г. Москва |
|
4 декабря 2020 г. |
Дело N А40-180660/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2020.
Полный текст постановления изготовлен 04.12.2020.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ядренцевой М.Д.,
судей Голобородько В.Я., Шишовой О.А.,
при участии в заседании:
в отсутствие сторон,
рассмотрев 27.10.2020 в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества (ЗАО) "Саншайн ИНК"
на решение от 31.10.2019
Арбитражного суда города Москвы
и постановление от 14.08.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда
по иску Департамента городского имущества города Москвы
к ЗАО "Саншайн ИНК"
о взыскании задолженности,
и по встречному исковому заявлению ЗАО "Саншайн ИНК"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании права на применение льготной ставки аренды,
УСТАНОВИЛ: Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Саншайн ИНК" (далее - ответчик, ЗАО "Саншайн ИНК") о взыскании задолженности по договору аренды от 30.11.2004 N 0-01017/04 за период с августа 2016 по апрель 2017 в размере 1 190 641 руб. 77 коп., пени за период с 10.01.2017 по 30.04.2017 в размере 29 378 руб. 65 коп., расторжении договора, выселении из арендуемого помещения и обязании передать помещение в освобожденном виде.
ЗАО "Саншайн ИНК" подало в Арбитражный суд города Москвы встречный иск к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права на имущественную поддержку субъекта малого предпринимательства, в виде предоставления льготной ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за кв. м. в год.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2020, исковые требования по первоначальному иску удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении требований по встречному иску отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ЗАО "Саншайн ИНК" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 31.10.2019 и постановление от 14.08.2020 отменить, направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
Жалоба мотивирована тем, что при принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, не выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы стороны не явились, о его месте и времени извещены надлежащим образом (информация о судебном заседании размещена на официальном сайте суда в сети Интернет), что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам, а также имеющимся в материалах дела доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене обжалуемых судебных актов с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, между Департаментом имущества города Москвы (в настоящее время - Департамент городского имущества города Москвы, арендодатель) и ЗАО "Саншайн ИНК" (арендатор) заключен договор аренды от 30.11.2004 N 0-01017/04 нежилого помещения площадью 158,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва ул. Воронцовская, д. 26, сроком до 30.06.2015 (в редакции дополнительного соглашения от 16.10.2012).
По истечении указанного срока договор возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.1 договора, арендатор обязался вносить арендную плату ежемесячно не позднее 5-го числа текущего месяца.
Дополнительным соглашением от 19.07.2007 пункт 5.1 договора аренды был изложен в следующей редакции: за объект аренды величина арендной платы определяется на основании действующих в городе Москве нормативных правовых актов по установлению ставки арендной платы на дату заключения настоящего дополнительного соглашения и не может быть снижена.
Также пункт 4 и 4.1 договора были изложены в следующей редакции: арендодатель вправе в одностороннем порядке не чаще 1 раза в год изменять ставку арендной платы. Указанное изменение ставки производится при принятии Правительством Москвы решения о централизованном изменении ставки арендной платы. Изменение ставки арендной платы оформляется уведомлением.
Арендодатель направляет в адрес арендатора уведомление (заказным письмом с уведомлением), подписанное арендодателем с указанием нормативного акта и нового установленного размера арендной платы, с приложением расчета. В данном случае ставка арендной платы считается измененной в одностороннем порядке и считается согласованной сторонами через один месяц с момента такого уведомления.
Уведомлением от 25.12.2016 N 33-6-108130/16-(0)-1 Департамент сообщил арендатору о том, что в 2017 году арендная плата по договору аренды с учетом коэффициента-дефлятора составляет 18 114,66 руб./кв. м. в год.
В обоснование заявленных исковых требований, истец ссылается на то, что в нарушение условий договора, ответчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по внесению арендной платы, в связи с чем, за период с августа 2016 по апрель 2017 за ним образовалась задолженность в размере 1 190 641 руб. 77 коп.
