г. Саратов |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А57-17768/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена " 27 " августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен " 27 " августа 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Шалкина В.Б.,
судей Лыткиной О.В., Савенковой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющей организации "Р.П. Приволжский" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 мая 2024 года по делу N А57-17768/2023 по иску Комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи Администрации Энгельсского муниципального района (ОГРН 1026401983475, ИНН 6449020910), г. Энгельс Саратовской области,
к обществу с ограниченной ответственностью управляющей организации "Р.П. Приволжский" (ОГРН 1206400013841, ИНН 6449098176), Саратовская обл., Энгельсский р-н, р. п. Приволжский,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, акционерного общества "Ситиматик", общества с ограниченной ответственностью "УК Скала",
о присуждении к исполнению обязанности в натуре,
при участии в судебном заседании: от ООО УО "Р.П. Приволжский" - Фарышевой В.Н., представителя по доверенности от 15.02.2022 N 13, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области поступило исковое заявление Комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района (далее по тексту - Комитет ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи Администрации Энгельсского муниципального района, истец) к обществу с ограниченной ответственностью управляющей организации "Р.П. Приволжский" (далее - ООО УО "Р.П. Приволжский", ответчик) об обязании организовать место накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома N 52 по ул. Чехова города Энгельса Саратовской области в двухмесячный срок и обеспечить его содержание.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20 мая 2024 года по делу N А57-17768/2023 ООО УО "Р.П. Приволжский" обязано организовать место накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома N 52 по ул. Чехова города Энгельса Саратовской области в двухмесячный срок с даты вступления решения в законную силу и обеспечить его содержание.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО УО "Р.П. Приволжский" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции полностью отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что при рассмотрении гражданского дела и представленной схемой от Комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи Администрации Энгельсского муниципального района было установлено, что на придомовой территории с учетом сложившейся застройки невозможно разместить контейнерную площадку с соблюдением санитарно-эпидемиологического расстояния 20 м, при этом она оборудована на муниципальной земле; пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, не подлежит применению в отношении управляющей организации, так как она не является и не была в данной ситуации поставщиком коммунальной услуги, т. к. поставщиком коммунальной услуги по прямому договору является АО "Ситиматик"; у управляющей организации отсутствуют обязанности оказывать услуги по организации предоставления коммунальных услуг надлежащего качества; судом первой инстанции не дана оценка отсутствию платы за коммунальные услуги в управляющую организацию, в рассматриваемом случае счета за коммунальную услугу выставляются АО "Ситиматик" самостоятельно без привлечения расчетного центра напрямую собственникам многоквартирного дома N 52 по ул. Чехова города Энгельса Саратовской области; обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на земельных участках, входящих в состав общедомового имущества, лежит на собственниках или лицах, которые управляют домами, плата за организацию и содержание мест накопления ТКО включается в состав платы за содержание жилья; использованная судом первой инстанции судебная практика не относится к рассматриваемому спору; судом также установлено, что 12.10.2009 под МКД N 52 по ул. Чехова г. Энгельса Саратовской области был сформирован земельный участок с кадастровым номером 64:50:031734:8, площадью 3369 кв. м, принадлежащей администрации либо иной организации, но не учтено, что исходя из п. 2.1 ч. 2 ст. 44 ЖК управляющая организация может это сделать только на основании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом; представитель управляющей организации неоднократно в судебном заседании пояснял, что данной контейнерной площадкой пользуются несколько МКД, находящихся в другой УО, а также жилые дома (частный сектор), поэтому ООО УО "Р.П. Приволжский" не может быть надлежащим ответчиком по делу; судом первой инстанции не указанно законных оснований для возникновения у ответчика обязанности по содержанию муниципальной площадки; при принятии обжалуемого решения не учтена позиция ВС РФ, изложенная в Определении от 28.12.2023 N 301-ЭС23-14328 по делу N А11-12937/2019.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выступлениях присутствующего в судебном заседании представителя ответчика, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, ООО УК "Р.П. Приволжский" согласно договору, заключенному с собственниками, является управляющей компанией многоквартирного дома N 52 по ул. Чехова г. Энгельса Саратовской области. По условиям договора управляющая организация обязуется за плату выполнять работы и оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, ремонту общего имущества дома, предоставлять коммунальные услуги и осуществлять иную, направленную на достижение целей управления домом, деятельность.
ООО УК "Р.П. Приволжский", в управлении которого находятся многоквартирный дома N 52 по ул. Чехова г. Энгельса Саратовской области и которое осуществляет содержание общего имущества данного дома, должно оборудовать и содержать контейнерную площадку для сбора ТКО от жильцов указанного дома.
