г. Санкт-Петербург |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А56-4333/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачева О.В.
судей Геворкян Д.С., Пономарева О.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Казаковой К.Е.
при участии:
от истца (заявителя): Бордикова М.В. по доверенности от 20.08.2024
от ответчика (должника): Рябова Л.В. по доверенности от 28.12.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19375/2024) (заявление) Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Ленинградский областной центр специализированных видов медицинской помощи" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2024 по делу N А56-4333/2024, принятое
по иску (заявлению) Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Ленинградский областной центр специализированных видов медицинской помощи"
к Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ленинградской области
о признании недействительным акта
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Ленинградский областной центр специализированных видов медицинской помощи" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ленинградской области (далее - Фонд) о признании недействительным акта комплексной проверки от 27.12.2023 в части.
Решением суда первой инстанции от 25.04.2024 в удовлетворении заявленных Учреждением требований отказано.
В апелляционной жалобе Учреждение, ссылается на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, выводы суда первой инстанции о целевом использовании средств ОМС в сумме 31 328 руб., на закупку реактивов, опровергаются материалами дела, поскольку спорный лекарственный препарат применяется в целях оказания медицинской помощи по поводу иных заболеваний и состояний, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (группы которых поименованы в Разделах III ТПГГ ЛО указанного периода), в связи с чем осуществляется за счет средств ОМС. Учреждение также считает неправомерными выводы суда первой инстанции в части нецелевого использования средств ОМС в сумме 199 650 рублей на приобретение гинекологического кресла. Кроме того, штрафная санкция за нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования, предусмотренная пунктом 9 статьи 39 Закона No 326-ФЗ, по мнению Учреждения не отвечает принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
В судебном заседании представитель Учреждения доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Фонда с жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказов ТФОМС ЛО от 04.12.2023 N 463а, от 20.12.2023 N 478а в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Ленинградский областной центр специализированных видов медицинской помощи" проведена плановая комплексная проверка использования средств сферы обязательного медицинского страхования в соответствии с Программой проверки за период с 01.10.2022 по 30.09.2023.
В ходе проверки Фондом установлено, что больницей в проверяемый период за счет средств обязательного медицинского страхования закуплены и оплачены стол гинекологический, электромеханический, с питанием от сети на сумму 199 635 рублей и реактивы (реагенты) для определения ВИЧ-инфекции, гепатита В общей стоимостью 58 651,84 рублей.
Указанные обстоятельства квалифицированы как нарушение, а именно нецелевое использование средств ОМС в сумме 258 301,84 руб.
В акте проверки от 27.12.2023 Учреждению предложено возвратить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области средства сферы ОМС, использованные не по целевому назначению, в сумме 258 301,84 руб., а также уплатить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области штраф за использование средств сферы ОМС не по целевому назначению в сумме 25 830,18 рублей.
05.04.2024 Фондом принято решение о внесении изменений в акт проверки от 27.12.2023, согласно которого в качестве нецелевого использования денежных средств Фонда определены только реактивы (реагенты) для определения ВИЧ-инфекции общей стоимостью 31 328 рублей.
В результате Учреждению предложено возвратить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области средства сферы ОМС, использованные не по целевому назначению, в сумме 230 963 руб., а также уплатить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области штраф за использование средств сферы ОМС не по целевому назначению в сумме 23 096,30 рублей.
Не согласившись с результатами проверки, отраженными в акте, Учреждение оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Учреждением требований, указал на доказанность факта не целевого расходования средств ОМС в сумме 230 963 руб.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, полагает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.
На основании части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 3 статьи 201 названного Кодекса в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Нецелевым использованием бюджетных средств пункт 1 статьи 306.4 БК РФ признает направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ расходование средств бюджетов территориальных фондов на не предусмотренные в законе цели не допускается.
Частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ определено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10-ти рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Пункт 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ наделяет медицинские организации правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
Вместе с тем, пунктом 5 части 2 статьи 20 указанного Закона установлена обязанность медицинских организаций использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.10.2013 N 1648-О указал, что установление ответственности медицинских организаций за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (часть 9 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании), не может рассматриваться как необоснованное ограничение прав медицинских организаций.