В связи с просрочкой оплаты по договору, руководствуясь п. 6.2. договора и положениями статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истцом начислены пени за период с 10.01.2017 по 30.04.2017 в размере 29 378 руб. 65 коп.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 309, 310, 330, 450,452, 606, 614, 618 Гражданского кодекса Российской Федерации, установили, что на стороне ответчика имеется задолженность по арендной плате, доказательства оплаты задолженности не представлены, арендатор систематически нарушал условия договора, в связи с чем пришли к выводу о наличии оснований для признания требований по первоначальному иску обоснованными.
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суды указали, что с 01.01.2017 сохранена обязанность по обращению арендатора в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в целях получения преференции в виде льготы по уплате арендных платежей, вместе с тем ответчик в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства не обращался.
Между тем, судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
В материалы дела представлено Уведомление Департамента городского имущества города Москвы от 25.12.2016 N 33-6-108130/16-(0)-1, из которого следует, что в соответствии с Постановлениями N 809-ПП и N 800-ПП по договору аренды от 30.11.2004 N 01-01017/04 с 01.01.2017 действует ставка арендной платы в соответствии с расчетом:
- Предыдущая ставка арендной платы (руб. за 1 кв. м в год): 3500 руб.
- Рыночная ставка арендной платы с учетом коэффициента-дефлятора в 2017 году (руб. за 1 кв. м в год): 18 114 руб. 66 коп.
Пунктом 1 Постановления N 800-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" с 01.01.2017 установлена ставка арендной платы в размере 4500 руб. за кв. м в год:
- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1 постановления);
- субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.2 постановления);
- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства соответствуют одному из следующих условий: используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области: торговли товарами продовольственных групп; социального питания; бытового обслуживания; физической культуры и спорта; культуры; производства; ремесленной деятельности (пункт 1.3.1 постановления); используют труд инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов (пункт 1.3.2 постановления).
Постановлением N 812-ПП из пункта 1.1 Постановления N 800-ПП исключен абзац, предусматривавший необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом.
Постановление N 800-ПП дополнено пунктом 1 (1), согласно которому в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 данного постановления.
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления N 800-ПП имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 (1) этого постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 (1) данного постановления.
Исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1 (1) и 2.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017, для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4500 руб. за кв. м; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3500 руб. за кв. м.
Наличие в соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению с 01.01.2017 льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в пункте 1.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с указанной даты, и не требует подписания соглашения о применении указанной ставки.
Указанная правовая позиция содержится в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2020 по делам N 305-ЭС20-1800 (N А40-46725/2019), 305-ЭС19-26856 (N А40-36273/2019), 305-ЭС19-26744 (N А40-43825/2018).
Поскольку обжалуемые судебные акты по настоящему делу приняты без проверки вопросов об относимости арендатора с 2017 года к субъектам малого предпринимательства и, соответственно распространение на него положений Постановления 800-ПП с указанного периода, то решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2020 в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует необходимо рассмотреть первоначальные и встречные исковые требования с учетом правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2020 по делам N 305-ЭС20-1800 (N А40-46725/2019), 305-ЭС19-26856 (N А40-36273/2019), 305-ЭС19-26744 (N А40-43825/2018), установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения настоящего спора, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценить представленные в дело доказательства, дать оценку всем доводам ответчика и с надлежащим применением закона принять законное и обоснованное решение
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2020 по делу N А40-180660/2018 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
М.Д. Ядренцева |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 309, 310, 330, 450,452, 606, 614, 618 Гражданского кодекса Российской Федерации, установили, что на стороне ответчика имеется задолженность по арендной плате, доказательства оплаты задолженности не представлены, арендатор систематически нарушал условия договора, в связи с чем пришли к выводу о наличии оснований для признания требований по первоначальному иску обоснованными.
...
Пунктом 1 Постановления N 800-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" с 01.01.2017 установлена ставка арендной платы в размере 4500 руб. за кв. м в год:
...
Постановлением N 812-ПП из пункта 1.1 Постановления N 800-ПП исключен абзац, предусматривавший необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 декабря 2020 г. N Ф05-15289/20 по делу N А40-180660/2018
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15289/20
05.05.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11957/2022
11.01.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-180660/18
04.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15289/20
14.08.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-351/20
20.12.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-180660/18
31.10.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-180660/18