Комитетом ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи Администрации Энгельсского муниципального района в адрес ответчика 25.05.2023 было направлено письмо N 4632/01-24 по вопросу установки дополнительных контейнеров на месте (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на внутридворовой территории многоквартирного дома N 52 по ул. Чехова г. Энгельса Саратовской области и информация о сроках и обустройства площадки накопления твердых коммунальных отходов предоставить в комитет ЖКХ, транспорта и связи до 15.06.2023.
По состоянию на 28.06.2023 работы не произведены, какой - либо информации по данному вопросу от ООО "УК "Р.П. Приволжский" не поступило.
Таким образом, истец считает, что в бездействии ООО "УК "Р.П. Приволжский" усматриваются нарушения обязательных требований по содержанию многоквартирного дома в части оборудования на обслуживаемой территории мест накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов, тем самым, нарушаются права жителей вышеуказанных многоквартирных домов на благополучную среду проживания.
С учетом того, что на ответчика возложена обязанность по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями, ответчик обязан принять меры для устранения соответствующих нарушений любыми законными способами.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд первой инстанции с настоящим иском.
Ответчиком представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому он возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Рассмотрев доводы лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В части 1.1 указанной статьи предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
При этом состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2)
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения.
В пункте 26 (1) минимального перечня указано, что в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 устанавливает, что содержание общего имущества в зависимости от состава конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, также предусматривают, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов.
В соответствии с пунктом 3.7.1 указанных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе, установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а так же организовать свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников.
Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений; площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7-10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону (пункт 3.7.4 Правил). Крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом (пункт 3.7.15 Правил).
При этом плата за содержание жилого помещения, в соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ, включает в себя, в том числе, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, а также за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной.
Сбор твердых коммунальных отходов осуществляется жильцами многоквартирных домов, в мусорные контейнеры, размещенные на площадке для сбора бытовых отходов.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в силу вышеуказанных норм права и условий договоров управления многоквартирными домами управляющая организация обязана как оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, так и организовать предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, по мнению суда первой инстанции, именно ООО УО "Р.П. Приволжский", в управлении которого находится многоквартирный дома N 52 по ул. Чехова г. Энгельса Саратовской области и которое осуществляет содержание общего имущества данного дома, должно оборудовать и содержать контейнерную площадку для сбора ТКО от жильцов указанного дома.
В пункте 4 Правил N 1039 закреплено, что в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах (не на органах местного самоуправления), такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки.
Минстрой России в письме от 03 апреля 2019 года N 11696-АО/06 "По вопросам, связанным с системой по обращению с ТКО" разъяснил, что под "организацией" понимается "создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании используется в 6.12.6 - 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 года N 711/пр".
Минстрой России отметил, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках или лицах, которые управляют домами. Плата за организацию и содержание мест накопления ТКО включается в состав платы за содержание жилья.
Части 2.1 2.2 и 2.3 статьи 161 Жилищного Кодекса устанавливают, что при любом из трех предусмотренных способов управления многоквартирным домом (непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья. управление управляющей организацией) лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обязаны соблюдать требования Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов содержится также в пункте 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 N 170.
В силу вышеперечисленных норм права и условий договоров управления многоквартирными домами на управляющую организацию законом возложена обязанность по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, образующихся при эксплуатации многоквартирных домов.
При разрешении спора судом первой инстанции также принято во внимание письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами", в котором разъяснено, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами.
Ответчиком представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что контейнерная площадка организована за пределами территории двора МКД, ей пользуются не только жильцы МКД N 5 2 по ул. Чехова г. Энгельса Саратовской области, но и иные лица, в том числе жители частного сектора г. Энгельс. Кроме того, ответчик указал, что обязанность по организации места накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома и обеспечении его содержания не возложена на управляющую компанию, а должна быть отнесена на иное лицо - АО "Ситиматик" как регионального оператора по вывозу ТКО в регионе. Аналогичные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Судом первой инстанции отклонены вышеуказанные доводы ответчика, поскольку обстоятельства того, что указанной площадкой пользуются не только жильцы МКД N 52 по ул. Чехова г. Энгельса Саратовской области, но и иные лица, в том числе жители частного сектора г. Энгельс, ответчиком не доказаны. Кроме того, в реестре площадок накопления ТКО г. Энгельс указана запись о наличии закрепленной за ответчиком контейнерной площадки по адресу расположения МКД.
Доводы ответчика о том, что обязанность по организации места накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома и обеспечении его содержания не возложена на управляющую компанию, а должна быть отнесена на иное лицо - АО "Ситиматик" как регионального оператора, также отклонены судом первой инстанции.
Согласно части 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в регионах Российской Федерации с 01.01.2019 действует новая схема по обращению с ТКО: вывоз мусора становится коммунальной услугой, которую исполняет региональный оператор по утвержденным тарифам.
Именно региональный оператор с этого времени отвечает за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО, правила, которых закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации N 1156.
