой инстанции в части возложения на регистрирующий орган обязанности исключить из ЕГРЮЛ запись от 16.01.2023 является незаконным; такой способ защиты действующим законодательством не предусмотрен.
В представленном отзыве Общество "Крым Шуз" изложило свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества "Крым Шуз" возражал против доводов апелляционной жалобы, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным.
В судебное заседание Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым, Берездецкий М.В., Общество с ограниченной ответственностью Группа компаний "Ланс-Трейд" представителей не направили, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, на основании Приказа от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ Инспекция провела проверку достоверности сведений об Обществе "Крымстройресурс", включенных в ЕГРЮЛ.
Общество с ограниченной ответственностью "Крымстройресурс" (ИНН 9110015863) 17.09.2015 зарегистрировано в качестве юридического лица, согласно сведениям ЕГРЮЛ местом нахождения является: ул. им.9-го Мая, д. 39, оф. 304, Евпатория, г.о. Евпатория, Республика Крым.
Инспекция провела осмотр объекта недвижимости, расположенного по адресу: им. 9-го Мая, д. 39, оф. 304, Евпатория, г.о. Евпатория, Республика Крым, в ходе которого установила, что помещение закрыто, вывески с фирменным наименованием исполнительного органа Общества "Крымстройресурс" отсутствует, законные представители отсутствуют. По результатам осмотра составлен протокол от 11.01.2022
После чего в адрес Общества "Крымстройресурс", его учредителей (ООО "Ланс-Трейд", Берездецкому М.В.) заказной корреспонденцией налоговый орган направил уведомление от 31.01.2022 N 174 о необходимости предоставить достоверные сведения в отношении юридического адреса Общества. Также Инспекция разъяснила, что в случае непредставления достоверных сведений о юридическом адресе в ЕГРЮЛ будет внесена запись о недостоверности сведений.
Документы, подтверждающие достоверность сведений об адресе юридического лица, в установленный законом срок в регистрирующий орган Общество, его учредители не представили.
Регистрирующий орган 09.03.2022 в ЕГРЮЛ внес запись ГРН 2229100134184 о недостоверности сведений об адресе Общества "Крымстройресурс".
В дальнейшем достоверные сведения о новом местонахождении Общества "Крымстройресурс" либо подтверждение нахождения по прежнему адресу не поступили, регистрирующий орган на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ по истечении шести месяцев принял решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ N 2159 от 19.09.2022. Соответствующая запись N 2229100369573 от 21.09.2022 была внесена в ЕГРЮЛ.
Информация о принятом решении опубликована в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 37 (907) от 21.09.2022/116. В публикации также было указано на возможность направления заинтересованными лицами заявлений с возражениями и замечаниями относительно предстоящего исключения юридического лица, порядок и сроки подачи и направления подобных заявлений.
Возражений об исключении Общества из ЕГРЮЛ либо заявлений от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением данной организации из ЕГРЮЛ, в Управление не поступило, вследствие чего регистрирующий орган принял решение о государственной регистрации прекращения юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности) ООО "Крымстройресурс".
На основании пункта 7 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ внесена запись N 2239100011566 от 16.01.2023 о государственной регистрации прекращения деятельности Общества "Крымстройресурс".
Считая свои права нарушенными, кредитор ООО "Крымстройресурс" Общество "Крым Шуз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворив заявленные требования Общества "Крым Шуз", суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Порядок регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц регулируется Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ от 08.08.2001, Закон N 129-ФЗ).
Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (далее - Приказ от 11.02.2016) утверждены основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов указанных мероприятий.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи является одним из случаев применения порядка исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, установленного указанной статьей.
Согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В случае представления в регистрирующий орган заявлений, указанных в пунктах 3, 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается (пункт 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ (не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении), заявления не направлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 64.2 ГК РФ, пунктам 1 и 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица, к которым отнесены: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
Предусмотренный статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в названном реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (подпункт "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в указанном реестре сведений о юридическом лице осуществляется в отношении сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица, о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (пункт 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ).
Таким образом, в силу действующего правового регулирования применяется единый порядок исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица и юридического лица, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений, в том числе об адресе юридического лица.
Данный правовой подход изложен в пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021) и нашел дальнейшее отражение в судебной практике, в частности, в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2021 N 305-ЭС21-7837, от 11.04.2022 N 305-ЭС21-26568.
