г. Москва |
|
06 ноября 2020 г. |
Дело N А40-269087/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя - Аугулис Р.Р. по доверен. от 28.11.2019,
от заинтересованного лица - Панин А.А. по доверен. от 30.12.2019,
от третьих лиц:
от Правительства Москвы - Аугулис Р.Р. по доверен. от 10.01.2020,
рассмотрев 29 октября 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение от 16 марта 2020 года,
Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 06 июля 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-269087/2019
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным уведомления,
третьи лица: Правительство Москвы, публичное акционерное общество "Банк "Санкт-Петербург", общество с ограниченной ответственностью "Мезонин,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным уведомления от 21.08.2019 N 77/017/215/2019-505.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Москвы, публичное акционерное общество "Банк "Санкт-Петербург", общество с ограниченной ответственностью "Мезонин.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 марта 2020 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 июля 2020 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель Управления в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Департамента и Правительства Москвы в судебном заседании суда кассационной инстанции посредством участия с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" возражал против удовлетворения кассационной жалобы, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением Департамента от 12.11.2018 N 37847 земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015011:26, расположенный по адресу: г. Москва, пр. Серебрякова, вл. 14/1 разделен на три земельных участка с кадастровыми номерами: 77:02:0015011:2520, 77:02:0015011:2521 и 77:02:0015011:2522.
На основании распоряжения Департамента от 26.11.2018 N 37847 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества в рамках строительства Северо-Восточной хорды (Северный и Северо-Восточный административные округа города Москвы)" ГКУ "Управление дорожного-мостового строительства" заключило с ООО "Мезонин" соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы земельного участка площадью 1 716 кв. м с кадастровым номером 77:02:0015011:2520 и земельного участка площадью 16 кв. м с кадастровым номером 77:02:0015011:2522. Земельные участки обременены ипотекой, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации от 23.05.2014 N 77-77-02/057/2014-754.
Департаментом в соответствии со ст. ст. 14, 15, 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Порядком представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, утв. Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883, в Управление было подано заявление о государственной регистрации права собственности на вышеуказанные земельные участки с приложением соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы от 04.04.2019, заключенное между ГКУ города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" и ООО "Мезонин", копия платежного поручения от 08.04.2019 N 2242 об оплате возмещения стоимости изымаемого имущества ООО "Мезонин".
Уведомлением от 21.08.2019 N 77/017/215/2019-505 Управлением приняло решение об отказе в государственной регистрации права собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015011:2520, в связи с тем, что в Управлении отсутствуют сведения о государственной регистрации права собственности ООО "Мезонин" в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0015011:2520.
Не согласившись с указанным решением Управления, Департамент обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящими требованиями.
В силу п. п. 1, 3 и 6 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. п. 3 и 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом, перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст. 14 указанного Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
В ч. 1 ст. 60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ сказано, что основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
В ч. 2 ст. 60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ сказано, что одновременно с документом, указанным в части 1 настоящей статьи, для государственной регистрации прав представляются документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости, если соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не установлено иное.
При государственной регистрации прав на изъятые земельные участки положения ст. 60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ являются специальными.
Судами установлено, что применительно к ст. 60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ Департаментом представлены в Управление все необходимые документы.
Опровергая довод Управления об отсутствии сведений о государственной регистрации права собственности ООО "Мезонин" в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0015011:2520, суды верно указали, что право собственности на спорный земельный участок возникает у ООО "Мезонин" ввиду наличия зарегистрированного права собственности на земельный участок 77:02:0015011:26, расположенный по адресу: г. Москва, пр. Серебрякова, вл. 14/1, в силу положений п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ, что не препятствует Управлению произвести регистрацию права собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015011:2520 на основании представленных документов.
На основании изложенного, суды правомерно признали оспариваемое решение незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы заявителя, с чем суд округа соглашается.
Доводы кассационной жалобы аналогичны ранее заявленным доводам в апелляционной жалобе, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд кассационной инстанции полагает, что доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 АПК РФ, и не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, также не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 марта 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 июля 2020 года по делу N А40-269087/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.Ю. Григорьева |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При государственной регистрации прав на изъятые земельные участки положения ст. 60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ являются специальными.
Судами установлено, что применительно к ст. 60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ Департаментом представлены в Управление все необходимые документы.
Опровергая довод Управления об отсутствии сведений о государственной регистрации права собственности ООО "Мезонин" в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0015011:2520, суды верно указали, что право собственности на спорный земельный участок возникает у ООО "Мезонин" ввиду наличия зарегистрированного права собственности на земельный участок 77:02:0015011:26, расположенный по адресу: г. Москва, пр. Серебрякова, вл. 14/1, в силу положений п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ, что не препятствует Управлению произвести регистрацию права собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015011:2520 на основании представленных документов."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 ноября 2020 г. N Ф05-16203/20 по делу N А40-269087/2019