г. Москва |
|
27 сентября 2024 г. |
Дело N А41-30586/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Коновалова С.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Хохлова Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Московской области от 02.11.2023 и определение Арбитражного суда Московской области от 03.11.2023 по делу N А41-30586/23, по иску ИП Хохлова Александра Владимировича (ОГРНИП: 311500518800056, ИНН: 500500337976) к Администрации городского округа Воскресенск Московской области (ОГРН: 1195081079819, ИНН: 5005067640) 3-и лица: Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН: 1025005245055, ИНН: 7725131814); Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (ОГРН: 1027700546510, ИНН: 7707018904); ООО "Фабрика Николь-ПАК" (ОГРН: 1025000928017, ИНН: 5005035648) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" от 03.02.2023 N Р001- 6152380102- 68051704, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
ИП Хохлов Александр Владимирович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Воскресенск Московской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) с требованиями:
- признать незаконным решение N Р001-6152380102-68051704 от 03 февраля 2023 года Администрации городского округа Воскресенск Московской области об отказе ИП Хохлову А.В. в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов";
- обязать Администрацию городского округа Воскресенск Московской области принять решение о предоставлении в собственность ИП Хохлову А.В. за плату земельного участка с кадастровым номером: 50:29:0040253:66 по адресу: Московская область, Воскресенский муниципальный район, городское поселение Воскресенск, ул. Промплощадка, уч. 16.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.11.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением Арбитражного суда Московской области от 03.11.2023 исправлена описка в мотивировочной части решения Арбитражного суда Московской области от 02.11.2023 в отношении удовлетворения судом ходатайства заявителя о проведении по делу судебной экспертизы.
Не согласившись с решением и определением суда, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемые судебные акты подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 решение Арбитражного суда Московской области от 02.11.2023 по делу N А41-30586/23 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14.06.2024 по делу N А41-30586/2023 постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 по делу N А41-30586/2023 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В своем постановлении суда округа отметил, что оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не указал в обжалуемом постановлении выводов в отношении определения суда первой инстанции об исправлении опечатки, касающейся указания об удовлетворении ходатайства заявителя о проведении судебной экспертизы (подтверждается определением суда от 11.07.2023, которым по делу была назначена судебная экспертиза (л.д. 174 т.2) и представленным заключением эксперта от 14.08.2023 N 23-01-0042 (л.д. 3 т.3)), которое также обжаловалось в арбитражный суд апелляционной инстанции совместно с решением суда первой инстанции.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2024 дело N А41-30586/23 принято к рассмотрению после отмены вышестоящей инстанцией.
Законность и обоснованность принятых судом первой инстанции судебных актов проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Представитель ИП Хохлова А.В. поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель Администрации городского округа Воскресенск Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ИП Хохлов Александра Владимирович является собственником:
- нежилого здания (склад закрытого) общей площадью 427,6 кв. м с кадастровым номером 50:29:0040253:472, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский муниципальный район, городское поселение Воскресенск, ул. Промплощадка; право собственности на объект подтверждается выпиской из ЕГРН (регистрационная запись от 08.07.2016 N 50-50/001-50/029/001/2016-4950/1).
- нежилого здания (склад открытого типа для минерально-строительных материалов) общей площадью 600 кв. м с кадастровым номером 50:29:0040253:482, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский муниципальный район, городское поселение Воскресенск, ул. Промплощадка, зд. 1б. соор. 1; право собственности на объект подтверждается выпиской из ЕГРН (регистрационная запись от 30.10.2018 N 50:29:0040253:482-50/001/2018-1).
- нежилого здания (объект вспомогательного использования) общей площадью 18,2 кв. м с кадастровым номером 50:29:0040253:832, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский муниципальный район, городское поселение Воскресенск, ул. Промплощадка; право собственности на объект подтверждается выпиской из ЕГРН (регистрационная запись от 21.11.2022 N 50:29:0040253:832-50/001/2022-1).
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 9800 +/-35 кв. м с кадастровым номером 50:29:0040253:66, категория земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", с разрешенным видом использования - "склады".
Данный земельный участок находился в аренде у ООО "Транспортная компания" в соответствии с договором аренды земельного участка N 1006 от 22.11.2011 года (зарегистрирован 20.12.2011 года).
В соответствии с договором об уступке прав и переводе долга по переводу долга по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040253:66 с ООО "Транспортная компания" на ИП Хохлова Александра Владимировича.
