город Томск |
|
20 июня 2024 г. |
Дело N А27-21135/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Афанасьевой Е.В., |
судей |
|
Апциаури Л.Н., |
|
|
Киреевой О.Ю.., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Касьян В.Ф., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения науки Томский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (N 07АП-3800/2024) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.04.2024 по делу N А27-21135/2022 (судья Алференко А.В.) по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения науки Томский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (ИНН 7021020064) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области - Кузбассе и Томской области (ИНН 4205199592) и к Федеральному Агентству по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134) о признании незаконным отказа о принятии решения о разделе земельного участка, доведенного письмом от 09.09.2022 N42-АЛ-04/9054.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (ИНН 9710062939), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук" (ИНН: 7725092435), Администрация города Томска (ИНН: 7017004461).
В судебном заседании приняли участие - без участия (извещены).
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Томский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (далее также - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области - Кузбассе и Томской области, Федеральному Агентству по управлению государственным имуществом о признании незаконным решения от 09.09.2022 N 42-АЛ-04/9054 об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории 70:21:0102001, площадью 311 885 кв.м, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, пр. Академический, 2 на 6 самостоятельных земельных участков площадью 47 576 кв.м, 15 955 кв.м, 35 296 кв.м, 11 286 кв.м, 200 кв.м, 4 298 кв.м.; об обязании заинтересованных лиц в 30 срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории 70:21:0102001, предусматривающей образование 6 земельных участков с условными номерами: 70:21:0102001 :ЗУ 1 (площадь 47 576 кв.м), 70:21:0102001 :ЗУ2 (площадь 15 955 кв.м), 70:21:0102001 :ЗУЗ, (площадь 35 296 кв.м), 70:21:0102001:ЗУ4 (площадь 11 286 кв.м), 70:21:0102001 :ЗУ5 (площадь 200 кв.м), 70:21:0102001 :ЗУ6 (площадь 4 298 кв.м), путём раздела земельного участка с кадастровым номером 70:21:0102001:42, площадью 311 885 кв.м, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, пр. Академический, 2, с сохранением его в изменённых границах, и в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решения направить решение об утверждении схемы расположения земельных участков в орган регистрации прав (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ привлечены: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук", Администрация города Томска.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17 апреля 2024 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Томский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование своей апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд не исследовал и не дал опенку обстоятельствам, которыми заявитель обосновывал свои требования, как и доказательствам, подтверждающим эти требования. Суд не указал мотивы, по которым не применил нормы нрава ЗК РФ, регулирующие раздел земельного участка на основании схемы раздела, также не указал на то, что у Терруправления отсутствовали основания для отказа в утверждении схемы раздела земельного участка, установленные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
Апеллянт указывает на то, что Минобрнауки России, которому заявитель отправил полный комплект документов по делу, ознакомившись с материалами дела, поддержало требования заявителя, подтвердив тем самым изложенное в своих письмах, имеющихся в деле, отсутствие необходимости получать согласие на раздел земельного участка и согласие на отказ от прав на образуемые земельные участки, что опровергает доводы ответчиков и выводы суда о том, что для принятия решения об утверждении схемы раздела необходимо согласие Минобрнауки России на раздел земельного участка и его согласие на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования на образуемые в результате раздела земельные участки.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, лица, участвующие в деле, своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, ходатайств об отложении заседания, отзывов не поступало.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, заявитель обратился к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области - Кузбассе и Томской области с заявлением, в котором просил произвести раздел земельного участка, рассмотреть и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 70:21:0102001 по образованию 6 земельных участков площадью 47 576 кв.м, 15 955 кв.м, 35 296 кв.м, 11 286 кв.м, 200 кв.м, 4 298 кв.м, путём раздела земельного участка с кадастровым номером 70:21:0102001:42.
Ранее за заявителем закреплён на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 70:21:0102001:42, находящийся в собственности Российской Федерации.
Земельному участку установлена категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для эксплуатации и обслуживания комплекса зданий и сооружений ТНЦ СО РАН. Площадь земельного участка 311 885 кв.м. Адрес земельного участка Томская область, г. Томск, пр. Академический, 2.
