город Омск |
|
16 августа 2024 г. |
Дело N А46-11828/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тихоновой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6252/2024) Министерства имущественных отношений Омской области на определение Арбитражного суда Омской области от 20.05.2024 об отказе в прекращении исполнительного производства по делу N А46-11828/2021, принятое по заявлению Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1034205004525, ИНН 4200000206, адрес: 650002, город Кемерово, улица Институтская, здание 3, помещение 1) к казенному учреждению Омской области "Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений" (ОГРН 1135543004376, ИНН 5501247054, адрес: 644033, город Омск, улица Красный путь, 109), Министерству имущественных отношений Омской области (ОГРН 1045504006822, ИНН 5503079101, адрес: 644043, город Омск, улица Орджоникидзе, 5) и Министерству транспорта и дорожного хозяйства Омской области (ОГРН 1225500009811, ИНН 5503259055, адрес: 644099, город Омск, улица Некрасова, дом 6), при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Прокуратуры Омской области (ОГРН 1025500760460, ИНН 5503029140, адрес: 644099, город Омск, улица Тарская, 4), Администрации города Омска (ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244, адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, 34), Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003, адрес: 644024, город Омск, улица Краснофлотская, дом 8), Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117, адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1), об обязании обеспечить надлежащую консервацию объекта в соответствии с градостроительным законодательством,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства имущественных отношений Омской области - Махалов Алексей Геннадьевич по доверенности от 09.01.2024 N ИСХ-24/МИО/02-01/2 сроком действия до 31.12.2024;
УСТАНОВИЛ:
Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заявитель, Управление, Сибирское Управление Ростехнадзора, Ростехнадзор) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об обязании казенного учреждения Омской области "Управление заказчика по строительству" (далее - заинтересованное лицо, Учреждение, КУ "Управление заказчика по строительству") обеспечить надлежащую консервацию объекта в соответствии с градостроительным законодательством.
Определением Арбитражного суда Омской области от 04.08.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены его учредители - Министерство имущественных отношений Омской области (далее - Минимущество Омской области) и Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (далее - Минтранс Омской области).
Определением Арбитражного суда Омской области от 02.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, привлечена Прокуратура Омской области (далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Омской области от 27.12.2021 по делу N А46- 11828/2021 заявленные требования удовлетворены.
Суд обязал учреждение, его учредителей - Минимущество Омской области и Минтранс Омской области обеспечить надлежащую консервацию объектов капитального строительства в соответствии с разработанной технической документацией на консервацию Омского метрополитена (шифр 1-МРТД-18; 2-МРТД18 подготовленной ООО "ПИ - "МТ-Транспроект" по заказу КУ "Управление заказчика по строительству"), а именно:
- по объекту капитального строительства "Первый пусковой участок первой линии Омского метрополитена от станции "Красный Путь" ("Библиотека им. А.С. Пушкина") до станции "Автовокзал" ("Соборная") с электродепо" выполнить консервацию Левобережного участка от станций "Заречная" до станции "Кристалл" (в том числе Венткамеры 169) и перегонных тоннелей;
- по объекту капитального строительства "Первоочередной участок первой линии Омского метрополитена от станции "Кировская" до станции "Маршала Жукова". Станция метрополитена "Туполевская"" выполнить консервацию станции "Рабочая" и перегонного тоннеля от станции "Рабочая" до станции "Туполевская" (в том числе Венткамеры), в том числе, в первоочередном порядке обеспечить принятие мер по ограничению беспрепятственного, несанкционированного доступа посторонних лиц на территорию вышеназванных объектов незавершенного капитального строительства.
Указом Губернатора Омской области от 30.12.2021 N 210 "О реорганизации Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области" (далее - Указ) в целях совершенствования структуры и деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области реорганизовано путем выделения из Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области (пункт 1); Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области переименовано в Министерство строительства Омской области (пункт 3) (далее -Минстрой Омской области).
Восьмой арбитражный апелляционный суд, установив обстоятельства, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), определением от 01.04.2022 перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции в соответствии с частью 6.1 статьи 268 названного Кодекса и привлек к участию в деле в качестве соответчиков Минимущество Омской области и Минстрой Омской области.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2022 решение Арбитражного суда Омской области от 27.12.2021 по делу N А46-11828/2021 отменено. По результатам рассмотрения дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, принят новый судебный акт, которым заявление Сибирского управления Ростехнадзора удовлетворено.
