город Москва |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А40-59434/20-121-321 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ИП Садовникова Н.К.: Зубкова А.Н. (дов. от 18.01.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы: Кальщиковой А.П. (дов. N 17-17-320/20 от 03.07.2020 г.);
рассмотрев 19 января 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06 июля 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2020 г.
по делу N А40-59434/20-121-321
по заявлению индивидуального предпринимателя Садовникова Николая Константиновича
к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы
о признании незаконным решения (уведомления) от 17 марта 2020 г. N 004495-2020,
УСТАНОВИЛ: 29 февраля 2020 г. индивидуальный предприниматель Садовников Николай Константинович (далее - ИП Садовников Н.К., предприниматель, заявитель) обратился в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее - Департамент) с заявлением о выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы на транспортное средство марки Тойота Хайландер, государственный регистрационный знак Х 869 РН 799 (номер заявления 0001-9000003-77200101-0007274/20).
Уведомлением от 17 марта 2020 г. N 004495-2020 Департамент отказал ИП Садовникову Н.К. в выдаче соответствующего разрешения на основании пункта 2.10 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешения, переоформлению разрешения, выдаче дубликата разрешения и аннулированию разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на территории города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы "О мерах по реализации Федерального закона N 69-ФЗ от 21 апреля 2011 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 278-ПП от 28 июня 2011 г. (далее - Административный регламент), указав на несоответствие заявления и представленных документов требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, административным регламентом оказания услуги.
Считая свои права нарушенными, ИП Садовников Н.К. обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы о признании незаконным решения от 17 марта 2020 г. N 004495-2020 об отказе в предоставлении государственной услуги "Выдача разрешения, переоформление разрешения, выдача дубликата разрешения и аннулирование разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 июля 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2020 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, ссылаясь на отсутствие в материалах дела надлежащих доказательств, подтверждающих соответствие спорного автомобиля техническим требованиям. Указано также на то, что спорное транспортное средство не предназначено для коммерческих перевозок пассажиров, согласно сведениям, размещенным на сайте Госстандарта (www.gost.ru).
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ИП Садовникова Н.К. возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
Частью 2 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ предусмотрено, что разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.
Согласно Положению о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 15 февраля 2011 г. N 32-ПП, на Департамент возложены полномочия по выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы (пункт 6.30).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила N 112), которые устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.
Из пункта 2 указанных правил следует, что "легковое такси" - транспортное средство категории "М1", используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования; "транспортное средство категории "М1" - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения.
Таким образом, легковым такси является транспортное средство категории М1.
Пунктом 3.1 ГОСТ Р 52051-2003 предусмотрено, что категория М1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.
При этом спорный автомобиль относится к категории "М1".
Из пункта 7 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. N 877 (далее - Технический регламент), следует, что транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту, что подтверждается их маркировкой единым знаком обращения продукции на рынке в соответствии с разделом VI настоящего технического регламента.
Документами, удостоверяющими соответствие требованиям настоящего технического регламента при выпуске в обращение, являются: для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа, - одобрение типа транспортного средства; для шасси - одобрение типа шасси; для единичных транспортных средств - свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства; для компонентов транспортных средств - декларация о соответствии или сертификат соответствия (пункт 8 Технического регламента).
Паспорта (ПТС) не выдаются в условиях отсутствия документов, удостоверяющих соответствие транспортных средств (шасси) требованиям, установленным Техническим регламентом.
Приказами МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 г. утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, пунктом 5 которого установлено, что организациями и (или) предпринимателями паспорта (ПТС) выдаются на транспортные средства и (или) шасси, изготовленные ими после 01 июля 1993 г. и реализуемые на территории Российской Федерации, при наличии у организаций и предпринимателей документов, удостоверяющих соответствие транспортных средств (шасси) требованиям, установленным Техническим регламентом ТС 018/2011, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (одобрения типа транспортного средства, выданного на полнокомплектное (конечное) изделие независимо от числа организаций, участвующих в его изготовлении).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения, поскольку спорное транспортное средство общества соответствует требованиям законодательства о перевозке пассажиров и багажа легковыми такси.
Судами установлено, что в паспорте транспортного средства в строке 17 указывается на одобрение типа транспортного средства от 12 декабря 2013 г. N E-US.MT02.B.00840 и на сайте Госстандарта (www.gost.ru) имеется как минимум 4 одобрения типа транспортного средства TOYOTA HIGHLANDER (Тойота Хайландер).
При этом транспортное средство предпринимателя до 07 ноября 2019 г. имело государственный регистрационный знак А 340 ОВ 777, на которое, согласно сведениям с портала www.mos.ru, было выдано разрешение на деятельность такси со сроком действия с 20 апреля 2018 г. до 19 апреля 2023 г.
Кроме того, TOYOTA HIGHLANDER (Тойота Хайландер) присвоена категория "В", что соответствует категории "М1" в международной классификации.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В качестве способа устранения нарушенных прав заявителя суд обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя в установленном законом порядке в течение 30 дней со дня вступления судебного акта в законную силу.
Суд кассационной инстанции полагает, что избранный способ приведет к восстановлению нарушенного права.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06 июля 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2020 г. по делу N А40-59434/20-121-321 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 7 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. N 877 (далее - Технический регламент), следует, что транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту, что подтверждается их маркировкой единым знаком обращения продукции на рынке в соответствии с разделом VI настоящего технического регламента.
...
Приказами МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 г. утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, пунктом 5 которого установлено, что организациями и (или) предпринимателями паспорта (ПТС) выдаются на транспортные средства и (или) шасси, изготовленные ими после 01 июля 1993 г. и реализуемые на территории Российской Федерации, при наличии у организаций и предпринимателей документов, удостоверяющих соответствие транспортных средств (шасси) требованиям, установленным Техническим регламентом ТС 018/2011, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (одобрения типа транспортного средства, выданного на полнокомплектное (конечное) изделие независимо от числа организаций, участвующих в его изготовлении)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 января 2021 г. N Ф05-21798/20 по делу N А40-59434/2020