На земельном участке расположены объекты недвижимости, находящиеся в оперативном управлении заявителя в собственности муниципального образования "Город Томск", а также в одном из зданий, находящимся в собственности Российской Федерации, расположены помещения, правообладателями которых являются учреждения, подведомственные Минобрнауки России.
Заявитель по договору с землеустроительной организацией подготовил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории 70:21:0102001 по образованию 6 земельных участков площадью 47 576 кв.м, 15 955 кв.м, 35 296 кв.м, 11 286 кв.м, 200 кв.м, 4 298 кв.м, путём раздела земельного участка с кадастровым номером 70:21:0102001:42 с сохранением данного участка в изменённых границах.
Письмом от 01.07.2022 N 290-06/378 (вх. МТУ 42-13386 от 04.07.2022), направленным в адрес Межрегионального территориального управления, заявитель просил принять решение об утверждении указанной схемы (т.1 л.18).
Письмом МТУ Росимущество от 09.09.2022 N 42- АЛ07/9054 сообщило заявителю информацию о недостающих документах в Росимуществе в целях издания поручения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 70:21:0102001 по образованию 6 земельных участков площадью 47 576 кв. м, 15 955 кв. м, 35 296 кв. м, 11 286 кв. м, 200 кв. м, 4 298 кв. м, путём раздела земельного участка с кадастровым номером 70:21:0102001:42, а именно:
- не представлена заявителем позиция Минобрнауки России по разделу спорного земельного участка, а также по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на образуемые земельные участки под объектами недвижимости муниципальной собственности;
- не представлена информация о наличии решения Президента РФ и согласия РАН на передачу в казну образуемых земельных участков.
Полагая, что решение от 09.09.2022 N 42-АЛ-07/9054 издано с нарушением действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, воспользовавшись правом, предоставленным статьей 198 АПК РФ, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Росимуществу не был направлен полный пакет документов, необходимый для принятия решения раздела земельного участка и утверждения схем расположения земельного участка.
Между тем судом первой инстанции не было учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
Пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В силу пункта 7 статьи 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ указаны основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 70:21:0102001:42, находящийся в собственности Российской Федерации, предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования заявителю.
Земельному участку установлена категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для эксплуатации и обслуживания комплекса зданий и сооружений ТНЦ СО РАН. Площадь земельного участка 311 885 кв.м. Адрес земельного участка Томская область, г. Томск, пр. Академический, 2.
На данном земельном участке расположены объекты недвижимости, находящиеся в оперативном управлении ТНЦ СО РАН, в собственности муниципального образования "Город Томск", а также в одном из зданий, находящимся в собственности Российской Федерации, расположены помещения, правообладателями которых являются учреждения, подведомственные Минобрнауки России.
Представленная заявителем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории 70:21:0102001 по образованию 6 земельных участков площадью 47 576 кв.м, 15 955 кв.м, 35 296 кв.м, 11 286 кв.м, 200 кв.м, 4 298 кв.м, путём раздела земельного участка с кадастровым номером 70:21:0102001:42 с сохранением данного участка в изменённых границах.
Указанные 6 земельных участков были образованы под следующими объектами:
1. Земельный участок, имеющий обозначение 70:21:0102001:42:ЗУ1, площадью 47 576 кв.м, под сооружением с кадастровым номером 70:21:0102001:1060 (сооружение дорожного транспорта, Магистральная улица районного значения транспортно-пешеходная), находящийся в собственности муниципального образования "Город Томск".
2. Земельный участок, имеющий обозначение 70:21.0102001:42:ЗУ2, площадью 15955 кв.м, под сооружением с кадастровым номером 70:21:0102001:856 (Сооружение, Автомобильная дорога), находящийся в собственности муниципального образования "Город Томск".
3. Земельный участок, имеющий обозначение 70:21:0102001:42:ЗУЗ, площадью 35296 кв.м, под сооружением с кадастровым номером 70:21:0102001:855 (Сооружение, Автомобильная дорога), находящийся в собственности муниципального образования "Город Томск".