Таким образом, арендатором земельного участка по договору аренды земельного участка N 1006 является ИП Хохлов Александр Владимирович.
С целью выкупа земельного участка, Предприниматель 24.01.2023 обратился в Администрации городского округа Воскресенск Московской области с заявлениями от 03.02.2023 N Р001-6152380102-68051704 о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 9800 +/-35 кв. м с кадастровым номером 50:29:0040253:66, на котором расположено, принадлежащие обществу объекты.
По результатам рассмотрения заявления 03.02.2023 Администрацией городского округа Воскресенск Московской области принято решение N Р001-6152380102-68051704 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которое не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов".
Полагая, что действия по отказу в предоставлении земельного участка на праве собственности, нарушают права и законные интересы заявителя, Предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений ч. 1 ст. 198 и ч. 4 ст. 200 АПК РФ, для признания оспариваемых действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения ими на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом нормативной совокупности статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (пункт 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 названного Кодекса.
Из пунктов 1 и 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, без проведения торгов.
Частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как следует из материалов дела, ИП Хохлов Александра Владимирович является собственником:
- нежилого здания (склад закрытого) общей площадью 427,6 кв. м с кадастровым номером 50:29:0040253:472;.
- нежилого здания (склад открытого типа для минерально-строительных материалов) общей площадью 600 кв. м с кадастровым номером 50:29:0040253:482;.
- нежилого здания (объект вспомогательного использования) общей площадью 18,2 кв. м с кадастровым номером 50:29:0040253:832.
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 9800 +/-35 кв. м с кадастровым номером 50:29:0040253:66, категория земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", с разрешенным видом использования - "склады".
Данный земельный участок находится в аренде в соответствии с договором аренды земельного участка N 1006 от 22.11.2011 года (зарегистрирован 20.12.2011 года).
Предприниматель обратился в администрацию городского округа Воскресенск Московской области с заявлениями от 24.01.2023 N Р001-6152380102-68051704 о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 9800 +/-35 кв. м, на котором расположены принадлежащее предпринимателю объекты недвижимости.
По результатам рассмотрения заявления 28.02.2023 Администрацией городского округа Воскресенск Московской области принято решение N Р001-6152380102-68051704 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которое не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов".
В обосновании своего отказа заинтересованное лицо указало следующее.
1) согласно выписке из ЕГРН на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером КN 50:29:0040253:66, вид разрешенного использования: "склады"; при осмотре земельного участка установлено, что на испрашиваемом земельном участке располагается объект недвижимости с кадастровым номером 50:29:0040253:472, деятельность в котором в соответствии с установленным видом разрешенного использования "склады" в настоящее время не осуществляется; складирование сыпучих материалов производится на складе открытого типа (сооружение) с кадастровым номером 50:29:0040253:482;
2) согласно информации Комитета по архитектуре и градостроительства Московской области об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков, градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования, земельный участок частично расположен в границах красных линий, в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории, в состав которого входят градостроительные планы земельных участков, расположенных на Промплощадке, 1 и по участку, примыкающему со всех сторон по периметру к з/у с КN 50:29:0040253:5, Промплощадка, 5-б в г. Воскресенске, утвержденный постановлением администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области от 23.12.2014 N 772;
3) согласно выписке из ЕГРН на объект капитального строительства с кадастровым номером 50:29:0040253:472 нежилое здание (здание склада закрытого типа), площадью 427,6 кв. м, принадлежащего заявителю на праве собственности: 50-50/001-50/029/001/2016-4950/1 от 08.07.2016, и нежилое здание с кадастровым номером 50:29:0040253:832, принадлежащего заявителю на праве собственности: 50:29:0040253:832-50/112/2022-1 от 21.11.2022 составляет менее 10 процентов от площади испрашиваемого земельного участка с КN 50:29:0040253:66, площадью 9800 кв. м и не является необходимой для его эксплуатации (несоразмерной).
Заявитель, обращаясь в суд с заявлением в обоснование своих доводов указал, что оснований для отказа у заинтересованного лица не имелось, поскольку общая площадь объектов недвижимости расположенных на земельном участке составляет 1045,8 кв. м, что составляет 10.67 процентов от общей площади земельного участка.
