город Москва |
|
05 марта 2021 г. |
Дело N А41-105438/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Осипов С.А., доверенность от 20.01.2021;
от заинтересованного лица: Захарова Д.А., доверенность от 24.12.2019;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 01 марта 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Минжилполитики Московской области
на решение от 03 июля 2020 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 03 ноября 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-105438/19
по заявлению ООО "ПРОМГАЗСТРОЙ"
об оспаривании решения
к Минжилполитике Московской области,
третьи лица: Мособлархитектура, Администрация городского округа Люберцы,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпромнефть" (с учетом изменения наименования в порядке статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ООО "ПРОМГАЗСТРОЙ") (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Минжилполитике Московской области (далее - министерство) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0020102:141 по обращению от 17.09.2019 N 66723 и об обязании выдать разрешение на строительство.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Мособлархитектура и Администрация городского округа Люберцы.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 июля 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 ноября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Минжилполитика Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель обязан в порядке статей 41, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с ГрК РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 7 статьи 51 ГрК РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос".
К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 ГрК РФ;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 ГрК РФ проектной документации;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 ГрК РФ), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 ГрК РФ, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 ГрК РФ;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 ГрК РФ);
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
10) копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество на основании договора аренды от 01.01.2000 N 1 и соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 26.12.2016 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:22:0020102:141 с видом разрешенного использования - под размещение объекта строительства многоэтажного жилого дома.
В границах данного участка расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером 50:22:0020101:2365, принадлежащий обществу на праве собственности.
Заявлением от 08.09.2019 N 66723 общество обратилось в министерство за выдачей разрешения на строительство.
К указанному заявлению общество приложило следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка от 13.06.2018 N RU50513000-MSK003760, проектную документацию с приложением необходимых документов и положительное заключение экспертизы от 26.12.2018 N 31-2-1-3-0225-18.
В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
По результатам рассмотрения заявления общества от 08.09.2019 N 66723 министерством в адрес общества направлено уведомление от 17.09.2019 об отказе в выдаче разрешения на строительство.
В качестве оснований для отказа указано:
13.1.1. Отсутствие документов, предусмотренных пунктом 10.5.1 Административного регламента предоставления Министерством строительного комплекса Московской области государственной услуги по выдаче (продлению) разрешений на строительство объектов капитального строительства на территории Московской области (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, объектов, относящихся к полномочиям органов исполнительной власти и организаций, наделенных специальной компетенцией), утвержденного распоряжением Минстроя Московской области от 07.07.2017 N 239 (далее - Административный регламент), а именно: отсутствие документов, указанных в части 7 статьи 51 ГрК РФ: проектная документация разработана не в соответствии с информацией градостроительного плана земельного участка от 13.06.2018 N RU50513000-MSK003760, подготовленного Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области (в составе проектной документации отсутствуют сведения о проектировании объекта в границах 1-го, 2-го, 3-го пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения или об отсутствии расположения объекта в таких границах. В случае расположения объекта в границах 1-го, 2-го, 3-го пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в проектной документации должно быть указание (наименование услуги) о ее разработке в соответствии с СП 2.1.4.2625-10 Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 N 45, и других нормативных правовых актов по установлению зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения).
13.1.2. Несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка:
- несоответствие проекту планировки территории, утвержденному постановлением Главы городского поселения Октябрьский Люберецкого муниципального района Московской области от 02.04.2007 N 62-ПГ (общая площадь здания жилого дома по проекту планировки территории - 40.569,50 кв.м, по проектной документации - 53.583,40 кв.м (превышение на 13.013,9 кв.м); превышение этажности объекта (по проекту планировки территории - 17-19 этажей, по ПД - 24 этажа));
- отсутствие проекта межевания территории в соответствии с частью 2 статьи 41 ГрК РФ (земельный участок с кадастровым номером 50:22:0020102:141 расположен в границах территории, применительно к которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (КУРТ-19)).
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 ГрК РФ).
Суды обоснованно отклонили доводы министерства, изложенные в уведомлении от 17.09.2019 и отзыве на заявление по настоящему делу ввиду следующего.
В части 13 статьи 51 ГрК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории).
Судами установлено, что при обращении за получением разрешения на строительство общество представило все необходимые документы, подтверждающие строительство многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями в соответствии с параметрами и ограниченными, определенными в градостроительном плане земельного участка, проекте планировки и правилах землепользования и застройки.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 57.3 ГрК РФ, градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В градостроительном плане земельного участка содержится информация о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается (пункт 6 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ).