4. Земельный участок, имеющий обозначение 70:21:0102001:42:ЗУ4, площадью 11286 кв.м, под зданием с кадастровым номером 70:21:0102001:106 (Нежилое здание, гостиница ТНЦ СО РАН), находящийся в собственности Российской Федерации и закреплённый за ТНЦ СО РАН на праве оперативного управления.
5. Земельный участок, имеющий обозначение 70:21:0102001:42:ЗУ5, площадью 200 кв.м, под зданием с кадастровым номером 70:21:0102001:862 (Здание, трансформаторная подстанция), находящийся в собственности муниципального образования "Город Томск".
6. Земельный участок, имеющий обозначение 70:21:0102001:42:ЗУ6, площадью 4 298 кв.м, под зданием с кадастровым номером 70:21:0102001:128 (нежилое здание), находящийся в собственности Российской Федерации, помещения в котором закреплены на праве оперативного управления за федеральными государственными бюджетными учреждениями науки: ТНЦ СО РАН (площадь помещений 348,9 кв.м, кадастровый номер 70:21:0102001:883); ФГБУН Институт физики прочности и материаловедения Сибирского отделения Российской академии наук (площадь помещений 969.6 кв.м, кадастровые номера 70:21:0102001:889, 70:21:0102001:888); ФГБУН Институт оптики атмосферы Сибирского отделения Российской академии наук (площадь помещений 153,9 кв.м, кадастровый номер 70:21:0102001:880), ФГБУН Институт сильноточной электроники Сибирского отделения Российской академии наук (площадь помещений 158.6 кв.м, кадастровый номер 70:21:0102001:882).
Объекты недвижимости под номерами 1,2,3,5 ранее находились в собственности Российской Федерации и были закреплены за ТНЦ СО РАН на праве оперативного управления.
В соответствии с Распоряжением Минобрнауки России от 01.07.2019 N 246-р данные объекты были изъяты из оперативного управления ТНЦ СО РАН и закреплены на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием "Комбинат коммунальных предприятий Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук" (ФГУП "ККП ТНЦ СО РАН").
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2019 N 2418-р ФГУП "ККП ТНЦ СО РАН" был передан в собственность муниципального образования "Город Томск" как имущественный комплекс. В настоящее время согласно данным выписок из ЕГРН в отношении данных объектов имеются сведения о праве хозяйственного ведения УМП г. Томска Комбинат коммунального хозяйства".
Таким образом, с конца 2019 года объекты недвижимости под номерами 1,2,3,5 находятся в собственности муниципального образования "Город Томск".
Подготовленная землеустроительной организацией по договору с ТНЦ СО РАН схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории 70:21:0102001 с целью раздела земельного участка с кадастровым номером 70:21:0102001:42 на 6 самостоятельных земельных участков площадью 47 576 кв.м, 15 955 кв.м, 35 296 кв.м, 11 286 кв.м, 200 кв.м, 4 298 кв.м с сохранением исходного земельного участка в изменённых границах, была направлена в адрес Межрегионального территориального управления Росимущества письмом от 01.07.2022 N 290-06/378 (вх. МТУ 42-13386 от 04.07.2022) для принятия решения о её утверждении.
В качестве основания раздела заявитель указал, что раздел земельного участка производится в целях образования 4 земельных участков под объектами капитального строительства, находящимися в собственности муниципального образования "Город Томск" и 2 земельных участков под объектами капитального строительства, находящимися в собственности Российской Федерации.
В рассматриваемом случае Межрегиональное территориальное управление Росимущества приняло у заявителя заявление от 01.07.2022 по разделу земельного участка и приложенный к нему комплект документов, после чего пакет документов по разделу земельного участка с кадастровым номером 70:21:0102001:42 был направлен в адрес Росимущества, о чём было сообщено заявителю письмом от 03.08.2022 N 42-ДК-04/7896 Межрегионального территориального управления (т.1 л.142). В качестве основания такого направления в письме указана ссылка на Положение о Межрегиональном территориальном управлении, утвержденное Приказом Росимущества от 19.12.2016 N 472, указано, что о результатах рассмотрение Межрегиональное территориальное управление сообщит дополнительно.