Таким образом, в силу действующего правового регулирования юридическое лицо, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений, фактически ликвидируется как недействующее юридическое лицо.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 названного Кодекса).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 06.12.2011 N 26-П, в определениях от 17.01.2012 N 143-О-О и от 17.06.2013 N 994-О, такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Вместе с тем в постановлении от 18.05.2015 N 10-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.
Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются данными действиями, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Как указано выше, налоговый орган произвел обследование объекта недвижимости по адресу: им. 9-го Мая, д. 39, оф. 304, Евпатория, г.о. Евпатория, Республика Крым, о чем составлен протокол осмотра объекта недвижимости от 11.01.2022.
В ходе проведения обследования установлено, что Общество "Крымстройресурс" по адресу регистрации не находится.
С целью получения достоверных сведений, Инспекция направила уведомление N 174 от 31.01.2022 о необходимости предоставления достоверных сведений. Однако, почтовая корреспонденция, направленная в адрес юридического лица Общества "Крымстройресурс" (по адресу: им. 9-го Мая, д. 39, оф. 304, Евпатория, г.о. Евпатория, Республика Крым), его учредителей ООО "Ланс-Трейд", Берездецкого М.В., адресатами не получена, возвращена по истечению срока хранения, что подтверждается отчетами об отслеживании почтового отправления с официального сайта "Почта Россия" в сети Интернет (почтовые идентификаторы 29505367024690, 29505367023051, 29505367024867).
Вместе с тем, единственно результат проведения проверочных мероприятий налоговым органом сам по себе не может свидетельствовать о недостоверности адреса Общества, поскольку налоговыми органами не представлено исчерпывающих доказательств, позволяющих сделать однозначный вывод о том, что общество не находится по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
Как следует из материалов дела, заявитель, настаивая на незаконности исключения "Крымстройресурс" из ЕГРЮЛ, указывает, что оно имеет неисполненные обязательства перед Обществом "Крым Шуз", подтвержденные вступившим в законную силу судебным актом.
Так, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Крым от 16.08.2021 по делу N А83-11858/2017 с Общества "Крымстройресурс" пользу Общества "Зодиак-Альфа" взысканы денежные средства в общей сумме 4 017 791,55 руб.
Суд установил, что Арбитражный суд Республики Крым по делу N А83-11858/2017 05.03.2022 выдал исполнительный лист серии ФС N 040810750, на основании которого постановлением Отделения судебных приставов по г. Евпатории УФССП России возбуждено исполнительное производство N 28590/22/82011-ИП.
При таких обстоятельствах внесение регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи о прекращении Общества "Крымстройресурс" предопределяет прекращение исполнительного производства N N 28590/22/82011-ИП (на основании пункта 7 части 2 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"), что лишает заявителя гарантированной государством возможности получения реальной судебной защиты, неотъемлемой частью которой является исполнение вступившего в законную силу судебного решения.
Кроме того, 11.11.2022 само Общество "Крымстройресурс" обратилось Арбитражный суд Республики Крым к Обществу "Крым Шуз" с заявлением о понуждении передать имущество - ранее переданны по акту материалы согласно описи (дело N А83-11858/2017). В судебных заседаниях в рамках указанного дела участвовал представитель Общества "Крымстройресурс". Определением суда от 22.04.2024 дело приостановлено до вступления в законную силу итогового судебного акта по делу N А83-18096/2023.
Учитывая Постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 N 10-П и Письмо ФНС России от 01.09.2015 N ГД-4-14/15374, налоговый орган должен был провести соответствующую аналитику в отношении лица, признанного недействующим, в том числе установить наличие имеющихся с участием данной организации судебных споров.
Принятие регистрирующим органом в порядке статьи 21.1. Закона о регистрации решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, при наличии неисполненного судебного акта, нарушает право истца на своевременную и эффективную защиту, поскольку создает правовую неопределенность в отношении лица, обязанного отвечать на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд отмечает, что осуществление хозяйственной деятельности выражается не только подачей отчетности в государственные органы или движением денежных средств на банковских счетах, но и иными действиями: участием в судебных процессах, участием в гражданско-правовых отношениях, выражающихся в заключениях и исполнениях гражданско-правовых договоров, и т.д.
Из системного толкования указанных выше правовых норм и разъяснений следует, что наличие предусмотренных в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ само по себе не может являться безусловным основанием для принятия такого решения, которое может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.
Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа; наличие совокупности признаков, изложенных в подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1 указанного закона не влечет безусловное (обязательное) исключение из реестра юридических лиц, поскольку применение указанных норм права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе преследующему цель освобождения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах.