В силу части 2.1 статьи 38 ГрК РФ, предельные параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства. Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать в себя требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.
В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров (часть 3 статьи 38 ГрК РФ).
По смыслу статей 41-46 ГрК РФ, градостроительный план земельного участка по существу является обобщенной выпиской из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом, градостроительный план земельного участка не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Суды установили, что исходя из содержания градостроительного плана земельного участка от 13.06.2018 N RU50513000-MSK003760, земельный участок с кадастровым номером 50:22:0020102:141 и объект строительства не находятся в границах 1-го, 2-го, 3-го пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Частью 12 статьи 48 ГрК РФ также не предусмотрено включение в проектную документацию по строительство объекта капитального строительства раздела либо сведений об отсутствии расположения объекта в границах 1-го, 2-го, 3-го пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Иных доказательств нахождения земельного участка с кадастровым номером 50:22:0020102:141 и объекта строительства с кадастровым номером 50:22:0020101:2365 в границах 1-го, 2-го, 3-го пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения судам не представлено.
Часть 2 статьи 41 ГрК РФ не содержит оснований для выдачи либо для отказа в выдаче разрешения на строительство, в связи с чем, ссылка министерства на данную норму обоснованно признана судами несостоятельной.
В силу части 6 статьи 41 ГрК РФ, подготовка проекта межевания территории может осуществляться в составе проекта планировки территории.
Кроме того, согласно пункту 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ, реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории предоставляются заявителем в случае получения разрешения на строительство линейного объекта.
Суды установили, что в данном случае разрешение на строительство испрашивается для строительства жилого многоквартирного дома.
Довод министерства о несоответствии объекта Проекту планировки территории, утвержденному постановлением Главы городского поселения Октябрьский Люберецкого муниципального района Московской области от 02.04.2007 N 62-ПГ (далее - Постановление N 62-ПГ), (общая площадь здания жилого дома по проекту планировки территории - 40.569,50 кв.м, по проектной документации - 53.583,40 кв.м (превышение на 13.013,9 кв.м); превышение этажности объекта (по проекту планировки территории - 17-19 этажей, по ПД - 24 этажа)) также обоснованно отклонен судами, поскольку пунктом 2 части 11 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на строительство проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Суды отметили, что проверка проектной документации по строительству не являющегося линейным объекта на соответствие проекту планировки действующим законодательством не предусмотрена.
Пунктами 13.1.1 и 13.1.2 Административного регламента установлено, что основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство является отсутствие документов, предусмотренных подпунктом 10.5.1 Административного регламента, несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
Суды отметили, что перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, содержащийся в подпункте 10.5.1 Административного регламента, совпадает с содержанием части 7 статьи 51 ГрК РФ.
Дополнительных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, по сравнению с частью 13 статьи 51 ГрК РФ, в разделе 13 Административного регламента не содержится.
При данных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ не основан на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы общества, поскольку обществом представлены все необходимые документы для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Также судами установлено, что Постановлением N 62-ПГ утвержден Проект планировки территории и проект строительства многоэтажного жилого дома по ул. Ленина в городском поселении Октябрьский. Исходя из содержания Постановления N 62-ПГ, проект планировки утвержден по заявлению ООО "М-Строй" - предыдущего арендатора земельного участка с кадастровым номером 50:22:0020102:141 и предыдущего собственника объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 50:22:0020101:2365.
Суды указали, что в материалы дела представлена копия Постановления N 62-ПГ, вместе с тем, проект планировки территории и проект строительства многоэтажного жилого дома по ул. Ленина в городском поселении Октябрьский, содержащие параметры и характеристики жилого многоквартирного дома, предполагаемого к строительству в соответствии с указанными проектами, министерством судам не представлены.
Суды установили, что проектной документацией N 25-12/18/П-ПЗ, подготовленной ООО "Парнас" в 2018 году по заказу общества, и на которую получено положительное заключение экспертизы от 26.12.2018 N 31-2-1-3-0225-18, предусмотрено строительство в границах земельного участка с кадастровым номером 50:22:0020102:141 многоквартирного дома, общей площадью 53.583,40 кв.м, количество этажей - 25 (включая подземный), этажность - 24 этажа, из которых: 22 жилых этажа, 2 нежилых этажа, 1 этаж подземный.