Федеральный законодатель, учитывая особое публичное предназначение средств обязательного медицинского страхования, установил специальную ответственность за нецелевое расходование указанных средств, определил уполномоченную организацию, контролирующую их целевое использование, а также установил размер ответственности для медицинских организаций, нарушающих предусмотренный порядок расходования соответствующих средств. Такая ответственность, в силу отсутствия специальных законодательных оговорок, применяется в равной мере ко всем медицинским организациям, виновным в нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования. При этом размер штрафа зависит от размера средств, израсходованных нецелевым образом.
Согласно положениям пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ, подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 21.01.2011 N 15н, приказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - положение N 73) Фонд полномочен осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе на предмет проверки направления использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования и использование целевых средств, полученных в проверяемом периоде.
В рассматриваемом случае в ходе проверки Фондом установлено и подтверждается материалами дела, что учреждение в проверяемом периоде за счет средств ОМС на основании контрактов произвело оплату стола операционного гинекологического электротехнического в сумме 199 650 рублей, а также за лекарственные препараты (реагенты) для определения ВИЧ-инфекции в сумме 31 328 руб.
Учреждение включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий (ТПГГ ЛО), в том числе Территориальной программы обязательного медицинского страхования (ТП ОМС ЛО) Ленинградской области и является субъектом исполнения государственных гарантий населению ЛО по охране здоровья в рамках Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (ФЗ-323) Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (ФЗ-326).
В соответствии с Приложением N 6 "Распределение объемов оказания медицинской помощи по Территориальной (в рамках базовой) программе ОМС в Ленинградской области на 2023 год застрахованным в Ленинградской области по медицинским организациям Ленинградской области по амбулаторной медицинской помощи по обращениям в связи с заболеваниями (за законченный случай)".
Приложением N 7 "Распределение объемов финансирования медицинской помощи по Территориальной (в рамках базовой) программе ОМС в Ленинградской области на 2023 год застрахованным в Ленинградской области по медицинским организациям Ленинградской области по амбулаторной медицинской помощи по обращениям в связи с заболеваниями (за законченный случай)" к Решению Комиссии по разработке территориальной программы ОМС в Ленинградской области от 30.12.2022 Заявителем оказывается медицинская помощь по профилям медицинской помощи:
"Дерматовенерология", подгруппа планирования по профилю медицинской помощи "дерматология", "дерматология Л*";
"Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности)", подгруппа планирования по профилю медицинской помощи "Акушерство и гинекология".
Согласно стандарту оснащения консультативно-диагностического отделения кожно-венерологического диспансера (п.14 Приложения N 8 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "дерматовенерология", утвержденному приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 924н (далее - Порядок), наличие гинекологического кресла предусмотрено как дополнительное оснащение кабинетов для оказания лечебно-диагностической помощи больным с инфекциями, передаваемыми половым путем.
В соответствии с разделом IV Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в Ленинградской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2022 N 1000 (действовавшей до 25.01.2024), в базовую программу ОМС не включены заболевания, связанные с инфекциями, передаваемыми половым путем.
Согласно раздела V указанной Программы заболевания, передаваемые половым путем при оказании первичной медико-санитарной, первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи финансируется за счет средств областного бюджета Ленинградской области.
Таким образом, гинекологическое кресло для оснащения консультативнодиагностического отделения кожно-венерологического диспансера могло быть приобретено для оказания лечебно-диагностической помощи больным с инфекциями, передаваемыми половым путем, за счет средств областного бюджета Ленинградской области.
В соответствии с п. 10 Приложения N 3 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" для оснащения кабинета врача акушера-гинеколога предназначен "Стол гинекологический для осмотра/терапевтических процедур, механический" с кодом вида медицинского изделия 151550, относящийся к разделу 4 Номенклатуры "Медицинские изделия для акушерства и гинекологии", подразделу 4.23 "Прочие медицинские изделия для акушерства и гинекологии" с наименованием по Номенклатуре "Стол гинекологический для осмотра/терапевтических процедур, механический" и описанием "Неприводной, с ручным регулированием, стол для обследования и лечения, сконструированный в виде каркаса для поддержания тела женщины в соответствующих положениях во время гинекологического обследования, например, кольпоскопии и других процедур. Обычно не имеет механизма регулирования высоты, у него плоская верхняя часть, на которой лежит пациент, и регулируемые ногодержатели, смонтированные на боковых направляющих стола. Изделие может иметь секцию подголовника, которая может приподниматься для регулирования положения головы/шеи пациента", либо к разделу 2 Номенклатуры по видам медицинских изделий "Вспомогательные и общебольничные медицинские изделия", подразделу 2.45. "Столы смотровые/терапевтические".