Пунктом 13 Правил N 1156 и пунктом 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, установлено, что за содержание контейнерной площадки в соответствии с пунктом 13 Правил N 1156 несет ответственность собственник земельного участка, на котором она расположена, так как ответственность регионального оператора наступает с момента погрузки отходов в мусоровоз.
При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой согласно пункту 2 Правил N 1156 понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
Необходимая валовая выручка (НВВ) регионального оператора, в числе прочего, включает расходы на уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз) в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования).
Согласно пункту 6 Основ ценообразования регулированию подлежат следующие виды тарифов: а) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО; б) тариф на обработку ТКО; в) тариф на обезвреживание ТКО; г) тариф на захоронение ТКО.
Утверждение предельных тарифов в области обращения с ТКО отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации (статья 6 Закона N 89-ФЗ).
Особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО определены главой VI Методических указаний, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16, и предназначенных для использования органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
Включение расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и на их содержание в НВВ регионального оператора предусмотрено пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1572 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Согласно разъяснениям Минприроды России от 07.03.2019 N 08-25-53/5268 "О приобретении контейнеров" региональный оператор вправе приобрести контейнеры и бункеры в случае, если при тарифном регулировании в НВВ регионального оператора учтены данные расходы.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что Основы ценообразования определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, критерии их применения и не могут устанавливать обязательные требования для регионального оператора в части обязанности приобретения контейнеров и бункеров для ТКО.
Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1% НВВ регионального оператора на очередной период регулирования, что также не позволяет сделать вывод о том, что именно на регионального оператора возложена такая обязанность.
Согласно постановлению Арбитражного суда Поволжского округа от 27.07.2021 N Ф06-5036/2021 по делу N А57-6156/2020 по информации Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, затраты на приобретение, ремонт, замену контейнеров, а также организацию и оборудование новых контейнерных площадок при тарифном регулировании не учитывались.
Таким образом, в НВВ регионального оператора не учтены расходы на дополнительное приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание, что свидетельствует об отсутствии, у ответчика в настоящее время обязанности по их установке и содержанию.
Кроме того, из представленных истцом фотографий следует, что место (площадка) для накопления твердых коммунальных отходов (далее по тексту - ТКО) для жителей многоквартирного дома N 52 по ул. Чехова г. Энгельса Саратовской области не оборудована, что подтверждается, в том числе, актом обследования территории от 24.07.2023 г.
Судом первой инстанции также установлено, что 12.10.2009 под МКД N 52 по ул. Чехова г. Энгельса Саратовской области был сформирован земельный участок с кадастровым номером 64:50:031734:8 площадью 3369 кв. м.
Доказательств того, что на указанном земельном участке невозможно организовать место накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома N 52 по ул. Чехова города Энгельса и обеспечить его содержание, ответчиком не представлено.
Суд первой инстанции указал, что ответчик также не представил доказательства того, что площадь земельного участка, сформированного под многоквартирный дом, не позволяет обустроить в его границах площадку накопления ТКО с соблюдением пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21, пункта 3.7.6 Правил технической эксплуатации N 170
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе, установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также организовать свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников.
Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений; площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7-10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону (пункт 3.7.4 Правил). Крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры- накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом (пункт 3.7.15 Правил).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации oт 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарное эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправлений; юридическими лицами и гражданами. Положения приведенного законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основный, условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления TKО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. N 290, СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 28.01.2021 года N 3, организация мест (площадок) накопления ТКО, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома; общество как управляющая организация в силу договора управления многоквартирным домок обязана надлежащим образом организовывать и содержать места (площадки) накопления ТКО для обслуживания многоквартирного дома.
Сбор твердых коммунальных отходов осуществляется жильцами многоквартирного дома, в мусорные контейнеры, размещенные на площадке для сбора бытовых отходов.
Также суд первой инстанции учел, что в соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ, подпунктом "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на земельном участке, предназначенном для обслуживания МКД, является составной частью содержания общего имущества МКД, что, в свою очередь, относится к обязанностям управляющей организации.
Соответственно, обязанность по содержанию мест (площадок) накопления ТКО для МКД возложена на организацию, осуществляющую управление МКД.
Указанная правовая позиция изложена в пункте 26 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, а также в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 25.03.2024 N Ф06-159/2024 по делуN А55-35521/2022.
В силу указанных положений нормативных правовых актов суд первой инстанции пришел к выводу, что именно ООО УО "Р.П. Приволжский", в управлении которого находится многоквартирный дом N 52 по ул. Чехова г. Энгельса Саратовской области и которое осуществляет содержание общего имущества данного дома, должно оборудовать и содержать контейнерную площадку для сбора ТКО от жильцов указанного дома.
С учетом того, что на ответчика возложена обязанность по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями, ответчик обязан принять меры для устранения соответствующих нарушений любыми законными способами.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции удовлетворил иск.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, не может согласиться с выводом суда первой инстанции об удовлетворении иска на основании следующего.