Кроме того, заявитель указывает, что земельный участок с кадастровым номером 50:29:0040253:66 используется ИП Хохловым А.В. в полном соответствии с видом его разрешенного использования, а не наполненность одного из складов грузами не является признаком нецелевого использования., а также земельный участок с кадастровым номером: 50:29:0040253:66 пересечений и наложений с границами смежных земельных участков не имеют.
В части выводов заинтересованного лица о том, что спорный земельный участок частично расположен в границах красных линий, в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории, в состав, которого входят градостроительные планы земельных участков, расположенных на Промплощадке, 1 и по участку, примыкающему со всех сторон по периметру к земельному участку с кадастровым номером 50:29:0040253:5, Промплощадка, 5-б в г. Воскресенске, утвержденный постановлением администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области от 23.12.2014 N 772, судом первой инстанции установлено следующее.
В силу части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Согласно представленной в материалы дела информации из Комитета по архитектуре и градостроительству МО об оборотоспособности спорного земельного участка, последний действительно расположен в границах красных линий, в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории, в состав которого входят градостроительные планы земельных участков, расположенных на Промплощадке,1 и по участку, примыкающему со всех сторон по периметру к з/у с N 50:29:0040253:5, Промплощадка, 5-б в г. Воскресенске, утвержденный постановлением администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области от 23.12.2014 N 772; Доказательств отмены указанного постановления от 23.12.2014 N 772, материалы дела не содержат.
Следовательно, довод Администрации, изложенный в п. 2 оспариваемого отказа подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Рассматривая основания отказа, изложенные Администрацией в пунктах 1, 3, оспариваемого решения, суд первой инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, нежилое здание (склад закрытого типа) общей площадью 427,6 кв. м с кадастровым номером 50:29:0040253:472, расположенное по адресу: Московская область, Воскресенский муниципальный район, городское поселение Воскресенск, ул. Промплощадка, возведено на основании разрешения на строительство от 14.12.2015 NRU50-02-3104-2015, и введено в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 22.03.2016 NRU50-02-4453-2016.
В соответствии с частью 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В силу пункта 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами (п. 5 постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
При этом согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации (п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации по общему правилу продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Пунктом 2 указанной статьи установлены исключения из общего правила и приведен перечень случаев продажи земельных участков без проведения торгов.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 и пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительным правом на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
По смыслу приведенных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением (статья 42 ЗК РФ), возникновение исключительного права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.
Предоставление права собственности на земельный участок, находящийся в публичной собственности, без проведения торгов лицу, имеющему в собственности здание (сооружение), возведенное на данном участке, предоставленном в установленном законом порядке для строительства именно такого объекта, вызвано необходимостью обслуживания и использования такого строения по назначению.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 06 марта 2017 г. N 305-КГ16-16409, при предоставлении в собственность хозяйствующего субъекта арендуемого им земельного участка без публичных торгов орган государственной власти обязан учитывать потребность в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта.
Предоставление в собственность публичного земельного участка, занятого объектом, для строительства которого участок не предоставлялся, или площадь которого значительно превышает площадь недвижимости с учетом цели ее эксплуатации, может свидетельствовать о выкупе участка в обход установленной законом процедуры приватизации (статья 217 ГК РФ и статья 39.20 ЗК РФ).
При этом из совокупного анализа пунктов 2 и 3 части 17 статьи 51 и части 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что основными критериями для отнесения строений и сооружений к вспомогательным являются их принадлежность к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие на земельном участке основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому такое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Представленная в материалы дела проектная документация не содержит ссылки на возведение объекта недвижимости в качестве вспомогательного объекта недвижимости площадью 600 кв. м к основному объекту, в связи с чем, возведенный объект недвижимости (склад открытого типа для минерально-строительных материалов) общей площадью 600 кв. м с кадастровым номером 50:29:0040253:482, расположенный по адресу: Московская область, Воскресенский муниципальный район, городское поселение Воскресенск, ул. Промплощадка, зд. 1б. соор. 1, не может являться вспомогательным объектом к основному зданию, с учетом, представленных в материалы дела документов.
Кроме того, согласно целям представления спорного земельного участка на праве аренды первоначально указывалось: "для строительства торгово-производственного комплекса", в дальнейшем вид разрешенного использования был изменен на "склады", согласно постановлению Администрации Воскресенского муниципального района от 12.10.2016 N 2016-ППЗ, при этом, как следует из дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 03.03.2017, земельный участок передавался для осуществления Арендатором вида деятельности (цели использования): "склады". При этом цель использования земельного участка не предполагает возведение вспомогательных объектов.
