г. Саратов |
|
14 июня 2024 г. |
Дело N А12-2413/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 10.06.2024 года.
Полный текст постановления изготовлен - 14.06.2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А12-2413/2023 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Газнефтесервис" (403791, Волгоградская обл., г. Жирновск, ул. Пушкина, д. 24, ОГРН 1063453030288, ИНН 3407009122)
заинтересованные лица: Департамент по недропользованию по Южному Федеральному округу (344111, г. Ростов-на-Дону, пр-кт. 40-летия Победы, д. 330, ОГРН 1046167013705, ИНН 6167078140, 344111), Бородаев Александр Дмитриевич, Пикурин Олег Анатольевич,
о признании незаконным отказа в изъятии для государственных нужд земельного участка и об обязании устранить допущенные нарушения,
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Газнефтесервис" - Рожнева М.Н., представитель по доверенности от 10.10.2023 N 50 (срок доверенности до 31.12.2024), имеет высшее юридическое образование; Чурилин Д.В., представитель по доверенности от 18.03.2024 N 26 (срок доверенности до 31.07.2024), имеет высшее юридическое образование.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газнефтесервис" (далее - ООО "Газнефтесервис", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента по недропользованию по Южному Федеральному округу (далее - Департамент, Югнедра) в изъятии земельных участков для государственных нужд от 27.01.2023 года N ЮФО-01-03-07/287 и обязании Департамента по недропользованию по Южному Федеральному округу принять решение об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 4 октября 2023 года заявление ООО "Газнефтесервис" удовлетворено. Признан незаконным отказ Департамента по недропользованию по Южному Федеральному округу от 27.01.2023 года N ЮФО-01-03-07/287. На Департамент по недропользованию по Южному Федеральному округу возложена обязанность принять решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером 34:07:130002:2176:ЗУ1 площадью 18 466 кв.м, расположенного по адресу: Волгоградская область, Жирновский район, Верхнедобринское сельское поселение; земельного участка с кадастровым номером 34:07:130002:2535:ЗУ1 площадью 2 733 кв.м, расположенного по адресу: Волгоградская область, Жирновский район, Верхнедобринское сельское поселение; земельного участка с кадастровым номером 34:07:130002:2638:ЭУ 1 площадью 2 356 кв.м, расположенного по адресу: Волгоградская область, Жирновский район, Верхнедобринское сельское поселение, для государственных нужд Российской Федерации.
Департамент по недропользованию по Южному Федеральному округу, не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
ООО "Газнефтесервис" в порядке ст. 262 АПК РФ представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2023 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А12-2413/2023 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для суда первой инстанции.
Также определением от 04 декабря 2023 года арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц собственников земельных участков Бородаева Александра Дмитриевича, Пикурина Олега Анатольевича.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 05.12.2023, 11.01.2024, 06.02.2024, 05.03.2024, 02.04.2024, 23.04.2024, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является, в том числе, принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
В рамках настоящего дела оспаривается отказ Департамента по недропользованию по Южному Федеральному округу в изъятии для государственных нужд земельных участков с кадастровыми номерами 34:07:130002:2638, 34:07:130002:2535; 34:07:130002:2176.
К заявлению о признании незаконным отказа ООО "Газнефтесервис" приложены выписки из ЕГРН в отношении рассматриваемых земельных участков (опубликованы в КАД 02.02.2023).
Из представленных выписок из ЕГРН следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 34:07:130002:2638, 34:07:130002:2535 принадлежат на праве собственности Бородаеву Александру Дмитриевичу, земельный участок с кадастровым номером 34:07:130002:2176 - на праве общей долевой собственности Бородаеву Александру Дмитриевичу и Пикурину Олегу Анатольевичу.
Судом апелляционной инстанции установлено, что принятое судом первой инстанции решение, непосредственно затрагивает права и обязанности собственников рассматриваемых земельных участков - Бородаева А.Д. и Пикурина О.А.
Рассмотрение вопроса о законности отказа Департамента по недропользованию по Южному Федеральному округу невозможно без участия Бородаева А.Д. и Пикурина О.А. в качестве заинтересованных лиц.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Усмотрев наличие безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, назначил дело к рассмотрению в судебном заседании, привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Бородаева А.Д. и Пикурина О.А.
