город Москва |
|
29 декабря 2020 г. |
Дело N А40-53642/2020-144-426 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по городу Москве
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 октября 2020 г.,
по делу N А40-53642/2020-144-426
по заявлению Товарищества собственников жилья "Панорама"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по городу Москве
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 020230 от 04 марта 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: Инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по городу Москве (далее - ИФНС России N 3 по городу Москве, налоговый орган) в отношении товарищества собственников жилья "Панорама" (далее - ТСЖ "Панорама", товарищество, заявитель) проведена проверка соблюдения валютного законодательства, в ходе проведения которой установлены нарушения Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 16 августа 2017 г. N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция), выразившиеся в нарушении установленных сроков предоставления документов, связанных с проведенной валютной операцией не более чем на тридцать дней.
Так, налоговым органом установлено, что 06 декабря 2013 г. ТСЖ "Панорама" заключило с нерезидентом - Компанией "Ланолин Трейдинг Энд Инвестментс Лимитед" (Кипр) договор на оказание услуг N 12/2013-1.
На основании вышеуказанного договора товариществом 15 января 2019 г. в банке АКБ "Абсолют банк" был оформлен паспорт сделки N 14030001/2706/0002/3/1.
Во исполнение нерезидентом - Компанией "Ланолин Трейдинг Энд Инвестментс Лимитед" (Кипр) обязательств по вышеуказанному данному договору ТСЖ "Панорама" 14 января 2019 г. на счет N 407038104000000006962, открытый в банке АКБ "Абсолют банк", произведены следующие зачисления: 471 626 руб. 63 коп. за услуги по эксплуатации инженерных систем и парковочных мест (N 9) и 504 241 руб. 81 коп. за услуги по обеспечению тепла и водоснабжению (N 8).
Сведения, связанные с проведением операций от 14 января 2019 г. по зачислению на счет N 407038104000000006962 сумм в размере 471 626 руб. 63 коп. и 504 241 руб. 81 коп. (оплата по договору от 06 декабря 2013 г. N 12/2013-1), ТСЖ "Панорама" должно было представить в уполномоченный банк не позднее 04 февраля 2019 г.
Между тем, фактически документы были представлены в уполномоченный банк товариществом лишь 11 марта 2019 г., то есть с нарушением установленного срока на 24 дня.
На основании полученных данных 20 февраля 2020 г. в отношении ТСЖ "Панорама" был составлен протокол об административном правонарушении N 7703020230, в котором зафиксировано выявленное нарушение.
Постановлением ИФНС России N 3 по городу Москве от 04 марта 2020 г. по делу об административном правонарушении N 020230 ТСЖ "Панорама" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере в размере 20 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ТСЖ "Панорама" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 3 по городу Москве о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 июля 2020 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 октября 2020 г. решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление ИФНС России N 3 по городу Москве от 04 марта 2020 г. N 020230 о привлечении ТСЖ "Панорама" к административной ответственности по части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ.
В кассационной жалобе ИФНС России N 3 по городу Москве просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что оно принято при неправильном применении норм материального права, поскольку ТСЖ "Панорама" допущено нарушение сроков представления в уполномоченный банк документов, связанных с проведением валютной операции от 14 января 2019 г. в размере 471 626 руб. 63 коп., 504 241 руб. 81 коп., которые заявитель должен был представить не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления на расчетный счет, т.е. не позднее 04 февраля 2019 г., в то время как документы были представлены лишь 11 марта 2019 г.; Инструкция N 181-И не исключила обязанность и сроки представления резидентами документов и информации при совершении валютных операций.
В отзыве на кассационную жалобу ТСЖ "Панорама" просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) определены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Согласно части 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о валютном регулировании для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 части 3 статьи 23 Закона о валютном регулировании).
В соответствии с пунктом 2.23 Инструкции при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации по договорам, принятым на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II настоящей Инструкции, резидент в порядке, согласованном уполномоченным банком с резидентом, должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее пятнадцати рабочих дней после даты ее зачисления на расчетный счет резидента, указанной в выписке по операциям на счете.
С 01 марта 2018 г. Инструкция N 138-И от 04 июня 2012 г. утратила силу в связи с принятием Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 16 августа 2017 г. N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция N 181-И).
