г. Москва |
|
3 марта 2021 г. |
Дело N А40-311829/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2021.
Полный текст постановления изготовлен 03.03.2021.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Закутской С.А.,
судей Зверевой Е.А., Михайловой Л.В.,
при участии в судебном заседании:
от Вегера Руслана Леонидовича - Вегера Р.Л., лично, паспорт;
рассмотрев 01.03.2021 в судебном заседании кассационную жалобу Вегера Руслана Леонидовича
на определение Арбитражного суда города Москвы от 06 июля 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2020 года
по заявлению Вегера Руслана Леонидовича о включении задолженности в размере 11 321 754 руб. в реестр требований кредиторов должника - ООО "ОРИОН",
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 21 октября 2019 года общество с ограниченной ответственностью "ОРИОН" (ООО "ОРИОН") признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим должника утвержден Василенков Иван Владимирович, член Союза "МЦАУ".
Сообщение о признании должника несостоятельным (банкротом) опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 202 от 02 ноября 2019 года.
Вегера Руслан Леонидович обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника ООО "ОРИОН" задолженности в размере 11 321 754 руб.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 06 июля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2020 года, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Вегера Р.Л. обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просил отменить определение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Отзывы на кассационную жалобу в адрес суда не поступили.
Кредитор, заявляя о включении задолженности в реестр требований кредиторов должника, указал, что 27 ноября 2019 года между ним и ООО "МЕГАСТРОЙ" был заключен договор уступки прав требования (цессии), по условиям которого к нему перешло право требования к должнику по договору купли-продажи товара N 01/07-2017 от 01 июля 2017 года, заключенному между ООО "МЕГАСТРОЙ" (продавец) и ООО "ОРИОН" (покупатель).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что заявитель не представил надлежащих доказательств, подтверждающих реальность правоотношений сторон по договору купли-продажи товара N 01/07-2017 от 01 июля 2017 года, в том числе, подтверждающих факт транспортировки и доставки должнику товара в указанном им количестве (товарно-транспортные накладные, путевые листы, ж/д накладные и т.п.), а также доказательств приобретения товара поставщиком, хранения товара, его погрузки-разгрузки.
Вегера Р.Л., оспаривая принятые судебные акты, сослался на то, что суды не учли, что товарно-транспортная накладная составляется только тогда, когда для перевозки груза привлекается транспортная компания, при этом товарно-транспортные накладные не являются первичными документами для постановки на бухгалтерский учет товарно-материальных ценностей, а служат лишь основанием для перевозки ТМЦ и расчетов с перевозчиком ТМЦ.
По мнению заявителя, представленных в обоснование задолженности УПД достаточно для подтверждения долга, при том что суды не учли, что кредитор как цессионарий ограничен в предоставлении первичной документации.
Кроме того, заявитель указал, что суд первой инстанции не дал оценки тем обстоятельствам, что экономические отношения с ООО "Курский Солод" и сведения о работниках должника подтверждены имеющимися в деле документами.
Заявитель в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, заслушав заявителя, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление N 35) разъяснено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.
При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности, поскольку может иметь место злонамеренное соглашение должника и конкретного кредитора с целью причинения вреда имущественным правам иных кредиторов либо с целью ведения контролируемого банкротства.
Таким образом, в деле о банкротстве включение задолженности в реестр требований кредиторов должника возможно только в случае установления действительного наличия обязательства у должника перед кредитором, которое подтверждено соответствующими доказательствами.
В настоящем случае судами установлено, что по условиям п. 2.2 договора купли-продажи товара N 01/07-2017 от 01 июля 2017 года передача товара производится по соглашению сторон на складе продавца или покупателя.
01 февраля 2017 года между ООО "Паритет-МСК" и ООО "Д8" (ООО "Орион") был заключен договор субаренды N 386, согласно условиям которого ООО "ПаритетМСК" передает должнику во временное владение и пользование в качестве склада нежилое помещение N 204, расположенное на 2 этаже здания по адресу: 115201, г. Москва, ЮАО, 2-й Котляковский пер., д. 1, стр. 6, площадью 423,6 кв. м (п. 2.1, 2.3 договора).
Вместе с тем, как установили суды, доказательства, подтверждающие факт транспортировки и доставки должнику товара в указанном им количестве (товарно-транспортные накладные, путевые листы, ж/д накладные и т.п.) на склад, равно как доказательства приобретения товара поставщиком, хранения товара, его погрузки-разгрузки, материалы дела не содержат.
Кроме того, суды учли, что первичные документы по договору субаренды N 386 от 01 февраля 2017 года (акты об оказании услуг, платежные документы), которые могли бы подтвердить внесение ООО "Орион" гарантийного платежа, а также оплату пользования нежилыми помещениями, заявителем также не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу об отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих наличие задолженности ООО "ОРИОН", в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований, при этом приобретение долга по договору цессии не освобождает цессионария от доказывания обстоятельств наличия долга.
Суды, исследовав и оценив все представленные сторонами доказательства, а также доводы и возражения участвующих в деле лиц, руководствуясь положениями действующего законодательства, правильно определили спорные правоотношения, с достаточной полнотой выяснили имеющие существенное значение для дела обстоятельства, при этом выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Переоценка доказательств и установление новых обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены определения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не нарушены, нормы материального права применены судами правильно, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 06 июля 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2020 года по делу N А40-311829/18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.А. Закутская |
Судьи |
Л.В. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"решением Арбитражного суда города Москвы от 21 октября 2019 года общество с ограниченной ответственностью "ОРИОН" (ООО "ОРИОН") признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим должника утвержден Василенков Иван Владимирович, член Союза "МЦАУ".
...
Определением Арбитражного суда города Москвы от 06 июля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2020 года, в удовлетворении заявления отказано.
...
В пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление N 35) разъяснено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 марта 2021 г. N Ф05-24632/20 по делу N А40-311829/2018
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24632/20
14.04.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10103/2022
24.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24632/20
21.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12000/2021
15.03.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-76165/20
03.03.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-73151/20
03.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24632/20
16.10.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-38874/20
02.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13658/20
06.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-311829/18
01.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-311829/18
23.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-311829/18
21.10.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-311829/18
11.10.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-48941/19
15.04.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-311829/18