Суды указали, что в обоснование довода о несоответствии проектной документации проекту планировки территории министерство ссылалось на проект планировки группы жилых домов по ул. Ленина в муниципальном образовании городское поселение Октябрьский Люберецкого района Московской области, подготовленный ООО "АКАР" в 2013 году. Данный проект предполагает строительство жилого дома первой очереди строительства высотой 17-19 этажей, общей площадью 40.569,50 кв.м. При этом данный проект предусматривает строительство жилых домов высотой до 24 этажей с подземными этажами; очередь строительства 24-этажного дома проектом планировки не определена.
Между тем, сведений и юридически значимых документов, подтверждающих, что проект планировки группы жилых домов по ул. Ленина в муниципальном образовании городское поселение Октябрьский Люберецкого района Московской области, подготовленное ООО "АКАР" в 2013 году, утвержден Постановлением N 62-ПГ, равно как и внесение изменений в данное постановление и/или в проект планировки в 2013 году, судам не представлено.
Ссылки министерства на постановление Администрации городского поселения Октябрьский Люберецкого муниципального района Московской области от 05.04.2011 N 60-ПА об утверждении планировки территории также обоснованно отклонены судами, поскольку данное постановление вынесено по заявлению ООО "Кит" об утверждении проекта планировки, разработанного ГУП МО "НИиПИ Градостроительства", на строительство жилого дома по ул. Ленина, д. 25, в то время как земельный участок общества расположен по адресу: ул. Ленина, д. 56.
Суды обоснованно заключили, что при данных обстоятельствах министерство не имеет достаточных правовых оснований ссылаться на проект планировки группы жилых домов по ул. Ленина в муниципальном образовании городское поселение Октябрьский Люберецкого района Московской области, подготовленный ООО "АКАР" в 2013 году, как доказательства несоответствия параметров объекта строительства проекту планировки.
Судами установлено, что Постановление N 62-ПГ отменено либо изменено. Градостроительный план земельного участка от 13.06.2018 N RU50513000-MSK003760 и проектная документация подготовлены в соответствии с проектом планировки, утвержденным Постановлением N 62-ПГ. Проектная документацию прошла экспертизу на соответствие параметров объекта строительства требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий.
Кроме того, суды установили, что градостроительный план земельного участка от 13.06.2018 N RU50513000-MSK003760 содержит сведения о предельных параметрах объекта строительства, исходя из требований Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Люберцы Московской области, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Люберцы Московской области от 20.12.0217 N 164/18, разрешающих строительство в границах земельного участка жилого дома этажностью 24 этажа.
При этом по смыслу статей 30, 41 и 42 ГрК РФ, правила землепользования и застройки как документ градостроительного зонирования, устанавливающий градостроительный регламент, являются первичными по отношении к проекту планировки территории.
В этой связи суды пришли к обоснованному выводу о том, что проектная документация, представленная при получении разрешения на строительства, соответствует разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и градостроительным законодательством, действующим на момент обращения и рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство. Доказательств обратного судам не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку отказ министерства в выдаче разрешения на строительство по обращению от 17.09.2019 N 66723 признан незаконным, суды пришли к обоснованному выводу о том, что права общества подлежат восстановлению путем возложения на министерство обязанности выдать разрешение на строительство.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 03 июля 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 ноября 2020 года по делу N А41-105438/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Минжилполитики Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что Постановление N 62-ПГ отменено либо изменено. Градостроительный план земельного участка от 13.06.2018 N RU50513000-MSK003760 и проектная документация подготовлены в соответствии с проектом планировки, утвержденным Постановлением N 62-ПГ. Проектная документацию прошла экспертизу на соответствие параметров объекта строительства требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий.
Кроме того, суды установили, что градостроительный план земельного участка от 13.06.2018 N RU50513000-MSK003760 содержит сведения о предельных параметрах объекта строительства, исходя из требований Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Люберцы Московской области, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Люберцы Московской области от 20.12.0217 N 164/18, разрешающих строительство в границах земельного участка жилого дома этажностью 24 этажа.
При этом по смыслу статей 30, 41 и 42 ГрК РФ, правила землепользования и застройки как документ градостроительного зонирования, устанавливающий градостроительный регламент, являются первичными по отношении к проекту планировки территории."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 марта 2021 г. N Ф05-2426/21 по делу N А41-105438/2019
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2426/2021
14.04.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3527/2022
05.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2426/2021
03.11.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12692/20
03.07.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-105438/19