Установленный шестимесячный срок наличия записи о недостоверности сведений предназначен для установления действительности недостоверности сведений, так как до принятия решения об исключении у заинтересованных лиц есть право предоставить в налоговый орган достоверные сведения об организации. В случае неустранения обстоятельств, послуживших основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ, презюмируется, что организация является недействующей, в связи с чем запись о ней подлежит исключению из реестра.
В данном случае, ООО "Крымстройресурс" было исключено из ЕГРЮЛ регистрирующим органом на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности.
Между тем исключение таких лиц из реестра не направлено на прекращение деятельности тех юридических лиц, которые фактически осуществляют свою деятельность, находятся по юридическому адресу. В связи с этим исключение из реестра организаций, в отношении которых имеется запись о недостоверности сведений, но которые фактически осуществляют деятельность и с которыми есть возможность поддержания связи (получение ими необходимой корреспонденции, выход на связь исполнительного органа, сдача необходимой отчетности) не допускается.
Вопреки доводам Инспекции, наличие совокупности признаков, изложенных в подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и соблюдение регистрирующим органом установленной законом процедуры исключения, не влечет безусловное (обязательное) исключение из реестра юридического лица, поскольку применение указанных норм права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе преследующему цель освобождения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах.
Исходя из конкретных обстоятельств данного дела и необходимости неформального подхода к принятию решения о прекращении деятельности юридического лица, принимая во внимание вышеустановленные обстоятельства, у налогового органа отсутствовали основания для принятия решения об исключении Общества из ЕГРЮЛ.
Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1996 N 4-П, от 03.02.1998 N 5-П, от 28.05.1999 N 9-П, от 11.05.2005 N 5-П, от 20.02.2006 N, от 05.02.2007 N 2-П, от 19.07.2011 N 17-П, от 22.04.2013 N 8-П и от 27.06.2013 N).
Такие выводы содержатся в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2018 N 301-КГ18-8795, от 19.02.2019 N 306-ЭС19-351.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что формальное соблюдение регистрирующим органом процедуры исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица не может рассматриваться в качестве достаточных оснований для отказа в удовлетворении заявления, в связи с чем доводы Инспекции о соблюдении им установленной законом процедуры и о том, что для исключения Общества из ЕГРЮЛ регистрирующему органу было достаточно наличия формального основания, предусмотренного подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, обоснованно не приняты судом и отклоняются апелляционной инстанцией.
В абзаце третьем пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие органом или лицом, наделенными публичными полномочиями, конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
В качестве способа восстановления нарушенного права суд первой инстанции указал регистрирующему органу исключить (аннулировать) внесенную в ЕГРЮЛ запись с присвоенным государственным регистрационным номером (ГРН) 2239100011555 о прекращении деятельности ООО "Крымстройресурс".
В силу абзаца третьего пункта 5 статьи 25.6 Закона N 129-ФЗ в случае отмены решения регистрирующего органа о государственной регистрации регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствии со статьей 2 данного Закона.
Согласно пункту 9 Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, внесения исправлений в сведения, включенные в записи Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2017 N 165н (далее - Порядок N 165н), ранее внесенные сведения сохраняются и погашаются последующей соответствующей записью.
Таким образом, по смыслу указанных положений Закона N 129-ФЗ и Порядка N 165н действующим законодательством не предусмотрено физическое удаление записей из ЕГРЮЛ в целях исправления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в том числе в случае отмены соответствующего решения регистрирующего органа.
Аналогичным образом исключение юридического лица из ЕГРЮЛ не предполагает физическое удаление из ЕГРЮЛ сведений о нем.
В связи с чем, сведения подлежат исключению из ЕГРЮЛ путем признания соответствующей записи недействительной.
Данный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.03.2019 N 301-ЭС19-2368.
Каких-либо сомнений в исполнении судебного акта резолютивная часть решения Арбитражного суда Республики Крым от 21.03.2024, вопреки доводу апелляционной жалобы, вызывать для регистрирующего органа не должна. Указав на обязание исключить запись из ЕГРН, суд республики не предписал какого-либо способа, отличного от вышеизложенного предусмотренного нормативно пунктом 9 Порядка N 165н (запись погашается путем внесения соответствующей записи).
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем способе восстановления нарушенного права в виде аннулирования ранее внесенной записи заслуживает внимание, вместе с тем, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену или изменение в апелляционном порядке.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.03.2024 по делу N А83-18096/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А. Марусин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-18096/2023
Истец: ООО "КРЫМ ШУЗ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N9 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Берездецкий М.В., ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ ЛАНС-ТРЕЙД"