Определением суда апелляционной инстанции от 31.05.2024 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ отсутствующая по причине нахождения в отпуске судья Акимова М.А. заменена на судью Пузину Е.В.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ после замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
Обществом с ограниченной ответственностью "Газнефтесервис", в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлено ходатайство об отказе от заявленных требований в части признания незаконным отказа Департамента по Южному Федеральному округу (ЮГНЕДРА) от 27.01.2023 N ЮФО-01-03-07/287 в изъятии земельного участка с кадастровым номером 34:07:130002:2176, площадью 18 486 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, Жирновский район, Верхнедобринское сельское поселение, для государственных нужд и об обязании Департамента по Южному федеральному округу издать приказ об изъятии земельного участка с кадастровым номером 34:07:130002:2535:ЗУ1 площадью 2 733 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, Жирновский район, Верхнедобринское сельское поселение; земельного участка с кадастровым номером 34:07:130002:2638:ЗУ1, площадью 2 356 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, Жирновский район, Верхнедобринское сельское поселение.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 10 июня 2024 на 15 час. 10 мин.
Рассмотрев заявленное Обществом с ограниченной ответственностью "Газнефтесервис" ходатайство об отказе от заявленных требований в части признания незаконным отказа Департамента по Южному Федеральному округу (ЮГНЕДРА) от 27.01.2023 N ЮФО-01-03-07/287 в изъятии земельного участка с кадастровым номером 34:07:130002:2176:ЗУ1, площадью 18 486 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, Жирновский район, Верхнедобринское сельское поселение, для государственных нужд, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Арбитражный суд в соответствии с частью 5 названной нормы не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Учитывая, что заявленный отказ не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд апелляционной инстанции принимает отказ от части заявленных требований.
Пунктом 4 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что арбитражный суд прекращает производство по делу в случае, если заявитель отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
В случае прекращения производства по делу, повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (часть 3 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Порядок и последствия прекращения производства по делу, предусмотренные статьёй 151 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заявителю понятны.
По результатам рассмотрения дела апелляционным судом установлено следующее.
ООО "Газнефтесервис" выдана лицензия серии ВЛГ N 01323 НЭ на пользование недрами на территории Жирновского района Волгоградской области, зарегистрированная Территориальным агентством по недропользованию по Волгоградской области 12.07.2006. Лицензия выдана с целевым назначением - разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Восточно-Макаровского участка недр (опубликована в КАД 02.02.2023).
ООО "Газнефтесервис" 13.10.2022 обратилось в Департамент по недропользованию по Южному Федеральному округу с ходатайствами об изъятии для государственных нужд следующих земельных участков:
1. часть земельного участка с кадастровым номером 34:07:130002:2176:ЗУ1 площадью 18 466 кв.м, расположенного по адресу: Волгоградская область, Жирновский район, Верхнедобринское сельское поселение;
2. часть земельного участка с кадастровым номером 34:07:130002:2535:ЗУ1 площадью 2 733 кв.м, расположенного по адресу: Волгоградская область, Жирновский район, Верхнедобринское сельское поселение;
3. часть земельного участка с кадастровым номером 34:07:130002:2638:ЗУ1 площадью 2 356 кв.м, расположенного по адресу: Волгоградская область, Жирновский район, Верхнедобринское сельское поселение.
Целью изъятия земельных участков для государственных нужд указано проведение работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счёт средств недропользователя (графа 4.4 ходатайства).
В графе 5 (обоснование необходимости принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд) указана лицензия от 12.07.2006 серии ВЛГ N 01323 НЭ.
К ходатайствам заявителем приложены, в том числе, выписки из ЕГРН в отношении земельных участков, схемы расположения земельных участков, копия лицензии от 12.07.2006 серии ВЛГ N 01323 НЭ (т. 1 л.д. 80-103).
ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Южному Федеральному округу" в ответ на запрос Департамента по недропользованию письмом от 31.10.2022 N 944 сообщило, что испрашиваемые земельные участки 34:07:130002:2176:ЗУ1, 34:07:130002:2535:ЗУ1, 34:07:130002:2638:ЗУ1 территориально расположены в пределах границ участка недр лицензии N 01323 НЭ (т. 1 л.д. 104 оборот).
Департаментом по недропользованию по Южному Федеральному округу отказано ООО "Газнефтесервис" в изъятии указанных земельных участков для государственных и муниципальных нужд Российской Федерации, о чём заявитель извещён письмом от 27.01.2023 N ЮФО-01-03-07/287 (т. 1 л.д. 110-112).
Отказ мотивирован тем, что основным условием, которое допускает изъятие земельного участка, является наличие государственной или муниципальной нужды, которое подлежит доказыванию лицом, обратившимся с соответствующим ходатайством. По мнению Департамента, заявителем не доказано наличие государственной или муниципальной нужды для возможности изъятия спорных земельных участков. Кроме того, Департамент считает, что изъятие земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, не допускается, поскольку оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Полагая данный отказ незаконным, ООО "Газнефтесервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Перечень оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 25.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для осуществления пользования недрами.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, если оно обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для осуществления пользования недрами, в том числе если такое пользование осуществляется за счет средств недропользователя).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293 утверждено Положение о Федеральном агентстве по недропользованию.