Пунктом 3 Спецификации (Приложение N 1 к Государственному контракту от 13.06.2023 N 060/23 на поставку медицинской мебели в 2023 году для нужд учреждения) (лот 1) за счет средств ОМС приобретено Кресло гинекологическое КГ-ЗЭ по ТУ 9452-047-07614107-2008 и съемные части к нему: подножка, подколенники, кассета для тазика, ручки, секция ножная. Российская Федерация", регистрационное удостоверение N ФСР 2008/02909 от 23.11.2015, с наименованием товара по КТРУ/РУ "Стол операционный гинекологический, электромеханический, с питанием от сети" N ОКПД2/КТРУ 32.50.30.110- 00000082, в количестве 1 шт. на сумму 199 635,00 руб.
В п.3 Описания объекта закупки (Приложение N 2, таблица N 2 к Государственному контракту N 060/23 от 13.06.2023) дано описание кресла гинекологического по КТРУ: "Передвижной стол с моторизованной регулировкой высоты с питанием от сети, предназначенный для размещения пациента во время гинекологических хирургических процедур. Поверхность стола состоит из соединенных шарнирами частей, которые можно поднимать или опускать для лучшего контакта с поверхностью тела или снимать для обеспечения различных анатомических позиций; также в комплект входят регулируемые опоры/стремена для ног, которые прилеплены непосредственно к столу или к его подвижным боковым поручням".
В соответствии с данными Государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, медицинскому изделию с регистрационным удостоверением N ФСР 2008/02909 от 23.11.2015 соответствует код вида медицинского изделия 151540, что подтверждается выпиской из Государственного реестра от 25.12.2023, входящей в приложение N 2 к акту проверки от 27.12.2023.
Таким образом, описание кресла гинекологического (код вида 151540) полностью соответствует описанию стола операционного с кодом вида медицинского изделия 151540, данного в Номенклатуре, что свидетельствует о том, что по Государственному контракту от 13.06.2023 N 060/23 фактически был приобретен стол операционный с кодом вида медицинского изделия 151540.
На основании изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что приобретенное изделие не соответствует Порядку оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" для оснащения кабинета врача акушера-гинеколога и не относится к коду вида медицинского изделия 151550.
Поскольку приобретение рассматриваемого изделия не предусмотрено базовой программой ОМС, Фондом правомерно данные обстоятельства квалифицированы в качестве нецелевого использования денежных средств ОМС.
Согласно Разделам V ТПГГ ЛО на 2023 и на плановый период 2024 и 2025 годов: "... За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования: оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения; осуществляется финансовое обеспечение профилактических мероприятий, включая профилактические медицинские осмотры граждан и их отдельных категорий, указанных в разделе III Программы, в том числе в рамках диспансеризации, диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения), а также мероприятий по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара, аудиологическому скринингу, применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Таким образом, расходы на приобретение реагентов для определения ВИЧ-инфекции за счет средств обязательного медицинского страхования могут осуществляться только при условии включения их в территориальную программу обязательного медицинского страхования в соответствии с действующим законодательством.
За счет средств областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение, в том числе первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (заболевания, передаваемые половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека...).
Аналогичные положения отражены в Разъяснениях по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, изложенных в письме Минздрава России от 31.12.2020 N 11-7/И/2-20700: "За счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов осуществляется:
а) финансовое обеспечение медицинской помощи, оказанной: в экстренной форме не застрахованным и не идентифицированным в системе обязательного медицинского страхования гражданам при заболеваниях и состояниях, входящих в базовую программу, медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, включенными в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы; гражданам при заболеваниях и состояниях, не входящих в базовую программу, в том числе консультирование застрахованных лиц по указанным заболеваниям, (в рамках государственных (муниципальных) заданий); в специализированных медицинских организациях и соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация" при заболеваниях, не включенных в базовую программу (заболевания, передаваемые половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдром приобретенного иммунодефицита, туберкулез, психические расстройства и расстройства поведения, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ)" (раздел 5 письма).
