город Москва |
|
9 января 2024 г. |
Дело N А40-10840/2023 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Хвостовой Н.О.,
рассмотрев в порядке части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
на решение от 27.04.2023,
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 01.09.2023,
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятые в порядке упрощенного производства,
в деле по иску ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ЛОКОТРАНС"
к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Локотранс" (далее - ЗАО "ЛОКОТРАНС", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании пени в размере 99 822 руб. 76 коп.
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023, исковые требования удовлетворены частично, с ОАО "РЖД" в пользу ЗАО "ЛОКОТРАНС" взысканы пени в размере 90 000 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции ОАО "РЖД" обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в уменьшенном размере, с учетом пунктов 6.3, 6.4 Правил N 245 и статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, а обжалуемые судебные акты были приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
В поступившем отзыве ЗАО "ЛОКОТРАНС" возражало против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 55 постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" арбитражным судом кассационные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования (часть 2 статьи 284, часть 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела и рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статей 284, 286, 287, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также соответствие выводов в обжалуемых судебных актах, имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя, по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ответчик в качестве перевозчика осуществил перевозку для истца грузов железнодорожным транспортом, что подтверждается представленными в материалы дела железнодорожными накладными.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, истец указал, что перевозчиком был нарушен нормативный срок доставки грузов, нарушение срока доставки грузов составила от 1 до 18 суток, в связи с чем с ответчика подлежат взысканию пени, начисленные на основании статьи 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) в размере 99 822 руб. 76 коп.
Удовлетворяя исковые требования ОАО "РЖД" в уменьшенном размере, руководствуясь положениями статей 309, 310, 330, 333, 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 29, 97 Устава железнодорожного транспорта, Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245 (далее - Правилами N 245), а также правовыми позициями и разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях Президиума ВАС РФ от 13.11.2012 N 9406/12, от 29.01.2013 N 11637/12, от 17.12.2013 N 12945/13, в определении ВАС РФ от 07.04.2014 N ВАС-3952/14, в определениях от 18.01.2018 N 305-ЭС17-13822, от 27.03.2019 N 305-ЭС19-1847, в пункте 27 Обзора судебной практики ВС РФ N2 (2018), в пунктах 71, 72 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суды первой и апелляционной инстанций установив факт нарушения срока доставки грузов, признали исковые требования о взыскании пени обоснованными по праву, однако, посчитали необходимым произвести перерасчет размера пени до суммы 90 000 руб., применив положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с несоразмерностью начисленных штрафных санкций последствиям нарушенного обязательства.
Доводы ответчика о необходимости увеличения срока доставки грузов на основании пункта 6.3 Правил N 245, были правомерно отклонены судами, как документально не подтвержденные, в том числе путем представления материалов расследования и акта рекламации формы ВУ-41, с отметкой о результатах расследования причин возникновения неисправности по вине иного лица (не перевозчика).
При этом суды отметили, что акты общей формы не подтверждают факт возникновения технической неисправности вагонов в пути следования по не зависящим от перевозчика причинам.
Ссылка ответчика на Указ Губернатора Саратовской области N 171-р от 21.02.2022, в качестве обстоятельства, увеличивающего срок доставки грузов, была отклонена судами, поскольку данное распоряжение не ограничивает и не прекращает перевозки порожних грузовых вагонов.
Кроме того, суды верно указали, что в подтверждение причин возникновения обстоятельств установленных статьей 29 Устава железнодорожного транспорта ответчиком в материалы дела не были представлены следующие документы: решение руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, документ, подтверждающий уведомление об ограничении движения железнодорожного транспорта Правительства Российской Федерации, документ, подтверждающий уведомление владельцев инфраструктур о введении ограничения движения железнодорожного транспорта, документ, подтверждающий уведомление грузоотправителей о прекращении и об ограничении перевозок порожних грузовых вагонов.
Выводы судов об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о наличии оснований для дополнительного применения к сумме пени положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также о наличии обстоятельств, увеличивающих срок доставки грузов, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023 по делу N А40-10840/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы ответчика о необходимости увеличения срока доставки грузов на основании пункта 6.3 Правил N 245, были правомерно отклонены судами, как документально не подтвержденные, в том числе путем представления материалов расследования и акта рекламации формы ВУ-41, с отметкой о результатах расследования причин возникновения неисправности по вине иного лица (не перевозчика).
...
Ссылка ответчика на Указ Губернатора Саратовской области N 171-р от 21.02.2022, в качестве обстоятельства, увеличивающего срок доставки грузов, была отклонена судами, поскольку данное распоряжение не ограничивает и не прекращает перевозки порожних грузовых вагонов.
Кроме того, суды верно указали, что в подтверждение причин возникновения обстоятельств установленных статьей 29 Устава железнодорожного транспорта ответчиком в материалы дела не были представлены следующие документы: решение руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, документ, подтверждающий уведомление об ограничении движения железнодорожного транспорта Правительства Российской Федерации, документ, подтверждающий уведомление владельцев инфраструктур о введении ограничения движения железнодорожного транспорта, документ, подтверждающий уведомление грузоотправителей о прекращении и об ограничении перевозок порожних грузовых вагонов."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 января 2024 г. N Ф05-28773/23 по делу N А40-10840/2023