Росимущество рассмотрело заявление научного центра об утверждении схемы расположения спорного земельного участка, по результатам данного рассмотрения направлен в адрес Межрегионального территориального управления Росимущества ответ от 02.09.2022 N 10/39452.
Межрегиональное территориальное управление Росимущества направило в адрес заявителя письмо от 09.09.2022 N N 42-АЛ04/9054, в котором сообщило об отсутствии возможности принять решение об утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В указанном письме от 09.09.2022 N 42- АЛ07/9054 МТУ Росимущества сообщило заявителю о том, что в соответствии с п.1 ст.11.8 ЗК РФ у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок и из которого при разделе образуются земельные участки, возникает право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки, в связи с чем оно возникнет у Учреждения.
Отказ же в разделе мотивирован указанием на то, что для осуществления дальнейшей передачи четырех образуемых участков в собственность муниципального образования "Город Томск" необходимо прекратить право постоянного (бессрочного) пользования Учреждения, для чего необходимо в соответствии со ст.53 ЗК РФ согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, однако в Росимущество не представлено согласие Минобрнауки России по разделу спорного земельного участка, а также по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на образуемые земельные участки под объектами недвижимости муниципальной собственности.
Дополнительно указано, что на отчуждение недвижимого имущества и земельных участков, предоставленных подведомственным Минобрнауки России научным организациям, сохранен мораторий, в связи с чем прекращение права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на земельный участок возможно осуществить только при получении соответствующего решения Президента Российской Федерации при наличии согласия РАН, не представлена информация о наличии такого решения и такого согласия.
Поддерживая доводы о законности отказа в утверждении схемы по указанным основаниям, суд первой инстанции не учел следующее.
Основания для отказа в утверждении схемы предусмотрены в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ указаны основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Ими являются несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи, полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории, расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Ни одного из указанных оснований в рассматриваемом письме МТУ Росимущества от 09.09.2022 не изложено, как и не изложено их в письме самого Росимущества, направленном в МТУ Росимущества по результатам рассмотрения пакета документов Учреждения. По существу, представленные письма не содержат информации о том, что представленная схема и иные документы были проверены на предмет соответствия номам земельного законодательства, регулирующим образование земельных участков. В письмах не имеется ссылок либо указаний на какие-либо обстоятельства, которые согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ могут явиться основанием для отказа в утверждении схемы.
Образование земельных участков осуществляется на основе волеизъявления их правообладателя, целесообразность принятия которым решения может быть оценена органом, уполномоченным на утверждение схемы раздела земельного участка, только применительно к установленным законом основаниям, а также с учетом общих норм гражданского законодательства о запрете на недобросовестное поведение.
Именно в этой связи в некоторых случаях, когда представленная схема и поведение заявителя, указывают на намерение использовать образуемые земельные участки с нарушением первоначальных целей предоставления, в разделе земельного участка и в утверждении схемы может быть отказано (например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2020 N 301-ЭС20-11025).
Вместе с тем, в данном случае никаких подобных обстоятельств, свидетельствующих о намерении заявителя использовать участки с нарушением требований закона, целей их предоставления, не имеется.
Напротив, представленная схема предусматривается раздел участка с образованием шести отдельных участков для шести отдельных объектов недвижимости, а именно: 1) Сооружение дорожного транспорта, Магистральная улица районного значения транспортно-пешеходная; 2) Сооружение, Автомобильная дорога; 3) Сооружение, Автомобильная дорога; 4) Нежилое здание, гостиница ТНЦ СО РАН; 5) Здание, трансформаторная подстанция; 6) Нежилое здание.
Данные объекты являются принципиально разными по своему назначению и по виду использования, в связи с чем образование разных земельных участков для целей эксплуатации таких уже существующих объектов является вполне разумным и целесообразным. При этом в отношении отдельных участков могут быть внесены сведения о соответствующих видах использования, например, о виде гостиничное обслуживание в отношении участка, на котором расположено здание гостиницы.