Как следует из материалов дела, на период изменения вида разрешенного использования в 2017 году основной объект недвижимости заявителя с кадастровым номером 50:29:0040253:472 (нежилое здание (склад закрытого типа) общей площадью 427,6 кв. м), уже был возведен (2016 - градостроительная документация, и проведение кадастрового учета (л.д. 112 т. 2), что являлось основанием для изменения разрешенного использования, следовательно, у заявителя была возможность в цели использования земельного участка возможность возведение вспомогательных объектов.
Крое того, заявителем в материалы дела не представлены доказательства осуществления деятельности на предоставленном земельном участке с кадастровым номером N 50:29:0040253:66, вид разрешенного использования: "склады", на котором возведен объект капитального строительства с кадастровым номером 50:29:0040253:472.
В рамках рассматриваемого спора определением суда от 11.07.2023 была назначена судебная экспертиза в экспертной организации ООО "СУДЭКСПЕРТИЗА", экспертом назначен Чистяков Дмитрий Алексеевич.
Перед экспертами поставлены следующие вопросы:
1) Установить, какие объекты недвижимости расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040253:66, с представлением графического и фото отображения объектов недвижимости относительно земельного участка;
2) Установить площадь и границы земельного участка необходимого для эксплуатации объектов, указанных заявителем: - склада закрытого типа с кадастровым номером 50:29:0040253:472 - здания с кадастровым номером 50:29:0040253:832 - склада открытого типа с кадастровым номером 50:26:0040253:482;
3) Установить площадь и границы земельного участка необходимого для эксплуатации объектов недвижимости расположенных в пределах земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040253:66."
В материалы дела поступило экспертное заключение N 23-01-0042 от 14.08.2023, в котором эксперт пришел к следующим выводам.
По первому вопросу заключения эксперт установил и сделал вывод о том, что территория земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040253:66 используется для складирования песка, щебня и иных интернатах материалов, размещения грузовой и строительной техники (экскаваторы, самосвалы, тракторы), обслуживания такой техники. На территории земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040253:66 расположены следующие объекты строительства:
- склад закрытого типа с кадастровым номером 50:29:0040253:472 (см. стр.10 фотографии 1, 2);
- нежилое здание с кадастровым номером 50:29:0040253:832 (см. стр.10 фотографию 3);
- склад открытого типа с кадастровым номером 50:29:0040253:482 (см. стр.11 фотографии 4);
- нежилое здание вспомогательного назначения - станция технического обслуживания, с размером в плане 10x18 м (см. стр.11 фотографии 5, 6).
Общие виды территории земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040253:66 представлены на рис. 1 и на фотографиях 7, 8 (стр.12).
По второму вопросу заключения эксперт установил и сделал вывод о том, что для возможности функционирования, обслуживания и эксплуатации строений с кадастровыми номерами 50:29:0040253:472, 50:29:0040253:832, 50:29:0040253:482 и в целом использования территории для складирования песка, щебня и иных интернатах материалов, с учетом соблюдения требований: Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ; Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Воскресенск Московской области, в ред. Постановления Администрации г.о. Воскресенск N5332 от 11.10.2022 года; Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЭ и СП 4.13130.2013; СП 18.13330.2019 Производственные объекты. Планировочная организация земельного участка (Генеральные планы промышленных предприятий). СНиП И-89-80* (с Изменениями N 1, 2); Нормативов градостроительного проектирования Московской области, утв. Постановлением Правительства от 17.08.2015 года N713/30 (с изменениями на 20 июня 2023 года); обеспечения территории функциональными и пожарными проездами (проезды, разворотные площадки, парковочные места, пути движения большегрузного транспорта и строительной техники); рационального использования земель необходим полностью земельный участок с кадастровым номером 50:29:0040253:66, площадью (9 800 кв.м) и в границах, учтенных в ЕГРН (см. стр.23 Чертеж 2). Также установил, что суммарная площадь застройки объектов с кадастровыми номерами 50:29:0040253:472, 50:29:0040253:832, 50:29:0040253:482 составляет 1065 кв.м. (более 10 процентов площади земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040253:66).
По третьему вопросу заключения эксперт установил и сделал вывод о том, что для возможности функционирования, обслуживания и эксплуатации строений с кадастровыми номерами 50:29:0040253:472, 50:29:0040253:832, 50:29:0040253:482 необходим полностью земельный участок с кадастровым номером 50:29:0040253:66, площадью (9 800 кв.м) и в границах, учтенных в ЕГРН.
Вместе с тем, суд первой инстанции, оценив представленное в материалы дела экспертное заключение пришел к выводу о том, что оно не может быть положено в основу судебного акта.
Судом первой инстанции отмечено, что вывод эксперта о необходимости представления земельного участка с кадастровым номером N 50:29:0040253:66 в заявленном Обществом размере, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, касающимся расположения на испрашиваемом земельном участке сооружения "склад открытого типа" площадью 600 кв. м. с кадастровым номером: 50:29:0040253:482, для использования которого не может быть представлена соответствующая площадь земельного участка, в силу норм земельного законодательства.
Вывод суда подтверждается сложившейся судебной практикой (постановление Арбитражного суда Московского округа по делу А41-80011/22.).
В апелляционной жалобе заявитель не соглашается с выводами суда первой инстанции в части отказа в принятии в качестве обоснованного указанного экспертного заключения, поскольку возможность предоставления земельного участка в собственность за плату без проведения торгов определяется пп. 7 п. 6.1.1 Административного регламента предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 31 мая 2021 г. N 15ВР- 883, устанавливающей в качестве критерия "площадь застройки земельного участка", состоящей из "общей площади объектов капитального строительства", без каких-либо требований к площади отдельного объекта капитального строительства.
Заявитель отмечает, что в действительности площадь застройки земельного участка объектами капитального строительства составляет: 10, 63 % = 1045, 8 кв.м. (18, 2 кв.м. + 427, 6 кв.м. + 600 кв.м.) / 9835 кв.м., что больше 10 %, установленных пп. 7 п. 6.1.1 Административного регламента предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 31 мая 2021 г. N 15ВР-883.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает необходим отметить, что склад открытого типа- это складские площади, которые подходят для временного размещения грузов, не требующих соблюдения специальных условий хранения.
Товары располагают непосредственно на открытом воздухе или частично защищают от атмосферного воздействия, помещая под навесы с боковым ограждением.
Склад открытого типа представляет собой площадку с бетонным, асфальтированным или гравийным покрытием, по краям с уклоном для стока дождевой воды. Он оборудован освещением и имеет подъезд для специализированного транспорта.
На открытом складе можно хранить следующие виды продукции: стройматериалы, крепежные изделия, товарные изделия, товары, упакованные во влагонепроницаемую упаковку, топливо, некоторую химическую продукцию, контейнеры пустые или заполненные, некоторые металлические детали.
В представленном экспертном заключении, в том числе на стр. 11, фотография N 4, "Общие виды склада открытого типа с кадастровым номером 50:29:0040253:482" отсутствует территория с твёрдым покрытием (бетон, асфальт, гравий) и уклоном для стока воды, а также освещение и подъезд для специализированного транспорта. Данное обстоятельство подтверждает фактическое отсутствие склада открытого типа с КN 50:29:0040253:482.
Кроме того, эксперт не смог определить местоположение границ и площадь земельного участка, необходимого для функционирования, обслуживания и эксплуатации каждого строения отдельно, так как, по его мнению, исследуемые строения используются единым массивом и обеспечивают единый технологический процесс по складированию, загрузке/разгрузке и транспортировки песка, щебня и иных инертных материалов. В случае образования земельного участка меньшей площадью, конфигурация оставшихся территорий будет ограничена для размещения объектов капитального строительства и обеспечения доступа к таким объектам. Как следствие, целевое использование оставшихся территорий ограничено, что приводит к невозможности образования новых земельных участков.
Вопреки выводам эксперта, а также исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 06 марта 2017 г. N 305-КГ16-16409, при предоставлении в собственность хозяйствующего субъекта арендуемого им земельного участка без публичных торгов орган государственной власти обязан учитывать потребность в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта.
Предоставление в собственность публичного земельного участка, занятого объектом, для строительства которого участок не предоставлялся, или площадь которого значительно превышает площадь недвижимости с учетом цели ее эксплуатации, может свидетельствовать о выкупе участка в обход установленной законом процедуры приватизации (статья 217 ГК РФ и статья 39.20 ЗК РФ).