В силу пункта 2.23 Инструкции N 181-И при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации по договорам, принятым на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II настоящей Инструкции, резидент в порядке, согласованном уполномоченным банком с резидентом, должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее пятнадцати рабочих дней после даты ее зачисления на расчетный счет резидента, указанной в выписке по операциям на счете.
В отличие от ранее действовавшей Инструкции N 138-И действующая Инструкция N 181-И не содержит указание на представление справки о валютной операции, однако по-прежнему предусматривает обязанность и сроки представления резидентами документов и информации при совершении валютных операций (пункт 2.23).
По сути, Инструкцией N 181-И изменено требование к форме информирования банка, но не исключена соответствующая обязанность по информированию, которая в данном случае не была исполнена товариществом.
Действия, связанные с нарушением установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из тех обстоятельств, ТСЖ "Панорама" в срок, установленный законом, т.е. не позднее 04 февраля 2019 г., представило в уполномоченный банк подтверждающие документы и информацию при осуществлении валютных операций, а именно: 17 января 2019 г. в ОАО "Абсолют Банк" поступила справка о подтверждающих документах от 15 января 2019 г., копия счета N ТО-12/18 от 31 декабря 2018 г. и копия счета N 12-ком/лтэил от 31 декабря 2018 г., а 11 марта 2019 г., т.е. в день, учитываемый инспекцией как день исполнения обязанности по подаче в уполномоченный банк документов и информации, связанных с зачислением на счет заявителя денежных средств от нерезидента, заявителем дополнительно была подана в банк справка о валютных операциях, являющаяся не обязательным для отчетности документом, но дополнительно затребованная банком, которая полностью дублирует всю информацию, представленную заявителем в справке о подтверждающих документах.
Между тем, необходимо отличать представление документов и информации при осуществлении валютных операций от представления справки о подтверждающих документах в качестве формы учета и отчетности по валютным операциям и самих подтверждающих документов.
Поэтому представление товариществом справки о подтверждающих документах, а также документов, подтверждающих оказание товариществом услуг нерезиденту, не означало выполнение товариществом требований закона о представлении документов и информации, связанных с последующим зачислением валюты Российской Федерации на счет товарищества - после оказания таких услуг и выставления счетов, в котором зафиксировано оказание услуг на указываемые в счетах суммы.
В связи с этим поступление в ОАО "Абсолют Банк" справки о подтверждающих документах от 15 января 2019 г. с указанием ожидаемого срока репатриации валюты, копий счетов от 31 декабря 2018 г., вопреки выводам суда апелляционной инстанции и мнению товарищества, не могло свидетельствовать о выполнении товариществом обязанности по представлению документов и информации по совершению валютных операций.
Как установил суд первой инстанции, товарищество представило документы и информацию по валютным операциям 14 января 2019 г. в уполномоченный банк лишь 11 марта 2019 г. (при установленном сроке - не позднее 04 февраля 2019 г.), за что и привлечено к административной ответственности по части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ оспариваемым постановлением инспекции.
Как следует из решения суда первой инстанции, требования КоАП РФ к порядку, сроку давности привлечения к административной ответственности и назначению административного наказания инспекцией соблюдены.
Выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления инспекции являются правильными.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Учитывая изложенное постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 октября 2020 г. подлежит отмене, а решение Арбитражного суда города Москвы от 24 июля 2020 г. - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 октября 2020 г. по делу N А40-53642/2020-144-426 отменить.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24 июля 2020 г. по тому же делу оставить в силе.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Как установил суд первой инстанции, товарищество представило документы и информацию по валютным операциям 14 января 2019 г. в уполномоченный банк лишь 11 марта 2019 г. (при установленном сроке - не позднее 04 февраля 2019 г.), за что и привлечено к административной ответственности по части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ оспариваемым постановлением инспекции.
...
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Учитывая изложенное постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 октября 2020 г. подлежит отмене, а решение Арбитражного суда города Москвы от 24 июля 2020 г. - оставлению в силе."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 декабря 2020 г. N Ф05-19312/20 по делу N А40-53642/2020