Суд обязал учреждение, Минстрой Омской области, Минимущество Омской области обеспечить надлежащую консервацию объектов капитального строительства в соответствии с разработанной технической документацией на консервацию Омского метрополитена, а именно: по объекту капитального строительства "Первый пусковой участок первой линии Омского метрополитена от станции "Красный Путь" ("Библиотека им. А.С. Пушкина") до станции "Автовокзал" ("Соборная") с электродепо" выполнить консервацию Левобережного участка от станций "Заречная" до станции "Кристалл" (в том числе Венткамеры 169) и перегонных тоннелей; по объекту капитального строительства "Первоочередной участок первой линии Омского метрополитена от станции "Кировская" до станции "Маршала Жукова". Станция метрополитена "Туполевская" выполнить консервацию станции "Рабочая" и перегонного тоннеля от станции "Рабочая" до станции "Туполевская" (в том числе Венткамеры), а также в первоочередном порядке обеспечить принятие мер по ограничению беспрепятственного, несанкционированного доступа посторонних лиц на территорию вышеназванных объектов незавершенного строительства.
На принудительное исполнение судебного акта выдан исполнительный лист в отношении должника - Министерства имущественных отношений Омской области от 20.09.2022 серии ФС 035971657, на основании которого возбуждено исполнительное производство N 77488/22/55007-ИП от 03.10.2022.
24.04.2024 (вх. N 123499) Минимущества Омской области в Арбитражный суд Омской области подано заявление о прекращении исполнительного производства от 03.10.2022 N 74888/22/55007-ИП.
Определением Арбитражного суда Омской области от 20.05.2024 заявление Минимущества Омской области оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минимущество Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что полномочия по консервации и содержанию объектов Омского метрополитена у Минимущества отсутствуют, так как объект незавершенного строительства передан КУ "Управление заказчика по строительству" на праве оперативного управления. Минимущество Омской области ссылается на то, что исполнителями мероприятий государственной программы, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 262-п, по консервации объекта является Министерство строительства Омской области и Минтранс, а не Минимущества. Неисполнение Минимуществом содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, вызвано отсутствием надлежащего и полного финансирования, а также отсутствием у Минимущества возможности самостоятельно запрашивать денежные средства на консервацию "объектов Омского метрополитена" в связи с отсутствием компетенции и соответствующей статьи расходов. Распоряжением Правительства Омской области от 07.03.2024 N 26-рп "О внесении изменений в распоряжение Правительства Омской области от 10.05.2018 N 43-рп" внесены изменения в соответствующее распоряжение, контроль за исполнением распоряжения возложен на заместителя Председателя Правительства Омской области Д.Х. Курманова. Письмом от 20.02.2024 N 02-05/353 Учреждение направило в адрес Минтранса обращение об обеспечении финансирования работ по консервации сооружений Левобережной части Пускового участка и Первоочередного участков метрополитена в необходимых объемах. Предложения по финансированию Мероприятий не были одобрены.
Кроме того, Минимущества указывает, что с 10.11.2023 (дата вступления в силу Закона от 30.10.2023 N 2623-03) субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет Минтранс Омской области.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Минимущества Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил определение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившегося в судебное заседание представителя Минимущества, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения в порядке статей 266, 268, 272 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 327 АПК РФ арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве.
Исчерпывающий перечень оснований для прекращения исполнительного производства содержится в статье 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство прекращается судом в случаях утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Как следует из материалов дела, заявляя об утрате возможности исполнения исполнительного документа, Минимущество Омской области ссылается на то, что:
- объект незавершенного строительства (Омский метрополитен) передан на праве оперативного управления КУ "Управление заказчика по строительству" и полномочия по консервации и содержанию у Минимущества Омской области отсутствуют;
- ответственным исполнителем, предусмотренным государственной программой Омской области "Развитие транспортной системы в Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 262-п по мероприятиям консервации объектов Омского метрополитена, главным распорядителем финансовых средств, отраслевым органом казенного учреждения, является Минтранс;
- субсидиарную ответственность по обязательствам государственного учреждения, начиная с 10.11.2023 (дата вступления в силу изменений в Закон Омской области от 06.07.2005 N 652-03 "Об управлении и распоряжении собственностью Омской области") несет Минтранс.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции относительно того, что указанные обстоятельства не свидетельствуют об утрате возможности исполнения исполнительного документа.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10.02.2004 N 26, Минимущество является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Омской области.