Кроме того, собственниками указанных зданий и сооружений являются разные публичные образования (муниципальное образование либо Российская Федерация), а также обладателями права оперативного управления и хозяйственного ведения на такие объекты также являются различные федеральные государственные бюджетные учреждения науки либо УМП г. Томска.
В такой ситуации намерение раздела единого большого участка на участки под разными объектами, принадлежащими разным лицам, имеющим разное назначение и используемыми для разных целей вполне оправдано и имеет разумное обоснование.
Органами не приведено аргументированного обоснования для вывода о том, что в такой ситуации раздел направлен на организацию использования земельных участков в нарушением установленных требований.
В обжалуемом отказе верно указано, что в соответствии с п.1 ст.11.8 ЗК РФ у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок и из которого при разделе образуются земельные участки, возникает право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки, в связи с чем оно возникнет у Учреждения. Однако, это не является основанием для отказа в утверждении схемы раздела земельного участка в соответствии с нормами ЗК РФ.
Ссылки же на то, что в дальнейшем Учреждение не сможет передать часть участков в собственность муниципального образования "Город Томск" являются преждевременными. На этапе образования земельных участков данный вопрос не должен разрешаться, а у заявителя нет обязанности по доказыванию того, что в дальнейшем Минобрнауки дать согласие на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на земельные участки под объектами недвижимости муниципальной собственности.
Получение такого согласия на прекращение права постоянного (бессрочного) на земельные участки, которые еще не образованы, не является обязательным на этапе, когда рассматривается лишь вопрос образования участков и утверждения схемы. Не имеется норм, которые препятствовали бы в дальнейшем Учреждению получить согласие соответствующего органа, в данном случае Минобрнауки России, на прекращение права в отношении всех либо в отношении только некоторых земельных участков. В случае же отсутствия такого согласия в отношении всех или отдельных участков, они просто останутся в собственности того же субъекта и в отношении них сохранится право постоянного (бессрочного) пользования Учреждения, что также не противоречит нормами законодательства и не нарушает чьих-либо прав.
Указание на то, что отчуждение недвижимого имущества и земельных участков, предоставленных подведомственным Минобрнауки России научным организациям, ограничено мораторием на отчуждение имущества, закрепленного за подведомственными министерству образования организациями, действующим в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 27.12.2014 N Пр-3011, от 11.02.2016 N Пр-260, от 15.01.2017 N Пр-75, в силу которого прекращение права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на земельный участок возможно осуществить только при получении соответствующего решения Президента Российской Федерации при наличии согласия РАН, также не является основанием для отказа в утверждении схемы.
В данной ситуации, когда участки еще не образованы, органами не указаны нормы, обязывающие Учреждение и обосновывающие необходимость и целесообразность еще до раздела земельного участка под отдельными объектами принимать меры к получению такого решения в отношении участков, которые еще не образованы, то есть фактически в отношении части исходного участка. Указанные в письме от 09.09.2022 документы должны быть представлены для рассмотрения вопроса о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на отдельный конкретный земельный участок, но не при рассмотрении вопроса об утверждении схемы раздела.
Кроме того, не обосновано наличие оснований для отказа в разделе в период действия моратория с учетом того, что самой возможности раздела и образования участков, на которые сохраняется право собственности публичного образования и право постоянного (бессрочного) пользования Учреждения, мораторий не препятствует, а рассмотрение вопроса о передаче права на земельные участки может осуществляться после окончания действия моратория.