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется данным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Пунктом 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пунктом 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), определено, что места накопления (площадка) ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
При отсутствии внутридомовой инженерной системы, позволяющей размещать контейнеры в мусороприемных камерах, при складировании ТКО в контейнеры или бункеры, таковые располагаются на контейнерных площадках (подпункты "а", "б" пункта 10 Правил N 1156).
Создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО относятся к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такие обязанности лежат на других лицах (пункты 1, 2, 4 статьи 8 Закона N 89-ФЗ, пункт 18 части 1 статьи 14, пункт 14 части 1 статьи 15, пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 3 Правил N 1039).
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил N 1039).
В пунктах 24 - 26 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом ВС РФ 13 декабря 2023 г., даны следующие разъяснения.
Создание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу МКД.
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил N 1039).
Из системного толкования вышеназванных норм права следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
Таким образом, вопреки доводам истца, именно на последнего возложена обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО, а не на ответчика.
Как указано в пункте 26 Обзора от 13.12.2023, на ответчика возложена обязанность по содержанию мест (площадок) накопления ТКО для МКД.
При этом расходы по ее содержанию распределяются между управляющими организациями пропорционально общей площади помещений в МКД.
В пункте 25 указанного Обзора также содержатся разъяснения, согласно которым размещение контейнерной площадки ближе минимально допустимого санитарными правилами расстояния до многоквартирного дома нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.
Так, пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в данном пункте СанПиН расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к правилам.
Исходя из пункта 2.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ следует, что вменить управляющей организации в обязанность организовать места (площадки) накопления ТКО возможно только на основании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в МКД и только на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в таком доме, так как принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в таком доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Наличие данных обстоятельств (доказанность их органом местного самоуправления или региональным оператором) необходимо для возложения подобного бремени на организацию, осуществляющую управлением домом, и, следовательно, на собственников помещений в МКД.
В противном случае обязанность по организации площадки накопления ТКО для МКД возлагается на орган местного самоуправления. При этом обязанность по ее содержанию лежит на организации, осуществляющей управление домом, и, следовательно, на собственниках помещений в МКД, а если площадка организована для нескольких МКД, то на организациях, осуществляющих управление этими МКД, и, следовательно, на собственниках помещений во всех эти МКД пропорционально их площадям.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 64:50:031734:8, площадью 3369 кв. м, на котором предполагается организация места (площадки) накопления ТКО относится к придомовой территории, т. е. к общему имуществу собственников помещений МКД.
Доказательств включения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Чехова, д. 52, в реестр мест (площадок) накопления ТКО, как источника образования ТКО, складируемых на муниципальной или иной площадке, материалы дела не содержат.
Однако, доказательств того, что при организации места (площадки) накопления ТКО, по адресу, указанному Комитетом жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи Администрации Энгельсского муниципального района в исковом заявлении, будет обеспечено соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, материалы дела также не содержат.
Однако, вопреки доводам истца, именно на последнем, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лежит бремя доказывания того, что при организации места (площадки) накопления ТКО, по адресу, указанному Комитетом жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи Администрации Энгельсского муниципального района в исковом заявлении, будет обеспечено соблюдение санитарно-эпидемиологических требований.
Кроме того, стороны не обратились к апелляционному суду с ходатайством о назначении судебной экспертизы по делу с целью установления, будет ли обеспечено соблюдение санитарно-эпидемиологических требований при организации места (площадки) накопления ТКО по адресу, указанному истцом.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, а также тот факт, что в материалах дела отсутствуют доказательства принятия решения общего собрания собственников помещений в МКД о создании контейнерной площадки, апелляционный суд приходит к выводу о том, что требование об обязании ответчика организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, образующихся при эксплуатации спорного МКД, не подлежало удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2024 N 45-КГ24-3-К7, Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2023 N 301-ЭС23-14417 по делу N А11-12585/2019, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.08.2024 N Ф04-2358/2024 по делу N А67-9409/2023, постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.05.2024 N Ф03-1790/2024 по делу N А80-13/2023, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.08.2024 N Ф04-1934/2024 по делу N А03-323/2023.
Вышеприведенные положения закона в совокупности с их толкованием, содержащимся в разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации, не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
С учетом вышеизложенного апелляционный суд считает необходимым решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 мая 2024 года по делу N А57-17768/2023 отменить, в иске отказать, взыскать с Комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи Администрации Энгельсского муниципального района в пользу ООО УО "Р.П. Приволжский" 3000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление суда, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 мая 2024 года по делу N А57-17768/2023 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с Комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи Администрации Энгельсского муниципального района в пользу ООО УО "Р.П. Приволжский" 3000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-17768/2023
Истец: Комитет ЖКХ, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского МР
Ответчик: ООО УО р.п.Приволжский
Третье лицо: Администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области, АО "Ситиматик", ООО "УК Скала"