Указанный объект незавершенного строительства закреплен за КУ "Управление по строительству" (застройщик спорного объекта) на праве оперативного управления.
В соответствии со статьей 216 ГК РФ право оперативного управления имуществом является вещным правом наряду с правом собственности. Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. С учетом специфической правосубъектности и сообразно целям создания учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (статья 296 ГК РФ).
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как указано в постановлении суда апелляционной инстанции от 24.05.2022, на основании которого был выдан исполнительный лист, указанное означает, что все затраты, связанные с содержанием недвижимого и движимого имущества возлагаются на лиц, которым принадлежит право владения данным имуществом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества, то есть Минимущество Омской области.
Соответственно, в силу того, что Минимущество Омской области является собственником имущества, переданного в оперативное управление, то на Минимущество Омской области возложены обязанности по обеспечению надлежащей консервации объектов капитального строительства в соответствии с разработанной технической документацией на консервацию Омского метрополитена.
Ссылка на то, что Законом Омской области от 30.10.2023 N 2623-ОЗ статья 26 Закона Омской области от 06.07.2005 N 652-ОЗ "Об управлении и распоряжении собственностью Омской области" дополнена пунктом 9, из которого следует, что когда федеральным законодательством предусмотрена субсидиарная ответственность Омской области, от имени Омской области выступает отраслевой орган исполнительной власти Омской области, осуществляющий функции учредителя государственного учреждения Омской области, судом апелляционной инстанции отклоняется как направленная на преодоление выводов вступившего в законную силу судебного акта.
Доводы Минимущества о том, что у него отсутствуют полномочия по консервации объектов Омского метрополитена, а также о том, что Минимущество Омской области не участвует в реализации государственной программы и не имеет целевой статьи расходов, судом не принимаются, в силу того, что отсутствие прямой обязанности по субсидиарной ответственности по обязательствам Учреждения не может нивилировать основные задачи и функции данного министерства.
Как было выше сказано, из содержания действующего Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10.02.2004 N 261 следует, что Министерство имущественных отношений Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики в сферах имущественных и земельных отношений на территории Омской области, управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, в том числе земельными участками, находящимся в собственности Омской области, за исключением лесных участков, водных объектов, иных природных ресурсов (далее - имущество). Министерство участвует в реализации государственной политики Омской области в жилищной сфере в пределах компетенции, определенной федеральным и областным законодательством.
Задачами деятельности Министерства являются, среди прочего, является осуществление единой государственной политики в сфере имущественных и земельных отношений на территории Омской области; организация эффективного управления, распоряжения и использования имущества.
К функциям Министерства в соответствии с возложенными на него задачами относится осуществление от имени Омской области правомочия собственника в случаях и порядке, предусмотренных федеральным и областным законодательством.
Обстоятельства вынесения распоряжения Правительства Омской области от 07.03.2024 N 26-рп и возложения на заместителя Председателя Правительства Омской области Д.Х. Курманова контроля за его исполнением, не свидетельствуют об утрате возможности исполнения Минимуществом требований исполнительного документа.
Ссылки Минимущества на то, что предложения по финансированию мероприятий не были одобрены, судом не принимаются, так как сами по себе не являются основанием для неисполнения судебного акта и прекращения исполнительного производства. Более того, являются несостоятельными в условиях наличия прямой угрозы обрушения недостроенных объектов метрополитена.
При названных обстоятельствах определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для отмены или изменения определения по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного определение суда от 20.05.2024 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статей 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Омской области оставить без удовлетворения, определение Арбитражного суда Омской области от 20.05.2024 об отказе в прекращении исполнительного производства по делу N А46-11828/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11828/2021
Истец: СИБИРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Ответчик: КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЪЕКТОВ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ"
Третье лицо: Администрация города Омска, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска., Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области, Прокуратура Омской области
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2025 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4464/2022
19.11.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10305/2024
27.09.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4464/2022
16.08.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6252/2024
05.07.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4839/2024
21.05.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4330/2024
13.03.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4464/2022
26.01.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4464/2022
18.12.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10881/2023
19.10.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9051/2023
05.10.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9051/2023
05.10.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8147/2023
31.08.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4464/2022
14.06.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4336/2023
14.06.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4604/2023
14.06.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4605/2023
31.08.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4464/2022
24.05.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-772/2022
27.12.2021 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-11828/2021