Таким образом, заявителем был представлен предусмотренный законом пакет документов для рассмотрения вопроса о разделе земельного участка с кадастровым номером 54:07:057404:1 и утверждения схемы расположения земельного участка, площадью 311 885 кв.м. на кадастровом плане территории 70:21:0102001, указанные заинтересованными лицами основания для отказа в утверждении схемы не соответствуют нормам земельного законодательства, не предусмотрены пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Указанные заявителем в ходе рассмотрения дела мотивы принятия мер по разработке схемы раздела для исключения в будущем из землепользования заявителем земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Томск", в целях уменьшения платежей по земельному налогу и приведения земельных отношений в соответствие с действующим законодательством, сами по себе не являются противоправными, при этом нет данных о том, что в будущем будут иметься непреодолимые препятствия для разрешения таких вопросов. Кроме того, раздел необходим для уточнения целевого использования земли с учетом расположения гостиницы.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом требования Учреждением обоснованно заявлены и к Росимуществу и к МТУ Росимущества. Обращение заявителя было подано в МТУ Росимущества, которым направлено в Росимущество. Как указывает МТУ Росимущества, согласно п. 2.2.25. Положения, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 N 472, не уполномочено принимать решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью более десяти гектаров, поскольку такими полномочиями обладает исключительно Центральный аппарат Росимущества. Вместе с тем, решение об отказе доведено до Учреждения письмом от 09.09.2022 МТУ Росимущества с указанием мотивов отказа, которые были изложены в письме Росимущества от 02.09.2022 (т.2 л.23). В дальнейшем в письме от 10.10.2022 N42-АЛ-04/10163 (т.1 л.154) МТУ Росимущества в адрес Учреждения было прямо указано, что вопрос об образовании земельных участков путем раздела был рассмотрен Межрегиональным территориальным управлением в соответствии с поручением Росимущества от 02.09.2022 N 10/39452. Таким образом, в связи с указанным поручением МТУ Росимущества также участвовало в рассмотрении вопроса об образовании участков при разделе и в принятии оспариваемого решения, о чем прямо сообщило заявителю.
Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Таким образом, обжалуемое решение подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам спора (пункты 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ), с принятием по делу нового судебного акта о признании оспариваемого решения незаконным.
Суд не усматривается оснований для применения указанного заявителем способа устранения прав и законных интересов Учреждения, поскольку по существу в утверждении схемы отказано по формальным основаниям, вопрос о ее соответствии и о соответствии образуемых земельных участков требованиям закона органа не рассматривался, в письмах заинтересованных лиц, выражающих решение об отказе, оценка схеме на предмет соответствия нормам ЗК РФ не изложена.
В этой связи верной мерой апелляционный суд считает обязание уполномоченных органов рассмотреть заявление Учреждения об утверждении схемы земельных участков по существу на предмет соответствия подготовленной схемы требованиям статьи 11.9, 11.10 ЗК РФ в течение четырнадцати календарных дней со дня вступления в силу настоящего постановления, что является достаточным сроком с учетом предусмотренного законом порядка рассмотрения.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы на уплату государственной по иску в размере 3 000 рублей и по апелляционной жалобе 3 000 рублей, всего 6 000 рублей, подлежат отнесению на заинтересованных лиц в равных долях.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет"
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.04.2024 по делу N А27-21135/2022 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным решение Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области - Кузбассе и Томской области об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории 70:21:0102001, образуемых путём раздела земельного участка с кадастровым номером 70:21:0102001:42 площадью 311 885 кв.м, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, пр. Академический, 2, изложенное в письме Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях от 09.09.2022 N 42-АЛ-04/9054.
Обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области - Кузбассе и Томской области рассмотреть заявление Федерального государственного бюджетного учреждения науки Томский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук об утверждении схемы земельных участков по существу на предмет соответствия подготовленной схемы требованиям статьи 11.9, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в течение четырнадцати календарных дней со дня вступления в силу настоящего постановления.
Взыскать с Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области - Кузбассе и Томской области (ИНН 4205199592) в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения науки Томский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (ИНН 7021020064) 3 000 рублей судебных расходов на уплату государственной пошлины.
Взыскать с Федерального Агентства по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134) в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения науки Томский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (ИНН 7021020064) 3 000 рублей судебных расходов на уплату государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Афанасьева |
Судьи |
Л.Н. Апциаури |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-21135/2022
Истец: ФГБУ науки Томский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях
Третье лицо: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБУ " Российская академия наук", Администрация г. Томска, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом