Москва |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А40-5276/18 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
в составе: председательствующего - судьи Тарасова Н.Н.,
судей Перуновой В.Л., Петровой Е.А.,
при участии в судебном заседании:
от Пузанова С.А. - Голиков Е.А. по доверенности от 05.02.2020;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Пузанова С.А.
на определение Арбитражного суда города Москвы от 21.02.2020,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020
по заявлению о признании недействительной сделкой договора дарения квартиры от 05.06.2015 с кадастровым номером 77:07:0013006:2334, расположенной по адресу: Москва, ул. Удальцова, д. 65, кв. 36
в рамках рассмотрения дела о признании несостоятельным (банкротом) Пузанова С.А.,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 01.01.2019 Пузанов Сергей Александрович (далее - должник) признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим должника утверждена Родичева А.А.
В Арбитражный суд города Москвы поступило заявление финансового управляющего должника о признании недействительной сделкой договора дарения квартиры (помещения) от 05.06.2015 с кадастровым номером 77:07:0013006:2334, расположенной по адресу: Москва, ул. Удальцова, д. 65, кв. 36, заключенного между должником и его сыном - Пузановым И.С., которое обжалуемыми определением Арбитражного суда города Москвы от 21.02.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020, было удовлетворено.
Судами применены последствия недействительности сделки в виде восстановления права собственности должника на спорную квартиру, возложения на Пузанова И.С. обязанности вернуть в конкурсную массу должника спорную квартиру.
Не согласившись с определением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, должник обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного дела, просит удовлетворить кассационную жалобу, обжалуемые определение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель должника доводы кассационной жалобы поддержал.
От публичного акционерного общества "Сбербанк России" (далее - кредитора, банка) поступило письменное ходатайство об участии в онлайн-заседании.
Указанное ходатайство банка было одобрено, в судебном заседании была обеспечена возможность участия в нем посредством сервиса онлайн-заседаний.
Судом было открыто судебное заседание, в том числе и в онлайн, а также выждано время для подключения к нему представителя банка.
Между тем, представитель банка к судебному заседанию не подключился.
Как следствие, судебная коллегия определила возможным продолжить рассмотрение кассационной жалобы без участия представителя одного из лиц, участвующих в деле.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что, в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ), информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно нее, проверив в порядке статей 286, 287 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалованных судебных актов, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены определения и постановления по доводам кассационной жалобы.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В соответствии со статьей 61.1 Закона о банкротстве, сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также по основаниям и в порядке, которые указаны в Законе о банкротстве.
Как следует из материалов дела, было установлено судом первой инстанции, 05.06.2015 между должником и Пузановым И.С. (одаряемое лицо) был заключен договор дарения, согласно которому, должник безвозмездно передал Пузанову И.С. спорную квартиру.
Полагая, что названный договор отвечает признакам недействительности, установленным ГК РФ и пунктом 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве, финансовый управляющий должника обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
С учетом положений статей 425 и 433 ГК РФ, сделка по дарению считается заключенной с даты государственной регистрации перехода права обственности.
Заявление о признании должника банкротом было принято арбитражным судом 15.01.2018.
На момент совершения оспариваемой сделки должник отвечал признаку неплатежеспособности.
Так, судами было учтено, что решением Третейского суда при Автономной некоммерческой организации "Независимая Арбитражная Палата" от 12.12.2016 N Т/КРГ/16/6703 было утверждено мировое соглашение между должником, банком, обществами с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уралнефть", "Каргапольский завод нефрасов", "Кособродская нефтебаза", "Сфера", "Строительное Монтажное Управление", "Стройиндустрия-ГСМ", "Управляющая компания "Вагайнефть", Частная охранная организация "Редут", "Кособродский спортивно-оздоровительный профилакторий", Пузановой Ириной Витальевной, Елиным Романом Владимировичем, Елиной Ольгой Анатольевной и Щербаком Дмитрием Олеговичем, согласно которому, ответчики обязались солидарно уплатить задолженность в размере 892 293 431,69 руб.