В соответствии с пунктом 1 Положения N 293 Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
Пунктом 5.3.19 Положения N 293 к полномочиям Федерального агентства по недропользованию отнесено принятие решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), если принятие такого решения обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
Приказом Федерального агентства по недропользованию от 07.04.2016 N 255 осуществление полномочий по изъятию земельных участков возложено на территориальные органы Федерального агентства по недропользованию по месту нахождения изымаемого земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте по недропользованию по Южному Федеральному округу, утвержденного приказом Федерального агентства по недропользованию от 03.04.2014 N 207, Департамент по недропользованию по Южному Федеральному округу является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, а также правоприменительные функции на территории Южного Федерального округа, в том числе на территории Волгоградской области.
Приказом Федерального агентства по недропользованию от 19 ноября 2013 года N 950 Департамент реорганизован в форме присоединении к нему Управлений по недропользованию по субъектам Российской Федерации, в том числе Управления по недропользованию по Волгоградской области.
Таким образом, Департамент по недропользованию по Южному Федеральному округу (Югнедра) наделён полномочиями на принятие решений об изъятии земельных участков, расположенных на территории Волгоградской области.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе обратиться организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для осуществления пользования недрами, в том числе если такое пользование осуществляется за счет средств недропользователей.
Согласно пункту 11 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях: не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации; ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами; схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.
Также пунктом 7 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации определены основания, по которым решение об изъятии не может быть принято: 1) земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; 2) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; 3) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.
Согласно абзацу 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
ООО "Газнефтесервис" на основании выданной федеральным органом исполнительной власти лицензии на пользование недрами является организацией - недропользователем и было вправе обратиться в Департамент по недропользованию по Южному Федеральному округу с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных нужд.
Необходимость обоснования изъятия земельного участка какими-либо иными обстоятельствами помимо факта наличия лицензии на пользование недрами законом не предусмотрена.
Предусмотренные пунктом 11 статьи 56.4, пунктом 7 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации основания для отказа в удовлетворении ходатайства ООО "Газнефтесервис" об изъятии земельных участков отсутствуют.
ООО "Газнефтесервис", являясь недропользователем, обязано выполнять условия лицензии, предоставленной ему государством, ежегодно производить уплату налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, тем самым пополняя бюджет Волгоградской области.
Таким образом, наличие лицензии на пользование недрами и факт нахождения земельных участков, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 34:07:130002:2535:ЗУ1, 34:07:130002:2638:ЗУ1 образуемых в соответствии со схемой расположения земельных участков, в границах горного отвода, предоставленного ООО "Газнефтесервис", в силу действующего законодательства является достаточным основанием для принятия решения об изъятии земельных участков для государственных нужд.
Апелляционным судом отклоняется довод Департамента о том, что Обществом в поданном заявлении и приложенных к нему документах ничем не обосновано то обстоятельство, что изъятие земельного участка направлено на удовлетворение государственных нужд.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности.
Согласно части 2 статьи 15 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" к задачам государственной системы лицензирования недропользования относятся: обеспечение практической реализации государственных программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, защиты интересов национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации. Таким образом, государство реализует свои права в отношении государственного фонда недр посредством предоставления участков недр в пользование, причем делает это в публичных интересах. Независимо от источника финансирования работ по освоению участка недр, проводимых в соответствии с лицензией на пользование недрами, указанные работы направлены на удовлетворение помимо частных интересов компании недропользователя государственных нужд Российской Федерации по обеспечению эффективного и рационального недропользования.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2015 N 442 утвержден Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд которым предусмотрено право обладателей лицензии на такое обращение.
ООО "Газнефтесервис" является организацией - недропользователем на основании выданной федеральным органом исполнительной власти лицензии.
Изъятие земельных участков у их собственников необходимо в целях недропользования. Государственное регулирование в области недропользования, равно как и добыча полезных ископаемых ООО "Газнефтесервис", как обладателем лицензии на пользование недрами, невозможны без изъятия спорных земельных участков.
Также, Верховный Суд Российской Федерации в своем определении об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда (дело N А45-25468/2016) указал на обстоятельства, необходимые для принятия решения об изъятии земельного участка, а также на обстоятельства, предусмотренные пунктом 7 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, при наличии которых решение об изъятии не может быть принято. Аналогичная позиция, подтверждающая наличие государственных интересов (государственных нужд), изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.09.2019 по делу N А53-23456/2018.
Таким образом, наличие лицензии на пользование недрами и факт нахождения земельных участков, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 34:07:130002:2535:ЗУ1, 34:07:130002:2638:ЗУ1, образуемых в соответствии со схемой расположения земельных участков, в границах горного отвода, предоставленного ООО "Газнефтесервис", в силу действующего законодательства является достаточным основанием для принятия решения об изъятии земельных участков для государственных нужд.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требования ООО "Газнефтесервис" о признании незаконным отказа Департамента по недропользованию по Южному Федеральному округу в изъятии земельных участков с кадастровыми номерами 34:07:130002:2535 площадью 2 733 кв.м. и 34:07:130002:2638 площадью 2 356 кв.м. для государственных нужд от 27.01.2023 года N ЮФО-01-03-07/287 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Пунктом 3 части 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, требование заявителя об обязании устранить допущенные нарушения прав, не является самостоятельным требованием и вытекает из основного требования о признании недействительным ненормативного правового акта и является способом восстановления нарушенного права.
Суд не связан требованием заявителя о способе устранения его нарушенных прав.
Определение конкретных действий, обязанность совершить которые возлагается судом на уполномоченное лицо, зависит от фактических обстоятельств конкретного дела и составляет предмет дискреции рассматривающего его суда (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2019 N 2556-О).
В данном случае ООО "Газнефтесервис" реализован такой способ защиты гражданских прав, как признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (статья 12 ГК РФ).
Апелляционной коллегией установлено и не оспаривается заявителем, что на момент рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции, земельные участки с кадастровыми номерами 34:07:130002:2535:ЗУ1, 34:07:130002:2638:ЗУ1 прекратили своё существование, на их месте путем выделения и объединения сформированы новые земельные участки с кадастровыми номерами 34:07:130002:2945 и 34:07:130002:2944.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не имеет правовых оснований для обязания Департамента издать приказ об изъятии земельных участков с кадастровыми номерами 34:07:130002:2535:ЗУ1, 34:07:130002:2638:ЗУ1, соответственно площадью 2 733 кв.м. и 2 356 кв.м., расположенных по адресу: Волгоградская область, Жирновский район, Верхнедобренское сельское поселение.
Суд апелляционной инстанции считает, что для восстановления нарушенного права заявителя в рассматриваемом случае достаточно констатации факта незаконного отказа со стороны органа и не требуется совершения дополнительных действий.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным размер государственной пошлины для организаций составляет - 3 000 рублей.
В связи с частичным удовлетворением требований заявителя, с Департамента по недропользованию по Южному Федеральному округу в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Газнефтесервис" подлежат взысканию судебные расходы в сумме 3000 рублей, понесенные Обществом в связи с уплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы Департамент по недропользованию по Южному Федеральному округу освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы Департаментом не понесены и не подлежат распределению.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 октября 2023 года по делу N А12-2413/2023 отменить.
Принять отказ Общества с ограниченной ответственностью "Газнефтесервис" от заявленных требований по делу N А12-2413/2023 в части признания незаконным отказа Департамента по Южному федеральному округу (ЮГНЕДРА) от 27.01.2023 N ЮФО-01-03-07/287 в изъятии для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером 34:07:130002:2176:ЗУ1, площадью 18 486 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, Жирновский район, Верхнедобринское сельское поселение.
Производство по делу N А12-2413/2023 в части требований о признании незаконным отказа Департамента по Южному федеральному округу (ЮГНЕДРА) от 27.01.2023 N ЮФО-01-03-07/287 в изъятии для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером 34:07:130002:2176:ЗУ1, площадью 18 486 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, Жирновский район, Верхнедобринское сельское поселение - прекратить.
Признать незаконным отказ Департамента по недропользованию по Южному Федеральному округу в изъятии для государственных нужд земельных участков с кадастровыми номерами 34:07:130002:2535:ЗУ1 площадью 2 733 кв.м. и 34:07:130002:2638:ЗУ1 площадью 2 356 кв.м. от 27.01.2023 года N ЮФО-01-03-07/287.
Взыскать с Департамента по недропользованию по Южному Федеральному округу (ИНН 6167078140, ОГРН 1046167013705) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Газнефтесервис" (ИНН 3407009122, ОГРН 1063453030288) судебные расходы за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 3000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-2413/2023
Истец: ООО "ГАЗНЕФТЕСЕРВИС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6944/2024
14.06.2024 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8922/2023
04.10.2023 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-2413/2023
02.06.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4718/2023