Таким образом, финансирование оказания медицинской помощи населению при заболеваниях, передаваемых половым путем и заболеваниях, вызванных вирусом иммунодефицита человека, осуществляется за счет средств областного бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Расходы на приобретение реактивов для диагностики ВИЧ-инфекции осуществляются за счет средств бюджета Ленинградской области.
Расходование на эти цели средств ОМС является нецелевым.
Учреждение также просило признать недействительным акт проверки в части выводов по определению ГОСТа, по которому должны осуществляться клининговые услуги (профессиональная уборка в медицинской организации). Факт нецелевого использования средств сферы обязательного медицинского страхования не выявлен.
В ходе проверки Фондом установлено, что при заключении Контракта N 092/22-23 от 25.11.2022 в описании объекта закупки Учреждением отражено, что услуги оказываются в соответствии с ГОСТ Р 51870-2014 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия". Вместе с тем, по мнению Фонда при заключении контракта необходимо исходить из применения ГОСТ Р 58393-2019 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Уборка в медицинских организациях. Общие требования".
Проведение влажной уборки в спорный период регламентировалось Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", а затем Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг".
При этом с 01.10.2019 действует ГОСТ Р 58393-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Уборка в медицинских организациях. Общие требования".
Принимая во внимание, что ГОСТ Р 58393-2019 регламентирует порядок уборки именно в медицинских организациях, а ГОСТа Р51870-2014 носит общий характер, Фондом в ходе проверки сделан обоснованный вывод о необходимости при заключении контрактов указывать на необходимость соответствия оказываемых услуг именно ГОСТ Р 58393-2019.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что при рассмотрении спора в суде первой инстанции Учреждением было заявлено ходатайство о снижении размера штрафа с учетом принципов справедливости, соразмерности и пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований в указанной части указал, что Учреждение, расходую средства обязательного медицинского страхования на приобретение изделия и реактивов заведомо знал о неправомерности своих действий и о тех негативных правовых последствиях, которые они повлекут за собой (размере штрафных санкций).
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния. При назначении наказания необходимо учитывать степень вины правонарушителя, размер причиненного вреда, имущественное положение и иные существенные обстоятельства.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, в связи с чем юридические санкции должны соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, а также дифференцироваться в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию ответственности.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключившие возможность при применении установленной законом ответственности индивидуализировать наказание за нарушение установленных требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Аналогичные правовые позиции изложены, в частности, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 14379/11, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2015 N 304-КГ15-8954.
Любая мера публичной ответственности, в том числе штрафная санкция за нецелевое расходование средств ОМС, предусмотренная пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, должна отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Штраф как мера обеспечения обязательств носит компенсационный характер, подлежит определению с учетом степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств с целью установления баланса между применяемой мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, причиненного выявленными нарушениями. В противном случае наказание может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, что в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации недопустимо.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что территориальными программами ОМС Ленинградской области финансирование за счет средств ОМС мероприятий профилактики, диагностики, лечения ВИЧ-инфекции не предусмотрено; отсутствовало финансирование на указанные цели и из бюджета Ленинградской области; расходы на приобретение изделия признаны нецелевыми только исходя из факта приобретения улучшенной конструкции с кодом 151540, с учетом того обстоятельства, что для оснащения кабинета врача акушера Учреждение было вправе приобрести за счет средств ОМС кресло гинекологическое с кодом 151550, учитывая статус учреждения, социально значимый вид деятельности, обстоятельства дела и закупки изделия и лекарственных препаратов, степень вины учреждения, принимая во внимание, что выявленные нарушения повлекли за собой снижения качества медицинской помощи, оказываемой в рамках обязательного медицинского страхования, учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 24.06.2009 No 11-П, определении от 21.12.2000 No 263-0, Постановлении от 15.07.1999 No 11-П, Постановлении от 25.02.2014 No 4-П, полагает, что размер штрафа подлежит снижению до суммы 2309,63 рубля.
Апелляционный суд полагает, что указанный размер штрафа соответствует характеру и тяжести допущенных медицинской организацией нарушений, а также степени вины учреждения и ущербу, причиненному в результате этих нарушений.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению, а требования Учреждения - частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2024 по делу N А56-4333/2024 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Признать недействительным акт комплексной проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области от 27.12.2023 в части назначения штрафа в размере 20 786,67 рублей.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
Д.С. Геворкян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-4333/2024
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