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 марта 2013 г. N 12668/12, в пункте 53 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07 апреля 2021 г., Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 302-ЭС21-14414 по делу N А19-19018/2019.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем не доказана соразмерность испрашиваемой в собственность площади необходимой для эксплуатации его объектов.
Так, согласно правовому подходу, сформулированному в определении Верховного Суда РФ от 24.12.2015 N 309-ЭС-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
Объекты принадлежащие на праве собственности Заявителю: нежилое здание с КN 50:29:0040253:832, общей площадью 18,2 кв.м.; нежилое здание склада закрытого типа с КN 50:29:0040253:472, площадью 427,6 кв.м.; сооружение - склад открытого типа с КN 50:29:0040253:482, площадью 600 кв.м. занимают лишь 4,54 % от общей площади испрашиваемого в собственность земельного участка, размер земельного участка превышает объекты недвижимости в 22 раза.
Согласно справки Администрации Воскресенского муниципального района Московской области от 08.08.2017 следует, что сооружение площадью 600 кв.м, которому в настоящее время присвоен кадастровый номер 50:29:0040253:482 - является разгрузочной площадкой, т.е. сооружением вспомогательного использования.
Согласно заключению кадастрового инженера от 13.12.2022 N 107 указанное сооружение - не является объектом капитального строительства.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), частей 6, 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, являются объектами недвижимости, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет и права на которые подлежат государственной регистрации.
Более четких количественных и качественных характеристик объектов недвижимости, а также иных критериев, позволяющих отнести объект к объектам недвижимого имущества либо к объектам, не являющимся объектами недвижимого имущества, действующее законодательство не содержит.
По общему правилу, установленному статьями 51,55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), для строительства объектов капитального строительства необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Таким образом, объекты капитального строительства создаются с соблюдением последовательного порядка, установленного для создания таких объектов (в том числе разработка проектной документации, получение разрешения на строительство, сдача в эксплуатацию и т.д.).
В связи с изложенным, а также представленным в материалы дела доказательствам сооружение - склад открытого типа с КN 50:29:0040253:482, площадью 600 кв.м. не относится к объектам капитального строительства.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отклонил выводы экспертизы N 23-01-0042 от 14.08.2023 г. поскольку они противоречат установленным по делу обстоятельствам, касающимся расположения на испрашиваемом земельном участке сооружения "склад открытого типа" площадью 600 кв. м. с кадастровым номером: 50:29:0040253:482, для использования которого не может быть представлена соответствующая площадь земельного участка, в силу норм земельного законодательства.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2024 суд предлагал рассмотреть вопрос о возможности проведения по делу повторной судебной экспертизы.
Вместе с тем, соответствующего ходатайства о проведении по делу повторной судебной экспертизы в материалы дела не заявлено.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно рассмотрено настоящее дело по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2012 N 12955/11 сформулирован правовой подход, согласно которому при разрешении споров о приобретении собственником объекта недвижимости прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности, судам необходимо исследовать вопрос о площади земельного участка, занятого таким объектом и необходимого для его использования.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, 03.06.2014 N 1152/14 сформулирована правовая позиция, согласно которой условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка.
В целях исключения злоупотреблении сторонами в приобретении земельных участков без проведения публичных торгов положения статьи 39.20 ЗК РФ должны применяться с учетом экономически обоснованного размера испрашиваемого в собственность (аренду) земельного участка.
В соответствии с правовым подходом, нашедшим отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
Бремя доказывания необходимого размера подлежащего предоставлению в аренду или выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его арендовать или выкупить (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 64-КГ16-2).
Вместе с тем, принимая во внимание, что заявителем не доказана соразмерность испрашиваемой в собственность площади необходимой для эксплуатации его объектов, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы на определение от 03.11.2023, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 179 АПК РФ арбитражный суд, принявший решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава - исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации или по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.
Отражение указанного в определении от 03.11.2023 фрагмента не повлекло за собой изменения содержания решения по существу, поскольку при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства.
Иные доводы заявителя направлены на переоценку обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.11.2023 и определение от 03.11.2023 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-30586/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующийcудья |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-30586/2023
Истец: ИП Хохлов Александр Владимирович
Ответчик: АНО АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВОСКРЕСЕНСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "СУДЭКСПЕРТИЗА"
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2025 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9409/2024
27.09.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-26464/2023
14.06.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9409/2024
25.01.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-26464/2023
02.11.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-30586/2023