Определением Курганского городского суда Курганской области от 17.07.2017 по делу N 15.2-11/17 был выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения Третейского суда при Автономной некоммерческой организации "Независимая Арбитражная Палата" от 12.12.2016 N Т/КРГ/16/6703.
Согласно пункту 13 Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", абзац 2 пункта 7 статьи 213.9 и пункты 1 и 2 статьи 213.32 Закона о банкротстве применяются к совершенным с 011.10.2015 сделкам граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Сделки указанных граждан, совершенные до 01.10.2015 с целью причинить вред кредиторам, могут быть признаны недействительными на основании статьи 10 ГК РФ по требованию финансового управляющего или конкурсного кредитора (уполномоченного органа) в порядке, предусмотренном пунктами 3-5 статьи 213.32 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 ГК РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ, никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно разъяснениям высшей судебной инстанции, приведенным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В этом случае, суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались.
Злоупотребление правом должно носить явный и очевидный характер, при котором не остается сомнений в истинной цели совершения сделки.
С целью квалификации спорной сделки в качестве недействительной, совершенной с намерением причинить вред другому лицу, суду необходимо установить обстоятельства, неопровержимо свидетельствующие о наличии факта злоупотребления правом со стороны контрагента, выразившегося в заключении спорной сделки (пункт 9 информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.11.2008 N 127 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона о банкротстве, заинтересованными лицами по отношению к должнику признаются: лицо, которое, в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", входит в одну группу лиц с должником; лицо, которое является аффилированным лицом должника.
Согласно пункту 3 статьи 19 Закона о банкротстве, заинтересованными лицами по отношению к должнику-гражданину признаются его супруг, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, родители, дети, сестры и братья супруга.
При этом, как отметили суды, Пузанов И.С., как сын должника, является заинтересованным лицом по отношению к должнику, и должен был знать об ущемлении интересов кредиторов должника в результате совершения оспариваемой сделки.
При этом, как установлено судами, имущество по договору дарения было передано без какого-либо встречного представления, что, очевидно, повлекло утрату возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет подаренного недвижимого имущества.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для признания спорного договора недействительной сделкой.
Последствия признания сделки недействительной применены судом правильно.
Приведенные в кассационной жалобе довод о том, что спорная квартира является единственным пригодным для проживания жильем, был предметом судебного исследования и отклонен ими.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что должник с заявлением об исключении спорной квартиры из конкурсной массы не обращался, в то время как он не лишен такого права.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции были установлены все существенные для спора обстоятельства и дана надлежащая правовая оценка.
Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно оставил определение суда первой инстанции без изменения.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, не усматривая оснований для их переоценки, поскольку названные выводы в достаточной степени мотивированы, соответствуют нормам права.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что кассационная жалоба не содержит указания на наличие в материалах дела каких-либо доказательств, опровергающих выводы судов, которым не была бы дана правовая оценка судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции.
Судами правильно применены нормы материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы кассационной жалобы аналогичны ранее заявленным доводам в апелляционной жалобе, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не нарушены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 284-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 21.02.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 по делу N А40-5276/18 - оставить без изменения, кассационную жалобу - оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Н. Тарасов |
Судьи |
В.Л. Перунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С целью квалификации спорной сделки в качестве недействительной, совершенной с намерением причинить вред другому лицу, суду необходимо установить обстоятельства, неопровержимо свидетельствующие о наличии факта злоупотребления правом со стороны контрагента, выразившегося в заключении спорной сделки (пункт 9 информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.11.2008 N 127 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона о банкротстве, заинтересованными лицами по отношению к должнику признаются: лицо, которое, в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", входит в одну группу лиц с должником; лицо, которое является аффилированным лицом должника.
Согласно пункту 3 статьи 19 Закона о банкротстве, заинтересованными лицами по отношению к должнику-гражданину признаются его супруг, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, родители, дети, сестры и братья супруга."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 октября 2020 г. N Ф05-15776/20 по делу N А40-5276/2018
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15776/20
24.06.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24289/2024
22.11.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-69772/2021
19.10.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15776/20
29.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16787/20
20.12.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-70693/19